Мы с коллегами работаем в сфере, где возможности современных технологий используются для повышения эффективности подачи обучающего материала или сопровождения специалистов во время их работы. И в последнее время в процессе разработки, статьях, интервью, все чаще стал использоваться термин "иммерсивный дизайнер". Решил собрать некоторые мысли по помоду данной специализации.
Сам термин может достаточно широко трактоваться, но в работе с интерактивными технологиями и конкретно VR/AR под ним подразумевается специалист по созданию систем погружения и взаимодействия как в виртуальной, так и реальной среде, а также по выстраиванию связи между ними.
Благодаря развитию VR/AR технологий, системам распознавания жестов, мимики и голоса, задачи UX/UI дизайнеров вышли за пределы плоскости, ограниченной рамкой экрана и перешли в сферу пространственного взаимодействия и эффекта погружения в виртуальную реальность.
Простой пример - вопрос размещения интерфейса системного меню в VR-симуляции. Где его можно расположить?
Оно может появиться просто в воздухе прямо перед глазами пользователя
Привязываться к виртуальному контроллеру, дублирующему реальный в руке пользователя
Размещаться на запястье виртуальной руки в виде умных часов
Меню может проецировать в пространство виртуальный компаньон пользователя
Оно может относиться к конкретной точке в сцене - проецироваться на стену, голографический стол, дверь выхода из локации
Само меню может являться отдельной сценой при выходе из текущей, например, через ту самую дверь выхода
Конечно, итоговое решение во многом зависит от целей и задач самой симуляции, вопросов баланса скорости доступа к данным и эффекта погружения. Но суть в том, что, в отличие от других направлений, где дизайнер изначально работает в заданных рамках (элементарно заданных самой рамкой экрана), то спектр возможностей в иммерсивных средах становится очень широким и готового решения вообще может не быть, его требуется не выбрать из имеющегося списка подходов, а создать. Поэтому эта сфера так невероятно интересна.
Экспертиза
Несмотря на то, что определенные подходы в дизайне подобных систем были разработаны дизайнерами компьютерных игр (а также определенная экспертиза может быть полезна из сферы иммерсивного театра), с возникновением доступных для работы иммерсивных технологий, многие аспекты проектирования процесса взаимодействия потребовалось полностью переосмыслить.
И тут можно выделить следующий набор знаний, позволяющий специалистам создавать комфортные системы присутствия и управления в виртуальном пространстве:
Знания в области технологических решений, представленных на рынке
Понимание особенностей восприятия виртуального пространства пользователем, того, как он взаимодействует с ним благодаря использующемуся оборудованию
Знания в области проектирования VR/AR-интерфейсов и умение разрабатывать системы взаимодействия под разные устройства (подходы к управлению интерактивным контентом в пространстве, системы перемещения пользователя, связь интерфейса пользователя и виртуальной среды и так далее)
Специфику нарративного дизайна в виртуальной реальности
Особенности сетевого взаимодействия в виртуальном пространстве, включающее также специфику визуализации аватаров
Отдельные знания в сфере создания 360-видео и аудио
Данные специалисты востребованы в тех сферах, где важным аспектом пользовательского опыта является эффект погружения в виртуальную среду или возможности по работе с цифровым слоем в реальности - игры, обучение, маркетинг и продажи, сопровождение рабочих процессов и так далее.
Сейчас в институтах и на различных образовательных платформах появляется все больше программ подготовки специалистов, работающих с иммерсивными технологиями. Но с позиции работодателя знания в этой области обычно являются еще одним плюсом, а не необходимостью. Во всяком случае, в данный момент.
Например, мы в Modum Lab, когда ищем дизайнера или программиста, в первую очередь обращаем внимание на опыт работы в классических сферах, например, опыт дизайнера в проектировании пользовательского опыта и на то, насколько человеку интересно изучать новые направления. И уже сами в дальнейшем передаем необходимую экспертизу.