На днях главный конструктор НПО Энрегомаш П.С. Левочкин заявил, что ракетные двигатели РД-181 могут использоваться несколько раз. Заявление было сделано в связи с тем, что двигатели такого типа для первой ступени ракеты-носителя «Antares», которая была запущена 21 мая, ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РК.

В ходе испытания были задействованы все системы и двигатель, продолжительность составила около 30 секунд. Выполнялась проверка двигателей на стартовой площадке Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в штате Вирджиния, США. После проведения испытаний инженеры выполнили анализ параметров работы всех систем ракеты-носителя, включая двигатели. Также была выполнена диагностика состояния материальной части. Анализ показал, что ступень может быть использована для пуска.

«Мы провели эти работы в рамках наших контрактных обязательств с Orbital ATK. Так что благодаря нашим зарубежным партнерам и ракете-носителю Антарес, весь мир смог наглядно убедиться в возможности многоразового использования наших двигателей. И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал главный конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкин.

РД-181 — однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа. Основное горючее — керосин, окислителем выступает жидкий кислород. В мае 2015 года была завершена сертификация двигателя.

В том же году первые РД-181 были поставлены в США, а в следующем году ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 успешно стартовала с космодрома на острове Уоллопс. Сейчас проведено три успешных пуска указанной ракеты-носителя с российскими двигателями. С ее помощью в космос отправляется корабль Cygnus в рамках работ по обслуживанию МКС.

Комментарии (36)


  1. Hardcoin
    07.06.2018 18:52
    +3

    Какие же они (руководители космической программы) инертные. Пока на практике не покажут, что влетает и садится — "многоразовость не целесообразна". А как показали — так сразу — и проекты есть и двигатели готовы.


    1. Popadanec
      08.06.2018 00:24
      +1

      Да любая крупная фирма инертная. А если на любом этапе участвует госугарство, то добавляется множитель замедления(0.1 и меньше). Это не только к нашим относится.
      Одна из причин, на каком то этапе укрупнения в 99.9% случаев ломается обратная связь и пошло поехало. Потом «эффективные менеджеры» начинают рушить/ломать то что работало/было достигнуто. И длительность падения зависит от количества вложенных денег.
      Почему тот же Маск хочет сделать прямую связь между инженерами/тестировщиками. Пока(если) информация дойдет до нужных людей она или потеряет актуальность, или первоначальный смысл, а то и вовсе не поймут те самые менеджеры(которых он сокращает).
      За живым примером далеко ходить не надо. Те же мелкомягкие/нокия/производители видеокарт и т.д. и т.п.


    1. x67
      08.06.2018 10:33

      Так раньше это не нужно было — сэкономленные деньги то не им достанутся. А теперь выбора нет


  1. pnetmon
    07.06.2018 19:22
    +2

    Это не то что Вы подумали....


    Притом даже два раза подрят по полной полетной программе их никто не испытывал. В свое время при переходе на РД-181 двигатели прожигали на старте в составе РН, через много месяцев эту ракету запустили.


  1. vassabi
    07.06.2018 19:35
    +1

    мне нравится слово «могут».
    во-вторых, конечно можно назвать двигатели с ресурсом в 6Х секунд многоразовыми, если их используют Х секунд (а потом они падают на землю или сгорают об атмосферу), но…

    в общем — техника замечательная, спору нет. А вот мастерство ее использования, мягко говоря, пока что оставляет желать лучшего…


  1. Valerij56
    07.06.2018 19:58
    +2

    И хотя опыт создания многоразовых двигателей у нас есть (РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование), сегодня это впервые было продемонстрировано в составе ракеты-носителя», — сказал главный конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкин.
    Теперь осталось всего ничего — разработать многоразовую ракету, научить её летать, научить её первую ступень садится, и потом научиться самим запускать её во второй раз.

    С учётом того, то предыдущую одноразовую ракету разрабатывали четверть века можно предпологать, что многоразовая начнёт летать где-то в 205* годах.


    1. yarric
      07.06.2018 21:00
      +1

      Ещё бы двигатели научить дросселироваться и перезапускаться...


      1. TheRussianSpy
        07.06.2018 23:20

        Для вертикальной посадки — да. Но есть и другие варианты многоразового использования двигателей. Читал про проекты отделения двигателей от ступени, спуска на парашюте и перехвата вертолётом во время спуска.


        1. yarric
          08.06.2018 00:18
          -2

          ИМХО по сравнению с тем, что делает Маск — это как телега по сравнению с автомобилем.


          1. striver
            08.06.2018 00:51

            Ну они же ловят сеткой свои створки ). Даже ловля в воздухе рассматривалась ).


            1. Valerij56
              08.06.2018 01:07
              +1

              Ловля сачком створок обтекателя — это мелочь, по сравнению с превращением в самолёт двигательного отсека с двигателями и его посадкой на полосу. Всё же надо понимать, что интеграция двигательного отсека со ступенью это задача на несколько порядков более сложная, чем установка обтекателя.


              1. striver
                08.06.2018 08:23

                Так в том то и дело, что что-то сложнее обсуждать не приходится. Не многие осилят ловлю в воздухе вертолетом… это даже не дозаправка в воздухе, что является вторым по сложности фигура пилотажа (по крайней мере для самолетов).


                1. Valerij56
                  08.06.2018 10:28

                  Тем не менее беспилотные дроны такие операции уже вполне освоили.


                  1. striver
                    08.06.2018 10:48

                    Тем не менее беспилотные дроны такие операции уже вполне освоили.
                    А есть где почитать/посмотреть?


                    1. Valerij56
                      08.06.2018 13:10

                      Увы, ссылку я вам не дам. Но месяца три назад на Юутубе смотрел подборку видео про возможности дронов, там был и такой номер — четыре дрона в углах сетки ловили подброшенный мячик, две таких группы из четырёх дронов перебрасывали мячик друг другу.


                      1. Popadanec
                        08.06.2018 13:21

                        Вот ролик с ютуба для тех у кого до сих пор роскомнадзор не разбанил гугл


                        1. striver
                          08.06.2018 13:29

                          За видос спасибо. Да, дронам еще нужно учиться. А не знаю, кто им писал логику или же там уже самообучение. Но думаю, что при желании они будут жонглировать пока не кончится заряд.

                          Valerij56
                          Теперь осталось это масштабировать… и отправить Маску предложение по ловле обтекателей. Ибо дроны более маневренные, чем судно. А потом после ловли — мягко приземлять на баржу. Хотя они могли это рассматривать и судно с сеткой — просто и дешевый вариант. Но это так, рассуждения на тему.


                          1. black_semargl
                            09.06.2018 11:58

                            пока ему предложили поставить движок на сам обтекатель, чтобы летел в сетку…


                            1. striver
                              09.06.2018 12:57

                              Нуу, сейчас они увеличивают площадь сетки… далее будет видно.


                        1. Valerij56
                          08.06.2018 14:34

                          Спасибо. за помощь, Popadanec

                          Вообще-то я имел в виду ролик, похожий на этот:


        1. BaLaMuTt
          08.06.2018 09:25

          У нас то что сделал Маск вроде как вообще не рассматривали хотя казалось бы нам такое сделать проще ибо посадка в любом случае на сушу. А так планировали 1-ю ступень «Энергии» делать многоразовой с посадкой на парашютах + уже лет 20 показывают по выставкам макет УРМ «Байкал» для «Ангары» который после того как отработает должен по самолётному садиться.


      1. KyZZMI4
        08.06.2018 01:29

        РД-170 дросселировался до 50%.


    1. salkat
      08.06.2018 16:40

      и не просто запускать повтороно, а так, чтобы это обходилось дешевле, чем строить новую


  1. dimanhursky
    07.06.2018 20:00

    вот тебе РД-181. Продай мне РД-181. (с)
    а другие не прожигают перед пуском?


    1. vassabi
      07.06.2018 20:05
      +3

      ну вот например твердотопливные — нет.


      1. Popadanec
        08.06.2018 00:13

        Спасибо Кэп.


  1. ni-co
    07.06.2018 21:31
    +2

    Проверка прожиганием ракетного двигателя и его многократное использование это разные вещи.


    1. Stan_1
      07.06.2018 23:33
      +1

      Для 1-го канала сойдет.


      1. ni-co
        07.06.2018 23:45

  1. voicetranslator
    08.06.2018 09:30
    +1

    Вернер фон Браун «прожигал» двигатели не более, не менее, как лет эдак 50-60 назад, если не больше (чем, кстати, и обеспечил беспрецедентную надежность носителей). В чем же заключается «достижение» современной российской космонавтики — «в упор» никак не пойму…


    1. black_semargl
      09.06.2018 11:59

      НК-33 тоже прожигали, примерно тогда же…


  1. djiggalag
    09.06.2018 06:40

    Всё равно перспектив у данного двигателя не особо много, для полноценного повторного использования его ещё нужно допиливать и допиливать. При этом недавно мелькала новость что РД на метане подобные что использует Маск более перспективнее, чем те что используем мы или китайцы(твердотельники, керосин, водород). Сдаётся мне что для намечающейся Российской многоразовой ракеты движки будут разрабатывать чуть ли не с нуля.


    1. lokiby
      09.06.2018 09:49

      подобные что использует Маск

      Не использует, а собирается использовать на БФР. Даже для второй ступени Фалькона метановый движок под боольшим вопросом. Ну и Блю Ориджин свой BE-4 пилит


    1. black_semargl
      09.06.2018 12:00

      Они не то что лучше — просто метан в тех режимах не даёт сажи которая забивает внутренние каналы движка.


    1. Valerij56
      09.06.2018 13:56

      При этом недавно мелькала новость
      Эта «новость» мелькала с 2005 года, когда в КБХА, по заказу ЕКА, было проведено сравнительное исследование различных топливных пар для использования на многоразовых космических ракетах-носителях.

      image

      По результатам была опубликована докторская диссертация, она доступна за небольшую денежку, так как, повторяю, исследование проводилось по заказу ЕКА, и был разработан проект многоразовой тяжёлой ракеты-носителя «Россиянка», с возвратом к месту старта и вертикальной ракетной посадкой первой ступени. Этот проект с 2007 года представлялся на разных сборищах.

      image

      В КБХА был разработан метановый двигатель РД-0162.

      З.Ы.
      Первоначально Маск и Мюллер планировали, что Раптор будет водородным. Метановым Раптор стал как раз по результатам исследований различных топливных пар в КБХА.


      1. lokiby
        09.06.2018 16:53

        Мне кажется, или на схеме баков не хватает? Есть бак СПГ первой ступени под баком LOX второй ступени. А где бак СПГ второй ступени? Если ошибка в подписи и то что подписано как для первой, на самом деле бак СПГ второй, то получается что первая ступень и топливо и окислитель хранит в боковушках. Но не будет ли тогда дисбаланса, ведь СПГ нужно меньше, чем LOX