Планёр, который дешевле велосипеда и на велосипеде же может перевозиться – звучит, как какой-нибудь очередной «панк»-сюжет о мире, где всё население от мала до велика умеет летать. Фантастика едва не стала реальностью стараниями одного из известнейших авиаконструкторов своего времени, вмиг потерявшего работу, родину и уверенность в будущем. Рейнгольд Платц был сподвижником Антона Фоккера и к концу Первой Мировой войны стал главным конструктором его фирмы, чьи аэропланы попортили изрядно крови лётчикам Антанты. Сей благородный муж участвовал в создании около 40 типов самолётов, включая знаменитый истребитель-триплан Fokker Dr.I.
С поражением Германии для прославленного конструктора наступила чёрная полоса. Победители запретили немцам разрабатывать самолёты, и единственной отдушиной для униженных авиаторов стал планеризм. Подался в него и эмигрировавший в Нидерланды Платц.
К идее планёра «из спичек и желудей» Платц пришёл, путешествуя на яхте и наблюдая за работой её парусов. Несмотря на кажущуюся простоту цели, он двигался к ней поэтапно: сначала была поделка из бумаги, утяжелённая канцелярской скрепкой, затем модели с размахом крыла 1,3 и 2,5 м, что осенью 1922 г. успешно парили вдоль дюн острова Валхерен. И только весной следующего года полетел «настоящий» планёр. Он имел размах 6,6 м, весил 40 кг, собирался и разбирался за десять минут и таки да, в разобранном виде мог перевозиться велосипедистом на плече, хоть и с превеликим трудом.
«Изюминка» планёра Платца – конструкция с минимумом жёстких элементов. По сути, он был предтечей дельтапланов. В нём не было ни стрингеров, ни нервюр, ни шпангоутов, он весь «натягивался» на две выгнутые вверх балки. Продольная, на которой восседал лётчик, состояла из стальной трубы и воткнутого в неё сзади деревянного штыря. В месте сочленения крепилась деревянная поперечная балка, что служила передней кромкой, а заодно и лонжероном основного (заднего) крыла – треугольного куска парусины, оттянутого хвостовиком продольной балки. В полёте полотнище надувалось потоком воздуха, образуя эдакий вогнутый профиль. Между носом и каждым концом поперечины натягивались две дополнительных передних несущих поверхности. Они располагались выше основного крыла, не соединяясь между собой, а в их корневые части были вшиты две жёстких ручки, за которые держался лётчик. Перемещая ручки вверх-вниз он мог менять угол установки этих «крыльев» и таким образом управлять машиной. В публикациях планёр Платца обычно относят к аэродинамической схеме «утка», хотя мне принцип его управления больше напоминает «небесные блохи» Анри Минье.
Построив свой «парусолёт», Платц продолжал работать очень осторожно: сначала машину запускали без пилота, только с балластом. Затем лётчик занял своё место на «жёрдочке», но поднимался в небо на привязи, как на воздушном змее. И только после этого настал черёд свободных пилотируемых полётов через десятиметровые дюны. Несмотря на примитивную конструкцию, аппарат уверенно держался в воздухе. Казалось бы, Платцу полностью удалась его идея – простой, дешёвый и массовый планёр, который мог поставить на крыло абсолютно всех, и в первую очередь — лишённых большой авиации немцев. Изобретатель собирал отзывы на свою идею через отраслевые журналы, однако вскоре её забросил – видимо, его закрутили заботы технического директора окончательно «оголландившегося» «Фоккера». В 1931 г. Платц вернулся в Германию, где впоследствии работал в Министерстве авиации, занимаясь техническим надзором за деятельностью авиационных фирм Рейха.
Среди прочего создатель мирного «планёра для всех» курировал и разработку самолётов-снарядов «Фау-1», но это уже совсем другая история.
Автор: Иван Конюхов
Комментарии (12)
smart_pic
22.11.2023 13:44В детстве делали бумажных змеев и для устойчивости переднюю кромку тоже делали с прогибом.
Javian
22.11.2023 13:44+2Заменить стальную балку на стекло/углепластик и будет планер-невидимка для РЛС.
lorc
22.11.2023 13:44Углепластик же довольно неплохо проводит ток, нет?
Javian
22.11.2023 13:44+1Композиты в конструкции снижают "заметность" самолета за счет своей радиопрозрачности. Электромагнитный сигнал не отражается от углеродного волокна, а проникает сквозь него или поглощается, следовательно, радар вместо самолета видит пустое место. Снижению заметности в радиолокационном поле противника также способствует сложная геометрическая форма поверхности самолета, которую гораздо проще "вылепить" из углепластика, чем из металла.
https://ria.ru/20170728/1499347429.html
olekl
22.11.2023 13:44+2Интересно, почему сейчас на современных технологиях не повторили это?
JediPhilosopher
22.11.2023 13:44+1Параплан стоит 200 тысяч рублей (ну плюс-минус), помещается в туристический рюкзак, перевозится хоть в самолете, хоть на автобусе, хоть пешком. Весит 10-15 кило (средний комплект, облегченные могут быть еще легче и даже умещаться в ручную кладь в самолете). Позволяет без мотора в восходящих потоках парить часами и пролетать сотни километров при подходящей погоде (мировой рекорд вроде более 500). Покупай да летай.
Просто это мало кому нужно кроме горстки энтузиастов и любителей неба. Практичность у этого низкая, это непростое хобби и экстремальный спорт, про который мало кто знает.
Хотя вон в Индии парапланеристы в армии есть.
Ну а недавние события в Израиле показали, что у мотопарапланов военное применение тоже есть.
Junecat
22.11.2023 13:44+8На современных технологиях это не повторяют потому что... потому что это как "неуловимый Джо"
Потому, что людей, которые захотят летать НА ЭТОМ относительно всех остальных -столько же, сколько захотят плавать на самодельном плоту.
Эта штуковина в воздухе плохо управляема (как и любая-воздух слишком разреженная среда), требует довольно большой площадки для взлета и посадки и абсолютно не защищает Вас от случайного и полностью фатального падения, если что то пойдёт не так.
Большую часть людей это останавливает.
Тем же, кому действительно хочется полетать, подходят классические дельтаплан, параплан и самое классное - дельтаплан с мотором. Последний кстати менее требователен к взлетно-посадочным условиям-у него меньше пробег.
Причем, я не хочу ругать идею, просто она... несколько переоценена
vesper-bot
22.11.2023 13:44+1Сколько я видел дельтапланов (без мотора), они вроде как тоже могут в сложенном состоянии поместиться на велосипед, если позволить задний свес в несколько метров. Так что идея рабочая, но альтернатива есть, и кажется, более аэродинамически устойчивая.
JediPhilosopher
22.11.2023 13:44Ну по факту их обычно на машинах возят, там коконы метров пять длиной. На велосипеде с таким балансировать не знаю как получится.
vesper-bot
22.11.2023 13:44Судя по фотке в статье, балансировать с таким реально, если ты сам достаточно массивный. То есть теоретически вроде укладывается в норматив.
MAXH0
Классная идея "самолета для попаданца"