Закупки — один из основных процессов управления материальными ресурсами проекта. В рамках этого процесса даются ответы на основные вопросы: что, когда и где покупать для достижения поставленных целей. В статье рассматриваем особенности материального снабжения проекта. 

Что такое управление закупками проекта?

Разработка проекта невозможна без ресурсов: товаров, материалов и вспомогательных услуг. Все это можно получить от поставщиков. Коммуникация с поставщиками входит в круг обязанностей ответственного за закупки проекта. 

Чтобы выделить конкретное определение для управления закупками, обратимся к PMI PMBoK. Международный стандарт по проектному менеджменту указывает, что область знаний «Управление закупками проекта» включает в себя процессы для снабжения проекта необходимыми товарами, материалами и услугами. Осуществляется закупка тех продуктов, которые не производит команда проекта.

Таким образом, основная цель менеджмента по закупкам — поддерживать взаимовыгодные отношений с поставщиками, чтобы те снабдили команду всеми необходимыми ресурсами для успешного завершения проекта. 

Основным инструментом руководителя здесь выступают контракты. Они делают договоренности законными, накладывает обязательства на поставщика, а компания получает гарантию своевременных поставок в оговоренном объеме и с соблюдением качества

Что дает управление закупками проекта: 

  • список возможных поставщиков и вопросов к ним составлен заранее, что помогает сделать обдуманный выбор;

  • сроки и способ доставки всегда согласованы;

  • заранее известны даты оплат и величина расходов на каждый отчетный период, что упрощает финансовое планирование;

  • инструменты для решения спорных вопросов с поставщиком: контроль качества, объема и срока поставок;

  • менеджмент по закупкам — дополнительный канал связи с руководством, потому что все управление ресурсами происходит максимально открыто, с отчетными документами, презентациями и согласованием. 

Основные процессы управления закупками

Чтобы определить, из каких этапов состоит управление закупками, снова обратимся к стандартам PMI PMBoK. В руководстве четко прописаны 4 основных процесса с входящими в них задачами. 

Планирование закупок

Прежде чем купить, нужно ответить на вопрос: «А что именно нам нужно?» То есть закупки определяются уже после создания основного плана проекта. 

Для этого нужно как минимум:

Когда вы знаете, что потребуется команде и на каком этапе, будет намного проще работать с поставщиками. После этого проводится запрос предложений

Запрос предложений — это процедура, во время которой руководитель проекта максимально подробно описывает специфику предстоящих работ, нужды компании, примерные сроки, а поставщики выдвигают свои предложения по товарам, услугам, ценам, способам доставки и другим условиям. 

Это напоминает конкурс, где главный приз — заключение контракта. Чем крупнее компания, которая организует запрос предложений, тем больше поставщиков участвует в этом конкурсе. Для небольших фирм и стартапов иногда этот процесс не актуален, тогда они самостоятельно ищут поставщиков и узнают условия сотрудничества. 

На этом же этапе планирования принимаются некоторые управленческие решения, например, производить материал или закупать. Иногда компания располагает мощностями для производства, но приобрести у подрядчика попросту выгоднее. Или, скажем, не выйдет поставить нужный объем в срок.

Тогда принимается решение включить этот материал в список закупок. Или наоборот, компания не имеет сейчас возможности к производству этого материала. Но цена у поставщиков так высока, что целесообразнее получается купить станок и организовать дополнительный цех, чтобы обеспечить этот проект и будущие нужными материалами самостоятельно. 

Осуществление закупок

Выявляются критерии, по которым будет происходить выбор поставщиков. Это могут быть: 

  • система скидок и стоимость товаров;

  • совмещение с логистической системой компании;

  • престижность партнерства;

  • возможность дальнейшего сотрудничества;

  • качество материалов. 

С помощью этих критериев производится выбор среди поставщиков, которые заявили о желании сотрудничать. При выборе учитывается мнение руководителя проекта, заказчика, специалистов в данной сфере. Например, если вы покупаете кирпич для строительства дома, будет не лишним посоветоваться с каменщиком, ведь он на своем опыте знает особенности материала. 

Когда выбор поставщика сделан, в рамках этапа осуществления закупок составляется и подписывается контракт. Потом актуальные данные о поставщике и условиях поставок вносятся в план управления проектом. 

Управление закупочной деятельностью

Как только появились подрядчики, вместе с ними прибавилось и забот у менеджера. Они, равно как и другие участники проекта, могут сорвать сроки или выйти за границы бюджета. Поэтому управление закупками не заканчивается подписанием договора.

На следующем этапе важно отслеживать работу подрядчиков, а именно: 

  • регулярно проводить проверки и аудиты закупок;

  • следить за ходом работы, например, получать оповещения об отгрузке или транспортировке;

  • контролировать своевременные платежи поставщикам за их услуги. 

Удобнее всего ввести систему контроля, в которой определенные действия будут выполняться регулярно. Такой чеклист поможет избежать слепых мест при проверке. 

Закрытие закупок

Чтобы заказчик и подрядчик точно знали, с какого этапа сотрудничество считается завершенным, условия необходимо прописать в договоре. Как правило, закрытие закупок осуществляется, когда поставщик выполнил свои обязательства по отгрузке товаров в полном объеме, надлежащего качества и в срок, а заказчик оплатил его работу. 

Так процесс управления закупками проекта завершен. Однако хороший менеджер не забудет заполнить отчеты, собрать впечатления команды о работе поставщиком, а также обсудить дальнейшее возможное сотрудничество и скидки. Это поможет значительно сэкономить время при работе со следующим аналогичным проектом. 

Инструменты для управления закупками проекта 

В зависимости от объема закупок, количества поставщиков и продолжительности проекта можно использовать разные инструменты для управления. Для небольшого стартапа, когда поставки нерегулярные или поставщик всего один на малое количество материалов, можно вести учет всех процессов в таблицах Excel. Самый простой вариант может выглядеть так: 

Поставщик

Товары

Сроки поставки

Сроки оплаты

Липецкий кирпичный завод

Кирпич М350, 1 тонна

С 10 по 15 число ежемесячно с 05.2023 по 10.2023

С 1 по 10 число каждого месяца

Липецкий металлопрокатный завод

Металлочерепица Венеция, 100 листов

С 15 по 20 число 06.2023 г. 

С 10 по 15 число 06.2023 г. 

Но этот метод даже при небольших поставках неудобен тем, что к такой таблице дополнительно нужно открыть несколько разных файлов. Для товаров — каталог, для оплаты — чеки и пр. А если над закупками работает сразу несколько человек, то весь этот пакет файлов с исправлениями и актуальными данными придется пересылать и редактировать. В результате легко запутаться. 

Управление закупками проекта — не самая сложная, но важная область знаний. Поэтому при составлении регламентов не забудьте убедиться, что уделили работе с поставщиками достаточно времени. Иначе это скажется и на бюджете, и на расписании и на качестве продукта. Так одна область знаний может потянуть за собой каскад новых проблем в других частях проекта. 

Комментарии (1)


  1. AndrewBaker
    13.10.2023 10:47

    Спасибо за интересный и полезный контент!