В 1974 году посетители выставки Photokina в Кёльне толпами осаждали стенд компании Rollei. Ничего удивительного в этом нет, поскольку именно там демонстрировалась, как было заявлено, «самая маленькая карманная фотокамера в мире!» — Rollei A110.



На самом деле это, мягко говоря, не совсем правда. В мире пленочных фотоаппаратов существовали и модели поменьше, а уж про нынешние цифровые и вспоминать не будем. Тем не менее ажиотаж действительно был, и вполне заслуженный: камерка получилась — загляденье.

Rollei A110 снимала на пленку формата 110, производство которой запустили всего за два года до выставки. Это была фотопленка шириной 16 мм, упакованная в двухкатушечные неразборные кассеты. Формат быстро завоевал популярность, поскольку обычным пользователям нравилась компактность и простота зарядки таких фотоаппаратов: откинул крышку, вставил кассету, закрыл — можно снимать. После съемки не нужно перематывать пленку обратно: вынул кассету — сдал в проявку.



Производители старались вовсю и выпускали разнообразные карманные фотоаппараты, главным недостатком которых был, как ни странно, размер. Пятисантиметровые кассетки предлагалось вставлять, например, в Kodak Pocket Instamatic размером с футляр для очков:



А позже — в прекрасную, необычную, но все же очень громоздкую Minolta 110 Zoom:



На фоне других Rollei A110 выглядел крохой. Размер 84?44?30 мм (в закрытом состоянии) был самым настоящим конкурентным преимуществом, именно на нем делался упор в рекламной кампании фотоаппарата.


Еще немного технических характеристик малыша:

Объектив: Rollei Tessar 1:2.8/23mm
Затвор: электронный, управляемый фотодиодом, диапазон выдержек от 1/400 до 4 секунд
Вес: 185 гр. с батарейкой

Узнав о существовании такого чуда инженерной мысли, я бросился шерстить интернет-аукционы и, немного поторговавшись, купил. «Ролик» приехал почти в полной комплектации. Не было только блока для вспышки, в который нужно вставлять одноразовые «кубики». Но я больше люблю снимать с естественным светом, поэтому не расстроился.



Первое, что пришлось сделать — выбросить давно севшую батарейку. Она была размером примерно с половинку ААА и напряжением 5,4 вольта. Такие уже давно не производят. Пришлось заменить ее четырьмя подходящими по размеру часовыми «таблетками», сложенными в столбик и склеенными изолентой. Совместными усилиями они вырабатывают 6 вольт, что, конечно, сказывается на работе экспонометра, но пленка тем и хороша, что ее огромная фотоширота прощает даже серьезные промахи в экспозиции. Забегая вперед скажу, что на результатах повышенное напряжение батареи вообще никак не сказалось.

Тестирование показало, что вопреки заверениям производителя аппаратик способен отрабатывать выдержку и в 10 и даже в 15 секунд, если снимать, скажем, ночью. Правда, все это определяется исключительно интуитивно: ни увидеть, ни повлиять на экспопару пользователь никак не может — полный автомат. Все, что доступно фотографу — возможность перед съемкой проверить экспозицию, нажав специальную кнопку. Если загорится сигнальный светодиод, значит, есть опасность «шевеленки» и нужно как-то зафиксировать камеру, например, на штативе.

Фокусировка у аппарата — по шкале. Заглянув в видоискатель (хороший, надо заметить, довольно светлый), можно увидеть символьную шкалу — «портрет», «полный рост», «пейзаж». Двигая оранжевый ползунок под объективом, можно менять фокус.

Очень занятно устроен у «ролика» затвор. Во взведенном положении он открыт, а диафрагма — закрыта. В момент съемки сначала открывается диафрагма — до значения, определенного экспонометром — а затем, спустя отмеренное им же время, закрывается затвор. Взведение механизма восстанавливает исходное положение.

Аппаратик приятный наощупь, ладный, тяжеленький, поскольку металлический. В закрытом положении защищены и объектив и видоискатель, что позволяет без проблем таскать «ролик» в кармане. Взведение — как в «Киеве-30»: раздвинул камеру, снял, закрыл обратно.

Ну что ж, теперь пленка. В уже упоминавшихся фотографических обстоятельствах я обладаю регулярно пополняемыми запасами фотопленки шириной 16 мм. С этим проблем нет. Зато есть другие: как я уже упоминал, кассеты формата 110 одноразовые, неразборные. И, кстати, их еще нужно раздобыть! Просроченную пленку вполне можно купить в интернете, но результат на ней будет в лучшем случае средненький, а в худшем (как получилось у меня) — никакой. Я купил две кассеты Kodak Gold с просрочкой на 17 лет, и, отсняв одну, получил картинку, достойную кисти Малевича: равномерную черноту по всей длине. Вот эта пленка:



Кстати, тут видно, что Rollei A110 по размерам меньше, чем картонная коробка пленки для него!
В общем, активный интернет-серфинг показал, что пленку формата 110 давно никто не выпускает (кто бы сомневался). Последней из могикан была компания Lomography, но и она свернула производство несколько лет назад. Спроса на пленку не было совсем. Робкие попытки паразитировать на хипстерах ни к чему не привели. Даже выпуск различных «ломографических» аппаратиков — по сути пластиковых игрушек с пластиковыми же линзами — не смог поднять формат 110 из могилы.

Но зато невостребованная пленка все еще встречается в магазинах! Обнаружив один такой, я выкупил у них весь запас (6 кассет) пленки Lomography Tiger 200, просроченной на три года, но хранившейся все же по большей части в холодильнике. Отснял один ролик, аккуратно вытащил пленку из кассеты и сдал в проявку. О, чудо! Есть результат!

image

image

image

image

image

К сожалению, солнца в период тестирования было не очень много, но для ломографической пленки результат вполне себе неплох. Осталось попробовать пленку свежую. Для начала нужно разобрать ту самую неразборную кассету. Интернет-форумы советуют проводить операцию как можно аккуратнее, чтобы не разломать тонкий пластик и не проткнуть себе палец отверткой или ножом. У меня все получилось; заготовленный йод пришлось убрать обратно в шкафчик.

Здесь фото не мое, но результат тут показан правильный: разобранная кассета, приемная катушка и старая пленка:



Дальше нужно взять свежую пленку и скрутить в рулончик вместе с ракордом — полоской непрозрачной бумаги, на обратной стороне которой нанесены номера кадров. Эти цифры видны сквозь окошко в кассете и соответствующее окошко в фотоаппарате. Рулончик помещаем в подающую «банку», ракорд протягиваем в принимающую и закрепляем на пластиковой катушке полоской скотча. Закрыв кассету, скрепляем ее все тем же скотчем, чтобы случайно не открылась.

Существуют люди, которые режут широкую 120-ю пленку, получая целых три 16-мм ленты. Кстати, на этом фото видно, что мужчина все-таки сломал одну кассету при вскрытии:



Я достал из своих запасов пару обрезков Ilford Delta 400, зарядил в «Ролик», отснял и проявил. Для проявки пришлось купить на Avito советский бачок с 16-мм спиралью. Обошелся он мне в 400 рублей, и то цена была завышена, поскольку бачок производства 1985 года был новенький — в нетронутой упаковке. Немного фотографий:

image

image

image

image

image

Пленка зернистая, все-таки чувствительность 400 ISO, а кадрик 13Х17 мм. Да и засветил я ее немного при обрезке-зарядке. Но результат мне нравится. Следующим подопытным станет любимая Kodak Portra 160, вот только дождусь хоть какого-нибудь солнца и хоть какого-нибудь цвета в окружающем пространстве.

В процессе гугления неожиданно выяснилось, что на свете существует самая маленькая в мире зеркальная (!) пленочная фотокамера формата 110 со сменными объективами — это Pentax Auto 110.



Ну, что ж делать, я и ее купил. Но это уже (по сложившейся традиции) совсем другая история…
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (50)


  1. GeMir
    01.12.2016 21:55

    «А уж про цифровые и вспоминать не будем» — это в 1974-то году? Действительно, не будем.


    1. Jazzzzman
      01.12.2016 23:39

      А, ну ок, исправил. Думал, что и так понятно )


  1. UA3MQJ
    01.12.2016 22:32

    У меня из всей коллекции, самая любимица — маленькая полукадровая чайка 2.

    Чайка и фото
    image

    image


    1. Jazzzzman
      01.12.2016 23:39
      +1

      Чайка няшечка ) Спасибо!


    1. Ravebinovich
      02.12.2016 15:51

      У меня Чайка-2М давно пылится. Какие-то проблемы со взводом. Всё руки не доберутся… Надеюсь, ремонтопригодно.


    1. ZekaVasch
      02.12.2016 16:20

      Есть чайка гораздо вкуснее полукадровой =)

      Копия ролейфлекса под 120 пленку

      image

      Maid in china
      Кстати очень годная камера и недорогая. И


      1. UA3MQJ
        02.12.2016 17:57

        А у меня только Любитель. Я даже достал бачек для проявки СФ пленки. Но к тому времени меня уже отпустило )))


      1. neko_nya
        02.12.2016 20:49

        Это действительно копия ролика (а не просто еще одна TLR-ка)? Я в своё время хотел такую, но дороговато было.
        Позже купил яшику.


  1. Logonoff
    01.12.2016 23:04
    +2

    А что если печатать кассеты для пленки на 3Д-принтере? Предусмотреть их разборными конечно.


    1. Jazzzzman
      01.12.2016 23:40

      Была такая мысль, но принтера у меня нет, как и опыта его использования. Надо же еще модель нарисовать, а моих мозгов, боюсь, не хватит )


    1. spc
      02.12.2016 14:45

      Ага, первая мысль любого владельца 3D-принтера. Но сдается мне, что будет тоже муторно. Помимо контроля всяких зазоров, нужно еще и фетровые шторки приклеивать, притом — аккуратно.

      Хотя, конечно, ничего невозможного нет.


  1. Jamato
    01.12.2016 23:07

    Не фанат ретро-фотографии, в отличие от знакомых, и определённо не имею соответствующих навыков для фотографирования в целом, но всё равно ваши статьи завораживают. Пишите ещё!


    1. Jazzzzman
      01.12.2016 23:40

      Спасибо большое!


  1. NikitosZs
    01.12.2016 23:08
    -3

    Испортили Lomography Tiger 200. Даже фотография с Искусством не спасает.
    Камеры интересные, да. Посмотрел на них с удовольствием.


    1. Jazzzzman
      01.12.2016 23:40
      +2

      Позвольте полюбопытствовать, чем?


      1. NikitosZs
        02.12.2016 02:13
        -1

        Пробки, мишленовский человек, пластиковая светящаяся надпись… Напоминает «смешную картинку» на тему как же дальше будут использовать электричество: Для чего угодно: Фейсбуки, твиттеры, фейсбуки, что угодно!
        Не представляю что, фотоаппараты разрабатывали для такого.


        1. aapazhe
          02.12.2016 12:52

          Какой ужас, люди используют Святую Технологию для низменных жалких развлечений.


          1. NikitosZs
            02.12.2016 13:49

            Вас сильно развлекают пробки и наружная реклама?


        1. neko_nya
          02.12.2016 20:50

          А для чего их разрабатывали, расскажите?


          1. NikitosZs
            02.12.2016 21:07

            Для запечатления памятных моментов жизни.


    1. marvincfs
      02.12.2016 10:04
      +2

      Вы «случайно» не хипстер? =)
      Все приведеные фотографии «спасают», они показывают возможности аппарата в разных условиях. Пост не о картинка, пост о технике.


      1. NikitosZs
        02.12.2016 13:42

        Нет, не хипстер, надеюсь. Можно было бы тогда вообще пофотографировать просто ноги в ботинках.


  1. Flash_CSM
    02.12.2016 00:12

    А вы не думали отпечатать кассету на 3д принтере?


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 00:14

      Да, думал, выше уже спрашивали ) Беда в том что: нет принтера, нет опыта работы с ним, нет представления о том, как рисовать модель. Но мысль правильная, да.


  1. Forest_Gump
    02.12.2016 00:30
    -1

    Кстати, достаточно опасное хобби в современной России

    30-летний дизайнер Евгений Матвиенко был признан виновным в покупке специальной шпионской техники и осужден на год после приобретения простой восьмидолларовой авторучки со встроенной видеокамерой. Мужчину задержали в почтовом отделении в тот момент, когда он получал свой заказ из Китая.

    Интерес к необычной технике обернулся для Евгения реальным наказанием. В конце февраля суд приговорил его к условному заключению за преступление по статье «Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».


    1. Areso
      02.12.2016 06:26

      Камера в ручке маскировалась под ручку (бытовой предмет не имеющий назначения фото- видеосъемки).
      Маленькая камера маскируется под маленькую камеру)


  1. ZekaVasch
    02.12.2016 07:13
    +1

    У меня есть навороченнейшая minolta autopak 460t
    со «сменным» объективом
    image

    Вся в рабочем виде, но искать на нее пленку как то не пытался. Да и кассеты в комплекте не шли

    Я как то больше предпочитаю удобство.
    Погляди на дальномерные и шкальные модели Olimpus XA XA2 XA3…
    Малыш, но под нормальную 35 пленку
    И фотает норм.
    Любил одно время с ним гулять
    image

    Для сравнения сделал фото
    image

    Этот малыш не полукадровая недоделка, а нормальный фот на повседневность


    1. uSasha
      02.12.2016 11:42

      Пользуюсь, XA3 уже лет 5, классная камера, очень простая и фотки хорошие. Классно, что вместо кнопки использован датчик давления, при фотографии камера не двигается.
      Очень прочная, использую без чехла, всегда лежит во внешнем кармане рюкзака.


    1. uSasha
      02.12.2016 11:42

      дубль


    1. quartz64
      02.12.2016 13:08

      +1 за Olympus XA. Пользовался им какое-то время (холостяцкая жизнь в период увлечения пленочными дальномерками). Плюсы: компактный, вполне приличный объектив, есть дальномер. Минусы: к псевдосенсорной кнопке спуска я так и не привык, ручной экспозиции нет, база дальномера ничтожно мала.
      Но в 2016 году что в Olympus XA, что в 110 формате, IMHO, уже нет никакого практического смысла, кроме получения удовольствия от ретропроцесса.


      1. ZekaVasch
        02.12.2016 16:12

        Почему нет смысла.
        Люди же продолжают рисовать красками и писать ручкой, не смотря на то, что есть фотошоп и текстовые процессоры.
        Это просто инструмент для получения картинки.


        1. quartz64
          02.12.2016 16:31

          Нет смысла для меня (о чём я упомянул). Многократное падение спроса на плёнку и банкротство нескольких производителей показывают, что я далеко не одинок. Окончательно хоронить плёнку, конечно, не стоит. Я продолжаю её ценить за широту (очень сложно выбить света на цветном негативе), слайдовые цвета (хоть и кусаются сегодня цены на слайд), неприхотливость техники (мой дальномерный «Киев» не боится морозов). Когда-то ценил некоторые виды пленок за другое — адское зернище и контраст, и тратил много времени на намотку А2Ш из бобины по кассетам и проявку в сильно разбавленном Родинале. Кому-то нужно большое разрешение — есть СФ и БФ. Кому-то нужна ещё и специфика старой оптики и старых процессов — возрождают трудоемкий дагерротип.
          Но тут речь идёт о другом сегменте — карманная «записная книжка» на каждый день. Лично я сейчас уже не готов тратить большое количество денег и времени (тут ещё дополнительное препятствие в виде отсутствия готовой 16 мм пленки) для производства мелких дневниковых карточек.


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 15:20

      У меня в качестве 35-«карманника» — Rollei 35S :)
      image


      1. ZekaVasch
        02.12.2016 16:10

        У меня любимчик вот он.

        image

        Жаль начал немного заедать. Надоб к мастеру свозить


        1. Jazzzzman
          02.12.2016 18:11

          Отличный! В этом классе у меня Olympus 35RD, тоже очень нравится:
          image


          1. neko_nya
            02.12.2016 20:51

            Ну и Minox 35 тоже не стоит забывать.
            Но он на морозе сдает: смазка твердеет и я так надломил крышечку объектива…


  1. Arxitektor
    02.12.2016 10:04

    Жесть фотик полностью мелаллический ))
    И ничего ему не стало выглядит как новый.
    Я кассеты лучше вообще фрезерануть.


  1. Xyster
    02.12.2016 11:07

    Я большой поклонник пленочной фотографии и коллекционер пленочной техники. Хотя у меня «специализация» противоположная автору. Он больше по нестандартной пленке, а я по обычной — тип 135 и 120. У меня в коллекции классика пленочной техники — rolleiflex, hasselblad, fuji. Могу запилить обзор, если интересно.


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 11:08

      Пилите! Конечно, пилите! )


    1. BARSRAB
      02.12.2016 13:08

      Конечно, было бы очень интересно почитать


  1. Iron_Butterfly
    02.12.2016 11:07

    С удовольствием читаю ваши статьи, завораживают :) Спасибо!


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 11:08

      Спасибо! ))


  1. fufar
    02.12.2016 13:08

    У меня был pentax 110 — смешная игрушка, прям дедушка их бзк pentax q
    Самое смешное что оптика с 110 как раз подходит на micro 4/3, с небольшим переходником, но выглядит это очень смешно
    image


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 15:36

      Да, я видел снимки на цифру с этими объективами. Очень даже приятный результат!


  1. ktod
    02.12.2016 20:36

    Обязательно пишите еще, у Вас получается очень позитивно, на мой взгляд. Хотя, я и не любитель ни пленки ни старой техники, но у Ваши статьи читаю с удовольствием.


    1. Jazzzzman
      02.12.2016 20:37

      Большое спасибо! Буду писать )


  1. AVKinc
    02.12.2016 23:32

    Ну можно понять тягу к ретро компьютерам, это правда весело и познавательно.
    Но вот тяга снимать на ретро (и в общем совсем плохие) фотоаппараты удивляет.
    Отвратительные фотографии с огромным зерном и отсутствие резкости. Как бы в старые добрые (ламповые естественно) времена публиковать подобные фото было откровенным моветоном. Это не художественность и не хипстерность (прости господи), это просто некачественные фотографии.


    1. quartz64
      06.12.2016 10:44

      Чем это отличается от ретрокомпьютинга? В ретрокомпьютинге вы получаете большие затраты времени на обслуживание, затем начинается поиск устаревших носителей и результат — «изображение с огромным зерном и отсутствием резкости» и звук из PC-спикера. Казалось бы, можно запустить эмулятор или вовсе забыть про весь этот legacy.


  1. alniku
    06.12.2016 12:48

    Заставили меня порыться в чулане. Нарыл:
    image

    В большой коробке — 16-мм пленка для кинокамер, которая нарезалась в случае отсутствия готовых маленьких пленочек по 10 копеек, которые как обычно в те времена редко бывали в продаже.
    Где-то, кажется, и кассеты валяются. Разборные, куда эти пленочки заряжались.


    1. Jazzzzman
      06.12.2016 12:50

      Круто! Боюсь только, что вся эта пленка уже неработоспособна (