Продолжаем цикл публикаций о Pulse Management — Управление проектной организацией (Метод Пульса). Мы уже разобрались с моделью организации, с основными принципами Метода. Теперь время рассказать о Правилах. Правила программируют организацию, а значит они должны быть определены. Метод определяет Правила исходя из предпосылок среды, если у вас ситуация схожая, то вы можете применять эти правила, иначе — адаптируйте под свою среду.

Первые основные правила: Правила Целей. Инженеры такие люди, которые могут достичь любую цель, однако если им цель не поставят, то они будут достигать свою цель. И она может не совсем соответствовать целям организации.

Управление целями


Цель в организации — это такая сущность, которую кому-то «надо достигнуть» и на её достижение тратятся время и ресурсы. Кроме целей существуют«Инициативы» или «Идеи» они отличаются от «Целей» тем, что они находятся в категории «желательно достигнуть». Обычно, если «желательно» — это значит что решения о финансировании достижения такой цели еще не принято, и в карте развития организации такая Инициатива может стоят совсем не на первом месте.

Принципы существования целей


  1. Мысль материальна. Чем более высокооплачиваемое лицо озвучивает мысль, тем выше вероятность, что озвученная мысль станет целью для сотрудников.
  2. Творческие люди склонны придумывать себе задачи интересней. Задача в общем виде решается проще, и для инженера самое интересное, это найти “общий вид”.
  3. Та работа, которая была придумана самостоятельно становится целью и выполняется охотнее.
  4. Мы никогда не знаем, сколько целей в организации.
  5. Не зафиксированная на бумаге (в документе) мысль тратит энергию на удержание её в голове.
  6. Множество Целей в организации приводят к многозадачности на уровне инженеров.

Правила управления целями


Исходя из принципов существования целей необходимо применять следующие правила управления целями:


  1. Договариваться о правилах запуска Инициативы в работу.
  2. Если Инициатива не утверждена, как цель к исполнению или в работе уже находятся другие Цели, то инженер обязан отказаться брать Инициативу в работу. (Однако бывают менеджеры с даром убеждения, поэтому инженеру сложно отказаться если не создать выгодную для него среду, например через систему бонусов)
  3. Договариваться о правилах работы с Инициативами. Делиться идеями руководству с инженерами можно, но должно быть чёткое понимание зачем это делать и какой результат хочется получить в результате озвучивания идеи.
  4. Есть идея – пиши в wiki. Идея будучи записанной, немного потеряет свой блеск, но будет пригодна для обсуждения.
  5. Цель коммерческой организации — создавать ценность для акционеров, клиентов, персонала компании и общества. Это значит, что любую Инициатива необходимо оценивать с точки влияния результата Инициативы на увеличение ценности приносимой организацией.
  6. При запуске Инициативы в работу при незавершённых других Целях стоит помнить, что на предыдущие цели уже потрачены ресурсы и нужно или признать их убытком или довести до конца перед запуском новой Инициативы.
  7. Озвучив идею и определив цель, дайте возможность инженерам самим придумать маршрут движения к цели. Помогайте им придумывать, задавая вопросы: А что будет если….? А как бы нам учесть ещё и этот фактор…. Что нужно сделать перед этим? Что нам мешает достигнуть цели?

Заключение части


Правила простые, но если вы о них еще не договорись, то вы можете внезапно обнаружить, что инженер «пилит» какой-то фреймворк вместо того, чтобы взять готовый или сделать задачу наиболее простым способом. Или вместо того, чтобы делать проект по которому есть внешние обязательства инженер занят реализацией идеи о которой вслух подумал владелец компании на планёрке.

Расскажите в комментариях ваши случаи появления «скрытых» целей в ваших организациях. Как они появляются у вас?

Продолжение следует.

P.S.: Но, если хочется всё и сразу, то есть методичка «Pulse Management: Управление проектной организацией»

Комментарии (4)


  1. 0pauc0
    22.08.2019 21:25

    Интересно. Особенно с учетом предыдущих публикаций.
    Однако, полагаю, нужна формальная структура метода, его правил и инструментов (в Вашей терминологии), начиная с целеполагания и до оценки полученных результатов. Все таки речь идет не о постановке в детском театре, а о бизнесе с реальными доходами, зарплатами и риском получить убыток.
    Кстати о рисках — думаю как пример структурирования, интересен весьма будет совсем свежий ГОСТ Р 57551-2017/ISO/TR .
    Ну и в целом — давно придуманные ГОСТы в помощь (ГОСТ 3.ххх-хх — ЕСТД), а раз речь идет о проектировании и создании программных систем, то и:
    ГОСТ 19.ххх-хх — ЕСПД
    ГОСТ 34.ххх-хх — АС


    1. sbase Автор
      22.08.2019 21:37

      Все Правила Метода опубликованы на сайте pulsemanagement.org

      Результат применения Метода один: Выполнение Организацией всех обязательств вовремя и в полном объеме. Если вы уже применили Метод и не получили этот результат, то нужно разбираться как вам это удалось. Статистика TOCICO — 90% проектов применяющих Критическую Цепь завершаются вовремя, Метод определяет правила игры с применением инструментов ТОС, Agile и проектного управления.

      Границы применения Метода и его полнота опубликована в первой статье.

      о ГОСТах: ГОСТы вещь хорошая, однако:
      1. Они определяют правила, но не говорят «зачем так»
      2. Их мало кто читает, если это не прописано в ТЗ к контракту.

      Метод Пульса (Pulse Management) решает эти два препятствия за счёт компактности практик и цельного подхода для цикла PCDA


      1. 0pauc0
        22.08.2019 22:14

        Результат применения Метода один: Выполнение Организацией всех обязательств вовремя и в полном объеме.

        Полагаю, что выполнение все таки не любой ценой, а значит еще и в запланированном бюджете, без сверхнормативного износа основных фондов и переработки персонала?

        А в целом, про теорию ограничений — если в производстве есть «узкие места» (являющиеся предметом для теории ограничений), то производственные технологические процессы спроектированы/разработаны плохо и соответственно их необходимо актуализировать, а не выбрать одно-два узких места и их решать.
        В реальном производстве это приведет к тому, что например занимаясь только «большим» вопросом достижения заданной прочности турбины можно не заметить проблему точности изготовления ее маленького хвостовика.
        Все требования к процессу изготовления изделий излагаются в технологических картах и маршрутах. Для крупно- и среднесерийных производств от указанных документов зависит все — и оборудование и персонал и логистика и достижение заданных характеристик продукта.
        Для мелкосерийных производств и организаций разработки программных продуктов технологические карты можно и не разрабатывать — они в головах квалифицированного персонала, но технологические маршруты нужны — без них нет исходных данных для управления производством/разработкой.

        Не знаю, где Вы взяли данные о том, что применение «критической цепи» в реализации проектов дает 90% своевременного разрешения, но если бы мне, как руководителю или акционеру сказали, что 1 из 10 заключенных договоров не будет реализован в сроки, или в ходе выполнения договора для выполнения их в срок будут потрачены ресурсы сверх плановой себестоимости, то наверное носителю такой черной вести была бы оторвана голова.
        В производстве/разработке важно все, не только своевременность.


        1. sbase Автор
          23.08.2019 09:29

          1. ТОС — это не только про узкое место, это еще и системные инструменты анализа и решения ситуации.

          2. >> Не знаю, где Вы взяли данные о том,
          Статистика TOCICO, CCPM — это только один из инструментов общего процесса. В одной из компаний которую мы консультировали, сокращение одновременных исполняющихся проектов (проектов, но не контрактов) с 30 до 8 заняло полгода.

          Если Ваша позиция в том чтобы отрывать головы вместо решения задачи о возвращении проекта в норму — это ваше право. Возможно у Вас неограниченные ресурсы и бюджет для таких действий, чтобы восполнить оторванную голову новой. Однако, моя практика показывает, что владелец компании меняет свои привычки для того, чтобы обеспечить выполнение всех обязательств организации вовремя и в полном объеме.