Меня зовут Айгерим, мне 20 лет. Я студентка Московского политехнического университета на направлении геймдев, сейчас на 3 курсе. Есть много статей про обучение IT-специальностям в разных вузах, но геймдев-направления в России это довольно редкое явление. Я мало где встречала статьи/подкасты/материалы на эту тему, поэтому мне захотелось поделиться личным опытом обучения и студенческой жизни в целом.

В этой статье я расскажу, как происходит процесс обучения, какие предметы преподают, есть ли возможность трудоустройства и развития как специалиста, как лично мне вуз помог найти работу и дал понять, что разработка игр — мое призвание.

О поступлении

Я никогда не представляла, что могу заниматься разработкой игр, когда училась в школе. Большую часть жизни геймдев для меня присутствовал лишь в результате конечного его продукта — я очень много играла. Это было просто моим любимым хобби.

Программирование и IT для меня оставались на уровне простого любопытства. И все это изменилось, когда я в 10 классе увидела образовательную программу «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии» в Московском Политехе. Как правило, образовательные программы по разработке игр тогда были либо платными курсами, либо с уклоном в творчество/менеджмент. Поэтому предложение меня сразу заинтересовало, и вот, собственно, как я здесь оказалась.

Поступить сюда было несложно, поскольку бюджетных мест выделяется достаточно много. Ещё меня здорово спас мой красный аттестат.

Если честно, меня также подкупил неплохой (и самое главное понятный) дизайн их сайта:
Я думаю абитуриенты поймут, как бесит, когда не можешь разобраться в структуре сайта или просто течёт кровь из глаз из-за него
Я думаю абитуриенты поймут, как бесит, когда не можешь разобраться в структуре сайта или просто течёт кровь из глаз из-за него

Программа и учебный план

Общая информация

Любой абитуриент, поступая сюда, ожидает, что будет создавать игры. И что мне нравится больше всего: он правда это будет делать. В нашем учебном плане практически каждый семестр есть какой-либо предмет, завязанный на разработке игрового проекта. Кроме первого "вводного" курса, сейчас объясню почему.

Программа, на которой я обучаюсь, является одним из профилей направления «Информационные системы и технологии». Это довольно крупное направление на 300-400 студентов. В мой год поступления было пять профилей, и если их кратко описать, то это:

  1. Чисто программирование

  2. Нейронки

  3. Дизайн

  4. VR и AR

  5. Геймдев

Перед началом второго курса всех студентов распределяют по специализациям. В моём случае, из-за того, что на геймдев пошла половина потока, пришлось создать несколько групп и упразднить нейронки с VR и AR. С каждым годом интерес к профилю растёт. Скорее всего, он станет отдельным направлением подготовки.

На первом курсе, как и во многих вузах, предметы общие. Введение в программирование, введение в профессию, введение в проектную деятельность (о ней расскажу подробнее ниже), информатика, линейная алгебра и даже русский язык. Из-за короны обучение было полностью дистанционным, меня это полностью устраивало. Даже сейчас, спустя столько времени, я редко езжу в университет, потому что большую часть работ можно сдать дистанционно.

Как я и упоминала ранее, большинство предметов действительно связаны с разработкой игр. Например, на предмете «Мультимедийное наполнение компьютерных игр» нужно было представить трейлер игры в конце семестра. А на предмете «Технологии программирования компьютерных игр» представить уже сам игровой билд. И таких примеров много. Ну и не стоит забывать, что дипломная работа ожидается в виде игры.

Вырезка из учебного плана. Тут уже более узконаправленные предметы
Вырезка из учебного плана. Тут уже более узконаправленные предметы

Теперь про программирование

Конечно, программирования у нас было очень много, и притом не только у нас, а вообще у всех профилей. Не всем специалистам из игровой индустрии нужно уметь писать код, но наша программа готовит именно таких.

Конкретно по этой части скажу, что не все так радужно. Если вы ожидаете, что тут вас научат самым современным технологиям и вообще вы станете самым крутым программистом, я вас разочарую. В вузах эта схема практически не работает. У нас бывали и решения на листочке, и маразм старых преподавателей, и обучение в стиле «сдохни или умри». Большинство толковых студентов — самоучки. Тем не менее, есть множество классных преподавателей, которые разбираются в проге и геймдеве и поощряют активных студентов.

Что по стеку, так это сборная солянка. Все начиналось с С-подобных языков и простеньких задач (ну слава богу, что не с Паскаля). При особом желании можно было писать на Python. Я решила помучиться с С и С++, мне понравилось. На втором курсе мы изучали игровой движок Unity, и тут меня затянуло. Решила, что буду подробно учить С# и найду работу Unity-разработчиком. Но помимо этого, мало-помалу затронула и HTML/CSS/PHP/JS, и Java, и Python. Когда дело касается курсовых работ, обычно студент сам выбирает, на каком стеке технологий все сделать. Хотя это может зависеть от преподавателя.

О проектной деятельности

Главной фишкой Мосполитеха является проектная деятельность.

Проектная деятельность — это дисциплина, которая внедрена во все учебные планы Московского Политеха с первого по последний курс на всех направлениях подготовки бакалавриата и специалитета.

@ взято с сайта вуза

На первом курсе нам дали задания спроектировать инженерные штучки и распределили в команды. Нашей команде сказали создать небольшую машинку, которая умела бы рассчитывать путь и могла бы выйти из лабиринта. Кому-то повезло меньше, и им надо было сделать аля аппарат для ИВЛ. В конце семестра проводилась бы комиссия с испытаниями наших творений. Опять прекрасная корона вмешалась в планы, поэтому в итоге мы просто сдали чертежи из автокада, код и документацию.

Нас от всего этого спасал только юмор

Со второго курса можно было выбрать любой проект твоего факультета. А у нас их очень и очень много. На моей памяти были: проект с редизайном личного кабинета Мосполитеха, мобильное приложение Мосполитеха, создание игр, партнерство с BMW, проекты студенческих объединений. Я решила не париться и пойти на проект, на котором надо создавать новые курсы для нашей учебной платформы LMS. Почему я не пошла в разработку игр? Ответ простой: нехватка времени.

Как я стала Unity-разработчиком на 2 курсе

В начале второго курса мы познакомились с Unity. А потом я увидела анонс геймджема (это как хакатон, но по теме игр), и решила попробовать поучаствовать. Собрать команду для него никогда не было проблемой, потому что единомышленников очень много. Для меня это большой плюс, ведь геймдев напрямую связан с работой и общением с людьми.

Первый джем комом, как говорится, но опыт был незабываемым. Вот так, пробуя себя, я решила углубиться в Unity-разработку. Брала тестовые задания, участвовала в новых джемах, постепенно пополняя портфолио. Примерно через полгода мне прилетел оффер на стажировку. Перед этим, как и полагается, прошла через множество отказов и разочарований в себе. Оффер был принят, и так начался мой путь в разработку игр.

Совмещать работу и очную учёбу было сложно, но возможно. Многие преподаватели шли на встречу, а большинство предметов можно было закрыть рабочими задачами. Но в какой-то момент мне захотелось большего, поэтому я уволилась.

В целом, насчет возможностей трудоустройства могу сказать, что их вполне достаточно. Центр карьеры периодически проводит «День карьеры» с индустриальными партнерами, постит вакансии и стажировки. Возможно для геймдева этот процесс будет немного сложнее, потому что очень мало крупных студий, которые сотрудничают с учебными заведениями. Просто не стоит ожидать, что тебя после вуза возьмут на работу, если ты ничего не умеешь. В идеале должно быть портфолио, а если нет, то pet-проекты, тестовые задания, хотя бы те же курсовые работы.

Мой itch.io и игры, которые мы сделали на джемах. Всем новичкам в индустрии рекомендовала бы участвовать в них
Мой itch.io и игры, которые мы сделали на джемах. Всем новичкам в индустрии рекомендовала бы участвовать в них

Внеучебная жизнь или как я пытаюсь развивать наш геймдев

После увольнения я головой ушла во внеучебную жизнь университета, мне хотелось обзавестись связями и отдохнуть от работы (hypercasual умеет довести до выгорания). Но я старалась быть в студенческих объединениях, которые помогут мне продвигать наш геймдев.

Первым шагом стали плей-тесты на днях открытых дверей от нашего профиля. Абитуриенты подходили к нам, играли в наши игрушки, а мы им рассказывали про вуз и направление. Позже (видимо следуя нашему примеру) в зале, где рассказывают про проектную деятельность, стали показывать игры студентов.

Вторым шагом мы планируем провести геймджем в рамках университета. Организация такого масштабного события оказалась довольно тяжелой вещью. Однако интерес к нему довольно высокий: 150 с лишним человек готовы принять участие. Как только проведем джем, скорее всего напишу об этом :)

Помимо всего этого, я амбассадор Всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру». Они в целом ратуют за региональное развитие геймдев-сообществ, поэтому я стараюсь наладить сотрудничество Московского Политеха с ними.

В этом плане нам очень повезло, потому что многие преподаватели и даже деканат поддерживают нас и помогают с официальной частью. В будущем планируется организовать геймдев-клуб, в котором участники будут не только создавать игры, но и обучаться. Такой формат в целом немного сложно продумать, но прекрасных событий и прекрасных людей в геймдеве хватает, чтобы чем-то занять участников клуба.

Итог и немного про будущее

Я ни разу не жалею о том, что поступила в Мосполитех на геймдев-направление. Конечно, у каждого свой путь, и чаще всего в игровой индустрии никто не смотрит на твой диплом. Для меня вуз оказался не просто местом, куда я прихожу учиться, но и площадкой для нетворкинга, развития и реализации своего потенциала.

В будущем я бы хотела видеть себя не просто профессионалом своего дела, но и человеком, который активно влияет на сферу разработки игр. Это моя маленькая (или большая) мечта, и я рада, что шаг за шагом к ней иду.

Надеюсь, что статья была полезной или как минимум интересной. Ещё увидимся!

Комментарии (9)


  1. mksmpn
    00.00.0000 00:00
    +2

    Поддержу, на IT направлениях в Московском Политехе можно правда многому научиться, в том числе есть реальные кейсы на "Проектной деятельности", на которой можно даже попасть на стажировку в компанию или же сразу трудоустроиться!


  1. whoiskseny
    00.00.0000 00:00
    +2

    Учусь в Финашке на Прикладную информатику в сфере финансов и экономики на заочке, но пост так вкусно рассказывает про политех, что начинаю задумываться, а туда ли я пришла…

    btw Спасибо за крутой подробный рассказ о студенческой жизни айтишника, дает силы прогать и прогать больше! ????????????


  1. Sad_iri
    00.00.0000 00:00
    +2

    Очень интересная статья, подчерпнула для себя много новых штук. У вас классный опыт, так держать!


  1. Rema_ss
    00.00.0000 00:00
    +1

    +rep


  1. Vsevo10d
    00.00.0000 00:00
    +6

    Думаю, статья является зачетной единицей в вашем вузе, что-нибудь типа курсовой, а еще комментаторы выше с одним каментом в жизни – ваши друзья. Вы главное после выпуска так не делайте, в жизни надо тоньше.


    1. moonbelle Автор
      00.00.0000 00:00

      Не буду отрицать насчёт друзей, но от вуза я не получила ничего, даже наоборот, не всех эта статья устраивает.


  1. Indicator
    00.00.0000 00:00

    Как обстоят дела с трудоустройством по специальности? Есть ли статистика?

    За пределами России диплом хоть как-то ценится?


    1. moonbelle Автор
      00.00.0000 00:00

      Вы имеете в виду статистику в целом или именно по вузу? Насчёт диплома, честно, не углублялась в этот вопрос. У меня немного другие планы, и с этой стороны с дипломом все ок)


      1. Indicator
        00.00.0000 00:00

        Статистику по вузу конечно. По мне так это один из основных оценки качества образования и соответственно выбора где его получать