
К нашему времени раскладки клавиатур Qwerty для английского языка и Йцукен для русского кажутся привычными и само собой разумеющимся. Однако так было не всегда — и в прошлые десятилетия не один мозг был поначалу сломан вопросом «почему в таком странном порядке, есть же алфавит»? История клавиатурных раскладок — особенно для самых распространённых языков — до сих пор изобилует тёмными местами и уходит во времена развитого стимпанка, когда компьютеры были большими и механическими, а на смену работе писцов с гусиными перьями, наконец, стали приходить печатающие устройства.

Идея печатной машинки зародилась не позднее XVI века: первые документы о попытке создания механизма относятся к 1575 году, когда венецианский книгопечатник Франческо Рампазетта предложил кубообразное устройство с системой нажимных стержней, оставлявших на листе бумаги проколы в форме букв. Затем, в 1714 году, патент на устройство для печатания символов на бумаге безуспешно пытался получить изобретатель Генри Милль от тогдашней английской королевы Анны. И Рампазетто, и Милль, и другие механики, которые стремились создать такие устройства, долгое время видели едва ли не единственной их задачей дать возможность образованным людям с проблемами со зрением писать корреспонденцию и сочинения.
Но с реализацией очень долго не ладилось, и внятных сведений о том, как выглядели хотя бы наброски чертежей проектов подобных механизмов, у нас до сих пор мало. Лишь упоминания в источниках описывают творение австрийского изобретателя Вольфганга фон Кемпелена, крупнейшего разработчика автоматических механизмов XVIII века — который 1779 году изготовил печатающее устройство для слепого друга Моцарта и родственника императрицы Марии-Терезии. От достоверно существовавшей пишущей машинки тосканского графа Агостино Фантони да Фивиццано, которую он сделал в 1800-х годах для своей любимой сестры, слепой графини Каролины, остались лишь несколько напечатанных листков — и даже слава создателя устройства до недавних исследований приписывалась другому человеку, Пеллегрино Турри, изобретателю копировальной бумаги. В 1850-е годы английский изобретатель Чарльз Уитстоун создал три прототипа печатающего устройства, одно из которых имело клавиатуру по образцу фортепиано — но счёл разработки неудачными и прекратил работу в этом направлении.

По-настоящему история клавиатур началась во второй половине 1860-х годов. Первая из них, Печатающий Шар Хансена, была весьма причудливым образчиком эстетики стим- или даже клокпанка: она представляла из себя полусферу из бронзовых кнопок с буквами. Её изобрёл датский пастор Расмус Маллинг-Хансен, который возглавлял королевский институт помощи слепым и глухонемым, и также пытался помочь писать слепым и слабовидящим людям. Как ни странно для столь старого устройства — оно было электрическим, движение бумаги на изогнутом цилиндре для нанесения букв обеспечивалось электромагнитом.
Уже пастор Хансен после ряда неудачных экспериментов пришёл к выводу, что расположение букв должно учитывать как частоту их использования в языке, так и биомеханику человеческой кисти: самые употребляемые знаки он поместил под «быстрые» пальцы, прежде всего указательные обеих рук. Впрочем, доведение до ума и совершенствование затянулись, и широкой общественности Пишущий Шар Хансена был представлен широкой общественности лишь в 1873 году — когда более предприимчивые американцы, о которых речь пойдёт ниже, как раз запускали производство первых промышленных серий печатной машинки Remington №1 с прото-Qwerty клавиатурой. Изобретение датчанина, впрочем, местами использовалось до начала ХХ века, одно из них даже собирался заказать терявший зрение философ Фридрих Ницше — но его устройства ручной сборки были слишком уж дорогими, и с ходу безнадёжно проиграли в конкурентной борьбе. Зато остались прекрасным образцом инженерной мысли и изящного технического стиля своей эпохи.

А мы переносимся за океан — где в Милуоки, Висконсин, редактор газеты Кристофер Шоулз очень возмутился забастовкой своих сотрудников. В ответ он загорелся идеей спроектировать устройство, которое позволит автоматизировать процесс набора текста для газеты, чтобы уменьшить число работников. С этим у него дело не пошло — но интерес к печатающим устройствам остался. Следующей концепцией стало создать устройство, которое мы назвали бы компостером — которое позволило бы механизировать нумерацию страниц, билетов и так далее. В компании коллеги-печатника Сэмюэля Соула он занялся проектированием и попытками что-то собрать в мастерской — и в ноябре 1866 года получили патент на своё изобретение.
Его они на радостях показали более опытному в механических делах знакомому, изобретателю-любителю Карлосу Глиддену. Тот посмотрел на наработки, прикинул потенциал получавшегося устройства — и предложил не ограничиваться компостированием, а сделать механизм для печатания текстов и чисел. Компания уже из трёх энтузиастов изучила все доступные материалы по другим экспериментам в той же области, сочла их недостаточно удачными и смелыми, но опыт учла. Как и большинство их предшественников, кроме разве что пастора Хансена, за основу первой модели клавиатуры печатающей машины они взяли самый привычный и очевидный для людей своего времени вариант: клавиши пианино. Поэтому первую изготовленную модель они презентовали под гордым наименованием «Литературное фортепьяно».

Устройство представляло собой деревянный ящик с клавишами, причём для пущей красоты белые были изготовлены из слоновой кости (!), а чёрные — из дорогого чёрного дерева. Красоту оплачивал Глидден, самый состоятельный из троицы. Располагались буквы английского алфавита, цифры и два знака препинания в их раскладке так, 18 чёрных и 18 белых клавиш в алфавитном порядке, и без 1 и 0 — их роль ещё долго будут выполнять I и O:
— 3 5 7 9 N O P Q R S T U V W X Y Z
2 4 6 8. A B C D E F G H I J K L M
Патент был получен в июне 1868 года — и начались попытки продвижения посредством рассылки сотен напечатанных писем. Попытки не задались: в то время разные изобретатели пытались делать подобные устройства, и на первый взгляд ничего принципиально нового в их «литературном фортепьяно» не было. Им удалось убедить по почте предпринимателя Джеймса Денсмора купить у них четверть прав на патент — но вживую устройство не произвело на того впечатления. Денсмор сказал, что в таком виде оно на рынке нежизнеспособно, и требуются улучшения. Соул и Глидден разочаровались, ушли из проекта и продали свою часть — оставив патент в руках Шоулза и Денсмора. Те почесали головы и решили продолжать — в отличие от многих других изобретателей печатных машинок, отсеявшихся как раз на подобном этапе.

Партнёры пришли к выводу, что для доведения проекта до ума нужны не только собственные эксперименты, но и обкатка на реальных пользователях — людям, которым нужно много писать или, как вариант, печатать. Они предложили предоставить в опытное пользование свои устройства нескольким стенографистам — и лучшим из их соратников на этом этапе стал Джеймс Клефан из столичного Вашингтона, бывший стенографист президента Линкольна, фанат технического прогресса и весьма известный человек своего времени. Он яростно занялся экспериментированием — да так, что образцы один за другим выходили из строя, а изобретатели получали один предельно язвительный отзыв за другим. Шоулз как автор идеи страдал и порывался всё бросить — но более хладнокровный Денсмор успокаивал его и говорил, что именно такой въедливый и дотошный бета-тестер им и нужен:
Такое откровенное выявление недостатков — именно то, что нам нужно. Лучше сделать это сейчас, чем после того, как мы начнём массовое производство. Там, где Клефан указывает на слабый рычаг или стержень, мы сделаем их прочными. Там, где разделитель или красящий механизм работают жёстко, сделаем так, чтобы они работали плавно.
Эксперименты потребовали нескольких лет и изготовления 50 последовательно всё более совершенных прототипов, каждый из которых в среднем стоил по 250 тогдашних долларов (порядка $6000 на 2025 год). Прототипы ломались Клефаном один за другим — но дело продвигалось. Поскольку неудобная двухрядная «фортепианная» клавиатура подвергалась беспощадной критике тестера — в апреле 1870 года Шоулз изготовил новый четырёхрядный вариант — именно ему по сей день наследуют в своей основе клавиатуры:
2 3 4 5 6 7 8 9 — A E I.? Y U O,
B C D F G H J K L M
Z X W V T S R Q P N
Цифры и дефис ушли в верхний ряд, где остаются поныне. Гласные — во второй, сюда же приткнулись знаки препинания, к точке добавились запятая и знак вопроса. Согласные заняли две нижние строчки. Алфавитный порядок всё ещё соблюдался, пусть и оказался инвертирован в последней строке. Однако и этот вариант оказался не слишком удобным. Его раскритиковал не только Клефан, но и ознакомленные с ним топ-менеджеры Americam Telegraph Works, и даже знаменитый изобретатель Томас Эдисон. Печатать всё ещё получалось слишком медленно и неудобно для пальцев. Начались попытки найти альтернативное расположение клавиш… и тут историкам до сих пор не совсем понятно, кто сыграл главную роль в преобразовании алфавитного порядка букв в прото-Qwerty.
Одни утверждают, что альтернативный вариант предложил Денсмор — на основе жалоб Клефана на неудобство и залипание клавиш при нажатии часто встречающихся сочетаний букв, расположенных рядом в алфавите, а также по совету своего брата-физика Эммета. Другие ссылаются на доработки в Americam Telegraph Works на основе опыта телеграфистов и даже использования азбуки морзе. Как бы то ни было, главным принципом, наконец, была определена частотность букв в языке: наиболее «популярные» помещались в центре под указательные и средние пальцы, наименее — мигрировали на окраины клавиатуры. В августе 1872 года в Scientific American вышла заглавная статья о печатной машинке Шоулза, и на иллюстрации к ней можно было различить уже весьма знакомое расположение клавиш:


2 3 4 5 6 7 8 9 — ,
Q W E. T Y I U O P
Z S D F G H J K L M
A X & C V B N?; R
Уже почти оно, как видим. Впрочем, и в таком доработанном варианте самостоятельно продвинуть своё изобретение на рынок Шоулз в компании Денсмора не смогли. 1 марта 1873 года они продали права на патент компании E. Remington & Sons, располагавшейся в городке Илион в штате Нью-Йорк. Шоулз получил за свою долю 12000 долларов и права на то, чтобы продукт назывался Sholes & Glidden Type-Writer — ну а Денсмор выторговал вместо единовременной выплаты права на роялтиз, и по итогам сделки в последующие годы получил порядка 1,5 миллионов долларов. В 1873 году на фабрике E. Remington & Sons шли доработки продукта перед запуском в серию, в которых принимал участие и сам Шоулз, и именно в это время прото-Qwerty (Qw.rty) наконец стала Qwerty. Ну, почти: знаки препинания некоторое время мигрировали, а M лишь пять лет спустя переедет на нижнюю строку со средней.

С тех пор Qwerty с небольшими изменениями прочно закрепилась в роли главной раскладки для английского языка — сначала для печатных машинок, а затем и для компьютеров. Попытки предложить более рациональные и научно обоснованные варианты предпринимались не раз, наиболее известна раскладка Дворака 1932 года — но они так и не достигли успеха. Во многом потому, что уже в 1890-е печатные машинки, сначала Remington, затем чаще их молодого и зубастого конкурента Underwood, стали массово применяться в делопроизводстве в США и Британской империи, да и просто во всех развитых на тот момент странах мира. Для англоязычного пространства все производители использовали уже устоявшуюся раскладку, а потом счёт операторов печатных машинок стал идти на миллионы, и переучивать их мало кому было интересно. Включая их самих. К тому же, уже с 1880-х начали развиваться системы «слепой печати», расположение клавиш впитывалось при этом чуть ли не на спинномозговом уровне — что делало переход на другие раскладки делом ещё более безнадёжным.
В общем, в англоязычном мире по сей день почти безраздельно господствует Qwerty. Она же послужила основой для большинства раскладок для языков, пользующихся латинским алфавитом. Даже гордые самобытностью французы использовали её как основу для своей Azerty — совсем уж особая и национальная Zhjays у них так и не взлетела. Та же судьба постигла и латвийскую Ūgjrmv, и турецкую Fgğiod, и даже португальскую Hcesar, которую в обязательном порядке использовали в стране с 1937 года вплоть до падения диктатуры в 1971-м. Однако для языков с другими алфавитами нужны другие раскладки — и теперь мы перемещаемся в Россию конца XIX века.

Печатные машинки стали поступать в Российскую империю в более-менее массовом порядке в конце 1880-х годов — и быстро завоевали популярность, прежде всего в государственных учреждениях и коммерческих компаниях. В нашей стране они не производились до самых 1930-х годов, но рынок был большим и растущим, и потому американские производители Remington, Underwood и Fox Machine Company, к которым в 1900-х годах присоединились германские из Mercedes (не того, даже ругались из-за названия с производителем автомобилей), быстро наладили производство специальных русскоязычных партий. На них всё, включая названия компаний-производителей, часто наносилось на русском языке — а в качестве раскладки использовался предшественник современной Йцукен, который можно назвать Йiукен:

Однако здесь есть загвоздка. Американские историки до сих пор не вполне понимают, как именно ранняя алфавитная раскладка Шоулза мутировала в прото-Qwerty. Как, кто, где и когда изобрёл первую русскую раскладку Йiукен — пока, похоже, не докопался вообще никто. Во всяком случае, мои изыскания в сети ничего не дали, быть может, искал не там и не то — и искренне надеюсь, что кому-то из историков или дотошных обитателей сети удастся пролить свет на эту загадку. Мы даже не знаем, изобрели её в России или же при организации ориентированных на нашу страну производственных линий в США. Зато, как говорят, она получилась более рациональной и удобной с точки зрения расположения знаков, нежели Qwerty. Возможно, для её создания использовали опыт наборщиков из русскоязычных типографий: к тому времени путём проб и ошибок были найдены оптимальные способы располагать литеры в ящичках так, чтобы максимально под рукой оказывались наиболее часто встречающиеся из букв.

Йiукен за четверть века всё более массового использования в Российской империи успела стать таким же привычным форматом для всех машинисток — причём так официально называли и профессионально печатавших на машинках мужчин, так как слово «машинист» уже обозначало совершенно иную профессию. Затем случилась революция, за которой последовала реформа русского языка. Важные в древности, но к ХХ веку слившиеся до полной фонетической идентичности с и и е буквы i и ѣ были в стране Советов ликвидированы, как класс. Соответственно, надо было менять и клавиатуры печатных машинок — но с этим, в силу отсутствия собственного производства, некоторое время было трудно, многие печатали всё на тех же Ремингтонах, Ундервудах и Мерседесах, которые остались с имперских времён. Впрочем, уже в 1920-е годы появилась новая русская раскладка: так называемая «стандарт-клавиатура», или Й1укен, с цифрой 1 вместо дореволюционной I и современной Ц, и Ц и Э, которые располагались в цифровом ряду. В таком виде новые партии импортных печатных машинок поставлялись в СССР, и в таком же виде с 1936 года Московский завод пишущих машин стал выпускать первые отечественные модели под названием «Москва» — их даже бесплатно раздали многим членам Союза писателей.

«Станарт-клавиатура» действовала до введения ГОСТ 6431-52 с 1 июля 1953 года, который наконец и ввёл знакомый нам всем вариант Йцукен. Он же, как Qwerty для латинского письма, стал прообразом для раскладок для большинства языков на кириллической основе. После появления персональных компьютеров, сначала советского или стран СЭВ, а затем и западного / азиатского производства, эта раскладка стала стандартной и для компьютерных клавиатур. Кстати, с ней связано и существование особой, советской раскладки для латинского алфавита Jcuken: в ней латинские буквы располагались на одних и тех же клавишах с ближайшим кириллическим аналогом.

Этот вариант, Jcuken, официально действовал и даже производился до 1988 года, когда для латинского алфавита был введён стандартный Qwerty. Впрочем, в том же году болгары буквально сделали «зеркалку» — и некоторое время производили для своих клонов Apple II клавиатуры с кириллическими буквами, организованными уже по Qwerty: Явертъ.
К нашим временам раскладки для большинства языков мира на латинской и кириллической основе уже настолько устоялись, что перемены в этой сфере весьма маловероятны, хотя отдельные попытки создания особых национальных или научно обоснованных клавиатур в качестве альтернативы продолжаются по сей день. То же касается и языков, использующих другие системы письма, от арабского и деванагари до китайской и японской иероглифики. Но это отдельная сфера, о которой, быть может, мы поговорим в другой раз.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (28)
LexD1
11.01.2025 09:18«почему в таком странном порядке, есть же алфавит»?
Когда ещё в прошлом тысячелетии столкнулся с печатной машинкой (не помню модель), неимоверно раздражала раскладка не по алфавиту, нужную букву, бывало, искал минуту.
И сильно позднее на компьютере, пока не набил руку.
Раскладка по наиболее часто используемым буквам?
Где-то читал, что раскладка для печатных машинок была изначально по алфавиту, но механизм не успевал отрабатывать и раскладку поменяли специально для снижения скорости набора. Потом уже меняли по наиболее часто используемым буквам.
Обновлено.
Ogra
11.01.2025 09:18Я очень часто встречаю миф, что раскладку меняли, чтобы "снизить скорость набора". Это не так.
Наоборот - подбирали такое расположение клавиш для наиболее частых буквосочетаний, чтобы рычаги не слипались даже при очень высокой скорости набора.
LexD1
11.01.2025 09:18Перечитайте ещё раз свой комментарий, и комментарий выше.
Цитата из ссылки:
...
Все буквы на них были выставлены в алфавитном порядке, — но и сейчас Шоулз был недоволен.
На практике оказалось, что такая раскладка не подходит для быстрой печати. Затем он начал экспериментировать, перепробовал более 50 различных вариантов, но в каждом из них рычажки печатной машинки часто сцеплялись, устройство заклинивало или вовсе ломалось. Пока в один момент он не опробовал нечто похожее на современную раскладку. Сначала свое место нашли буквы QWE, потом TY, и спустя время, наконец, все сложилось в единую систему QWERTY
...
Ogra
11.01.2025 09:18Все правильно - при плохой раскладке рычаги часто сцепляются, печатать приходится медленно. При хорошей раскладке рычаги не сцепляются, можно разогнаться. QWERTY ускоряет набор.
Посмотрите на клавиатуру, возьмем для примера достаточно частое английское буквосочетание "THE". Оно набирается весьма эргономично: указательный палец левой руки, указательный палец правой руки, средний палец левой руки. Разные пальцы, чередование рук - это печатается очень быстро, практически мгновенно, быстрее было бы только если бы эти буквы лежали в основном ряду.
То, что QWERTY не сильно эргономична - это правда, у неё полно проблем. Но она целенаправленно создавалась именно для повышения скорости печати.
Moog_Prodigy
11.01.2025 09:18Вообще да, раскладка и расположение печатающих рычагов-литер - вещи довольно слабо связанные. Достаточно посмотреть на механику устройства машинки или в ближайшем приближении механику левой части аккордеона. Рычаги можно расположить в любом порядке, в т.ч. чтобы частоиспользуемые не мешали друг другу при возврате на больших скоростях, буквы на клавишах (и литерах) - вообще как угодно, лишь бы клавиша соответствовала печатаемой букве. Расположить собственно тяги, связующие клавиши и рычаги относительно друг друга можно в принципе как угодно.
antitectress
11.01.2025 09:18в сербии и македонии не раз и не два встречал раскладки с киррилическим алфавитом по порядку на вполне современных клавиатурах.
вот это было то самое, что называется "когнитивный диссонанс"
CBET_TbMbI
11.01.2025 09:18Как, кто, где и когда изобрёл первую русскую раскладку Йiукен — пока, похоже, не докопался вообще никто.
Вот, кто вредитель по удалению букв из алфавита. Почему 32 буквы, а не 35? Или производителям было трудно добавить ещё кнопок?
Или наши не смогли настоять на поддержке всех букв?
Возможно, из-то того решения до чих пор половина текстов забивает на Ё. Этих 32 кнопок не хватало для 35 букв, а потом стало нехватать для 33.
ts347
11.01.2025 09:18Буква ё никогда не была обязательной для использования в русских текстах, кроме, как пишет Википедия, короткого периода с 1942 по 1952 гг. Не потому на нее забивают, что ей не нашлось места на клавиатуре (место, кстати, вполне было и есть).
PanDubls
11.01.2025 09:18Если побуквоедствовать, то с 1952-го она всё ещё обязательна в ограниченном списке ситуаций: литература для иностранцев, имена собственные и слова, которые имеют разный смысл с е и ё.
CBET_TbMbI
11.01.2025 09:18Проблема в том, что когда видишь, например, слово "все", то ты не всегда по контексту понимаешь это "все" или "всё". Приходится читать текст этого же автора в поисках однозначного указания, использует автор "ё" или нет. Если использует, значит там было на самом деле "все". Если он "ё" нигде не использует, то вопрос о слове остаётся открытым.
LexD1
11.01.2025 09:18Алена, Артем, бечевка, ежик, елка, ерш, еще, заем, клев, клен, лед, лен, мед, овес, отек, отлет, отчет, паек, пес, рев, ружье, Семен, счет, теща, треп, упрек, учеба, хорек, челка, чутье, шелк, шепот, шитье, шофер ...
Алена пить пьет, но не дает.
А слов с буквой "ё", конечно, очень мало. # sarcasm
PanDubls
11.01.2025 09:18Вот в этом случае по официальной норме как раз употребление ё является обязательным. А в слове "орёл" нет, потому что возможности перепутать "орёл" и "орел" не видно.
sse
11.01.2025 09:18Хороший текст, правда, заметил бы, что печатная машинка на самом деле называется пишущей машинкой в русском языке
dzmitry_li
11.01.2025 09:18Хм, учился я конечно уже очень давно, но в позднесоветское время в советских учебных пособиях изучал историю создания раскладку ЙЦУКЕН для печатных машинок (и относительно редких для моего края ЭВМ с раскладкой, естественно, JCUKEN). И там было описание создания и обоснования именно - почему раскладка ЙІУКЕН. С указанием авторства.
Возможно в статье правда, а мне приснилось (буду списывать это на эффект Манделы).
twelve
11.01.2025 09:18О да, хорошо что напомнили про это сатанинское изобретение - раскладку JCUKEN на клавиатуре популярных ПЭВМ "Агат-7". Мой неокрепший подростковый мозг просто ломался когда приходилось регулярно пересаживаться между Агатом и чем-нибудь IBM PC-совместимым типа EC1840 с клавиатурой QWERTY.
AnyKey80lvl
11.01.2025 09:18Tldr
>Почему именно Qwerty?
… и тут историкам до сих пор не совсем понятно, кто сыграл главную роль в преобразовании алфавитного порядка букв в прото-Qwerty
orion_76
11.01.2025 09:18Ну, можно сказать, размещение букв на клавиатуре подобрано грамотно.
Как-то пришлось поменять клаву на ноуте.
Оригинальной клавы в нашей местности не нашел, поставил китайскую, с не очень качественным покрытием клавиш.
На данный момент сильнее всего стерлись клавиши под указательными пальцами.
Левые Ctrl, Shift и Пробел.
Favorite101
11.01.2025 09:18Возможно, читателям будет интересно познакомиться с некоторыми источниками по теме:
-
Paul A. David. Clio and the economics of QWERTY. May 1985 The American Economic Review. 75(2):332-337
Summary in AKAWIKI (excerpt)
Clio and the economics of QWERTY is a beautiful, incitement and entertaining -- if stylistically idiosyncratic -- exploration of economic history in 5 pages.
In his short article, Paul A. David walks his reader through a detailed description of the history of the QWERTY keyboard layout and explains why QWERTY was selected over other (better!) alternatives like Dvorak.
He argues that QWERTY was "locked in" to its dominant market position through the widespread growth in touch typing. He attributes three key features to the arrangement: (1) technical interrelatedness, (2) economies of scale, and (3) quasi-irreversibility which he calls the ingredients of "QWERTY-nomics."
Etc...
Public Full-text (PDF) Clio and the economics of QWERTY
-
By: S. J. Liebowitz & Steven E. Margolis
Publisher : NYU Press (February 1, 2002)
Language : English
Hardcover : 248 pages
ISBN-13 : 978-0814751787
The top left hand side of the keyboard reads "Q-W-E-R-T-Y." Is this inefficient layout an inefficient early development to which we are now forever committed? The "economics of QWERTY" describes cases in which it has been claimed that technologies which have become accepted are not as good as rival technologies. Perhaps they have been "locked in" at an early stage, preventing newer, better possibilities from taking hold.
Distinguished economists Stan Liebowitz and Steven Margolis have critically examined the various aspects of the economics of QWERTY and its implications, calling into question the historical accuracy of the standard account of QWERTY and similar cases such as those of Beta/VHS and Macintosh/Windows. They contend that no plausible case of inferior standards being locked in has ever been documented, though much antitrust activity and legislative policy has been based on the belief in the occurrence of such cases.The Economics of Qwerty brings together into one volume Liebowitz and Margolis's essential contributions, remarkable for their eloquence and relevance, to consider these issues, which are of real and enduring importance for the functioning of the market economy. Together they constitute a complete account of the critique of the economics of QWERTY.
-
TLHE
11.01.2025 09:18главным принципом, наконец, была определена частотность букв в языке: наиболее «популярные» помещались в центре под указательные и средние пальцы
А не наоборот? На "домашних" позициях этих пальцев левой руки находятся d 3.86%, f 2.36%, что даже не в топ-10 по частотности, а на правой и вовсе рекордсмены – j 0.17%, k 0.58%. Это почти замыкающие список, сразу перед qz (и x между ними).
расположение клавиш впитывалось при этом чуть ли не на спинномозговом уровне — что делало переход на другие раскладки делом ещё более безнадёжным.
Смена раскладки это дискомфортный процесс, но это касается только моральной составляющей. И он отнюдь не безнадёжный. Новая раскладка впитается быстро, главное не закреплять ошибки.
безраздельно господствует Qwerty. Она же послужила основой для большинства раскладок для языков, пользующихся латинским алфавитом
Общая письменность, общие тенденции частотности, но раскладка у каждого своя. Очень логично, правильно, да.
попытки создания особых научно обоснованных клавиатур в качестве альтернативы продолжаются по сей день
Продолжаем (1, 2), а как иначе-то. Так сложилось ≠ так правильно.
eimrine
Что за враньё - там же J.