Я пообщался с коллегами из геймдева и попросил их дать рекомендацию или какие-то напутственные слова, которые бы помогли начинающим разработчикам игр или были бы полезны тем, кто уже давно работает в индустрии. В результате получилась подборка советов от специалистов из разных областей, которая на мой взгляд будет полезна всем, кто занимается созданием игр. Приятного чтения!
Перед началом…
Обычно, я пишу свои материалы в одиночку, но для того чтобы их разнообразить я решил обратиться за помощью к другим разработчикам и хотел бы поблагодарить всех тех, кто откликнулся и решил принять в этом участие.
Советы в этой публикации получились разными и несмотря на мои корректировки и предложения к авторам, все осталось в оригинальном виде и публикация осуществляется с их непосредственного согласия. На мой взгляд такая подача позволит побольше подчеркнуть уникальность каждого участника и в действительности представит материал в более разнообразном виде.
Некоторые рекомендации получились короткими, общими или затронули необычную тему, но даже пару из них я уже записал в личные заметки и если вы найдете для себя что-то интересное, то мне и авторам уже будет приятно. Каждый из участников этой публикации постарался описать что-то важное, “наболевшее” или простое, но с глубочайшим смыслом… Например я всегда советую геймдизайнерам играть в игры и это звучит слишком просто и банально, чтобы быть серьезным советом, но на моей практике и при общении с другими разработчиками, я убеждаюсь, что этому совету следует только 5-10% геймдизайнеров и это является большой проблемой в нашей специальности, поэтому каждый совет может быть важным. В эту подборку попали рекомендации от геймдизайнеров, художников, руководителей студий и даже на тему фандрайзинга, что на мой взгляд еще раз подчеркивает многогранность индустрии геймдева и то, сколько всего стоит учитывать и изучать занимаясь созданием игр.
Если вы хотите получить еще больше советов, то можете найти их в публикациях из моего профиля (вот например 99 советов геймдизайнеру, или 99 советов по монетизации), а если интересуетесь созданием игр или геймдизайном, то приглашаю вас присоединиться в мое сообщество в Telegram, где вы сможете пообщаться с другими разработчиками или изучить материалы на тему нарратива, монетизации или общих процессов разработки игр.
Советы от разработчиков
1. Наигранность очень важна. Играйте в игры не только для развлечения (как игрок), но и для изучения (как разработчик). Дьявол кроется в деталях, у каждого продукта есть свой «секретный соус», благодаря которому заводится та магия, которую сложно склонировать и повторить успех. Анализируя другие игры делайте скрины, записывайте видео вашей игровой сессии, чтобы потом детально ее изучить.
Материал храните где-нибудь в облаке, 21 век как никак… Расставляйте хештеги для более удобного поиска: тут анимация яркая, тут офер хороший, а тут туториал удачно реализован. В итоге у вас будет склад хороших референсов, ориентиров по планке качества на рынке и примеров, которые вы сможете легко воссоздать.
Александр Штаченко, автор блога ProGameDev.net, курсов по продюсированию и оперированию игр.
2. Работа в игровой индустрии - это невероятно интересно. Мало того, что вы получаете за счет своего труда в создании игр финансовое благополучие, так еще и удовольствие от работы. А когда делаешь свое дело с душой и с горящими глазами, то успех приходит быстрее. Так что найдите ту область деятельности, в том числе и внутри геймдева, в которой вам классно и интересно. И развивайтесь именно в ней, стремитесь к тому, чтобы войти в число лучших в мире в своей сфере.
Ошибок и проблем будет много, но когда есть правильная мотивация и внутренний запал, то эти ошибки и проблемы не тормозят вас, а наоборот помогают обучиться тому, как действовать в будущем. И в конце-концов добиться своих целей и даже больше.
Уточкин Вячеслав, со-основатель и генеральный продюсер Geeky House.
3. Начинайте с малого. Если это ваша первая игра – не пытайтесь создать убийцу GTA. Сделайте хотя бы текстовую игру, которую можно пройти за 10 минут.
Законченный, пусть и крошечный, проект за плечами всегда ценнее грандиозных нереализованных планов.
Александр Пугачев, Lead Narrative Designer в студии Flyin Dogs (The Tales of Bayun).
4. Не пишите свои тулзы, если можно взять готовое и допилить напильником.
Программист из крупной геймдев компании, который предпочитает быть анонимным.
5. Жизнь разработчика - постоянная учеба и совершенствование своих навыков. Ролики в YouTube, онлайн-школы, а также книги подойдут для получения знаний. Регистрируйтесь на всех платформах, телеграмм-чатах, участвуйте во всех митапах, общайтесь с HR и вы найдете работу.
Не бойтесь отказов, всегда запрашивайте фидбек. Проявляйте инициативу, вы же делаете продукт в индустрии развлечений. Ищите себе грамотных менторов, всегда запрашивайте их фидбек. Выбирайте себе правильного партнёра по жизни… один в поле не воин.
Виктор Звягинский. Level Designer по основной деятельности. Game designer инди хоррора.
6. Учитесь признавать ошибки и принимать неудачи. Даже если в играх вы не соглашаетесь на проигрыш, а если уж проиграли, то не относитесь к этому серьезно.
В реальных продуктовых историях развивайте способность брать ответственность и платить реальную цену за принятые Вами решения. Особенно, когда игровой проект превращается в дорогой увлекательный аттракцион, билет за который за вас оплатил кто-то другой.
Помните, что самая высокая цена - это слитое на мертворожденный проект время. Обратное тоже верно. Самая большая награда - это ощущение того, что каждая секунда потраченная на игру была на вес золота, и результат превзошел все ожидания.
Павел Гребнев, CEO компании Finiki.Games
7. Интересуйтесь работой вокруг вас, люди в вашей компании - огромный источник опыта и информации по всем аспектам создания и продвижения игр.
Задавайте вопросы коллегам, если что-то непонятно, ведь логика принятия решений у всех разная и понять ее важно, чтобы в следующий раз применить опыт более опытного коллеги. Возможно, сначала вопросы будут простыми и с первого взгляда глупыми, но на каждый глупый вопрос можно получить объемные и полезный ответ, а после ряда глупых вопросов вы начнете больше понимать и вопросы станут полезные как для вас, так и для коллег.
Евгений Гильманов, Head of Monetizations в Belka Games.
8. Не бойтесь ошибок, все их совершают, и каждая ошибка или проблема ведёт к решению, и каждое решение добавляет жизненный и профессиональный опыт.
Творить что то неизведанное - это и интересно и всегда полезно.
И еще… достигнув некоей стабильности - нужно стремится выйти из неё, сменить работу или сферу. Опять же - для достижения опыта. Став старше и обладая множеством знаний можно выбирать занятие по душе, а не нужде.
Вячеслав Мальец, независимый разработчик, программист и замечательнй друг.
9. Снимите розовые очки и забудьте про «игру мечты» (на продолжительное время). Как минимум, на первых порах у вас будет много рутинной и однообразной работы, многому нужно будет научиться, уйма вещей не будет получаться. Если вы к этому не готовы, то есть ненулевая вероятность, что эта индустрия не для вас.
Андрей Апанасик, CTO и сооснователь Balancy [ссылка удалена модератором] — сервиса для разработчиков игр, упрощающего работу с балансом и лайвопсом.
10. Не стоит “за бесплатно” делать то, что любишь, если тебе готовы за это заплатить.
Екатерина Попова. Нарративный дизайнер и предприниматель.
11. Учите фундаментальные знания — практические знания быстро устаревают, а фундаментальные — никогда. Конкретика каждой технологии, каждого фреймворка и каждого движка становятся не важны, если вы знаете основы программирования и софта.
Не стоит думать, что "где-то по другому". Архитектурные подходы, нюансы языка и прочие детали или одинаковые или очень похожи. Игры вносят свои коррективы, но суть всё равно одна. HLSL (шейдерный язык) — везде одинаковый. Алгоритмы — везде одинаковые. Техники проектировки — везде одинаковые. Поэтому лучше изучать фундаментальные знания, так как практические задачи дальше становятся элементарными.
Дядиченко Григорий, Технический Продюсер.
12. Играй, читай, знакомься, экспериментируй, не бойся и пробуй в конце-концов!
Ведь разработка игр - это процесс непрерывных улучшений, который никогда не заканчивается.
Давид Дренягин. Founder / CEО Yoga Games
13. Портфолио - одно слово со множеством смыслов.
Думаю, что все понимают важность портфолио для художника, но когда я вижу, что присылают художники, которые ищут работу, то у меня буквально волосы встают дыбом… Тут все просто - те, кто понимают как портфолио помогает в поиске работы или заказов имеют от этого профит, а остальные - имеют проблемы.
Следующий смысл этого слова заключается в том, что вам нужно изучать работы (портфолио) художников со всего мира, в разных областях и художественных стилях, не говоря уже о работах старой “классики” великих личностей. Вдохновляясь работой других вы сможете улучшить свои навыки, попробовать себя в новом стиле, а также, задуматься над тем, какие знания вам еще стоит подтянуть, чтобы научиться новому.
Обсуждайте портфолио с другими, копируйте работы, практикуйте навыки и творите… вы же художник. Прочитали? А теперь сделайте быстрый скетч на свободную тему!
Кристина Чернова, Lead Artist - Fly Fly Studio.
14. Зачем слова, когда нет желания?
Пока вы якобы думаете, боитесь принять решение, кто-то уже делает. Не тратьте драгоценное время, либо действие, либо забудьте.
Иванов Дмитрий, CEO Be Nice games.
15. Повышайте наигранность и насмотренность.
Возьмите список жанров и платформ, найдите те, в которые не играли или играли мало, и поиграйте в пару культовых игр и в пару свежих, которые на слуху.
Сделайте небольшие деконстракты, чтобы понять, почему это работает и какие элементы могут пригодиться вам в дальнейшем.
Павел Оганесян, доцент ИММКН ЮФУ, продюсер в Geeky House.
16. Если планируете работать в команде, развивайте софт-скилы: коммуникабельность, доброжелательность, ответственность.
Это те качества, которые будут отличным дополнением к вашим профессиональным навыкам, и повысят шансы быть рекомендованным на работу мечты.
Евгения Колина, геймдизайнер в Strikerz Inc.
17. Совет по финансированию: не бойтесь готовить заявки и презентации для господдержки с безвозвратными инвестициями - это займет 2-3 дня, конкурс ФПКИ дает до 100 млн, позволяет монетизировать игру сразу и имеет гибкий KPI и сроки отчетов (не успеете - можно продлить), ИРИ даёт до 300 млн, но его KPI больше увязан с суммой (напишите мало уников - будет меньше шансов).
Как повысить шанс на успех? Хотя бы частично отразить в нарративе темы национальных проектов РФ, социальных программ или самих конкурсов (читайте доки), а также взять в партнеры релевантную НКО.
Главное - будьте внимательны, в формах подачи заявок есть неочевидные моменты, если подаете в первый раз. Удачи коллеги!
SLD | Станислав Лаук-Дубицкий. Фандрайзер, продюсер и геймдизайнер.
18. Всегда держите в фокусе цели, которых вы хотите достичь.
Делая любую задачу нужно четко понимать ответ на вопрос "Зачем мне эта задача и к чему она приведет". Чем точнее сформулирована цель - тем быстрее и проще вам будет прийти к результату.
И еще… один выпущенный проект - лучше чем 10 проектов в разработке.
Никита Шамаков, СЕО Elephant Games.
19. Не забывайте, что самое главное в игре - это её Core.
Уже много лет идёт повальное увлечение тем, что ГД максимально фокусируются на Meta части проекта. Да, конечно же, Meta делает игру интереснее. Но если в "голую" игру нельзя играть часами, то никакая Meta не спасёт.
Помните, что на разработку игры уходит немало времени. Очень обидно будет, если вы сделаете Core за 10% времени, а потом будете сверху на него лепить Meta, в итоге осознав, что в это просто неинтересно играть.
Посмотрите на неожиданные хиты, в которых почти нет Meta части. Vampire Survivors, Super Crate Box и так далее. Уверен, что многие из вас провели десятки часов в таких играх. Вот и советую вам сделать так же.
Убедитесь, что вы готовы часами играть в Core, а уже потом занимайтесь Meta частью. И помните, что по-хорошему, именно у ГД должно быть максимальное количество часов, наигранных в проект. ГД, который не играет в свою же игру - странный ГД.
Вова Ковтун, геймдизайнер.
20. Помогайте другу другу. Когда я обратился за помощью в подготовке этого материала ко многим разработчикам игр, то отзыв оказался невероятно высоким. За все время своей карьеры я просил советов у многих ребят из индустрии, в том числе и по таким темам, которыми “не любят” делится и всегда находил тех, кто старался помочь.
Очень приятно видеть, что люди из разных компаний и сфер деятельности в нашей индустрии помогают другу другу, чтобы делать свои игры еще лучше и решать проблемы, которые появляются на пути разработки. Этот материал тоже в помощь…
Кумыков Эдуард, автор этого материала, создатель сервиса полезных ссылок для разработчиков игр и Gamedev библиотеки - gooo.games.
Вместо заключения
Спасибо, что дочитали! Надеюсь, советы вам понравились и вы нашли в них что-то полезное. Пишите в комментариях, что еще можно посоветовать разработчикам игр и возможно, ваш совет тоже кому-то поможет. Пишите, свое мнение и возможно, оно тоже будет кому-то полезно. Заглядывайте ко мне в Telegram, еще увидимся…
polearnik
что такое Meta и Core?
Eduard_Kumykov Автор
Core - основной геймплей. Например, если рассмотрим WoW - это бегать по карте и вырезать монстров, выполняя задания и возвышая персонажа, если коротко. Meta - все, что в это не входит и по сути не важно для основной игры, а идет как доп. фичи и тут как Meta механику можно рассмотреть битву с питомцами - она на основную игру мало как влияет.
Miwwa
Не совсем так. Meta так же важна для игры как и Core. Meta определяет долгосрочные цели и дает стимулы игроку продолжать играть в Core
В случае WoW, Core - это путешествия по локациям, сражения с монстрами и сбор ресурсов
Мету же нельзя определить однозначно, т.к. для разных этапов игры и для разных типов игроков мета будет разной.
До максимального уровня прокачки - это квесты, исследование локаций, прокачка умений и экипировки
После взятия максимального уровня, мета для казуальных игроков - это сбор коллекционных предметов - скины, маунты, игрушки; дополнительные инструменты для исследования мира, квестов, и их прокачка
Для PvE игроков - это прокачка экипировки, растущая сложность подземелий и рейдов, система сезонов
Для PvP игроков - системы рейтинга и очков чести/доблести
А битвы питомцев - это вообще отдельная система, расширяющая список активностей, но почти никак не связанная с Core. Она сама содержит как Core - собственно битвы питомцев, так и мету - сбор и прокачка питомцев
Dogrtt
На примере какого-нибудь Empires&Puzzles:
1) Core - это непосредственно битва на Match3 поле и связанные с этим механики
2) Meta - это всё остальное, то биш, развитие замка, сбор и прокачка карточек героев и т.п.