Друг наших образовательных программ Михаил Пименов, CEO компании Wonder Games и Team Lead инди-проекта "Guard of Wonderland" сам не раз задававший себе эти вопросы, создал для себя выборку всевозможных материалов по индустрии геймдева. От полезных ресурсов, до сообществ, подкастов, книг и фильмов, которые призваны помочь понять, с чего начинается и чем заканчивается разработка игрового проекта. Объединив наши силы, мы с Мишей сделали эту статью с подборкой полезных материалов по игровой индустрии. Вы найдете подборку под катом.
Чтобы объединить все накопленные материалы в одну структуру, мы решили разделить Статью на несколько разделов. Во «введении» вы найдете материалы для начинающих геймдевелоперов. В разделе «Разработка» — ресурсы с бесплатным контентом. И далее каждый из подпунктов посвящен своей тематике. Несложно догадаться, что «геймдизайн» содержит в себе необходимую информацию об аспектах геймдизайна, понимание которых необходимо для создания игры. В свою очередь «Маркетинг и аналитика» содержит всё о продвижении проектов: метрики, статистические данные, расчеты стоимости проектов и т.д. Далее будут разделы о сообществах в социальных сетях, книгах, подкастах, фильмах, полезных ресурсах и конференциях.
Все эти материалы призваны помочь разобраться в устройстве игровой индустрии и ответить на большинство вопросов, которые часто возникают не только у начинающих геймдевелоперов, но и уже тертых калачей игровой индустрии.
- Краткая история игровой индустрии в разбивке по платформам
- Советы для начинающих геймдевелоперов
- Советы для команды из одного разработчика
- 10 тезисов инди-разработки — статья от Kallist
- Открытая лекция Константина Сахнова «Как создать свою игру» — Видео, фото, конспект
- 7 фактов о российской игровой индустрии для новичков: колонка Сергея Бабаева
- Александр Мясищев (Исполнительный директор в Nival) — Разработка большая и малая: ключевые отличия
- Аутсорсинговая разработка в геймдеве: анализ и подводные камни
- Матчасть о различиях западного и отечественного геймдева
- GameDev образование в России
Ресурсы с бесплатным контентом
- Где бесплатно и легально взять мультимедийный контент? 10 лучших сервисов
- Словарик мобильного разработчика
- 10 бесплатных курсов по геймдизайну
- Бесплатные звуки и музыка для разработчиков игр.
Геймдизайн
- Введение в геймдизайн (матчасть)
- Дизайн уровней в The Last of Us
- Л. Сиротин: Геймдизайнеров не существует (на какие типы подразделяются геймдизайнеры)
- Как делают игры 129. Геймдизайн
- Как делают игры 129. Геймдизайн — Расширенная статья Андрея Костюшко (Директора и гейм-дизайнера компании Creoteam)
- Инструменты гейм-дизайнера
- Что такое Мета-игра
- Дизайнер Uncharted и The Last of Us про разработку экшен-игр
- Удлинение геймплея и создание реиграбельности
- Особенности проектирования интерфейсов в мобильных играх
- Баланс: с чего начать
- Моя прелесть — статья от Сергея Гимельрейха (CEO ORС WORK) о коллекционных механиках
- Моя Прелесть 2: Коллекционные механики в играх
- Исследования по игровым сеттингам и механикам, в частности по ежедневным заданям, по жанру баттлеров, по самым кассовым игровым механикам, по магазинам валют, VIP-статусам и др
Маркетинг и Аналитика
- Расчет окупаемости игровых проектов
- Сколько стоит сделать свою игру
- Аналитика для геймдизайнеров и продюсеров
- Конспект мастер-класса Василия Сабирова по аналитике игр
- 5 идей по игровой аналитике
- SurveyMonkey Intelligence: какие категории игр приносят больше всего денег
- Продвижение мобильного приложения: инструменты и пример маркетингового плана
- 5 простых PR-советов для разработчиков мобильных игр
- Как продвигать мобильные приложения ДО релиза. Часть 1
- Чек лист 81 прием продвижения мобильного приложения
- USA Mobile market глазами EEDAR на 16.11.2015
- Продвижение через Reddit
- ТОП ARPPU в проектах на 2015 год
- Как добиться успеха на Kickstarter, если ты инди (часть 1)
- Что такое ASO и почему оно крайне необходимо сегодняшним разработчикам
- Как инди-разработчик через бумстартер пробивался и гринлайт приобрел
- Fun или пропал: 33 ключевых ориентира для оценки успешности игры
- Российский игровой рынок 2016. Инфографика
- Офферы в F2P
- NEWZOO: Free Global Mobile Market Report
Ресурсы для продвижения
- Ресурс для поиска издателя
- Список иностранных YouTube летсплейщиков: Часть 1: Часть 2: Часть 3
- База данных сайтов для продвижения мобильных игр и приложений. Список издателей игр.
- Список издателей, ресурсов самиздата, обзорщиков
Сторителлинг
- Программное обеспечение для сценаристов
- [Might & Magic X] Работа с Articy:draft
- Методика написания игрового сюжета
- Художник по окружению CD Project Red рассказывает, как создавал мир в игре «Ведьмак 3: Дикая охота»
- Что такое лудонарративный диссонанс
- Иллюзия выбора лучше, чем выбор — материал о разветвлении сюжетных линий
- Сценарист Half-Life: «Я словно создавал роман»
- «Путь героя» в игре Journey
- Кто такой «Нарративный дизайнер»?
- А. В. Цыганов. Теория игр
- Джесси Шелл. Искусство геймдизайна
- Тристан Донован. История видеоигр
- R. Koster. A Theory of Fun for Game Design
- Scott Rogers. Level up
- Richard Bartle. Designing Virtual Worlds
- Э. Роллингз, Д. Моррис. Проектирование и архитектура игр
- Сергей Галёнкин. Маркетинг Игр
Переводы этих и других иностранных книг по геймдизайну на русский язык есть тут.
Также на App2Top есть добротная подборка литературы на тему «Что читать геймдизайнеру.
- Как делают игры: http://galyonkin.com – Один из самых давних и популярных подкастов на территории России и СНГ. Ведущие — М. Кузьмин (ведущий менеджер компании HeroCraft по распространению игр), С. Галенкин (Epic Games. Руководитель издательского подразделения в Восточной Европе)
- Garage – подкаст от Святослава Торика, преимущественно о геймдизайне (Product Vision Expert в Wargaming.net): http://torick.ru
- The psychology of videogames: Подкаст о психологии в видеоиграх (на английком языке). Ведущий — Jamie Madigan (Ph.D. in psychology)
- #RadioFlazm: Подкаст про независимую разработку игр в небольших командах. Технологии, платформы, вопросы продвижения, условия работы. Ведёт Алексей Давыдов (CEO в Flazm.com)
- TheGameDev. Интервью с разработчиками игр. Ведущие — Алексей Мельников (CGSpeak) и Алиса Хуснутдинова
- Indie game: The movie — Документальный фильм про разработчиков Fez, Super meat boy и Braid.
- Free to play — Документальный фильм о трёх киберспортсменах, принимающих участие в первом интернациональном чемпионате по Dota2
- Игромания: История интерактивного кино — материал от журнала „Игромания“ о развитии визуальных механик повествования в видеоиграх
- The History of Grand Theft Auto (Documentary) — Документальный фильм о создании серии GTA
- За стеной: Создание Skyrim — https://youtu.be/JEmPkdVtanw
- За кулисами Uncharted 4 – цикл короткометражных фильмов о создании Uncharted 4
-Раздвигая границы возможного. Часть 1: Часть 2: В конце пути: Взросление Дрейка - Grounded: The Making of The Last of Us
- The eyes of Bayonetta
- Making of Silent Hill 2
- Tomb Raider 2013 — The Making Of
- Making of Mortal Kombat 3
? app2top.ru — b2b-портал, посвященный всем аспектам индустрии мобильных игр
? gdcuffs.com — портал, преимущественно о геймдизайне
? dtf.ru — Один из самых старых порталов о разработке и индустрии геймдева. В данный момент перенесен на новый движок и возрожден ИД „Комитет“
? igromania.ru — Сайт ИД „Игромания“. Регулярно публикуют новости и статьи об играх со всех платформ
? kanobu.ru — Крупнейший портал об играх и игровой индустрии
? progamedev.net — Блог о геймдеве от Александра Штаченко
? torick.ru — Блог о геймдеве от Святослава Торика
? gamedev.ru — Старейший портал для разработчиков.
? apptractor.ru — Хороший ресурс о мобильных разработках
? apps4all.ru — Ресурс о новостях мобильных игр
? aushestov.ru — Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова.
? indiedev.name — Блог о разработке и продвижении мобильных игр и приложений
? gamesisart.ru — Полезные статьи и ресурсы о разработке игр
? gcup.ru — Портал посвящён созданию игр, в том числе и без программирования. На сайте можно скачать необходимые для этого инструменты (конструкторы игр, движки), изучить необходимую литературу (статьи, журналы, книги) и т.д. На нашем форуме вы всегда сможете спросить совет или поделиться своими наработками
? www.ant-karlov.ru — Авторский блог о создании игр
? www.gamedis.ru — Блог о геймдизайне
? gamesjam.org — Площадка, где проходят геймджемы различных тематик и направлений
? www.gamedevblogs.ru — Бывшие FlashGameBlogs.ru — это дружественное объединение блогов независимых разработчиков игр
? leaden.ru — Личный блог геймдизайнера Ярослава Кравцова
? habrahabr.ru — Огромный портал с материалами по программированию, ресурсам и полезным статьям о разработке ПО и игр.
? www.progamer.ru/dev — Есть хорошие материалы о разработке игр
? gameinstitute.ru — Присутствует ряд статей о разработке игр
? mmozg.net — Сайт об MMO-играх
? core-rpg.net — Основное направление сайта — разработка RPG
? tiendil.org — Блог Алексея Елецкого о разработке ПО и создании игровых проектов
? gopractice.ru — Блог Олега Якубенкова. Публикуются материалы про создание, аналитику и маркетинг мобильных приложений и веб сервисов
? warnworld.com — Блог геймдизайнера Ильи Туменко. Разработка игр, геймдизайн, мобильные рынки и игровая индустрия
? fallingtosky.livejournal.com — Блог Дарьи Моргуновой о геймдизайне
ВК:
vk.com/gameinstitute — DirectX, OpenGL, Ogre3D, Unity, Udk и прочие игровые технологии. Туториалы, статьи, конкурсы, уроки.
vk.com/vgamedev — Всё для начинающего и профессионального разработчика игр: Игровые движки, Конструкторы игр и Среды разработки, Статьи.
vk.com/virtualnaya_realnost_segodnya — Про разработку игр в виртуальной реальности.
vk.com/androiddevelopers -Разработка приложений для платформы Google Android
vk.com/empathybox — Группа про разработку игр и культуру геймдева.
vk.com/gamedev_ru — Создание игр, проекты игр, новости индустрии, поиск работы. Как сделать игру.
vk.com/gametarget — Новинки онлайн игр и новости MMORPG: анонсы, релизы, бета-тесты
vk.com/mmocult — Портал исключительно MMOG, MOBA, MMORPG и других Online игр
vk.com/zobra_fun — Актуальные новости игровой индустрии
vk.com/unicrydk — Публикации материалов о создании игр
vk.com/gdacademy — Пошаговый алгоритм создания своей игры с нуля
vk.com/gamedev_group — Группа посвящена всему что касается индустрии разработки видео игр. Новости, технические статьи, учебные материалы, игровая индустрия, игровые проекты и т.д.
vk.com/globalgamedev — Еженедельный обзор GameDev статей со всего интернета.
vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии
vk.com/igromania — Группа журнала „Игромания“
vk.com/gamenavigator — Журнал, телепередача и портал о видеоиграх. В строю с 1997 года
vk.com/rabota_v_gamedeve — Сообщество о вакансиях и соискателях работы в игровой индустрии
vk.com/cgic_group — Сообщество с материалами о моделировании и всем, что с этим связано
vk.com/xakep_mag — Сообщество крупнейшего журнала в России и Европе, посвященного вопросам информационной безопасности, программирования и администрирования компьютерных сетей.
vk.com/loftblog — Бесплатные видеоуроки по HTML5, CSS3, JAVASCRIPT, PHP, C++, PYTHON, RUBY, JAVA и др.
vk.com/tindie — Здесь вы сможете узнать много интересной и полезной информации по разработке игр
vk.com/gdevs — Все об игровой индустрии и разработке игр
vk.com/indie_info — Новости, интересные факты и цифры игровой индустрии.
vk.com/best_games_app — В группе размещаются полезные советы и гайды для начинающих Indie разработчиков или людей которых интересует геймдев, а также статьи об игровых движках
vk.com/over720 — Материалы о создании игр, а также о разных интересных технологиях
vk.com/gamedesignation — Геймдизайн с нуля
vk.com/games_element — Всё об играх и их разработке
vk.com/gameart — Коллективный блог разработчиков игр
vk.com/indie_help — Помощь Инди-Разработчикам
vk.com/indiedev_name — Продвижение и разработка игр
vk.com/cg_vk — Сообщество о создании игр
vk.com/mistle_gamer — Сообщество будет интересно тем, кто занимается геймдизайном, или косвенно связанной деятельностью
vk.com/gamgid — Материалы о разработке игр
vk.com/world_of_indie — Одно из самых больших сообществ об инди играх
vk.com/from_idea_to_release — Создание проекта начиная с идеи, заканчивая релизом. Много полезных материалов о разработке
https://vk.com/metagd — хорошее сообщество по геймдизайну „Метафизика Геймдизайна“
FB:
pringamedev — PR in GameDev
vr.ar.gamedev — Группа о виртуальной и дополненной реальности
gamedeff — Все о геймдеве
IndieGamePromo — Промо своих проектов
IndieGameDevs — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
601210009911004 — Продвижение проектов
2248433342 — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
indiedevhangout — Сообщество инди разработчиков
russia.android — Сообщество российских разработчиков под Android
GamingIndustryTalent — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
IndieGameChat — Сообщество инди разработчиков
GameDevBeginners — Сообщество начинающих разработчиков
gdrullez — Практический геймдизайн
714657441905881 — Продвижение игровых проектов
gamedevfeedback — Сообщество разработчиков по обсуждению и фидбеку для инди игр
1435669336648312 — Сообщество игроков и разработчиков инди игр
793578767413728 — Продвижение игровых проектов
DevGAMM — крупнейшая конференция для профессионалов игровой индустрии в России, Беларуси и Европе. Преимущества DevGAMM: качественный контент на тему разработки игр, низкий порог входа для начинающих разработчиков и серия мероприятий, нацеленных на продуктивное времяпровождение и эффективный нетворкинг.
White Nights Conference — международная бизнес конференция, посвященная разработке и продвижению игр на всех платформах. Она проходит три раза в год: в феврале в Европе, в июне в Санкт-Петербурге, в октябре в Москве. Суммарно за год White Nights собирает более 4000 профессионалов игровой индустрии.
Game Developers Conference (GDC) — крупнейший ежегодный сбор профессиональных разработчиков компьютерных игр с упором на обучение и вдохновение. Мероприятие включает в себя выставку, сетевые события, церемонии награждения, такие как Independent Games Festival и Game Developers Choice Awards, а также различные консультации, лекции и круглые столы по отраслям разработчиков игр, охватывающие программирование, дизайн, звук, бизнес и управление, и изобразительное искусство.
NextCastle — Ежегодный фестиваль для геймеров и разработчиков. Отличный шанс для инди-разработчиков показать игру геймерской аудитории и получить фидбек по проекту.
upd. 31.10:
https://vk.com/devmeat — МитАпы представителей игровой индустрии (Санкт-Петербург)
https://vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии (Москва)
Вообще игровых конференций в СНГ и в мире великое множество начиная с крупнейших типа Gamescom и E3 и заканчивая небольшими, но приятными тусовками разработчиков игр типа DevsGo. Мы описали в данной статье несколько из них, подробный список конца текущего года есть тут. А вот календарь, заточенный под мобильного разработчика.
upd. от Lerika: Топ игровых мероприятий 2016
upd. от PatientZero: Есть ещё хороший календарь игровых инди-джемов.
Данная статья будет пополняться новыми материалами по мере их появления. Если вы хотите поделиться ресурсами, которые не были указаны в статье — напишите в комментарии. Обращаем ваше внимание на то, что приоритетно собирали русскоязычные ресурсы поэтому гамасутра и еще 100500 иностранных ресурсов не включали, про иностранные полезные ресурсы лучше сделаем отдельный материал дабы не раздувать этот каталог до нечитабельных размеров. Тем не менее, не забывайте, что все решения по добавлению или не добавлению присланных ресурсов остаются за авторами статьи и ведутся на их усмотрение.
Комментарии (26)
RoboForm
24.10.2016 20:38+1У нас еще есть немного:
Илкка Паананен: «Игры, как бизнес, не должны управляться процессами»
Может быть, пришло время и вам убить свою игру: Как Supercell закрывает игры в сауне за пивом
Джон Ромеро: Принципы разработки игр в id Software
Руководство по рекламным кампаниям для продвижения мобильных игр в Facebook
Как использовать когортный анализ для уменьшения оттока пользователей и принятия лучших решений
Как правильно выбрать шрифт для игры
Сколько должен стоить soft launch?
Мислиды в рекламе мобильных игр: за и против
Как выбрать лучшего издателя для вашей мобильной игры
Дэн Грей (Ustwo Games): Делать игры, которые влияют на всех
Делаем App Store Optimization с помощью Google Spreadsheet
Как преодолеть страх перед маркетингом, если вы инди-разработчик
14 советов по улучшению презентации вашей игры
Как произвести впечатление на издателей
Невероятная история Амира Раджана: Как получить фичеринг Apple и стабильный доход от разработки игр
suharik
24.10.2016 21:59Что скажете про восьмитомник Game Programming Gems и серию Game Development Essentials?
IvanPekov
24.10.2016 22:19Кажется незаслуженно забыли самое большое сообщество в вк по гейм-дизайну:) https://vk.com/metagd
Flakky
24.10.2016 23:37Я конечно понимаю, что это сейчас самый прибыльный рынок (в особенности по соотношению затраты/прибыль), но немного обижает, что везде упор на мобильные статьи, раскрутку и прочее. Нужно постараться, что бы найти действительно хорошие статьи по раскрутки ПК и в особенности консольных игр. Большинство либо мобилки, либо подходят и туда и туда. Но ПК совершенно другой рынок и раскрутка там тоже не такая же.
Ничего не имею против моб. индустрии, но пожалуйста, когда делаете статью, в заголовке которой нету слова «Мобильные», пожалуйста, наполняйте контент равномерно. Это применительно не только к данной статье, а вообще. На будущее, так сказать :)
А за саму статью спасибо большое. Несмотря на вышеописанное, много полезного.Terras
25.10.2016 00:21Ну а что делать, если вход в мобильный рынок наиболее простой и «дешевый» для разработчиков. Плюс мы фактически сразу можем получить определенные деньги и платформу распространения.
Но нужно также признать, что тут часто появляются статьи о том, как ребята проходят зеленый свет в стим. Что фактически и есть десктоп.
Tyrann0s
25.10.2016 05:11Ребят, так получилось, что я теперь саунд-дизайнер/композитор в одной небольшой студии. И вроде бы все норм, ничего нового, но у звука в играх своя специфика и многие вещи вызывают вопросы. Сколько статей ни читал, создается такое ощущение, что все кладут на звук в играх, никто его не обсуждает и вообще все с ним, как бы понятно.
Может есть у нас тут хаб на эту тему или может другое место, где можно перетереть за звук в играх?norlin
25.10.2016 13:36Единственная игра, которая лично меня по-настоящему зацепила в плане звука – Divinity: Original Sin. И то, это не столько про звук, сколько про музыку.
Lerika
25.10.2016 10:26Про полезные мероприятия есть еще одна подборка прямо тут на Хабре:
Топ игровых мероприятий 2016
bakhirev
25.10.2016 10:36-1Бизнес, маркетинг, дизайн, еще всякая малафья и ни одной ссылки на физику и архитектуру
suharik
25.10.2016 11:21+2Вот тут упоминаются книги о физике и архитектуре. Еще немного о математике и физике:
— Physics for Game Developers, 2nd Edition
— Mathematics and Physics for Programmers
— Beginning Math and Physics for Game Programmers
PDSHAHMHMD
26.10.2016 09:40Статья прям для тех, кто занимается продвижением игровых проектов! Очень круто, спасибо большое.
Точнее, спасибо за обобщение все в одном
ScarletSpark
26.10.2016 09:40+1добавлю от себя немного. веду канал в телеграме с линками на разные геймдев-релейтед материалы. тут много ингла если что.
https://telegram.me/gamedevporn
ещё полезное бывает тут:
https://telegram.me/progamedev
lookid
Если вы идете в геимдизайнеры, то есть один совет. Играйте во все игры. Вообще во все. Не только в хорошие. Так же играя в плохие вы будете видеть косяки и недостатки. Не игнорируйте мобаил, пк и прочее. Если вы играете только в ААА и думаете, что хороший дизайнер, то это не так. Потому что ваша задача будет делать из ничего хорошо, и из плохого хорошо. А не смотреть на хорошо и затылок чесать, деньгу получать. Спрашивать «чтобы вы исправили в наших играх?» это не значит, что разработчик не вкурсе ошибок. Это значит, что он просто хочет проверить, как вы видите проблемы и как их решаете. Книжки тут не очень помогут. CD Project Red просят дизайнеров изобрести гвинт за 2 часа на собеседовании в оффисе. И вы им будете отвечать, что в книжках такого не писали и не готовили? Сомневаюсь.
viacheslavnu
По поводу того, что, работая в игровой индустрии, надо играть в игры, согласен. Просто это настолько очевидно, что как-то даже странно в статью ставить :-) Ну и список игр, в которые поиграть стоит, явно превышает лимит допустимых знаков. В комментарии позволю себе оставить свой список удовольствия:
Любимые жанры: MOBA, MMORPG, браузерные стратегии, браузерные RPG, мобильные match-3, баттлеры и кликеры
Любимые игры: LoL, Perfect World, Hearthstone, Легенда: Наследие драконов, Ведьмак, Juggernaut Wars
Более 100 часов геймплея: LoL, World of Tanks, Armored Warfare, Эволюция, Hearthstone, Skyforge, Dota 2, R2 Online, Герои войны и денег, Business Tycoon Online, Perfect World, Бумз!, Canaan Online, Prime World, Средиземье, Point Blank, Cultures Online, Warface, Skyrim, Dragon Age, Ведьмак, Цивилизация, HoMM, Mortal Combat, Juggernaut Wars, VR-игры, и много других.
Несколько часов геймплея: сотни российских и иностранных онлайн игр.
boolive
Каков результат от потраченного на игры времени?
AIxray
Тогда нужно иметь целый штат сотрудников которые будут играть и анализировать сыгранные игры и составлять отчёты. Но это пол беды. Есть PC Gamimg Aliance(название завуалировано) который указывает каким требованиям должны соответствовать ААА тайтлы.
abstractbug
Этому совету несколько десятков лет. Только вот найти время на все, бывает очень трудно. Играя в игру поверхностно, нельзя увидеть ее косяков и понять их глубину. А ведь надо еще и решение найти, которое не находят разработчики конкретной игры ссылаясь на фитбек игроков.
По большому счету играть надо в игры, того жанра, которым занимаетесь, а с учетом что последние несколько лет игры делаются не для игроков а для денег, этот совет вообще не имеет смысла.
А для тех для кого имеет, и так это знают.