На самом деле это, мягко говоря, не совсем правда. В мире пленочных фотоаппаратов существовали и модели поменьше, а уж про нынешние цифровые и вспоминать не будем. Тем не менее ажиотаж действительно был, и вполне заслуженный: камерка получилась — загляденье.
Rollei A110 снимала на пленку формата 110, производство которой запустили всего за два года до выставки. Это была фотопленка шириной 16 мм, упакованная в двухкатушечные неразборные кассеты. Формат быстро завоевал популярность, поскольку обычным пользователям нравилась компактность и простота зарядки таких фотоаппаратов: откинул крышку, вставил кассету, закрыл — можно снимать. После съемки не нужно перематывать пленку обратно: вынул кассету — сдал в проявку.
Производители старались вовсю и выпускали разнообразные карманные фотоаппараты, главным недостатком которых был, как ни странно, размер. Пятисантиметровые кассетки предлагалось вставлять, например, в Kodak Pocket Instamatic размером с футляр для очков:
А позже — в прекрасную, необычную, но все же очень громоздкую Minolta 110 Zoom:
На фоне других Rollei A110 выглядел крохой. Размер 84?44?30 мм (в закрытом состоянии) был самым настоящим конкурентным преимуществом, именно на нем делался упор в рекламной кампании фотоаппарата.
Еще немного технических характеристик малыша:
Объектив: Rollei Tessar 1:2.8/23mm
Затвор: электронный, управляемый фотодиодом, диапазон выдержек от 1/400 до 4 секунд
Вес: 185 гр. с батарейкой
Узнав о существовании такого чуда инженерной мысли, я бросился шерстить интернет-аукционы и, немного поторговавшись, купил. «Ролик» приехал почти в полной комплектации. Не было только блока для вспышки, в который нужно вставлять одноразовые «кубики». Но я больше люблю снимать с естественным светом, поэтому не расстроился.
Первое, что пришлось сделать — выбросить давно севшую батарейку. Она была размером примерно с половинку ААА и напряжением 5,4 вольта. Такие уже давно не производят. Пришлось заменить ее четырьмя подходящими по размеру часовыми «таблетками», сложенными в столбик и склеенными изолентой. Совместными усилиями они вырабатывают 6 вольт, что, конечно, сказывается на работе экспонометра, но пленка тем и хороша, что ее огромная фотоширота прощает даже серьезные промахи в экспозиции. Забегая вперед скажу, что на результатах повышенное напряжение батареи вообще никак не сказалось.
Тестирование показало, что вопреки заверениям производителя аппаратик способен отрабатывать выдержку и в 10 и даже в 15 секунд, если снимать, скажем, ночью. Правда, все это определяется исключительно интуитивно: ни увидеть, ни повлиять на экспопару пользователь никак не может — полный автомат. Все, что доступно фотографу — возможность перед съемкой проверить экспозицию, нажав специальную кнопку. Если загорится сигнальный светодиод, значит, есть опасность «шевеленки» и нужно как-то зафиксировать камеру, например, на штативе.
Фокусировка у аппарата — по шкале. Заглянув в видоискатель (хороший, надо заметить, довольно светлый), можно увидеть символьную шкалу — «портрет», «полный рост», «пейзаж». Двигая оранжевый ползунок под объективом, можно менять фокус.
Очень занятно устроен у «ролика» затвор. Во взведенном положении он открыт, а диафрагма — закрыта. В момент съемки сначала открывается диафрагма — до значения, определенного экспонометром — а затем, спустя отмеренное им же время, закрывается затвор. Взведение механизма восстанавливает исходное положение.
Аппаратик приятный наощупь, ладный, тяжеленький, поскольку металлический. В закрытом положении защищены и объектив и видоискатель, что позволяет без проблем таскать «ролик» в кармане. Взведение — как в «Киеве-30»: раздвинул камеру, снял, закрыл обратно.
Ну что ж, теперь пленка. В уже упоминавшихся фотографических обстоятельствах я обладаю регулярно пополняемыми запасами фотопленки шириной 16 мм. С этим проблем нет. Зато есть другие: как я уже упоминал, кассеты формата 110 одноразовые, неразборные. И, кстати, их еще нужно раздобыть! Просроченную пленку вполне можно купить в интернете, но результат на ней будет в лучшем случае средненький, а в худшем (как получилось у меня) — никакой. Я купил две кассеты Kodak Gold с просрочкой на 17 лет, и, отсняв одну, получил картинку, достойную кисти Малевича: равномерную черноту по всей длине. Вот эта пленка:
Кстати, тут видно, что Rollei A110 по размерам меньше, чем картонная коробка пленки для него!
В общем, активный интернет-серфинг показал, что пленку формата 110 давно никто не выпускает (кто бы сомневался). Последней из могикан была компания Lomography, но и она свернула производство несколько лет назад. Спроса на пленку не было совсем. Робкие попытки паразитировать на хипстерах ни к чему не привели. Даже выпуск различных «ломографических» аппаратиков — по сути пластиковых игрушек с пластиковыми же линзами — не смог поднять формат 110 из могилы.
Но зато невостребованная пленка все еще встречается в магазинах! Обнаружив один такой, я выкупил у них весь запас (6 кассет) пленки Lomography Tiger 200, просроченной на три года, но хранившейся все же по большей части в холодильнике. Отснял один ролик, аккуратно вытащил пленку из кассеты и сдал в проявку. О, чудо! Есть результат!
К сожалению, солнца в период тестирования было не очень много, но для ломографической пленки результат вполне себе неплох. Осталось попробовать пленку свежую. Для начала нужно разобрать ту самую неразборную кассету. Интернет-форумы советуют проводить операцию как можно аккуратнее, чтобы не разломать тонкий пластик и не проткнуть себе палец отверткой или ножом. У меня все получилось; заготовленный йод пришлось убрать обратно в шкафчик.
Здесь фото не мое, но результат тут показан правильный: разобранная кассета, приемная катушка и старая пленка:
Дальше нужно взять свежую пленку и скрутить в рулончик вместе с ракордом — полоской непрозрачной бумаги, на обратной стороне которой нанесены номера кадров. Эти цифры видны сквозь окошко в кассете и соответствующее окошко в фотоаппарате. Рулончик помещаем в подающую «банку», ракорд протягиваем в принимающую и закрепляем на пластиковой катушке полоской скотча. Закрыв кассету, скрепляем ее все тем же скотчем, чтобы случайно не открылась.
Существуют люди, которые режут широкую 120-ю пленку, получая целых три 16-мм ленты. Кстати, на этом фото видно, что мужчина все-таки сломал одну кассету при вскрытии:
Я достал из своих запасов пару обрезков Ilford Delta 400, зарядил в «Ролик», отснял и проявил. Для проявки пришлось купить на Avito советский бачок с 16-мм спиралью. Обошелся он мне в 400 рублей, и то цена была завышена, поскольку бачок производства 1985 года был новенький — в нетронутой упаковке. Немного фотографий:
Пленка зернистая, все-таки чувствительность 400 ISO, а кадрик 13Х17 мм. Да и засветил я ее немного при обрезке-зарядке. Но результат мне нравится. Следующим подопытным станет любимая Kodak Portra 160, вот только дождусь хоть какого-нибудь солнца и хоть какого-нибудь цвета в окружающем пространстве.
В процессе гугления неожиданно выяснилось, что на свете существует самая маленькая в мире зеркальная (!) пленочная фотокамера формата 110 со сменными объективами — это Pentax Auto 110.
Ну, что ж делать, я и ее купил. Но это уже (по сложившейся традиции) совсем другая история…
Комментарии (50)
UA3MQJ
01.12.2016 22:32У меня из всей коллекции, самая любимица — маленькая полукадровая чайка 2.
Чайка и фото
Ravebinovich
02.12.2016 15:51У меня Чайка-2М давно пылится. Какие-то проблемы со взводом. Всё руки не доберутся… Надеюсь, ремонтопригодно.
ZekaVasch
02.12.2016 16:20Есть чайка гораздо вкуснее полукадровой =)
Копия ролейфлекса под 120 пленку
Maid in china
Кстати очень годная камера и недорогая. ИUA3MQJ
02.12.2016 17:57А у меня только Любитель. Я даже достал бачек для проявки СФ пленки. Но к тому времени меня уже отпустило )))
neko_nya
02.12.2016 20:49Это действительно копия ролика (а не просто еще одна TLR-ка)? Я в своё время хотел такую, но дороговато было.
Позже купил яшику.
Logonoff
01.12.2016 23:04+2А что если печатать кассеты для пленки на 3Д-принтере? Предусмотреть их разборными конечно.
Jazzzzman
01.12.2016 23:40Была такая мысль, но принтера у меня нет, как и опыта его использования. Надо же еще модель нарисовать, а моих мозгов, боюсь, не хватит )
spc
02.12.2016 14:45Ага, первая мысль любого владельца 3D-принтера. Но сдается мне, что будет тоже муторно. Помимо контроля всяких зазоров, нужно еще и фетровые шторки приклеивать, притом — аккуратно.
Хотя, конечно, ничего невозможного нет.
NikitosZs
01.12.2016 23:08-3Испортили Lomography Tiger 200. Даже фотография с Искусством не спасает.
Камеры интересные, да. Посмотрел на них с удовольствием.Jazzzzman
01.12.2016 23:40+2Позвольте полюбопытствовать, чем?
NikitosZs
02.12.2016 02:13-1Пробки, мишленовский человек, пластиковая светящаяся надпись… Напоминает «смешную картинку» на тему как же дальше будут использовать электричество: Для чего угодно: Фейсбуки, твиттеры, фейсбуки, что угодно!
Не представляю что, фотоаппараты разрабатывали для такого.
marvincfs
02.12.2016 10:04+2Вы «случайно» не хипстер? =)
Все приведеные фотографии «спасают», они показывают возможности аппарата в разных условиях. Пост не о картинка, пост о технике.NikitosZs
02.12.2016 13:42Нет, не хипстер, надеюсь. Можно было бы тогда вообще пофотографировать просто ноги в ботинках.
Forest_Gump
02.12.2016 00:30-1Кстати, достаточно опасное хобби в современной России
30-летний дизайнер Евгений Матвиенко был признан виновным в покупке специальной шпионской техники и осужден на год после приобретения простой восьмидолларовой авторучки со встроенной видеокамерой. Мужчину задержали в почтовом отделении в тот момент, когда он получал свой заказ из Китая.
Интерес к необычной технике обернулся для Евгения реальным наказанием. В конце февраля суд приговорил его к условному заключению за преступление по статье «Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».Areso
02.12.2016 06:26Камера в ручке маскировалась под ручку (бытовой предмет не имеющий назначения фото- видеосъемки).
Маленькая камера маскируется под маленькую камеру)
ZekaVasch
02.12.2016 07:13+1У меня есть навороченнейшая minolta autopak 460t
со «сменным» объективом
Вся в рабочем виде, но искать на нее пленку как то не пытался. Да и кассеты в комплекте не шли
Я как то больше предпочитаю удобство.
Погляди на дальномерные и шкальные модели Olimpus XA XA2 XA3…
Малыш, но под нормальную 35 пленку
И фотает норм.
Любил одно время с ним гулять
Для сравнения сделал фото
Этот малыш не полукадровая недоделка, а нормальный фот на повседневность
uSasha
02.12.2016 11:42Пользуюсь, XA3 уже лет 5, классная камера, очень простая и фотки хорошие. Классно, что вместо кнопки использован датчик давления, при фотографии камера не двигается.
Очень прочная, использую без чехла, всегда лежит во внешнем кармане рюкзака.
quartz64
02.12.2016 13:08+1 за Olympus XA. Пользовался им какое-то время (холостяцкая жизнь в период увлечения пленочными дальномерками). Плюсы: компактный, вполне приличный объектив, есть дальномер. Минусы: к псевдосенсорной кнопке спуска я так и не привык, ручной экспозиции нет, база дальномера ничтожно мала.
Но в 2016 году что в Olympus XA, что в 110 формате, IMHO, уже нет никакого практического смысла, кроме получения удовольствия от ретропроцесса.ZekaVasch
02.12.2016 16:12Почему нет смысла.
Люди же продолжают рисовать красками и писать ручкой, не смотря на то, что есть фотошоп и текстовые процессоры.
Это просто инструмент для получения картинки.quartz64
02.12.2016 16:31Нет смысла для меня (о чём я упомянул). Многократное падение спроса на плёнку и банкротство нескольких производителей показывают, что я далеко не одинок. Окончательно хоронить плёнку, конечно, не стоит. Я продолжаю её ценить за широту (очень сложно выбить света на цветном негативе), слайдовые цвета (хоть и кусаются сегодня цены на слайд), неприхотливость техники (мой дальномерный «Киев» не боится морозов). Когда-то ценил некоторые виды пленок за другое — адское зернище и контраст, и тратил много времени на намотку А2Ш из бобины по кассетам и проявку в сильно разбавленном Родинале. Кому-то нужно большое разрешение — есть СФ и БФ. Кому-то нужна ещё и специфика старой оптики и старых процессов — возрождают трудоемкий дагерротип.
Но тут речь идёт о другом сегменте — карманная «записная книжка» на каждый день. Лично я сейчас уже не готов тратить большое количество денег и времени (тут ещё дополнительное препятствие в виде отсутствия готовой 16 мм пленки) для производства мелких дневниковых карточек.
Arxitektor
02.12.2016 10:04Жесть фотик полностью мелаллический ))
И ничего ему не стало выглядит как новый.
Я кассеты лучше вообще фрезерануть.
Xyster
02.12.2016 11:07Я большой поклонник пленочной фотографии и коллекционер пленочной техники. Хотя у меня «специализация» противоположная автору. Он больше по нестандартной пленке, а я по обычной — тип 135 и 120. У меня в коллекции классика пленочной техники — rolleiflex, hasselblad, fuji. Могу запилить обзор, если интересно.
fufar
02.12.2016 13:08У меня был pentax 110 — смешная игрушка, прям дедушка их бзк pentax q
Самое смешное что оптика с 110 как раз подходит на micro 4/3, с небольшим переходником, но выглядит это очень смешно
Jazzzzman
02.12.2016 15:36Да, я видел снимки на цифру с этими объективами. Очень даже приятный результат!
AVKinc
02.12.2016 23:32Ну можно понять тягу к ретро компьютерам, это правда весело и познавательно.
Но вот тяга снимать на ретро (и в общем совсем плохие) фотоаппараты удивляет.
Отвратительные фотографии с огромным зерном и отсутствие резкости. Как бы в старые добрые (ламповые естественно) времена публиковать подобные фото было откровенным моветоном. Это не художественность и не хипстерность (прости господи), это просто некачественные фотографии.quartz64
06.12.2016 10:44Чем это отличается от ретрокомпьютинга? В ретрокомпьютинге вы получаете большие затраты времени на обслуживание, затем начинается поиск устаревших носителей и результат — «изображение с огромным зерном и отсутствием резкости» и звук из PC-спикера. Казалось бы, можно запустить эмулятор или вовсе забыть про весь этот legacy.
alniku
06.12.2016 12:48Заставили меня порыться в чулане. Нарыл:
В большой коробке — 16-мм пленка для кинокамер, которая нарезалась в случае отсутствия готовых маленьких пленочек по 10 копеек, которые как обычно в те времена редко бывали в продаже.
Где-то, кажется, и кассеты валяются. Разборные, куда эти пленочки заряжались.
GeMir
«А уж про цифровые и вспоминать не будем» — это в 1974-то году? Действительно, не будем.
Jazzzzman
А, ну ок, исправил. Думал, что и так понятно )