Читатели по-разному относятся к международным литературным премиям и получившим их книгам. Кто-то прицельно следит за длинными и короткими списками, а кто-то считает, что премии слишком сильно ориентированы на модные веяния. И все же, думается, все согласятся с тем, что случаи, когда премии получает не один, а все романы в цикле, крайне редки и могут служить маркером высокого качества такого цикла и его большой значимости для того или иного жанра. А некоторые из них даже являются родоначальниками новых направлений в рамках фантастики. И вот несколько примеров таких серий, в которых каждый том становился лауреатом престижных наград. 

«Книга Нового Солнца» Джина Вулфа

Джин Вулф — один из тех авторов, книги которых можно перечитывать по многу раз и каждый раз находить новые смыслы. Это не значит, что его тексты сложные или запутанные, просто Вулф всегда дает читателю пространство для размышления и с первых страниц закладывает намеки на то, куда может повернуться сюжет и что на самом деле происходит в его вселенной. В «Книге Нового Солнца» рассказывается история Севериана, молодого ученика гильдии палачей, который проходит путь от презираемого всеми изгоя до повелителя Урда — Земли далекого будущего. Как это обычно бывает у Вулфа, Севериан —  ненадежный рассказчик, но это становится понятно далеко не сразу, в том числе из-за того, что он обладает эйдетической памятью. Но помнить все не означает рассказывать всю правду, и у правителя Урда, рассказывающего о своем прошлом, есть много причин для умолчаний и недоговорок.

Четыре тома цикла получили в совокупности тринадцать премий, включая «Локус», «Небьюлу» и Всемирную премию фэнтези. Одно из самых больших его достоинств —  необычный мир, причудливо соединяющий научную фантастику и фэнтези. Только у Вулфа башня гильдии палачей может быть построена на руинах космического корабля, а старые фотокарточки высадки Армстронга на Луну сочетаться с зеленым человечком, прилетевшим в Урд из будущего. Но цикл также поднимает философские вопросы власти и ответственности, коллективной и индивидуальной памяти и отношения к прошлому. И к тому же, стимулирует этические размышления из-за чуждости обычаев жителей Урда современному миру. Разбираться в сходствах и различиях и представлять, как земляне могли бы докатиться до такой жизни, —  отдельное удовольствие.

«Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона

Робинсон считается одним из основоположников экологической фантастики и почти в каждом своем романе размышляет о последствиях бесконтрольной эксплуатации ресурсов Земли, рисках глобального потепления и необходимости изменить политику государств на глобальном уровне, чтобы не допустить экологической катастрофы. В «Марсианской трилогии», которая может похвастаться тринадцатью премиями, писатель рассматривает эту проблему через призму колонизации новой планеты, поскольку Земля уже стала почти непригодна для проживания из-за перенаселения, истощения природы и загрязнения. Несмотря на то, что просчеты «дикого» капитализма на Земле очевидны, люди готовы наступать на те же грабли —  основной конфликт между колонистами разворачивается из-за вопросов ускоренного терраформирования Красной планеты.

Цикл детально показывает процессы колонизации и политические, экономические и технологические проблемы, с которыми сталкиваются люди на Марсе —  от попыток создания атмосферы до выбора наиболее подходящего типа управления, это придает повествованию большую достоверность и было высоко оценено читателями. При этом Робинсон в духе фантастики золотого века воспевает работу ученых-инноваторов, на открытиях которых держится цивилизация. Наконец, в отличие от большинства романов об освоении других планет у Робинсона космические державы — США и Россия —  не соперничают, а объединяются для решения общих задач и проблем. 

«Расколотая Земля» Норы Кейт Джемисин

Этот цикл стал единственным случаем, когда все части одной трилогии получили премии «Хьюго» за лучший роман, к тому же три года подряд — с 2016 по 2018 год. «Расколотая земля» сразу полюбилась и читателям, и критикам, которые посчитали цикл новым словом в жанре эпического фэнтези. Джемисин одновременно следует традициям старой школы и переворачивает их, соединяя наследие гуманистической фантастики Урсулы ле Гуин и Сэмюэля Дилэни с эпическими и сложноустроенными мирами в духе Джорджа Мартина и Фрэнка Герберта.

Сюжет трилогии разворачивается в мире с единственным материком, который его жители называют Спокойствие. Но этот мир совсем неспокоен: в обществе, разделенном на самые разнообразные касты, расы и виды, полно вражды и предрассудков. Хуже всего приходится расе орогенов, способных управлять землей, вызывать и предотвращать землетрясения, и сталкивающихся из-за этого со страхом и ненавистью со стороны других рас. Орден Стражей призван управлять орогенами и контролировать их, его члены жестокими тренировками заставляют их применять свои способности на пользу Империи. Но в начале первой книги могущественный ороген использует свои силы, чтобы расколоть континент посередине, начав тем самым очередное «пятое время года», глобальную вулканическую зиму. За этим гибнущим миром мы следим глазами двух женщин-орогенов, матери и дочери — и если одна из них хочет спасти этот мир, другая вовсе не уверена, что он заслуживает спасения.

«Трилогия сдвигов» Тима Пауэрса

Тим Пауэрс обожает брать сюжеты из истории с участием известных личностей, и переплетать реальные события и фантастические элементы, создавая нечто уникальное. В разных книгах Пауэрс обращался к сюжетам из жизни Байрона и Шелли, заставляя их сразиться с вампироподобными существами, или карибских пиратов XVIII века Черной Бороды и Стида Боннета, отправляя их на поиски Фонтана молодости, работающего по принципам квантовой механики. «Трилогия Сдвигов», написанная Пауэрсом в 90-х годах, стала одной из самых признанных его работ: все три книги получили по премии «Локус», первая и третья в номинации «лучший фэнтези-роман», а вторая — «лучший роман ужасов».

В «Трилогии Сдвигов» Пауэрс использует сразу несколько сложных магических систем. Главный герой «Последней ставки», профессиональный игрок в покер, узнает о существовании магии, основанной на картах Таро, и о том, что знаменитый американский гангстер Багси Сигел, построивший несколько казино в Лас-Вегасе, на самом деле был инкарнацией Короля-рыбака из средневековых легенд. На этой легенде, как и на отсылающей к ней поэме «Бесплодная земля» Томаса Элиота, строится весь сюжет, и жюри премий наверняка оценили такую интертекстуальность романа. Во второй книге цикла, «Последний выдох», уже другие герои и другая система магии: это история о призраках, которых можно поглотить, продлевая себе жизнь. Именно этим и занимаются два антигероя, которые поглощают призраков известных исторических личностей, пока на их пути не оказывается одиннадцатилетний мальчик, случайно вдохнувший призрак Томаса Эдисона. При этом третья книга цикла «Последние дни», не только успешно соединяет вместе персонажей двух предыдущих книг, таких непохожих друг на друга, но и рассказывает независимую историю о калифорнийских виноделах и домах с призраками, основанную на объединяющей всю трилогию теме бессмертия.

«Трилогия Слуг» Энн Леки

«Слуги правосудия», первый том «Трилогии слуг», — это дебютный роман Энн Леки. Но он сразу прогремел на Западе и получил девять престижных премий, включая «Локус», «Небьюлу» и «Хьюго». А всего цикл собрал двенадцать наград. В основе его успеха лежит интересная идея — а что если осколок искусственного интеллекта боевого космического корабля окажется заперт в теле обычного человека. Леки отлично справляется с задачей показать различия между мыслями и поступками людей, роботов-слуг и самого ИИ на лексическом и лингвистическом уровнях, из-за чего текст выглядит несколько нестандартно и обрывисто, но привлекает внимание. Размышления на тему человечности ИИ и соотношения между искусственным разумом как одним целым и его отдельными программами-частями у Лэки, может, и не оригинальны, но поданы под любопытным углом.

Еще один плюс цикла — это проработанный сеттинг. Причем не только с географической, но и с социально-антропологической точки зрения. Например, в языке расы радчааи отсутствует понятие пола, поскольку их общество достигло абсолютного гендерного равноправия. Это приводит к тому, что читатель так до конца и не понимает, кто в цикле какого пола — ИИ, которого создала Империя Радч, не различает мужчин и женщин и автоматически думает обо всех в женском роде.

Комментарии (63)


  1. vilgeforce
    01.09.2022 18:21
    +10

    А вы сами "Красный Марс" читать пробовали?


    1. teh_raven
      01.09.2022 18:45
      +5

      Зачем? Это же очевидная рекламная запись от Фанзона


      1. vilgeforce
        01.09.2022 19:00
        +8

        Чтобы не рекламировать это. На мой взгляд - одна из худших книг что я читал


    1. Metotron0
      02.09.2022 04:43
      +2

      На хабре как-то его нахвалили, мы купили все три книги. Я попробовал начать, но не справился. Отложил на попозже.


      1. vilgeforce
        02.09.2022 11:07
        +3

        Подарите кому-нибудь из заклятых друзей


      1. Jian
        02.09.2022 11:49

        Зато в одноимённую компьютерную игрушку поиграл. ^_^


  1. Redrik05
    01.09.2022 22:39
    +3

    Читал только один фентезийный цикл - Кровь и железо от Аберкромби. Очень понравился. Хотя чем-то напоминает Дж. Мартина


    1. vconst
      01.09.2022 23:39

      Оба этих цикла — подражание Эриксону


      1. larasage
        02.09.2022 07:16
        +1

        Цикл Мартина начал публиковаться раньше, чем Эриксона. Сам Мартин говорил, что главным источником вдохновения для него был цикл "Проклятые короли" Мориса Дрюона.


        1. vconst
          02.09.2022 10:55
          +1

          Жаль, что Аберкромби слил всю форели фентези в обычный производственной роман…


          1. Jian
            02.09.2022 17:40

            Не согласен, третья трилогия — ни фига не производственный роман, а она в жанре стимпанка. Вы вероятно, просто типичный анкап и увидев что быдло вздумало бунтовать против своих благодетелей, сразу забросили роман как «левацкое дерьмо». И явно не дошли до очень неожиданной концовки в финале третьего тома.


            1. vconst
              02.09.2022 18:28
              +2

              Как меня улыбают подобные попытки, выдумать на мой счет какуюнить дичь, типа «быдло, не дочитал, благодетели, дерьмо» и тп ))

              Это какая-то проекция ваших комплексов? :)


    1. GeorgeIV
      02.09.2022 12:41
      +2

      Второй цикл "Море Осколков" поинтереснее будет,


      1. Jian
        02.09.2022 17:37

        Мне лично не зашло.


  1. Thebear
    02.09.2022 03:24

    auxiliary justice очень слабая серия. 5th season ничего но тоже не шедевр, Марс, на мой вкус, тоже жидкий. Странная подборка.


    1. vconst
      02.09.2022 11:03

      Серия отличная, премии там не за так выдали. Более того — сама идея, весьма оригинальна. Правда, после первой книги все становится очень локальным и это разочаровывает


      1. Thebear
        03.09.2022 03:15

        Если вы про auxiliary, то чего там отличного? Похожие элементы есть в некоторых книгах culture, которые гораздо сильнее.


        1. vconst
          03.09.2022 12:17

          Серия Бэнкса чудо как хороша, но там совсем про другое, я не уверен, что у Культуры есть некий прообраз и вообще, сильно похожие книги.


  1. andrey_ssh
    02.09.2022 08:15
    +6

    RGB Марс - нудятина.

    Ким Стенли Робинсон - графоман (и/или деньгу за количество букв получает).

    Как фантастика это третий сорт. Ни единой новой идеи или их развития. Ни одной оригинальной мысли. Если, конечно, вы не считаете оригинальной идею поесть земли (грунта) во время всепоселковой оргии под наркотиками. Уточню, что землю там жрут лучшие умы Земли, отправленные колонизировать Марс. И нет, никакого смысла за этим действом не стоит.

    Для добавления "научности" в эту "фантастику" местами вставлены статьи из википедии. С сюжетом вставки никак не связаны.

    Сюжета тоже как такового нет. Книги состоят из обрывков несвязанных между собой. Постоянные прыжки во времени на случайные расстояния. Если вам показалось, что появилась какая то осмысленная последовательность событий, то в следующем абзаце действие будет происходить 40 лет спустя - про описанное в предыдущем никто не вспомнит.

    Прослеживается некоторый глобальный ареогеополитический сюжет, но он тоже никакой внутренней логики не имеет. Описанные события могли произойти или не произойти в любом порядке.

    Я предполагаю, что автор хотел "широкими мазками" показать ощущение жизни на терраформируемом Марсе. Возможно он даже добился чего хотел, но интересным чтивом его произведение от этого не стало.

    От фантастики ожидается (мной) наличие каких то технических деталей, описания машин, проблем связанных с их эксплуатацией. Ничего этого нет. Для героев книг марсоход - это как кроссовер в городе - сел и поехал по делам. Самая большая из возникших технических сложностей - это севшая батарейка. Как герои преодолели этот вызов? Какие ухищрения родили их гениальные умы в борьбе за выживание? Никак и никакие. Батарейка продержалась до места назначения.

    В остатке есть только политический триллер, но это не мой жанр.


    Из плюсов:
    1. Занимает много времени при отлёживании в ковидном отделении.
    2. Больше никаких.


    1. vconst
      02.09.2022 10:56

      Ну почему? Как производственный роман времён развитого социализма — сойдет ))


      1. vilgeforce
        02.09.2022 11:11

        Крайне картонные персонажи, характеры отсутствуют. Ну и все вышенаписанное в комментарии :-(


        1. vconst
          02.09.2022 11:12

          Все так) Вы не читали плохих советских производственных романов?))


          1. vilgeforce
            02.09.2022 11:35

            Может я вовсе никаких не читал...


            1. vconst
              02.09.2022 11:46

              Ну, от скуки что только не брал в руки ))

              Этот марс, довольно неплох. А вот когда мне начали рассказывать, что «фуфло это вас стивенсон, надо читать катласа» — тут уже есть от чего вздрогнуть


              1. andrey_ssh
                02.09.2022 13:07

                Катлас - нормально.


                1. vconst
                  02.09.2022 13:08

                  Сайты и ссылки:
                  samlib.ru/e/eduard_k (официальный сайт)

                  Сразу нет


  1. azzas
    02.09.2022 08:47
    +5

    Фэнтези: Крайне рекомендую серию Страж от Алексея Пехова. Ведьмак после этого — унылая унылость.

    Фантастика и киберпанк: Вадим Панов — Анклавы. Безусловный шедевр. «Широта» сюжета поражает, нигде ничего подобного не читал.


    1. vconst
      02.09.2022 10:56
      +2

      панов и пехов — вместо Сапковского?..
      Мндэ…

      Шедевр киберпанка и фентези — это Дочь железного дракона. Аж мурашки, как вспомнил. Высший класс. А эти пеховы — «третий сорт не брак»


    1. vilgeforce
      02.09.2022 11:13
      +2

      Странно, что столь высоклассные произведения не переводят на английский и они не получают международных премий


      1. vconst
        02.09.2022 11:14

        Тонко )))


        1. vilgeforce
          02.09.2022 11:37

          Нет :-/ Когда я вижу что лучшая фантастика - Лукьяненко (упаси машыах!) - я сразу спрашиваю как у него с международными премиями. Закономерно никак


          1. vconst
            02.09.2022 11:45

            Это у меня давно. Как только слышу, что человек читает всяких никитино-головачевых — значит мне с ним говорить не о чем будет


      1. azzas
        02.09.2022 11:23
        +1

        То что всякий попсовый мусор переводится на много языков еще не говорит о его качестве.

        Всякие сумерки, оттенки серого, бегущие в лабиринте и т.д. Все — мегахиты, но сами книги язык не повернется назвать хорошими.


        1. vilgeforce
          02.09.2022 11:36

          Что с премиями у вышеперечисленного? Hugo, Nebula?

          "Вот именно!" (с)


    1. FlashHaos
      02.09.2022 14:40

      Вы ещё перумова посоветуйте.


      1. vilgeforce
        02.09.2022 14:42

        Поначалу-то был норм, в принципе. Но как достиг коммерческого успеха - шлачина пошла...


      1. azzas
        02.09.2022 14:43
        -1

        А вы читали те книги что я упомянул?


        1. vconst
          02.09.2022 15:37
          +1

          Я пробовал читать и панова и пехова. Не идут ни в какое сравнение с западными мастерами фентези, это что-то уровня «хуже лукьяненко». Плоскота, примитив, шаблоны


          1. azzas
            02.09.2022 15:45
            -1

            Я спрашиваю про конкретные книги. Другие книги этих авторов мне не зашли.


            1. vconst
              02.09.2022 15:59
              -2

              От осинки не родятся апельсинки.

              Я достаточно пробовал читать «современную русскую фонтазтегу», чтобы всю ее засунуть в одну категорию — третий сорт. Чисто статистически не может быть, чтобы какой-то пехов или панов — написали что-то круче Ведьмака или Рейневана.

              Это принципиально другой уровень


              1. azzas
                02.09.2022 16:50

                Классическое «не читал/не смотрел, но осуждаю».


                1. vconst
                  02.09.2022 17:06

                  Классическое «прочитал столько — что в чудеса не верю»

                  Обычно бывает так, что «условный головачев круче Уоттса» говорят те, для кого Уоттс слишком сложен. Иначе, давно бы уже все было переведено, выпущено большими тиражами, сняты сериалы и сделаны игры. Но их нет?


                  1. azzas
                    02.09.2022 17:51

                    У всех свой опыт.
                    Ни я вас ни вы меня не преубедите.


                    1. vconst
                      02.09.2022 18:30

                      но почему никто не перевел ни пехова, ни катласа и не выдал ему всяких хьюго-небьюл и даже не номинировал?


                      1. azzas
                        02.09.2022 19:02

                        Что у вас за фетиш по поводу премий? Или Вы читаете только премированных фантастов?

                        Обама получил Нобелевскую премию Мира. И что? Она хоть как то отражает его заслуги?


                      1. vconst
                        02.09.2022 20:22

                        А пехов — лучше Сапковского))
                        Ну ну)


                      1. Desprit
                        02.09.2022 22:24
                        +2

                        Пардон, а что такого в Сапковском, что вы его тут тыкаете повсюду?


                      1. vconst
                        02.09.2022 22:40

                        Я?
                        Да неужели

                        Ветку сначала почитайте


                      1. mSnus
                        02.09.2022 23:59

                        Да, местами лучше. Анклавы очень хороши.


                      1. vconst
                        03.09.2022 12:17

                        Ну да, про «лукьяненко — лучший писатель», тут уже было


                      1. mSnus
                        03.09.2022 17:15

                        Вы ещё к Глуховскому приравняйте) в целом вас, конечно, никто не заставляет это читать, но - зря вы с таким снобизмом и так огульно. О Стругацких по "Стране багровых туч" ведь не судите?


                      1. vconst
                        03.09.2022 17:58

                        Ну так и об Уоттсе можно пытаться судить по его фанфику из серии Кризиса, чисто коммерческому. Только вот Уоттс написал много совершенно замечательных вещей, а всякие пеховы — нет. Ничего выше уровня «почти второй сорт». И никогда не напишут — таланта нет


                      1. mSnus
                        03.09.2022 18:52
                        +1

                        Не знаю, "Анклавы" мне понравились сильно больше "Ложной слепоты"


                      1. vconst
                        04.09.2022 14:30

                        Выше:

                        Когда я вижу что лучшая фантастика — Лукьяненко (упаси машыах!) — я сразу спрашиваю как у него с международными премиями. Закономерно никак


                      1. mSnus
                        04.09.2022 14:38

                        а у "Града обреченного" на английском какой рейтинг? Выше, чем у "Гарри Поттера"? А "Хищные вещи века" переведены? А "Понедельник" кто-то на английском читает?

                        да и вообще список международных наград не очень, и что?


                      1. vconst
                        04.09.2022 14:40

                        А еще есть очень интересные головачево-никитины. Но не надо со мной их обсуждать, плиз.


                      1. mSnus
                        03.09.2022 00:45
                        +2

                        А стоило бы перевести. Не знаю уж, можно ли номинировать. Олди вот тоже не номинировали.


  1. Radisto
    02.09.2022 09:48
    +1

    Мне "Пространство Откровения" Рейнольдса понравилось. Объем конечно огромный, куча параллельных линий в сюжете. Но мне зашло


  1. Honomer
    02.09.2022 15:13

    Из перечисленного читал «Красный Марс» и «Слуги Меча». Ни одну не могу посоветовать читать с чистой совестью.

    «Слуги» - откровенно слабая вещь, непонятно за что получившая свои премии. Может быть потому, что остальные были ещё хуже, но тем не менее полученные премии не делают само произведение выдающимся. Откровенный проходняк, замешанный на достаточно мутной идее. Говорят что в оригинале на английском оно блестяще, но… очень не уверен. 3-, не более. Дочитал из принципа, но на вторую часть меня не потянуло.

    «Марс» вроде ничего, но… постоянно оказывается, что есть какие-то чуть более увлекательные вещи, которые отвлекают от него. В итоге отложен на половине, как не будет ничего, что можно читать - наверное прочту до конца.

    Из последнего, что действительно увлекло, были «Дети Времени» Чайковски.


    1. mikhanoid
      02.09.2022 19:37
      +3

      Почему не понятно, за что "Слуги" получили свои премии? Вот же

      Например, в языке расы радчааи отсутствует понятие пола, поскольку их общество достигло абсолютного гендерного равноправия. Это приводит к тому, что читатель так до конца и не понимает, кто в цикле какого пола — ИИ, которого создала Империя Радч, не различает мужчин и женщин и автоматически думает обо всех в женском роде.


      1. vconst
        02.09.2022 20:28

        Ох уж эти аннотации… ))


  1. mSnus
    03.09.2022 00:03

    "Марсы", "Радч" и "Слуги" - все так себе. Есть куча фантастики получше. Те же Бенкс, Эриксон, Ротфусс, Хобб..


  1. andrey_ssh
    03.09.2022 06:09
    -1

    Бэнкса на Хабре регулярно упоминают как хорошего автора, которого стоит почитать, но ...

    Далее спойлер, который я не стану скрывать, поскольку читать это произведение не нужно.

    Шаги по стеклу

    Молодой человек, с первого взгляда влюбившись в случайно встреченную девушку, оказывается втянут в таинственную историю ...

    Простой рабочий уверен, что в действительности он - гонимый полководец великой галактической войны, заключенный в человеческое тело ...

    В загадочном замке Дверей, расположенном неведомо в каком времени и пространстве, два старика играют в странные игры и пытаются найти ответ на загадку ...

    Три истории, которым в итоге предстоит слиться в единое целое!

    Каков же неожиданный поворот сюжета, объединяющий истории? Какие скрытые силы связывают персонажей?

    Герои второй и третьей историй сидят в одной психушке.

    Герои первой истории живут в том же городе, где находится психушка.

    Это всё.

    Герои незнакомы и не общаются. Они никак не влияют на смежные истории. Никакого откровения объясняющего происходящее нет.

    Бэнкс написал три посредственных рассказа и запихнул их в одну книгу. Видимо, чтобы продать можно было.