В общем смысле качественным проектом считается тот, который выполнен в соответствии с требованиями заказчика, завершен в срок и по затратам не превышает заложенный лимит.  Но алгоритмы управления качеством проекта (УКП) направлены не только на результат, но и на само ведение проекта. Когда команда работает слаженно, все задачи выполняются в срок, а ответственность распределена верно, то и результат, как правило, соответствует ожиданиям. В статье расскажем, какие стадии включает схема управления качеством проекта. 

Критерии качества проекта 

Согласно PMBoK, своду знания по управлению проектами, цель проекта — удовлетворение всех его участников, то есть не только заказчика, но и исполнителя. Эта цель может быть достигнута только посредством использования методов УКП. 

Управление качеством — это система средств, методов и стандартов, которые направлены на выполнение требований участников проекта. Эти инструменты менеджмента должны помочь руководителям с планированием, организацией и контролем за реализацией. 

Чтобы понять, какие методы управления качеством проекта нужно использовать, важно определиться с критериями качественности. Говорить что проект ведется качественно, можно, когда: 

  • все совещания проводятся регулярно и без опозданий; 

  • вся проектная документация ведется аккуратно, регулярно заполняются отчеты;

  • информация по проекту представлена в понятной форме и доступна всем участникам; 

  • заказчик остается доволен результатом заказа, его качеством и сроками;

  • во время работы было добавлено незначительное количество правок и изменений. Этот критерий актуален не для всех сфер деятельности; 

  • продукт, полученный в результате проекта, имеет перспективы использования.

Для достижения этих критериев в компании должна быть организована служба качества, внедрена система по УКП, прописаны стандарты и технологии контроля.

Стандартные процедуры для достижения высокого качества проекта

Управление качеством включает в себя ряд процедур, которые должны быть выполнены в рамках каждого проекта. Можно выделить 6 основных стандартных действий: 

  1. Установка приоритетов. Приоритизация подразумевает постановку задач по степени их важности.

  2. Декомпозиция проекта на конкретные цели и этапы. Выполняется на этапе планирования, значительно упрощает и конкретизирует план работ.

  3. Распределение ответственности за разные задачи на сотрудников и отделы. 

  4. Оценка результатов каждого этапа работы. Можно рассчитать контрольные показатели, по которым будет оцениваться деятельность сотрудников. 

  5. Совещания с привлечением всех ответственных и заинтересованных в проекте лиц. Они нужны для получения отчетов и внесения корректировок в план. 

  6. Вынесение принятых решений на согласование с заказчиком. Не только решения по проекту, но и промежуточные результаты каждого этапа, динамику выполнения необходимо согласовывать с заказчиком. Это позволит избежать доработок уже готового проекта. 

Цель управления качеством проекта — это не только высокий итоговый результат, но и налаживание внутренней работы компании. Поэтому даже после завершения проекта работа над ним не заканчивается.

Еще одна стандартная процедура для повышения качества — обсуждение хода проекта и его результатов. Нужно оценить затраченные ресурсы, проблемные места, внести предложения по улучшению командной работы. Для этого, например, в гибких методологиях устраивают ретроспективы — обзор прошедшего периода исполнителями. 

Принципы TQM для реализации качественного проекта

Система управления Total Quality Management (TQM) – японский подход к управлению компаниями, который получил мировую известность. Цель этой философии менеджмента — постоянное улучшение качества всех рабочих процессов. 

Ключевыми принципами этой системы управления бизнеса являются: 

  1. Ориентация на потребителя. Только потребитель устанавливает нормы качества, которые его удовлетворят. При этом не имеет значения, какие внутренние усилия предпринимает компания для улучшения качества продукта. Достаточно ли их, в результате определяет потребитель. 

  2. Вовлечение персонала в планирование управления качеством проекта. Опытные сотрудники часто имеют немало идей по совершенствованию процессов, поскольку знают, как устроена работа изнутри. Руководителю следует создавать условия труда, при которых подчиненные будут заинтересованы в улучшении качества проекта и результата, а также не испугаются озвучивать свои идеи. 

  3. Рассмотрение любой деятельности организации в виде процесса, набора действий, который легче контролировать поэтапно. Действия, как правило, взаимосвязаны, а их выполнение строго регламентировано. 

  4. Наличие иерархической системы организации. Компания может иметь вертикальную иерархию руководства, но при этом отделы могут вступать в горизонтальные взаимодействия. Такая структура позволяет отделам выполнять свои задачи, которые затем интегрируются в более крупные процессы. 

  5. Наличие стратегии по непрерывному улучшению качества проектной работы. Подход к УКП должен быть систематизирован и заложен в основу менеджмента организации. 

  6. Принятие управленческих решений на основе фактических и статистических данных. Сбор данных, их систематизация и расчет текущих показателей — неотъемлемая часть подготовки к любому решению по проекту. Для этого компании внедряют в работу управленческий учет.

  7. Эффективная коммуникация внутри компании и за ее пределами. Хорошо налаженная система взаимодействия дает возможность оперативно делиться информацией и обсуждать рабочие вопросы. 

Практически все эти критерии вошли в международный стандарт по системам менеджмента качества ISO 9000, а также они закреплены в российском ГОСТ Р ИСО-9000. 

Схема УКП по PMBoK

В PMI PMBoK вошли признанные во всем мире критерии УКП по системе TQM. Но появились также дополнительные критерии, в частности: 

  • ответственность руководящего состава; 

  • стоимость качества, то есть оптимальное соотношение затрат для достижения нужного уровня продукта. 

Управление качеством проекта

Общая схема подразумевает три процесса, которые входят в план управления качеством проекта: 

  1. Планирование. В ходе него определяются требования к качеству продукта, стандарты выполнения всех этапов проекта, а также нормативы по ведению документации. Здесь прописывается, какими инструментами и действиями должны быть достигнуты вышеприведенные требования. 

  2. Обеспечение качества. Создаются метрики качества, анализируются собранные показатели и, на их основе, обновляется документация проекта. Разрабатываются планы по совершенствованию бизнес-процессов. 

  3. Контроль качества. На каждом этапе работы выполняется контроль качества, собираются данные о полученном продукте, характеристики сравниваются с требуемыми показателями. 

Эти три процесса не всегда идут последовательно, они могут замыкаться и повторяться, когда в план вносятся корректировки. 

Последовательность этапов управления качеством проекта

Стандартные стадии по УКП включают: 

  1. Создание концепции. На этой стадии руководитель выбирает стратегию менеджмента качества. 

  2. Планирование. Выбираются стандарты, которых будет придерживаться организация, а также методы контроля качества и разработки графика проекта.

  3. Организация. Подготавливается финансовая, организационная и техническая база, которая поможет регулировать УКП. 

  4. Контроль. Проводится проверка готового продукта или оценка этапа проекта, его характеристики сопоставляются с планируемыми результатами. 

  5. Анализ. Полученные данные по предыдущему этапу анализируются. При необходимости вносятся корректировки. 4 и 5 этапы могут повторяться несколько раз в рамках одного проекта.

  6. Завершение. Оцениваются общие результаты проекта. 

В этой статье мы опираемся на международные стандарты ISO, критерии качества TQM и свод знаний PMBoK. Эти рекомендации приняты во всем мире и используются повсеместно. Они не раз доказали, что управление качеством проекта помогает получить качественный результат — продукт или услугу. 

Комментарии (2)


  1. 1Fedor
    12.07.2023 17:36

    PMI PMBoK какое издание?


  1. klimkinMD
    12.07.2023 17:36

    Статья -- вторичный продукт, на мой взгляд, ничего нового или оригинального не предлагающий (то есть, содержит внутреннее противоречие). Первоисточники качественнее!

    Последовательность этапов управления качеством проекта

    Здесь, вообще, не про проекТ, а про проектНУЮ деятельность. И в результатах проекта не всегда заявлен продукт (п. 4).