Транспортный корабль «Прогресс МС-12» побил апрельский рекорд, долетев к МКС на две минуты раньше (199 минут против 201 минуты).

Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-12», стартовавший в среду днем 31 июля 2019 года с космодрома Байконур, долетел и пристыковался к Международной космической станции (МКС) за рекордно быстрое время, по данным из Центра управления полетами госкорпорации «Роскосмос».

В 15:10 по московскому времени с Байконура взлетела ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовиком. Его стыковка с МКС в автоматическом режиме состоялась в 18:29 по Москве.

Таким образом, продолжительность полета составила 3 часа 19 минут вместо запланированных 3 часов 25 минут.

Корабль доставил на станцию 1,2 тонны сухих грузов, более 1 тонны топлива в баках системы дозаправки, 420 кг воды в баках системы «Родник», а также 50 кг сжатого газа в баллонах.

В укладке грузового отсека — научное оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, а также контейнеры с продуктами питания, одежда, медикаменты и средства личной гигиены для членов экипажа.

Сейчас на МКС работают россияне Алексей Овчинин и Александр Скворцов, американцы Ник Хейг Эндрю Морган и Кристина Кук, а также астронавт из Италии Лука Пармитано.

Предыдущий рекорд принадлежал кораблю «Прогресс МС-11», который в апреле 2019 года затратил 3 часа 21 минуту на полет «Земля-МКС».



Американский астронавт Ник Хейг сфотографировал с борта Международной космической станции (МКС) грузовой корабль «Прогресс МС-11», который разрушился в атмосфере. Об этом он сообщает в своем твиттере.

Как известно, «Прогресс МС-11» отделился от станции, ушел с орбиты, а уже потом разрушился в атмосфере.

При этом, несгоревшие элементы конструкции корабля достигли южной части Тихого океана.

По словам Хейга, момент разрушения космического судна было похожим на большой фейерверк.

Комментарии (66)


  1. amarao
    31.07.2019 20:22
    -9

    Одноразовый транспортный корабль «Прогресс МС-12» побил апрельский рекорд, долетев к МКС на две минуты раньше (199 минут против 201 минуты).


    простите, не удержался.


    1. ReklatsMasters
      31.07.2019 20:42
      +1

      В этом корабле был мусор. Вы хотите ещё и с орбиты на землю мусор таскать?


      1. DryominG
        31.07.2019 20:47
        -4

        Помимо мусора можно спустить результаты экспериментов, которые можно проанализировать лишь на Земле.


        1. akryukov
          31.07.2019 21:02
          +8

          Хорошая идея. Ребята, которые запускают космические корабли, наверняка до этого еще не додумались.


        1. Matshishkapeu
          31.07.2019 23:24
          +2

          >>Помимо мусора можно спустить результаты экспериментов, которые можно проанализировать лишь на Земле.

          Два чемодана перфокарт, километр ленты с самописцев в рулонах, пятьсот экспонированных непроявленных стеклянных пластинок с фотоэмульсией и гербарий? Все с бесценными экспериментальными измерениями? Если про каких выведенных в невесомости мух дрозофилл — то такого груза мало, его можно спустить с экипажем на Союзе как ручную кладь.


          1. semen-pro
            01.08.2019 17:41
            +2

            У нас был один Прогресс, два чемодана перфокарт, километр ленты с самописцев в рулонах, пятьсот экспонированных непроявленных стеклянных пластинок с фотоэмульсией и гербарий. Не то, чтобы на Земле их так сильно ждали, но если начал колекционировать космический мусор — остановиться невозможно. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту хрень.


      1. amarao
        31.07.2019 21:30
        +1

        Это лучше, чем оставлять мусор на орбите.


  1. JohnDaniels
    31.07.2019 21:10
    +2

    продолжительность полета составила 3 часа 19 минут вместо запланированных 3 часов 25 минут

    то есть это не запланированное достижение, а «так получилось»?


    1. vanxant
      31.07.2019 22:37

      Да, автоматика отлично отработала.


  1. red_andr
    31.07.2019 21:25

    А можно для сравнения посмотреть за сколько доставляют другие космические грузовики? Можно также дать доставляемую массу. Просто интересно.


    1. ReklatsMasters
      31.07.2019 21:49
      +1

      Недавно dragon полетел, доставил 2.2т грузов, но около суток стыковка. А у прогресса на тонну меньше, зато быстрее.


      1. red_andr
        31.07.2019 22:26
        +1

        Насколько я понял раньше «Прогрессы» летали тоже порядка суток-двое. Только два последних, на новом цифровом «Союзе», летают так быстро.


      1. VIPDC
        01.08.2019 04:09
        +1

        1,2 тонны сухих грузов, более 1 тонны топлива в баках системы дозаправки, 420 кг воды в баках системы «Родник», а также 50 кг сжатого газа в баллонах.
        итого 2,670 тонн
        dragon полетел, доставил 2.2т грузов,
        Там тоже топливо и вода отдельно, и столько же или это уже вместе?


    1. xan2
      01.08.2019 01:45
      +1

      Таблица для SpaceX Dracon указаны дата старта и стыковки(без детализации по часам и минутам)


      1. red_andr
        01.08.2019 06:44
        +1

        О, спасибо за ссылку. Побродил по Вики и нашёл таблицу всех грузовиков с точными временами.


  1. kryvichh
    31.07.2019 22:03
    -1

    Ну здорово же. Беспересадочный полёт от Москвы до Нью-Йорка — 10 часов. А тут вот.


    1. red_andr
      31.07.2019 22:49
      +7

      Так тут же «всего лишь» 400 километров ;)


      1. kryvichh
        01.08.2019 22:04
        +1

        А 2 витка вокруг Земли?


        1. red_andr
          02.08.2019 19:09

          Вот нет чтобы прямо вертикально лететь!


  1. lingvo
    31.07.2019 22:34
    -2

    Наверное это кому-нибудь нужно? Ну типа подвезти аварийный запас кислорода или топлива? Или в чем смысл такой быстрой стыковки?


    Кстати почему с Драконом такой пируэт не хотят проверить?


    1. vanxant
      31.07.2019 22:38
      +4

      1. Просто потому что теперь могут.
      2. А эти ещё не могут.


    1. saege5b
      31.07.2019 23:23
      +2

      Адаптация к невесомости через примерно сутки, если правильно помню.
      Поэтому космонавтов лучше побыстрей доставить на МКС где свободней, и где их могут встретить и занять чемнибудь, чем сколько-то времени бултыхаться в тесных условиях.
      И, время — деньги, в прямом смысле.
      Но до этого, не могли точно прицелится(до и во время полёта). Теперь могут.


      1. lingvo
        01.08.2019 12:15

        Так это для космонавтов важно, а для грузов? Все равно Прогресс должен загружаться за дни до старта, наверняка.


        1. Am0ralist
          01.08.2019 12:22

          Это важно и для людей внизу, которые сидят всё это время, мониторят и контролируют его работу. Так что любое упрощение процесса доставки — важно.


        1. Lexxnech
          01.08.2019 12:39

          На Прогрессах отрабатывают схему в беспилотном режиме. Аналогично и с 6-часовой схемой, сначала по ней отправили 3 грузовика, а только потом начали отправлять Союзы с людьми.


      1. vanxant
        01.08.2019 13:19

        Если говорить про космонавтов, то тут ещё бытовые моменты начинают играть. На два часа полёта не нужны еда, туалет, запасы кислорода. Ну т.е. нужен аварийный запас (памперсов, кислородных шашек) на случай срыва в суточную траекторию, а не штатный набор.


    1. A4j
      31.07.2019 23:26
      +1

      Ну типа подвезти аварийный запас кислорода или топлива?
      Для этого вроде не проходит, короткая схема возможна только в определенные положения между станцией и космодромом.
      Или в чем смысл такой быстрой стыковки?
      Вроде это «набирание опыта» для того, чтобы когда нибудь по этой схеме доставлять людей на станцию.
      Вот тут habr.com/.../447102 ещё написано про эти короткие схемы.


    1. scorpius_13
      01.08.2019 14:28

      Чем меньше лететь — тем меньше корректирующих манёвров. Это экономия топлива и ресурсов бортовой аппаратуры. Для пилотируемого корабля — это возможность долететь до МКС до того, как экипаж начнёт колбасить от синдрома космической адаптации (а переносить его легче на большой станции, нежели в тесном корабле). Три пуска «Прогрессов» по двухвитковой схеме за год дают порядка 70 килограммов халявной полезной нагрузки, которую можно забросить на МКС.
      С Драконом такой пируэт провернуть не то что не хотят — а попросту не могут. Пусковое окно при двухвитковой схеме перелёта длится минуты, а у Falcon 9 тупо из-за его конструктивных особенностей есть проблемы с чувствительностью к метеоусловиям. Именно поэтому у Falcon 9 часто переносятся запуски. Ну не может SpaceX соблюсти требования ко времени запуска с достаточной надёжностью. А упустил пусковое окно — летишь по стандартной, двухсуточной схеме. В случае с Dragon — по суточной.


      1. striver
        01.08.2019 15:39
        +1

        Пусковое окно при двухвитковой схеме перелёта длится минуты, а у Falcon 9 тупо из-за его конструктивных особенностей есть проблемы с чувствительностью к метеоусловиям
        Странные факты у вас однако. От погодных условий зависят очень многие пуски. Пусковые окна у Фалкона есть мгновенные. Те же грузовики запускаются с окном в 1 секунду.
        Именно поэтому у Falcon 9 часто переносятся запуски.
        Это особенности Флориди в том числе, а не потому что Фальконы какие-то дефектные.
        Ну не может SpaceX соблюсти требования ко времени запуска с достаточной надёжностью.
        Может, как ни кто другие.


        1. scorpius_13
          01.08.2019 16:53

          Странные факты у вас однако. От погодных условий зависят очень многие пуски.


          Пуски «Союзов» имеют намного меньшие ограничения по метеоусловиям, чем пуски Falcon 9. Он тупо слишком длинный и тонкий, из-за этого есть ограничение по скорости ветра в том числе и в верхних слоях атмосферы.
          Всё просто — вы можете поискать, с какой частотой переносят запуски Falcon 9 из-за метеоусловий, и с какой — запуски «Союзов».

          Это особенности Флориди в том числе, а не потому что Фальконы какие-то дефектные.

          Ещё раз: я написал, что это конструктивная особенность. Откуда вдруг всплыло слово «дефектные»?

          Может, как ни кто другие.

          Нет, не может — слишком часты переносы запусков. Это факт, не надо пытаться придумать несуществующие преимущества SpaceX.


          1. striver
            01.08.2019 18:42

            Пуски «Союзов» имеют намного меньшие ограничения по метеоусловиям, чем пуски Falcon 9. Он тупо слишком длинный и тонкий, из-за этого есть ограничение по скорости ветра в том числе и в верхних слоях атмосферы.
            Возможно так и есть. Не знаю.
            Всё просто — вы можете поискать, с какой частотой переносят запуски Falcon 9 из-за метеоусловий, и с какой — запуски «Союзов».
            Вы можете сравнить метео условия Флориды и степей Казахстана.
            Ещё раз: я написал, что это конструктивная особенность. Откуда вдруг всплыло слово «дефектные»?
            Ну, это намек на минус, что нужны чули не лабораторные условия.
            Нет, не может — слишком часты переносы запусков. Это факт, не надо пытаться придумать несуществующие преимущества SpaceX.
            Чем дальше в лес, то есть. Фалкону 9 нет и 10 лет. С каждым разом разных переносов всё меньше. Однако же есть и мгновенные пуски.


            1. lingvo
              01.08.2019 19:36

              Возможно так и есть. Не знаю.

              "Союз" создавался на основе Р-7 — межконтинентальной баллистической ракеты, которая должна была в любых погодных условиях нести боевое дежурство, взлетать и поражать цель. Поэтому и логично, что для "Союза" будут меньшие ограничения по метеоусловиям, чем у Фалкона, который изначально как боевая ракета не создавался.


              Но ИМХО у Фалкона есть другое преимущество перед "Союзом" — больший запас топлива, который по идее должен давать возможность выводить Дракон на нужную орбиту с большим отклонением от прямой траектории. ИМХО НАСА просто не хочет это пробовать.


              1. striver
                01.08.2019 19:38

                ИМХО НАСА просто не хочет это пробовать.
                Мне вот интересно — почему. Я думаю, что у Маска подгорает от невозможности запустить быстрее, чем Протон.


              1. red_andr
                01.08.2019 23:19

                «Союз» создавался на основе Р-7 — межконтинентальной баллистической ракеты, которая должна была в любых погодных условиях нести боевое дежурство, взлетать и поражать цель.

                На самом деле «Семёрка» мало годилась на роль МБР стоящей на боевом дежурстве. Она требовала огромного и сложного стартового сооружения, подготовка к старту длилась несколько часов, на дежурстве в заправленном состоянии ракета могла стоять не больше месяца. В результате все дальнейшие советские МБР делались не на её основе. Но для запусков в космос всё это не имело большого значения.


                1. lingvo
                  02.08.2019 09:04

                  Должна была и годилась — это немного разные вещи. Я писал о том, что раз ракета делалась для военных, значит при ее разработке военные, в том числе, выдвигали требования и по всепогодности и ракета, как могла, разрабатывалась, чтобы им соответствовать. Но это не отменяет того факта, что в результате разработки часть требований могла быть выполнена полностью, другая частично, а третья вообще нет и получилось «мало годилась»


                  1. red_andr
                    02.08.2019 18:33

                    раз ракета делалась для военных, значит при ее разработке военные, в том числе, выдвигали требования и по всепогодности

                    Мало ли чего они выдвигали. Они уж точно выдвигали требования по боеготовности и точности, но их не удалось удовлетворить. Откуда уверенность, что требования по всепогодности были достигнуты? Вообще говоря, погода для ракет того поколения вряд ли была столь важна. Напомню, что из всего 13 запущенных ракет «Восток» аварийными были семь, то есть больше половины.


      1. red_andr
        01.08.2019 17:04

        Именно поэтому у Falcon 9 часто переносятся запуски.

        Справедливости ради, «Прогрессы» тоже переносятся. «Прогресс МС-07» и «Прогресс МС-08» тоже изначально предполагалось отправить по быстрой схеме, но из-за отмены изначального времени стартов они полетели как обычно за два дня. Из трёх «Прогрессов» запущенных в прошлом году только один полетел по быстрой схеме, за 3:40. В этом году пока два из двух.


        1. scorpius_13
          02.08.2019 10:08

          Да, правильно, пуски «Прогрессов» тоже переносятся. Но там причиной были не метеоусловия, а технические неполадки. Технические неполадки — это устранимое препятствие. А вот на метеоусловия человек пока ещё влиять не научился. А у Falcon 9 часты переносы именно из-за метеоусловий — что поделать, инженеры пошли на такой шаг как увеличение длины и без того довольно длинной ракеты — ради увеличения запаса топлива и одновременно сохранения возможности перевозки ракет по автомобильным дорогам.


          1. striver
            02.08.2019 10:16

            А у Falcon 9 часты переносы именно из-за метеоусловий — что поделать, инженеры пошли на такой шаг как увеличение длины и без того довольно длинной ракеты — ради увеличения запаса топлива и одновременно сохранения возможности перевозки ракет по автомобильным дорогам.
            Это догадки, не более, почему такая конструкция. Вы просто игнорируете тот факт, что во Флориде хуже метео условия, чем в степи Казахстана.


          1. red_andr
            02.08.2019 18:15
            -1

            Технические неполадки — это устранимое препятствие.

            Добавлю важное уточнение — теоретически устранимое. На практике же, как мы видим, за более чем полувековой срок и сотни запущенных ракет этого типа неполадки продолжают появляться. То есть, решить эту проблему, выходит, невозможно. Ну, по крайней мере, имеющимися средствами. На самом деле, это, конечно, не большая проблема, обычно всего лишь отсрочка запуска. Но она приводит к потере времени и невозможности попасть в стартовое окно. В результате, даже если предполагается запускать корабль по быстрой схеме, то ракета всё равно готовится и заправляется по максимуму, потому что нет стопроцентной гарантии, что удастся полететь именно по быстрому. Реально вероятность ближе к 50/50.


      1. red_andr
        01.08.2019 17:17

        Тут ещё такой момент. Для того, чтобы сделать возможной двухвитковую схему для «Прогресса МС-12» орбиту МКС специально подняли почти на километр двигателями служебного модуля «Звезда». Так что я не уверен, что экономия топлива тут была существенной, если вообще была.


        1. black_semargl
          02.08.2019 02:56

          Орбиту в любом случае приходится периодически поднимать.
          Так почему при этом не дать именно такой импульс, чтобы ещё и стыковка получилась?


          1. red_andr
            02.08.2019 19:02

            Это всё-такие разные поднятия. Орбиту МКС регулярно поднимают пристыкованными «Прогрессами», тут же работают двигатели «Звезды».


            1. black_semargl
              02.08.2019 20:44
              +1

              Двигатели модуля где-то на порядок мощнее, вот и вся разница. А Прогрессы просто срабатывают оставшийся излишек топлива, сколько повезло не израсходовать, тут не до точности орбиты.


            1. lamen
              04.08.2019 12:42

              Это всё-такие разные поднятия. Орбиту МКС регулярно поднимают пристыкованными «Прогрессами», тут же работают двигатели «Звезды».

              То, какими двигателями делается коррекция, определяется не целью коррекции, а доступными средствами. Обычно орбита меняется двигателями Прогресса на корме служебного модуля. В данном же случае пристыкованного Прогресса там просто физически не было, поэтому и использовали КД. Разница лишь в длительности импульса.

              Что касается подъема на сравнительно большУю величину, то это связано не с двухвитковой схемой, а с тем, что баллистики готовятся к году активного Солнца и постепенно планируют повысить среднюю высоту орбиты, поэтому коррекции проводятся сейчас большие. То есть чисто для фазирования орбиты можно было бы выдать и меньший импульс.


  1. DarkWolf13
    31.07.2019 22:59
    -6

    какая-то непонятная гонка с самим собой, но ладно результат улучшили. А Более весомые достижения в транспортировке и перевозках ЗЕМЛЯ-космос-Земля людей и грузов когда увидим? или наши ведомства настолько все «пролюбили» людей и знания, что сейчас о таком можно только помечтать? Почему наиболее заметные достижения сейчас не на наших площадках?


    1. TedBronson
      31.07.2019 23:13
      +8

      Залог счастья — это сравнивать себя с собой вчерашним, а не с другими нынешними.

      Здесь на Хабре были статьи о том что сокращение времени полёта — не тривиальная задача, тем более что Прогрессы помогают проторить дорогу тем же улучшениям на Союзах. А для людей сокращение времени подлёта с 2 суток до нынешних 6 часов и потенциальных 3х часов — вполне очевидное улучшение.


  1. Serge3leo
    31.07.2019 23:19

    ...3 часа 19 минут вместо запланированных 3 часов 25 минут.

    Как бы не очень соответствует картинке. На картинке изображено окно запуска в 12°...18° или 3...5 минут. А в тексте разница с запланированным временем уже 6 минут.

    Получается, что на одну минуту вышли за границы окна запуска?


    1. saege5b
      31.07.2019 23:25
      +1

      … может попали оптимально, и не пришлось тратить время на корректировку.


    1. black_semargl
      02.08.2019 02:59

      Есть окно запуска, а есть ещё процедура стыковки, там свои допуски.


  1. Ahen
    01.08.2019 04:56
    +11

    В комментариях ничего нового.
    У Роскосмоса что-то не получилось — эт распил!
    У Роскосмоса что-то получилось — да зачем эти улучшения нужны вообще?


    1. orion76
      01.08.2019 07:06

      Да нормально всё-)

      Про это еще Макаревич пел: Морской закон


    1. Skerrigan
      01.08.2019 07:56

      Рискну предположить, что это две разные группы людей


      1. junari
        01.08.2019 09:00

        Посменно заступают на вахту?


  1. KonkovVladimir
    01.08.2019 06:14
    -6

    Цели, какие-то странные, российская космонавтика перед собой ставит, замечу не создание марс-лендера или титан-орбитера или запуск аппарата в пояс Койпера, а «на 2 минуты быстрее долететь до МКС» и достижениями этими гордится.
    Какая-то прорывная технология, которой аналогов нет, обеспечила столь быстрый полет к МКС или Прогресс МС-12 сэкономив 2 минуты принес огромный экономический эффект для народного хозяйства? Нет и опять нет. Тогда, как в песне получается:

    Славим радость побед, по малейшему поводу пир,
    И уж лучше не думать что завтра настанет за ним.


    1. akryukov
      01.08.2019 07:17
      +2

      Почему вы думаете, это это единственная цель российской космонавтики?


      Изначальная цель была в том, чтобы сократить время подлета с 2 суток до 6 часов. Это стало возможным благодаря изменению траектории. Более того, получилось сократить до 3 часов и есть возможность дальнейшего улучшения.


      1. KonkovVladimir
        01.08.2019 07:25
        -6

        Почему вы думаете, это это единственная цель российской космонавтики?

        А почему вы передергиваете мое высказывание, я не писал и не думаю, что это единственная цель. Зачем вы домысливаете за меня?
        Изначальная цель была в том, чтобы сократить время подлета с 2 суток до 6 часов.

        И какой это имеет экономический эффект, какие прорывные технологии позволили это осуществить?


        1. akryukov
          01.08.2019 07:39
          +3

          какой это имеет экономический эффект

          Активное обслуживание полета длится не 2 суток, а 3 часа.


          какие прорывные технологии

          Новая траектория


          Расскажите, какие технологии для вас достаточно прорывные, чтобы мы больше не беспокоили вас по пустякам.


  1. akryukov
    01.08.2019 07:39

    del


  1. Nomad1
    01.08.2019 08:01
    +1

    А подскажите, это время имеет смысл при сравнении ракет, запущенных из разных точек земного шара? Или такие рекорды могут поставить только стартующие с Байконура?


    1. Am0ralist
      01.08.2019 11:49

      Имеет смысл сравнивать несколько суток ДО и 3 часа после. Причем если ты не успел с космноватами за меньше чем сутки, то придется лишнее время их крутить, пока акклиматизация пройдёт, как говорят.
      У других сейчас без космонавтов около суток и, думаю, они внимательно изучают опыт коллег, хотя с другого космодрома будет другая траектория и другое время, естественно, но сокращение времени — это хороший шаг вперёд.


    1. vanxant
      01.08.2019 13:23

      Здесь ещё такой трюк, что сама орбита МКС выбиралась под удобство запуска с Байконура. А при выборе места для Восточного уже учитывали, чтобы было удобно летать на МКС.
      Впрочем, тем, кто сильно южнее, проще по энергетике.


    1. black_semargl
      02.08.2019 03:05

      Точка запуска особо роли не играет.
      А теоретически возможный минимум — где-то 30-50 минут. Так что есть что улучшать.


      1. konst90
        02.08.2019 07:09

        Теоретически возможный — минут наверное 15 плюс стыковка, если хватит дельты.
        Если лететь по Гоману, то полвитка (45 минут) минимум плюс опять же стыковка.


        1. black_semargl
          02.08.2019 15:57

          Ну всё-таки стартовать приходится вертикально, так что не по Гоману а только треть-четверть витка до выхода на конечную орбиту.


        1. black_semargl
          02.08.2019 20:45
          +1

          15.04.1968 года два беспилотных «Союза» под названиями «Космос-212» и "-213" сумели состыковаться всего через 47 минут после старта второго корабля.