Если достаточно долго проработать в одной компании — например, восемь лет (как я, хаха) — неизбежно возникнет желание сходить посмотреть, что же находится по ту сторону привычных стен. Бывает, сядешь на офисной кухне, нальешь чаю и начнешь размышлять о том, что где-то, наверное, и задачи интереснее, и печенье вкуснее, и рост карьернее, и вообще пора бы уже двигаться куда-то к новым горизонтам…А в этот момент заходит человек, которого каких-то полгода назад провожали как раз к тем самым новым горизонтам, а он угощал всех пиццей, обещал писать и смотрел на всех с некоторой долей превосходства. Мол, я-то двигаюсь как-то. На новую работу перехожу! Меня теперь такое ждет, ух!

И тут — здрасьте, приехали! Опять он здесь! А как же новые горизонты и ух?

Подойдешь к такому человеку, спросишь, что да как, а он расскажет тебе веселую или печальную историю о том, где он был, что там видел, и почему же решил вернуться. И таких вернувшихся в петербургском офисе Veeam набралось аж двадцать один человек из самых разных отделов — от разработки до маркетинга. Поговорив с ними, я решил изложить услышанное в виде статьи, как-то суммировать их опыт, а заодно попробовать разобраться, почему же люди решают вернуться.

“Работать в нашей компании — большая честь”




Начнем с истории Кати — сотрудницы нашей службы техподдержки. Сейчас Катя выполняет в саппорте функции операционного менеджера, а также тимлида команды эскалации, но был момент, когда ей подвернулся шанс полностью поменять сферу деятельности и попробовать себя в мире, где крутятся огромные инвестиции, бетономешалки мешают бетон, а по офису ходят серьезные взрослые дяди с тяжелыми как этот самый бетон взглядами и такими же крепкими рукопожатиями.

Катя не из тех, кто упускает шансы, да и интересно же посмотреть, что происходит за пределами IT-индустрии! Поэтому она взяла да и ушла в строительный бизнес. Впрочем, работать непосредственно с серьезными взрослыми дядями, к которым принято обращаться исключительно как “Артур Владленович” или “Степан Сергеевич”, ей практически не пришлось — она устроилась в модный молодежный отдел, который был создан в этой компании и выглядел как стартап, взращенный в недрах большой корпорации. Но даже там разница между IT компанией и не-IT ощущалась весьма отчетливо.

Во-первых, в той организации отношения между руководством и подчиненными оказались куда более иерархическими и строгими. Это в IT-компании вы, как правило, можете без особых проблем зайти в кабинет к своему начальнику и поговорить с ним о любом интересующем вас вопросе. А вот на пути к Артуру Владленовичу вас сперва ждет “предбанник” с секретарями, затем надо войти “как полагается”, скромно потупить взор, разумением своим не смущать начальство и все такое прочее. И никаких этих ваших хипстерских “приветов”, “Миш, а я вот думаю...” и прочей неформальщины в общении с людьми, у которых в графе “должность” прописано слово “директор”.

Во-вторых, там пришлось столкнуться с бюрократизацией всего и вся, когда ты понимаешь, что вопрос решается за десять минут, но все равно должен пройти семь кругов ада, собрать шесть согласований, сделать пять телефонных звонков разным людям, и, может быть, недели через две желанное решение будет получено. Отдельно стоит отметить необходимость звонить по любому поводу, потому что электронная почта в таких компаниях до сих пор считается малонадежным средством связи, и только старый добрый телефон (желательно дисковый) никогда не подведет. Айтишники-интроверты в шоке!

В-третьих, там был жесткий график, когда работать надо строго по часам, хотя нет никакого разумного объяснения, почему сотруднику, не связанному с прямой работой с клиентами, надо обязательно прийти в 9:00, а приход в 9:20 уже чреват штрафными санкциями. Просто “у нас так полагается”.

Все эти различия в целом можно свести к тому, что во-первых, это другая сфера — строительство, где работают с, так сказать, материальными объектами, а также ломают копья в битвах за тендеры и заказы и несут очень большую ответственность. Во-вторых, в компании работали преимущественно люди старшего возраста, принадлежащие к тому самому поколению X, которое с недоумением смотрит на выходки поколений Y и Z. А другое поколение — это другие ценности. Подобные компании функционируют по выработанным годами строгим правилам, и попытки изменить это в сторону айтишной “модности и молодежности” обычно встречаются в них недоумением и сопротивлением, так как бизнес этот жесткий, суровый и управляется совсем другими людьми, нежели рулят в IT-индустрии. Кто работал в подобных местах, знает, что в крупных российских корпорациях наблюдается невероятная ригидность, и чтобы такие структуры кардинально менять, придется половину старого состава уволить, потому что переучить их на другой лад просто не получится.

В итоге Катя вернулась в Veeam, хотя решение это далось ей нелегко. Она переживала, что нельзя войти в одну реку дважды, и воспринимала возвращение как в некотором смысле поражение. Но в команде техподдержки были только рады снова ее увидеть, а за время работы в строительном бизнесе у нее накопилось большое количество энергии и идей, которые она тут же бросилась реализовывать, например, организовала хакатон, отчет о котором можно прочитать вот здесь. Может быть, в будущем Veeam тоже закостенеет и превратится в неповоротливого корпоративного динозавра, где инициативы внедряются со скрипом и сопротивлением, но сейчас, в фазе активного роста, у любого сотрудника есть возможность себя проявить и развиваться как вертикально, так и горизонтально.

Из положительных сторон опыта работы в крупных производственных компаниях можно отметить, например, понимание того, как нужно выстраивать процессы. Так, Александра — одна из наших вернувшихся сотрудниц HR — уходила в свое время аж на самый настоящий пивоваренный завод и говорила, что как раз с точки зрения процессов и процедур там все было отлажено, выверено и работало как часы. В то время как модные молодежные айтишники пытались разгрести царящий у них хаос и изобретали для этого всевозможные велосипеды и костыли, там уже сто лет как все придумали, упорядочили и организовали.

— Почему же ты там не осталась? — спросил я.
— А у них там все циклично, понятно, медленно и… скучно. — ответила она, — У нас-то тут движуха, мы постоянно куда-то бежим, меняем старое, изучаем новое, и все это очень затягивает. А там поди попробуй что-то поменять… В общем, у нас есть свобода и возможность что-то делать, вносить какие-то изменения, как-то влиять. Поэтому я и вернулась, но вот это видение того, как можно организовать какие-то вещи, оказалось очень ценным.

На вопрос про сомнения по поводу возвращения она ответила, что мало того, что у нее не было никаких сомнений, так она еще и сманила в Veeam одну из коллег с той работы!

Ну, а закончить череду отзывов о крупных российских компаниях вне IT-сектора я хотел бы прямой неотцензуренной цитатой нашего дизайнера, имевшего “счастье” поработать с одной большой и сказочно богатой российской корпорацией:
“Кошмарный микроменеджмент, вкусовщина и тотальный провал в тайм-менеджменте. Непонятно, как вообще у этих людей выстраивается работа, и как они функционируют.”

Немножко противоречит предыдущему высказыванию про выстроенные процессы, но что поделать. Разные места, разные отделы, разные люди.

Такое разное IT




Окей, с большими компаниями вне индустрии информационных технологий более-менее разобрались, а как там у других айтишников дела?

Справедливости ради, сразу скажу, что нашелся человек, который на вопрос о том, чем его промежуточное место работы отличалось от Veeam, ответил: “Ничем. Примерно те же люди, примерно те же задачи. Разве что офис чуть попроще.” Но были и более интересные истории.

Например, у нас есть тимлид в команде разработки (С++ и С#) по имени Миша и, отработав в Veeam несколько лет, он решил проверить свою профессиональную востребованность и попробовал устроиться в одну из крупнейших российских IT-компаний (ту самую, куда многие мечтают попасть). Миша прошел череду собеседований и тестовых заданий, и его взяли! Сбылась мечта — теперь он работал в компании с громким именем. Это работая в Veeam, приходится каждый раз объяснять, чем мы тут вообще все занимаемся, а если вас взяли туда, то достаточно небрежно назвать То Самое Имя, чтобы вызвать вокруг себя восторженные вздохи.

Однако, проработав чуть больше года, Миша вернулся обратно. И дело не в том, что в той компании оказалось плохо, просто там оказалось совершенно по-другому. И тут самое время поговорить о разнице между энтерпрайзом, выпускающим B2B-решения, и компанией, разрабатывающей сервис для конечного пользователя.

Итак, Veeam — это энтерпрайз, а это значит: большие релизные циклы, планирование и сроки. Много времени уделяется глубокому пониманию продукта и своего кода, очень важно выловить все баги и вообще знать, как и что работает, потому что в В2В выкатывать сырой продукт нельзя — клиенты за такие фокусы живо уйдут к конкурентам.

А на новом месте Миша столкнулся с совсем другим походом. Там занимались разработкой сервисов для массового пользователя, и выдавать что-то новое нужно было почти каждую неделю, причем в режиме форсажа. Больше функционала богу функционала! Даешь максимум золота за минимум времени! Это приводило к хроническим переработкам, высокому темпу, большой загруженности и отсутствию четкого понимания, когда это закончится. Практически как работа на конвейере, когда задачи идут сплошным потоком, и нет ощущения завершенности, как нет и баланса между работой и жизнью, при котором у людей за пределами офиса есть другие увлечения. Великолепное место работы для увлеченных фанатов своего дела, готовых отдавать профессии 146% самих себя (я знаю немало таких людей, и они — отличные ребята), но если ваш стиль жизни подразумевает что-то помимо профессиональных задач и редких отпусков (в которых вы также будете работать, только в меньшем объеме) — подобная организация рабочего процесса может стать серьезным препятствием.

Еще одним отличием оказалась ротация сотрудников. Миша привык к тому, что команды разработчиков спаяны общими проектами. Это люди, которых вы знаете, вы с ними с первого релиза вместе и за все, что вы делаете, отвечаете тоже вместе. В новой же компании сотрудников часто перекидывали с одного проекта на другой, вследствие чего крепкие и устойчивые команды просто не успевали сформироваться и сработаться. Все это создавало ощущение некой временности и нестабильности. Будто все пришли в компанию на время, проработать какой-то период, выжать из нее, что можно, пока она выжимает, что может из тебя, и уйти куда-то в прекрасное далеко, позвякивая в кармане золотыми гульденами и закрашивая появившиеся от бессонных ночей седые пряди.

Спустя год Миша все взвесил и решил, что размеренный темп энтерпрайза, основательность и надежность подходят ему больше, чем азартная погоня за максимумом фичей в минимум времени, несмотря даже на манящий блеск золотых гульденов. И он вернулся обратно.

Cледующий “возвращенец” из другой IT-компании — специалист отдела интернет-маркетинга Влад, который пришел к нам еще будучи студентом, и Veeam был его первым местом работы. Ну, тут сам бог велел пойти посмотреть “как там на воле”! И Влад сходил, чтобы вернуться уже через три месяца. В качестве той самой “воли” выступила одна из питерских IT-компаний, занимающаяся разработкой web-платформы.

— Так что же там оказалось не так, что ты так быстро от них слинял? — спросил я. — О них вроде неплохо отзываются.
— Там совсем по-другому организован рабочий процесс — ответил Влад, — Вернее сказать, не организован. Я привык, что ты четко знаешь, что нужно сделать, чтобы получить какой-то результат. Ты знаешь, к кому обратиться, что почитать, какой процедуре следовать, и так далее. Я бы сказал, что отдел интернет-маркетинга у нас — вообще идеальное первое место работы, потому что ты учишься, как должен быть организован рабочий процесс. А там никакого четкого процесса не было — все просто бегают, суетятся, ничего непонятно. Пойди туда, не знаю куда, короче. В итоге куча времени уходит впустую, приходится задерживаться, начинаешь нервничать, и все такое прочее. В общем, через три месяца я понял, что их стиль мне не подходит, и пошел проситься обратно.

Увы, никто из сотрудников не уходил в геймдев или к оборонщикам. Представляю, какие бы сочные истории принесли оттуда. Но если кто-то вдруг появится — запилим с ним отдельное интервью! Среди других причин возвращения были еще такие: кому-то новый работодатель наобещал управленческих позиций и амбициозных задач, а в итоге не дал ни того, ни другого. Кто-то оказался в компании, где с задачами вообще было туго, а смотреть весь день ютуб быстро надоело. Девушка, работающая системным администратором, уходила на сложный и интересный проект, но как только он закончился, оказалось, что других таких же задач больше не предвидится, а те, что остались, были откровенно унылы.

Под занавес расскажу про свой личный опыт. За восемь лет работы я сам, разумеется, ходил на собеседования в другие места — хотя бы даже, чтобы не терять тонус — и видел, что там предлагают и как там придется работать. Например, на собеседовании в одну крупную госконтору потенциальный руководитель сказала:

— Нашу работу я бы описала так: представьте себе, что вы едете в поезде, который опаздывает, и при этом горит. Вот мы все здесь каждый день едем в этом горящем поезде!

Звучит завлекательно, не правда ли? Эй ребята, не хотите прокатиться в горящем поезде? У нас тут нормальным считается писать рабочие письма в четыре утра, ежедневно сидеть с восьми утра до десяти вечера и при этом мы все равно ничего не успеваем, хаха! Э — эффективность!

Складывается впечатление, что у всех сотрудников там выработался “стокгольмский синдром”, и они всерьез считают, что люди только и мечтают работать в подобном режиме.

Подводя итог


Как видите, поводы уйти от нового работодателя (или вовсе не ходить к нему) были разные, но интересно, что люди решали потом вернуться в Veeam, а не отправлялись к очередным новым горизонтам. Поэтому, в конце интервью я у всех спрашивал:
— Почему вы решили вернуться? Почему не попробовали уйти куда-то еще?

И, отвечая на этот вопрос, все говорили примерно об одном и том же (сейчас будет эдакая минутка рекламы Veeam, но мы же в корпоративном блоге, тут полагается):

  • Профессиональный и дружный коллектив — об этом сказали вообще все, употребляя такие слова как “семья”, “друзья”, «второй универ» и прочее.
  • Есть ощущение стабильности и надежности. Одна девушка даже охарактеризовала это как “есть ощущение, что я здесь старость встречу, в хорошем смысле”.
  • Интересные задачи, возможность что-то менять и как-то влиять на положение дел.
  • Есть куда расти и у кого учиться.

Что же касается меня, то после того как я поговорил со всеми ушедшими и вернувшимися, у меня поубавилось желания менять место работы только потому что “засиделся”, а те прекрасные картины, которые я себе рисовал до этих интервью, померкли и стали ближе к реальности. В общем, на сегодня я для себя сделал такой вывод: надо ценить своих синиц и выбирать правильных журавлей, друзья мои, ибо неправильные могут завести вас в горящий поезд, на конвейерную ленту или на завод тяжелых станков и судеб, а оттуда поди еще потом выберись.

И на этой радостной ноте я заканчиваю эту статью.

Хотя нет, еще одна вещь напоследок.

Если вам стало интересно, и вы смелый, ловкий и умелый, то список вакансий Veeam можно найти здесь — careers.veeam.ru.

Теперь точно все.

До новых встреч, ребята и девчонки!

UPD: Кстати, поделитесь, много ли людей возвращалось у вас в компании? Интересно узнать, насколько это вообще распространенная практика.

Комментарии (21)


  1. MooNDeaR
    01.07.2019 16:08
    +9

    Статья про ошибку выжившего?) Вы ведь не спросили тех, кто ушел и не вернулся) Может после общения с ними ваше желание уйти усилилось бы) А так все выглядит словно вы и не хотели уйти, а так, просто искали повод остаться)


    1. Finwhale Автор
      01.07.2019 16:42

      Может и так)
      Вообще я хотел узнать, почему они вернулись и насколько психологически легко это было сделать — некоторые ведь могут усмотреть в этом некое «поражение» или всякие там «реки, в которые нельзя войти дважды» и прочее. Не удивлюсь, если найдется немало людей, которые бы с радостью вернулись на прежние места работы, но у них есть подобные терзания, поэтому они продолжают высиживать на новом месте и героически страдать.

      Но те, кого я опрашивал, говорили, что хотя у них и были определенные сомнения, никаких критичных переживаний по поводу возвращения они не испытывали.
      И абсолютно все сказали, что увольнение оказалось полезным, потому что позволило лучше увидеть реальное положение вещей.


      1. MooNDeaR
        01.07.2019 16:49

        Я удивлен что не нашлось человека, который вернулся из-за денег) Не раз видел ситуации, когда обещали по деньгам одно, а по итогу выходило другое. Относится только к компаниям работающим в серую.


        Вообще, лично знаю человека, которому отказались адекватно повышать ЗП при переезде в столицу (там тоже есть офис компании), он уволился и через неделю устроился обратно в другой проект на нормальную ЗП.


        1. Finwhale Автор
          01.07.2019 17:02

          У кого-то было что-то такое, да — обещали премии, но потом разобещали, а вообще про деньги мало кто говорил.
          Думаю, тут надо делать поправку на то, что российские люди не очень охотно обсуждают финансовые вопросы. Тем более, с человеком, который берет у них интервью для корпоративного блога :D


        1. halted
          01.07.2019 17:45

          Какой разумный человек при возвращении станет аппелировать к денежной теме? Особенно испытывая чувство вины.


          1. funca
            01.07.2019 22:20

            Прям компания неудачников какая-то, где самые неудачливые после всех неудач возвращаясь становятся тимлидами)


            1. Finwhale Автор
              02.07.2019 10:58

              Отличный комментарий, потому что он наглядно демонстрирует общепринятые установки в отношении возвращений.

              К счастью, здравомыслящим людям важнее собственная жизнь и собственные ощущения, а не что станет говорить об этом княгиня Марья Алексевна.


  1. Peter03
    01.07.2019 17:16

    21 человек из какого общего числа? Если это 0.1%, то скорее всего это просто погрешность. Если 10% процентов, то надо думать. Может они таким способом зарплаты себе повышают? Видят что у других получается и сами не против попробовать.


    1. Finwhale Автор
      01.07.2019 18:08

      Вы мне подсказали запоздалую идею — надо было закончить статью вопросом: а много людей возвращалось у вас в компании?
      Так можно было бы прикинуть, насколько эти возвращения вообще распространенное явление.


      1. Peter03
        01.07.2019 18:42

        Я думаю что не очень. И зависит скорее всего от руководства компании. Встаёт закономерный вопрос — если человек один раз ушёл и вернулся, это значит что, что-то ему не нравилось в компании и скорее всего этот раздражитель его будет подталкивать ещё раз свалить — зачем его обратно принимать?

        Вернутся скорее всего люди которые поняли что у них было халявное место / должность и они сделали глупость от них отказавшись.

        Тем кому надо было чтобы было интересно — будут пробовать несколько вариантов, а не сразу бежать на прежнее место работы. Они же ушли от вас тоже по какой-то определённой причине. А думать что вы настолько лучшая компания по сравнению с остальными, что они сразу увидят разницу, это не очень умно.


        1. polarowl
          02.07.2019 15:05

          Вернутся скорее всего люди которые поняли что у них было халявное место / должность и они сделали глупость от них отказавшись.

          На мой взгляд, так бывает редко — на халявное место/должность всегда быстренько найдется уйма желающих. Лично мне, считаю, повезло, что на момент принятия решения о возвращении в компании открылась позиция по моей специальности (да, я тоже "из возвращенцев"). Новую вакансию лично под меня, конечно, никто бы открывать не стал, а в старой команде за время моего отсутствия произошли радикальные перемены, и свободных позиций там не было.


          1. NLO
            00.00.0000 00:00

            НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


            1. polarowl
              02.07.2019 19:41

              Моя история — "дела давно минувших дней", точнее, уже даже лет, и довольно банальна: не сошлись со свеженазначенным менеджером "по поводу одного места из Блаженного Августина":). Теперь-то я понимаю, что каждый из нас хотел как лучше, но договориться у нас не получилось, увы. (Однако и он долго не задержался на своём посту.)


              Причина ухода из новой компании обратно тоже довольно банальна: в описании вакансии было одно, а на деле оказалось другое. Если вкратце, то анонсировали сеньорскую позицию и творческие задачи, а по факту 80% времени уходило на работу в "нулевой линии" поддержки (даже не в первой), из серии "проверьте, включена ли вилка в розетку". Р — разочарование.) Но это тоже был опыт, как-никак. По крайней мере, я теперь точно знаю, кем я не хочу быть (да простят меня коллеги из техподдержки, мой им респект, поклон и привет:).


  1. stripe
    01.07.2019 22:01
    +1

    Правильное содержание статьи и при этом какой-то совершенно странный вывод.
    Статья (особенно в начале) говорит о том что люди побывали на другой работе, увидели новые принципы и вернулись обогатившьсь новыми знаниями (а возможно и на лучшую позицию)
    Да, некоторые уходили в совершенно странные места и сбежали назад, не получив от нового места ничего.
    Но опять-же, многие пишут, что в том же гугле типичный метод повышения ранга и зарплаты — это уйти поработать в стартап. Так что мне кажется наоборот, надо двигаться.


  1. antondomih
    03.07.2019 10:44

    А у нас хоть и чисто IT-компания, но тоже жесткий график работы. с 9 до 18. если опаздываешь больше чем на 10 минут — пиши объяснительную… тоже куча этапов согласования… после прочтения статьи задумался, а не в строительной ли компании я работаю? Но нет) и никак не получается переубедить директора изменить отношение к данному подходу.


    1. Finwhale Автор
      03.07.2019 11:12

      Судя по тому, что я слышал, такое отношение характерно для руководителей, которые не видели, что может быть по-другому. Например, для выходцев из государственных организаций, заводов или армии. Они переносят привычную модель работы в бизнес, не всегда задумываясь о ее релевантности.
      Наверное, можно как-то донести, что совсем необязательно закручивать гайки, и что сотрудники — это сознательные взрослые люди, а не школьники, мечтающие отсидеть день и поскорее убежать домой, но, подозреваю, сделать это будет сложно.


      1. antondomih
        03.07.2019 13:08

        имхо, дело в сотрудниках. если они понимают ценность продукта, компании, да и в принципе понимают что они делают, то они и будут работать столько, сколько нужно. а если такого нет, т.е. тупо работать, чтоб получить по итогам месяца зарплату, то и приходится ставить жесткие рамки.


  1. nitro80
    03.07.2019 11:30

    Сравнение горящего поезда — это про меня.


    Точнее так: поезд я поджёг сам, но просто потому, что у поезда из 8 колёс есть только 3, остальные 5 возможно купят в следующем году, это если вдруг кому-то не понадобится купить красивую трубу, просто потому что "перед людьми неудобно". И пусть старая труба ничуть не хуже и колеса важнее и нужнее — нам купят трубу.


    1. nikolayv81
      07.07.2019 08:52

      И про сотрудников со стокгольмским синдромом :(.
      Причём, на мой взгляд, нет особой сложности работать в норм режиме с некоторыми компенсируемыми переработками (не постоянными), но прямо круговая порука какая-то…


  1. BOM
    03.07.2019 19:00
    +1

    А еще люди могли просто придумать, так сказать, легенду, что дело в некоей плохой обстановке, неэффективных процессах, неправильных методолгиях, все ужас, все пропащее, а они такие замечательные и не захотели там оставаться, потому что прозябают без хорошей работы. Причем эта легенда не обязательно продукт сознательного процесса.
    Вы ведь критически отнесетесь к похвале нового места работы? Почему бы критически не отнестись к критике? Ведь люди не просто ушли с той работы, а вернулись на старое место. Это разные вещи.


  1. ormoulu
    04.07.2019 08:37
    +1

    Тов. Баронов умеет организовать не только рабочие процессы, но и невероятно комфортную атмосферу для сотрудников, это да)