Поднимите руки те, кто никогда в жизни не косячил. Лес рук. Вот именно. Каждый из нас хоть раз делал что-то не так, в том числе и мы с агентством: неправильный договор, работа с доисторической книгой, неучтенки…и это лишь малая часть. А потому мы не стесняемся об этом открыто говорить. Подробнее о каждом факапе ‒ внутри.

Привет! На связи Дмитрий Шестаков и моя коллега Анастасия Маленок. Мы поговорим о том, что обычно стараются скрыть в самый дальний ящик… о факапах.

Как здорово, что мы не в инстаграме, иначе пришлось рассказать о том, как команда из 25 человек в 5 утра выпила смузи, пробежала 10 км и разработала самые успешные сайты во вселенной!

Вместо этого расскажем, с какими проблемами сталкиваемся на проектах и как из этого выходим. Никакого болота уныния, только опыт.

Факап номер раз. Бюрократия vs Свободные творцы или руководство, как своим примером подтвердить фразу «без бумажки ты…»

У нас появился проект про металлопрокату. Заказчик душка, задачи интересные. Берем в работу и радуемся.

Счастье было скоротечным…

Договор и приложение к нему составлял менеджер по продажам. Он был под таким сильным впечатлением от сделки, что забыл включить в разработку сайта программиста. Соответственно ‒ ни денег, ни часов на него заложено не было. 

А программист это вам не хухры-мухры. Хлеб хочет не только с маслом, но еще и с колбасой.

Благо, у нас есть штатный программист отдела SEO (спойлер, отдел SEO не только хорошо настраивает рекламу, но и качественно точит ножи). 

Все силы брошены на реализацию проекта. Задачи, стоящие планово отодвигаются и начинают гореть. 

Вы когда-нибудь видели доску планирования, на которой все задачи красного цвета? Мы ‒ да. И больше повторять это не планируем.

Благодаря этому опыту мы полностью перестроили документооборот, и вычислили такие моменты:

  • Менеджер по продажам делает то, что получается у него лучше всего ‒ продает. 

Перед этим он общается с отделом разработки; конкретизирует требования заказчика; отвечает на все необходимые вопросы.

  • Составление документов ‒ дело рук менеджера проектов. 

Только он знает, сколько часов и денег потребует задача; как реализовать функционал; куда и  какая кнопочка ведет…все это детально прописывается в техническом задании для специалистов и в приложении для заказчиков.

  • После составления документов менеджер проекта назначает встречу с заказчиком.

На этой встрече менеджер детально презентует договор; уделяет внимание тем моментам, которые сделаны не будут. 

Спойлер: менеджер уточняет, не пролистал ли заказчик договор (вспомните, как вы обычно это делаете). 

«Все дело в деталях» или как сделать каталог на 5000 позиций из амбарной книги? 

Любите ли вы писать подробные ТЗ так, как любим это мы? Теперь да…

Кто бы мог подумать, что в диджитализированном 21 веке заказчик будет хранить свой каталог в «амбарной» книге? Вот и мы нет. А на деле оказалось ‒ зря.

А после того, как на проекте сферы рубопроводной и запорной арматуры мы попросили предоставить каталог для подготовки контента ‒ поверили даже в конец света.

- Приезжайте, ‒ услышали мы.

200 часов контент-менеджера плавно превратились в 600 и не только его, еще и  контент-менеджера, менеджера проекта, контент-менеджера отдела SEO, бизнес-ассистента и др. Кто только не участвовал в процессе оцифровывания каталога.

И все-таки проект мы сдали. В срок. Увы, не в бюджет.

Лишь после такой ситуации мы пересмотрели процесс постановки приложений и ТЗ.

Больше никаких размытых формулировок. Каждую работу мы прописываем по виду и часам. Все дополнительные «хотелки» оформляются новым документом, оплачиваются новым счетом.

Да, поначалу ушли в минус, но зато вынесли оттуда одни плюсы:

  • для заказчика ‒ ожидаемый результат конкретных работ;

  • для нас ‒ отсутствие разночтений и непредвиденных переработок. 

Разработка и SEO, как две палочки Twix

Сайткрафт – агентство полного цикла. Каждый продукт проходит все стадии подготовки и проверки перед тем, как его увидит мир. Но так было не всегда.

Однажды в холодную зимнюю пору к нам пришел заказчик по продаже металлопроката. Он попросил сделать хороший сайт. Кто мы такие, чтобы в этом отказывать? 

Уточнили, планируют ли продвижение по SEO и получили отрицательный ответ. Окей, SEO-специалист задействован не будет, гуляем.

Мы разработали структуру, удобный дизайн, конверсионные элементы; загрузили каталог; протестировали и благополучно сдали в работу. 

Через несколько недель этот же заказчик обратился к нам за услугой SEO-продвижения.

Мы были удивлены, счастливы и…подавлены.

В процессе анализа SEO-специалистом выяснилось, что для продвижения нужно сделать n-ое количество доработок, которые не были учтены на этапе разработки.

Окей, недоумевать некогда. Сработали.

Ошибки совершают все. В отличии от остальных, мы выносим из этого уроки. Потому у нас теперь появился чек-лист проверки, по которому отныне проходит каждый сайт.

чек-лист
чек-лист

Продукт или процесс: как мы научились выяснять бизнес-требования до начала сотрудничества?

Да, шишек по этому поводу у нас много. Поэтому расскажем целых два примера:

Заявка на уникальность

У нас есть заказчик в нише металлопроката. Задачи привычные, понятные.

Мы знаем, какой сайт будет давать наибольшую конверсию среди целевой аудитории и соответственно, приносить прибыль.

Компания захотела выделиться на фоне конкурентов. Что ж, хозяин ‒ барин. Только проблема в том, что задача была поставлена на усовершенствование дизайна.

Мы пытались донести, что его ЦА интересует простота использования сайта, удобство формирование заявки и скорость ее обработки…

- Нет, нам нужно уникально и красиво! Баннеры, анимация, переходы, что там еще бывает?

В итоге:

  • заказчик в плюсе: дизайн сделан;

  • пользователь в минусе: ничего не понятно.

Тогда мы пришли к пониманию, что смежное понимание бизнес-цели ‒ первооснова сотрудничества.

Первым делом, первым делом сайт,
а продажники, продажники
потом.

У нас был заказчик по судовой стали и металлопрокату.. Мы взялись за разработку сайта.

Огромное количество позиций (которых в наличии нет, но завтра будут). 

Потрясающий проект, который позволял зарабатывать много.

Проблема заключалась в том, что из-за отсутствия товарных позиций и избытка лидов ‒ произошел конфуз.

Отдел продаж оказался не готов к такому наплыву…нужно быстро считать, быстро реагировать, быстро продавать…то, чего нет.

Соответственно, конверсия из лида в продажу не росла и усугубляла ситуацию…Построить бизнес-процесс внутри компании заказчика мы не смогли, пришлось остановить контекст.

Можно ли было предотвратить ситуацию? Да. 

Мы должны были на этапе переговоров уточнить, чего ждеть заказчик; уточнить приоритетные позиции, которые ЕСТЬ в наличии. Но дело сделано.

Это научило нас не только задавать вопросы «Что вы хотите?» и «Для чего вы этого хотите?». Они стали основой зародившегося продуктового подхода в агентстве.

Каждый ошибается, а тот, кто не ошибается ‒ просто хорошо это скрывает. 

Мы привыкли быть открытыми: с коллегами, с заказчиками, с читателями. 

Хочется верить, что на наших ошибках кто-то научится.

Делитесь в комментариях, какие факапы случались с вами, как они были решены и чему научили в дальнейшем? 

Комментарии (0)