Есть очень простой и гарантированный способ разочароваться в мире. Мир начинает казаться гнусным местом, где все идет не так, усилия не вознаграждаются, ваш ум и талант никому не нужны, и вообще ничего нельзя добиться. Как получить такой эффект? Нужно всего лишь делать выбор и стараться принимать правильные решения. Звучит бредово? Но дело вот в чем.
Мир — это казино
Мир очень похож на казино. Перед вами множество возможностей. Какие-то ведут к проигрышу, какие-то к выигрышу. И вот мы начинаем метаться: на красное ставить или на черное? Купить акции Apple или Газпрома (хи-хи)? Устроиться в одну компанию или в другую? Использовать рекламный креатив с милым котиком или песиком?
Но как принять верное решение? Данных всегда не хватает. Ситуация всегда может развернуться на 180 градусов. Всегда что-то может пойти не так, и, как показывает опыт игроков казино, их расчет постоянно оказывается неверным, и они проигрываются в пух и прах. Как, впрочем, и все, кто вынужден ставить на те или иные решения и пытаться угадать, что «выстрелит».
Когда ставки небольшие, то сделать выбор не очень страшно. Жажда гарантий обуревает, когда надо сделать тот-самый-единственно-правильный-выбор.
— Если я выберу эту профессию, она мне точно понравится?
— Если я начну встречаться с этим человеком, он точно не разобьет мне сердце?
— Если я выберу вот такое позиционирование в бизнесе, оно точно привлечет мне новых клиентов?
Страдание входит в чат
Проблема тут, конечно, не в самом выборе, а в том, что ошибочный выбор приведет к страданиям, которые сложно вынести. Иначе проблемы бы не было — ну сделали вы не тот выбор, признали этот факт, зафиксировали потери, сделали следующий.
Но если вы знаете, что ошибочный выбор сопряжен с мучением, вы становитесь очень мнительны — вот откроете дверь, а там или миллион долларов, или тигр выскочит, стоит ли ее тогда вообще открывать? Однако, поскольку жизнь устроена так, что выбирать все-таки приходится, на помощь приходят 3 стратегии (все они довольно дурацкие):
Бесконечный анализ
Вы пытаетесь произвести дотошный анализ вариантов и выбрать лучший. Проблема в том, что при принятии сложных решений все проанализировать нельзя, плюс ситуация все время меняется. В результате реальный анализ подменяется коктейлем из проекций и рационализаций с сиропом из сомнений и обесценивания любых возможностей.
Пусть выберет другой
Другой вариант — совсем устраниться от выбора. Пусть профессию за вас выберут родители или друзья. В брак можно вступить не с тем, с кем хочется, а с тем, кто проявил к вам интерес и сделал выбор за вас. В этом случае в своих неудачах можно обвинить обстоятельства: «мне не повезло», «так сложилось», «такая у меня судьба», «это все жена виновата». Когда виноваты другие, страдается меньше, чем когда виноват сам.
Попробовать
Эта стратегия, когда вы пробуете новое дело, но не всерьез, а ровно до первых трудностей. Сели на велосипед, проехали 3 метра, упали и решили: «велосипед — это не мое». Столкнулись с отказом купить ваш продукт: «бизнес — это не мое». При этом возникает стойкое убеждение: «Но я же пробоваль, зачем еще пытаться?»
Страдание усугубляется, когда у вас есть убеждение (осознанное или нет), что вы должны попасть в яблочко с первого раза, что есть только один правильный выбор, а все остальные — ложные. Тогда ставки взмывают до небес, ведь ошибиться нельзя, и все становится очень грустно.
А как можно иначе?
Все становится намного проще, если вы пользуетесь «методом воронки продаж». Что представляет собой воронка продаж? 1000 людей увидела рекламу, 100 из них перешли на сайт, 10 купили. При таком подходе нам не надо гадать, кто из 1000 купит, тем более, что шанс угадать всего 1%. Нам надо создать условия, при которых те, кому нужен наш товар, сами нас найдут.
Аналогично действуют венчурные фонды. Они не пытаются угадать, кто из стартапов станет единорогом. Они понимают, что из 100 проектов, которые они финансируют — 80 умрут, 10 — едва отобьют вложения, еще 5 принесут скромную прибыль, 3 — нормальную прибыль, а оставшиеся 2 с лихвой окупят вложения во все 100 стартапов и позволят хорошо заработать.
Если вы начинаете смотреть на мир, как на «воронку продаж», он перестает разочаровывать, поскольку начинаешь оценивать его математически. Выбрал тему, написал статью, а она не зашла? Напиши 10 статей, одна из них зайдет. Или 20. Или 30. Зависит от эффективности конкретной воронки.
Выбрал компанию, отправил резюме, а никто не ответил? Прямой путь к разочарованию. А когда отправляешь 300 резюме, проходишь 20 собеседований, то работу найти несложно.
Не пытаться угадать правильный вариант, а делать так, чтобы правильные варианты сами вас находили — очень грамотная стратегия, которая сразу же делает мир привлекательнее и предсказуемее.
Если статья понравилась, загляните в мой канал Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Следующий большой пост будет о том, какую цену нужно заплатить, если хочется попробовать себя в роли предпринимателя и как оценить свои шансы на успех. Подписывайтесь.
Комментарии (34)
alysnix
26.05.2024 05:09+12"Мир очень похож на казино."
в казино вообще нет выигрышной стратегии для клиента и интегрально всегда выигрывает казино. задача казино - красиво забрать деньги у клиента.
задача инфоцыган такая-же - красиво забрать деньги у клиента, под видом предоставления им услуг и знаний по стратегии "выживания" и "успеха".
Alexey2005
26.05.2024 05:09+1Так и в мире пока что не придумана абсолютно выигрышная стратегия. Что бы вы ни делали, рано или поздно всё закончится вашей смертью.
Точно так же невозможно создать бизнес-компанию, которая просуществует вечно (или хотя бы лет 500). И даже государства (любые!) рано или поздно исчезают с карты, то есть даже те, кто работает не на себя, а на страну в целом, рано или поздно проиграются.
В итоге решаемая задача формулируется примерно как "получить желаемый локальный вариант выгоды примерно в запланированный срок, по пути проиграв в чём-то другом".
kh0
26.05.2024 05:09Панамский и суэцкий канал, если рассматривать как капиталистическую концепцию зарабатывания бабла, просуществуют очень-очень долго. Само-собой, тупой топ-менеджмент может облажать что угодно.
Кстати, если посмотреть на кое-какие религиозные культы с т.з. капитализма, то некоторые просуществовали гораздо дольше 500 лет. Это кстати на очень интересную мысль наталкивает, что идея "люди это нефть" возникла не в 21 веке.
Tolkik
26.05.2024 05:09+15Выбрал тему, написал статью, а она не зашла? Напиши 10 статей, одна из них зайдет. Или 20. Или 30
Давай, завали весь форум мусорными постами, а читатели уж сами выберут из этой кучи хлама то, что им нужно.
Radisto
26.05.2024 05:09+4Писать кучу хлама тяжело, поэтому можно поручить это нейросети, и выбирать потом будет в принципе не из чего
jimmy_moore
26.05.2024 05:09+3Я согласен с мыслью в статье. Количество иммет огромное значение. Причем, во всех сферах жизни. По поводу большого хлама, мусорных постов и т.п., сколько плохого кода пишется начинающим программистом прежде чем он станет более менее сносным?)
logran
26.05.2024 05:09+1Имхо, делать что-то, у чего вероятность успеха заведомо в районе статистической погрешности, в надежде на то, что с over9999 попытки (если до неё удастся дожить) эта самая статистическая погрешность всё же прокнет - такой себе путь.
Breathe_the_pressure
26.05.2024 05:09+13Прям как в анекдоте: - А вы мышки станьте ежиками.
— Если я выберу эту профессию, она мне точно понравится?
— Если я начну встречаться с этим человеком, он точно не разобьет мне сердце?
— Если я выберу вот такое позиционирование в бизнесе, оно точно привлечет мне новых клиентов?
Применяя ваш метод, мне надо попробовать 1000 профессий, встретиться с 1000 жп, запустить 1000 бизнесов, я правильно понял? Но, Холмс, как это сделать? Вам потребуется на это 10-100 жизней.
По моему люди прекрасно понимают что в любом процессе есть предсказуемая часть, а есть непредсказуемая. Зачем выкидывать и не анализировать предсказуемую и аналогично непредсказуемую? Ваш метод это просто перебор, не учитывающий кучу частных параметров какого-либо события.
Беру ваш пример, так как занимаюсь этой темой уже 20 лет: Считаете что с 1000 потенциальных клиентов, 100 придут, а 10 купят? А знаете, бывают такие бизнесы где есть один-два клиента на млны$, а других нет (возьмите для примера производство процессоров). Люди годами строят планы как пробиться к этому одному клиенту. Вы просто потратите время впустую на поиск остальных 1000 клиентов. Какая тут может быть воронка продаж?
Подводя итоги: Лучший способ разочароваться, это не принимать, не понимать и не желать понять текущий расклад в той или иной области. Это, кстати, китайцы во главе с Лао-цзы уже тысячелетиями вдалбливают в своём Даосизме.
Gusotron
26.05.2024 05:09+4А что такое «1000 жп»?)
Живородящие покемоны?
И зачем с ними встречаться?)
DS28
Вот. Отправил 300 резюме - тишина, и точно так же разочаровался в себе))
Воронка иногда может вместо 3 метров на велосипеде и падения предложить пару километров с сотнями падений и ещё большее разочарование. Поэтому не совсем похоже на альтернативное решение...
aspid-crazy
Как правило, речь скорее о том, получишь ты 100 откликов или 70 или 50. А может 150. Если откликов нет вообще, то тут вероятно что-то более системное. Например, почтовый ящик перестал работать, и отклики тупо не доходят. Тогда хотя бы появляется конкретика, о чем нужно позаботиться. А если при той же проблеме, ты отправил 2 резюме, и не получил не одного отклика - начинаешь копаться в себе, может я плохой специалист и т.п.
DS28
Конечно, 0 откликов на 300 засланных резюме - это критическая штука. Но как пример для разочарования подходит.
Мой коммент о том, что разочарование после долгих попыток может оказаться ощутимо больнее и неприятнее... И нередко проще что-то менять сразу.
20 резюме и тишина? Разочаруйся сразу, обнови резюме, спроси совета и т.п.
aspid-crazy
Согласен. Но речь о людях, которые первое резюме готовят пол года, перенервничают, и потом вообще плюют на это дело, типа уволят, тогда и буду думать.
Утрирую, конечно, но разговор о том, что правильнее попробовать, ошибиться, вынести полезную информацию, попробовать еще раз, и так хотя бы 5-7 раз, вместо того, чтобы скрупулёзно просчитывать все детали для первой попытки. Конечный результат серии 5 быстрых, плохо подготовленных попыток, с некоторой рефлексией после каждой из них, будет более надежным, чем одной супер хорошо подготовленной, но занявшей столько же времени.
DS28
Ну автор пишет, что есть три плохих метода:
1) Бесконечный анализ
2) Пусть выберет другой
3) Попробовать
и один хороший:
4) Метод воронки продаж
Я не защищаю метод 1. Но метод 4, который Зависит от эффективности конкретной воронки, кажется мне таким же неидеальным, как и первые три.
А у вас в примере получается что-то вроде баланса методов 1,3 и 4.
Делаем анализ, пробуем (в рамках небольшой воронки).
Да, это звучит лучше, но это не метод №4))
aspid-crazy
Как я понял, мысль автора заключалась в том, что следует рассматривать неудачу как статистически обязательное событие. Как отвалившийся клиент в воронке продаж - какой бы хорошей она ни была, такие будут. И потому, не надо пытаться улучшить ее заранее, еще не зная ее параметров, а сначала попробовать, и потом уже делать выводы - надо ли что-то улучшать, или может все и так хорошо.
titulusdesiderio
Да не так чтобы шутка. Я в похожую ситуацию угодил однажды https://habr.com/ru/articles/817119/#comment_26866563
Aspie
Так надо же не только ошибаться, но ещё и выводы из этого делать. Отправили первые 10 резюме, тишина? Поправили один пункт двумя разными способами, отправили ещё 10+10, сравнили результаты. Хуже? Выбираем другой пункт. Лучше? выявляем причину и улучшаем дальше.