Источник изображения.

Романтика — одна из самых популярных тем в искусстве, медиа и индустрии развлечений: литература, фильмы, сериалы и музыка — везде она занимает видное место. А что насчет игр? На первый взгляд кажется, что разработчики дают геймерам проявлять любые чувства кроме любви и романтики. Игры ассоциируются с экшеном, соревнованием, фантастикой, но редко — с нежными или мелодраматичными историями.

Однако игры не ограничиваются стрелялками, завоеваниями и господством над игровыми территориями. В этой статье посмотрим, как разработчики встравивают романтические истории в свои творения и тем самым создают новые сюжетные линии и даже новый геймплей там, где его совсем не ждешь.

Это статья — не подборка игр, в которых можно развивать романтические отношения. Это, скорее, попытка взглянуть на то, как в геймдеве с 80-х годов прошлого века экспериментируют с, пожалуй, самой сложной формой отношений между людьми, чтобы создать новый геймплей. Возмущения о том, что здесь не упомянута любовная история из Ведьмака, а романтическая механика в The Sims вставлена ради галочки, приветствуются в комментариях.

Краткая история любви в играх

Романтика в играх берет начало еще со времен расцвета визуальных новелл в Японии (которые все еще живы и весьма популярны, судя по магазину Steam). Это игры с различными статичными картинками, анимацией и кадрами, наложенными на диалоги. В большинстве таких новелл обычно без труда прослеживается центральный сюжет со множеством второстепенных персонажей, в основном женщин. Это позволяло игрокам-мужчинам, которых в то время было большинство, эффективно заводить виртуальные романы с любыми NPC. Одной из первых подобных игр была Night Life от Koei, вышедшая в 1982 году.

В последующие годы появилось несколько симуляторов свиданий. Эти игры больше фокусировались на реальном построении отношений и повествовании. Серия Tokimeki Memorial — хороший ранний пример этого жанра. Она приобрела известность, когда Хидео Кодзима руководил трилогией Tokimeki Memorial Drama.

Tokimeki Memorial. Источник
Tokimeki Memorial. Источник.

В 1997 году компания Leaf выпустила одну из самых популярных визуальных новелл на сегодняшний день — To Heart. Еще был проект Chrono Trigger, в котором важное место отводилось истории любви между Кроно и Марл. И тут механика взаимоотношений между персонажами уже была достаточно сложной. Но по большей части в играх того времени вся романтика была примерно на уровне отношений между Марио и принцессой Пич. Кстати, их история любви так и не получила должного развития за несколько десятилетий с момента выхода первой игры Mario Bros. в 1983 году.

В других проектах простая и незамысловатя поначалу любовная линия все же эволюционировала по прошествии многих лет. Скажем, в The Legend of Zelda Линк, главный герой серии, прошел через множество испытаний, чтобы спасти принцессу Зельду. При этом по-настоящему серьезные отношения между ними завязались только в Skyward Sword 2011 года.

Дебют PlayStation One в 1995 году для западной аудитории ознаменовал появление более зрелой игровой консоли. Игры вроде Resident Evil стали интересной альтернативой более детским SNES и N64 от Nintendo. А серия Final Fantasy нашла отклик у игроков во многом благодаря своим любовным историям.

История Клауда, Тифы и Айрис в Final Fantasy VII до сих пор жива в памяти геймеров. Final Fantasy VIII продолжила эту тенденцию, развивая основополагающие отношения Скволла и Риноа. Стоит отметить, что предыдущие игры серии тоже содержали захватывающие любовные истории, но на Западе они появились гораздо позже.

Источник

В то время западное сообщество геймеров было под впечатлением, например, от Leisure Suit Larry. Несмотря на свою абсурдность, игра стала культовой классикой и получила множество сиквелов с конца 80-х по 1996 год. Или взять к примеру франшизу Monkey Island, в которой Гайбраш Трипвуд и Элейн Марли переезжали из одного приключения в другое, постепенно сближаясь как пара с 1990 года.

Динамика романтических отношений в играх продолжала развиваться с выходом новых проектов: Grandia 2, Final Fantasy X/X-2, Chrono Cross и так далее. Визуальные новеллы также претерпели значительную эволюцию: работы таких авторов как Air и Kanon переосмыслили большинство ожиданий от жанра. Final Fantasy XI даже представила браки между игроками. А у пользователей ПК вскоре появилась история с трагическим романом между Максом Пейном и Моной Сакс.

Но когда же игры по-настоящему повзрослели? По мере развития технологий у разработчиков появлялось больше возможностей для экспериментов. В однопользовательских ролевых играх удалось эффективно эксплуатировать романтические темы, предлагая аудитории широкий спектр захватывающих историй с помощью новых визуальных техник, лучшего сценария и большей свободы действий игрока.

В The Elder Scrolls V: Skyrim можно жениться. Mass Effect 2 и 3 позволяли романтическим выборам игрока продолжаться с первой игры, тем самым создавая целую сагу о романтике. Uncharted подарила множество запоминающихся историй о Нейтане Дрейке и Елене Фишер. Даже в Wolfenstein: The New Order была любовь.

Wolfenstein: The New Order. Источник
Wolfenstein: The New Order. Источник.

И это касается не только традиционных RPG. Уютные фермерские симуляторы Stardew Valley и Rune Factory, симуляторы-песочницы вроде The Sims, рогалики вроде Hades и даже мобильные игры жанра «три в ряд», такие как Storyngton Hall, — все они пытались раскрыть эмоциональную глубину, которая делает романтику таким мощным инструментом повествования.

Но действительно ли эти игры могут дать тот же тип эмоциональной глубины, что и фильмы вроде «Титаник» или «Вечное сияние чистого разума»? Романтические аспекты каждой из этих игр, безусловно, могут быть эмоционально насыщенными. И в большинстве случаев они справляются со своей задачей. Хотя иногда эти игры многое упускают из виду.

Игровой сервер с криперами и порталом в Незер. Добывайте ресурсы, стройте объекты, исследуйте мир Selectel в Minecraft и получайте призы.

Исследовать →

Романтичное повествование

Сюжеты в играх давно вышли за рамки простого перемещения между уровнями для спасения принцессы или отражения инопланетных захватчиков. Сегодня повествование более многослойно, сплетает сложные истории, погружает игроков в проработанные миры, наполненные эмоциями и смыслом.

Романтические отношения — характерная черта многих RPG и симуляторов. С точки зрения игрового процесса механика проста. Игроки часто ищут романтические отношения с NPC, выполняя квесты и ведя интерактивные диалоги, которые определяют исход отношений.

Хотя во многих играх есть центральный сюжет, который игрок должен пройти от начала и до конца, многие имеют побочные задания и подсюжеты, которые помогают глубже раскрыть персонажей и игровые миры. Эти побочные квесты необязательны, и игрок сам решает, выполнять их или нет.

Они могут помочь рассказать истории второстепенных персонажей и дать отдохнуть от обязательной рутины. Эти второстепенные истории могут быть комедийной передышкой, веселым отвлечением или даже шансом найти любовь посреди напряженной миссии. Хотя в играх не так уж часто основной сюжет строится вокруг нее, романтика — вездесущий повествовательный инструмент.

Цифровые романтические отношения начинаются со встречи с различными NPC и, по мере развития игры, появляются диалоги для флирта. Если этот флирт развивается, игрок и персонаж могут установить официальные отношения, обычно прерываемые кат-сценами, иллюстрирующими все: от первых поцелуев до признаний в любви. Да-да, именно так оно все и было в легендарной GTA San Andreas, где Си Джей мог завести сразу шесть подружек. Одну из них — Дениз Робинсон — «дадут» по сюжету, а расположение остальных придется заслужить. И если как следует постараться, то вы дойдете до тех самых кат-сцен.

Первая подружка Си Джея в GTA San Andreas. Источник.
Первая подружка Си Джея в GTA San Andreas. Источник.

Хотя романтика обычно вторична по отношению к основному повествованию, некоторые игры тесно привязывают необязательные любовные линии к основному сюжету. В оригинальной трилогии Mass Effect вы берете на себя роль командира Шепарда, солдата, которому поручено спасти галактику. С самого начала первой игры у игрока есть возможность выбрать один из трех вариантов романа: с штаб-лейтенантом Кайден Аленко, начальником артилеррии Эшли Уильямс или исследователем Лиарой Т'Сони.

Персонажи Mass Effect. Источник
Персонажи Mass Effect. Источник.

Если игрок решит вступить в отношения с одним из трех персонажей, он должен обозначить свой интерес через варианты ответов в диалогах, которые будут определять развитие отношений. Решения, принятые в первой и второй играх переносятся в третью, где происходит грандиозная эмоциональная кульминация, глубину которой прочувствуют все игроки.

В других играх, например в уже упомянутой Stardew Valley, романтические отношения устроены совершенно иначе. Игроки могут создать своего персонажа, а сюжет там нелинейный, как в Mass Effect. Вместо этого геймеры могут двигаться в своем темпе и выполнять действия в любом порядке, например, ухаживать за одним из двенадцати подходящих жителей города.

Вместо того, чтобы выбирать правильный диалог, игрокам нужно увеличивать игровые сердца, чтобы повысить уровень симпатии NPC к себе. Более высокий уровень сердец позволяет разблокировать кат-сцены и завести виртуальный роман. Опять же, эта механика не связана с какой-либо общей историей и совершенно необязательна.

Тем не менее, романтика в Stardew Valley имеет свои преимущества для основного игрового процесса. После свадьбы супруг/супруга переедет на ферму вашего персонажа и будет помогать. Скажем, выполнять некоторые фермерские обязанности: кормить животных, чинить заборы, поливать посевы. Он/она также может готовить еду, чтобы поддерживать энергию вашего персонажа и дарить подарки. А если вы цените чувство стиля супруга/супруги, он/она даже заново украсит дом игрока.

Источник

Итак, хотя романтическая линия в Stardew Valley напрямую не связана с основным сюжетом, посвященным восстановлению города, нет никаких сомнений в том, что ваш игровой супруг/супруга будет рядом, чтобы помочь вам.

В Baldur's Gate 3 игра разделена на три акта. Игроки могут завязать роман с любым из спутников в первом акте, но должны решить, с кем именно главный герой останется во втором, и придерживаться этого выбора (исключая неловкие разрывы) по мере развития приключения в третьем акте.

Автономия персонажей дает им собственные мысли и предпочтения, создавая динамичное взаимодействие. У спутников в BG3 есть желания и границы, к которым игроки должны подходить реалистично, что естественным образом влияет на тип отношений, которые можно выстраивать с этими персонажами.

Источник.

Хотя в BG3 романтическая линия, как и в Mass Effect, прописана остро, эксклюзивные кат-сцены — это все, что она может предложить игрокам. Внутриигровых наград, которые бы мотивировали аудиторию развивать роматические отношения, не так много. У тех, кого интересует исключительно игровая механика, наличие романтики может вызвать смешанные чувства. Тем не менее, романтические отношения, безусловно, могут повлиять на сюжет игры и улучшить его.

Как романтика формирует арки персонажей

Большинство игр развивают сюжет вокруг конкретного героя. Но иногда вы получаете возможность выйти за рамки сюжета заглянуть в желания, мотивы и даже недостатки персонажей. Это возможность увидеть ту сторону главного героя, которую невозможно разглядеть, сосредоточившись только на основной истории.

В Cyberpunk 2077 вы играете за V, уличного наемника с большими амбициями, выходящими далеко за рамки жизни, полной борьбы против коррумпированных корпораций и бандитских разборок. На первый взгляд, V может показаться корыстным, закоренелым преступником, готовым на все, чтобы прославиться в Найт-Сити. Но если игрок выберет один из четырех возможных вариантов романтических отношений, он сможет увидеть другую сторону V, которая расширит мотивацию персонажа.

Например, если игрок создаст V как женщину, он сможет найти себе компанию в лице Джуди Альварес, технически подкованного специалиста по брейндансу в Найт-Сити.

Источник

Если игроки будут добиваться ее расположения (а это возможно только с персонажем женского пола), они смогут узнать о прошлом Джуди и увидеть, как Джуди и V сблизятся, пережив общую травму. Роман с Джуди помогает V и игроку осознать, что в Найт-Сити есть и хорошее, и что любовь может перевесить жажду власти, которая способна поглотить лучших из людей.

В случаях с Mass Effect, BG3 и Cyberpunk 2077 романтические отношения особо интересны с точки зрения игрового процесса. При целенаправленном подходе, внимании к аркам персонажей и структуре повествования, романтические элементы могут углубить развитие героев и усилить эмоциональное воздействие на игроков. А в упомянутой выше GTA San Andreas при должной настойчивости в любовных делах, игрок получает различные бонусы, которые упрощают прохождение основного сюжета. Например, персонаж больше не теряет все оружие в случае гибели или ареста.

Для некоторых геймеров романтические сюжеты и игровые механики — это нечто особенное, настолько важное, что от них зависит их удовольствие от игры. Другие, однако, считают романтику чем-то поверхностным и ненужным, утверждая, что она часто кажется навязчивой, недостаточно развитой или неактуальной для общего игрового процесса, что романтика не должна ощущаться «втиснутой в контекст». Романтика теряет смысл, если она присутствует лишь для того, чтобы угодить аудитории или служить как филлер.

All you need is Love

Вы можете симпатизировать Серане в Skyrim или Макото в Persona 5. Возможно, вы согласны, что отсутствие романтических отношений с Касуми в Mass Effect — просто преступление. Может вы сочувствуете Тифу или Айрис в Final Fantasy. Все эти персонажи невероятно привлекательны и хорошо прописаны. Но важно отделять отличных персонажей и хорошо проработанную романтику. Это может показаться неожиданным, ведь персонажи такие милые, но темп, глубина и сюжетные ходы, которые обычно служат основой для романтики, либо полностью отсутствуют, либо просто неадекватны почти во всех этих играх.

И причина проста: романтика во многих из этих игр задумывалась как нечто обыденное; сведена к необязательным побочным событиям с небольшим количеством экранного времени; оторвана от основных систем игры. По сути, все сводится к чистому фансервису.

Романтика часто сложна и запутанна, полна множества тонкостей. Мимика, физическое взаимодействие, темп/тайминг и способы общения — все это определяет наше восприятие романтических отношений. К сожалению, любовные линии в играх часто урезаны, ограничены по масштабу и настолько поверхностны, что граничат с абсурдом и разрушают погружение.

С точки зрения игрового процесса они часто разработаны таким образом, что упрощают игру. А при наличии возможности игроки всегда стремятся максимально оптимизировать удовольствие от игры, когда романтические отношения с персонажем сводятся к выбору правильных вариантов ответа в диалогах или дарению нужных подарков в нужное время. Это кажется шаблонным, а не трогательным. Нет никакой химии, нет напряжения, нет должного развития и отдачи. Романтические отношения не должны быть упражнением в эффективности.

Источник

Это, естественно, порождает еще один интересный вопрос: может ли игровая среда должным образом передать и усилить романтические отношения, или же она обречена на ослабление из-за присущих ей ограничений? Чтобы найти ответ, нам придется погрузиться в мир симуляторов свиданий, визуальных новелл и интерактивных FMV. Те самые ранние игры, ориентированные на романтику (то есть где романтика является движущей силой развития), появившиеся в 1980-х годах — единственные жанры игр, которые действительно попытались сделать все должным образом и поставить романтику во главу угла.

После Tokimeki визуальные новеллы, такие как Clannad (2004) и симуляторы свиданий вроде Amagami (2009) еще больше раздвинули границы, открыв новую волну игр, ориентированных на романтику. Эти игры привнесли в жанр эмоциональную глубину, привлекая игроков, ищущих как исполнения желаний, так и значимых впечатлений, которые они могут создавать сами. Хотя эти игры так и не стали по-настоящему популярными в последующие годы, их эмоциональная привлекательность и влияние неоспоримы.

Игры Love Is All Around и Five Hearts Under One Roof не только показали исключительные результаты, но и привлекли внимание широкой публики, включая популярных стримеров. Хотя простор для инноваций еще велик, эти успехи знаменуют собой многообещающий шаг вперед. Можно с уверенностью сказать, что со временем мы увидим дальнейшее развитие жанра, основанное на основополагающих принципах эмоционального отклика.

Заключение

Романтика — огромная приманка, но вопрос о том, уместна ли она в играх, остается предметом споров в игровом сообществе. Прошли времена поверхностной романтики, как в Skyrim, где вы просто выполняли задание по поиску NPC и чудесным образом получали возможность жениться на нем, чтобы он мог жить у вас дома, а также время от времени повторять за вашим персонажем реплики.

Хотя игровая романтика порой может показаться тусклой, а критика игроков по поводу слабых сюжетных линий и мотивации обоснована, одно остается неизменным — настоящая любовь всегда побеждает.

Любовь в компьютерных играх долгое время считалась чем-то второстепенным, необязательным. Однако с развитием жанров и взрослением аудитории стало ясно: игрокам нужны не только сражения и победы, но и человеческие эмоции. Более того, интерактивность игр открыла для романтики новые формы. Там, где кино и книги предлагают готовый сюжет, игры дают возможность самому прожить отношения и почувствовать их вес.

Источник

Особенность игр в том, что они позволяют не только наблюдать за отношениями, но и участвовать в них. В отличие от кино или литературы, где зритель или читатель остается сторонним свидетелем, в игре человек сам решает, кого пригласить на свидание, чью сторону выбрать, ради кого рискнуть жизнью. Любовь становится не просто сюжетом, а выбором, а иногда — испытанием.

Важно и то, что игры открывают разные грани романтики. Где-то это трагическая история, которая рвет сердце на части, а где-то легкие, почти бытовые отношения, складывающиеся из совместных дел и мелких забот. Есть проекты, где романтика спрятана глубоко, и игрок находит ее в деталях, а есть такие, где именно она становится центральным стержнем истории.

Именно в этом многообразии и заключается сила видеоигр. Они позволяют прожить разные истории любви — от космических саг до тихих деревенских будней, от первой влюбленности до потери и боли. И хотя чувства виртуальны, переживания, которые они вызывают, оказываются удивительно реальными.

Комментарии (2)


  1. Squoworode
    27.08.2025 10:36

    начальником артилеррии Эшли Уильямс

    Вообще-то, Gunnery Chief - это воинское звание, а не должность. (Звание специфично для сеттинга ME, точное русскоязычное написание сконструировать затрудняюсь. Гибридизировано из Gunnery Sergeant (комендор-сержант) и Chief Petty Officer (чиф-петти-офицер).)


  1. pushnoydan
    27.08.2025 10:36

    Серия Tokimeki Memorial — хороший ранний пример этого жанра. Она приобрела известность, когда Хидео Кодзима руководил трилогией Tokimeki Memorial Drama.

    Таки отмечу, что первый Tokimeki Memorial стал популярен сразу на выходе (1994 г.), его популярность ещё выросла после выхода версии для PS1 (1995 г.), а к 1996 году было продано примерно 1,1 миллиона копий игры. Для тайтла, вышедшего только в Японии, это был очень солидный успех. Три части спин-оффа Drama выходили в 1997-1999 годах, уже после этого изначального успеха.

    Но в разработке оригинала участвовал другой широко известный талант из Konami — Кодзи Игараси, который потом был режем Castlevania Symphony of the Night.