Фэнтези в наши дни имеет массу разных форм и поджанров. Классическое и тёмное, эпическое и ироническое, городское, славянское, китайское, и прочее всякое-разное. И всё же, когда дело касается мира компьютерных и настольных игр, при слове «фэнтези» мы первым делом представляем что-то довольно-таки определённое. Пафосные паладины с мечами, остроухие эльфы с луками, коренастые гномы с топорами и пивом, свирепые зеленокожие орки, сумрачные маги и прочие некроманты с драконами будут бегать по живописным горам и равнинам, оборонять и штурмовать крепости, искать артефакты в подземельях, призывать и запечатывать всякие сущности — и попутно прокачивать свои способности. Но откуда взялся этот классический сеттинг игрового фэнтези? Ведь напрямую он не копирует ни одно литературное произведение, фильм или некую изначальную игру, которые можно было бы назвать его однозначной первоосновой. Попробуем разобраться!

Одна из многочисленных пародий на стереотипы классического игрового фэнтези от художника Антона «Tony Sart» Яковлева

Фэнтези как жанр оформился в США 1960-х годов — и в его основе лежали труды двух великих авторов. Современному русскоязычному, да и не только, читателю первым делом на ум придёт Дж. Р. Р. Толкиен. Безусловно, он был очень значимой вехой в становлении жанра, и оказал на него колоссальное влияние. Но к моменту начала массовой публикации его книг в США в 1965 году — что произошло только спустя десяток лет после их выхода в Великобритании — американская аудитория была уже хорошо подготовлена воспринимать книгу про эпическую борьбу с очередным чёрным властелином в мире магии и мечей.

Первое официальное издание «Властелина колец» в США с иллюстрациями Барбары Ремингтон: именно эти томики, зачитывавшиеся до дыр в студенческих кампусах и в общинах хиппи, принесли Толкиену всемирную славу и миллионы поклонников

Для американской литературы отцом-основателем жанра фэнтези стал Роберт Говард — создатель первых рассказов о похождении Конана, варвара-киммерийца. Они повествовали о том, как в мире «Хайборийской эпохи» — с географией очень условно похожей на ледниковый период нашего мира — приключался варвар из Киммерии по имени Конан. Киммерия Говарда имела самое условное отношение к исторической Киммерии, которая располагалась в I тысячелетии до н.э. в степях между Чёрным и Каспийским морем: на карте мира Хайбории Киммерия скорее соответствует современному Алжиру.

Карта ойкумены Хайборийской эпохи Роберта Говарда: именно этот мир фэнтези стал первым в истории, получившим свой фандом, фанатов и исследователей, Средиземье Толкина следовало по его стопам

Конан — вполне типичный, глубоко укоренённый в мифах народов мира образ эпического героя, неожиданно «прорезавшийся» и оказавшийся востребованным в совершенно иную, казалось бы, эпоху индустриализации и урбанизации. Его братья по архетипу — Гильгамеш, Геракл, Финн Маккул, Гуань Юй, Илья Муромец, Рустам, Гэсэр и так далее. «Киммериец легко смеялся, но его гнев был страшен. Он ел за троих, а крепкие напитки были его радостью и слабостью». Классика.


В оригинальных текстах Говарда он могуч, решителен, хитроумен, харизматичен, за ним идут воины и его любят женщины, но благородным в современном смысле Конана назвать трудно. Ибо в то же время он нередко оказывается эгоистичен, жесток, коварен, легко впадает в ярость, учиняет дестрой и мордобой — и в целом чихать хотел на законы и нормы морали. Всё это ещё и саркастично комментируя, в отличие от более примитивной своей версии в экранизациях.

Коргот-варвар — уже классическая пародия на Конана, включая его «тёмные стороны»

Первые по внутренней хронологии рассказы о Конане начинаются не как фэнтезийные путешествия героя, а буквально как миссии из GTA:

1. Конан напился в таверне и пошёл грабить колдунью (Башня слона)
2. Конан не напился, но пошёл грабить музей (Бог из чаши)
3. Конан прирезал жреца и попал в тюрьму (Сплошь негодяи в доме)
4. Конан погнался за феей и нарвался на её родню (Дочь ледяного гиганта)
5. Конан угнал галеру после пьяной поножовщины в таверне (Королева чёрного побережья)

… ну и так далее. Типичный Chaotic Neutral. Со злом он обычно борется не из высоких побуждений, по крайней мере в начале биографии, а в силу того, что оно мешается на дороге, пытается сожрать и не даёт творить, что хочется.

«В состоянии алкогольного опьянения, тяжёлым тупым предметом, предположительно, головой...»

Впрочем, в отличие от героев классических эпосов, Конан всё же умудряется не погибнуть, а остепениться, взойти на трон и превратиться уже в другого персонажа — великого и мудрого правителя. Ну а что с ним делали последователи Говарда в десятках романов-фанфиков — это уже совсем другая история. Гарри Поттер с Фикбука и, простите, Драко в кожаных штатах не дадут соврать. Именно грубоватый и часто влипающий в истории Конан, а не Бильбо с Фродо или благородный Арагорн — наиболее классический и, более того, архетипический образ эпического героя, характерного для большинства мировых культур.

Даже древнейший «Эпос о Гильгамеше» начинается с того, что могучий и всесторонне замечательный герой Гильгамеш крайне задолбал своими попойками, оргиями и буйством жителей города-государства Урук — и примерно так же себя вели многие другие эпические герои, включая греческого Геракла и нашего Илью Муромца

Рассказы и повести о Конане печатались в том же самом Weird Tales, что и тексты Лавкрафта, с которым Говард дружил и состоял в постоянной переписке. Потому они несут явные следы лавкрафтианы: так, в «Башне Слона» наш киммериец натыкается на космического пришельца из расы, бежавшей на нашу планету в незапамятные эоны и наблюдавшей за всей эволюцией человечества из теней загадочных джунглей.

В текстах Конан обычно щеголял в крутых доспехах — но Weird Tales пытались привлекать читателей в том числе эротизмом обложек, и художница Маргарет Брандидж рисовала его и спасаемых дев полуголыми, что и закрепилось в каноне; скромный Лавкрафт считал это неприличным и обычно отрывал обложки авторских экземпляров

В «Ползучей тени» древняя сущность из подземелий постепенно пожирает погружённых в странные сны жителей пустынного города. В «Стальном демоне» дикое племя на отдалённом острове приносит человеческие жертвы твари из бездны в городе с прекрасным названием Дагон. В общем, американское фэнтези впитывало черты лавкрафтианы ещё в момент зарождения, задолго до того, как её постмодернистское включение в фэнтезийные сюжеты и миры стало популярным с 90-х годов.

Правда, Конан на Неизъяснимые Древние Ужасы Иных Измерений реагировал совсем не так, как интеллигентные персонажи Лавкрафта

Предполагается, что суицид Говарда из-за стресса от смерти матери стал последней каплей, которая подкосила физическое и психическое состояние Лавкрафта — он угас и умер спустя девять месяцев. Но за свою тридцатилетнюю жизнь Роберт Говард успел написать сотни рассказов и повестей — включая 22 текста о похождениях Конана Варвара. Именно они стали его главным литературным наследием и вкладом в оформление канонов жанра фэнтези спустя три десятка лет после смерти писателя.

В отличие от своего друга Лавкрафта, Говард был довольно накачанным боксёром, внешне напоминавшим не столько писателя, сколько гангстера 30-х, пил бурбон галлонами и имел характерное прозвище «Боб Два Пистолета»

Как и работы Лавкрафта, к концу бурных 40-х годов книги Роберта Говарда были почти забыты как «какие-то кринжовые байки из тридцатых». Однако в 1948 году два американских писателя Мартин Гринберг и Дэвид Кайл из клуба фантастов «Гидра» решили подзаработать, а заодно помочь начинающим коллегам. Они основали Gnome Press: небольшое, но очень важное для истории фантастики и фэнтези издательство. Именно им принадлежала прорывная идея: выпускать фантастику не в виде журналов наподобие Weird Tales, а целыми книжками. В случае рассказов и повестей — авторскими сборниками, или же антологиями с текстами разных авторов.

Шарж на заседание нью-йоркского клуба любителей фантастики «Гидра» в 1951 году

Они открыли для нарождавшегося прото-гик сообщества США такие имена золотого века научной фантастики, как Айзек Азимов, Пол Андерсон, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн, Клиффорд Д. Саймак и так далее. И показали, что издавать фантастику — это модно и прибыльно, книги в этом жанре продавались лучше, чем бульварные журналы с эротическими обложками. Спустя десять лет, когда большие издательства осознают перспективы нового рынка и зайдут на него сами, Gnome Press прискорбным образом разорится — его создатели были куда больше фантастами, чем коммерсантами. Но без него, возможно, мы не знали бы такой волны популярности в США сначала фантастики, а затем и фэнтези в 50-е и 60-е.

В числе прочего, именно Gnome Press первыми выпустили «Я, робот» и трилогию «Основание» Айзека Азимова

Но Gnome Press публиковали не только новых авторов — они надеялись на привлечение и ностальгирующей аудитории. Включая тех, кто читал журналы вроде Weird Tales ещё в 30-е годы — и, вполне возможно, давно потеряли или зачитали дешёвые журнальчики. Им пришло в голову опубликовать серию сборников рассказов и повестей Роберта Говарда о Конане и других героях его основного сеттинга. Но сделать это в порядке внутренней хронологии цикла, начав с эссе самого Говарда о мире Хайбории.

Обложки цикла о Конане от Gnome Press

Любители фантастики знали, что Gnome Press публикует классные тексты — и истории о Конане, пусть и непривычные по меркам Sci-Fi, стали набирать популярность. Особенно они заинтересовали американцев Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера, а также шведа Бьёрна Нюберга. Де Камп, друг Азимова и Хайнлайна, а также ценитель Говарда и Лавкрафта, получил архив недописанных и неизданных текстов Роберта Говарда — и стал дорабатывать их для публикации. Уже седьмой том конаниады от Gnome Press, Tales of Conan 1955 года, представлял собой переработку де Кампом «под Конана» нескольких неизданных рассказов Говарда.

Обложка Tales of Conan с каталогом других книг Gnome Press на задней стороне

Именно вокруг де Кампа и его работы над развитием наследия Говарда во второй половине 50-х годов начинает формироваться группа авторов-единомышленников, которая осознала в себе желание писать не о звёздных путешествиях и роботах, а о чём-то вроде похождений Конана в древних землях, полных мечей и магии. Изначально это было трио друзей в лице де Кампа, Лина Картера и Джона Джейкса. Поначалу они буквально бухали, когда пересекались на НФ-конвентах, взахлёб обсуждая Конана и любые другие тексты, хотя бы немного напоминавшего главный сеттинг Говарда. Затем они стали общаться более тесно и дружески, уже не привязываясь к съездам.

Лайон де Камп, тогда лейтенант-коммандер ВМС США, в компании Азимова и Хайнлайна в 1940-е

Ценили друзья не только Говарда, но и Лавкрафта. На это прозрачно намекают их шуточные «титулы», которыми они наградили друг друга: Картер был назван «Пурпурным друидом из бессвязно бормочущей орды слизняков Зугтакья», де Камп — «Верховным садистом людей-рептилий Яга», а Джейкс — «Послом без портфеля частично чешуйчатых, частично морщинистых растительных существ Южного полярного города Нугьюбб-Глаа». В общем, сплошной фхтагн.

Иллюстрация к «Червям земли» Говарда из издания 1953 года

В 1965 году они дошли до того, что организовали широко известное в узких кругах «Гильдию мечников и чародеев Америки» (Swordsmen and Sorcerers' Guild of America) — или, сокращённо, SAGA. Вскоре к ним примкнули и другие авторы, включая такие звёздные имена, как Майкл Муркок, Андрэ Нортон, Пол Андерсон, Фриц Лейбер и другие. К SAGA были близки Роджер Желязны и Диана Дуэйн. Как считается, именно с их самоназвания и пошло понятие, почти синонимичное фэнтези: фантастика меча и магии.

Правда, иллюстрации к новому и самому популярному изданию конанианы рисовал Фрэнк Фразетта, затем присоединился Борис Вальехо и другие, и к фэнтези 60-х и 70-х довольно прочно прицепился несколько избыточный полу-гачи-эротизм с обнажёнными героями и героинями

Во второй половине 60-х общественный запрос «поколения хиппи» на безудержную фантазию совпадёт с почти одновременной публикацией в США нового переиздания Конана (под редакцией и с обильными доработками де Капмпа и Картера, а затем и просто их фанфиков на тему под твёрдой обложкой) и трилогии Толкиена. При этом стоит учесть, что без заложенной Говардом и его продолжателями почвы толкиновские тексты вряд ли заинтересовали бы американцев — в Британии, к примеру, интерес к ним был сдержанным, хотя напечатаны там они были ещё в середине 50-х годов. И романы о Конане, и «Властелин Колец» получат бешеный успех у образованной молодёжи США. Именно тогда начнётся взрывной рост интереса к новому жанру — и предмет увлечения отдельных гиков и писателей превратится в феномен массовой культуры.

Что из этого вышло, и как фэнтези стали не только литературным, но и игровым сеттингом — продолжим в следующей части.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (16)


  1. myswordishatred
    18.05.2024 11:43
    +6

    Роберт Говард, Говард Лавкрафт... Кажется, в этой компании не хватает Лавкрафта Роберта

    А текст отличный, спасибо!


    1. dumbaq
      18.05.2024 11:43

      Тодд Говард тоже туда просится


      1. Ivan_Gudoshnikov
        18.05.2024 11:43

        Суини Тодд (цирюльник), Тим Суини (Epic Games)...


    1. WorminatorX
      18.05.2024 11:43

      Лавкрафта пиарят из каждого утюга, даже советские пенсионеры слышали про Ктулху. Не хватает Юрия Дмитриевича Петухова, незаслуженно забытого русского писателя-фантаста. У него были сущности, миры и сюжеты были куда круче. А также он писал про Варп с эгрегорами и демонами задолго до WarHammer 40K. И различные запутанные вложенные миры с неевклидовой геометрией, пересекающимися временными петлями из разных вариантов истории и т.д. Такой полет фантазии припомню еще, разве что, в "Гиперионе" Симмонса.

      К сожалению, в начале 90-х Юра Петухов посмел критиковать роман "Отягощенные злом" братьев Стугацких (объективно неудачный, с сомнительным подражанием Булгакову, сценами зоофилии, религиозным и националистическим разжиганием и т.д.). Обиженные фанаты бомбанули (надо сказать, стругацкофилы по упоротости и нетерпимости к критике сравнимы с толкинистами), не смогли простить и заканцелили (выражаясь современным сленгом) начинающего писателя. А потом и органы за него взялись, внесли несколько книг (но не фантастику, правда) в список экстремистских материалов.

      Головачев, например, практически все идеи для своих книг плагиатил из Петухова (реже у других фантастов), пользуясь малоизвестностью последнего в широких кругах.


      1. Gaikotsu
        18.05.2024 11:43
        +4

        Считать книги Петухова шедеврами? Ну разве что в жанре трэш-фантастики...


      1. Daddy_Cool
        18.05.2024 11:43
        +1

        Я бы не связывал всё же. ИМХО в начале 90-х хлынул поток разнообразнейшей литературы, в т.ч. переводной фантастики. Петухов вмиг оказался одним из очень многих. Дальше появились Дяченко, Олди, Лукьяненко...


      1. FlashHaos
        18.05.2024 11:43

        Мало ли хороших авторов и гениальных текстов? В памяти поколений остаются только те, кто попал в нужное время. Вот Говард, судя по этому тексту, не попал на тридцать лет, но его вовремя переизбрали с правильным таргетированием.


  1. Thotamon
    18.05.2024 11:43

    Из американцев забыли Кларка Эштона Смита ("Зотик", "Аверуан", "Посейдонис"...). Но у него больше упор в похождения магов, инквизиторов, некромантов, воров, декаденствующих поэтов и других антигероев. Чаще всего конфликт земного зла с космическим ужасом (эйнлайнмент большинства персонажей Lawful Evil или Chaotic Neutral) либо авантюрные приключения на фоне приближающегося апокалипсиса.

    И Джеймс Брэнч Ке́йбелл, автор многотомной "Биография жизни Мануэля", из-за которую его судили за оскорбление общественной нравственности. Большинство романов это хитрые кросоверры из разных культур и мифологий. Иногда мне кажется что стиля Терри Прачетта взят ровно от него.

    "Земляные фигуры (Комедия внешнего вида и приличий)" - Про Мануэля-свинопаса, который всю жизнь пытается выполнить гейс своей матушки, в мешанине из французского, кельсткого и славянского фольклёра.

    "Югрген(Комедия справедливости)" - Ростовщик-поэт Юрген послал свою жену к чёрту, мистическим образом начал жить снова и всё это в славянско-итальянском колорите.

    "Таинственный замок (Комедия разочарования)" - кроссовер про Спящую красавицу и Синюю Бороду.


  1. garwall
    18.05.2024 11:43
    +3

     Артурианский миф у англосаксов живет вечно, он крепко врос в культуру своим архетипом. И вот почему архетипом, прообразом ВСЕХ произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

    Если кто желает, пускай закроет глаза и протянет руку к полке с книжками, чтобы вытащить оттуда наугад любой роман фэнтези. И пускай проверит. В книге описываются два королевства (страны, империи) - одна, это Страна Добра, а другая совсем наоборот. Имеется Добрый Король, лишенный трона и наследства и пытающийся их восстановить, против чего выступают Силы Зла и Хаоса. Доброго Короля поддерживает Хорошая Магия и Добрый Волшебник, равно как и собравшаяся вокруг справедливого повелителя Храбрая Дружина Молодцев. Для полной победы над Силами Тьмы все же необходим Чудесный Артефакт, волшебный предмет небывалой силы. Предмет этот во власти Добра и Порядка имеет свойства интеграции и мира, в руках же Сил Зла становится деструктивным элементом. Следовательно, Магический Артефакт надо найти и овладеть им, пока тот не попал в лапы Заклятого Врага...

    Откуда нам все это известно? А известно это нам от сэра Томаса Мэллори, из его "La Morte, Arthur"

    -- Анджей Сапковский. "Нет золота в Серых горах".

    Немного поспорить про культурную доминанту Конана.


    1. WorminatorX
      18.05.2024 11:43

      Да, Томаса Мэлори, пожалуй, можно назвать первым европейским фэнтези-писателем, по крайней мере массовым. Оригинальные народные мифы об Артуре и рыцарях Круглого стола мало кому известны, но практически все читали его роман, либо более поздних продолжателей, им вдохновлявшимся.

      Говард, Толкин, Бэрроуз, Баум с Волковым и прочие авторы появились гораздо позже.


  1. k12th
    18.05.2024 11:43

    Автор опять пишет про Говарда не читавши.


    1. dali
      18.05.2024 11:43
      +1

      Что именно не так? Я читал все книги про Конана у Говарда, каких-то глобальных несоответствий в статье не заметил


      1. denismartyanov
        18.05.2024 11:43

        1. Конан напился в таверне и пошёл грабить колдунью (Башня слона)

        2. Конан не напился, но пошёл грабить музей (Бог из чаши)

        3. Конан прирезал жреца и попал в тюрьму (Сплошь негодяи в доме)

        4. Конан погнался за феей и нарвался на её родню (Дочь ледяного гиганта)

        5. Конан угнал галеру после пьяной поножовщины в таверне (Королева чёрного побережья)

        Описание всех рассказов неправильное (самое близкое - Дочь ледяного гиганта, но у меня язык не повернётся назвать героиню феей). Хочется спросить автора, как он умудрился неправильно описать все пять.

        на карте мира Хайбории Киммерия скорее соответствует современному Алжиру.

        Откуда-то взялся Алжир, хотя статья Говарда "Хайборийская эра" ясно говорит что Киммерию затопило, а верхушки тамошних гор - это будущие Британские острова. Алжир же это либо часть Стигии, либо поднявшаяся суша западнее её, потому что Африка по той же статье отвалилась по реке Стикс.

        Киммерийцы же не там где исторические, потому что по Говарду там происходило неслабое такое переселение народов.


  1. WorminatorX
    18.05.2024 11:43
    +1

    Именно грубоватый и часто влипающий в истории Конан, а не Бильбо с Фродо или благородный Арагорн — наиболее классический и, более того, архетипический образ эпического героя, характерного для большинства мировых культур.

    Ну, Боромир (за вычетом любовных авантюр) практически копия Конана по характеру. Арагорн похож как герой-странник, но облагорожен до стереотипного прекрасного принца, ибо не пристало быть варваром наследнику нуменорских королей.

    но благородным в современном смысле Конана назвать трудно

    Вроде он при всей своей варварской неотесанности всегда придерживался строгих моральных принципов, не соглашался на сделки со злом, никого не предавал, выручал в беде товарищей, рискуя своей жизнью, заступался за слабых и т.д. На популярных ныне серых антигероев совершенно непохож. Но могу ошибаться, читал мало произведений о Конане. Ведьмак Геральт вел себя куда сомнительнее, с ним бы я не пошел в разведку.


  1. NetBUG
    18.05.2024 11:43
    +2

    О, Дуэйн, внезапное открытие моих лет двенадцати.

    Спасибо! Часть отсылок у Пратчетта стала яснее :)


    1. Ershako2
      18.05.2024 11:43
      +2

      Для понимания Пратчетта очень рекомендую его же "Опечатки"