Всем привет! Андрей – предприниматель, CIO, CEO и кайтер. Несколько лет назад я пошел по пути создания и запуска собственного продукта «с нуля» на отечественном рынке (беспроводной пылесос). В этой статье хочу поделиться своим опытом с начинающими и действующими предпринимателями:

  • список подводных камней
  • чек-лист для старта продаж
  • примерные затраты по каждому из этапов

А остальным — может быть просто интересна история мытарств обычного, но упрямого российского предпринимателя :) Поехали.



Предыстория


Я начинал с работы по найму, дальше предпринимательство: свои газетные ларьки, канцелярия, пиротехника — не пошло, как планировал. Ушел снова в найм: 10 лет в компании “большой четверки” — от сисадмина до менеджера CIS региона. Дальше 6 лет — российский холдинг в роли CIO. Через 12 лет работы по найму соскучился по предпринимательству, создали с супругой одну из первых компаний в России по импорту и продаже моноколес. Уперлись в нехватку капитала для роста, который грозил банкротством в связи с быстрорастущим рынком. Реальность – склад 10млн.р, скорость роста рынка – x5 т.е. год нужно увеличивать склад в 5 раз, или проиграешь! Проиграли, короче…

Но успешно продали компанию и открыли новую по производству на контрактном заводе в КНР беспроводных пылесосов. (Почему именно пылесосы, поделюсь чуть ниже) После 3х успешных лет работы, учтя ошибки и нюансы данного вида деятельности, создали с партнером новый бренд и продукт – “народный” беспроводной пылесос. Почему народный? Об этом, и не только, как-раз и будет данная статья! Запаситесь терпением, но прочитав получите много инсайтов, которые помогут не наломать дров, если решите делать свой бизнес похожего формата. Обещаю рассказать все как есть, без приукрас и не утаивая деталей.

Как решил не делать


Как все давно уверовали (ну или о чем говорят инфо-цыгане) цикл создания нового продукта в России выглядит следующим образом:

  1. Едем в Китай
  2. Выбираем понравившийся товар на известной китайской кантонской ярмарке, которая проводится 2 раза в год весной и осенью
  3. Знакомимся с продавцами, представляющими завод или оптовика
  4. Заключаем контракт
  5. Переводим предоплату от 30 до 50%
  6. Ждем 2 месяца, пока производится твоя партия
  7. Организуем логистику через одну из сотен транспортных компаний
  8. Привозим в Россию и продаем через лендинг, вливая до 50% стоимости в маркетинг и рекламу (яндекс.директ, гугл.эдвордс, соцсети итп)
  9. Обещаем гарантию 3 года от производителя и доставку по всей России…
  10. Накручиваем на цену товара 2-3 конца
  11. Быстро, желательно за 2-3 месяца распродаем контейнер-другой барахла через интернет (по-другому это не назвать) и сваливаем, закрывая юрлицо, так как гарантию 3 года, да и даже один год, при таком формате бизнеса нести не возможно.

Итого, куча недовольных отзывов, поломанных судеб испорченного настроения обманутых вкладчиков и непредсказуемый результат. 70% таких «стартапов» оказываются в долгах, так как стоимость привлечения клиента через рекламу с каждым днем растет, горе-импортеров становится больше, а конкуренция теснее, ну и бизнесмены, насмотревшись успешного-успеха инфо-цыган теряют деньги при любых ошибках, распродавая остатки в попытках отдать долги и не быть распятыми «обманутыми вкладчиками». У 30% удачливых бизнесменов — плюс 5-30% в кармане, риски быть распятыми налоговой и новый импорт хрен пойми чего

Но мы же честные, подумали мы 3 года назад с супругой, и начали бизнес, на сегодняшний день одного довольно успешного российского бренда (не буду его называть, так как это не относится к теме данной статьи).

Немного про самое интересное ($$$)


Интересно, что почти любой контейнер (маленький 20ft, конечно), практически неважно какого товара из Китая стоит около 100 000$ на круг с доставкой и таможней. Вы хоть носки грузите, хоть станки, но можете мерить их вот этими 100k$! Вот такое забавное наблюдение. Но не суть.

Эта цена состоит из:

  • Товара (больше 50%);
  • Таможни (НДС + ставка) – в среднем еще 30-40%
  • Доставки (фрахт, агентское вознаграждение, всякие там переводы денег) — еще 5-10%
  • Ну и серты, накладные расходы, ФОТ – еще до 10%.

Далее — сайт, маркетинг, магазин, дистрибуция, склады, местная логистика, сервисные центры (не в сценарии выше, конечно), ФОТ продавцов, обеспечение работы склада, ведение рекламных кампаний, налоги – еще до 100% от себестоимости товара на круг. Вам останется от убытка, до 30% маржи – в зависимости от ниши, конкуренции, стоимости лида (покупателя), успешности выбранного товара и канала его продвижения, вашей эффективности и умения делать все самому. Не густо? Рисково? Да! Но хочешь жить, умей вертеться, как говорится, и делай поменьше ошибок! Но про них инфо-цыгане не говорят, поэтому у всех будет успешный успех.

Так и я: купил жене беспроводной пылесос Дайсон. Понравился? Безусловно. Но не только ей: родители, родственники – всем понравился и стало понятно, что нужен он не только нам. Но купить за 300-500$ в подарок всем – ДОРОГО, а сами себе родственники не могли такое позволить.

Решил я стать дилером Дайсона, отправил запрос. Ни ответа, ни привета. Второй запрос – тишина. Ну и решил я раз так, пойдем по-другому. И пошел по пути, описанному выше, разве что обманывать никого не стал, и решил играть в долгую. В итоге, за 3 года, раскачали семейный бизнес с нуля до приличных (для малого бизнеса) объемов. Через 3 года суровой работы решил, что хочется большего, а с текущим брендом есть ряд нерешаемых ограничений (про них как-нибудь в другой раз), нашел партнера и начали мы новый проект — создание беспроводного пылесоса №1. И вот с ним — попали в яблочко!

О продукте и наших требованиях к нему


Цель: создать беспроводной пылесос №1 на российском рынке (не по объему продаж, конечно, — мы же все адекватные, а по потребительским свойствам). И с ним в минимальный срок обыграть крупных игроков, предложив потребителю лучший продукт за лучшие деньги: беспроводной пылесос с качествами премиального продукта, по минимально-возможной цене. Он должен быть способен заменить унылый и старый проводной пылесос в каждой российской семье.

В итоге мы вывели на рынок сразу две модели:

  • Беспроводной пылесос PRO-EXPERT V9
  • PRO-EXPERT V9+

Что пришлось для этого сделать, все сложности и подводные камни – речь ниже.

1. Цена: мы должны были быть минимум в полтора раза дешевле известных брендов, но не хуже, а лучше – лучше по характеристикам

2. Функции: беспроводной пылесос должен быть способен безальтернативно заменить проводной пылесос. У проводного – мощность под 2000ватт. Как ее обеспечить аккумулятором? А вот как! Проведя тесты и купив большую часть как бюджетных, так и дорогих пылесосов на рынке, мы выяснили, что:

a. Нужно добавить механическую щетку, чтобы пылесос убирал не только за счет вакуума, но и механически выгребая грязь. Напомню, когда мы выходили на рынок с нашим первым брендом – из конкурентов был только Дайсон. Так что приходилось смотреть на запад, тестировать и размышлять

b. Но какой мощности всасывания будет достаточно, думали мы? Бюджетные пылесосы расстроили качеством уборки. Их мощность всасывания находится в пределах 20-60 аэроватт (кстати этот параметр придумал Дайсон, чтобы всех запутать и ни с кем не конкурировать, так что правильнее говорить про мощность в кило-паскалях!). Так вот мощность в 4-6-8-10 kPA (кило-паскалей) не хватает для полноценной уборки. 12 kPA – минимум. 15kPa – уже сильно лучше. И только от 18-20kPA, беспроводные пылесосы с ротор-щетками, имеющими собственный электрический мотор, действительно способны заменить проводной!

c. Что еще? как это банально не звучит – насадки. Для полноценной уборки и замены проводного пылесоса потребуется не одна насадка с собственным двигателем, предназначенная для уборки пола, а две! Вторая, такая же уменьшенная, будет необходима для уборки текстиля (кровати, диваны, обивка стульев и т.п.). Вы же не будете убирать стулья половой (ну в смысле напольной) щеткой?

d. Форм-фактор: беспроводные пылесосы существуют двух типов: с нижним расположением двигателя (они еще называются вертикальными а-ля трость и верхним.



e. Вторые получили гораздо большее распространение так как ими удобнее залезать под мебель (не мешает двигатель), они легче, мощнее и сбалансированнее. Минус только один – не стоят сами. Нужна либо настенная, либо напольная док-станция для парковки. Еще есть роботы-пылесосы. Но это отдельная религия. Они едят ковры, шнурки, застревают обязательно где-то, а потом пищат (в этом случае их приходится искать по квартире и эвакуировать на базу), долго убираются и являются лишь дополнением к пылесосу, но точно не его заменой. Наш беспроводной пылесос будет с верхним расположением двигателя (тут двигатель не только не мешает убираться под диванами, но он еще балансирует вес трубки с ротор-щеткой, что увеличивает маневренность и удобство)



f. Вес: тестируя купленные в магазине пылесосы, от брендовых, до ноунейм китай шараш (уверен все уважаемые читатели Хабра понимают, что даже брендовые пылесосы производятся в КИТАЕ, как и айфоны).

Вы скорее всего знаете: Китай-Китай и Брендовый-Китай – две принципиально разные истории. Так вот тестируя различные пылесосы мы обнаружили, что чем дороже пылесос, тем он тяжелее! Почему, расскажу ниже. А ведь таскать 2.5кг в руке всю уборку – не простая задача, поэтому мы поставили цель №1 — народный пылесос должен остаться ЛЕГКИМ! Легкий, как мы установили, это до 1.5 кг в руке — иначе устает спина устает и рука (во всяком случае, женская).

Кстати, интересный факт: первый «портативный» пылесос весил чуть более 40кг. Данный пылесос представили публике в США в 1905 году. В нем вместо вакуумного насоса для затягивания пыли в фильтр уже использовался мощный вентилятор.



g. Уровень шума: как оказалось, чем мощнее пылесос и чем в конструкции больше сочленений или утончений, на пути прохождения воздуха, тем он шумнее.

Еще вносит свой вклад конструкция лопастей мотора и его характеристики. Протестировав дешевые и премиум модели, мы выяснили, что комфортный пылесос это пылесос с шумом в стандартном режиме работы не более 65дБ. Мы поставили себе цель в 64дБ! Итак – шум в 64дБ это цель №2! Для понимания — уровень шума разговора нескольких человек — 66 дБ. Телевизор — 60-70 дБ. Так что если пылесос сможет работать с шумом менее 65 дБ, это позволит комфортно общаться во время уборки с семьей, ну или по крайней мере не сбегать в другую комнату.



h. Время работы: как было установлено нашей фокус-группой (конечно же это были друзья и родственники, мы ведь стартап) для уборки квартиры в 70-100м, среднестатистическим хозяйкам требуется около 40 минут. Значит PRO-EXPERT V9 должен работать с запасом 50 минут! V9+ (с 2мя батареями) — 100 минут. Так как время работы пишут на меньшем режиме мощности и, обычно, без турбо-щетки. С турбо-щеткой время падает на 10-20% в зависимости от мощности пылесоса и режима. Цель №3 – народный пылесос должен иметь время работы 50 минут. Чем больше – тем наш беспроводной пылесос будет тяжелее, так что мы решили наращивать время работы не увеличением количества ячеек, а предложить клиентам с супер-большой квартирой возможность налету заменить батарейку. Эх, начал рано раскрывать секреты. Что же еще?



i. Количество режимов мощности: тестируя различные беспроводные пылесосы мы выяснили, что 2х режимов мощности категорически мало! Даже премиум-модели имеющие два режима и достаточную мощность, оказались неудобны в эксплуатации из-за того, что на экономичном режиме мощности часто не хватает, а на турбо – пылесос разряжается за 7-8 минут! Цель №4 – три режима мощности со временем работы в стандартном режиме – 50мин, турбо – 25 минут и Максимальном – 9 минут.



j. Аккумулятор: начнем с азов. Как многие привыкли по лохматым шуруповертам, аккумулятор — вещь «скоропортящаяся». 1-2 года и под замену. Да, именно так было с NiCd или NiMH аккумуляторами. Но ведь технологии не стоят на месте и с появлением Li-ion или Li-Po аккумуляторов, их срок жизни увеличился до 3-5 лет, к тому же они избавились от эффекта памяти, когда аккумулятор нужно полностью разрядить перед зарядкой. Так что цели мы поставили следующие: Цель №5 – аккумулятор должен быть легко-заменяемым и долгоживущим. Знаете, сколько Тесла дает гарантию на свои батареи? 8 лет! Вот и наш пылесос должен радовать не 2-3 года, а минимум 5 лет.

А еще, ввиду «бронебойности» российского бетона (кто пробовал сверлить стены в российских панельках 80х годов, тот меня поймет) и отсутствия в большинстве российских квартир кладовок, где можно удобно заряжать пылесос, наш “народный” беспроводной пылесос PRO-EXPERT должен иметь не только съемный, но и быстро-заменяемый аккумулятор. Цель №6 — заряжаться аккумулятор должен как отдельно, так и вместе с пылесосом, ну и быть быстросъёмным, конечно.

То есть, чтобы его можно было вытащить и зарядить на столе, как телефон, не раскладывая пылесос в гостиной или спальне. Ведь кладовка, да еще и с розеткой, скорее пока роскошь, чем норма жизни среднестатистической российской семьи. Еще спасет напольная док-станция, когда не хочется сверлить стену, но тут вспоминаем про народность и цену. Ничего лишнего!



k. Качество и гарантия: опять же, проведя соцопрос среди близких, мы поняли, что всем нужна гарантия, и чем больше, тем лучше. Но бюджетным.

Так что цель №7 – точные сочленения (т.е. дорогие пресс-формы и не дешевое производство), качественно подогнанные детали и никаких люфтов и скрипа! И Гарантия – не менее 2х лет! (как у Dyson, он – эталон). Однако тут мы не берем в пример Дайсон, так как почему он такой скрипучий и люфтящий, при том высочайшем уровне инженерных решений и будучи безусловным лидером номер 1 в “пылесосостроении” – я не знаю…

Но наш народный и лучший беспроводной пылесос, не должен скрипеть или люфтить. Все должно быть как в немецких автомобилях.

l. Что же еще? Конечно, щетка. Основная беда для ротор-щеток с двигателем – волосы. Человеческие. Волосы наших прекрасных спутниц жизни имеют, порой, неограниченную длину, и по независящем от нас причинам, они оказываются на полу. Беспроводные пылесосы их с удовольствием наматывают на валик, и после каждой уборки валик приходится руками вынимать и ножницами срезать и выковыривать волосы.

Как мы подсмотрели у премиальных моделей – часть из них обладает специальной конструкцией, которая успешно противостоит наматыванию волос на щетку. Так что раз уж мы делаем лучший народный пылесос – системе быть. Так что цель №8 – конструкция щетки должна предотвращать наматывание волос! Записано.



m. Тестируя различные беспроводные пылесосы, часть наших испытуемых столкнулась с забавной особенностью. Убираясь 30-40 минут, устает палец, которым вы держете курок (кнопку) включения пылесоса. Да, Карл! Почему-то наш кумир и любимец Дайсон выпускает пылесосы где кнопка запускающая мотор не фиксируется.

Т.е. ты должен ее держать нажатой указательным пальцем во время уборки! Так как мы с партнером – ИТ-шники, то этот UX – так вот оказалось весьма неестественно держать кнопку нажатой, палец устает. А знаете зачем это сделано? Как мы поняли для того, чтобы сберечь батарею. Ставим цель №9: пылесос должен иметь электронную, механически нажимаемую кнопку включения. Нажал – пылесос включился, и можно не держать кнопку. Нажал повторно – выключился.

n. Фильтрация и очистка. Чем старше мы становимся и живем в городах и не лучшей экологией, тем более нежными и подверженными любым инфлюэнциям мы становимся. Болеем в общем и начинаются всякие атипичные аллергии на пыль, постельных клещиков и т.п. Так что пылесос должен иметь близкий к абсолютному уровень фильтрации “выдыхаемого” воздуха, а значит иметь HEPA-фильтр класса не ниже H12.

Кроме этого, фильтр должен обладать максимальной площадью. Это позволит реже его мыть либо менять, а так же пылесос будет меньше терять в мощности при забитом фильтре. А для того, чтобы HEPA-фильтр долго не забивался, нужно научиться предварительно отфильтровывать основную часть пыли и мусора. HEPA – это пост-фильтр после основных. И вот как-раз Дайсон, в далеких 90х придумал способ фильтрации по принципу Циклон. Воздушные потоки с пылью и грязью, всасывающиеся в пылесос, из-за специальной конструкции корпуса закручиваются в маленькие вихри и почти вся грязь устремляется в контейнер за счет центробежной силы. И до HEPA-фильтра доходит лишь супер мелко-дисперсная или легкая пыль. Короче, цель №10 – нам нужен уровень фильтрации, спасающий аллергиков посредством HEPA-фильтра класса H12 + циклонного фильтра.



o. И последнее – немного маркетинга! Кто же поверит в народность пылесоса с наших слов? Цель №11 – пылесос должен быть настолько крутой и надежный, чтобы его не страшно было отдать людям на тест БЕСПЛАТНО, и чтобы они не могли с ним расстаться по его окончанию! Иначе у нас будет контейнер, и не один, бэушных пылесосов. Это же не раритет или антиквариат какой, чтобы старел и рос в цене. Ну и контейнер должен очищаться нажатием одной кнопки, без мешков для сбора пыли, все фильтры мыться в воде и сушиться, чтобы никаких расходников. Цель №12 – очистка одной кнопкой и никаких расходников.

Итак: после брейнсторминга, небольшой исследовательской работы (тянущей на диссертацию) и соц-исследования на друзьях и домочадцах – область беспроводных пылесосов была настолько изучена, что мы подготовились к разработке НАРОДНОГО ЛУЧШЕГО БЕСПРОВОДНОГО ПЫЛЕСОСА НА ПЛАНЕТЕ как минимум в России! Все 12 пунктов должны быть учтены.

Реализация


По своему предыдущему бизнесу мы с супругой часто ездили на кантонские ярмарки в Гуанджоу, в любимый, чудесный и непонятный Китай. Если вкратце об этом событии – это международная выставка с площадью павильонов в небольшой провинциальный город, где по секциям представлены товары народного китайского экспорта. Предприниматели со всего мира приезжают, чтобы купить подешевле, а продать подороже. Выбирают товар и везут продавать.

Так начали и мы. Один раз, другой – ездим ищем наш пылесос мечты. Смотрим, щупаем, тестируем… Все не то. 3-7 параметров из 12 целевых найти можно, но чтобы все 12 – такого нет! Не зря инженеры Дайсон едят свой хлеб, а Филипс, LG и даже Самсунг – смотрят им в рот и довольствуются крохами. Это как Ксерокс – уже давно не марка бренда, а тип аппарата с функцией копирования.

В общем, по результатам безуспешного поиска длительность 1 год – идеального народного пылесоса НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Мытарства


Значит и 100 000$ не хватит, и делать нужно много больше, чем просто “купи-продай”.

Ищу партнера, нахожу. Брат-кайтер =) Темы общие, боли понятные. Курим, обсуждаем. Решено – будем собирать из компонентов и заказывать сборку на производстве.

За 4 месяца ищем корпус (чтобы не скрипел и был ладный) и о чудо, находим почти пылесос своей мечты. 8 параметров из 12 в одной модели, и 9 из 12 в другой!

Кроме пары параметров – все супер. Пишем менеджеру – берем. Контейнер “на пилот” и дальше понеслась И спустя месяц динамы и невнятного бормотания менеджера известного китайского завода с историей 20+ лет, с подписанным контрактом на руках, получаю отказ. Как так?

Пишу, ругаюсь, не говорят. Пишут на своем китайском английском “sorry, my mistake, sorry, sorry, this model is not available for Russian market”.

Выясняю по своим каналам. Оказывается, модель выкуплена Xiaomi. Ха-ха. Ну думаю, хороший знак! Ксиоми, как и многие другие известные бренды, не имеют заводов и не являются по основным продуктовым линейкам инженерными компаниями. Они отличные маркетологи, умеют правильно выбрать годный товар, сделать красивый цвет, обложку и завернуть под свой бренд.

В общем, возвращаемся мы к тому варианту, что подходил по 8 параметрам из 12. Что не так?

  1. 2 режима мощности вместо 3х
  2. Мощность 350 ватт (При цели – 130 аВт)
  3. Батарейка – нам бы Samsung современный, или LG, что в тесле, с гарантией более 70% емкости спустя 3 года эксплуатации…
  4. Чертова кнопка включения – не фиксируемая, как у дайсонов.
  5. Уровень шума – 67дб в стандартном режиме… а цель – 64 дб!

И, оказалось, сертификация нужна европейская для импорта, помимо российской. Выясняем, думаем. И оказывается, что есть очень похожая моделька выпускавшаяся для UK-рынка.

Выясняем контакты и детали, связываемся с импортером UK. Оказывается, компания реорганизовалась и по техническим причинам сменила завод. Наша модель свободна и доступна. Сдружились с инженером (архитектором зовется) из английского производственного бюро импортера. Через друзей передаем подарочки из России, а в ответ получаем чертежи и инсайты по модели, импортируемой в UK с нашего завода. Ну и заказываем нужные нам изменения, чтобы добить модель до идеала по всем пунктам.

В общем задача максимум.

  1. Найти другой, боле мощный и более тихий (с крыльчатками другой формы) двигатель
  2. Уговорить завод сменить поставщика батарей (нам нужен последнего поколения Samsung, Panasonic или SONY. Никаких ноунейм!)
  3. Уменьшить шум (новый двигатель должен решить вопрос!, так как остальное, по нашим тестам, должно подойти – всасывающая трубка широкая, литье очень качественное, нет облоя (это излишки материала, остающиеся на детали после литья),
  4. добавить дополнительный мощностной режим и настроить электронику, управляющую уровнями мощности таким образом, чтобы время работы было 50 минут в стандартном режиме).

4 месяца, 1200 писем, конские расходы на оснастки для установки нового двигателя (кто сказал, что Китай это дешево?), 2 поездки на завод, 10 прототипов, стертые кнопки на клавиатуре и почти выученный китайский (через гугл-китай-транслейт – ибо только менеджер понимает английский, а инженеры – беда беда… не в зуб ногой) – и золотой ключик наш. Наш PRO-EXPERT V9 – ГОТОВ!

Дальше, выписка в Китай на завод эксперта, проводящего аттестацию производства и продукции первой партии для целей сертификации (куда же без ТР ТС 0042011 — технический регламент по безопасности низковольтного оборудования и ТР ТС 0202011 — Электромагнитная совместимость технических средств в пылесосе? Это сейчас смешно, а тогда. хочется руки на себя наложить, пока пройдешь все по процедуре.

Пойдешь сбоку – велик шанс отзыва липового серта, полученного хрен пойми где и зависа груза на таможне на время прохождения сертификации – 40 дней на таможне стоят чуть дороже, чем цена груза, так что можно просто забыть про груз и пойти работать, чтобы раздать долги!).

Отдельной истории заслуживает процесс импорта товара. Все сделано для того, чтобы ты максимально облажался и попал на бабки.

Хочешь получить истинное удовольствие – займись внешне-экономической деятельностью в России. Единственный нормальный вариант – набрать штат бездельников, чтобы они переписывались с органами и логистами так как нормальному человеку, пытающемуся заниматься бизнесом и имеющему высшее образование, это не осилить без пряди седых волос и избитых о клавиатуру пальцев.

Правда нужно отдать должное, что с основной частью возникших проблем в процессе импорта первого брендированного контейнера с нашими первенцами – беспроводными пылесосами PRO-EXPERT, получилось разобраться из отпуска, сидя на острове Родос и пользуясь лишь греческим интернетом, лаптопом и скайпом.

По 1.5-2 часа в день: переговоры с логистами, сертификатчиками, DHL и еще не пойми кем, пытающимся по букве закона импортировать образцы (да, эксперты, выезжающие на производство и получающие 200+тысяч рублей! за аттестацию завода и товара, не в состоянии с собой взять образцы!, и ты должен в муках, за 1000$+ везти это все добро авиа-лошадью официальной белой пушистой и закушевшейся DHL или FeedEx службой, стоимость доставки в которой раз в 10 превышает нормальной цены импорта 4кг китай-авиа-доставкой.

Чек-лист для старта продаж


  1. Придумать и формализовать УТП (уникальное торговое предложение) – без этого вы просто потеряетесь на просторах интернета, не сможете запозиционировать продукт и объяснить его клиентам, не сумеете конкурентно выглядеть на рынке со всеми вытекающими последствиями. Хотя это лучше бы делать до закупки или выпуска продукта
  2. Зарегистрировать бренд: на регистрацию уходит до 9 месяцев, а без нее у вас возникнет множество проблем с поставкой товаров в магазины или маркетплейсы. Кроме этого вам могут подрезать крылья подделки под вашу раскрученную незарегистрированную торговую марку.
  3. Выбрать домен: это отдельная история. 30 дней поисков звучного легко запоминающегося имени со свободным сайтом закончились фиаско. В итоге пришлось выкупать у перекупов сайт проекта PRO-EXPERT.RU за много тысяч рублей.
  4. Организовать фотосессию, научившись выставлять и одевать моделей, руководить фотографом, попутно освоив все профессию арт-директора и режиссера
  5. Сделать сайт нового продукта. Вы, конечно, можете заказать лендинг в агентстве, но скорее всего покупатель вам не поверит и продавать вы будете заливая интернет рекламой со стоимостью лида (читать – покупателя) – 3-7тыс рублей. В общем хочешь сделать хорошо и без бюджета – сиди и делай сам! Ну еще вам могут понадобиться дизайнер, программист, копирайтер, маркетолог и психиатр фотограф и несколько моделей.
  6. Настроить CEO на сайте – не знали, что это важно? А без этого вас поисковики будут искать долго, а выдаваться в поиске вы будете низенько.
  7. Кроме сайта, нужно понимать, для роста и развития продаж вам нужно быть везде. Если онлайн, то это: маркетплейсы, большие онлайн-магазины и, конечно, офлайн. Хотите продавать по 1000-2000 единиц продукции в месяц – добро пожаловать в сети. Дорого, долго, но безальтернативно! Клиент есть везде и пока что Россия болеe аналоговая страна, чем цифровая, хотя онлайн растет каждый год по экспоненте, а офлайн сохраняет свои позиции. Почему без маркетплэйсов уже никуда? Отвечу: большинство из них это инвестиционные проекты огромных корпораций. Компании вливают сотни миллионов в год на развитие своего маркетплэйса. Присутствуя там, вы получаете бесплатную рекламу и огромную лояльную аудиторию с миллионами посетителей в месяц. При этом это не просто интернет-пользователи, а целевые покупатели ищущие ваш товар.
  8. Что дальше? Настроить рекламные кампании на свой сайт (тут я бы рекомендовал обратиться в агентство или к правильным фрилансерам. Слив бюджета – очень уж дорогое удовольствие. Yandex.direct, google.adwords, соц-сети, РСЯ, ретаргетинг – это все неплохо бы изучить на пользовтельском уровне и разобраться, как работает и что с этим делать
  9. Арендовать склады и выстроить логистическую цепочку для доставки по всей России в минимальные сроки: клиент не любит ждать, и чем быстрее работает ваша логистика, тем лучше у вас продажи. Особенно в канун праздников.
  10. Организовать гарантийное обслуживание
  11. Обустроить работу интернет-магазина:

  • Операторы/менеджеры – нужны скрипты и тренинги для сотрудников
  • Кладовщики – умение отгружать заказы по заявкам из маркет-плэйсов или магазина
  • Бухгалтерия и учет — счета, приходы, расходы, инвентаризация, учет, все как обычно
  • Телефония – лучше онлайн АТС, мобилки, AVR (это такой говорящий робот “Здравствуйте, вы позвонили в интернет-магазин…”
  • Организация сменной работы сотрудников магазина (операторов) и ночные приветствия от “терминатора” =)
  • Подключение и организация ИТ инфраструктуры под функцию продаж:
    складской системы, интернет-банка, CRM, онлайн-кассы, интеграция систем (в облачных продуктах она частенько есть между основными игроками, не забываем об этом при выборе систем и сервисов). А также настройка почтовых доменов и средств коммуникации для сотрудников.

И в завершение списка.

Маркетинг: это большой и сложный вопрос. Заслуживает отдельной публикации, так что про него упущу пока. Скажу только, что это целая жизнь.

Ох, почти дописал. Если это все было полезно – задавайте вопросы, пишите, берите на тест и пишите отзывы DOPE or NOPE.

ИТОГО: на создание продукта до старта продаж ушло больше года и множество бессонных дней. И если думаете, что теперь можно расслабиться? Как бы не так. Старт продаж и создание всего перечисленного выше — это начало длинного тернистого пути, но определенно – интересного!

Про будни предпринимателя, пожалуй, поделюсь как-нибудь в другой раз. Этот пост был про создание продукта, так что, пожалуй, все. Пишите, спрашивайте. Постараюсь отвечать по мере возможности особенно тем, кто только думает начинать и имеет массу вопросов. Советов не дам, но опытом поделюсь. А вот что получилось:



Комментарии (94)


  1. norguhtar
    18.12.2019 12:50
    +1

    Я то думал хоть инжиринг местный, но по факту нет.


    1. NordicEnergy
      19.12.2019 19:26

      Да какой там инжиниринг, типичное «купи-продай» же. Зачем что-то проектировать, когда китайцы уже это сделали, наклепали миллион штук и сидят ждут наклейку чьего бренда прилепить.


      1. Andrei_B Автор
        19.12.2019 21:00
        +2

        Такое количество изменений, как сделали мы, считается в России супер-инжинирингом. Большинство компаний ограничивается лэйблами, а мы: двигатель поменяли, перенастроили электронику, сделали 3й режим мощности, разработали практичный дизайн (белый в России — это не самый практичный цвет, особенно для пылесоса), добавили статико-съемник (наш пылесос не бьет статикой, как например дайсон в8 и ряд аналогов), заменили батарею на самые современные Li-ion ячейки от Samsung, снизили шум и еще разных мелочей с десяток! А вы обижаете «купи-продай». Мы же ИТ-шники с амбициями инженеров и опытом коммерсантов :)


        1. NordicEnergy
          19.12.2019 23:18

          считается в России супер-инжинирингом
          Кем считается? Для меня лично (и думаю многих) что те, что эти просто продаваны. Хотя вас я пожалуй поспешил сильно клеймить, переделки действительно существенные, но и заявлять о чем-то российском в данном продукте я бы не стал.

          P.S. мнение субъективное, на истину не претендую, обидеть и умалить труд тоже не хочу :))


          1. Andrei_B Автор
            20.12.2019 00:23

            NordicEnergy и Вам спасибо на добром слове! А то первый комментарий и хейт… Я уж подумал, что совсем люди злые стали и опыт им чужой неинтересен… Я хотел поделиться как на духу. Наболело =) Рад что все-таки было полезно и зашло! ;) Доброй ночи!


        1. Tomasina
          21.12.2019 00:11

          А куда статика снимается?


  1. A114n
    18.12.2019 12:53
    -1

    Статья отличная, прочитал с большим удовольствием. Прекрасная работа с продвижением.

    Странно только одно — если пылесос настолько хорош, отчего же вы его в России-то продаёте за 350 долларов, а не в Европе за 500 евро?


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:13

      Это в планах, но нужны очень большие инвестиции…


      1. culvert
        19.12.2019 01:39

        а что с патентами? я так понимаю в россии не очень нужно, а в европе наверняка у дайсона всё запатентовано?


        1. regint
          19.12.2019 21:00

          Насколько я помню фильтр циклон был сделан советскими разработчиками, как воздушный фильтр для какого то трактора и да, зарегистрирован он был дайсоном, действует ли сейчас этот патент, тоже вопрос интересный, у самсунга есть пылесосы с подобным фильтром, но делают они их, под лицензии от дайсона или нет, большой вопрос.


          1. Andrei_B Автор
            19.12.2019 21:01

            мы проверяли, патенты мы не нарушаем. Но принцип фильтра, определенно, годный!


        1. Andrei_B Автор
          19.12.2019 23:27

          Не разбирались еще, но в целом патент это довольно узкая сущность. Изменяя конструкцию вопрос легко решается в правовом поле. Большим корпорациям приходится постоянно патентовать ноу-хау и это отдельный бизнес! Например Майкрософт, в свое время, купил убыточную Nokia только за патенты, которых, по-моему было около 80 тысяч!


  1. toivo61
    18.12.2019 12:56

    В старых советских типа Бурана/Нептуна разряжение заявлялось в 2,2 метра водного столба.
    У вас 1.5 — 2.3, очень неплохо…


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:15

      Спасибо, мощность действительно радует! Мы ставили перед собой задачу именно заменить проводной пылесос, так что мощность ставилась во главу угла.


  1. toivo61
    18.12.2019 13:06

    И это, как-то не очень подробно про «собственный двигатель» в турбощетке, и чем, и как он запитан.


    1. slavashock
      18.12.2019 21:34

      А если он на воздушном приводе?)


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:17

      Он запитан от основной батареи. Питание подается через тоководы в трубке-удлинителе и разъемные контакты.


  1. sshikov
    18.12.2019 15:08

    Вот такой вопрос напрашивается про аккумуляторы — как показывает практика, сегодня аккумуляторным уже может быть практически любой инструмент, при этом реальный аккумуляторный перфоратор спокойно сверлит бетон буром миллиметров 40 диаметром. Т.е. такой мощности должно по-идее хватать пылесосу без вопросов, на что угодно и на сколько угодно.

    Вы не смотрели вариант выпуска пылесоса на базе линейки сменных аккумуляторов от одного из производителей инструмента? В общем-то, макита, dewalt и другие такие модели сами делают — но они немножко не для дома.


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:23

      Зрите в корень. С этого начинался проект, но оказалось технологически слишком сложно сделать универсальный переходник на аккумуляторы различных производителей. Так что мы двигаемся в сторону создания собственной линейки инструмента и садовой техники на одном аккумуляторе и продолжаем мечтать об универсальном решении совместимым с линейками мультитулов других производителей. Дорого, очень дорого такая инженерия…


      1. avacha
        19.12.2019 11:16

        Два момента.
        Первое — название не очень. ПроЭксперт, вот честно, как-то банально и навевает как раз китайский подвал, типа эленберга и прочего днища из эльдорад и ашанов, с разноцветными наклейками и прочими атрибутами. Super-puper-mega-bass, вот это всё. Может быть сменить на более благозвучное?

        Второе.
        Вопрос по ремонтопригодности. Понятно, что с каждым днем мы все более становимся похожи на Запад, но пока что в экс-ссср уровень сервиса все-таки недотягивает. Как у вас устроена внутрянка? Алиэкспресс и компания, недорогие паяльные станции и, зачастую, конторы «ремонт всего понемного» с человеком внутри который хоть как-то умеет держать в руках паяльник — вкупе с продуманным внутренним устройством для нормальных производителей и «широких народных масс» зачастую хотя бы частично решают проблему куда более эффективно чем сеть фирменных салонов и сервисов. Особенно в глубинке нашей необьятной.

        PS. Третье. Если будете делать линейку на единых аккумуляторах, не уподобляйтесь производителям ноутбуков. Оставьте свободу выбора и возможность менять элементы без геморроя. Кто захочет сэкономить время — купить новый готовый аккумулятор. Кто захочет сэкономить деньги — заменит элементы.


        1. Andrei_B Автор
          19.12.2019 21:21
          +1

          Название заслуживает отдельного поста. PRO-EXPERT результат 3х месяцев мучений и попытки придумать звучное и просто для запоминания название. Основная проблема — все звучные домены скуплены перекупами, торговые марки зарегистрированы и большинство вариантов конфликтуют то с зарегистрированными брендами, то с выкупленными доменами. Покупка доменов у перекупов — весьма дорога! Выбирали меньшее из зол. Не судите строго )))

          По ремонтопригодности мы пошли проверенным путем: сделали модульную конструкцию, где все элементы заменяются без отвертки. Кроме этого, мы предложили клиентам гарантии того, что любая поломка не будет стоить дороже 999р при ремонте любой сложности за работы, или 6999р при замене любых частей пылесоса при полном капитальном ремонте, даже если пылесос бросят в костер :)
          А еще мы предложили клиентам бесплатную доставку при выполнении гарантийного ремонта на всей территории России (курьер приедет и отремонтирует пылесос у вас дома, а если это не возможно (в 99% случаев курьер просто доставит новую запчасть в замен вышедшей из строя) — пылесос уедет в сервис и в течении недели вернется обратно исправный! Для клиента — абсолютно бесплатно!

          А чтобы не разориться на таком дорогостоящем, но удобном для клиентов сервисе, мы выбрали для изготовления пылесоса PRO-EXPERT завод с 20и летней историей, который производит пылесосы для известных европейских и мировых брендов, например для Xiaomi. И, что закономерно, процент отказов или неисправностей не превышает 0.1% от объема продаж.

          Что касается аккумулятора — мы так и сделали! В батарее установлены 18650 ячейки, которые легко меняются при необходимости и умении отбалансировать батарею и наличии спец паяльника :) Конечно мы, как изготовители, не приветствуем такой метод, а рекомендуем просто заменить аккумулятор, который в розницу стоит почти в 2 раза дешевле дайсона, но самоделкиным пусть будет удовольствие перебрать батарею =)


  1. AlessandroS
    18.12.2019 17:23

    Выясняем контакты и детали, связываемся с импортером UK. Оказывается, компания реорганизовалась и по техническим причинам сменила завод. Наша модель свободна и доступна. Сдружились с инженером (архитектором зовется) из английского производственного бюро импортера. Через друзей передаем подарочки из России, а в ответ получаем чертежи и инсайты по модели, импортируемой в UK с нашего завода. Ну и заказываем нужные нам изменения, чтобы добить модель до идеала по всем пунктам.

    Мутноватая такая схема описана. Обычно при юридически чистой работе применяют другие формулировки.
    И вот это вы называете на своем сайте «Конструкторское бюро компании расположено в Великобритании»???!!!

    Гмм… у меня лично осадочек какой-то остался.


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:29

      Не хотел вас расстроить, но это жизнь =)
      В то что мы верим — скорее сказки =)


  1. ormoulu
    18.12.2019 20:24

    Как делают все: едут в китай, выбирают понравившееся на ярмарке, везут сюда, продают.
    Но мы-то честные…
    Поэтому мы сделали так: приехали в китай, выбрали понравившееся, привезли, продаем.

    При чем тут создание продукта в России, вообще непонятно.


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:35

      В том и смысл, что >90% «российских производств» это вариации на тему уже созданных моделей в которых изменяются ряд параметров, возможно компонентов или комплектующих, а также брендинг. Но именно это позволяет выводить на локальный рынок продукты по значительно более низкой стоимости, чем это делается в Европе или США. При этом такой продукт периодически имеет лучшие качества или характеристики так как разработка велась не с нуля, а лишь дорабатывались (заменялись) приоритетные узлы и детали.


  1. hw_store
    18.12.2019 22:35

    Мне кажется, не раскрыта тема количественного результата вот этого всего.
    Про некоторые преувеличения в страшилках можно умолчать ;)
    Хотя в целом хорошо.


    1. Andrei_B Автор
      18.12.2019 22:36

      Спасибо, рад что было полезно ). Не зря убил 2 ночи на трактат ))


      1. hw_store
        18.12.2019 22:49

        Нет, полезно не было — с внешнеторговыми заморочками я знаком по собственному опыту, а такие важные вещи, как структурная организация выпуска какого-л. нового продукта в Китае, так и не раскрыта. (В частности, каким образом китайцы производят продукты-близнецы). Ну и количественный результат… видимо, он менее важен, чем процесс


        1. Andrei_B Автор
          19.12.2019 21:24

          Обещаю раскрыть в отдельном посте… и так адов лонгрид получился…


  1. FFiX
    18.12.2019 22:37

    Где ж вы были, когда я месяц назад уламывал внутреннюю жабу на покупку Дайсона? :)


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 21:31

      Простите )), но не переживайте, Дайсон — отличные пылесосы! Дорогие правда… Но мы именно ими вдохновлялись, когда строили наш PRO-EXPERT, даже кое-что позаимствовали… но об этом нельзя писать… ))). Вот чем можно похвастаться — мы устранили ряд конструктивных недочетов Дайсона. Заказывайте наш пылесос теперь в подарок кому-то на НГ, а заодно сравните с дайсоном и поделитесь с участниками опытом ;). Ну а в честь праздника — меняем рецензию на НГ подарок от нас! :)


  1. rPman
    19.12.2019 08:22
    +1

    Как вы организовали гарантийный ремонт


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 21:44

      Элегантно :). Для любителей — есть сервисные центры, НО мы пошли дальше!
      1. сделали модульную конструкцию, где все элементы заменяются без отвертки
      2. Сделали сервисную модель «без визита в сервис», т.е. абсолютно бесплатно для клиентов пылесос будет отремонтирован без необходимости вашего визита в сервисный центр:
      при выполнении гарантийного ремонта на всей территории России, курьер приедет и отремонтирует пылесос у вас дома. Если это невозможно (в 99% случаев курьер просто доставит новую зап.часть в замен вышедшей из строя), то курьер заберет пылесос, его отремонтируют наши мастера в сервисе, и курьер, в минимальные сроки, вернет обратно ваш отремонтированный и проверенный пылесос!

      3. По окончании гарантийного срока, который составляет один год на пылесос и 2 года на мотор, мы предложили клиентам гарантии того, что любая не гарантийная поломка не будет стоить дороже 999р при ремонте любой сложности (за работы), или 6999р при замене любых зап.частей пылесоса при полном капитальном ремонте, включая стоимость ремонта, доставку и любые запчасти, даже если пылесос бросят в костер (правда не рекомендую! Определенно сгорит) :)


      1. LevOrdabesov
        19.12.2019 22:22
        +1

        Звучит настолько вкусно, что даже захотелось попробовать.


        1. Andrei_B Автор
          19.12.2019 22:57

          Всегда пожалуйста. Это не сложно ;) www.pro-expert.ru


      1. Tomasina
        21.12.2019 00:16

        Выкиньте девятки из цен и народ к вам потянется. Как же они задолбали...


        1. Andrei_B Автор
          21.12.2019 01:39

          Олдскул считаете? Наши коммерсанты уверяют, что так привлекательнее. А ещё кого-то напрягают девятки? Если писать нули, то будет же дороже..?


  1. mirrik
    19.12.2019 11:42

    Да, по ремонту и гарантии хотелось бы комментариев.


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 21:45

      Чуть выше ответил, но копирую для удобства:
      Для любителей — есть сервисные центры, НО мы пошли дальше!
      1. сделали модульную конструкцию, где все элементы заменяются без отвертки
      2. Сделали сервисную модель «без визита в сервис», т.е. абсолютно бесплатно для клиентов пылесос будет отремонтирован без необходимости вашего визита в сервисный центр:
      при выполнении гарантийного ремонта на всей территории России, курьер приедет и отремонтирует пылесос у вас дома. Если это невозможно (в 99% случаев курьер просто доставит новую зап.часть в замен вышедшей из строя), то курьер заберет пылесос, его отремонтируют наши мастера в сервисе, и курьер, в минимальные сроки, вернет обратно ваш отремонтированный и проверенный пылесос!

      3. По окончании гарантийного срока, который составляет один год на пылесос и 2 года на мотор, мы предложили клиентам гарантии того, что любая не гарантийная поломка не будет стоить дороже 999р при ремонте любой сложности (за работы), или 6999р при замене любых зап.частей пылесоса при полном капитальном ремонте, включая стоимость ремонта, доставку и любые запчасти, даже если пылесос бросят в костер (правда не рекомендую! Определенно сгорит) :)


  1. Ant1Stat1c
    19.12.2019 13:01
    +1

    Хочу такой пылик, только со шлангом. Почему его нет? Как мне пылесосить системник этой палкой?


    1. pr1k0l
      19.12.2019 20:22

      У Xiaomi Roidmi F8 в комплектации есть гибкий шланг. Стоит примерно столько же.


      1. Andrei_B Автор
        19.12.2019 21:54

        Отличная модель, но чуть слабее двигатель, тяжелее, не столь удобен для настольной уборки шлангом (формфактор), контейнер не вытряхивается нажатием одной кнопки и недостаточна площадь HEPA-фильтра (он плоский) и ему будет необходим значительно более частый уход. Корпус маркий еще, клиенты жалуются. В остальном — все отлично!

        Мы не стали добавлять в комплектацию беспроводных пылесосов PRO-EXPERT гибкий шланг, так как он очень редко нужен клиентам, а создает добавленную стоимость. Но для хабровчан могу предложить такую опцию ;) пишите в личку, их немного есть на складе для ИТ-шников, раз спрашиваете )). Ну а «правильный» гибкий шланг, к которому можно подключить в том числе и электрические турбо-щетки, есть только у пылесосов C-RUSSIA на Российском рынке (шланги у C-RUSSIA есть в комплектации моделей FC03MAX и FC04MAX), правда они послабее будут по мощности…


        1. smilyfox
          20.12.2019 10:10

          Так может тонерный 3M повторите? Стоит дорого но работает только от сети. К нему как раз аккумуляторы просятся.


          1. Andrei_B Автор
            20.12.2019 21:00

            smilyfox интересный продукт, но мне кажется очень уж узкий рынок… Производство с планом на год менее 30 тыс. экземпляров, в данном ценовом сегменте, не окупится очень долго. Маржа завода при производстве пылесоса — 5-10$ на конкурентном рынке. Так что придется разве что oem-ить, но опять же — рынок узкий для России, либо нужно в Европу…


        1. SantaCluster
          20.12.2019 21:39

          сираша? сруссия?
          о, какой суровый брендинг! :)))


    1. vrnvorona
      20.12.2019 11:36

      Системник нужно продувать, дешманский безмаслянный компрессор стоит <5к, а выдувает все как надо. Ни один пылесос не справится так.


      1. Ant1Stat1c
        20.12.2019 18:14

        Например? Я бы взял DATAVAC Electric Duster 500, но не за ту цену, что за него просят…


        1. Andrei_B Автор
          20.12.2019 20:53

          Им дом не уберешь ), и это же компрессор? Т.е. он выдувает, а не всасывает и этим придется дышать всем вокруг. Я пользуюсь для ПК как-раз PRO-EXPERTом. Правда на максимальной мощности не стоит направлять на вентилятор… Загубил на одном ПК подшипники вентилятора, видимо от скорости вращения.
          ИМХО ручной беспроводной пылесос более универсален для этой задачи, все же. Хотя для узкой задачи выдувания датавак отлично подойдет, если не боитесь пыли… ;)


          1. vrnvorona
            21.12.2019 01:19

            Всасывать пыль пылесосом, продувать компрессором. Имхо, ни один пылик не даст достаточной тяги воздуха без очень близкого или прямого контакта с поверхностью, а компрессор дует как надо. А уже пыль можно и собрать пылесосом, да. Или подышать в респиратор, а как осядет уже пропылесосить


            1. Andrei_B Автор
              21.12.2019 01:36

              Хороший вариант, но сложный. Я сам пробовал нашим PRO-EXPERT со щелевой насадкой чистить системник: на максимальной мощности он собирает пыль до лака )) пробовали засасывать им гайки и болты m10 — с расстояния в 1-2см со свистом улетают в трубку, правда со страшным грохотом


        1. Taciturn
          21.12.2019 19:02

          Например Fubag Easy Air.


      1. Gryphon88
        20.12.2019 21:26

        Чтобы продуть системник (если один и раз в полгода) вполне хватает соломинки для коктейлей, большой клизмы-спринцовки и здоровых лёгких.


        1. Andrei_B Автор
          20.12.2019 22:15


  1. EvilBeaver
    19.12.2019 16:44

    Интересно, откуда деньги на все это брались? Если основная работа/бизнес была источником денег, то откуда время на запуск "пылесосной" истории и бесконечные поездки-переписки… Иными словами, как удавалось зарабатывать деньги, тратя время на запуск проекта?


    1. NordicEnergy
      19.12.2019 19:23
      +1

      Дык на сбережения, которые с предыдущих работ и проектов были. За 10+ лет на не самых низких позициях в крупной компании вполне позволяет отложить 10 млн. или сколько там выше заявлялось. И там еще что-то про второго партнера было, наверняка его взяли именно за инвестиции, а не за «красивые глаза».


      1. Andrei_B Автор
        19.12.2019 21:59

        Все именно так!


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 21:59
      +1

      Ух, задели за живое. Секрет «прост»:
      1. сон по 5-6 часов в сутки,
      2. Жена — золушка (серьезно помогает с операционкой и по жизни),
      3. работа помогла скопить небольшой начальный капитал,
      дальше парочка мелких коммерческих проектов помогли его умножить, партнер — усилить, и вперед!


  1. unalacuna
    19.12.2019 20:38
    +1

    Причём тут «создание продукта»? Продукт ведь ни разу не ваш, вы не владеете ничем, кроме его безликого названия. Вывели китайцев на рынок? Рад за вас, познавательный кейс. Но к «Разработке и Производству» это никакого отношения не имеет, не вводите публику в заблуждение.


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 22:04

      Я там выше написал, почему мы с гордостью написали, что это наш Российский продукт с английскими корнями.
      Продублирую для удобства:
      «Такое количество изменений, как сделали мы, считается в России супер-инжинирингом. Большинство компаний ограничивается лэйблами, а мы: двигатель поменяли, перенастроили электронику, сделали 3й режим мощности, разработали практичный дизайн (белый в России — это не самый практичный цвет, особенно для пылесоса), добавили статико-съемник (наш пылесос не бьет током, как например дайсон в8 и ряд аналогов), заменили батарею на самые современные Li-ion ячейки от Samsung, снизили шум и вес, улучшили еще различных мелочей с десяток!»


      1. unalacuna
        19.12.2019 22:33
        +1

        «такое количество изменений, как сделали мы, считается в России супер-инжинирингом»
        Считается среди ваших знакомых. А в остальной России тем временем успешно разрабатываются и сильно более сложные устройства. И оригинальные технические решения создаются, которые потом копируются китайцами, а не наоборот.

        Не надо поддерживать этот миф про Китай. В мире полно русских продуктов (не всегда под русскими названиями). А у вас пост про бизнес, продвижение, маркетинг, выход на рынок. Про что угодно, кроме разработки и производства.


        1. Andrei_B Автор
          19.12.2019 23:08

          unalacuna Хорошо хорошо. Умолкаю. Определенно согласен с вашим мнением, что в России разрабатываются и сложные устройства, вот только как их в России потом производить, чтобы они оставались конкурентными, мы не смогли разобраться…

          Я не написал в статье, но раз пошло обсуждение, поделюсь: так как чертежи у нас все есть, мы обратились на крупнейший Российский завод по производству пластиковой продукции и оценили проект производства основных пластиковых компонентов, беспроводного пылесоса PRO-EXPERT, локально. Так вот даже по стоимости сырья необходимого качества стало понятно, что проект не будет конкурентен при производстве в России. Я уж не говорю про стоимость пресс-форм, которые в Китае, за одну оснастку, нам обходились около 10k$, а в России нам заряжали в несколько раз дороже. При необходимом количестве деталей я не понимаю, как это все можно произвести в России без космических инвестиций и сколько единиц нужно произвести, чтобы проект окупился… А так да, в теории все можно! ;)


          1. unalacuna
            19.12.2019 23:28

            Я заказчикам говорю так: «Хотите дешевле? Давайте объёмы!» Начинать конкурировать по ценам с азиатами можно при 20-30 тысячах устройств в год. Сколько вы продаёте их сейчас?


  1. LevOrdabesov
    19.12.2019 21:03
    +1

    Двойственные впечатления от статьи.
    Автор занимался бизнесом, а не разработкой (и абсолютно не с нуля) в классическом смысле слова, а реалии рынка расстраивают.
    Тем не менее, читать интересно, и акцент сделан на верные аспекты. К сожалению, разработка – это не романтика в духе Леонардо, а самый обычный наёмный труд, и одной разработкой коммерческого успеха не достичь никак.

    и ещё
    Автор, к вам ещё зайдут в обсуждение местные эксперты из соответствующего хаба, покритикуют, и вероятно, довольно недобро. С другой стороны, вполне вероятно, что заявленные вами объемы производства и бизнеса заставят критиков «переобуться в полёте».


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 22:07

      Да хейтеров всегда хватает. Столько сил, сколько вложено в данный проект, позволяют гордиться результатом и не обижаться на различные мнения не совпадающие с нашим собственным :) Спасибо на добром слове, LevOrdabesov!


  1. Boomgg
    19.12.2019 23:28

    Бывшим коллегам скидки будут?


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 23:28

      Обязательно! Пиши в личку ))


  1. Gryphon88
    19.12.2019 23:36
    +1

    Как вы организовываете акцию «попробуй на неделю»? Это и по логистике тяжко, и по людям, и по доставке, и наверняка кто-то грохнет/украдёт…


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 23:54

      Gryphon88 вы все точно описали. Так и есть. Это действительно было не просто. Экспериментировли мы на другом бренде. PRO-EXPERT — продолжил традицию. Основное, без чего модель бесплатного тест-драйва не будет работать, это качество продукции. Нельзя допустить чтобы то, что получает клиент, не соответствовало его ожиданиям. Пойдет волна возвратов и вначале пути мы наступали на эти грабли (на другом продукте).

      В подобной модели с тест-драйвом должна быть четко сбалансирована цена и качество продукции. Хорошая реклама сделает свое дело в моменте, но получив пылесос не соответствующий рекламе или ожиданиям, клиент его вернет. И это фэйл, тем более, что пылесос, после теста, уже не может иметь товарный вид и его приходится продавать не в магазине. В нашем случае, качество пылесоса обеспечивает возможность с легкостью предоставлять его на тест.

      А логистика — да! В России это самая большая проблема, и не только для тест-драйва. Например в Америке, курьер привозит товар и оставляет его на крыльце у дома, даже в отсутствии хозяев. У нас такое невозможно, к сожалению, поэтому «последняя миля» доставки так дорога и сложна, сроки не соблюдаются, а бесплатная доставка возможна только в высоко-маржинальных товарах.

      Что бы не крали, приходится брать залог и возвращать его по окончанию тест-драйва, плюс договор, конечно.


      1. Gryphon88
        20.12.2019 00:03

        Т.е. человек от вас приезжает, даёт подписать договор, берёт залог, выдаёт в руки пылесос, правильно я понимаю?


        1. Andrei_B Автор
          20.12.2019 10:58

          Да, все верно!


      1. andi123
        21.12.2019 15:45

        Хобот 186 тоже ваш продукт?


  1. Gryphon88
    19.12.2019 23:40

    Банки в плюсовой версии по одной меняются, или только парой, чтобы обе были одинаково заряжены?


    1. Andrei_B Автор
      19.12.2019 23:57

      Gryphon88 крайне рекомендую балансировать их перед установкой. Есть специальные приборчики для этого. Если не сбалансировать — они обречены. Поэтому мы, как производитель, рекомендуем замену батареи. Но так как у нас в пылесосе установлены современные ячейки Samsung, с большой долей вероятности это не потребуется. Батарея рассчитана на 5-6 лет эксплуатации.


  1. Sly_tom_cat
    20.12.2019 01:21

    Про док станцию (для подвески) — там можно подтянуть 220в для зарядки или нужен отдельный блок питания (куда его и как- не понятно)? Просто лично мне не проблема привесить на стену и 220 подвести (есть подходящее место в квартире).

    Так то модель очень заинтересовала.

    Давно жена присматривала такого плана пылесос. А у нее пылесос — как некий фетиш, если что-то ее раздражает — схватит пылесос побегает с ним — глядишь поуспокоилась :) Минут 5-7 ей хватает :).


    1. Andrei_B Автор
      20.12.2019 20:32

      Да, достаточно 220в розетки. Батарею можно заряжать как в пылесосе (подключая штекер к пылесосу висящему в настенном креплении), так и отдельно — вынув батарею и зарядив на столе.

      Вы абсолютно точно подметили основное достоинство беспроводного пылесоса с высокой мощностью всасывания: он позволяет качественно убираться за считанные минуты так как не нужно вытаскивать его из чулана, включать в розетку, разбирать и собирать. Взял, убрался, повесил на базу. Никаких проводов и подготовительных работ. Уборка перестает быть томной, а что такое генеральная уборка, так просто забываешь. Когда пылесос всегда под рукой, дома становится просто чисто.


      1. Sly_tom_cat
        21.12.2019 11:48

        Спасибо за уточнения. Как по мне — втыкать штекер в пылесос — не самое лучшее решение. Можно же на доке сделать контакты: вставил пылесос и он на зарядке.
        Хотя я понимаю, что ваш вариант — не на пустом месте возник. Думаю 90% потребителей расценят необходимость тянуть к доке 220 — лишними заморочкиами… Просто я из тех 10% оставшихся :).

        Решил попробовать, Заказал ТЕСТ-ДРАЙВ. Довольно быстро отзвонились. Жду доставку.


        1. Andrei_B Автор
          21.12.2019 12:21

          Да. Вы правы :) большинству так удобнее оказалось по опыту. Хочу только попросить немного запастись терпением по доставке, так как сейчас завал в транспортных в канун НГ, как я вижу по динамике доставок и могут быть задержки. Менеджеры тоже немного перегружены, но вроде справляемся. Буду рад за фитбэк! Это для нас очень важно! Спасибо за доверие и доброго дня.


          1. Sly_tom_cat
            21.12.2019 15:54

            И вам спасибо, первую очередь за подход к делу.

            Уже привезли, ровно в сроки оговоренные с оператором когда она связывалась со мной после заявки. Тут можно плюс поставить!

            Делюсь впечатлениями:
            1. Неоднозначное впечатление о договоре на тест-драйв. Почему-то один экземпляр, который у меня и остался (второго экземпляра нет и у курьера нет задания его забирать). Да, там стоит подпись ИП и я поставил свою, но мне крайне сомнительным выглядит возврат пылесоса по такому договору (который подписан обоими сторонами только во одном, моем экземпляре) при любой попытке этот возврат проволынить с другой стороны (я этого вовсе не ожидаю, но рассматриваю все возможные варианты).
            2. Сам пылесос довольно добротно сделан: все уже разобрал (что разбирается без доп инструмента) и даже смог собрать :). Все довольно крепенько, без люфтов.

            Опыт эксплуатации пока 0 — аккум заряжается и главного тестера пока дома нет. Появятся отзывы отпишусь.


            1. Andrei_B Автор
              21.12.2019 16:20

              sly_tom_cat Супер, что все приехало в срок и вы довольны нашим детящем! Пишите по эксплуатации! По договору — для возврата и юридически нужна одна версия — ваша. Отсутствие нашей версии это наши риски. Мы не сможем подать на вас в суд если что ))). Вот только зачем оно нам — не знаю. Тест-драйв это наши риски в любом случае. А не забираем второй экземпляр потому, что это доп расходы для нас по доставке его обратно. Мы оптимизирует все нецелевые расходы по максимуму, чтобы не закладывать их в себестоимость продукции.


              Ждём опыт эксплуатации для хабаровчан и спасибо, что стали нашим клиентом!


              1. Sly_tom_cat
                21.12.2019 18:44

                Про вторую копию и сокращение расходов на возврат я так и понял. Де-юро даже одна копия договора — уже вполне договор. И для споров клинета с вами — по идее должно хватить. Но я обратил на это внимание т.к. на вопрос смотрю сразу со всех сторон.

                Кое-какие эксплуатационные моменты:

                1. Про аккумулятор — первая зарядка почти 5 часов (до зеленого светодиода). И тут у меня сразу к Вам вопрос — это сговор поставщиков или мировой заговор против здравомыслия? Почему нужно ждать зеленого, потом еще пол часа и потом обязательно отключить зарядку? Это что за такое изощренное издевательство для программиста? Ну что нельзя что-ли сделать все автоматикой? Почему я должен тратить свою жизнь на отслеживание зеленых сигнальчиков и временных промежутков?

                Вы извините, конечно, но наболело, что называется. И я даже понимаю, что вы во многом пользуетесь проверенными на рынке решениями, но раз уж вы спросили мнения технарей, то получайте :)

                2. Пропылесосил постель:
                — приятно что малая щетка со специальными ограничителями, которые не позволяют засасывать и наматывать белье. За это жирный плюс.
                — мощности для белья хватает даже малой: ну там с ног всякий мусор и с собаки — песок (мое мнение о том, что собаке в кровати не место в семье не популярно, увы)
                — еще довольно много собралось пыли совсем мелкой такой типа пуха.
                — чистка действительно простая, но надо будет приноровится открывать контейнер так, чтобы все попадало в мусорное ведро — у меня с первого раза получилось не очень.

                3. На полной мощности сила всасывания сравнимая с обычным розеточным, что очень приятно удивило. Не удержался и почистил радиаторы ноутбуков. Но на всякий случай числил на средней мощности.

                4. Долго не мог понять что в пылесосе брякает при его наклонах в разные стороны. Выяснил — там шторка сделана, которая перекрывает ход обратно в трубу из контейнера в висячем на доке положении. Очень умное решение. Только вот я бы все-таки подпружинил эту заслонку — не будет болтаться и будет закрытой во всех положениях, когда не работает мотор пылесоса. Хотя надо думать — может подпружинить — это и не самое умное решение… лишняя деталь, которая может сломаться, сложность сборки с пружинкой будет выше… не знаю… стоит ли оно того…


                1. Andrei_B Автор
                  21.12.2019 19:13

                  Sly_tom_cat, большое вам спасибо за такой подробный отзыв и что оценили качество нашего беспроводного пылесоса PRO-EXPERT v9, конструкцию, а так же мощность. По шторке — мы думали над тем, как ее подпружинить, но решили, что раз это функционально не на что не влияет и как вы абсолютно верно отметили увеличивает себестоимость продукта, мы решили не добавлять не в конструкцию, так как это ещё и дополнительная точка отказа. Да и лучшее враг хорошему, особенно для народного пылесоса :)


                  А не будет слишком наглым, с моей стороны, попросить вас скопировать отзыв на irecomend или Отзовик, можно с парочкой фото в интерьере, чтобы им могли воспользоваться те, кто ещё выбирает себе подходящий беспроводной пылесос? Заранее премного благодарен!


                  1. Sly_tom_cat
                    21.12.2019 19:36

                    Вы знаете, отзыв с фотками в интерьере — вполне реально. Но вот я по первому дню эксплуатации еще пока не очень понял (может осторожничаю просто) стоит ли рекомендовать всем (я прикидываю на знакомых и родных). Если мое, в целом положительное ощущение первого дня, сохранится в ближайшие дни, то тогда и подумаем об отзывах на сторонних ресурсах.


                    1. Andrei_B Автор
                      21.12.2019 19:38

                      Конечно. Спасибо!


                1. Sly_tom_cat
                  21.12.2019 19:15

                  Тестирование продолжается.

                  Главный тестер — жена, сказала что подбирает очень прилично, но вот под кроватью пылесосить не очень удобно. Если заводить прямо, то начинает колба пыле-сборника в пол упираться, а труба в кровать. Если наклонять — то щетка поворачивается вдоль трубы. Но надо признаться под нашей кроватью и нашим классическим розеточным пылесосом тоже не очень удобно пылесосить.

                  В целом жена осталась довольна. И это уже хорошая оценка продукта.


                  1. Andrei_B Автор
                    21.12.2019 19:43

                    Супер, что понравился! Можно поворачить набок (на 90 градусов то бишь) при заводе под диван. Главное чтобы щётка пролезла. Но ее мы старались сделать минимальной высоты их технически возможных. Уменьшать валик плохо. Теряется площадь щетки, большой диаметр валика очень важен.


                1. Andrei_B Автор
                  21.12.2019 19:32

                  sly_tom_cat Забыл ответить про "необходимость отключения зарядки после полного заряда": это исключительно вопрос ткхники безопасности. Прибор включенный в розетку потенциально опасен, несмотря на любое количество встроенных защит.


                  По поводу "ждать пол часа после зелёной лампочки для полной зарядки" — оптимальный режим использования срока жизни li-ion батареи. Максимальный срок жизни достигается при 90% заряда, без перезаряда. Заряд батареи на 100% увеличивает время работы, но снижает ее срок жизни. Так что заговора нет :)


  1. vrnvorona
    20.12.2019 11:34

    Но в чем подвох? Когда цена на уровне Xiaomi, а сделано лучше чем у них или Dyson это настораживает. Фичи — крутые. Но не могу отделаться от ощущения что будет большой подвох.


    1. Andrei_B Автор
      20.12.2019 20:25

      Да нет подвоха. Возьмите на бесплатный тест-драйв www.pro-expert.ru/test-drive, протестируйте все сами и напишите свой отзыв. Часть фитбэка наши клиенты уже разместили на отзовике и iрекоменде.
      Просто сделано от души и, возможно, жизнь покажет, что мы не сможем долго держать такие цены, так как работаем на действительно низкой марже, но такова наша выбранная модель в данный проект. Жизнь покажет…

      www.google.com/search?rlz=1C1GCEU_ruRU821RU822&sxsrf=ACYBGNR09HWmFcI_vz5gbmpsldrWE01DLw%3A1576862530248&ei=QgP9XfXmDo-srgSkmpWgDg&q=%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81+pro-expert+i+recommend&oq=%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81+pro-expert+i+recommend&gs_l=psy-ab.3..35i39l2.15344.15747..16208...0.3..0.54.98.2......0....1..gws-wiz.......0i71.EZPsKUWuK0g&ved=0ahUKEwj1j-bX3sTmAhUPlosKHSRNBeQQ4dUDCAs&uact=5

      www.google.com/search?rlz=1C1GCEU_ruRU821RU822&sxsrf=ACYBGNSVsEpEvS9ZL9OKGe2DPzk_0tFSIg%3A1576862547270&ei=UwP9XcyKEPDjrgTHpZ1A&q=%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81+pro-expert+i+%D0%BE%D1%82%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA&oq=%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81+pro-expert+i+%D0%BE%D1%82%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA&gs_l=psy-ab.3...94311.95270..95838...0.0..0.94.763.11......0....1..gws-wiz.......35i39j33i160.rCgfIWR-uTg&ved=0ahUKEwiMgPXf3sTmAhXwsYsKHcdSBwgQ4dUDCAs&uact=5

      (сори, не сумел вставить ссылку по человечески...)


      1. vrnvorona
        21.12.2019 01:17

        То есть у вас просто ниже маржа? Или себестоимость вышла такой же?

        Отзывам верю, а к тому моменту как буду брать пылесос уже и подкопится других тестеров, там и возьму)

        Просто непривычно


        1. Andrei_B Автор
          21.12.2019 01:45

          Пока да. Работаем на минимальной марже. Но с выходом в офлайн есть мнение, что придется немного поднимать цены… Не пролезем. Либо как-то оптимизировать себестоимость, но очень уж не хочется ставить китайские батарейки. Самсунг есть Самсунг, но он значительно удорожает производство, равно как и ещё несколько наших "изысков"… Хорошо, но дорого по себестоимости...


  1. Gryphon88
    20.12.2019 12:31

    Вопрос невежливый, но очень важный в разрезе статьи: сколько времени ушло, чтобы скомпенсировать затраты на разработку и сертификацию и начать работать в плюс?


    1. Andrei_B Автор
      20.12.2019 14:02

      Да правильный вопорос. По PRO-EXPERT окупаемость ещё не случилась, так как слишком много ресурса вложено в инжиниринг. По опыту другого бренда — если делать только маркетинг, бренд и сертификацию, то вполне можно выйти на первую прибыль уже с первого контейнера, конечно если правильно выбрать продукт и умело его раскачали за дёшево (т.е. преимущественно своими силами). Но это только в случае купи-продай модели. Там где есть инжиниринг — сроки от года.


  1. Andrei_B Автор
    20.12.2019 20:46

    Mshassium прошу прощения, я случайно кликнул на бан вашего вопроса… Хабр почему-то предложил мне отмодерировать вопрос… =) Копирую его сюда повторно с ответом. Сори…

    Ваш вопрос был: «Спасибо за статью, прочитал на одном дыхании.
    Очень далек от области импорта/экспорта и продаж в целом.
    1) Вопрос про деньги :)
    Организовывая все это чудо (больше года), работали «на дядю» в этот момент или имели другие источники дохода?
    2) Как обстояли дела с набором людей для решения кучи задач (логистика, маркетинг, и т.п. )?
    Сами многим руководили или делегировали? Найм происходил под вашим руководством или доверяли кому-то?»

    Очень многое пришлось делать самим и проходить тернистый путь впервые. Выстроить работающую структуру с нуля очень сложно (для меня, по крайней мере) так как не понятно, как делегировать, чтобы результат был качественным. Я могу делегировать только тогда, когда досконально разобрался сам. Это касается бизнес-критичных активностей. Операционку конечно же можно и нужно доверять команде, иначе закопаешься. Профессиональные задачи (дизайн, програмировние, конструирование и другие проф активности конечно же за профессионалами команды проекта). Я занимаюсь проектированием на уровне продукта, позиционированием и нишеванием, выстраиванием импорта, переговорами с заводами и некоторыми верхнеуровневыми вопросами операционных процессов. Ниже не лезу. Там сложно для меня и я там только мешаю. Маркетингом занимается партнер и аутсорс.

    Касательно найма — только через меня. Рекрутмент менеджмента, конечно же за мной. Дальше — задача функциональных руководителей, но финальное собеседование всегда за мной. Главное в команде — дух и единство. Чтобы один за всех и было приятно друг с другом работать. Как-то услышал критерий выбора сотрудников, с которым я, пожалуй, полностью согласен: если хочешь обнять сотрудника — бери! Нет — ищи дальше =)


  1. 027
    22.12.2019 11:24

    $300-500 — это ДОРОГО, а $230-815, типа, недорого. Гм…