Я послушала восемь докладов из главного зала на дизайн-конференции Тинькофф FFDD2D и расскажу, что мне показалось там самым интересным.
Дискуссия про нейросети
Смотреть, чтобы немного унять тревожность и если вы начинающий дизайнер — внутри много про ожидания от джунов.
Два спикера — дизайнеры из продуктовых компаний, три — со студийным бэкграундом. Они сошлись на том, что работа дизайнера будет сдвигаться в сторону арт-дирекшена, а джуниор-дизайнеры будут идти не по траектории «начинающий дизайнер → опытный дизайнер → арт-директор», а по траектории «начинающий арт-директор → опытный арт-директор». Хотя, может, функцию выбора тоже передадут нейросети, потому что для арт-дирекшена важна насмотренность, а она у нейросети тоже лучше, чем у арт-директора.
Наверняка будет создаваться гораздо больше плохого дизайна, потому что инструмент появится у большего количества людей. Не смотрите, если вы ретушер.
Дизайн-директор про непрерывный пользовательский опыт
Смотреть, чтобы научиться делать крутые убеждающие презы, когда надо что-то защитить в продукте.
Основная идея — дизайнер должен брать больше ответственности и отвечать за продукт и пользовательский опыт целиком. Но весь кайф этой лекции в том, как Илья презентует свои кейсы и идеи.
Из зала задали вопрос: «Как дизайнеру не просто рисовать кнопочки, а двигать и пинать всю корпоративную машину, чтобы она осознала важность непрерывного и приятного пользовательского опыта и выделила ресурсы на лечение косяков?» В качестве первого шага можно научиться делать такие крутые и наглядные презентации, как Илья, и показывать их в своей компании.
Илья гипертрофирует и доводит до абсурда недостатки и потенциальные плюсы продукта, но в итоге получается вижн. Я никогда особо не понимала, как у приложения может быть вижн на далекое будущее и как это могло бы быть полезным, а тут поняла.
Руководитель отдела дизайна медиапроектов о том, как устроен Т—Ж и другие бренд-медиа
Если вы работаете над сложным продуктом со множеством стейкхолдеров, ненастроенными процессами, большим количеством легаси — посмотрите, чтобы впечатлиться работоспособностью и оптимизмом.
Как переписать платформу, на которой уже лежит 40 тысяч статей, в половине из них добавлены элементы в кастомных неглобальных стилях, у нее 20 стейкхолдеров и нет ресурса разработки.
Максим много говорит про проблемы, слушать приятно и психотерапевтично, что не ты один такой, в других командах люди тоже сталкиваются с пробемами. Даже большие и крутые продукты делаются больно и тяжело, и, к сожалению, это нормально.
CEO Tiger Moscow про то, как сформулировать критерии отбора клиентов и как работать в удовольствие
Смотреть, если хочется прийти к тому, чтобы не в тягость заниматься приятными проектами для приятных клиентов в промежутках между катанием на велосипеде и собиранием грибов.
Лекция скорее для владельцев студий и фрилансеров — о том, как найти клиентов и выстроить свое позиционирование.
Есть интересная история про страшное закулисье мира брендирования территорий: как можно огрести, сделав логотип родному городу.
CPO Кинопоиска про то, как делать редизайны
Как делать продукт, постоянно ориентируясь на видение.
Доклад Ивана Семенова пересекается с рассказом Ильи Михайлова: он тоже о том, как концепт и видение продукта помогают делать ежедневные задачи, но немного с другой точки зрения.
Закономерно, что лектор топит за то, что к концепту лучше идти итерационно, а не революционно, буквально сдвигая по кнопочке за релиз.
Иван рассказывает, что делает ежедневные синки с дизайнерами. Это не дает дизайнеру ударяться в перфекционизм, потому что сложно удариться в него за сутки, там хорошо бы хоть что-то успеть нарисовать.
Продакт и дизайнер Долями про грабли
Про необычный финансовый инструмент, как он устроен и почему им пользуются. И про то, почему иногда имеет смысл не использовать большой бренд, а сделать новый.
Дизайнер рассказывает про истины, до которых все обычно доходят, набив собственные шишки. Поучитесь на опыте медиа Долями и Т—Ж.
Можно порадоваться за дизайнера, чья мама затащилась от ее дизайна: нечастый случай!
Дизайн-директор b2b Яндекс Маркета про взаимодействие между ролями в команде
Смотреть, чтобы попробовать понять, как стать не просто отрисовщиком макетов, а тем, кто влияет на продукт. Если не прокатит, то определить критерии, по которым можно будет найти новую команду, где это все-таки получится сделать.
Алексей рассказывает, почему дизайнеры хотят влиять на продукт, вовлекаться на ранних стадиях и вообще жаждут власти и влияния, а команде от них на самом деле нужны только картинки. И как эту ситуацию потихоньку поменять: взаимодействовать со всеми, брать на себя дополнительные функции и быть полезным.
Алексей приводит примеры из соседних индустрий — геймдева и рекламных агентств, рассказывает, какие прикольные практики можно оттуда перенять. В геймдеве дизайнер — определяющий человек, который влияет на все аспекты игры, в разработке продуктов за это отвечает продакт, но ему важнее прибыль и работоспособность, а в рекламных агентствах есть креативные пары сработавшихся специалистов. Креативные пары из дизайнера и менеджера пригодились бы в продуктовой разработке, потому что очень важно, чтобы они друг друга дополняли.
Хороший инсайт насчет того, почему продакт может не давать дизайнеру принимать решения: потому что придумывают вместе, а презентует продакт. Тогда можно снять у продакта это беспокойство и сразу предложить, как он будет это решение защищать и какие выгоды получит.
Надо работать в команде, где все любят продукт, и действовать проактивно, чтобы не выгорать, говорит Алексей.
Аджайл-коуч про то, откуда взять энергию
Не делать ненужную фигню, а очень четко осознавать, зачем вы делаете то, что делаете, и к каким полезным последствиям это приведет.
Я с подозрением относилась к этой лекции, потому что аджайл-коучи и люди, которые используют слово «дофамин», но не являются нейробиологами, меня пугают. Но в докладе есть интересные мысли и техники. Наверное, понравится тем, кому нравится Дорофеев, хотя подача совсем другая.
Любопытный взгляд на лидерство: главное качество лидера — витальность и энергия, а не интеллект. Не в том смысле, что руководители должны быть бодрыми и глупыми. А в том плане, что люди тянутся скорее за бодрыми, чем за умными, потому что рядом с энергичными людьми срабатывает эмоциональное заражение, люди чувствуют себя более работоспособными и выдают лучший результат.
Анна рассказывает про большое количество техник, напишу про некоторые:
Если осознаешь, что беспокойный, нервный и неработоспособный, хорошо проговорить причину. Не «я в стрессе», а «волнуюсь из-за оценкок ребенка в школе и не могу ни о чем думать» / «скоро годовой отчет, меня трясет из-за него».
Чтобы войти в поток, хорошо бы поделать что-то связанное с мелкой моторикой: можно писать ручкой (особенно на мелких стикерах), расставлять блоки в Миро как-нибудь аккуратно.
После сделанного дела, а лучше вообще каждые полчаса стоит проговаривать, что ты занимался чем-то полезным, получилось сделать вот такой кусок.
Это не все техники, но они мне запомнились.
Мне больше всего понравились доклады Ильи Михайлова про непрерывный пользовательский опыт и Алексея Бородкина про взаимодействие между ролями в команде.
В опросах посетители конференции выбрали доклад Анны Обуховой про техники управления энергией, Алексея Бородкина и Максима Смелова про то, как строились бренд-медиа Тинькофф.
Посмотрите запись трансляции, чтобы составить собственное мнение.
В следующей статье расскажу про доклады из малого зала. Там были воркшопы про генерацию в Stable Diffusion и Миджорни, челлендж про дизайн с соблюдением консистентности, дискуссионная игра про то, как договориться продакту и дизайнеру, мастер-класс о том, как показывать экран ошибки и пустые состояния.