На YouTube-канале «People Make Games» вышло видео под названием «Расследование: как Roblox эксплуатирует молодых разработчиков игр». В нем утверждается, что компания создала свой бизнес на желании детей заработать деньги на любимом деле. При этом до выплаты денег дело, разумеется, не доходит. Рассказываем главное из расследования и приводим альтернативное мнение о ситуации.
Только бизнес
Авторы YouTube-канала People Make Games утверждают, что дети, создающие игры в Roblox, — не любители, которые в удовольствие занимаются своим хобби. Они полноценные работники, которые способствуют росту стоимости одного из крупнейших в истории издателей видеоигр (более 200 миллионов человек ежемесячно). Roblox всеми доступными способами транслирует следующую мысль: «вы можете стать предпринимателем и хорошо зарабатывать на своем любимом деле».
Получает ли кто-либо из детей обещанные «серьезные деньги»? В то время, как средняя инди-игра в Steam может заработать пару тысяч долларов, подавляющее большинство игр в Roblox не приносит своим создателям никаких денег. Создатели игр в Roblox получают долю от дохода, но она невероятно мала. По словам Roblox, разработчикам положено 75,5 %, но на самом деле эта цифра намного меньше. Согласно официальной финансовой отчетности Roblox Corporation, из каждого заработанного разработчиком доллара для компании она выплачивает ему только 17 центов.
Платформа настолько непрозрачна, что даже штатные разработчики, которые занимаются этим годами, не знают соотношения между своим доходом и пользой для платформы. Для сравнения, Steam забирает себе 30 % от дохода разработчика, а Epic games Store и Microsoft Store берут себе 12 %. Все эти маркетплейсы не скрывают подобные данные от общественности.
Вход — рубль, выход — два
Допустим, вы создали игру, которая стала относительным хитом и привлекла тысячи игроков. И они даже совершают в ней покупки за внутреннюю валюту (здесь она называется Robux). Если вы захотите вывести Robux в виде настоящих денег, придется подождать, пока общая сумма заработка достигнет $1 000. Также нельзя выводить деньги, если у вас нет премиальной подписки на сервис за $5 в месяц.
И разумеется, никто не отменял старую добрую разницу между курсами продажи и покупки — она не в пользу вывода из системы. Для иллюстрации — если вы внесете $1 000, обратно вы сможете вывести только $350. Манипуляция на грани с мошенничеством. Компания делает все, чтобы вы не выводили деньги из игры, а тратили их внутри.
В других играх стартовые суммы для вывода намного ниже, например, в MMO-играх Entropia Universe (от $100) и Second Life (от $5). Многие разработчики Roblox даже используют внутреннюю валюту, чтобы платить другим игроками за работу над их проектом. Плюс система специально устроена так, чтобы сделать невозможным перенос игры на другую платформу (например, Steam), а система разработки максимально непохожа на другие.
Старые добрые манипуляции
После клика на вкладку «Create» на сайте игры дети видят огромный рекламный баннер с посылом «Создавайте все, что вы можете себе представить, охватывайте миллионы игроков и зарабатывайте серьезные деньги». Дословно написано следующее: «Создателям вроде вас платят за то, что они любят делать». На YouTube-канале Roblox фокус делается на документальных фильмах об успешных разработчиках игр. PR-стратегия Roblox направлена на «подсвечивание» соответствующих успехов у молодых людей.
Официальные руководства и раздел поддержки предполагают, что вам нужна помощь с монетизацией. А если вы зайдете на education.roblox.com, где размещены планы уроков для преподавателей, темой одного из уроков является заработок в Roblox. Дети видят, как другие люди и компании зарабатывают деньги, и это кажется легким и приятным делом.
Любим обозревать на Хабре самые интересные и дискуссионные темы из мира IT. Если хотите быть в курсе новостей, традиционно входящих в топ читаемых, подписывайтесь на наш блог.
Искусственные препятствия
Создать свою игру просто. А вот с тем, чтобы убедить других людей играть в нее, все намного сложнее. И здесь для ребенка начинается долгий и сложный путь. Если вы захотите выбрать, во что поиграть в Roblox, платформа покажет около тысячи самых популярных игр (из 20 миллионов). Здесь нет инструментов, которые бы выделяли для пользователей новые интересные игры или как-то еще помогали новым разработчикам.
Если вы ребенок и разработали свою игру для Roblox, у вас есть два варианта, что делать. Вы можете предложить свою игру стримерам или же заплатить Roblox за рекламу. Но, чтобы купить здесь что-либо, сначала нужно конвертировать реальные деньги в Robux.
Таким образом, манипуляция Roblox детьми состоит из двух этапов: сначала декларируется легкий заработок на любимом деле, а затем выясняется, что нужно заплатить. Но это работает, 20 миллионов игр на платформе ярко подтверждают это.
Чтобы сделать действительно успешную игру на платформе, нужна полноценная маркетинговая активность. На платформе есть ровно один рынок и одна ЦА — это дети. Если вы не попали в эту группу и у вас нет правильного игрового цикла, вы не добьетесь успеха.
Правильное отношение
В расследовании Roblox представлен как абсолютное зло, нацеленное на генерирование денег максимально аморальными методами. Но, возможно, стоит слегка изменить фокус и посмотреть на ситуацию чуть менее драматично.
Авторы видео утверждают, что поговорили с «чрезвычайно» успешным разработчиком игр для Roblox. Он сказал следующее: «Я бы советовал не переусердствовать и не работать слишком много, особенно в молодом возрасте. Снизьте свои ожидания, в Roblox есть миллионы игр, просто получайте удовольствие. Даже если в вашу игру играют всего несколько человек». Также он предупредил, что хорошую идею легко могут украсть разработчики с ресурсами и сделать свою версию, которая станет более популярной.
В целом, Roblox выглядит как очень хороший вариант развлечения «для удовольствия» и без фанатизма с попыткой заработать денег. Как справедливо заметили авторы, подобная смена фокуса легко решила бы проблему, осталось только донести ее до детей, играющих в Roblox.
Также разработчики, которые появились в видео, озвучили тот факт, что, если бы Roblox существовал в их детстве, они были бы счастливы. Концепция глобальной игровой песочницы, которая базово бесплатна и в которую играют люди со всего мира, выглядит как крайне привлекательная идея для любого ребенка.
Таким образом, решение этой проблемы точно такое же, как и с казино или вредными привычками. Все хорошо в меру, главное — найти способ провести черту этой меры.
Комментарии (23)
Metotron0
30.08.2021 15:03+4Я что после видео на стопгейме, что после этой статьи, всё ещё слабо представляю, что такое Roblox, и какие у него возможности. Какой-то аналог майнкрафта?
diogen4212
30.08.2021 16:05Что-то вроде, если считать каждый его мир подобием публичного сервера Minecraft и квадратные блоки заменить на Лего, а также бОльшая ориентация на детей и платные подписки (сам не играл, сделал такие выводы из чтения первых ссылок в Гугле)
debagger
30.08.2021 16:17Это игровая платформа, где игры делают сами пользователи, а пользователи могут играть в эти игры. Есть своя среда разработки, довольно функциональная, игры получаются многопользовательскими по-умолчанию.
Saiv46
30.08.2021 17:42Это уже своего рода Google Play - полноценная экосистема, которая разработчику бесплатно предоставляет движок, сервера, игровую валюту и многое другое. Всё это выливается в миллионы мусора и редкие сотни игр, генерирующих Roblox Corporation и разработчикам прибыль.
debagger
30.08.2021 16:04+12А я, пожалуй, встану на защиту Роблокс. На мой взгляд это шикарная платформа чтобы попробовать свои силы в игростроении. Тут уже готова инфраструктура, аудитория, и инструментарий. Просто запускаешь роблокс студию и начинаешь говнякать что-то, что можно опубликовать и показать друзьям. Там куча разных уже готовых ассетов (сомнительного качества, но детей это не напрягает - мы же использовали в нежном возрасте листья, чтобы играть в магазин и было норм :) ). Моей дочери было 7 лет, она после получасового ликбеза с моей стороны (а я сам видел эту роблокс студию в первый раз, и опыта геймдева у меня нет) с удовольствием пару недель там ковырялась, потом показывала свой результат брату и подружкам, они там вместе ходили творили всякое.
Я считаю это для нее был замечательный опыт - посмотреть как создаются игры хотя бы на таком примитивном уровне. Да, там сложно что-то заработать, роблокс хитрит и разводит на бабки, но огромная масса игроков тусуется там абсолютно бесплатно, и эта огромная игровая вселенная, где множество хороших проектов построены не монетизации ради, а по фану.
На мой взгляд, это очень хорошо, что есть такая платформа, где дети могут получить такой опыт геймдева, при этом иметь доступ к огромной аудитории, научиться чему-то практически в игровой форме, и возможности платформы позволяют делать довольно крутые штуки.
Tiberiy1976
30.08.2021 16:21+1У меня две статьи затрат у детей - Роблокс и Бравл Старс. И никакие игрушки из реального мира неприемлемы, если есть выбор между материальной и виртуальной.. Как родителю - это грустно и к этим сервисам отношусь хеорово. Но надо отдать должное -свою работу по промыву детских мозгов они делаю отлично. :(
SADKO
02.09.2021 16:52А какие затраты в бравле, там донат ничего не решает от слова совсем, ну накупишь ты сундуков, соберёшь всех, умения играть то от этого не прибавится и кубков тоже.
Если играть одному вне лимита времени, шансы на нормальную компанию ухудшаются так, что по-сути один играешь.
И наоборот, ограниченное время влияет на вероятности, в том числе выпадения из сундуков.
По факту, можно заплатить за прокачку акка умелому игроку, но и в этом не много смысла, тк побеждать на нём купивший сам не сможет.
Tiberiy1976
05.09.2021 01:01+1Дети 8 и 10 лет. Какие прокачки специалистами? Они как индейцы - яркое купить.
WondeRu
30.08.2021 17:08+6Можно с таким же успехом написать, что Хабр зарабатывает на своих авторах, которые тешат свое тщеславие и показывают свои статьи коллегам и семье.
Roblox - это огромная ИТ и маркетинговая инфраструктура. Некий такой LowCode с миллионами потенциальными (!) юзерами. Не нравится: пилите сами на Unity, там тоже порог входа небольшой (все относительно).
RPG18
30.08.2021 17:11+1Для сравнения, Steam забирает себе 30 % от дохода разработчика, а Epic games Store и Microsoft Store берут себе 12 %.
Дьявол кроется в мелочах. Если не вкладываться в маркетинг, то не важно 70% или 88% от 0. Без продвижения, игра просто утонет в Steam. Поэтому игровым студиям приходится идти к издателям. А тут может получится ситуация как с создателями Outriders(People Can Fly) и издателем Square Enix. Денег с продаж нет, сколько продали экземпляров неизвестно.
gentee
30.08.2021 17:14+3Для меня Roblox аналог наркодилера. Знаю конкретный пример, когда ребенок спустил туда очень большие деньги.
AKusko
30.08.2021 18:02+4Дочь знакомой 143к на этой платформе слила почти за год.
Они запилили свою систему с привязкой карточек в обход эпла и нет больше блокировки.Такая себе платформа.
debagger
30.08.2021 18:38+7На мой взгляд это скорее говорит об отсутствии контроля за расходами со стороны родителей. В условиях использования все прописано, когда у меня дочь хотела что-то там купить, это было из ее денег (карманных или подарочных), я привязывал пустую карточку переводил туда необходимую сумму, так что больше в принципе не могло списаться.
gentee
30.08.2021 18:45А если ребёнок ради скинов начинает тырить деньги из дома?
debagger
30.08.2021 19:06+4Во-первых воспитывать - по моему опыту ограничение доступа к любимой игрушке (я просто настроил правило в роутере плюс родительский контроль в телефоне) - очень мощный воспитательный стимул.
Во-вторых - доступ ребенка к финансам должен быть строго ограничен и контролируем родителями.
gentee
30.08.2021 19:18Мне кажется, что нет смысла обсуждать здесь воспитание детей. Ситуации бывают очень разные. И то, что работает в одних случаях - абсолютно не работает в других. Роблокс конечно молодцы, что поднимают столько денег, но для меня эти деньги очень дурно пахнут.
FDsagizi
30.08.2021 19:55Интересно, а как роблох работает на Эпл, ведь по сути это маркетплейс фришных игр? Нет?
И второй момент, там вроде используют Lua, а эпл запрещяет интерпретировать, нужно только компилировать?
lifemaker
01.09.2021 10:12насколько я понимаю, Apple запрешает lua на клиенте, а roblox исполняет lua на сервере
OptimumOption
31.08.2021 10:18"В других играх стартовые суммы для вывода намного ниже, например, в MMO-играх Entropia Universe (от $100) " - у этих нищебродов есть еще и комиссия 3.5% на ВВОД кэша в игру.
iliabvf
В последнее время за ширмой благородства и заботы о людях, рождаются много стартапов, преследующих внедрить куда угодно модель подписки. Очень часто их цель, это дети или слабоинформированная аудитория, как например пожилые люди или просто люди далекие от интернета и знаний.
Но Roblox, это новое "дно" эксплуатации.
Falls
Думаю, люди в погоне за прибылью еще не раз пробьют это "дно".