Эта книга собрала много восторженных отзывов в сети, и наша рекомендация будет не менее восторженной. Да что уж там, сам автор — игровой энтузиаст до мозга костей. Остаться равнодушным при чтении этой книги и рассматривании иллюстраций невозможно.
Эвана Амоса называют историком и архивариусом по консолям. А ещё — фотографом и писателем. Начав однажды фотографировать приставки для свободного распространения снимков в интернете, он закрыл визуальные пробелы в статьях Википедии. Его интеллектуальная собственность разлетелась на крыльях геймерского ветра и где только не оказывалась: в прессе, профильных журналах и даже видеороликах. Было очевидно: этому миру сильно не хватало героя, который бы спас от забвения всё то, на чем росли гики ещё в 80-е. И, ура, мы ещё не успели приблизиться к концу света, а талантливый и увлеченный коллекционер уже собрал всё в своей красочной энциклопедии и, кстати, у себя дома тоже. Его квартира в Бруклине набита железом и консолями всех мастей.
Книга разделена на девять смысловых блоков — по поколениям приставок. Если посмотреть на оглавление, то складывается впечатление, что это прямо-таки справочник — историческую сводку можно найти по названию модели. Тут вам и стрельба по уткам, и консольные игры до появления картриджей, и квази-теннис, в который можно зарубиться не с настоящим соперником, а с телеком (а вот ракетка-контроллер как настоящая!), и всем знакомые современные устройства. Эван Амос упорядочил истории в хронологическом порядке и включил в книгу все системы «до каких смог добраться».
Книга появилась на свет благодаря успешной кампании на Kickstarter. Нет никаких сомнений в том, что перед нами настоящее сокровище. У тех, кто видел консольную зарю своими глазами, чтение может вызвать приступ ностальгии. Поколение, родившееся в одну волну с последними Xbox, возможно же, будут удивлены изобретениям вроде консоли с прилагающимися к ним текстильными накладками на телевизор — их можно было прикрепить к экрану за счет статического электричества и разнообразить игровой процесс. По сути, это было первое поколение консолей: так развлекались до того как индустрия видеоигр превратилась в многомиллиардный бизнес с множеством технологических возможностей.
На страницах книги можно проследить эволюцию устройств. Появление картриджей, которые подарили игрокам счастье запускать почти неограниченное количество игр, последующее падения рынка в 1983 году и триумфальный выход на арену японской Nintendo. Доставайте носовые платочки, это тот самый эпизод про Super Mario Bros. и The Legend of Zelda. Далее автор пишет про 16-разрядные процессоры, портативные устройства и карманные Game Boy, и, ни много ни мало, переход от 2D к 3D.
Также из книги можно узнать, когда таким слонам как Atari, NEC, 3DO и Commodore пришлось уступить место Sony и Sega, а в будущем и Microsoft. Немало автор пишет и о том, как в этом круговороте конкуренции Nintendo удалось избрать собственный путь и играть в долгую. На понятных примерах Эван Амос объясняет то, как технологии повлияли на рынок видеоигр: где смартфоны Apple, там и микроконсоли (пусть в итоге мобильные игры так и не адаптировали к воспроизведению на телевизорах).
По сравнению с первым изданием второе — наиболее полное. В него вошло и описание тех консолей, которыми геймеры спасались от скуки в пандемию. Кстати, там есть и про очки Oculus Quest. Книгу об истории этого VR-стартапа мы тоже недавно рекомендовали.
Глядя на некоторые устройства, представленные в книге, можно вспомнить клацающий звук пластиковых кнопок или мягкость силиконовых. Или провалиться в ту петлю воспоминаний, которая автоматически запускает в голове саундтрек из Crazy Taxi. И нет, это не слёзы. Это Sega Dreamcast в глаз попала.
Искренне рекомендуем к чтению.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале