Прорисовка носа спасает от кинетоза


В пятидесятых годах прошлого века в ВМС США был создан симулятор для обучения пилотов вертолётов. Пользователям предлагалось оторваться с поверхности, совершить полёт и садиться. И всё это без необходимости летать на самом деле, что значило меньше рисков для жизни людей. Но по какой-то причине значительная доля пилотов испытывала тошноту при виртуальных полётах. Это было похоже на обычную морскую болезнь или укачивание, симптомы включали головокружение, тошноту, повышенное потоотделение, потерю ориентации.

Это, наверное, первое проявление болезни симуляции в истории. Полвека спустя ничего не изменилось, и однозначного противодействия не найдено. Огромное количество новых обладателей очков виртуальной реальности Oculus Rift испытывают абсолютно те же симптомы: на официальном форуме есть обсуждения, а проблему признаёт и сам производитель. Пользователи предлагают разнообразные решения, есть даже рекомендации выпивать несколько бутылок пива перед тем, как надевать шлем. Исследователи Университета Пердью нашли более простой способ ослабить эффекты болезни симуляции: они предлагают прорисовывать нос.

За ощущения отвечают сразу несколько систем восприятия: это общее осязание и ощущение положения тела или соматосенсорная система, заполненные жидкостью трубки в ухе — вестибулярный аппарат, наконец, это глазодвигательный аппарат, мускулы, которые управляют движением глазных яблок. Как объясняет Дэвид Уиттингхилл, доцент кафедры технологий компьютерной графики Университета Пердью, движения тела не совпадают с тем, что происходит в поле зрения глаз, и это не по нраву нашему мозгу. Если глаза не видят движения, а тело движется, то нас может укачивать; если же вестибулярный аппарат уверен, что тело неподвижно, а глаза говорят об обратном, происходит тот же процесс.

Для борьбы с болезнью симуляции был использован факт того, что при наличии неподвижных объектов в поле зрения человека эффекты кинетоза становятся слабее. Этими объектами могут быть приборная панель автомобиля, кабина самолёта или виртуальный нос. Последнее куда более универсально и подходит для почти любых видеоигр. Идея вставить по центру виртуальный нос принадлежит студенту Брэдли Циглеру.

Скрытый текст

Исследования действительно подтвердили, что nasum virtualis снижает эффект болезни симуляции. В тестах принимали участие 41 испытуемый, они выполняли действия разной степени интенсивности в различных приложениях с использованием шлема виртуальной реальности. К примеру, одни изучали интерьеры особняка, другие катались на «американских горках». Одни пользователи играли с виртуальным носом, другие без него. Удивительно, но при этом испытуемые не замечали нос. Почти все сильно изумлялись, когда после экспериментов им рассказывали об объекте в поле зрения шлема виртуальной реальности.

Анализ показал, что в среднем пользователи с носом изучали особняк без симптомов кинетоза на 94,2 секунды дольше, а на аттракционе нос помогал ехать без признаков болезни симуляции на 2,2 секунды дольше. Последнее объясняется тем, что демка с поездкой в вагонетке куда более насыщенная, поэтому укачивать в ней начинает быстрее. Также она просто короче. Уиттингхилл говорит, что двухсекундный прирост был достаточно уверенным. Изучение особняка не настолько интенсивное, но со временем признаки морской болезни начинают проявляться и там, и эти 94 секунды — большое достижение.

Скрытый текст

Исследователи полагались не только на ощущения самих испытуемых, также замерялась электрическая проводимость кожи для определения уровня потоотделения — побочного индикатора болезни симуляции. Различия также показали превосходство виртуальной реальности с носом.

Исследование продолжается. Уиттингхилл заявил, что целью является выработка полностью прогнозирующей модели, которая позволит предсказывать на основании индивидуальных данных ожидаемый уровень укачивания для любого человека. Возникают также вопросы о цвете кожи виртуального носа, его положении и размере. Ответы могут быть важны для будущего шлемов по типу Oculus Rift: как говорит сам Джон Кармак, людям нравятся демонстрации очков, они покупают комплект, пробуют его дома, затем начинается рвота. А если вышедший продукт никому не понравится, то виртуальная реальность быстро потеряет свою привлекательность и вновь станет неинтересным провалом родом девяностых.

По материалам ReadWrite, Wired и Purdue News.

Комментарии (38)


  1. SLY_G
    20.04.2015 20:48
    +16

    Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр… », что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое, стоявшее на столе, зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но к величайшему изумлению увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? кажется, не спит. Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!.. Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру.


    1. Sergey-S-Kovalev
      21.04.2015 07:51
      +6

      Не припомню такого в родовой истории ^_^


  1. m0Ray
    20.04.2015 23:20
    +2

    Из глубин памяти о юморе фидошных эх мутным пузырём всплыло слово «ВЫДУБОД». Расшифровывалось оное как «Вызванная DOOM-ом болезнь движения». Однако, до сих пор актуально.


    1. speakingfish
      20.04.2015 23:48

      Привычка выходить боком из-за угла тут не при чём. Да и в этой привычке, связанной с достижением максимального обзора в любом положении, больше пользы чем вреда.
      А тут дело в самоосознании. Неприятно быть бестелесным призраком. Нужно за что-то глазом зацепится.


      1. kraidiky
        20.04.2015 23:55
        +4

        Наличие телесности, кстати, в виде комара перед собой, которым ты управляешь так же значительно снижало тошноту. Проверено на себе, так сказать, в процессе создания симулятора оного комара.


      1. m0Ray
        21.04.2015 01:33
        +6

        А речь не о привычке стрейфиться. Покачивающиеся движения при ходьбе в DOOM реально вызывали головокружение и тошноту у некоторых.


  1. amarao
    20.04.2015 23:50
    +3

    Я давно научился все эти «3Д картинки» (как в посте) сводить глазами в 3D без помощи вспомогательных устройств.

    Но вот этот нос — он реально всё ломает. Вроде бы и свёл, а эта штука — совсем не в тему и всё портит.

    Через пять минут я таки свёл, но оно норовит разъехаться, особенно, когда освещение на носу меняется.


    1. withoutuniverse
      21.04.2015 00:14
      +1

      Так в этом и суть, закройте левый глаз и посмотрите, где нос. Повторите с правым глазом. На картинке конечно, нос крупноват, но суть понятна.


    1. freuser
      21.04.2015 10:06
      +1

      Я свёл довольно легко, и удерживалось хорошо, но вот сама картинка в сведённом состоянии кажется где-то раза в 1,5-2 уже, чем если смотреть на каждую половинку отдельно. Как в замочную скважину смотришь — вроде всё видно, но очень уж мелко. Особенно на горках хорошо заметно — не разводя «стерео», глянуть на любую боковую картинку. А сам нос — он полупрозрачный получается и при небольшой тренировке такие детали игнорируются автоматом.


    1. equand
      21.04.2015 11:03
      +1

      Проблема с виртуальным носом в том, что наш мозг подсознательно его пытается спрятать, поэтому если на нем не концентрировать внимание, да даже если концентрировать, он «мигает», реализовать такое в 3д нереально, потому что этот расчет производится в подсознании.

      Если глаз один закрыть размытый нос всегда будет там.


    1. tFirma
      21.04.2015 11:52
      +2

      А мне норм. Но нос все же должен быть размытым.


    1. fshp
      21.04.2015 14:58
      +1

      Потому что вы видите нос каждым глазом с обоих ракурсов. В очках такого не будет.


    1. AllexIn
      21.04.2015 18:09
      +2

      Это болезнь всех кто с Стерео Эффектом работает. :(
      С одной стороны начинаешь видеть 3Д без дополнительных приборов…
      С другой — мозг перестрает воспринимать 3Д через приборы, т.к. учится определять фейки. :(


  1. nochkin
    21.04.2015 05:40
    +14

    После этого я стал замечать свой настоящий нос. Он теперь постоянно мне мешает и не даёт сфокусироваться на реальных событиях вокруг.
    Как это вылечить? Отрезать нос не предлагать.


    1. brzsmg
      21.04.2015 07:30
      +2

      У меня тоже началось, постоянно ловиться фокусом. Думаю само собой пройдет к вечеру.


    1. neochapay
      21.04.2015 08:29
      +10

      пока не прочёл данный комментарий синдром отсутствовал!


    1. webportal
      21.04.2015 12:36
      +2

      Всю жизнь видел нос. Иногда бесит. Особенно когда глаз выцепляет на нём родинку, а ты про неё уже забыл и пытаешься стереть её)))


    1. bachin
      21.04.2015 16:21
      +3

      Отрастите бороду.
      Когда вас снова беспокоить нос — вспоминайте кладете ли вы бороду на одеяло или под одеяло.
      Это позволит отвлечься от проблем с носом :)


      1. nochkin
        21.04.2015 16:42
        +1

        Кстати, борода есть. Зимой кладу под одеяло, летом — на одеяло, а весной кладу на тумбочку.


    1. slonopotamus
      21.04.2015 20:10

      Эээ… А его как-то можно не замечать? Вы еще скажите, что платье черно-синее.


      1. nochkin
        21.04.2015 22:10
        +1

        Платья не существует. Король голый.


  1. Torvald3d
    21.04.2015 09:37
    +2

    А что если вместо носа рисовать другую фиговину? На сколько я понял, достаточно расположить какой-нибудь статический объект в поле зрения, главное, чтоб особо не мешал и менял освещение в зависимости от окружения.


    1. Antibug
      21.04.2015 12:04
      +7

      image


      1. m0Ray
        21.04.2015 12:33
        +1

        Вот как раз в DOOM пушка не была статичной, при движении она качалась, чем только усиливала эффект. См. выше про «ВЫДУБОД».


  1. freuser
    21.04.2015 10:22
    +4

    на аттракционе нос помогал ехать без признаков болезни симуляции на 2,2 секунды дольше. Последнее объясняется тем, что демка с поездкой в вагонетке куда более насыщенная, поэтому укачивать в ней начинает быстрее.
    А может, просто тем, что и без носа имеется практически неподвижный объект перед глазами — край вагонетки? Руки в доме все-таки меньше размером и больше колышутся.

    Кстати, интересно, никто не пробовал эмулировать зрение травоядных?
    Зайца: image или лошади: image
    Думаю, там головокружение будет похлеще. Но и выигрыш будет больше для всяких телохранителей и регулировщиков на перекрестках.


    1. tFirma
      21.04.2015 11:56
      +4

      Depth Perception
      image


      1. mayorovp
        21.04.2015 13:02
        +1

        Это немного другое. В этой картинке меняются не сектора зрения — а расстояние между глазами.


    1. bachin
      21.04.2015 16:34
      +1

      > Кстати, интересно, никто не пробовал эмулировать зрение травоядных?

      Сейчас не могу найти, но вроде мелькало, что какой-то чел (вроде как учитель?) сделал себе в один глаз «камеру заднего вида».
      В принципе, результат «зайца», «лошади» и «автомобилиста» предсказуем — за какое-то время (по-моему несколько недель или месяцев) мозг полностью к этому адаптируется. Потом придется отвыкать.

      Проблемой может быть лишь то, что из-за неравномерного распределения нейронов и фотоэлементов у нас будут проблемы с наблюдением того, что перед нами. А то, что находится в зоне видимости одного глаза будет трудно оценить по расстояниям.

      Следущий вопрос — а что если человеку в каждый глаз транслировать обзор на 360°?
      Да, придется привыкать к этому долго (а может и учиться с детства), зато какой простор фантазии для использования такого рода «мутантов» открывается! Можно вдвое сэкономить на охранниках в супермаркетах!


      1. ssneg
        22.04.2015 10:24
        +1

        И добавить в спектр радио- и гамма- диапазоны!


      1. AllexIn
        23.04.2015 10:56
        +1

        Мозг вскипит. Пробовали уже добавлять дополнительные каналы… Падает концентрация и быстрее приходит усталость.


  1. DISaccount
    21.04.2015 11:07
    +4

    А если вышедший продукт никому не понравится, то виртуальная реальность быстро потеряет свою привлекательность и вновь станет неинтересным провалом родом девяностых.

    Опять останется с носом.


  1. Darthman
    21.04.2015 12:21
    +1

    Посмотрел на гифки перекрестным взглядом. 3Д, естественно, вижу. А вот нос получился слева и справа по кусочку :) Для подобного рода стереопары надо нос рисовать по краям, а не в центре.


    1. dead_undead
      21.04.2015 12:56
      +2

      ага, точно, нос с краю. Забавно =)


      1. Mort
        21.04.2015 14:19
        +1

        Белее того, еще немного виден и свой собственный.


    1. Starche
      21.04.2015 14:35
      +1

      Нос расположен правильно, почти точно так же как мы его видим в реальной жизни — двумя полупрозрачными кусочками по краям сбоку от центрального поля зрения.


      1. Darthman
        21.04.2015 15:10
        +2

        Вы учтите, что при перекрестном просмотре таких вот стереопар правый кадр для левого глаза и левый для правого.
        Таким образом мы получаем правую половинку носа мы видим ЛЕВЫМ глазом с левой стороны, а левую половинку носа мы видим ПРАВЫМ глазом и с правой стороны.


        1. Starche
          21.04.2015 15:12
          +1

          Теперь дошёл смысл вашего комментария, спасибо


    1. mayorovp
      22.04.2015 06:20
      +1

      По идее, эту пару картинок надо просматривать другом способом. Вам при перекрестном просмотре не кажется, что фон перед объектами находится?