Что такое «Антифрод»

«Антифрод» позволяет верифицировать каждый телефонный вызов. Основной целью системы является предотвращение использования поддельных или чужих номеров мошенниками. Это значит, что каждый звонок можно будет отследить и понять, кем на самом деле является «сотрудник службы безопасности банка».

Основная задача «Антифрода» — блокировать звонки и сообщения с подменных номеров, пресекая подозрительные вызовы еще до того, как мошенникам удастся дозвониться до человека. Система непрерывно собирает информацию о соединениях, номерах абонентов, включая те, что используются при переадресации, а также данные о дате и времени звонков, отправке СМС-сообщений и сетях связи, через которые проходила коммуникация.

Первым успешно протестировал функционал федеральной системы «Мегафон», а вслед за ним и «МТС» с «Вымпелкомом». «Теле2» и «Ростелеком» присоединились к системе в первом квартале 2023 года.

Очень скоро все федеральные и региональные операторы связи будут подключены к «Антифроду», и он охватит всю страну. На то есть одна веская причина — поправки в законодательство.

Почему операторы подключаются к системе «Антифрод»?

Необходимость пресекать неверифицированные телефонные вызовы была закреплена в законе «О связи» (№ 319-ФЗ) — часть 10 статьи 46. Штраф за пропуск таких вызовов составляет 500 тысяч рублей.

Чтобы понимать масштаб штрафов, достаточно посмотреть на статистику: в среднем в сутки по России сегодня осуществляется примерно 8,6 миллиона (!) мошеннических звонков. Если операторы начнут платить государству за каждый такой пропущенный вызов, общая сумма штрафов для отечественных операторов перевалит за 4 триллиона рублей в день. 

Неудивительно, что после внесения этой поправки многие операторы стали разрабатывать собственные антифрод-системы или покупать компании, занимающиеся их разработкой.

Но кроме внутренних антифрод-систем у операторов теперь есть и единая, которая позволяет использовать их общие данные для более эффективной блокировки мошеннических звонков. Тем не менее, введение этой поправки также означает, что каждый оператор, получив соответствующее уведомление, обязан подключиться к системе «Антифрод». 

Для федеральных операторов пренебрежение этой обязанностью грозит штрафами и санкциями до 1 млн рублей. А региональные компании, кроме этого, рискуют просто потерять доступ к своим точкам — так, в мае стало известно, что крупные операторы стали отключать от своих точек доступа партнеров, которые не подключились к системе «Антифрод». 

Таким образом, отказ от подключения к «Антифроду» может грозить полным отключением бизнеса от инфраструктуры и, как следствие, его закрытием. У властей и федеральных операторов есть все возможности для этого, поэтому пренебрегать требованиями законодательства не стоит.

Как работает «Антифрод»

Система организована через несколько ключевых компонентов: центральный узел, узлы верификации и узлы взаимодействия.

Во главе системы стоит Центральная система управления Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ), который является частью Роскомнадзора. Именно эта структура представляет собой «мозг» всего «Антифрода». Она напрямую связана с узлами взаимодействия (УВз), к которым подключаются региональные операторы.

К узлам взаимодействия, а также напрямую к центральной системе подключаются узлы верификации. Они создаются и эксплуатируются самими операторами и являются точкой проверки для входящих и исходящих вызовов и сообщений. ГРЧЦ, в свою очередь, обслуживает эти узлы на удаленной основе, гарантируя их эффективную работу и надежность.

Крупные операторы связи подключаются к центральной системе ГРЧЦ напрямую без УВз и обмениваются с ней данными на постоянной основе. Есть в системе также и узлы верификации транзитных операторов, главная задача которых — отдавать ГРЧЦ историю вызовов, чтобы проводить анализ данных и улучшать «Антифрод». Вот как схематично должна работать система:

Каналы связи между всеми узлами системы организует и обеспечивает Роскомнадзор. Это включает в себя не только техническую инфраструктуру для обмена данными, но и механизмы для защиты передаваемой информации.

Роскомнадзор также будет отвечать за хранение и анализ информации о соединениях, которую получает от операторов связи. Она включает в себя данные о номерах абонентов, дате и времени вызовов и сообщений, а также сетях связи, задействованных в этих процессах. Таким образом каждый звонок с номера любого оператора можно будет верифицировать — и даже если вам позвонит «сотрудник банка», его можно будет найти и наказать по всей строгости закона. А подставить не свой номер телефона, у них просто нет возможности. Вызовы которые не будут проходить через ГРЧЦ будут блокироваться на сетях принимающего оператора и не доставляться до абонентского номера.

По той причине, что теперь на территории Российской Федерации есть работающий инструмент по выявлению и блокировке звонков с подменными номерами, то бизнесу открываются новые услуги. К примеру такая услуга как авторизация по звонку CallPasswordID, которая позволяет с помощью “Антифрод” системы верифицировать номера телефонов. Что можно применять в приложениях или на сайтах, для автоматизации проверки номеров своих клиентов на момент их регистрации или дальнейшей авторизации.

Комментарии (24)


  1. dprotopopov
    20.10.2023 09:22

    А что мешает получить лицензию оператора связи за 1 лям и:

    1. слать спам

    2. менять caller-id

    3. отслеживать где сейчас номер (dudilligence)

    4. роутить на себя любой номер для перехвата sms (например, для регистрации в сбербанк онлайн по номеру карты и коду из sms)

      ?


    1. ForSokolov
      20.10.2023 09:22

      По первым двум пунктам - в ТЗ есть понятие "инцидент", таких ловкачей можно будет на раз отследить.


      1. dprotopopov
        20.10.2023 09:22

        первые два пункта - это минимальные риски

        п 3 - ...

        ну а 4 - переводы же мгновенны сейчас - можно сразу снимать кеш


        1. ForSokolov
          20.10.2023 09:22
          +1

          1кк рублей стоит лицензия на предоставление услуг связи для стационарной телефонии. И то, там ещё куча геморроя по поводу сертификации, отчётов и т.д. и т.п. Если в п.п. 3 и 4 идёт речь о мобильной связи - я не в курсе, но предполагаю, что цена вопроса и степень геморроя на порядки выше.


          1. dprotopopov
            20.10.2023 09:22

            дайте мне в охрану участок границы 1 метр на 1 день ...

            большего мне и не надо чтобы воспользоваться п4 - в прибыли я окажусь точно ...


          1. dprotopopov
            20.10.2023 09:22

            и, я так понимаю, любой зарубежный оператор (в том числе племени тумба-юмба и 404) может сказать что якобы сей номер сейчас у него в сети (те "клиент" в роуминге) и все Sms шлите сюда, ему ... а он передаст их "клиенту" :)))))

            А списки потенциальных "клиентов" с персональными данными (номер карты) и номером телефона всегда общедоступны ...


            1. LazyZeroed
              20.10.2023 09:22

              Мне тоже кажется, что это вполне возможно.

              Кто может компетентно прокомментировать этот вариант?


              1. SuperLeha Автор
                20.10.2023 09:22

                Раньше при звонке использовались подменный номера, сейчас такой возможности нет! Если идёт «предложение», что будут размножаться операторы которые будут инициировать мошеннические вызовы используя свою нумерацию и вносить запись об этом в ЕПВВ, то они сразу расписываются о том, что они плохиши)))

                1. Сделать оператора сейчас стало дорого. Было 10к лицензия, стало 1 мл.

                2. Нужно поставить оборудование, сделать подключение к другому оператору (физическое).

                3. Нужно взять у государства ёмкость, что стоит денег + произвести включение ёмкости (что не просто).

                4. Нужно подключиться к ЕПВВ. Стоит денег и технически придётся поработать.

                5. Принимающий оператор не будет работать в кредит по большому трафику, нужно будет заплатить аванс.

                И вот настал момент, когда они смогут «поработать». При поступление хоть одной жалобы от абонента Б, данному оператору зададут вопрос, что за абонент инициирует вызовы и заблокируют вызовы с данного А номера. Проанализируют трафик и если будет выявлено, что таких звонков много, то договор присоединения заблокируют. Все вызовы с ёмкости оператора будут заблокированы на всех сетях.

                За пропуск мошеннического трафика штраф, начнётся давление на оператора.

                А ЕПВВ будет свидетельствовать, что вызовы инициировал именно этот оператор! Реализовывать он это будет долго и дорого, «поработает» мало и будет вызван на ковёр, после чего расстреляют)))

                В 2023г. заработала не только ЕПВВ, но и другие меры регулирования отрасли связи. Все меры направлены побороть, а если не побороть, то выявить тех кто закрывает глаза и отсечь их от рынка услуг связи.

                Если раньше такие вызовы инициировались миллионами в день, то сейчас это единичные случаи, когда подключается абонент к оператору, вводит его в заблуждение. Но такой абонент работает до первой жалобы.

                Такие звонки перешли в мессенджеры.


  1. ForSokolov
    20.10.2023 09:22
    +5

    Заработала система «Антифрод»: мошенники больше не позвонят

    Не заработала, позвонят. В ГКРЧ постоянно меняются требования, они, похоже, сами толком не понимают всех нюансов. На РКН надежды нет, небольшие операторы стихийно организуются в "колхоз", чтобы хоть как-то, совместными усилиями заставить эту... кхм... поделку от ГКРЧ работать. Мы, как совсем мелкий оператор, подключились к "облачному" антифроду от Билайна, но там бардак ещё круче, когда оно всё в прод выйдет - никто не понимает.


    1. WondeRu
      20.10.2023 09:22
      +3

      Премию дают на основании пресс-релизов и подписанных актов, а не готовых систем)


      1. shasoftX
        20.10.2023 09:22

        Можно же две премии получить. Одну за пресс релиз, вторую за "реально заработала"


  1. olegtsss
    20.10.2023 09:22
    +4

    Не хватает технических подробностей, как же выявляются плохие звонки? Пока статья выглядит как реклама (или антиреклама, если почитать комментарии).


    1. SuperLeha Автор
      20.10.2023 09:22

      Работает так - четвёрка и другие подключаются к единой платформе ЕПВВ, заявляют о своей системе нумерации. Далее при совершение звонка делают запись на ЕПВВ, что я инициирую вызов с номера А на номер Б. Принимающий оператор при поступление входящего звонка залезает в ЕПВВ и смотрит есть запись или нет. Если есть, то доставляет вызов до своего абонента, если записи нет, то отбивает вызов. Основная ёмкость находится у крупных операторов, что говорит о том, что вопрос почти закрыт. Остаются ещё операторы которые не подключились, но это очень мало от общего объёма вызовов, но и они подключаться в ближайшее время.

      Если нумерация не твоя, то ты (оператор) не может делать запись в ЕПВВ.


      1. SergeyMax
        20.10.2023 09:22

        Понятно, а как это помешает мошенникам-то? Что мешает купить десять симок, и спокойно прозванивать всю абонбазу РФ?


        1. ForSokolov
          20.10.2023 09:22

          Я предполагаю, что уже после первой (второй, третьей) жалобы оператору на звонок с такой вот левой симки, эту симку сам оператор поставит в блок. Ну т.е. да, можно следующую симку ставить, но это лишние телодвижения... Да и запас их не бесконечен, сейчас вроде как борются с "серыми" симкартами (в теории, конечно).


          1. freeExec
            20.10.2023 09:22

            Зачем оператору блочить симку если ему платят за ее использование. Вроде издержек от жалоб никаких


            1. ForSokolov
              20.10.2023 09:22

              Извиняюсь, неправильно прочитал комментарий. Я почему-то подумал что не купить, а взять бесплатно у метро :) А если покупать - то может быть ещё проще, сразу в полицию заявление на мошенничество. Раньше-то они неохотно с этим связывались, т.к. номер А 100% поддельный, концов не найти. А с этой новой схемой уже попроще им будет.


              1. K0styan
                20.10.2023 09:22

                У метро тоже не с потолка брались: были и просто неактивированные, но зачастую была и какая-то фирма-однодневка с корпоративным контрактом.


                1. saege5b
                  20.10.2023 09:22

                  Или бомжи/бухарики.

                  И вроде никто не запрещает, повторно на человека оформить новую симку.


      1. UserAd
        20.10.2023 09:22

        А в случае роуминга как происходит это?


  1. K0styan
    20.10.2023 09:22

    Вот только вчера словил такой звонок по WhatsApp. Даже солиднее смотрелся: вместо аватарки - лого банка, вот это всё. Миграция мошенников в альтернативные каналы уже пошла.


    1. Lobey
      20.10.2023 09:22

      Про WhatsApp автор не писал. Это сторонняя программа. И принять в ней меры против мошенников могут только её администраторы.


  1. BoogieMan75
    20.10.2023 09:22
    +1

    Автор, вы пропагандон. Антифрод никак не борется с мошенниками, что ГРЦЧ почти официально подтверддает


  1. Lobey
    20.10.2023 09:22
    -1

    Менее 1 недели назад мне позвонили и успешно дозвонились мошенники на номер Мегафона. Как и неделю/месяц/год назад.

    Или Вы - лжец, или Ваша система - фикция.