Два момента, которые не удались

  • первую ступень (её закрутило перед приводнением и она, предположительно, разрушилась из-за этого)

  • пройти через плотные слои атмосферы второй ступени — на этапе возвращения — там связь прервалась на высоте 65 км — самое пекло и ад. Что именно произошло, надеюсь узнаем позже.

Остальные цели полета выполнены

  • успешный старт

  • успешное прохождение точки максимального аэродинамического сопротивления

  • успешное горячее разделение ступеней

  • успешный разворот первой ступени с последующим повторным запуском двигателей и возврат в район посадки

  • успешный выход на незамкнутую низкую околоземную орбиту (набор заявленной скорости и высоты)

  • успешная демонстрация работы двери для полезной нагрузки (открылась и закрылась — все работало)

  • успешная демонстрация перекачки криогенного топлива

  • успешный маневр корабля перед входом в атмосферу (якобы, здесь была проблема с запуском двигателей корабля, но это неточно)

Вход в атмосферу какое-то время был феерическим — картинки с рокет-кама сразили всех зрителей прямых трансляций. Никто никогда прежде не видел со стороны горения плазмы вокруг корабля при торможении на космической скорости в атмосфере. Всегда считалось, что радиосигнал не способен пробиться сквозь плазму. Но мощность сигнала системы спутниковой связи Starlink, через которую происходило информационной сообщение с кораблем, оказалась настолько сильной, что сигнал пробивал и через плазму.

Жаль, что в итоге корабль не пережил этот этап. Надеюсь, разработчики определят причину. И я надеюсь, причина устранимая.

Неизвестно так же, какого характера лицензию FAA выдало компании SpaceX в день полета — только на конкретно этот полет, или на серию из 9 полетов в этом году. Но, вне зависимости от этого, к следующему полёту новый стек уже фактически готов. Осталось разобраться с тем, какие доработки необходимо внести в конструкцию, отталкиваясь от опыта 3-го полёта. И это, на мой взгляд, самое главное, что определит интервал времени между 3-м и 4-м запуском.

Самый красивый эпизод:

Комментарии (43)


  1. Polsok1
    14.03.2024 16:52
    +11

    А еще ракету уже можно использовать для доставки грузов в одноразовом варианте и тестировать возвращение ступеней


    1. klimkovsky Автор
      14.03.2024 16:52

      Согласен


    1. Medeyko
      14.03.2024 16:52
      +6

      У меня тоже такая мысль возникла. А ещё, что хотя этот испытательный полёт классифицируется как не полностью успешный, для всех ранее созданных ракет, кроме Фэлкона это был бы полный и безоговорочный успех: до моменты выведения полезной нагрузки всё отработало, как я понял, без нареканий.


      1. klimkovsky Автор
        14.03.2024 16:52

        Илон Маск вытягивает на себя самую строгую критику. Это свойственно сильным и неординарным личностям. Другие бы получили нисхождение.


    1. LightPeet
      14.03.2024 16:52
      +1

      ну что Super Heavy смогут сажать сомнений нет, а вот что с КК Starship - вопрос.


      1. klimkovsky Автор
        14.03.2024 16:52

        Ну, а зачем нам забегать вперед. Скоро всё увидим.


  1. REPISOT
    14.03.2024 16:52
    +19

    Но мощность сигнала системы спутниковой связи Starlink, через которую происходило информационное сообщение с кораблем, оказалась настолько сильной, что сигнал пробивал и через плазму.

    Скорее, все-таки дело в относительном положении антенн. При спуске традиционных капсул антенны связи расположены на земле. При спуске старшипа - связь велась, как я понял, через старлинк. То есть спутники не были закрыты плазменным облаком.

    А вот мощность и чувствительность какой-нибудь огромной ЦУП-овской антенны, как раз выше, чем у спутников старлинка. У наземных антенн не ограничено ни потребление, ни габариты, ни масса самой антенны и приемопередатчика.


    1. Demiourgos
      14.03.2024 16:52
      +2

      Отчасти положение влияло. Однако судя по тому, что корабль вертелся, подставляя плазме не только защищённую плитками часть, сигнал был силён настолько, что какое-то время действительно пробивался через плазму.


      1. kronos13
        14.03.2024 16:52
        +3

        Не через плазму. Вероятнее всего было несколько антенн для обеспечения связи со спутниками старлинк без устойчивой ориентации корабля.


        1. klimkovsky Автор
          14.03.2024 16:52
          +1

          Тем не менее, связь была с помехами.


        1. Demiourgos
          14.03.2024 16:52
          +3

          По данным ЭвриДэй Астронавта у корабля было 4 расположенных рядом антенны в верхней части на "подветренной" стороне.


          1. klimkovsky Автор
            14.03.2024 16:52

            4 антенны - хорошо. Но все же - это больше дублирование, чем база


  1. Bpa39
    14.03.2024 16:52

    Нельзя банку из нержавейки тормозить атмосферой. Перегрузки и температура!!!! Сажать в таком варианте можно только на двигателях. Но кпд старта-посадки очень малый.


    1. klimkovsky Автор
      14.03.2024 16:52
      +17

      Шаттлы были разновидностью алюминиевой банки. Да и Союзы от того не далеки - стенки потолще, объем поменьше, но - полый объект.


    1. Medeyko
      14.03.2024 16:52
      +16

      Ваша реплика мне напомнила комикс про радиацию. :)

      Собственно, комикс.

      По существу же вопроса - и текущая конструкция просчитана не наобум, и запас по усилению прочности большой - так что отработают технологию, хотя это может и потребовать значительного количества испытаний перед достижением надёжности.


      1. rak_track
        14.03.2024 16:52

        Комикс какой-то не смешной. Из разряда, кто про что, а лысый про ...
        Давайте же подождем, и посмотрим, как же они будут бороться с космической радиацией. А потом тупорылые комиксы рисовать.


        1. klimkovsky Автор
          14.03.2024 16:52
          +4

          Насчет "тупорылых" - это вы зря.

          13 лет назад я учился у Сурдина и Засова на факультативном курсе лекторов по астрономии - перед открытием Московского планетария. Много общались и говорили о перспективах будущих пилотируемых экспедиций к другим планетам. В ту пору действительно, радиация представлялась академическим астрономам огромной страшилкой. И в частности Владимир Георгиевич Сурдин был активным противником полета человека к Марсу и другим планетам.

          Шло время, появлялись новые экспертизы в этой области. Вообще говоря, ими только недавно и начали заниматься. Полет астронавтов на Луну был авантюрой - никто ничего не знал, и надеялись прорваться. Прорвались. Но, когда программу Apollo закрыли, финансирование на исследование влияния космической радиации за пределами магнитосферы Земли, и развитие технологий от неё спасающих, никто не выделял - ни в США, ни в России. Есть даже предположение, что Миф о смертельности радиации при межпланетных перелетах создан не на пустом месте - чем-то надо было оправдать для населения закрытие дальних пилотируемых программ. Он внедрялся всюду, что даже ученые на него купились.

          И вот теперь большинство постулатов этого Мифа опровергнуты, начаты новые исследования, есть новые результаты. Во многом это спровоцированно марсианской программой Илона Маска - он взбаламутил научное сообщество. Оно какое-то время отрицало возможные перспективы, но в конечном итоге признало, что прежние оценки влияния радиации были сильно завышены - на порядки.

          Всё именно так обычно и развивается - отрицание, скепсис, допущение при некоторых нереализуемых условиях, более широкое допущение... и в конечном итоге - принятие.

          Что меня более всего удивило, как это смена точки зрения Владимира Георгиевича Сурдина, который ныне уже не является противником пилотируемых экспедиций к другим планетам, и радиацией совсем уже никого не пугает.

          Но кто-то до сих пор ведется на устаревшие методички.


          1. bobcatt
            14.03.2024 16:52
            +4

            По данным с американского же Curiosity, за время полёта к Марсу он набрал дозу большую, но не смертельную. Что то в районе 0.5 зиверта за год потенциальной экспедиции к Марсу.
            Это много, с точки зрения обычного человека, но вполне допустимо для космонавта. По верхнему нынешнему пределу дозы годового облучения.


            1. klimkovsky Автор
              14.03.2024 16:52
              +2

              у Curiosity не было никакой защиты. Летел голым.


              1. bobcatt
                14.03.2024 16:52
                +1

                Он летел внутри аэродинамического обтекателя, сопоставимого по толщине стенок с МКС или прочей пилотируемой ерудой


  1. GennPen
    14.03.2024 16:52
    +5

    Ждем когда в качестве тестового вывода нагрузки на орбиту отправят Tesla Semi.


    1. exTvr
      14.03.2024 16:52
      +3

      с Резиновым Утёнком за баранкой:))


      1. GennPen
        14.03.2024 16:52
        +2

        По заявленной грузоподъемности Starship должен выводить четыре таких полностью загруженных грузовика с возможностью возвращения.


        1. bobcatt
          14.03.2024 16:52
          +1

          Вот что за привычка все измерять в футбольных полях... И да, именно возможность вернуть эти 150 тонн разве где то декларировалась?


          1. GennPen
            14.03.2024 16:52
            +2

            И да, именно возможность вернуть эти 150 тонн разве где то декларировалась?

            Я разве писал про возвращение груза?


            1. klimkovsky Автор
              14.03.2024 16:52

              "Они еще не вывели, а уже хотят вернуть"


        1. exTvr
          14.03.2024 16:52
          +1

          четыре таких полностью загруженных грузовика

          Т.е почти полноценный конвой.


      1. ssj100
        14.03.2024 16:52
        +1

        Тесла-бот ведь для этого создавался ?

        а Федора может взять как сменщика в спальнике


        1. klimkovsky Автор
          14.03.2024 16:52

          Никто не знает, зачем создавался Теслабот


        1. exTvr
          14.03.2024 16:52

          Федора может взять

          Разве что на запчасти.


  1. oleg_rico
    14.03.2024 16:52
    +20

    Будет печально, когда Маск наконец достроит свои корабли, доберётся до Марса, где его явно ждёт материнский звездолет и улетит на свою родную планету.

    Без него на Земле станет скучнее.


    1. ssj100
      14.03.2024 16:52
      +1

      Прям как в рассказе Cирены Титана: Энтузиаст сел на ракету и полетел и потом его распылило


      1. klimkovsky Автор
        14.03.2024 16:52
        +3

        Есть рассказы с более позитивным финалом


    1. klimkovsky Автор
      14.03.2024 16:52

      Надо лететь с ним. Скучно не будет


  1. gsaw
    14.03.2024 16:52
    +1

    Смотрел видео посадки ступеней spacex, вот к примеру на ютубе.

    https://www.youtube.com/shorts/WL76wRIYIb8

    Как по мне, так это затмевает все спецэффекты в фильмах, что я до сих пор видел.


    1. klimkovsky Автор
      14.03.2024 16:52

      Кто-то всерьез считает, что это переметка видеозаписи в обратную сторону ;-)

      Не такие уж сложные эти специэффекты, если говорить именно о спецэффектах.

      Что же до инженерного решения, то - несомненно - высший пилотаж.


  1. Listenernow
    14.03.2024 16:52
    +1

    похже сильно круто вошел в атмосферу... перегрев разрушил элементы управления.


    1. klimkovsky Автор
      14.03.2024 16:52
      +1

      Он не оттормозился перед этим. Двигатель на орбите решили не запускать ввиду сильного неконтролируемого вращения корабля. Вошел как есть. Это, конечно, нерасчетный вариант.


      1. bobcatt
        14.03.2024 16:52
        +3

        Торможение двигателем даёт минимальный импульс, достаточный только для понижения перицентра орбиты на уровень атмосферы, всё остальное она делает сама. Это именно расчётный вариант.


        1. klimkovsky Автор
          14.03.2024 16:52

          Угол входа в атмосферу задается именно тормозным импульсом.


          1. bobcatt
            14.03.2024 16:52

            Да, задаётся тормозным имульсом. Но для "Союзов" достаточно тормозного импульса в районе 150 м/с или даже меньше, то есть необходимо скинуть всего то 2%. В итоге скорость входа где-то 7.5 км/с, с такой же скоростью Старшип и входил в атмосферу по его телеметрии


      1. unC0Rr
        14.03.2024 16:52
        +2

        Они не собирались тормозить, наоборот, чуток ускориться для демонстрации запуска двигателей в космосе.


        1. klimkovsky Автор
          14.03.2024 16:52

          вход в атмосферу в любом случае более желателен управляемый