Предыдущие статьи из серии:
Основы геймдизайна: 20 настольных игр. Часть первая: го, шахматы, парчиси.
Основы геймдизайна: 20 настольных игр. Часть вторая: нарды, монополия, скрэббл.
Основы геймдизайна: 20 настольных игр. Часть третья: Пенте, Колонизаторы, Пуэрто-Рико.
Билет на поезд
Издатель: Days of Wonder
Тип: настольная игра для 2-5 человек; игроки должны собирать карточки и прокладывать железную дорогу.
Уровень сложности: средний
Создатель: Алан Мун
Фактор везения: умеренный
Описание: игровое поле представляет собой карту страны, на которую нанесены крупные города и соединяющие их железнодорожные пути – они размечены цветными отрезками. Игроки тянут карты из колоды или банка, состоящего из 5 карт, лежащих в открытую, чтобы собрать достаточное количество карт одного цвета и проложить на карте железнодорожный путь соответствующего цвета. Чем длиннее проложенный путь, тем больше очков получает игрок.
В конце партии игроки могут получить дополнительные награды, если им удалось соединить города, указанные на карточках миссий, которые они получили при раздаче. Эти карточки не раскрываются до конца игры. В то же время игроки теряют очки, если им не удалось завершить миссию, указанную на карточке.
Обзор игры
Существует ряд версий «Билета на поезд», отличающихся друг от друга картами игрового поля, названиями городов, дорогами, миссиями и частично – правилами игры. В данной статье я буду ссылаться на базовую версию, действие которой разворачивается на карте США.
На карту нанесены города в соответствии с их реальным географическим положением. Они соединяются между собой сетью дорог, каждая из которых представляет собой последовательность блоков в форме вагончиков. Каждая дорога окрашена в один из 10 ярких цветов или в серый. Некоторые дороги имеют двойную разметку и окрашены либо в яркий, либо в серый цвет. В партии на 2-3 игроков можно присвоить только одну линию разметки, но если в игре принимают участие 4-5 человек, обе линии дорожной разметки могут быть присвоены разными игроками.
Главная цель игры – соединять различные города на карте, размещая вагончики на дорогах, присваивать их себе и зарабатывать очки в зависимости от длины проложенной дороги. Чтобы присвоить дорогу, игроку нужно расплатиться карточками соответствующего яркого цвета. За длинные дороги полагается больше очков – один участок дороги из трех вагончиков принесет игроку больше очков, чем три участка по одному вагончику.
Особенно ценны участки дороги из 6 вагончиков – за них полагается 15 очков. Присвоить можно любую открытую дорогу, но делать это последовательно необязательно. Вместе с тем последовательность в присвоении дороги уменьшает риск того, что другой игрок «разобьет» её, и это отрицательно скажется на вашем балансе.
В начале игры каждый игрок получает по 3 карточки миссий, одну из которых можно при желании сбросить. На каждой карточке указаны названия двух городов, которые нужно соединить железнодорожными путями (обычно города располагаются настолько далеко друг от друга, что соединить их одной дорогой невозможно), а также полагающаяся за это награда. Чтобы выполнить миссию, игрок должен проложить непрерывную цепочку дорог, соединяющую 2 города. Длина дороги не имеет значения, главное – её непрерывность.
Карточки с выполненными миссиями открываются только в конце игры при подсчете очков. Это затрудняет понимание того, какие цели преследует каждый из игроков вплоть до завершения партии. В случае, если миссия не выполнена, с баланса игрока списывается указанное на карточке количество очков награды. После того как игрок принял карточку миссии, сбросить её уже нельзя, поэтому очень важно оставлять только те миссии, которые вы можете выполнить. Из-за необходимости завершать миссии упор в игре делается на прокладывание дороги, а не на блокирование других игроков.
Игрок, который проложил самую длинную непрерывную дорогу, в конце игры получает 10 бонусных очков – мелочь, а приятно.
За один ход игрок может совершать действия трех видов, и лишь одно из них непременно присутствует на каждом ходу:
• Самое распространенное действие – это вытащить 2 карточки «Вагон». Каждая карточка имеет свой цвет; исключение составляет карточка «Паровоз» – универсальная радужная карта. Несмотря на то, что на карточках изображены разные типы вагонов, значение имеет только их цвет. В любой момент игры на поле присутствует 5 открытых карт и колода остальных карточек, лежащих рубашкой вверх.
Игрок может либо взять 2 открытые карточки, либо вытащить 2 верхние карты из колоды вслепую – порядок этих действий не имеет значения. Карточки, взятые из открытых, тут же заменяются верхними из колоды. Если среди открытых карточек лежит Паровоз, и игрок берет его, в этот ход он больше не сможет добирать карточек «Вагон». Если игрок уже вытащил карточку, он не имеет права брать Паровоз на этом ходу.
• Игроки вытаскивают карточки для того, чтобы присваивать отрезки дороги – это и есть второй вид действия. Игрок должен заплатить карточками соответствующего яркого цвета, чтобы присвоить определенный участок путей; радужную карточку можно использовать вместо карточки любого цвета. Серые отрезки дороги можно закрывать одним ярким цветом или радужной карточкой. Никто из участников не может забрать у игрока присвоенный им участок дороги. Из-за необходимости завершать миссии акцент в игре ставится на прокладывание дороги, а не на блокировку других игроков, и по этой же причине игроки стараются присваивать себе главные дороги, пока это не сделал кто-то другой.
• На своем ходу игрок по желанию может добрать 3 дополнительные карточки миссий. Посмотрев на них, он может сбросить одну или две новые карточки. Обычно сначала выполняют миссии с карточек, полученных при первой раздаче, а уже потом добирают дополнительные карточки. Более тонкая стратегия: карточки постоянно добираются в надежде на то, что проложенные в рамках новых миссий отрезки дороги впишутся в уже существующий маршрут, и помогут компенсировать очки, которые снимаются за незавершенные миссии.
В американской версии каждый игрок начинает с 45 Вагонами. Если у кого-то остается два или меньше вагонов, все игроки без исключения получают еще по одному ходу, после чего начинается финальный подсчет очков.
Из трех действий, возможных на каждом ходу, игроки чаще всего выбирают одно – тянуть карточки (по 2 карты за ход). За каждый закрытый отрезок дороги нужно заплатить одной картой – таким образом, игроку, который начал партию с четырьмя картами, требуется как минимум 21 ход и еще несколько ходов на прокладывание дороги, чтобы довести игру до конца. Изобретательный игрок, как правило, использует почти все карты, которые вытянул. Еще одна стратегия игры заключается в следующем: нужно постараться закончить игру до того, как все остальные игроки завершат свои миссии.
Я встречал случаи, когда игрок обзаводится огромным количеством карт на раннем этапе игры. Чем больше карт – тем больше путей развития. Кроме того, в самом начале игры перспектива вытащить радужные карты выглядит весьма заманчиво. По мере того, как игроки присваивают участки путей и количество открытых дорог между городами уменьшается, не все карты из колоды привлекательны для игрока.
Для подобной тактики первым действием является прокладывание дороги из шести отрезков-вагончиков. К тому же, эта тактика не ограничивает игрока в выборе – ему не нужно полагаться на какие-то определенные дороги при выполнении миссий, а противникам сложнее разгадать его замысел.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Из всех описанных в данной статье настольных игр немецкого стиля «Билет на поезд» – едва ли не самая простая. По сути, это обычная коллекционная карточная игра, но с элементами сложной стратегии. Даже имея солидный опыт игры в «Билет на поезд», можно так и не решить для себя, какой же способ прокладывания путей является самым выигрышным. А возможность вытянуть больше миссий, тем самым увеличивая фактор везения, сама по себе является интересной тактикой.
По факту, суть игры сводится к соединению точек на графике. Все игры как таковые представляют собой абстрактные симуляции, однако бывает так, что симулируемое явление уже само по себе абстрактно. В последнее время отрасль компьютерных игр развивается в двух направлениях: игры-боевики, в которых упор делается на максимально точное воспроизведение реальности, а также казуальные и ролевые игры, где значительную роль играют четкие своды правил, а отображение реальности – весьма условное.
Фокус на реалистичности игр породил шутеры от первого лица со сложной физикой, а предельное внимание к правилам – квесты, в которых «сражения» осуществляются за счет необычных механизмов. В качестве примера вторых можно привести игры-головоломки на базе «тетриса».
Первый путь в конце концов оказывается тупиковым – к чему стремиться, когда реалистичность игры достигла максимума или в принципе недостижима? Но второй путь вообще наводит на мысли об упадке геймдизайна. В теории игровой процесс «тетриса», коллекционной карточной игры или «Tower Defense» ничем не отличается от физического боя как процесса выбора вариантов из меню, но в реальности многие элементы теряются по мере того, как игровые системы становятся всё более абстрактными.
Лучшие настольные игры в немецком стиле мастерски объединяют абстрактные игровые системы и сеттинг, который мало чем отличается от реальной жизненной ситуации. «Билет на поезд» – отличный тому пример.
Каркассон
Издатели: Hans im Gluck, Rio Grande Games и 999 Games
Тип: стратегическая игра для 2-4 человек; игроки должны по кусочкам собирать игровое поле и захватывать территории.
Уровень сложности: средний
Создатель: Клаус-Юрген Реде
Фактор везения: умеренный
Описание: совместными усилиями игроки составляют карту средневекового королевства из квадратов c нарисованным рельефом. При этом квадраты должны соприкасаться друг с другом.
После того как игрок выложил очередной квадрат, он может захватить часть территории, поставив на квадрат свою фишку. В этом и заключается основная цель игры – увеличивать свои владения и не давать другим игрокам делать то же самое.
Обзор игры
«Каркассон» принадлежит к настольным играм немецкого стиля: игроки не могут открыто воевать друг с другом, зато ставить палки в колеса соперникам можно косвенным образом.
В начале игры стартовый квадрат выкладывается посередине стола. Затем игроки по очереди тянут закрытые квадраты и присоединяют их к уже выложенным. При этом в месте соприкосновения сторон рельеф должен совпадать. У каждого игрока есть определенное количество фишек, или «подданных», которые можно ставить на квадраты. В зависимости от размера и типа захваченных таким образом территорий игроки получают разное количество очков.
Когда выложенный квадрат приводит к завершению строительства одного из объектов (о которых пойдет речь далее), происходит подсчет очков, и фишки возвращаются обратно к игрокам. Недостроенные объекты приносят очки в конце игры.
В базовых правилах игры есть 4 типа объектов:
• Город приносит очки за каждый квадрат, на котором он нарисован, а также за каждый щит в этом городе. Если город достроен, то есть полностью окружен стенами, очки удваиваются. Однако на некоторых квадратах город расширяется сразу во все стороны, поэтому завершить строительство может быть непросто.
• Дорога может расширяться только в двух направлениях и считается достроенной, когда оба её конца упираются в другие объекты. Дороги позволяют быстро зарабатывать очки, не используя много фишек. Как и после завершения строительства города, все фишки, находящиеся на построенной дороге, возвращаются обратно к владельцам. Но в отличие от города, достроенная дорога не приносит двойного количества очков.
• Монастырь занимает всего одну клетку и приносит очки за каждый окружающий его квадрат. С одной стороны, если вы поставите фишку на монастырь, соперники не смогут захватить его. С другой – город может принести намного больше очков. После завершения строительства монастыря фишка возвращается обратно к игроку, но очки не удваиваются. Достраивать монастырь выгодно только его владельцу, поэтому без доли везения здесь не обойтись.
• Поле приносит по 3 очка за каждый граничащий с ним достроенный город (независимо от размеров самого поля), причем только в конце игры. Поэтому поставив фишку на поле, игрок уже не сможет вернуть её обратно. Поля часто разрастаются и соприкасаются со многими городами, а это значит, что в конце игры они могут принести очень много очков. Впрочем, будьте готовы к тому, что на них позарятся ваши соперники. Чтобы максимально эффективно использовать поля, нужно научиться объединять их.
Если выбранный вслепую квадрат можно выложить согласно правилам, игрок обязан это сделать, даже если это не в его интересах (например, если квадрат завершает строительство города или дороги соперника).
Фишку можно поставить только на сыгранный в свой ход квадрат. Но если нарисованный на нем объект уже оккупирован другой фишкой, вы не можете этого сделать. Таким образом, можно оказаться в тупиковом положении, не имея возможности завершить строительство или захватить новую территорию.
Несмотря на то, что фишки нельзя ставить на уже захваченной территории, иногда случается, что на одном объекте находятся подданные разных игроков. Это происходит, когда фишка появилась на квадрате до того, как он соединился с другим квадратом. В таких случаях очки получает только тот игрок, у кого больше фишек на данном объекте. Если же фишек поровну, очки получают оба игрока. Итак, если умело расставить подданных на карте, можно не только уменьшить влияние соперников, но даже отобрать их очки при подсчете.
Еще более коварная тактика – выкладывать квадраты вокруг пустых участков, необходимых для завершения строительства чужих объектов, в результате чего они будут простаивать. Пока города, дороги или монастыри не достроены полностью, с них нельзя забирать подданных, а учитывая, что фишек всего семь, их владельцы окажутся в весьма невыгодном положении. Кроме того, недостроенные города приносят в 2 раза меньше очков. Повезет ли вам вытянуть нужный квадрат – уже другой вопрос, но в целом это очень эффективная тактика.
Чтобы реально оценить свои шансы на достройку важного объекта, не помешает запомнить особенности квадратов и следить за их появлением в игре. Это особенно полезно в тех случаях, когда вокруг недостающего участка уже выложены квадраты, и чем больше, тем сложнее будет подобрать квадрат с совпадающим рельефом.
Динамика большинства игр немецкого стиля сильно отличается для двух и для трех игроков, поэтому обычно в такие игры рекомендуется играть как минимум втроем. «Каркассон» – одна из немногих европейских настолок, в которые не только можно, но даже интереснее играть вдвоем.
С двумя игроками захват территорий соперника обретает совсем другой смысл – если на одном объекте у двоих игроков равное количество фишек, ни один из них не получает очки, хотя в игре с тремя участниками очки получают оба претендента.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Всего не перечесть. Во-первых, стоит обратить внимание на различия в геймплее для двух и трех игроков. Во-вторых, примечательно, что «Каркассон» – игра, в которой нужно захватывать территории, и при этом нет боевой системы. Тактические сражения встречаются чуть ли не в каждой компьютерной стратегии, а их отсутствие позволяет взглянуть на жанр с нового ракурса.
Примечание: Игрокам, которые уже знакомы с «Каркассоном», рекомендуется посетить англоязычную страничку игры на Википедии, где указаны основные различия между правилами разных изданий.
Колонизаторы: карточная игра
Издатели: Kosmos и Mayfair Games
Тип: карточная стратегия для двух игроков
Уровень сложности: средний
Создатель: Клаус Тойбер
Фактор везения: умеренный
Описание: игроки накапливают ресурсы, за которые можно играть карточки развития из своей колоды и таким образом зарабатывать очки победы. Как и в оригинальных «Колонизаторах», в карточной версии количество производимых ресурсов определяется по броску кубика, но здесь у каждого игрока есть свое поле, а противостояние реализуется только в виде борьбы за ресурсы.
Эта игра на удивление многогранна – в этом смысле она даже превосходит оригинальных «Колонизаторов» – так что данный обзор будет немного более поверхностным, чем все остальные из этой статьи.
У каждого игрока есть собственное королевство, выложенное из карточек. В начале игры оно насчитывает 2 поселения и 6 типов суши, каждому из которых соответствует своя карточка. Игроки получают эти карточки непосредственно перед началом партии. У таких карточек особая рубашка, которая помогает выделить их среди остальной колоды. Они не будут одинаковыми у всех игроков, но в целом довольно похожи.
Как и в настольной игре «Колонизаторы», у каждой карточки суши есть свой номер. При броске используют 2 кубика, но только на один из них нанесены цифры. Второй кубик, так называемый кубик событий, размечен особыми символами, которые запускают различные события. В начале каждого хода бросают оба кубика, так что события случаются очень часто. Число, выпавшее на кубике с цифрами, определяет, какие карточки вырабатывают ресурс на данном ходу для обоих игроков. У обоих игроков карточки суши одинаковые, но числа на них разные, поэтому игроки начинают получать ресурсы разного типа, но одинаково быстро.
Карточки суши в большинстве своем соответствуют гексам суши из настольных «Колонизаторов»:
• Леса производят дерево. Оно наиболее полезно в начале игры.
• Холмы производят кирпичи. Этот ресурс обычно более полезен, чем дерево, но тоже на ранней стадии игры.
• Пашни производят зерно. Оно полезно всегда.
• Пастбища – источник шерсти, которая в карточной версии является более ценной, чем в настольной игре. Здесь улучшения торговли обычно осуществляются с помощью шерсти.
• Горы служат источником руды, которая наиболее полезна на поздней стадии игры.
• Золотые прииски, в свою очередь, производят золото. Уникальность золота заключается в том, что оно не используется нигде, кроме торговли.
В отличие от оригинальной настольной игры, ресурсы не исчисляются карточками в колоде игрока. По сторонам каждой карточки суши есть квадраты, указывающие на количество ресурсов, которыми располагает игрок (от 0 до 3). Если игрок получает или тратит ресурс, он поворачивает карточку так, чтобы количество квадратов внизу карты соответствовало количеству ресурсов.
Если говорить о кубике событий, то стоит выделить 2 события, которые он запускает (на самом деле их гораздо больше, но если останавливаться на каждом, длинный обзор будет еще длиннее):
• Изображение вопросительного знака говорит о том, что карточку события нужно вытащить из колоды событий. Таким образом, запускается множество разнообразных событий, причем некоторые из них предоставляют игроку бонусы в развитии. Эти события периодически повторяются, поскольку сыгранные карточки уходят вниз колоды. Также существует карточка «Конец года» – если она попадется, нужно перемешать колоду. Благодаря этой карте события, происходящие в игре, можно сбалансировать, в то же время сохраняя элемент непредсказуемости.
• При выпадении разбойника игроки подсчитывают свои ресурсы, и если во всём королевстве набирается более 7 единиц ресурсов, игроки теряют всю свою руду и шерсть. Как и в настольных «Колонизаторах», это стимулирует игроков тратить ресурсы в течение игры вместо того, чтобы копить их. Вместе с тем существует карточка «Гарнизоны», с помощью которой можно исключить некоторые карточки суши из подсчета.
Существует 2 основных типа улучшений, которые можно приобрести за ресурсы. Один из них доступен безо всяких специальных карточек. К данному типу относятся дороги (их можно приобрести за одну единицу дерева и две единицы кирпича – дороги нужны, чтобы строить поселения), дополнительные поселения (каждое из них приносит победное очко, может поддерживать отдельный набор улучшений и добавляет две карточки суши, производящие ресурсы) и города (возводятся на месте поселений, дают дополнительное очко и позволяют строить улучшения городов, многие из которых тоже приносят дополнительные очки).
Такие улучшения доступны в ограниченном количестве, и если они закончатся, их нельзя будет строить до конца игры. Поселений всегда нечетное количество, поэтому один игрок так или иначе получит преимущество над другим. В начале игры обычно разворачивается борьба за поселения.
Улучшения второго типа играются из колоды игрока. Таких улучшений очень много, у каждого есть своя стоимость и эффект, о которых можно прочитать на карточке. Сами карточки улучшений представляют собой здания – при отыгрыше такая карточка помещается над или под поселением или городом, к которому относится улучшение.
В поселениях могут размещаться только 2 зеленые постройки, в то время как в городах может быть до 4 зеленых или красных построек. Многие красные постройки приносят очки победы. Чтобы компенсировать преимущество, которое дают города, их сделали уязвимыми к событию «Чума», от которого город нужно защищать специальными улучшениями.
Некоторые из этих карточек представляют собой действия, которые дают определенный одноразовый эффект. Действия – это единственный способ напрямую атаковать другого игрока. Один особый вид действий хранится в колоде игрока и используется для того, чтобы отражать атаки и перенаправлять их на атакующего.
Также существуют карточки рыцарей, с помощью которых можно создавать армию королевства. Королевство с самой большой армией получает жетон Рыцаря, который равен одному очку победы и предоставляет особые привилегии. В этом он подобен жетону Мельницы, который равен победному очку и отмечает королевство с более развитой торговлей. В отличие от настольной игры, если игрок «догоняет» в развитии армии или торговли владельца жетона, т.е. у них ничья, жетон не достается никому. В настольной версии в случае ничьей жетон остается у его текущего обладателя. Стоит отметить, что потерять победные очки игрок может только в случае потери бонусов, которые приносит жетон, или если красные постройки подвергаются атаке с помощью особой карточки действия. Победа засчитывается при двенадцати победных очках.
Если у игрока не хватает необходимых ему ресурсов, он может либо поменяться с оппонентом (на практике такое происходит крайне редко), либо обменять 3 единицы любого ресурса на одну единицу ресурса, который ему нужен. Некоторые улучшения позволяют совершать обмен на более выгодных условиях.
Когда игрок заканчивает ход с меньшим количеством карточек в руке, чем нужно, он может вытащить столько карточек, сколько ему необходимо, чтобы укомплектовать руку до полной. Если же у него полная рука, он может по желанию сбросить одну или две карточки и вытащить взамен карточки из колоды. Механизм вытаскивания карточек в этой игре уникален: вместо одной колоды, из которой можно вытаскивать карточки, есть целых 5 случайно сформированных в начале игры стопок с одинаковым числом карт. Когда игроки сбрасывают карточки, они могут выбирать, в какую из стопок пойдет «отбой». Тот же принцип работает и при вытаскивании новых карточек – игроки вправе выбирать колоду, из которой будут тянуть карты.
Можно просматривать колоды в поисках определенных карточек – это позволяют делать не только специальные действия и события. Каждый раз, когда игрок тянет карточку, он может потратить 2 единицы любого ресурса на то, чтобы выбрать колоду и найти карточку, которая ему нужна. Продуманная игра отличается тем, что игрок запоминает, какие карточки лежат в выбранной им колоде и в каком порядке, чтобы затем вытащить именно ту, которую он хочет.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Много чего! Далеко не все игры могут похвастаться таким разнообразием механизмов рандомизации и сведения её эффекта на нет благодаря обдуманным действиям, как карточная версия «Колонизаторов». В этом смысле игра очень новаторская. Я мог бы написать о ней в 2 раза больше, и всё равно не охватил бы всех её аспектов. Несмотря на это, в ней нет лишних механик – все элементы игры находятся на своих местах. Геймдизайнерам определенно стоит обратить внимание на структуру походовой стратегии в том виде, в котором она реализована в игре.
Атмосфера карточных «Колонизаторов» очень отличается от атмосферы оригинальной настольной игры. Там в группе из трех-четырех человек редко встречается хейт, когда игроки целенаправленно объединяются против кого-то одного. Это облегчает торговлю, и игроки вынуждены не нападать на оппонентов до тех пор, пока один из них не вырвется в лидеры, поскольку до этого момента непонятно, кого именно нужно атаковать.
А когда у вас всего один противник, игра быстро приобретает соревновательный характер. И пусть вам не кажется, что способы нападения на соперника ограничены – когда дело доходит до атак, они весьма болезненны.
Если вам кажется, что карточная игра «Колонизаторы» в первоначальном виде недостаточно интересна, имейте в виду: к ней существует множество дополнений, каждое со своими особенностями. Заходите на BoardGameGeek, чтобы узнать больше.
Комментарии (6)
dmtrlbdv
18.07.2016 14:20Не так уж много во что играл, но мне очень понравилась игра «город синей луны» — идея того, что ты делая хорошо себе также можешь сделать хорошо врагу — очень понравилась. Интересно про нее почитать было-бы, как со стороны гейм-дизайна, может это мое субъективное мнение, а игра на самом деле — то еще… :)
ITurchenko
18.07.2016 16:55У колонизаторов картинка неправильная, если речь идёт о карточной игре.
Должно быть что-то типа s018.radikal.ru/i524/1306/98/2a19ad162da1.jpg
banzayats
19.07.2016 15:34+2О чем данная статья?
Даны общие правила трех игр немецкого стиля (еврогеймы). И для каждой из них сделано резюме: «Что можно почерпнуть из этой игры?».
Я надеялся прочитать что-нибудь интересное о механиках игр или применяемых алгоритмах… но прочел вот это: "«Билет на поезд» – едва ли не самая простая. По сути, это обычная коллекционная карточная игра". К вашему сведению, «Билет на поезд» — это не коллекционная карточная игра.
«Я мог бы написать о ней в 2 раза больше, и всё равно не охватил бы всех её аспектов.» — я так думаю, что автор мог написать очень много воды, но никаких аспектов мы так и не дождались.
Кому интересна тема настольных игр, прошу на сайт Tesera.ru. Например, там вы можете прочесть про:
Fen1kz
Классное геймдизайнерское решение! Прям просветлило.