На днях главный конструктор НПО Энрегомаш П.С. Левочкин заявил, что ракетные двигатели РД-181 могут использоваться несколько раз. Заявление было сделано в связи с тем, что двигатели такого типа для первой ступени ракеты-носителя «Antares», которая была запущена 21 мая, ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РК.
В ходе испытания были задействованы все системы и двигатель, продолжительность составила около 30 секунд. Выполнялась проверка двигателей на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в штате Вирджиния, США. После проведения испытаний инженеры выполнили анализ параметров работы всех систем ракеты-носителя, включая двигатели. Также была выполнена диагностика состояния материальной части. Анализ показал, что ступень может быть использована для пуска.
«Мы провели эти работы в рамках наших контрактных обязательств с Orbital ATK. Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю Антарес, весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал главный конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкин.
РД-181 — однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Основное горючее — керосин, окислителем выступает жидкий кислород. В мае 2015 года была завершена сертификация двигателя.
В том же году первые РД-181 были поставлены в США, а в следующем году ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. Сейчас проведено три успешных пуска указанной ракеты-носителя с российскими двигателями. С ее помощью в космос отправляется корабль Cygnus в рамках работ по обслуживанию МКС.
Комментарии (36)
pnetmon
07.06.2018 19:22+2Это не то что Вы подумали....
Притом даже два раза подрят по полной полетной программе их никто не испытывал. В свое время при переходе на РД-181 двигатели прожигали на старте в составе РН, через много месяцев эту ракету запустили.
vassabi
07.06.2018 19:35+1мне нравится слово «могут».
во-вторых, конечно можно назвать двигатели с ресурсом в 6Х секунд многоразовыми, если их используют Х секунд (а потом они падают на землю или сгорают об атмосферу), но…
в общем — техника замечательная, спору нет. А вот мастерство ее использования, мягко говоря, пока что оставляет желать лучшего…
Valerij56
07.06.2018 19:58+2И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал главный конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкин.
Теперь осталось всего ничего — разработать многоразовую ракету, научить её летать, научить её первую ступень садится, и потом научиться самим запускать её во второй раз.
С учётом того, то предыдущую одноразовую ракету разрабатывали четверть века можно предпологать, что многоразовая начнёт летать где-то в 205* годах.yarric
07.06.2018 21:00+1Ещё бы двигатели научить дросселироваться и перезапускаться...
TheRussianSpy
07.06.2018 23:20Для вертикальной посадки — да. Но есть и другие варианты многоразового использования двигателей. Читал про проекты отделения двигателей от ступени, спуска на парашюте и перехвата вертолётом во время спуска.
yarric
08.06.2018 00:18-2ИМХО по сравнению с тем, что делает Маск — это как телега по сравнению с автомобилем.
striver
08.06.2018 00:51Ну они же ловят сеткой свои створки ). Даже ловля в воздухе рассматривалась ).
Valerij56
08.06.2018 01:07+1Ловля сачком створок обтекателя — это мелочь, по сравнению с превращением в самолёт двигательного отсека с двигателями и его посадкой на полосу. Всё же надо понимать, что интеграция двигательного отсека со ступенью это задача на несколько порядков более сложная, чем установка обтекателя.
striver
08.06.2018 08:23Так в том то и дело, что что-то сложнее обсуждать не приходится. Не многие осилят ловлю в воздухе вертолетом… это даже не дозаправка в воздухе, что является вторым по сложности фигура пилотажа (по крайней мере для самолетов).
Valerij56
08.06.2018 10:28Тем не менее беспилотные дроны такие операции уже вполне освоили.
striver
08.06.2018 10:48Тем не менее беспилотные дроны такие операции уже вполне освоили.
А есть где почитать/посмотреть?
Valerij56
08.06.2018 13:10Увы, ссылку я вам не дам. Но месяца три назад на Юутубе смотрел подборку видео про возможности дронов, там был и такой номер — четыре дрона в углах сетки ловили подброшенный мячик, две таких группы из четырёх дронов перебрасывали мячик друг другу.
Popadanec
08.06.2018 13:21Вот ролик с ютуба для тех у кого до сих пор роскомнадзор не разбанил гуглBaLaMuTt
08.06.2018 09:25У нас то что сделал Маск вроде как вообще не рассматривали хотя казалось бы нам такое сделать проще ибо посадка в любом случае на сушу. А так планировали 1-ю ступень «Энергии» делать многоразовой с посадкой на парашютах + уже лет 20 показывают по выставкам макет УРМ «Байкал» для «Ангары» который после того как отработает должен по самолётному садиться.
salkat
08.06.2018 16:40и не просто запускать повтороно, а так, чтобы это обходилось дешевле, чем строить новую
dimanhursky
07.06.2018 20:00вот тебе РД-181. Продай мне РД-181. (с)
а другие не прожигают перед пуском?
ni-co
07.06.2018 21:31+2Проверка прожиганием ракетного двигателя и его многократное использование это разные вещи.
Stan_1
07.06.2018 23:33+1Для 1-го канала сойдет.
ni-co
07.06.2018 23:45Новости уж больше трех годков:
defendingrussia.ru/a/rossijskije_raketnyje_dvigateli_dlja_ssha_pryzhok_vyshe_golovy-1325
voicetranslator
08.06.2018 09:30+1Вернер фон Браун «прожигал» двигатели не более, не менее, как лет эдак 50-60 назад, если не больше (чем, кстати, и обеспечил беспрецедентную надежность носителей). В чем же заключается «достижение» современной российской космонавтики — «в упор» никак не пойму…
djiggalag
09.06.2018 06:40Всё равно перспектив у данного двигателя не особо много, для полноценного повторного использования его ещё нужно допиливать и допиливать. При этом недавно мелькала новость что РД на метане подобные что использует Маск более перспективнее, чем те что используем мы или китайцы(твердотельники, керосин, водород). Сдаётся мне что для намечающейся Российской многоразовой ракеты движки будут разрабатывать чуть ли не с нуля.
lokiby
09.06.2018 09:49подобные что использует Маск
Не использует, а собирается использовать на БФР. Даже для второй ступени Фалькона метановый движок под боольшим вопросом. Ну и Блю Ориджин свой BE-4 пилит
black_semargl
09.06.2018 12:00Они не то что лучше — просто метан в тех режимах не даёт сажи которая забивает внутренние каналы движка.
Valerij56
09.06.2018 13:56При этом недавно мелькала новость
Эта «новость» мелькала с 2005 года, когда в КБХА, по заказу ЕКА, было проведено сравнительное исследование различных топливных пар для использования на многоразовых космических ракетах-носителях.
По результатам была опубликована докторская диссертация, она доступна за небольшую денежку, так как, повторяю, исследование проводилось по заказу ЕКА, и был разработан проект многоразовой тяжёлой ракеты-носителя «Россиянка», с возвратом к месту старта и вертикальной ракетной посадкой первой ступени. Этот проект с 2007 года представлялся на разных сборищах.
В КБХА был разработан метановый двигатель РД-0162.
З.Ы.
Первоначально Маск и Мюллер планировали, что Раптор будет водородным. Метановым Раптор стал как раз по результатам исследований различных топливных пар в КБХА.lokiby
09.06.2018 16:53Мне кажется, или на схеме баков не хватает? Есть бак СПГ первой ступени под баком LOX второй ступени. А где бак СПГ второй ступени? Если ошибка в подписи и то что подписано как для первой, на самом деле бак СПГ второй, то получается что первая ступень и топливо и окислитель хранит в боковушках. Но не будет ли тогда дисбаланса, ведь СПГ нужно меньше, чем LOX
Hardcoin
Какие же они (руководители космической программы) инертные. Пока на практике не покажут, что влетает и садится — "многоразовость не целесообразна". А как показали — так сразу — и проекты есть и двигатели готовы.
Popadanec
Да любая крупная фирма инертная. А если на любом этапе участвует госугарство, то добавляется множитель замедления(0.1 и меньше). Это не только к нашим относится.
Одна из причин, на каком то этапе укрупнения в 99.9% случаев ломается обратная связь и пошло поехало. Потом «эффективные менеджеры» начинают рушить/ломать то что работало/было достигнуто. И длительность падения зависит от количества вложенных денег.
Почему тот же Маск хочет сделать прямую связь между инженерами/тестировщиками. Пока(если) информация дойдет до нужных людей она или потеряет актуальность, или первоначальный смысл, а то и вовсе не поймут те самые менеджеры(которых он сокращает).
За живым примером далеко ходить не надо. Те же мелкомягкие/нокия/производители видеокарт и т.д. и т.п.
x67
Так раньше это не нужно было — сэкономленные деньги то не им достанутся. А теперь выбора нет