image

Не секрет, что для разных игр разработчики делали порой ну очень странные девайсы: без некоторых игры просто непроходимы, а некоторые делались чисто для погружения в атмосферу. О каких-то из них вы точно слышали, а что-то — скорее всего, будет для вас открытием.

▍ Экологически чистые контроллеры


Картон максимально дешёв в производстве. Но что, если из этого материала сделать контроллеры? Звучит, конечно, как шутка — но не в том случае, если за этим стоят люди из Nintendo. Наборы Labo имели разные наборы сборных моделей, которые могут взаимодействовать с этим самым картоном, благодаря ИК-камере на одном из контроллеров Switch. Причём вышло целых четыре набора, в которых были самые разные сборные контроллеры: пианино, удочки, руль и даже контроллер для управления роботов в виде рюкзака на спину. А ещё был аналог Google Cardboard. Я так и не отважился попробовать последнее: всё же низкое разрешение экрана будет делать больно глазам. Но если что — режим VR есть в некоторых играх не из серии Labo — в The Logend of Zelda: Breath of the Wild, например.

В общем, идея классная, но чертовски непрактичная: стоит картон в районе 30 баксов за набор, а сам конструктор, по сути, одноразовый. Да и ориентация на детей вопросики вызывает — а если ребёнок прольёт что-то или ещё как-то запачкает картонки? Благо умельцы стали делать модельки для печати на 3D-принтерах.

image
Пианино, но уже из пластика

▍ Учимся играть на гитаре


Помните Rocksmith? Ну, ту самую, которая в качестве контроллера использовала настоящую гитару? Это был довольно удачный эксперимент, сочетавший в себе как элементы обучения игры на гитаре, так и аналог Guitar Hero.

Для подключения гитары нужен был специальный кабель

Но буквально недавно вышел контроллер для Nintendo Switch, полностью заточенный под обучение игре на гитаре вместе с соответствующей «игрой» (именно так, в кавычках — это чистой воды обучающий софт) — Guitar Life: Lesson 1. Причём, что саму обучалку, что гитару сделала Hori, известная по созданию самых разных консольных аксессуаров. Судя по всему, планируется выход и других «уроков» в ближайшем будущем. Но вот судьба релиза на Западе туманна — трек-лист составлялся под японскую аудиторию: из десяти треков нам известны лишь Happy Birthday to You, Twinkle-Twinkle Little Star и Jingle Bells. Эх, сюда бы побольше песен да известные нам западные треки…

▍ Кручу-верчу, боком валю


Вместе с релизом легендарной гоночной аркады Ridge Racer на PS1, Namco выпустили и контроллер для игр этого жанра — NeGcon. Его главной фичей стало то, что корпус скручивался пополам. Кнопки I, II и L были аналоговыми. Занятно, что контроллер от PS1, выпущенный в 1995 году, работает с некоторыми играми уже для PS2, среди которых — Ridge Racer V и Battle Gear 2.

image
Два года спустя, в 98, компания выпустит Jogcon: геймпад стал более привычной формы, но вот вместо аналоговых стиков было рулевое колесо. Причём это была не просто крутилка, а настоящий руль в миниатюре — с самым настоящим force feedback! Конечно, про удобство игре с такой «баранкой» говорить не приходится (пальцы съёживаются в не самую комфортную позицию), но сам факт — это была не просто вибрация, а настоящая обратная отдача. С таким контроллером можно было уже играть во многие другие игры, не требовавших аналоговые стики.

image

И если вы думали, что в эру PS1 с гоночными геймпадами набаловались, то нет: в 2010, некая Eagle3 из Калифорнии совместно с японским производителем автомобильных аксессуаров HKS выпустили HKS Racing Controller. Выглядит необычно, работать тоже должен необычно. Вместо привычных кнопок здесь рычажки газа и тормоза, вместо одного из стиков — имитация руля. Правда, на деле работает геймпад не самым лучшим образом. По идее, он должен идеально подходить для игры в автосимуляторы, типа Gran Turismo, но работает он криво. Более или менее адекватно получилось сыграть в Initial D: Extreme Stage. А ещё у этого геймпада крайне мерзкий софт-тач сзади. За год лежания на полке поверхность стала очень липкой.

image

▍ Сколько — сколько у вашего контроллера клавиш?


Есть такая серия японских ролевых игр Phantasy Star. В 2000 вышла Phantasy Star Online для Dreamcast: из названия понятно, что игра имела и онлайновый мультиплеер. А где элементы MMO, там и есть необходимость в общении с другими игроками. И если на Dreamcast можно было воспользоваться клавиатурой (которая, кстати, поставлялась в некоторых комплектациях), то в случае с Gamecube проблему решили весьма оригинально — клавиатуру просто встроили в геймпад. И если вы думаете, что поместили туда уменьшенную клавиатуру, то вы сильно ошибаетесь: она полноразмерная. ASCII Keyboard Controller — вот так прямо и называется это монструозное чудо: в названии есть и компания, которой можно сказать «спасибо» за такой гибрид. Причём работает оно максимально просто — у контроллера целых два разъёма (один за геймпадную часть отвечает, второй за клавиатуру), вставляем их в консоль и играем. Ну и при необходимости — печатаем в чате. «Под капотом» скрывается разделённый на две части геймпад от нинтендовского «кубика» и клавиатура от Mitsumi.

image

Забавно, что девайс можно подключить к ПК и использовать и как геймпад, и как клавиатуру. В первом случае, правда, придётся помнить, что у геймкубовского геймпада кнопок меньше, чем у современных контроллеров. Некоторые даже делают модификации, устанавливая туда механические клавиатуры. Выглядит красиво как минимум!

К слову, идея объединения клавиатуры и контроллера забыта не была: не так давно, для Nintendo Switch выпустили Armor3 NuType Keyboard: джойконы цепляются по бокам от клавиатуры.

image

Но если в Phantasy Star Online можно играть и без такого здоровенного геймпада, то вот в Steel Battalion для оригинального Xbox без комплектного контроллера — совсем никак не выйдет. Игра, в которой надо управлять здоровенной боевой машиной, требует огромного контроллера, на котором есть 40 кнопок, два джойстика и три педали. Средняя цена на контроллер сейчас — примерно 500 баксов. При этом, альтернатив от сторонних производителей нет. И несмотря на высокую стоимость и относительную редкость контроллера, у игры есть даже своё комьюнити.

image

▍ Имитируем сведение музыки


Серию Guitar Hero знают все. Но вот про DJ Hero слышало куда меньше народу. Оно и немудрено: было выпущено всего две игры, да и те — судя по всему, не самыми большими тиражами. Хотя первая часть даже на PS2 засветилась. То были весьма занятные ритм-игры, контроллером к которым был диджейский пульт. Микшер от «вертушки» отсоединяется — на нём есть разъёмы с обеих сторон, чтобы играть можно было не только правша, но и левшам (вот тут личное спасибо разработчикам от левши!). А во второй части появилась возможность использовать сразу две «вертушки» одному игроку — конечно, игра от этого становилась сложнее, но так более иммерсивно. Трек-листы были весьма достойными — миксы из Daft Punk, Black Eyed Peas, Benny Benassi, Рианна, 50 Cent, Motorhead, Дэвид Боуи и других известных исполнителей.

Комплект с версией игры для PS2. Кстати, проводок у донгла замотан в изоленту — это проблема всех донглов, изоляция отваливается быстро. Контроллер совместим как с PS2, так и с PS3.
Ещё фоточки
image

image

▍ For Display Only. Ну, почти


Hori известны тем, что всегда делают интересные контроллеры. Но однажды они превзошли себя, выпустив Hori Katana к релизу Onimusha 3 на PS2. Всё бы ничего, но комфортно играть таким контроллером попросту невозможно. Так что да — его сделали в первую очередь для коллекционеров, чтобы те поставили на полочку и любовались.

Аналогичным контроллером, которым невозможно играть, был геймпад в виде бензопилы, посвящённый Resident Evil 4. Причём было две версии — для PS2 и Gamecube. Версия для PS2 была лучше во всём: эргономичнее, имела что-то вроде гироскопа, который «нажимал» кнопку R1 для прицеливания. А главное — у него была ручка стартера бензопилы, дёргая которую из динамика раздавался соответствующий звук. У контроллера для Gamecube тоже было место под динамик, но делать его не стали. Вообще, в отличие от катаны, бензопилой даже можно играть (причём вообще в любые игры!). Вроде и экспонат для полки, а вроде и реально рабочий контроллер!

image

▍ Усложняем Тетрис биением сердца


И хоть контроллером этот аксессуар не назвать, всё же он может сильно усложнять геймплей всеми любимой игры. В комплекте с Tetris 64 шёл девайс под названием Bio Sensor: он считывал пульс игрока, крепясь на мочку уха одним концом, а другим — вставляясь в разъём для аксессуаров в геймпаде консоли. При стрессе сердцебиение повышается, а игра становится сложнее, добавляя разные модификаторы сложности. Увы, больше ни в одной игре столь занятный девайс не использовался — хотя, для какого-нибудь хоррора было бы самое то!

image

История знала много самых разных контроллеров для консолей — но в конце концов, все пришли к выводу, что игроки предпочитают самые обычные контроллеры, безо всяких извращений. Все эти геймпады с рулями, конечно, прикольно, но на самом деле жутко неудобно и непрактично. Если уж и хочется нормально в гонки играть — то лучше уж руль взять (главное, чтобы места хватило!). Ну а всякий там картон — просто экспериментальная дичь, крайне непрактичная для целевой аудитории. Да-да, знаю, вы и сами не прочь были бы поиграть на картонном пианино. Но мы же все понимаем, для какой аудитории изначально всё делалось?

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (3)


  1. Seydzi
    23.08.2024 09:04


  1. CitizenOfDreams
    23.08.2024 09:04
    +1

    девайс под названием Bio Sensor: он считывал пульс игрока, крепясь на мочку уха

    Я бы скорее ожидал увидеть подобный девайс в Leisure Suit Larry, чем в тетрисе...


    1. Ravebinovich
      23.08.2024 09:04

      В этой статье были куда более интересные возможности использования подобных датчиков. И куда более оригинальные контроллеры. :)