Если на старости лет ты начал заниматься «Спектрумами», остановиться уже невозможно. Совсем недавно я вернул к жизни подаренный мне друзьями клон ZX Spectrum под названием «Композит», и вот мне представился случай приобрести прекрасно сохранившийся экземпляр советского персонального компьютера «Дельта-С» 1990 года выпуска. Удержаться от соблазна было решительно невозможно: я купил этот ПК и с нетерпением принялся ждать его доставки из далёкой Перми. Конечно, оставалась вероятность, что машина на деле окажется неисправной, но кто не рискует, тот не играет в Lode Runner.
«Дельта-С» — это по-своему уникальная машина. Первую версию этого «бытового персонального компьютера» начал выпускать Чебоксарский приборный завод совместно с предприятием «Сеспель» ещё в 1989 году. Компьютер собирался на основе японского аналога Zilog Z80 — микросхемы NEC D70008C (NEC Z80L). Оперативная память была скомпонована двумя типами чипов: КР565РУ6 (16 Кбайт) и КР565РУ5 (32 Кбайта). ПЗУ имело собственную прошивку: при включении компьютера на экране появлялась надпись «© 1989 Delta» вместо традиционной для модели Spectrum 48K строки «© 1982 Sinclair Research Ltd».
В 1991 году аналогичный компьютер выпускался в Зеленограде на заводе «Микрон» и в Чебоксарах на предприятии «Элара». Конструктивно они были похожи, немного отличался только внешний вид корпуса и отдельные элементы на плате. А в 1992-м курское предприятие «Прибор» выпустило модификацию «Дельты» с более качественной мембранной клавиатурой и встроенным видеоконтроллером на базе микросхемы Т34ВГ1, которая объединяла в себе почти всю видеоподсистему классического «Спекки».
Мой экземпляр «Дельты-С» выпущен на Чебоксарском «Сеспеле» в декабре 1990 года, о чём свидетельствует шильдик на нижней крышке корпуса. Сохранился и серийный номер компьютера: 0111580.
А вот продан покупателю он был 5 января уже следующего, 1991 года — об этом говорит этикетка на заводской транспортировочной коробке.
Пожалуй, главной отличительной особенностью «Дельты-С» можно назвать её уникальную 60-клавишную клавиатуру, прозванную в народе «стекляшкой»: пластиковые подпружиненные кнопки были закрыты прозрачными колпачками, под которыми проложены бумажки с отпечатанным назначением клавиш.
Преимущество такой конструкции по сравнению с традиционными кнопками, на которые налеплены цветные наклейки, заключается в том, что эти самые наклейки не отваливаются со временем и не замусоливаются от прикосновения пальцев. Всё остальное — сплошные недостатки: кнопки регулярно заедают в нажатом положении (чтобы этого не происходило, нажимать надо с определённым усилием и строго по центру), ход у разных клавиш заметно отличается, а «пробел» конструкторам и вовсе пришлось разделить пополам, чтобы его не заклинивало. Ухищрение не помогло: заедает эта клавиша постоянно (зато в играх, где на «пробел» назначена стрельба, можно не заморачиваться и просто нажать на эту кнопку, после чего с вероятностью в 90% её заклинит). Да и сама плата клавиатуры никак не закреплена в корпусе компьютера: она фиксируется благодаря двум утопленным в пазы выступам, и при любом движении заметно болтается. Пришлось применить средство, на котором держится современная цивилизация —
Корпус выполнен из чёрного пластика и фиксируется четырьмя винтами снизу. Его геометрические размеры — 50х219х334 мм, вес компьютера составляет 2,2 кг. При этом корпус устроен таким образом, что клавиатура имеет наклон — это повышает удобство работы с ней и выгодно отличает «Дельту» от других советских (и ранних российских) клонов «Спектрума», где клавиши располагаются строго горизонтально. Блок питания на 5 вольт, как это обычно и бывает на таких машинах, собран отдельно — в довольно элегантном корпусе: большая кнопка включения располагается сверху, а на лицевую панель выведен индикатор питания.
На обратной стороне моноблока расположены два семиштырьковых разъёма для подключения джойстиков, при этом поддерживаются как Kempston, так и Interface 2 (Sinclair). Рядом предусмотрены пятиштырьковые разъёмы для присоединения магнитофона и телевизора, разъём питания, кнопка Reset, а также три подстроечных резистора, с использованием которых можно регулировать уровень видеосигнала отдельно по каналам R, G и B. Никогда раньше не видел подобную очень полезную штуку: она даёт возможность «подкрутить» картинку и на старых телевизорах с подсевшим кинескопом, и на современных ЖК, изображение на матрицах которых далеко не всегда выглядит аутентично. Картинку «Дельта» выдавала стандартную для «Спектрумов»: разрешением 192х256 пикселов на 8 цветов с двумя градациями яркости.
Если снять крышку, то мы увидим плату компьютера: она заметно отличается от традиционной компоновки «Ленинграда» (в глаза сразу бросается отсутствие макетного участка). Кроме того, на ней распаян динамик-бипер, расположенный слева вверху. Плата целиком собрана на советской логике — за исключением процессора.
А вот справа виднеется необычный для отечественных «Синклеров» интерфейсный разъём СНП59-64, на который выведена шина ZX BUS — правда, на ней почему-то не распаян сигнал CLOCK. В боковой крышке корпуса должно быть предусмотрено специальное окошечко для этого интерфейса, но на своей «Дельте» я его не обнаружил. К разъёму можно подключать различную периферию, совместимую с ZX Spectrum, в частности, внешний контроллер дисковода, который выпускала чебоксарская «Элара» и Курский завод электроники, либо модуль, расширяющий музыкальные возможности компьютера.
Намучившись с подключением «Композита» к современному телевизору, я решил пойти по пути наименьшего сопротивления: а именно, собрать провод-переходник на SCART. Использовать «композитовский» не получилось потому, что там смонтирован семиштырьковый разъём, а на «Дельте-С» предусмотрен 5-din. Примечательно, что в видеоразъёме «Дельты» не распаян звук, поэтому вывести его на телевизор не представляется возможным. В качестве источника звука в играх используется встроенная в корпус «пищалка», впрочем, и её скромных возможностей для этих целей вполне достаточно.
После сборки шнура я подключил мою «Дельту-С» к телевизору… и она сразу же «завелась» без малейших проблем, даже несмотря на то, что лет 30 до этого пролежала в кладовке. Вот оно, пресловутое советское качество!
Надо сказать, что в отличие от того же «Ленинграда» или «Композита», у «Дельты-С» отсутствуют стандартные дефекты с привязкой к уровню чёрного, из-за чего на современных ЖК-телевизорах порой возникают проблемы с цветопередачей: изображение выглядит бледным или «розовым», как пони из известного мультика. Здесь картинка «та самая»: сочная, яркая, насыщенная.
Из-за особенностей платы и прошивки «Дельта-С» совместима далеко не со всеми играми для классического ZX Spectrum, однако примерно 80% «синклеровских» программ идут на ней без проблем. По крайней мере, мои любимые «Арканоид» и «Саботёр» прекрасно работают, я даже отыскал и запустил самую первую компьютерную игру, с которой когда-то в далёких 80-х началось моё знакомство со «Спекки» — «Диктатор». Как же приятно спустя три с лишним десятилетия вновь ненадолго стать правителем банановой республики Ритимбания!
По своим возможностям «Дельта-С», конечно, не идёт ни в какое сравнение с современными персоналками, но для начала 90-х годов это был буквально «суперкомпьютер», о котором мечтал почти каждый советский школьник. В ПЗУ «Дельты» встроен интерпретатор Бейсика, поэтому ЭВМ позволяла изучать основы программирования. Но главное, конечно, это сотни и тысячи великолепных «спектрумовских» игр, продававшихся на кассетах в подземных переходах и на радиорынках. Испортить удовольствие от общения с ними не могла даже отвратительная вечно заедающая клавиатура. Лично мне «Дельта» понравилась даже больше «Композита»: хотя обе этих машины и являются клонами Spectrum 48K, Чебоксарский компьютер более стильный и элегантный.
Несмотря на то, что в 90-х «Спектрумы» стали быстро сдавать позиции под натиском IBM-совместимых персоналок, история «Дельты» на этом не закончилась. После появления на свет моего экземпляра, уже в новой постсоветской России, предприятия продолжили выпускать различные модификации «Дельты». В 1992 году появились «Дельта-Диск» и «Дельта-Секам-Диск» — с распаянным прямо на плате адаптером дисковода и ТВ-выходом, поддерживавшим видеосигнал в формате SECAM, а в 1993 году родился аналог «Пентагона» под названием «Дельта-С 128» со 128 килобайтами оперативной памяти на борту и нормальной мембранной клавиатурой. Выпускалась даже версия «Дельты» в отдельном «десктопном» корпусе, оборудованном дисководом 1,44’’. Фактически, компьютеры этого семейства в различных модификациях производились вплоть до середины девяностых, после чего их окончательно вытеснили хлынувшие на рынок игровые приставки Sega и Dendy.
Но это было потом, а на закате Союза классическая «Дельта-С» считалась прекрасным образцом отечественной вычислительной техники, простым и надёжным. Собственно, таковым этот компьютер остался и сегодня: несмотря на преклонный возраст, он продолжает радовать меня любимыми классическими играми. Прекрасная машина, сумевшая пронести своё особое обаяние сквозь года.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (72)
WinLin2
24.05.2024 09:35+2В Ubuntu скачал эмулятор ZX-Spectrum, в интернете полно образов игр в виде одного файла. Игры из нескольких загрузок не удалось использовать, наверно неправильные кнопки нажимал. В целом можно иногда поиграть.
Holmogorov Автор
24.05.2024 09:35+2Ну, эмулятор "Спектрума" по сравнению с настоящим "Спектрумом" - это как безалкогольное пиво. Вроде и цвет похож, и тоже жидкое, но удовольствие не то :)
ponikrf
24.05.2024 09:35+3Ну да, можно, но к сожалению от реального железа ощущения совсем не те, что от эмуляторов.
Вот недавно захотел посмотреть на PS Vita, что там за игры и как это все дело игралось. Поставил эмулятор виты, помучился где то пару часов и забил.
В итоге взял виту в железе, посмотрел, поиграл, некоторые впечатления остались даже достаточно положительными.
Некоторые вещи имеют смысл именно в оригинальном железе. Сейчас те же игры PSP по большей части не имеют ценности для эмуляции на ПК. Но в контексте реальной PSP эти игры очень даже ничего, можно скоротать вечерок, лампово валяясь и залипая в LocoRoco.
Ладно когда вам нужно с эмулировать какой нибудь ZX80 еще куда не шло. А вот с эмуляцией какого нибудь Pentium2 в box86 куда хуже.
В итоге реально проще найти Pentium2 в железе, поставить туда видяху которую хочешь. Поставить нужные слоты расширения и тп. Чем пытаться это все сэмулировать с отвратительным в конечном итоге результатом.
yappari
24.05.2024 09:35+1Никогда не понимал вот этих вот "ощущений совсем не тех". Понятно, если эмуль крив. Но если всё ок, то в чём проблема? Но это ладно, каждый заморачивается, как хочет.
Другое дело, что масса советских клонов - это по сути те же эмуляторы, только в железе. Помимо кардинальной несовместимости уровня "атрибутного" порта, перефигаченной прошивки, ещё более упрощённой адресации портов и т.п. есть и более тонкие вещи, вроде таймингов (ширина кадра, количество тактов между прерываниями и даже тип применённой памяти - т.н. совмещённая/раздельная), которые хоть и не препятствуют (обычно) работе программ, но впечатление могут подпортить. Но да, это был рай для тех, кого хлебом не корми, дай покопаться в железе. Я не говорю, что это плохо, но сомневаюсь, что такие "ощущения" нужны всем (или, во всяком случае, тем, кто не застал эпоху).
combo_breaker
24.05.2024 09:35+1Задержки - система, экран, USB/Bluetooth клавиатура или джойстик. Игры на Спектруме и так хардкорные и часто с неотзывчивым управлением, а с задержками получается тяжелее, чем когда деды гоняли. Изображение ЭЛТ против ЖК это тоже большая разница.
тип применённой памяти - т.н. совмещённая/раздельная), которые хоть и не препятствуют (обычно) работе программ, но впечатление могут подпортить
"Contended memory" которая? Портит и сейчас. На клонах без этой штуки игры идут быстрее, 16К игры прям значительно быстрее. Эмули USP и Speccy из Google play только с неоригинальной скоростью умеют эмулировать.
А про "ощущения" - штуки типа Спектрума хороши прежде всего в контексте своей эпохи, и вот именно использование "как тогда" помогает прочувствовать на том же уровне, в тех же деталях.
Zamix80
24.05.2024 09:35Здесь, видимо обозначается спектр ощущёний, одним из них является то, что перед вами находится так или иначе какой-либо механизм, если можно так выразится, то есть если возвращаться к аналогии с автомобилем, вы взаимодействуете с реальными узлами и наблюдаете их работу, а так у вас 3-д симуляция автомобиля; а также перед вами вещесттвенный предмет.
PhoenixMSTU
24.05.2024 09:35+4Круто! Это мой первый компьютер, достался мне году в 2000 с толстой инструкцией, без магнитофона, но с ч/б монитором электроника. Т.к. магнитофона не было, то единственное что я мог на нём делать - это программировать на бейсике, записывая программы в тетрадку. Ну и благодаря этому я тот кто я есть.
LuchS-lynx
24.05.2024 09:35+6Преимущество такой конструкции по сравнению с традиционными кнопками, на которые налеплены цветные наклейки, заключается в том, что эти самые наклейки не отваливаются со временем и не замусоливаются от прикосновения пальцев. Всё остальное — сплошные недостатки: кнопки регулярно заедают в нажатом положении (чтобы этого не происходило, нажимать надо с определённым усилием и строго по центру), ход у разных клавиш заметно отличается, а «пробел» конструкторам и вовсе пришлось разделить пополам, чтобы его не заклинивало.
Справедливости надо сказать, что уже на более поздних моделях неудобные кнопки были пофикшены, да они по-прежнему жестко прожимались, но без перекосов. Печатать на такой клавиатуре было удобно, я уже молчу про играть. Но что меня постоянно убивало в спектромовском 48к бейсике, так это вечные переключения между MODE'мами... и поиск команд внизу клавиши, вверху клавиши, по клавише... в версии для 128к этот момент уже исправили и текст вводился посимвольно, но еще долго на x286 машинах в школьном компьютерном классе нет-нет, да порывался искать команды на кнопках.
После загрузки бейсика точно помню что выводилась надпись внизу экрана "(c) Sinclair research ltd", а не "(с) Delta")
Holmogorov Автор
24.05.2024 09:35Да, я там написал, что позже выходило переиздание Дельты-С с нормальной мембранной клавиатурой, вот такой. А переключение режимов - ну так это фича Синклера. На сокращенной "резиновой" клавиатуре вводить одной кнопкой целую команду было довольно удобно. Сейчас это и вправду выглядит, как пережиток.
vesper-bot
24.05.2024 09:35Боюсь, емаксоводы с вами не согласятся :) Плюс набор команды одной кнопкой это гарантия, что ты не опечатался в команде (некоторым важно), на тот момент опечатки софтом не ловились.
paunch73
24.05.2024 09:35До сих пор такая в дальнем ящике лежит. Только вариант 128 с 5,25" дисководом отдельным блоком.
kromwell_thct
24.05.2024 09:35У меня была дельта которая при запуске писала что то вроде "дидактик скалика"
До сих пор помню цифры 16384 но уже не помню что они значат )))
SanSeich_78
24.05.2024 09:35+1начало видео памяти Спектрума
POKE 16384, 255 Нарисует полоску в верхнем левом углу экрана.
Еще волшебное число: 768 - размер шрифтов ))
voldemar_d
24.05.2024 09:35Интересно, что такого в ПЗУ изменили (и зачем), что не все игры идут?
Обычно на советских клонах весьма немного игр не шло, были какие-то редкие исключения.
Судя по фото платы - здесь что, две микросхемы ПЗУ?
Stanislavvv
24.05.2024 09:35Интересно, что такого в ПЗУ изменили (и зачем), что не все игры идут?
Процедуры поменяли расположение, отчего мимо стандартных вызовов уже не поработать.
voldemar_d
24.05.2024 09:35А зачем это было сделано?
Stanislavvv
24.05.2024 09:35+1Да кто ж его знает... На компьютерах "Магик" и "Кворум", к примеру, русский язык добавляли. Соответственно, процедуры вывода букв точно другие были.
voldemar_d
24.05.2024 09:35Это можно понять. Но почему от этого игры перестают работать? Они в какую-то область ПЗУ обращаются? Зачем?
Stanislavvv
24.05.2024 09:35Затем, что при использовании готовых подпрограмм общие затраты времени сокращаются.
Holmogorov Автор
24.05.2024 09:35Плюс ко всему прошивка руссифицированная (на клавиатуре справа в нижнем ряду есть клавиша для смены языка), из-за чего некоторые игры глючит, плющит, пучит и таращит.
voldemar_d
24.05.2024 09:35Но почему? Им зачем-то нужна область ПЗУ, где русский шрифт?
Stanislavvv
24.05.2024 09:35Если конкретно шрифт, то просто не хранили отрисовку и брали из ПЗУ, это наиболее часто встречающийся вариант.
Osnovjansky
24.05.2024 09:35Сейчас уже не помню, 30 лет, блин прошло )) Был именно такой.
По смутным воспоминаниям, русификация была "хакерской", с заменой шрифтов в знакогенераторе, кроме того, кажется, коды символов - такие, которые программа могла не ожидать.
Вторая возможная причина несовместимостей - реализация регенерации динамической памяти. Она могла быть, например, через прерывания, что могло портить тайминги играм.
P.S. Ностальгии, честно говоря, не вызывает, как и желания поиграть в "те" игры.
Единственная реиграбельная игра из "старых", на мой взгляд, это "танчики" на "денди" с друзьями под пиво ))
Тут, разумеется, у каждого свои воспоминания и желания повторить прошлое.
salnicoff
24.05.2024 09:35Какие-то модели пытались русифицировать. А еще «Спектрумы» — это довольно захарденкоженная система, и некоторых деталей в СССР не было. Поэтому разработчики клонов делали свои аналоги больших микросхем из «рассыпухи», после этого менялись всякие тайминги, и это надо было учитывать в прошивке (видеопамять, например, бралась из общей и схема вывода видео конкурировала с процессором). Плюсом — попытки подключить то, чего в оригинале не было — советские дисководы, принтеры, даже часы пытались. Вот и меняли исходную прошивку.
Судя по фото платы - здесь что, две микросхемы ПЗУ?
В 128-килобайтной версии было две прошивки по 16 килобайт. Одна — «старая», от 48К, для совместимости, другая — «новая», которая имела «побуквенный» бейсик, калькулятор и загрузку с дисковода. Из «новой» можно было перезагрузиться в «старую», из «старой» в «новую» — только через ресет.
ptr128
24.05.2024 09:35две микросхемы ПЗУ?
Когда мне понадобилось править родную прошивку, то обнаружил, что некоторые игрушки ходили напрямую в ROM.
При записи в адреса ROM физически запись происходит в 16К RAM, которые имеют те же адреса, что и ROM. Поэтому я добавил ключ, переключающий CS с ROM на RAM и при чтении. Таким образом я мог скопировать всю ROM в RAM, переключиться и править там что угодно. Чтобы не загружать новый ROM постоянно с ленты, я добавил второй ROM и переписал результаты туда, сделав еще один ключ, переключающий CS с первой ROM на вторую.
Для работы и учебы использовал модифицированный мной ROM, а для игрушек - оригинальный.
Возможно, что и тут использовался такой же подход. Русифицированная и адаптированная прошивка для работы, а оригинальная - для игрушек.
shiru8bit
24.05.2024 09:35Две белые ПЗУ-шки - это РФ4, они по 8 килобайт, а ПЗУ Спектрума - 16 килобайт. Это типичное решение, часто ставили по две, они были доступнее, чем импортные 16-килобайтные. В самых ранних клонах Спектрума вообще ставили по 8 штук 2-килобайтных РФ2.
R0bur
24.05.2024 09:35+1В ПЗУ «Дельты» встроен интерпретатор Бейсика, поэтому ЭВМ позволяла изучать основы программирования
А ещё решать многие расчётные и оптимизационные инженерные задачи. Но кому это интересно?..
salnicoff
24.05.2024 09:35+1Клавиатура досталась адская. И одной крышки — с левого пробела — не хватает. :-(
ShaltaiBoltai
24.05.2024 09:35+4Тут народ вопрошает: "Какого фаллоса вам сдалось это старьё?"
Понятно, что комп 50-летней давности никак не может конкурировать с современным железом. Но ведь мы, старички, с ним возимся не ради производительности. Мы так молодость вспоминаем. Может, лет через 50 вы тоже будете искать на всемирном AliExpress древний AMD Ryzen 9 7950X3D, чтобы вспомнить свою молодость.
Zamix80
24.05.2024 09:35Нет, не будут, при этом не отрицаю единичных случаев. Потому что в этом уже нет так сказать "магии", как например в тех же 286 или первопнях. Если б я начинал с АМД-шного Дюрона 600 , я бы его сейчас не искал, через 25 лет. Многие именно ностальгические воспоминания связаны с тем, что в "первые бытовые" компьютеры энтузиасты "допиливали" что-то самостоятельно, так сказать это вышло из радиомастерства у многих, потому что сферы были близки, допаивать и перепаивать много чего надо было, с паяльником в руках можно было провести не один увлекательный вечер.
Javian
24.05.2024 09:35У матплат на K133, на которых работал Duron, был ISA слот и при желании можно было что-то "допилить".
lightman
24.05.2024 09:35+2Лично я бы хотел тот ламповый и немного наивный интернет начала нулевых. С теми простыми и неискушёнными его посетителями.
Но к сожалению такого эмулятора нет.
ShaltaiBoltai
24.05.2024 09:35О, да! Причем, контент оставить современный, а ру-жителей заменить на тех. А то имеющиеся... Всё, молчу, молчу.
vk6677
24.05.2024 09:35+3Где-то на даче лежит "Компаньон-2". Попробую найти и включить. На нём начинал писать первые программы (если не учитывать МК-61).
vk6677
24.05.2024 09:35+3Ностальгировать вредно. Поехал искать Спектрум, нашёл это:
Работает!
Holmogorov Автор
24.05.2024 09:35+1На этом я тоже программировал. Читал раздел "ЕГГОГОлогия" в каком-то журнале, сейчас уже не помню, кажется, "Техника молодежи". Игры с клавиатуры вводил. Эх, молодость!
woxe
24.05.2024 09:35Меж нами памяти туман, ты как во сне, ты как во сне
Я верю, только дельтаплан поможет мне, помооожет мне
keelsee
24.05.2024 09:35+4Ох, ёмоё! Именно такую Дельта-С я и купил с рук в далёком детстве! С такой же клавиатурой и блоком питания, только корпус был белый. К телевизору её подключать мать не разрешала, купил до кучи ещё монитор чёрно-белый. Какая-то распространённая в те годы модель, такие же с Агатами поставлялись. Причём блока питания к нему не было. Я ещё тогда увлекался радиолюбительством и сварганил блок питания сам из
говна и палоквыдранного откуда-то трансформатора и кучи деталей. Стабилизация напряжения была очень плохой и изображения плавало волнами, но меня это не сильно расcтраивало. Сколько же я намучился с загрузкой игр с магнитофона. Где-то через год-полтора заработал денег на каникулах и купил дисковод, а к нему отдельно контроллер. Вот только переходника на разъём не было. Блок питания для дисковода нашёл где-то готовый, пятивольтовый. Без корпуса, правда. Пришлось опять собирать самому. В итоге конструкция была просто фееричной — монитор, Дельта-С, блок питания для Дельты, самопальный блок питания для монитора, блок питания для дисковода в самопальном корпусе, самопальный спаянный из кучи проводов переходник с контроллера на Дельту, и всё это валялось на столе. Но работало! Сначала программировал на встроенном Бейсике, потом попалась замечательная книга про ассемблер, начал его изучать. По стандарту - Жизнь, тетрис, потом захотел написать текстовый редактор. Начал с того, что написал свой модуль вывода текста на экран. Изменил стандартный вывод с 32x24 на 40x24. Кто помнит, как была устроена видеопамять на Спектруме, тот поймёт. На этом и закончил) Потом захотелось сделать автоматический запуск TR-DOS при включении. Для этого нужно было поставить какую-то перемычку на контроллере. Первый раз ошибся, он мне запорол нулевую дорожку на дискете, где как раз у меня были все программы на ассемблере! День сидел в шестнадцатиричном редакторе диска, но всё восстановил! Потом уже появился первый Pentium 133, и забросил спектрум. Потом вообще кому-то отдал. Сейчас дико жалею(
brumbrum
24.05.2024 09:35+1О, мой первый персональный компьютер. В школе были IBM PS/2, но они не были по-настоящему персональными. А этот мне достался еще и с косячным чипом памяти, при нагреве в нем один бит сбрасывался, как назло в какой-то важной системной переменной. Благодаря этой проблеме я изучил архитектуру zx-spectrum, язык ассемблера z-80... Один из толчков к выбору профессии.
К окончанию школы у меня уже был другой спектрум, на полноценных РУ5. Из них получается 64Кб ОЗУ, но нижние 16Кб адресного пространства перекрыты системным ПЗУ. Я поставил тумблер, который отключал выбор ОЗУ/ПЗУ для этих адресов. В свободный месяц перед началом занятий в вузе написал монитор-дизассемблер, который влезал в неиспользуемую область в нижних 16Кб и вызывался кнопкой на линии NMI. Похоже, это был мой творческий пик в программировании:)
ovn83
24.05.2024 09:35Клон с подобной убогой клавиатурой так же выпускал в Рыбинске КБ Луч, назывался Гамма
zx80
Неужели в России нет ни одного инженера способного собрать ZX-Spectrum на базе z280 и 1-16 Мб ОЗУ? Сколько мы ещё будем играть на Zilog Z80 , ещё лет 40?
Holmogorov Автор
Собрать-то можно что угодно, а что будет с ПО? Под Z80 за 40 лет написано софта чуть ли не больше, чем под Intel.
zx80
Нужен такой такой ZX-Spectrum на базе z280, чтобы могли запускаться игры с обычных ZX-Spectrum 48/128К не использующие недокументированные команды. Предполагаю, что количество игр использующих недокументированные команды меньшинство, а демки вообще мало кому интересны
Holmogorov Автор
Так игры для ZX-Spectrum 48/128К прекрасно идут на ZX-Spectrum 48/128К . Зачем тогда z280? В чем глубинный смысл?
zx80
У вас русских какой-то уникальный талант стоять на месте или это касается главным образом русских Спектрумистов? Когда американцы создавали IBM PC - они не говорили "зачем нам i286 - ведь программы отлично работают на i8086"!!! Появится Сектрум на z280 16Мб ОЗУ - появятся и игры более мощные, это же очевидно.
Holmogorov Автор
Я Вам открою секрет, только, пожалуйста, никому не рассказывайте. Более мощные игры уже появились! Более того, они появляются каждый год и доступны на платформах PC, Xbox, PlayStation, Nintendo Switch. Для того чтобы в них поиграть, совершенно необязательно изобретать с нуля новый компьютер. Все уже изобретено. А "Спектрумы"... Они для той же категории людей, которые вместо "Теслы" или Audi RSQ 2024 года покупают классический Cadillac DeVille Coupe 1956 года и выезжают на нем по уикендам прокатиться. Можно спросить: зачем вы покупаете старье 68-летней давности, когда есть новые, безопасные и комфортные современные автомобили? Вам даже что-то ответят. Но полагаю, Вы не поймете.
zx80
я Вам тоже могу открыть маленький секрет - Вы не IT-шник от слова совсем, у Вас уровень "домохозяйки", которой подавай всё готовое на блюдечке с голубой каемочкой. Потому-что Вы элементарно не понимаете, почему тысячи людей сейчас покупают Спектрум. Если для Вас Спектрум - это "ретро автомобиль", то у Вас именно уровень "домохозяйки". Так вот, если говорить по IT-шному - Спектрум это альтернативная "IBM-PC" компьютерная платформа, которая на сегодняшний день является абсолютно открытая, в отличии от "IBM-PC" совместимых. Потому что если Вы захотите сделать какую-то плату для ПК то Вам придётся выложить тысячи баксов за спецификации PCI-e, потому-что это закрытая, коммерческая информация. Если Вы захотите использовать какой-то чипсет, например, LPC-контроллер - то Вам придётся опять выложить тысячи баксов за спецификации этого чипа, потому-что это закрытая, коммерческая информация, и Вам придётся ещё выложить тысячи баксов сверху за сертификат для драйвера под 64-битную Windows. Конечно, тысячи современных Спектрумистов покупают Спектрум не для разработки девайсов, а что-бы пользоваться этими девайсами, а именно звуковыми картами на AY-3-8910, YM2203, SAA1099, OPL3/4. Потому-что на "IBM-PC" совместимом компьютере сейчас не предоставляется возможным создать звуковую карту, как в 90е делали всякие Ess1868 по выше названным причинам... А ещё, как я уже говорил - Спектрум, это компьютер с совершенно другой философией компьютерной графики, которая магически притягивает к себе тысячи и тысячи людей. Конечно, большинству людей не нравится такая графика - ну так она и не "должна" нравиться, потому что этот мир многогранен. Кому-то нравится орган, а кому-то нравится электрогитара, так и тут - кому-то нравится гравюра или карандаш, а кому-то акварель или маслом...
ponikrf
В том то и дело - зачем писать под новую платформу которая никому не нужна, когда есть кучу других актуальных платформ.
Но ZX-Spectrum 48/128К живет только из-за наличия уже кучи софта. Уберите этот софт и такого интереса к ZX-Spectrum 48/128К не будет. Он попросту не будет нужен абсолютно.
Вы что думаете после ZX-Spectrum ничего круче люди не делали и не пытались продвинуть эту тему? Да как бы двигали и кучу железа сделали. Но вот надо это только 3.5 человеку. Кто в здравом уме сейчас сядет на z280 и всерьез что то на нем будет делать?
zx80
Я бы с вами согласился, если бы не всякие Evo, Карабасы, Нексты и прочие новоделы на z80. Т.е. у этих инженеров есть и желание и время и способности сделать новый Спектрум, но только на z80. Сделать бы шаг вперед, чтобы выйти за границы разрешения 256*192 и добавить скролинг - нет, найдут 1000 и 1 отговорку.
Только имейти в виду - Спектрум, это в первую очередь видео режим, Спектрум, это клешенг. Без клешенга - это уже не Спектрум ! Из-за клешенга, многие культовые игры на Спектруме сделаны в монохормном режиме - когда в игровом поле используется 2 цвета (Chronos, Joe Blade и многие другие). Это просто уникальный стиль компьютерной графики, которого больше нет ни на какой платформе.
ponikrf
Скажу по другому. Вы сами готовы взять новое устройство для которого 0 софта, для которого даже компилятора нету или любых других средств разработки и при этом сами писать для него софт?
zx80
я бы конечно купил Спектрум на базе z280, на котором запускаются большинство игр для z80. Это как в своё время люди покупали только появившиеся IBM PC 286/386. К тому же уже сейчас есть всякие компиляторы языка Си для Zilog 180 (https://www.softools.com/scz180.htm).
SergeyMax
Так купите 286
zx80
А какое отношение имеет 286й к Спектруму? z280 совместим с z80, а 286й ?
SergeyMax
А 286 - с 8086
zx80
Ну тык мой core i3 тоже совместим с 8086, а загрузившись в DOS без всяких виртуалок получается тот самый 286й. Так зачем покупать ещё 286й ?
SergeyMax
Затем же, зачем покупать z280)
zx80
Это совершенно не одно и тоже - на платформе х86 есть мощные процы, а на Спектруме нет. Похоже ты вообще не в теме
Grayshadowfox
Чел, сейчас 2024, уже изобрели более мощное, успокойся
zx80
Ну так ты это скажи инженерам, которые делают новоделы Спектрумов, а так же тысячам покупателей Спектрума ежемесячно во всем мире!
Javian
ZX Evolution https://habr.com/ru/articles/84093/
zx80
Это конечно хороший Спектрум, но даже с 14МГц Вольфенштейн-подобную игру не сделаешь. А вот на z280 с кэш-памятью первого уровня, аппаратным умножением и 16 Мб адресуемой ОЗУ уже можно что-то сделать...
mpa4b
https://www.youtube.com/watch?v=MDve2ugWim0 неужели?
shiru8bit
Попытки в Wolf на Evo, но на 7 МГц: https://www.youtube.com/watch?v=wzVsXyobEMY
Немного больше,чем Wolf, на Evo на 14 МГц: https://www.youtube.com/watch?v=YMca_iS1NZo
zx80
Это доказывает только одно - что мощности z80 катастрофически не хватает, нужно как минимум переходить на z280 33Mhz. Но, как я уже говорил, Спектрум должен сохранять видео режим - не нужны эти видео режимы, как на ПК. А нужно увеличивать разрешение до 512*384 с сохранением клешенга. Игры сделанные в монохромном режиме, например, как Head Over Heels и многие другие - создали совершенно уникальный стиль графики, какого нет ни на одной другой компьютерной платформе.
А что бы упростить создание Спектрума на z280 - можно использовать подход, как на этом видео https://youtu.be/ggm-KhYEMxs Жаль автор не поделился исходниками...
Timick
Новые решения почему-то ориентируются на VGA. Сам недавно столкнулся с этим на uMsx. Игнорируется факт, что VGA уже отсутствует на всех новых панелях и обычных мониторах. Что мешает делать с hdmi? Нормальный переходник на hdmi который бы не тянул картинку стоит денег.
WorminatorX
Меня оттолкнул вот этот момент. Настоящий ZX Spectrum - это клавиатура, подключаемая к телевизору. А ставить гроб, занимающий половину стола, совершенно нет желания. Особенно если на столе уже стоит ламповый телевизор для точной цветопередачи и беспроблемного подключения SCART/RCA.
Заграничный Next и модель инженера В. Лисицина - другое дело, прямо возвращаешься в детство в 90-е.
У этой Эволюции больше интересна конфигурация TS-Conf с аппаратными спрайтами, приближающая ZX к возможностям Донди.
P. S. Без Z80 это будет уже не Спектрум, с таким же успехом можно запускать эмулятор на PC.
Javian
Изготовление корпуса-клавиатуры дорого, но вполне возможно. На Авито можно подобрать что-то подходящее - недавно видел клавиатуру от терминала.
axe_chita
Agon light, новый OpenSource 8-битный компьютер нового поколения
https://habr.com/ru/articles/722234/
Технические характеристики
Процессор: микроконтроллер на базе Z80 (eZ80F92 datasheet), 128 Кб флеш памяти, 8 Кб SRAM. Интерфейсы: I²C, SPI, IrDA. Частота 18 МГц.
Память: 512 Кб SRAM
Видео: микроконтроллер на базе ESP32 (ESP32-PICO-D4 datasheet), запущенный на частоте 240 МГц. Максимальное разрешение: 640x480x64. Видеопамять: 8 Мб SRAM.
Аудио: стерео на базе того же ESP32.
Порты:
На базе ESP32:
VGA
PS/2 для клавиатуры или USB-A в ревизии 2
3.5 мм аудиоразъём
USB 2.0, USB-A или USB-C в ревизии 2
На базе Z80:
GPIO на 20 контактов
сама гребенка на 32 или на 34 контакта (дублируются под батарею) в ревизии 2
поддержка UART
UEXT разъём (10 контактов) в ревизии 2, для подключения датчиков и пр. через: UART, I2C, SPI. По сути дублирует некоторые контакты GPIO.
Слот для MicroSD
I²C
ZDI для перепрошивки
Разъём для питания и подзарядки литиевой батареи в ревизии 2