Добрый день, коллеги!

Сегодня хочу высказаться о новом законопроекте порожденном Минкомсвязи России. Заранее прошу прощения за огромные объемы законодательного текста, поскольку приведу интересные отрывки в виде цитат. Чтобы уважаемые читатели не затрудняли себя поиском законопроекта в Консультанте.

Преамбула проекта она обычная. Речь идет о внесении изменений и дополнений в федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Дальше можете пропустить, если лень поглощать бюрократическую речь. Но лучше вчитайтесь, а то потом будет поздно. Госдума это «не место для дискуссий», так что, скорее всего и закон нас ждет такой же, как и его проект.

Итак:

2) статью 2 дополнить пунктами 18.1 — 18.2 следующего содержания:
«18.1) идентификатор — уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов.;
18.2) идентификация, аутентификация лица — совокупность мероприятий по установлению идентификаторов и (или) сведений о лице, сопоставлению данных сведений с идентификатором или проверке данных сведений, а также по проверке лица на принадлежность лицу идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления идентификатора (идентификаторов) с имеющимися сведениями о лице, и установления обоснованности использования лицом идентификатора (идентификаторов), осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением сторон, в результате которых лицо считается установленным.»; ( а где про ЭЦП – я)

3) дополнить статьями 14.2 — 14.3 следующего содержания:

«Статья 14.2. Цифровой профиль

1. Цифровой профиль является совокупностью сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации.

Инфраструктурой цифрового профиля является совокупность информационных систем в единой системе идентификации и аутентификации, обеспечивающих доступ к цифровому профилю.

2. Инфраструктура цифрового профиля создается в целях обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

3. С помощью инфраструктуры цифрового профиля, в том числе, обеспечивается:

1) идентификация и аутентификация физических и юридических лиц;
2) доступ к цифровому профилю и предоставление сведений, входящих в цифровой профиль, в электронной форме физическим и юридическим лицам;
3) предоставление и обновление по запросу государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и иных (каких ИНЫХ? – мой комментарий) организаций сведений о физическом или юридическом лице, содержащихся в цифровом профиле, в том числе содержащихся в государственных информационных системах, информационных системах организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
4) получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах в случаях, предусматривающих получение сведений о гражданине или юридическом лице с использованием инфраструктуры цифрового профиля;
5) предоставление сведений для формирования запросов на получение государственных и муниципальных услуг или исполнение государственных и муниципальных функций;
6) хранение сведений о гражданах и юридических лицах, в том числе результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласие гражданина или юридического лица на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не требуется. В иных случаях, предусматривающих получение сведений с использованием инфраструктуры цифрового профиля, сведения о гражданине или юридическом лице с использованием инфраструктуры цифрового профиля предоставляются с согласия гражданина или юридического лица.

5. Сведения о гражданах и юридических лицах, хранящиеся в инфраструктуре цифрового профиля, предоставляются в него и обновляются в автоматическом режиме государственными органами, организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Государственные органы, организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны предоставлять в инфраструктуру цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.
Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и актуальность предоставляемых сведений несут указанные органы и организации.

6. Государственные органы, организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны предоставлять сведения о гражданах и юридических лицах, не содержащиеся в инфраструктуре цифрового профиля, по запросу, направленному с ее использованием. Предоставление таких сведений осуществляется в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок, не превышающий 15 секунд с момента направления запроса. Получение указанных сведений физическими и юридическими лицами осуществляется с использованием инфраструктуры цифрового профиля.

7. Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, в соответствии с Федеральным законом „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“.

8. Положение о Цифровом профиле, порядок получения и предоставления сведений с использованием инфраструктуры цифрового профиля, а также состав сведений, хранящихся в инфраструктуре цифрового профиля, определяются Правительством Российской Федерации.

9. Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля осуществляются как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Случаи, размер и порядок осуществления платежей за направление соответствующих запросов вправе установить Правительство Российской Федерации.

Статья 14.3. Порядок идентификации и аутентификации лица

1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъекта Российской Федерации либо соглашением сторон может быть осуществлена идентификация и аутентификация лица путем применения в том числе основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — удостоверение личности гражданина), либо одного или нескольких идентификаторов, позволяющих достоверно определить соответствующее физическое или юридическое лицо.

2. Требования к удостоверению личности гражданина, в том числе допустимые формы удостоверения личности гражданина, состав полей удостоверения личности гражданина и состав сведений, включаемых в удостоверение личности гражданина, порядок внесения, изменения и исключения таких сведений, а также порядок прекращения действия удостоверения личности гражданина, порядок использования удостоверения личности гражданина устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учет сведений, включаемых в удостоверение гражданина, осуществляется с использованием государственной информационной системы, порядок создания, развития и эксплуатации которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Состав сведений, предоставляемых в указанную в настоящем абзаце информационную систему, предоставляемых из такой системы, а также положение и оператор (операторы) указанной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

3. Присвоение сведениям о физическом или юридическом лице идентификаторов осуществляется в соответствии с федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативным правовым актом либо соглашениями сторон.

4. При совершении и исполнении гражданско-правовых сделок их стороны вправе в отношениях между собой использовать идентификаторы в соответствии с соглашением между ними.

5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лица вправе осуществлять идентификацию и аутентификацию физических и юридических лиц с использованием сведений, полученных от организации, указанной в части 6 настоящей статьи на основании и в порядке, предусмотренных соглашением.

6. Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведенной идентификации и аутентификации лица, могут выступать только:

а) кредитные организации, операторы подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
б) операторы государственных информационных систем;
в) иные организации, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям. Порядок подтверждения соответствия организаций таким требованиям определяются Правительством Российской Федерации.

7. Предоставление организацией, указанной в части 6 настоящей статьи, в целях идентификации и аутентификации физического лица сведений о нем допускается с согласия такого физического лица, которое может быть дано в позволяющей подтвердить факт его получения форме. В случае, если идентификация и аутентификация лица необходима в силу федерального закона или требуется по заявлению лица, то, если иное не предусмотрено федеральным законом, сделка не совершается и (или) не осуществляется вступление в иные правоотношения, если такое согласие не было предоставлено.

8. Результат идентификации и аутентификации лица при помощи информационно-технологических средств может подтверждаться электронным документом, предоставляемым посредством информационной системы, обеспечивающей дистанционную идентификацию и аутентификацию лица. Случаи, когда такое подтверждение является обязательным, определяются Правительством Российской Федерации».

Статья 2

В Федеральном законе «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451):

1) В пункте 5 части 1 статьи 6 слова «исполнения договора» заменить словами «исполнения сделки»; слова «а также для заключения договора» заменить словами «для совершения сделки»; слова «или договора» заменить словами «или сделки»; дополнить следующим текстом ", а также для проведения переговоров о совершении соответствующей сделки";

2) статью 9 дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
«5.1 При обработке персональных данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля, если требуется согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, субъект персональных данных дает согласие на их обработку в инфраструктуре цифрового профиля в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (категорически верно – мой собственный комментарий) или простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Отзыв такого согласия осуществляется субъектом персональных данных в инфраструктуре цифрового профиля.»;

Теперь несколько моих рассуждений на все скопированное.

Прежде всего, радует сам факт появления подобных законопроектов. Количество информации, которая концентрируется в руках государства и корпораций стремительно растет и постепенно переходит в новое качество, которое позволяет управлять массами людей на новом уровне. И они даже ничего не заметят. И здесь, конечно, прописывание хоть каких-то алгоритмов доступа к цифровому профилю гражданина со стороны государства, корпораций и ИНЫХ (каких иных и как их определить) организаций это прекрасно. Судя по всему в «дивном новом мире» доступ к цифровым профилям будет и главной властью, и главным источником денег.

Когда-то колонизаторы в колониях просто тупо грабили и изымали все подряд, потом признаком колонии стал неограниченный доступ колонизаторов к рынкам сбыта, а сейчас дело идет к тому, что колония это страна, все цифровые данные и профили которой доступны для обработки и анализа кому-то со стороны. Люди будут совершать в своих уютных смартфонных и десктопных реальностях только те действия, которые выгодны большим зарубежным дядям. У России пока есть надежда, что «большие дяди» хотя бы будут нашими. Очень бы хотелось видеть в законе и порядок доступа к цифровым профилям граждан, а то как-то жить становится неуютно.

Но надо как то побольше писать про технологии аутентификации прямо в законе. То есть согласие на обработку персональных данных с помощью усиленной ЭЦП они прописали и это отлично. Но по моему мнению, и «идентификацию, аутентификацию лица» следовало бы законодательно прописать про использование ЭЦП. Ничего более надежного, чем железная штуковина плюс пароль из головы пока не придумано. И то что они это не указaли открывает простор для всякой богопротивной штуки типа аутентификации лица через распознавание лица.

Комментарии (18)


  1. teifo
    29.04.2019 22:10

    Мне начинает казаться, что закручивать гайки и закрывать ото всех персональную информацию — путь в никуда. Все равно будут сливы, дыры в безопасноти и чем больше закрывать персональные данные и не решать проблему их ценности, то больше будет смысл их добывать и использовать во вред. Может быть нужно пойти другим путем? Сделать так, чтобы персональные данные стали бесполезными и настолько доступны всем, что ни хранить, ни платить за нее смысла бы не было?


    1. Oleg_HiddenFiles Автор
      29.04.2019 23:18

      Информационный коммунизм? Когда все данные принадлежат всем и открыты каждому? Ну утопия)


    1. AbstractGaze
      30.04.2019 08:22

      Ну, как только сломаете восприятие всех в мире, можете предлагать. Например, есть данные что какой то пациент болен сифилисом или еще чем то. Как вы думаете если эти данные будут доступны всем и каждому, этот человек сможет нормально устраиваться на работу и вообще жить в социуме. А религия?? Таких примеров, почему некоторые ПДн должны скрываться, и скрываются на законодательном уровне при достаточно.


      1. hokum13
        30.04.2019 12:13

        А религия?

        Т.е. Вы реально считаете, что коллеги (и даже HR при собеседовании) не заметят хиджаб, крест (как это стало модно, поверх одежды) или пентаграмму на запястье (или как там сатанисты выделяются?)? Если работадатель готов нарушить закон, приняв решение об отказе на основании религиозных предубеждений, то и уволить на основании их же сможет очень быстро.
        есть данные что какой то пациент болен сифилисом

        Так может стоит начать менять мнение о болезни, а не принимать дурацкие законы? Я 20 лет слышу про ПДн. За эти 20 лет вполне можно было поменять отношение людей к сифилису и/или СПИДу. Но я лишь 20 лет вижу накручивание про то, что все носители ВИЧ — гомосексуалы и что их нужно скрывать от людей (с целью их защиты разумеется).
        Таких примеров

        Как говориться: «если не знаешь из-за чего, значит из-за денег». Вся эта истерия с ПДн только для того, чтобы защитить всяких «Захарченко». Т.к. если вдруг люди узнают, у кого сколько денег, то сразу возникнет вопрос: «куда смотрит государство», «где борьба с воровством и коррупцией»…
        как только сломаете восприятие всех в мире

        Дело не в мире, а в нашей конкретной стране. И чтобы его «сломать» нужно начать принимать правильные законы, т.к. даже этот закон в определенной степени ломает восприятие. Просто в противоположенную сторону.


        1. AbstractGaze
          30.04.2019 12:26

          А мне это вы зачем пишите? Я это прекрасно понимаю. Поэтому первым предложением и написал — что для всего этого, надо очень много «сломать».
          Знаете откуда в кожвендиспансере появился анонимный кабинет? Раньше если ты приходил в это мед учреждение, вылечить прыщик, то могли и уволить с работы, потому что считали что изменяешь и т.п. Сейчас конечно уже не так, но многое осталось.


          1. hokum13
            30.04.2019 15:06

            потому что считали что изменяешь и т.п.

            Так проблема не в том, что могут уволить, а в том что изменял. Если готов предать жену (по идее самого близкого человека, из тех с кем осознанно сблизился), то как тебе доверять?

            И простите, но из-за того, что кто-то изменяет жене, я должен скрывать, что у меня прыщик не проходит? Что за бред? Разводись, спи с кем хочешь — ни кто слова не скажет.
            Это все равно что, если бы из-за того, что сосед вор и взяточник, мне бы пришлось квартиру оформлять на любовницу — не логично.


      1. teifo
        02.05.2019 11:11

        Не знаю, но может стоит подумать в этом направлении. Вся информация, что вы оставляете о себе в интернете становится доступна всем, что-то типа общего профиля или она всегда должна быть деперсонализирована. Или скажем, выбираете место для лечения и идете туда, где сразу же ваше заболевание сифилисом внесут в общедоступную базу данных (может быть вам расскажут, что информация о вашей болезни будет продана, предоставлен доступ третьим лицам, МВД, ФСБ, ФБР, кому угодно, потому что так) или где не ведут никаких баз данных.


  1. saipr
    29.04.2019 23:46

    Предоставление таких сведений осуществляется в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок, не превышающий 15 секунд с момента направления запроса.

    Это как-то на грани фантастики! Вот бы обязать так работать чиновников по запросам граждам! Почему 15 секунд? Из серии если жизнь на Марсе нет ли жизни на Марсе...


    1. sneka
      30.04.2019 16:06

      По русски это значит: «После регистрации в системе оператора тут же должен уйти запрос на обновление в СМЭВ»


    1. VolCh
      30.04.2019 22:47

      Система реального времени. Вот только есть сомнения, что получится.


      1. saipr
        01.05.2019 12:32

        Система реального времени определяется 15 секундами? Круто.


        1. VolCh
          02.05.2019 10:53

          Система реального времени определяется наличием жёстких ограничений на время реакции на входные события.


          1. saipr
            02.05.2019 13:12

            Так почему 15, а не час 20?


            1. VolCh
              03.05.2019 12:59

              Видимо компромисс между технико-экономическими возможностями и требованиям к целостности.


              1. saipr
                03.05.2019 15:11

                А при чем здесь целостность и целостность чего?


  1. Inanity
    30.04.2019 00:13

    ФЗ №1984-ФЗ «О цифровом рабстве»


  1. sneka
    30.04.2019 16:05

    «ИНЫХ (каких иных и как их определить) организаций „
    Они почти все описаны в пункте 6.
    “6. Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведенной идентификации и аутентификации лица, могут выступать только:

    а) кредитные организации, операторы подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
    б) операторы государственных информационных систем;
    в) иные организации, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям. Порядок подтверждения соответствия организаций таким требованиям определяются Правительством Российской Федерации.
    »
    На самом деле там еще РЖД, почта россии, но после того как там ВСЕ банки и опсосы — можно уже не переживать ;)


  1. ggo
    02.05.2019 07:58

    Ничего более надежного, чем железная штуковина плюс пароль из головы пока не придумано. И то что они это не указaли открывает простор для всякой богопротивной штуки типа аутентификации лица через распознавание лица.


    Это все так.
    Но есть и обратная сторона. Как много людей умеют и хотят пользоваться железной штуковиной плюс пароль из головы.

    Распознавание лица — это возвращение к истокам, когда сделку подтверждает нотариус, он же дает свидетельские показания в суде, что гражданин внешне похожий на истца или ответчика, предоставил соответствующие документы, и волеизъявил указанное в подписанных документах. Понятно, что есть нюансы. Ну а где их нет.