Общих требований нет. Техтребования к макетам нужно узнавать в типографии (в приличных печатнях обыкновенно есть целый раздел сайта, где подробно прописано как и что). Дальше можно не читать. Но если вы любите хорошее чтиво, то вот, пожалуйста:

Может так статься, что будучи хипстером вам потребуется напечатать пару макетиков в близлежащей печатне средней руки. Такое всё ещё случается в нашем прогрессивном мире - старики повсюду и они пользуются этими устаревшими материальными носителями (как будто нет айфонов и божественных ватсапов). И может случиться, что по воле какого-то вздорного, вредного старика (такого как я) именно вам придётся обратиться в типографию, в это странное, доисторическое место, чтобы что-то напечатать. Как быть?
Нужно предоставить макет (файл который соответствует техтребованиям) для печати. Итак - пробежимся по наиболее частым.

Все требования индивидуальны, но несколько общих требований есть. И не связанно это с тем, что какая-то типография компетентнее другой. Нет. Дело в по-разному выстроенных процессах. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что нередко процесс выстроен как-то так, не пойми как, от тотальной безграмотности.

Содержание:

  1. Шрифты: почему их нужно переводить в кривые

  2. Вылеты (блиды): зачем нужны

  3. CMYK vs RGB: боль, страх и ненависть

  4. Разрешение: почему больше — не всегда лучше

  5. Частые ошибки: метки под обрез и форматы файлов

  6. Золотое правило: один макет — один файл

  7. Итог

Шрифты в кривых.

Это действительно общее требование. Оно не строго обязательное и в современной печати приводит к сбоям всё реже, но если вы не хотите неприятных сюрпризов в виде кракозяблин вместо текста, то лучше его соблюдать.

Что, вообще, такое «Шрифты в кривых» и почему типография не может поработать над этим сама?
Речь идёт о тексте, который остаётся в редактируемой форме. Например текст в документе Word - это всегда редактируемый текст. В графических редакторах (Adobe Illustrator, Corel DRAW и пр) изначально текст также набирается естественный образом. Но при подготовке файла для печати опытный и хороший дизайнер должен превратить его в «рисунок», после чего текст утратит свойство редактироваться. Весь текст превратиться в массу графических векторных объектов аналогично всем другим иллюстрациям в макете.

Для справки этимология термина: Векторная линия может быть прямой или более сложной - кривой. Так как шрифт состоит из сложных геометрических форм, то значит - из кривых линий. В итоге - «перевести шрифты в кривые» (или «скривить шрифты») - это профессиональный жаргон, который обозначает, что текст лишается возможности быть отредактированным как текст и превращается в объекты графики состоящие из векторных кривых линий. Кроме того, команда для перевода текста в кривые в популярном приложении для графики Corel DRAW звучит как «Convert to Curves» - Преобразовать в кривые

Почему «шрифты не в кривых» вызывает проблемы?

Дело в том, что текст набранный тем или иным шрифтом не содержит в себе этот самый шрифт. Когда вы выбираете для своего текста шрифт TimeNewRoman, в документе содержаться лишь сведения о том, что текст набран именно этим шрифтом. Сам шрифт в файл не вшит. И когда вы открываете макет на другом компьютере, то программа считывает инструкцию, каким шрифтом набран текст и ищет его в системе. Если такого шрифта в систем нет, то программа подставляет другой (специально предназначенный для выбора в подобных ситуациях). И возникает печальный эффект - «шрифты слетели» или «шрифты съехали». Текст остаётся читаемым, но выглядит иначе - не так как задумывал автор. При этом, не только гарнитура выглядит по-другому, но и он становится шире или уже, больше или меньше, разрушая дизайн.

Кажется, что типография могла бы озаботиться и скачать нужный шрифт самостоятельно - решить вопрос. Но, к сожалению:

  • Шрифты имеют версии, разные кодировки и разные форматы (почему, как раз, иногда появляются инопланетные иероглифы вместо букв).

  • Иногда, доходит до того, что разные шрифты имеют одинаковое название.

  • Шрифт может быть коммерческим (чтоб его скачать - элементарно требуется лицензия)

Плюс ко всему - это лишняя работа. В результате - риски, что всё поедет, сохраняются.

Почему нельзя просто отправить файл на печать не открывая, чтоб не съезжали шрифты?
В 95% случаях макет подлежит пре-прессу (предпечатной подготовке). Таким образом его всё равно требуется открыть в редакторе хотя бы разик. Но если даже его не будет открывать специалист допечатной подготовки, то это всё равно сделает принтер (RIP - программа-интерпретатор в самом принтере), ему точно также понадобится «прочитать» текст и трансформировать его в «рисунок» чтоб отпечатать. Как правило в принтерах класса PRO (которые обычно и используются в типографиях) уже встроен толстенный пакет шрифтов. Но всё равно сюрпризы случаются.

Вылеты (блиды, припуски).

Эту проблему легче наглядно проиллюстрировать, чем описать. И касается она в основном полиграфии (цифровая и офсетная печать). Других видов печати она не будет касаться (например, интерьерная печать, шелкография, сувенирная печать). Суть заключается в том, что будущие полиграфические изделия печатаются размером больше, как правило, на 2мм. Потом, когда тираж отпечатан, пачку рубят на гильотине, срезая эти 2мм.

Зачем так сделано, почему нельзя сразу печатать изделие в размер?
Во-первых, есть технические ограничения - практически никакие принтеры не запечатывают бумагу в край. Но даже если и найти уникальный принтер, который умеет так делать, то при размещении на одном большом листе сразу множества изделий (допустим - визитки) остаётся проблема идеальной рубки между собой этих изделий в пачке.

Оттиск всё равно имеет погрешность при нанесении, а в последующем, при работе с пачкой, также присутствуют микросмещения листов между собой. 2 мм призваны нивелировать эту погрешность. Стандартная визитка имеет размер 90х50мм. Макет для печати должен быть 94х54мм. И самое главное в припусках то, что это должно быть изображение, а не белые поля. То есть - размер 94х54 - это размер полноценного макета по 2мм которого будет потом срезано с каждой стороны.

Даже если в типографии неприлично гуляет оттиск по листу, постпечатник - однорукий калека и гильотина из Поднебесной сделанная из бамбука и глины «На глаз» - то всё равно вы добьётесь положительного результата, если ваш дизайнер грамотно предусмотрит припуски.

В чём проблема поправить файл и сделать припуски в типографии?
В общем и целом, это не проблема и зависит от квалификации штатного дизайнера (если такой есть), но это выльется в дополнительные работы, что обозначает лишнее время и стоимость. Если уж ваш дизайнер и так готовит макет к печати - то пусть сразу позаботится и о припусках.
Суть требований к припускам у всех типографий схожа, но лучше, всё-таки, уточнить. Чаще всего припуски должны составлять 2мм, но бывает, что и 3мм. Иногда припуски нужно обозначить специальными инструментами, иной раз макет просто должен быть больше на размер припусков. Короче - узнавайте требования в типографии.

И запомните - припуски нужны только для изделий полиграфии (визитки, листовки, буклеты, каталоги, открытки...) Для баннера припуски не нужны. И для большой интерьерной наклейки на витрину магазина - тоже не нужны. И для шелкографии не нужны. И нигде больше не нужны. Потому - нельзя везде лепить припуски. Это раздражает и требует дополнительной работы с файлом.

CMYK

Простой обыватель твёрдо верит, что в типографию нужно передавать файл именно в CMYK. Основной аргумент — потому что так делают все. Больше никаких деталей, как правило, никто не знает. А дьявол, как известно, в деталях.

К сожалению, для понимания этого вопроса требуется погружение в технические детали. Чего не хотелось бы — чтобы не разрушать лёгкость повествования. Поэтому я постараюсь максимально просто и коротко объяснить. Всё равно как если бы я разговаривал с доберманом.

CMYK — это цветовая модель, которая описывает принцип формирования цвета, который мы наблюдаем. Не более того. Это никакой не инструмент, не опция, не сакральный артефакт и ничто другое. Основу данного принципа составляет то, что ощущение цвета формируется благодаря отражённому от поверхности света. Изначально пучок света белый и включает в себя весь спектр цветов. Краски на бумаге работают как фильтры: они вычитают (поглощают) часть спектра, а остальное — отражают:

  • Голубая (Cyan) краска поглощает красный свет.

  • Пурпурная (Magenta) краска поглощает зеленый свет.

  • Желтая (Yellow) краска поглощает синий свет.

Если не отражается ничего — то мы видим чёрный. Когда вы берёте гуашь и начинаете рисовать простой кисточкой по белому листу бумаги — вы начинаете формировать цвет аналогичным образом. При этом, если вы будете использовать жёлтую, голубую, малиновую и чёрную краску, то вы будете работать в цветовой модели CMYK. Принтер действует точно так же, с той лишь разницей, что он смешивает чернила не до нанесения, а уже после, на бумаге. Можете повоображать себя на какое-то время принтером — надо будет только отобрать краски и кисточку у ребёнка.

Пока что всё сказанное не пролило света — я понимаю. Но если ещё немного поднапрячься, то через пару абзацев наступит прозрение.

В модели RGB лежит иной принцип формирования цвета — излучение. Свет сразу имеет один из трёх оттенков и попадает на сетчатку глаза. Отсутствие света ощущается как чёрный.

В результате естественных причин и разной природы формирования цвета модель CMYK уступает модели RGB в части диапазона отображаемых цветов. Потому что отражаемый свет несёт потери в яркости и насыщенности. Отправляя на печать файл в RGB, на выходе вы получите изображение, которое уступает исходнику в части цветопередачи. Потому что печать будет, как мы выяснили, в CMYK. Иное невозможно. Поэтому, чтобы исключить возможные претензии со стороны заказчика, типографии чаще всего идут по пути наименьшего сопротивления и просят предоставить макеты сразу в модели CMYK.

Но внимательный читатель должен был бы заметить в этом месте, что модель CMYK также противоестественна для монитора, как и RGB невозможна для печати. Что же такое макет в CMYK? По сути — это имитация отпечатка на мониторе.

В результате, когда вы готовите макет в CMYK, то вы выполняете работу типографии. Потому как в любом случае (и это без вариантов) перед печатью файл преобразовывается в CMYK. В таком случае сразу готовить файл в CMYK выглядит очень практично, чтобы сразу примерно видеть, в каком виде он будет отпечатан. И здесь вот, в этом самом месте, лежит очень большой нюанс (о котором сторонники обязательной подготовки файлов в CMYK обычно уже ничего не знают) — не существует абстрактного цветового пространства CMYK (такого как sRGB, например). CMYK, ввиду того что это суть имитация реального отпечатка, всегда является каким-то конкретным печатным профилем (он же «выходной профиль»).

В России на текущий момент чаще всего требуется использовать Fogra39. В некотором смысле этот профиль негласно принят за общий стандарт CMYK. И всё бы ничего — можно было бы всем договориться и готовить макеты в CMYK Fogra39 (ах, что за дивные бы настали времена тогда!). Но этот печатный профиль относится только к офсету. Грубо говоря — это печатный профиль офсетного станка конкретными чернилами на конкретной бумаге. Любая другая печать не причастна к этому цветовому профилю никаким образом. Более того, в отличие от офсета, где принтер настраивают до состояния, чтобы он соответствовал техпроцессу стандарта Fogra39, в отсутствии подобного стандарта для всех прочих видов печати для всех других принтеров строятся индивидуальные цветовые профиля (индивидуальные Fogra39).

Итог — стандарт существует только на офсет. Поэтому, когда вы готовите файлы в CMYK Fogra39 для 12-цветного струйного фотопринтера, вы явно ограничиваете себя в возможностях, потому что в арсенале 12-цветного принтера целых 12 разных красок, а не 4, как в распоряжении Fogra39. Но даже готовя макеты под 4-цветные системы в CMYK Fogra39, это уже является некорректным, поскольку эти системы имеют другой печатный профиль. Не Fogra39.

То есть — нельзя просто готовить файлы в CMYK, не глядя, какой выбран профиль. Fogra39 и Japan Color 2002 Newspaper дают совершенно разные цвета на одну и ту же комбинацию числовых значений. Нужно выбирать конкретный цветовой профиль, какой именно — узнавайте в типографии, в которой собираетесь печатать.

Хозяйке на заметку: Готовить файлы в CMYK на самом деле не совсем корректно. Мало не-офсетных типографий отправляют на вывод макет без преобразования цвета. Отображение CMYK на мониторе служит именно для того, чтобы проводить цифровую цветопробу (проверить на мониторе как оно там будет отпечатано). Но чтобы иметь возможность провести такую проверку требуется соблюсти довольно много условий (откалиброванный монитор, специальное освещение по стандарту D50, нейтральные стены и другие поверхности исключающие рефлексы). Поэтому, конвертацией файла для печати лучше было бы заниматься типографии. Потому как это будет уже делать не пакет Adobe (который несомненно очень крут), а RIP-станция, которая заточена непосредственно под печать.

Это был сложный раздел - если вы его преодолели, то я искренно восхищаюсь вами. А уж если вы даже поняли что к чему - то хвала вам и всяческое почтение. Вы без пяти минут квалифицированный печатник.

Разрешение графики.

Здесь никаких важных нюансах в требованиях нет, но полезно понимать взаимосвязи понятий. А точнее - их отсутствие. Кратко - разрешение печати никак не связано с разрешением самого файла. Это две разных сущности. Разрешение печати - это капли чернил, которые относятся к реальному миру, а разрешение графики - это пиксели, которые относятся только к цифровой графике.

Если исходное качество графики низкое, то печать макета в высоком разрешении не даст никакого прихода, а лишь скажется на цене печати. Низкое качество изображения сохраниться. Это низкое качество будет высококачесвтенно отпечатано до мельчайших деталей.

Если вы сталкивались с игрой Minecraft, то аналогия такая: блоки Minecaraft представляют собой низкое разрешение. Как высококачественно не печатай - всё равно будет отпечатана такая же груда больших кубиков. Медленно и дорого.

Вообще, высокое разрешение файла не всегда свидетельствует о качестве изображения. Но низкое разрешение однозначно говорит о низком качестве. У каждой типографии есть свои требования к минимальному разрешению файла и часто, для печати в категории фото требуется не меньше 300ppi. Мой опыт подсказывает, что это излишне и вполне хватает 150ppi. Но здесь не стоит меня слушать - вопрос спорный. Придерживайтесь требований типографии.

Обратите внимание, что верно оперировать разрешением относительно стандартного участка - квадратного дюйма. Иногда кто-то пытается судить достаточно ли разрешение для нормальной печати файла у которого разрешение 8970х12560px? Пристаёт с такими вопросам. А чёрт его знает.


Здесь с основными требованиями покончено, остальные требования более частные и индивидуальны - запрашивайте их в типографии.

Очевидно, что не сам заказчик занимается подготовкой файлов для печати. Есть нанятый дизайнер. И корректная работа с типографией должна строится так, что заказчик должен ставить дизайнера в известность - где именно он собирается печатать и давать ссылку на техтребования. И дизайнер должен при подготовке файлов учитывать требования конкретной типографии.

Но конечно так никогда не происходит. Во-первых, сперва готовят макеты, а потом уже ищут где б их печатнуть. Во вторых, дизайнеры и сами игнорируют какие либо ссылки на техтребования потому что думают, что им лучше известно как надо. Довольно часто приходится бодаться с такими дизайнерами наворотившими несусветные макеты. Они апеллируют к тому, что уже не первый день в индустрии и всегда так делали и все типографии это всегда устраивало, а мы необоснованно придираемся и требуем не пойми что.

Поэтому есть два замечания для таких упрямых дизайнеров о том как делать не надо, опять же, независимо от того где печатать.

Метки под обрез.

Очень часто дизайнер готовит макет для типографии с метками под обрез. И это мешает. Потому что метки под обрез расставляет типография сама, такие как ей нравится и только после допечатной подготовки спуска. Особенно дико выглядят метки под обрез на макетах для изготовления холстов или баннеров, где и припусков (блидов) никаких не может быть.
Предусматривайте порипуски для полиграфии и не делайте никаких меток под обрез - печатня сама разберётся.

Формат файла.

Если у типографии есть тех-требования, что является очень хорошим признаком, который говорит о том, что там работают зрелые специалисты и процессы стандартизированы, то там обязательно будут требования и к форматам файлов, которые типография принимает.С этим надо строго считаться.

Дизайнеры часто хитрят и вместо того чтобы изучить техтребования экспортируют рабочий макет сразу во всевозможные форматы: cdr, ai, pdf, tiff, eps, svg и может что-то ещё. Никакого уважения. Прилетает ссылка на такой архив из 40 файлов вперемешку, где по факту оказывается всего 10 разных макетов. О хороших манерах дизайнера убедительно говорит подход: один макет - один файл. Придерживались бы все такого несложного правила обращаясь в типографию и мир стал бы многократно лучше.

Небольшой совет - если присылаете макет в формате вёрстки, то горячо рекомендую приложить и превью макета. Особенно это касается формата cdr (Corel DRAW) - ибо одному богу печати известно как может открыться этот двуличный формат.
А если и вовсе есть возможность прислать макет в формате jpg - то обязательно воспользуйтесь, это будет самое лучшее и надёжное.

Напоследок хотел бы высказать соображение, которое очень хорош было бы намотать всем заказчикам и их дизайнерам на свой тонкий длинный ус, что макет и печать - это две разных сущности. В умах обывателей одно неразрывно связано с другим. И они искренно убеждены, что если они собираются что-то напечатать, то вопросы подготовки макетов - это всецело головная боль печатни. Мол, достаточно прислать фотографию какого-то сайта с экрана (даже не скрин) и написать пару слов о том, что здесь надо заменить - и дело в шляпе!

Согласно данной концепции - дизайн заказчику не нужен. Вот, уже всё и так есть, надо только поменять текст, цвет фона и подобрать другую картинку.

Реальность такова, что процесс подготовки файла (он же дизайн в истинном своём проявлении) и процесс печати - это два независимых, самостоятельных процесса. И предстоящая печать не даёт индульгенций заказчику и его дизайнеру при подготовке макетов. Дизайнер - не художник. Дизайн - это прежде всего ремесло. И оно обязывает специалиста быть технически квалифицированным до определённого уровня. Это значит, что недостаточно слепить из разных кусков симпатичную картиночку. Прежде всего файл этой картиночки должен отвечать определённым требованиям с технической точки зрения, чтобы иметь возможность быть использованным в будущем как в печати, так и в вебдизайне. Это должен быть рабочий макет, с которым без проблем смогут работать другие специалисты, коллеги по цеху - дизайнеры препресса, вёрстки, веба и пр.

Но пора бы уже закончить эту писанину, друзья мои. Я подустал.

Какой итог?

А итог такой: изучайте тех-требования к файлам в той печатне, в которой собираетесь печатнуться.

Комментарии (0)