Два момента, которые не удались
первую ступень (её закрутило перед приводнением и она, предположительно, разрушилась из-за этого)
пройти через плотные слои атмосферы второй ступени — на этапе возвращения — там связь прервалась на высоте 65 км — самое пекло и ад. Что именно произошло, надеюсь узнаем позже.
Остальные цели полета выполнены
успешный старт
успешное прохождение точки максимального аэродинамического сопротивления
успешное горячее разделение ступеней
успешный разворот первой ступени с последующим повторным запуском двигателей и возврат в район посадки
успешный выход на незамкнутую низкую околоземную орбиту (набор заявленной скорости и высоты)
успешная демонстрация работы двери для полезной нагрузки (открылась и закрылась — все работало)
успешная демонстрация перекачки криогенного топлива
успешный маневр корабля перед входом в атмосферу (якобы, здесь была проблема с запуском двигателей корабля, но это неточно)
Вход в атмосферу какое-то время был феерическим — картинки с рокет-кама сразили всех зрителей прямых трансляций. Никто никогда прежде не видел со стороны горения плазмы вокруг корабля при торможении на космической скорости в атмосфере. Всегда считалось, что радиосигнал не способен пробиться сквозь плазму. Но мощность сигнала системы спутниковой связи Starlink, через которую происходило информационной сообщение с кораблем, оказалась настолько сильной, что сигнал пробивал и через плазму.
Жаль, что в итоге корабль не пережил этот этап. Надеюсь, разработчики определят причину. И я надеюсь, причина устранимая.
Неизвестно так же, какого характера лицензию FAA выдало компании SpaceX в день полета — только на конкретно этот полет, или на серию из 9 полетов в этом году. Но, вне зависимости от этого, к следующему полёту новый стек уже фактически готов. Осталось разобраться с тем, какие доработки необходимо внести в конструкцию, отталкиваясь от опыта 3-го полёта. И это, на мой взгляд, самое главное, что определит интервал времени между 3-м и 4-м запуском.
Самый красивый эпизод:
Комментарии (43)
REPISOT
14.03.2024 16:52+19Но мощность сигнала системы спутниковой связи Starlink, через которую происходило информационное сообщение с кораблем, оказалась настолько сильной, что сигнал пробивал и через плазму.
Скорее, все-таки дело в относительном положении антенн. При спуске традиционных капсул антенны связи расположены на земле. При спуске старшипа - связь велась, как я понял, через старлинк. То есть спутники не были закрыты плазменным облаком.
А вот мощность и чувствительность какой-нибудь огромной ЦУП-овской антенны, как раз выше, чем у спутников старлинка. У наземных антенн не ограничено ни потребление, ни габариты, ни масса самой антенны и приемопередатчика.
Demiourgos
14.03.2024 16:52+2Отчасти положение влияло. Однако судя по тому, что корабль вертелся, подставляя плазме не только защищённую плитками часть, сигнал был силён настолько, что какое-то время действительно пробивался через плазму.
kronos13
14.03.2024 16:52+3Не через плазму. Вероятнее всего было несколько антенн для обеспечения связи со спутниками старлинк без устойчивой ориентации корабля.
Demiourgos
14.03.2024 16:52+3По данным ЭвриДэй Астронавта у корабля было 4 расположенных рядом антенны в верхней части на "подветренной" стороне.
Bpa39
14.03.2024 16:52Нельзя банку из нержавейки тормозить атмосферой. Перегрузки и температура!!!! Сажать в таком варианте можно только на двигателях. Но кпд старта-посадки очень малый.
klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52+17Шаттлы были разновидностью алюминиевой банки. Да и Союзы от того не далеки - стенки потолще, объем поменьше, но - полый объект.
Medeyko
14.03.2024 16:52+16Ваша реплика мне напомнила комикс про радиацию. :)
Собственно, комикс.
По существу же вопроса - и текущая конструкция просчитана не наобум, и запас по усилению прочности большой - так что отработают технологию, хотя это может и потребовать значительного количества испытаний перед достижением надёжности.
rak_track
14.03.2024 16:52Комикс какой-то не смешной. Из разряда, кто про что, а лысый про ...
Давайте же подождем, и посмотрим, как же они будут бороться с космической радиацией. А потом тупорылые комиксы рисовать.klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52+4Насчет "тупорылых" - это вы зря.
13 лет назад я учился у Сурдина и Засова на факультативном курсе лекторов по астрономии - перед открытием Московского планетария. Много общались и говорили о перспективах будущих пилотируемых экспедиций к другим планетам. В ту пору действительно, радиация представлялась академическим астрономам огромной страшилкой. И в частности Владимир Георгиевич Сурдин был активным противником полета человека к Марсу и другим планетам.
Шло время, появлялись новые экспертизы в этой области. Вообще говоря, ими только недавно и начали заниматься. Полет астронавтов на Луну был авантюрой - никто ничего не знал, и надеялись прорваться. Прорвались. Но, когда программу Apollo закрыли, финансирование на исследование влияния космической радиации за пределами магнитосферы Земли, и развитие технологий от неё спасающих, никто не выделял - ни в США, ни в России. Есть даже предположение, что Миф о смертельности радиации при межпланетных перелетах создан не на пустом месте - чем-то надо было оправдать для населения закрытие дальних пилотируемых программ. Он внедрялся всюду, что даже ученые на него купились.
И вот теперь большинство постулатов этого Мифа опровергнуты, начаты новые исследования, есть новые результаты. Во многом это спровоцированно марсианской программой Илона Маска - он взбаламутил научное сообщество. Оно какое-то время отрицало возможные перспективы, но в конечном итоге признало, что прежние оценки влияния радиации были сильно завышены - на порядки.
Всё именно так обычно и развивается - отрицание, скепсис, допущение при некоторых нереализуемых условиях, более широкое допущение... и в конечном итоге - принятие.
Что меня более всего удивило, как это смена точки зрения Владимира Георгиевича Сурдина, который ныне уже не является противником пилотируемых экспедиций к другим планетам, и радиацией совсем уже никого не пугает.
Но кто-то до сих пор ведется на устаревшие методички.bobcatt
14.03.2024 16:52+4По данным с американского же Curiosity, за время полёта к Марсу он набрал дозу большую, но не смертельную. Что то в районе 0.5 зиверта за год потенциальной экспедиции к Марсу.
Это много, с точки зрения обычного человека, но вполне допустимо для космонавта. По верхнему нынешнему пределу дозы годового облучения.klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52+2у Curiosity не было никакой защиты. Летел голым.
bobcatt
14.03.2024 16:52+1Он летел внутри аэродинамического обтекателя, сопоставимого по толщине стенок с МКС или прочей пилотируемой ерудой
GennPen
14.03.2024 16:52+5Ждем когда в качестве тестового вывода нагрузки на орбиту отправят Tesla Semi.
exTvr
14.03.2024 16:52+3с Резиновым Утёнком за баранкой:))
GennPen
14.03.2024 16:52+2По заявленной грузоподъемности Starship должен выводить четыре таких полностью загруженных грузовика с возможностью возвращения.
ssj100
14.03.2024 16:52+1Тесла-бот ведь для этого создавался ?
а Федора может взять как сменщика в спальнике
oleg_rico
14.03.2024 16:52+20Будет печально, когда Маск наконец достроит свои корабли, доберётся до Марса, где его явно ждёт материнский звездолет и улетит на свою родную планету.
Без него на Земле станет скучнее.
ssj100
14.03.2024 16:52+1Прям как в рассказе Cирены Титана: Энтузиаст сел на ракету и полетел и потом его распылило
gsaw
14.03.2024 16:52+1Смотрел видео посадки ступеней spacex, вот к примеру на ютубе.
https://www.youtube.com/shorts/WL76wRIYIb8
Как по мне, так это затмевает все спецэффекты в фильмах, что я до сих пор видел.
klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52Кто-то всерьез считает, что это переметка видеозаписи в обратную сторону ;-)
Не такие уж сложные эти специэффекты, если говорить именно о спецэффектах.
Что же до инженерного решения, то - несомненно - высший пилотаж.
Listenernow
14.03.2024 16:52+1похже сильно круто вошел в атмосферу... перегрев разрушил элементы управления.
klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52+1Он не оттормозился перед этим. Двигатель на орбите решили не запускать ввиду сильного неконтролируемого вращения корабля. Вошел как есть. Это, конечно, нерасчетный вариант.
bobcatt
14.03.2024 16:52+3Торможение двигателем даёт минимальный импульс, достаточный только для понижения перицентра орбиты на уровень атмосферы, всё остальное она делает сама. Это именно расчётный вариант.
klimkovsky Автор
14.03.2024 16:52Угол входа в атмосферу задается именно тормозным импульсом.
bobcatt
14.03.2024 16:52Да, задаётся тормозным имульсом. Но для "Союзов" достаточно тормозного импульса в районе 150 м/с или даже меньше, то есть необходимо скинуть всего то 2%. В итоге скорость входа где-то 7.5 км/с, с такой же скоростью Старшип и входил в атмосферу по его телеметрии
unC0Rr
14.03.2024 16:52+2Они не собирались тормозить, наоборот, чуток ускориться для демонстрации запуска двигателей в космосе.
Polsok1
А еще ракету уже можно использовать для доставки грузов в одноразовом варианте и тестировать возвращение ступеней
klimkovsky Автор
Согласен
Medeyko
У меня тоже такая мысль возникла. А ещё, что хотя этот испытательный полёт классифицируется как не полностью успешный, для всех ранее созданных ракет, кроме Фэлкона это был бы полный и безоговорочный успех: до моменты выведения полезной нагрузки всё отработало, как я понял, без нареканий.
klimkovsky Автор
Илон Маск вытягивает на себя самую строгую критику. Это свойственно сильным и неординарным личностям. Другие бы получили нисхождение.
LightPeet
ну что Super Heavy смогут сажать сомнений нет, а вот что с КК Starship - вопрос.
klimkovsky Автор
Ну, а зачем нам забегать вперед. Скоро всё увидим.