Почему люди так сопротивляются переменам? Когда нужно что-то переписать, доработать, попробовать заново? Не так легко начать что-то менять в команде или в проекте, только потому что так решил менеджер.

Поговорим о том, как использовать знания о работе головного мозга, чтобы научиться обходить проблемы на пути к изменениям. Разберём тонкие моменты: что происходит в мозге человека, когда меняется привычное, и как сделать так, чтобы на новое предложение мозг думал: «О, это интересно!», а не «Ой, надоели все!».

Статья написана на основе доклада Анны Обуховой, Agile-коуча и независимого тренера, на TeamLead Conf 2023.

В основе доклада Анны — концепция нейролидерства. В ней исследуется, как мозг функционирует в контексте руководства, включая принятие решений, мотивацию, коммуникацию, управление эмоциями и развитие коллективного интеллекта. Основной постулат гласит, что если мы знаем, как устроен мозг, даже поверхностно, то можем им управлять. Пусть это будет небольшой процесс, но мы будем знать, что включать/выключать, как воздействовать/переставать воздействовать на определённые части мозга, чтобы добиться результата.

От того, как мы предлагаем изменения, ведём процесс, как это воспринимается другими, зависит важная часть результата работы.

Задача Agile-коуча — менять сознание людей, задавать правильный майндсет. Когда человек получает не то, что ожидал, мозг расценивает это как ошибку, а нужно, чтобы воспринимал так: «Мм, интересно получилось. А давайте попробуем ещё по-другому». И был готов идти навстречу неопределённости.

Главное слово в работе с изменениями

Всё, что происходит в нашем организме — это либо удовольствие, либо неудовольствие. Изменения внутри мозга — это удовольствие. 

У человека огромное количество потребностей — пить, спать, размножаться, быть главным в стае, чтобы территория стала больше, иметь хорошие отношения с другими людьми и др. И когда мы удовлетворяем одну из этих потребностей, организм даёт нам «конфетку» из нейромедиаторов. Их иногда называют гормонами счастья — дофамин, серотонин, эндорфины. Это приятные вещества, за которые организм говорит: «Ты идёшь туда, куда надо! Кайф!». При этом потребностей у нас очень много, а изменения — одна из ведущих потребностей организма.

При этом, когда мы остаёмся в настоящем, никуда не идём и никак не меняемся — это тоже огромный кайф. Реализуется потребность в защите и потребность знать, что происходит. Получается баланс между двумя этими потребностями:

  • удовольствие от нового;

  • удовольствие от настоящего.

Когда мы приходим к команде и в лоб говорим: «Мы всё делали неправильно, давайте делать по-другому!», то как будто добавляем неочевидное удовольствие в будущем, но отбираем у мозга удовольствие от настоящего. 

Что делает мозг? Крепко вцепляется: «У меня собираются что-то отнять!». Он не отдаст это никогда и будет стоять до последнего. Тем самым мы получаем большее сопротивление к изменениям, чем могли бы. Попробуем изменить баланс.

Сначала посмотрим, где конкретно живёт удовольствие от настоящего и где — удовольствие от будущего. 

Удовольствие от нового

Новое — это всегда исследование. Все мы заинтересованные, предназначенные для того, чтобы изучать неизвестное, потому что у нас есть к этому предрасположенность:

  • Ориентировочный рефлекс.

Живёт в разделе мозга, который называется «четверохолмие». Что-то рыкнуло сзади, пошевелилось — это запускает стрессовую реакцию, чтобы подготовиться к изменению. Но мозг точно также даёт конфетку: «Молодец! Заметил тигра сзади, продолжай так делать!». 

  • Поисковое поведение.

Человек заходит в зал и осматривается, как кошка в комнате: «А вот здесь угол… там стена… а здесь ещё что-то…», и так переприсваивает себе территорию. Мы получаем огромный кайф от того, что расширяем её. Этим занимается энторинальная кора — часть гиппокампа, центра памяти. 

  • Манипуляции с предметами.

Маленькому ребёнку родители покупают куклу или машинку и думают, что сейчас он будет с ней играть. Будет? Конечно — колесо в одну сторону, голова в другую: «Зачем ты сломал машинку?!». А он её не ломал, а исследовал, как она устроено, как работает, почему не работает, где баг? 

«Понять, почему не получилось» — огромный кайф для организма. За манипуляцию с предметами отвечает передняя поясная извилина, которая, кстати, отвечает ещё за эмпатию, взаимодействие с другими людьми и возможность смотреть на ситуацию со стороны.

Когда мы разбираем с командой, что сделали, почему так случилось, откуда это взялось, как это работает, мы получаем кайф от нового. Но при этом мы точно также испытываем кайф от настоящего.

Цикл привычки

У наших привычек есть циклы.  Пример с дрессировкой животного. Мы говорим собаке: «Рэкс, сидеть!». Пёс озирается, ему непонятно, что хочет человек. А когда садится, получает вкусняшку. Рэкс задумывается: «Окей, что-то я сделал, чтобы эту вкусняшка получить. В следующий раз говорим: «Сидеть!», и собаке в мозг пришли волны, обработались. Рэкс вспоминает, что делал, когда был такой же сигнал и получил вкусняшку, поэтому садится. Мы даём ему ещё вкусняшку. А потом уже ничего не даём, но собака продолжает выполнять команду. Правда, она продолжит хотеть и ждать вкусняшку и дальше.

Когда человек достаточное количество раз сделает одно и то же действие на одинаковый стимул, случается волшебство и мозг начинает его вознаграждать — даёт нейротрансмиттеры удовольствия за сам факт выполнения привычки. Получается, что когда мы переходим в новое, мы отбираем кусочек удовольствия от привычки. А нам нужно сделать так, чтобы не отбирать и лишний раз не пугать, чтобы интерес к новому перевесил. 

Но тут скрывается ещё одна проблема — на новое требуется энергия.

Сколько энергии нужно для изменений

Если энергии мало, организм категорически не хочет меняться. Изменение происходит только в безопасности, когда нет другого выхода. На рисунке это красная полоса.

Потом начинается интересное — розовая часть, когда если все побежали, то я побегу только ради того, чтобы ради безопасности остаться в коллективе, или просто делаю, как принято. 

Для того, чтобы захотеть или заинтересоваться изменениями, нужно оказаться в жёлтой зоне. Там изменения ведут к личным целям. Также в этой зоне находится большинство людей, которые видят необходимость и предлагают что-то изменить.

Чтобы придумывать новое, менять мир, вносить серьёзные изменения в то, что происходит, нужно находиться в зелёной зоне. Очень небольшое количество людей находится в этом месте, большинство команд в лучшем случае в зоне 35-45%. Они вроде и не против изменений, но хотят  помедленнее, «не сейчас», и спрашивают «а точно ли это нужно». А если вдруг им не так чётко это изменение предложили, нарастает критическое сопротивление.

Почему так происходит? Дело в том, что на привычное нужна энергия.

Энергия на привычное

За энергию на привычное отвечает область мозга, где живут привычки — стриатум или полосатое тело. На схеме это голубой кусочек, там и оптимизируется энергия. 

Мы делаем привычное автоматически. На старте действия мозг ещё работает, но когда понимает, что это привычное дело, то честно выключается — не использует ни сахар, ни кислород, электрические сигналы нормально не проходят. Потом он снова включается, чтобы зафиксировать результат и понять, что за время бездействия, его не съел тигр, и он все ещё находится в безопасности. 

А за новое отвечает участок мозга, который ответственен за многие мыслительные функции — внимание, силу воли, логическое мышление — префронтальная кора.

Префронтальная кора — это одна из четырёх частей, помимо глаз, сердца и почек, которые требуют максимального количества энергии. В результате привычное действие занимает 1N энергии и находится рядышком с центрами выработки энергии, где хорошая оптимизация. Но это же действие, если оно для человека новое или происходит в новых условиях, потребует в девять раз больше энергии.

То есть, чтобы склонить человека к изменениям, нужно подать такую выгоду и силу удовольствия, чтобы он реально на это пошёл.

Принцип сохранения энергии

Если вспомнить системы 1 и 2 Канемана, то больше не кажется удивительным, что 95% решений мы принимаем из системы 1. Она привычная, требует 1N энергии, просто потому что у нас нет 9N энергии на всё подряд.

Центры управления системами «За» и «Против» изменений в головном мозге

Давайте смотреть, какие части мозга выступают как препятствие и поддержка для изменений. И как это проявляется на уровне физиологии.

Против изменений

Препятствия изменениям возникают из-за активности четырёх областей: миндалины, стриатума, хабенулы и энторинальной коры.

Миндалина, или миндалевидное тело играет важную роль в обработке страхов и сильных эмоций. Эта область мозга часто называется «центром страха», и если она повреждена, страх у человека может полностью отключиться. Миндалина также не переносит неопределённости и начинает нервничать, когда возникают неясные ситуации. Она реагирует на уровень гормона тревожности — кортизола, и блокирует передачу нейротрансмиттеров, которые активируют префронтальную кору и помогают нам планировать будущее. «Сначала мы убежим от опасности, а затем уже будем строить планы».

Стриатум — область, которая отвечает за управление привычками. Она является своего рода их хранилищем. Когда мы пытаемся изменить сразу много привычек, стриатум сопротивляется.

Хабенулаобласть мозга, которая оценивает вероятность успеха и неуспеха. «Мы облажаемся при всех и меня выгонят из стаи? А там сидит саблезубый тигр, и меня сейчас съедят?!». Хабенула сотрудничает с миндалиной, помогая ей сдерживать выделение дофамина — нейротрансмиттера, который активирует префронтальную кору и поддерживает наш интерес к будущим возможностям.

Энторинальная кора — это часть мозга, которая помогает определить направление и принять решение о том, куда пойти и кого привлечь. Если мы постоянно меняем географическое местоположение или слишком часто меняем планы, эта область требует приличного количества энергии, и ей это может не нравиться.

За изменения

Дофамин — отвечает за интерес к новому.

Это нейротрансмиттер удовольствия, предвкушения и мотивации — «Что я получу, когда что-то сделаю». Дофамин активирует префронтальную кору и помогает нам создать модель будущего, сфокусироваться на цели и преодолеть преграды для её достижения. Он также отвечает за наш интерес в будущем и возможность действия. 

Четверохолмие — отвечает за ориентировочный рефлекс.

Гиппокамп — ответственный за поисковое поведение. Например, знакомая/незнакомая территория.

Вентральная область покрышки — то место, где живут потребности и предвкушение результата.  Когда мы задаём себе вопросы: «Отвечает ли это моим потребностям? Я хочу этого или не хочу? И что я получу, когда это сделаю?». И тогда дофамин вырабатывается и нам нужно его доставить в префронтальную кору. Но не так всё просто. Нужно, чтобы миндалина, которая может заблокировать весь процесс, пропустила его, и дофамин оказался в прилежащем ядре.

Прилежащее ядро — это область, где происходит мотивация к действию, подобно весам. Здесь мы оцениваем, что получим, что потеряем и сколько энергии потребуется. Если весы не склоняются в пользу изменений, организм решает: «Нет, не будем меняться, это невыгодно».

Всё, что выше, происходит пока ниже уровня осознания.

Поясная извилина — отдел, в котором формируется понимание и знание того, как надо делать и как не надо. Когда мы понимаем задачу, у нас появляется интерес и мотивация её решить.

Префронтальная кора — отдел мозга, который формирует модель будущего и даёт нам возможность двигаться и совершать действия в этом направлении.

Важно подчеркнуть, что если система «Против изменений» — это процесс, который может не пустить. А если система «За изменения» — это процесс, который нужно подтолкнуть в нужную сторону.

Как управлять системой «Против изменений»

Посмотрим, как мы можем снизить аффект в системе, которая против изменений.

Есть две системы: «мне страшно» или «мне интересно». Но кто в доме хозяин? Маленькая миндалина в половину ногтя мизинца — огромный центр силы, или другой центр силы — префронтальная кора, которая занимает почти половину мозга?

Что работает в данном случае?

Ниже кривая изменений, на которой видно, что сначала нам вроде бы страшно, а потом становится всё интересней. Это происходит, когда мы отдаём предпочтение префронтальной коре в ущерб миндалине. 

Другие две системы: «перемены» или «переход»?

Перемены — это конкретное направление или план действий, когда мы точно знаем, куда идём. 

Переход — это внутренняя биологическая сущность человека, которая не хочет меняться и может сопротивляться изменениям.

SCARF-модель 

SCARF-модель (Status, Certainty, Autonomy, Relatedness, Fairness) — это модель, разработанная Дэвидом Роком, которая описывает пять основных потребностей человека, влияющих на их поведение и реакцию на различные ситуации. Каждая буква в аббревиатуре SCARF соответствует одной из этих потребностей: статус (S), определённость (C), автономность (A), принадлежность (R), справедливость (F).   

Институт нейролидерства изучал, что мотивирует людей к изменениям и действиям. Выяснилось, что есть несколько основных потребностей, и если они не удовлетворяются, то мозг говорит: «Нет, я не пойду туда, мне будет там плохо, там не удовлетворятся мои основные потребности!». Соответственно, мы получаем пять страхов:

  1. Статус. 

На недостижение или потерю статуса реагируют миндалина со страхом угрозы и хабенула с риском облажаться. 

  1. Определённость.

Чем понятнее обстоятельства — почему мы, почему именно в такие сроки, почему вообще этим надо заниматься — тем меньше страха. Этим управляют стриатум, ответственный за сомнения, и энторинальная кора, определяющая направление и приоритеты.

  1. Автономность.

Здесь снова реакция страха из-за миндалины. Чем больше мы можем сами определять, что и как будем делать, тем больше для мозга это воспринимается как награда, а не как угроза.

  1. Принадлежность.

Это ощущение того, насколько мы принадлежим какой-то группе или сообществу, и насколько наша деятельность и вклад ценятся другими. В таком контексте хабенула, которая отвечает за риск провала и исключения из стаи, начинает напрягаться.

  1. Справедливость.

Когда мы задаём себе вопрос, справедливо ли изменение, которое нужно сделать, может напрячься миндалина (мои интересы не учтены), и стать препятствием.

Как измерить потребность

Пять базовых потребностей лежат в основе SCARF-модели и каждую можно оценить в баллах.

Удовольствие. Если в словах, которые мы используем, предлагая изменения, подчеркивается высокий статус, или если статус повысится в процессе, то потребность удовлетворяется и мозг сдвигается в сторону удовольствия. Добавляем 1 или 2 балла. 

Избегание. Если в словах подчеркивается низкий статус, или в результате выполнения задания статус будет снижаться, то вычитаем 1 или 2 балла, в зависимости от степени снижения. Эти числовые оценки субъективны. 

Аналогично считаем баллы для остальных потребностей. А далее на двух примерах посмотрим, как разные слова воздействуют на части мозга, выступающие против изменений. 

Кейс 1. Коммуникации внутри команды

Давайте посмотрим на пример сообщения и проанализируем его с позиции того, что происходит с потребностями и как отражается на SCARF-модели.

«Вася, когда ты опоздал вчера на стендап и не предупредил, вся команда ждала тебя и не смогла обсудить вопрос. В следующий раз предупреди, если задерживаешься, мы оставим тебе стикер с вопросами».

Это довольно жёсткое и сухое сообщение. Вася налажал, сделал всем плохо, надо сделать по-другому. Здесь никто не пугает, нет никакой слащавости — всё конкретно.

Разложим сообщение по модели SCARF.

Статус +1

В довольно простом и нейтральном сообщении минимум четыре раза подчеркивается Васин статус. Это уже кусочек удовольствия:

  • Вася важный — «Вся команда ждала тебя».

  • Команда не смогла обсудить вопрос без Васи. Если сказать: «Мы тебя ждали, но без тебя решили», статус бы сразу упал.

  • «Оставим тебе стикер с вопросами» — это значит, что есть вещи, которые, даже если ты предупредишь, всё равно без тебя не решат.

  • И вообще начальство не опаздывает, оно задерживается.

Определённость +1

В сообщении чётко понятно, что Вася сделал не так и что делать дальше:

  • «Опоздал вчера на стендап и не предупредил».

  • «В следующий раз предупреди» — это чёткий приказ.

  • «Оставим тебе стикер с вопросами».

Автономность 0

Для посыла к автономности Васи здесь есть и в плюс, и в минус:

  • +1: Мы не запрещаем опаздывать и не говорим, как решать вопросы.

  • -1: Конкретный приказ — просто предупреди.

В итоге по этой потребности получаем ноль. Но есть интересный момент. Можно было сказать не просто «предупреди», а «напиши Кате за 10 минут в WhatsApp, что ты опаздываешь». Такое сообщение повысит определённость, но снизит автономность. У Васи может возникнуть ощущение, что ему приказывают, запрещают или ограничивают — то, что Павлов называл инстинктом свободы. Это может вызвать сопротивление, хотя мы не знаем, насколько сильным оно будет. И если мы уведём хотя бы одну потребность в минус, то возникнет внутренний конфликт между двумя системами: одна поддерживает изменения, а другая — против.

В данном случае, если мы устанавливаем автономность на 0, а определённость на +1, то одна система поддерживает нас, а другая не против. Поэтому, чтобы избежать противоречий между двумя системами, лучше стремиться достичь баланса, где обе системы находятся в нуле и выше.

Принадлежность +1

Какие слова подкрепляют потребность в принадлежности:

  • «Команда» и контекст, где она не может без Васи. 

  • «В следующий раз…».

Команда как будто говорит: «Ты налажал, сделал команде плохо, мы тебя не любим, но следующий раз будет, мы прямо сейчас тебя не выкидываем». В основе обратной связи, которую мы даём, чтобы человек захотел измениться, что-то переделать, лежит понятие «power of yet». Это про силу «пока», временность негативного состояния и то, что следующий раз будет.

Справедливость +1

Справедливость взялась из конкретики и определённости: человек опоздал, было последствие, в следующий раз ему нужно сделать по-другому, и вот что он получит в результате. Изменение соответствует причине. Можно было бы усилить и сказать, что это общее правило для всей команды. Но если обозначить, что это общее правило для всей команды, то сразу понизится статус: «Вася, ты нужный, ты важный, без тебя никак, но веди себя как все!». 

Ещё один кейс рассмотрен в видео с конференции:

Итак, у нас есть система против изменений и система за изменения, но главное — сохранить удовольствие, натуральный интерес, внутренний кайф. Они бывают от нового и бывают от старого. Перебалансировав своим сообщением так, чтобы всё пошло, скорее, в новое, мы помогаем мозгу людей меняться — меньше сопротивления, больше интереса.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Выводы

Управление изменениями — процесс затратный как для менеджера, так и для команды или отдельных людей, которым нужно что-то поменять. Необходима энергия, правильные слова, а также знания о том, как устроена физиология человека и какие отделы головного мозга могут нам мешать и помогать на пути к поиску решений. 

Против изменений выступают отделы мозга, которые отвечают за обработку страхов, сильных эмоций, привычек, оценку вероятности потерпеть неудачу и пространственную ориентацию. 

В пользу изменений выступают отделы, которые отвечают за интерес к новому, изучение незнакомой территории, предвкушение результата, мотивацию решать уже знакомые задачи, модель будущего и желание её придерживаться. 

А модель SCARF, исследованная институтом нейролидерства, позволяет измерить величину потребности в изменении и управлять ею при помощи правильных слов, которые формируют нужную мотивацию.

Комментарии (15)


  1. IvanSTV
    11.07.2023 09:47
    +7

    Наитипичнейший пример вульгарного материализма - а конкретней, биологизма в поведении. Выводить социальное поведение из нейрофизиологических динамик можно только если с психфака выгнали после второго курса. Если посмотреть любую часть ваших рассуждений, то человек не более чем биомашина, что, во-первых, принижает его субъектность, а во-вторых, упрощает до полной потери его социальность.

    Социальность не сводится, как автор считает, к "все побежали, и я побежал". Социальность - это имманентное свойство, а потому побежали не абстрактные "все", а очень конкретные с очень определенными характеристиками, и вопрос о безопасности совместного бега отнюдь не однозначен. как указано в примере. Например, если эти все побежали драться с ОМОНом, то боюсь, что нормальный человек оценит это действие не настолько однозначно. Содержание изменений вообще в статье опущено и его нигде не присутствует. Вне зависимости каковы будут изменения - будут ли при приходе на работу давать шоколадку или сажать на кол, то все равно:

    Против изменений выступают отделы мозга, которые отвечают за обработку страхов, сильных эмоций, привычек, оценку вероятности потерпеть неудачу и пространственную ориентацию. 

    В пользу изменений выступают отделы, которые отвечают за интерес к новому, изучение незнакомой территории, предвкушение результата, мотивацию решать уже знакомые задачи, модель будущего и желание её придерживаться. 

    Медикам и биологам вообще нельзя касаться СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, а если касаться. то необходимо серьезно разобраться в первую очередь, не в проблеме работы дофаминовых рецепторов, а в функционировании социальных механизмов, и потом уже в этом контексте приступать к нейрофизиологии.

    Вопрос "измениться" поставлен абстрактно, и потому статья бесплодна и бессмысленна. Измениться КУДА? В КАКУЮ СТОРОНУ предлагает автор? Строго говоря, шизофрения, деменция, паралич, деградация социального поведения в асоциальное - это тоже ИЗМЕНЕНИЕ. Точно уверены, что эти изменения будут проходить по описанным механизмам?

    Все, что из статьиможно выцепить - это то. что некоторое "изменение" социальных условий вызывает в мозгу нейрохимические реакции. И на этом вся польза заканчивается, потому что нейрофизиология описана для ЧАСТНЫХ случаев социальных изменений. а само понятие "изменение" берется абстрактно, то есть. расширительно.

    Типичный случай, что статья есть, описание есть, а научного выхлопа ноль, и читатель более запутывается в проблеме, чем проясняет ее для себя.


    1. BigBeaver
      11.07.2023 09:47
      +1

      Измениться КУДА? В КАКУЮ СТОРОНУ предлагает автор?
      И главное — ЗАЧЕМ?


      1. MockBeard
        11.07.2023 09:47
        +3

        Это же очевидно, чтобы энергично и с удовольствием достигать целей начальства.


    1. quarus
      11.07.2023 09:47

      Вульгарный материализм никуда не денется, но некоторые вещи из него работают (хотя, зачастую они не материалистичны)... их можно попытаться использовать.

      Для меня польза данной статьи - возможность поддержки собственной мотивации в ключе о котором я и не думал, но практических рекомендаций "что делать" я не увидел... м.б. будет продолжение.


    1. dolovar
      11.07.2023 09:47

      Наитипичнейший пример вульгарного материализма

      Поддержу. Набор чрезмерных упрощений и мифов, посыпанный сверху научными терминами для пущей авторитетности. Вознаграждения и энергия необходимы, миндалины с гипоталамусом переключают, дофамин за рулем, ученые не дадут соврать, покупайте наши курсы аджайл-нейролидерства.

      Кроме чрезмерно упрощенного взгляда на социальные механизмы разума, статья переполнена кривыми тезисами на разные темы. Взгляд спотыкается чуть ли не на каждом абзаце от начала и до конца статьи.

      Институт нейролидерства изучал, что мотивирует людей к изменениям и действиям. Выяснилось, что есть несколько основных потребностей, и если они не удовлетворяются

      Сотни психологов и сотни менеджеров, ни разу не слышавших ничего про упомянутый институт, изучали мотивацию. Пришли к выводу, что в разуме существуют десятки встроенных и сотни вторичных потребностей, которые мотивируют людей к действиям, к изменяющим в том числе. Даже специально выделяют группу потребностей с условным названием "потребности развития", которые целенаправленно выводят человека из равновесия. Личностные потребности защищают целостность, а потребности развития противодействуют им, чтобы целостность не превращалась в склеп.

      Да, неудовлетворенность потребностей, причем не каких-то там "основных", повышает их приоритет, так что другие потребности могут блокироваться, но это не "что мотивирует", это "что блокирует". И если блокированы естественные потребности развития, то нужно не удовольствие с энергиями повышать, а блокирующие потребности вычислить и удовлетворить.

      модель SCARF, исследованная институтом нейролидерства, позволяет измерить величину потребности в изменении и управлять ею при помощи правильных слов, которые формируют нужную мотивацию.

      Модель SCARF не "исследована институтом", а придумана Дэвидом Роком, который CEO компании NeuroLeadership Institute, поэтому обоснования с подтвержденностью этой "модели" останутся за кадром. И предназначен "шарфик" не для развития коммуникативных навыков и не для преодоления нежелания меняться к лучшему, а для формирования команд.


  1. 0Bannon
    11.07.2023 09:47

    Вот я не сопротивляюсь меняться: изучаю ИТ, хоть и не айтишник.

    А потом к вам на собеседование. Может как в этой статье поможете измениться. )


  1. quarus
    11.07.2023 09:47

    В итоге, остался извечный вопрос: "Что делать?" (особенно, если не хватает энергии)... или планируется продолжение?


    1. dolovar
      11.07.2023 09:47
      +2

      -- Что же делать?
      -- А что нужно сделать?
      -- Измениться. К лучшему.
      -- Чтобы измениться, нужно меняться. Великолепный план. Просто офигенный. Надёжный, как швейцарские часы.
      -- Но что если нет энергии?
      -- Что такое энергия?
      -- Ну, не хочется.
      -- Не хочется делать или хочется не делать? Если первое, то нет желания - нет причин напрягаться, забейте.
      -- Значит, второе - есть какое-то желание перестать. Всякий раз, когда сажусь за учебник, возникает желание бросить это, растет неудовольствие, хочется заняться чем-то другим, но не понятно чем, остается только привычно развлекаться.
      -- Значит, чтобы освободиться для изменений, нужно не фантазировать про энергии, а разобраться с тем "непонятно чем", вычислить и удовлетворить застарелую потребность, которая уже перестала осознаваться, но по-прежнему ворочается и мешает жить.


  1. klopp_spb
    11.07.2023 09:47
    +1

    Почему люди так сопротивляются переменам?

    Да потому, что лично ему они нафиг не нужны. Он достиг своего комфортного состояния, какое бы оно не было. Припечёт - поменяем. Или не поменяем... Но только по своей воле, а не по шиле в заднице какого-то там "бизнеса"


    1. MockBeard
      11.07.2023 09:47

      Уровни мотивации можно соотнести с логической пирамидой Дилтса. А направление этой мотивации задается только двумя способами - морковка спереди или морковка сзади.


      1. dolovar
        11.07.2023 09:47

        Уровни мотивации можно соотнести с логической пирамидой Дилтса.

        Не ученый, а коуч и консультант Роберт Дилтс рисовал эту пирамиду в рамках развития НЛП, которое считается далеким от науки направлением, мягко говоря. Выглядит красиво на презентациях, но теоретическая и практическая польза сомнительна, мягко говоря.

        направление этой мотивации задается только двумя способами - морковка спереди или морковка сзади

        В дереве "теорий мотивации" группа "инструментальных" теорий начинается с доклассических "кнута и пряника", после которых открыли много чего другого. Даже менеджеры отмечают, что кнут и пряник подходят для стимулирования только начинающих, слабых, неуверенных в себе работников. Сильных же специалистов эти примитивные инструменты способны лишь демотивировать - заслуженное самоуважение сильного специалиста не потерпит кнута, и привычные пряники давно не считаются целью.

        Когда "морковки" не работают, в поисках новых стимулов менеджерам приходится переходить к пирамидам (Маслоу, Альдерфера, Хаббарда, Дилтса и т.д.), каждая из которых является чрезмерным упрощением, а не отражением реальности. Не говоря уже о том, что стимулы - это вообще не потребности. Могут влиять на мотивы, но не являются основой мотивов.


        1. MockBeard
          11.07.2023 09:47

          Как упрощенная модель, любая из перечисленных пирамид работает. К сожалению, любая модель отражает свой кусочек реальности. К счастью, реальная мотивационная модель человека безумно сложна, иначе еще какие-нибудь древние шумеры разобрались бы с ней и построили стабильную схему управления обществом.

          "Не говоря уже о том, что стимулы - это вообще не потребности. Могут влиять на мотивы, но не являются основой мотивов." - согласен.


          1. dolovar
            11.07.2023 09:47

            Как упрощенная модель, любая из перечисленных пирамид работает.

            Работает всё, даже камень у подножия горы. Вопрос не в том, работает ли, а в задачах, которые позволяет решить, желательно без побочных последствий.

            К сожалению, любая модель отражает свой кусочек реальности.

            Несовершенство мироздания - это не повод брать на вооружение худшее из наличного.

            реальная мотивационная модель человека безумно сложна, иначе еще какие-нибудь древние шумеры разобрались бы с ней и построили стабильную схему управления обществом

            Если шумеры не разобрались, то не факт, что там что-то безумно сложное. Сложнее простого, но ничего принципиально непознаваемого пока не видно. И мотивация человека слабо соотносится к управлению обществом - у организаций другие наборы потребностей, целей, стимулов и способов действия. Иначе и подверженность манипуляциям и принуждению можно было бы записать в естественные механизмы, для которых нарисовать соответствующие потребности.


  1. dsh2dsh
    11.07.2023 09:47
    +1

    Когда нужно что-то переписать, доработать, попробовать заново?

    Может быть потому, что люди это уже неоднократно проходили и сразу видят, что это не имеет смысла, что это имитация деятельности.


  1. kost_tr
    11.07.2023 09:47

    Мне кажется люди сопротивляются изменениям так как банально не видят результатов от этих изменений?

    Может видят, что за красивыми "изменениями" объем работы только растет?

    За разного рода "фасилитаторами" не видят результата их деятельности, но видят дополнительную нагрузку?

    И вы конечно извините, но под соусом с картинками про энергию и элементы мозга человека проталкивать причины своих неудач (не в плане ваших личных, уверен у вас всё отлично) в рамках внедрения и получения реальных результатов - это уже за гранью добра и зла