Поднимите руки те, кто никогда в жизни не косячил. Лес рук. Вот именно. Каждый из нас хоть раз делал что-то не так, в том числе и мы с агентством: неправильный договор, работа с доисторической книгой, неучтенки…и это лишь малая часть. А потому мы не стесняемся об этом открыто говорить. Подробнее о каждом факапе ‒ внутри.
Привет! На связи Дмитрий Шестаков и моя коллега Анастасия Маленок. Мы поговорим о том, что обычно стараются скрыть в самый дальний ящик… о факапах.
Как здорово, что мы не в инстаграме, иначе пришлось рассказать о том, как команда из 25 человек в 5 утра выпила смузи, пробежала 10 км и разработала самые успешные сайты во вселенной!
Вместо этого расскажем, с какими проблемами сталкиваемся на проектах и как из этого выходим. Никакого болота уныния, только опыт.
Факап номер раз. Бюрократия vs Свободные творцы или руководство, как своим примером подтвердить фразу «без бумажки ты…»
У нас появился проект про металлопрокату. Заказчик душка, задачи интересные. Берем в работу и радуемся.
Счастье было скоротечным…
Договор и приложение к нему составлял менеджер по продажам. Он был под таким сильным впечатлением от сделки, что забыл включить в разработку сайта программиста. Соответственно ‒ ни денег, ни часов на него заложено не было.
А программист ‒ это вам не хухры-мухры. Хлеб хочет не только с маслом, но еще и с колбасой.
Благо, у нас есть штатный программист отдела SEO (спойлер, отдел SEO не только хорошо настраивает рекламу, но и качественно точит ножи).
Все силы брошены на реализацию проекта. Задачи, стоящие планово отодвигаются и начинают гореть.
Вы когда-нибудь видели доску планирования, на которой все задачи красного цвета? Мы ‒ да. И больше повторять это не планируем.
Благодаря этому опыту мы полностью перестроили документооборот, и вычислили такие моменты:
Менеджер по продажам делает то, что получается у него лучше всего ‒ продает.
Перед этим он общается с отделом разработки; конкретизирует требования заказчика; отвечает на все необходимые вопросы.
Составление документов ‒ дело рук менеджера проектов.
Только он знает, сколько часов и денег потребует задача; как реализовать функционал; куда и какая кнопочка ведет…все это детально прописывается в техническом задании для специалистов и в приложении для заказчиков.
После составления документов менеджер проекта назначает встречу с заказчиком.
На этой встрече менеджер детально презентует договор; уделяет внимание тем моментам, которые сделаны не будут.
Спойлер: менеджер уточняет, не пролистал ли заказчик договор (вспомните, как вы обычно это делаете).
«Все дело в деталях» или как сделать каталог на 5000 позиций из амбарной книги?
Любите ли вы писать подробные ТЗ так, как любим это мы? Теперь да…
Кто бы мог подумать, что в диджитализированном 21 веке заказчик будет хранить свой каталог в «амбарной» книге? Вот и мы нет. А на деле оказалось ‒ зря.
А после того, как на проекте сферы рубопроводной и запорной арматуры мы попросили предоставить каталог для подготовки контента ‒ поверили даже в конец света.
- Приезжайте, ‒ услышали мы.
200 часов контент-менеджера плавно превратились в 600 и не только его, еще и контент-менеджера, менеджера проекта, контент-менеджера отдела SEO, бизнес-ассистента и др. Кто только не участвовал в процессе оцифровывания каталога.
И все-таки проект мы сдали. В срок. Увы, не в бюджет.
Лишь после такой ситуации мы пересмотрели процесс постановки приложений и ТЗ.
Больше никаких размытых формулировок. Каждую работу мы прописываем по виду и часам. Все дополнительные «хотелки» оформляются новым документом, оплачиваются новым счетом.
Да, поначалу ушли в минус, но зато вынесли оттуда одни плюсы:
для заказчика ‒ ожидаемый результат конкретных работ;
для нас ‒ отсутствие разночтений и непредвиденных переработок.
Разработка и SEO, как две палочки Twix
Сайткрафт – агентство полного цикла. Каждый продукт проходит все стадии подготовки и проверки перед тем, как его увидит мир. Но так было не всегда.
Однажды в холодную зимнюю пору к нам пришел заказчик по продаже металлопроката. Он попросил сделать хороший сайт. Кто мы такие, чтобы в этом отказывать?
Уточнили, планируют ли продвижение по SEO и получили отрицательный ответ. Окей, SEO-специалист задействован не будет, гуляем.
Мы разработали структуру, удобный дизайн, конверсионные элементы; загрузили каталог; протестировали и благополучно сдали в работу.
Через несколько недель этот же заказчик обратился к нам за услугой SEO-продвижения.
Мы были удивлены, счастливы и…подавлены.
В процессе анализа SEO-специалистом выяснилось, что для продвижения нужно сделать n-ое количество доработок, которые не были учтены на этапе разработки.
Окей, недоумевать некогда. Сработали.
Ошибки совершают все. В отличии от остальных, мы выносим из этого уроки. Потому у нас теперь появился чек-лист проверки, по которому отныне проходит каждый сайт.
Продукт или процесс: как мы научились выяснять бизнес-требования до начала сотрудничества?
Да, шишек по этому поводу у нас много. Поэтому расскажем целых два примера:
Заявка на уникальность
У нас есть заказчик в нише металлопроката. Задачи привычные, понятные.
Мы знаем, какой сайт будет давать наибольшую конверсию среди целевой аудитории и соответственно, приносить прибыль.
Компания захотела выделиться на фоне конкурентов. Что ж, хозяин ‒ барин. Только проблема в том, что задача была поставлена на усовершенствование дизайна.
Мы пытались донести, что его ЦА интересует простота использования сайта, удобство формирование заявки и скорость ее обработки…
- Нет, нам нужно уникально и красиво! Баннеры, анимация, переходы, что там еще бывает?
В итоге:
заказчик в плюсе: дизайн сделан;
пользователь в минусе: ничего не понятно.
Тогда мы пришли к пониманию, что смежное понимание бизнес-цели ‒ первооснова сотрудничества.
Первым делом, первым делом ‒ сайт,
а продажники, продажники ‒ потом.
У нас был заказчик по судовой стали и металлопрокату.. Мы взялись за разработку сайта.
Огромное количество позиций (которых в наличии нет, но завтра будут).
Потрясающий проект, который позволял зарабатывать много.
Проблема заключалась в том, что из-за отсутствия товарных позиций и избытка лидов ‒ произошел конфуз.
Отдел продаж оказался не готов к такому наплыву…нужно быстро считать, быстро реагировать, быстро продавать…то, чего нет.
Соответственно, конверсия из лида в продажу не росла и усугубляла ситуацию…Построить бизнес-процесс внутри компании заказчика мы не смогли, пришлось остановить контекст.
Можно ли было предотвратить ситуацию? Да.
Мы должны были на этапе переговоров уточнить, чего ждеть заказчик; уточнить приоритетные позиции, которые ЕСТЬ в наличии. Но дело сделано.
Это научило нас не только задавать вопросы «Что вы хотите?» и «Для чего вы этого хотите?». Они стали основой зародившегося продуктового подхода в агентстве.
Каждый ошибается, а тот, кто не ошибается ‒ просто хорошо это скрывает.
Мы привыкли быть открытыми: с коллегами, с заказчиками, с читателями.
Хочется верить, что на наших ошибках кто-то научится.
Делитесь в комментариях, какие факапы случались с вами, как они были решены и чему научили в дальнейшем?