Жанр квестов, получивший наибольшую популярность в середине 90-х прошлого века, для многих олдфагов запомнился огромным количеством отличных игр, которые не только остались в памяти игроков, но и вписали своё имя в историю индустрии. Full Throttle, The 7th Guest, Broken Sword, Grim Fandango, Myst, Monkey Island и многие другие проекты до сих пор имеют огромную армию фанатов, которые со скупой слезой вспоминают свои приключения в этих видеоигровых мирах. Лично я с наибольшей теплотой вспоминаю несколько игр, и далеко не все из них можно назвать величайшими шедеврами всех времён. Правда это не помешало им оставить отпечаток в моей памяти, вызывая тёплые воспоминания ставших уже далёкими годах. Одним из таких проектов является ШтЫрлиц: Операция «Бюст», ведь именно он стал для меня первой игрой данного жанра.

«ШтЫрлиц» – это Point-and-click квест, разработанный российской студией «Крыша» (основана известными мультипликаторами – братьями Наумовыми) и изданный компанией Бука в 1999 году. Эта игра является комедийной пародией на шпионские истории, а главным героем выступает легендарный советский разведчик Штирлиц из известного романа Юлиана Семенова и одноименного телесериала «Семнадцать мгновений весны». Но разработчики явно вдохновлялись не только классическим советским романом или сериалом, но и большим количеством народного фольклора, а именно, анекдотами про Штирлица.

Именно поэтому игру можно охарактеризовать как большой интерактивный анекдот, воссозданный в жанре квест. Я бы даже сказал, что игра разработана исключительно для «наших», так как юмор в проекте часто основан на культурных и исторических стереотипах. Тут много отсылок к советским фильмам, литературе и даже рекламам на момент выхода игры (конец 90-х), а сам юмор содержит бытовые темы и наполнен «нашим» колоритом, понятным лишь жителям постсоветского пространства. Кстати, ШтЫрлиц: Операция «Бюст» полон сатирических комментариев и пародийных сцен, так что если вы считаете себя знатоком советского кинематографа или литературы, то получите особенное удовольствие от происходящего!

Забавный факт: студия, создавшая ШтЫрлица, названа «Крыша» из-за расположения офиса почти на крыше реального дома, находящегося на Киевском вокзале в Москве. По словам создателей, в налоговой на них смотрели очень неоднозначно, ведь в 90-е многие связывали такое название с бандитами)))

Игра представляет собой классический point-and-click квест, где игрок, управляя действиями ШтЫрлица, исследует различные локации, взаимодействует с объектами и персонажами, а также решает головоломки. Могу сказать, что далеко не всегда в их решении вам поможет логика, и многие игроки относят к минусу игры. На мой же взгляд, это сделано умышленно, чтобы ещё больше погрузить проект про анекдотичного персонажа в море абсурда)) Во многих ситуациях отличной идеей будет представить себя персонажем старого анекдота и подумать, чтобы герой предпринял на вашем месте для разрешения этой загадки. Да, неоднозначный подход, но необычный и интересный – точно!

Небольшой отрывок геймплея

По сюжету ШтЫрлица раскрыли и отправили на допрос к Мюллеру, где из него выбивают сведения о его последней операции под названием «Бюст», целью которой было украсть позолоченную статуэтку с ликом Гитлера. Зачем, почему – это не столь важно, ведь перед нами не серьёзный, вдумчивый проект, а игра, главной идеей которой является желание развлечь и рассмешить геймера. Поэтому, как и в анекдотах про героя «Семнадцать мгновений весны», юмор данного проекта может либо нравиться, либо нет. Но что я точно советую, так это хотя бы попробовать сыграть самому – необычная атмосфера и множество парадоксальных и комичных ситуаций едва ли оставят вас равнодушными!

Графическое оформление игры выполнено в рисованном стиле, характерном для проектов конца 90-х и начала 2000-х годов. И если вы знакомы с играми серии Петька и Василий Иванович, с которым олдфаги неизбежно будут сравнивать этот проект, то сразу найдёте много общего. Локации и персонажи прорисованы с юмором и подчёркивают пародийный характер игры, а звуковое сопровождение с участием профессиональных актёров добавляет живости и комичности ситуациям.

Сегодня запустить эту игру без графических артефактов и проблем с совместимостью — не самая простая задача, в чем я убедился, читая комментарии людей в интернете. Да и сам, желая поиграть, столкнулся с множеством различных проблем. Надеюсь, мой опыт будет полезен, и я помогу вам без каких-либо проблем и ваших трудозатрат на разрешение различных технических вопросов прикоснуться к проекту, который мог зацепить вас ещё 25 лет назад. На канале «Олдфажный геймер » я не только выложил сборку, полностью готовую к запуску без установки, но и инсталляторы с подробной инструкцией, если вы хотите сделать это сами.

Итог

ШтЫрлиц: Операция «Бюст» – это увлекательный и забавный квест. Он понравится любителям жанра и тем, кто ценит пародийный юмор. В игре есть уникальное сочетание исторической тематики и комедийного подхода, что делает её запоминающейся и оригинальной. Хотя графика здесь и простая, а механика классическая для проектов той эпохи, она всё же обладает особым шармом и духом, которые выделяют её среди других игр этого жанра. Особенно впечатляет работа актёров озвучки. Они создают такую атмосферу, которая полностью погружает геймеров в мир комедийного шпионского приключения. Остроумные диалоги, увлекательные головоломки и насыщенный сюжет с комичными ситуациями и пародийными элементами – всё это делает игру ещё более привлекательной.


Вам может быть интересно:

«Ностальгические игры: Проклятые земли»;

« Во что поиграть: Меч и Магия VII»;

«Ностальгические игры: Star Wars Jedi Knight II Jedi Outcast»;

«В поисках сокровищ: SnowRunner»;

Комментарии (22)


  1. VadimProfii
    26.05.2024 09:09
    +4

    Спасибо! Очень кстати сделали ретрообзор!


  1. Sazonov
    26.05.2024 09:09
    +5

    Если бы ещё вместо телеграмма была ссылка на гитхаб, или хотя бы инструкции по запуску, было бы вообще супер. Помню как после школы просиживали пытаясь пройти очередной квест. Доступного интернета и гугла тогда не было, поэтому надеялись только на свою смекалку, хотя иногда и брутфорсили клики :)

    Вот бы кто порт под мобильные платформы сделал.


    1. OldfagGamer Автор
      26.05.2024 09:09
      +6

      Я к каждой сборке всегда выкладываю инструкцию по запуску, а также различные советы по улучшению (например, как отключать стартовые рекламные интро)

      Что же касается порта на Андроид, то он был примерно в 2014 году, но если я не ошибаюсь, на современных мобильных системах он запускается с большими проблемами, так что я не стал выкладывать такую сборку.


      1. VadimProfii
        26.05.2024 09:09

        Есть вариант для Вин7/64?


        1. OldfagGamer Автор
          26.05.2024 09:09

          Я проверяю все сборки на Win 11, так что, если работает на ней, должно заработать и на а Win 7.


      1. Sazonov
        26.05.2024 09:09
        +1

        Так всё таки, может в статью для Хабра добавить немного технических подробностей, что именно вы делаете для запуска?


        1. OldfagGamer Автор
          26.05.2024 09:09

          В статью не добавляю, но в инструкции как правило всегда пишу не только как запустить уже готовую сборку, но и как с нуля всё установить самому. Мне кажется, писать об этом в статье во-первых, не очень интересно (так как большинство скажет, что это пустячное дело), а во-вторых, некоторые статьи и без того занимают по 11 листов А4, не хочется увеличивать их ещё больше, описывая процесс установки, когда всё это есть в инструкции со сборкой.


          1. Sazonov
            26.05.2024 09:09
            +1

            Жаль что такой хороший пост по факту оказался всего лишь реклама телеграмм канала :(

            Вы не правы хотя бы потому что эти инструкции как раз таки и есть самое интересное и полностью соответствующее тематике Хабра. А длина статьи, если материал хороший, никогда не была проблемой.


            1. OldfagGamer Автор
              26.05.2024 09:09
              +2

              Частично вы, несомненно правы (я про длину статьи), но именно что частично. Так как длинный текст очень часто люди просто не дочитывают. И даже иногда в комментариях пишут "Игра крутая, но я не стал дочитывать". Очень, знаете ли, неприятно читать такое.

              Что касается ваших слов о том, что всё это реклама ТГ канала, то мне очень жаль, что вы так считаете. Эта статья, безусловно, далеко не самая большая из всех, что были мною написаны. В каждую из них я вкладываю душу и трачу очень много времени на написание текста, создание скриншотов, переводов интервью разработчиков и нахождению интересных фактов. Если вы думаете, что потратить около 5 дней своей жизни на написания текста, более продуктивно, чем заплатить за рекламу (которая быстро отобьется), то вы, заблуждаетесь.

              А если к этому добавить, что иногда я пишу про совсем уж мало кому известные игры... Когда изначально понятно, что текст мало кому будет нужен, лайков и просмотров будет мало - но душа требует.


              1. Sazonov
                26.05.2024 09:09

                Да, посмотрел ваши другие статьи. Думаю что я был неправ. Но пожелание всё равно остаётся в силе. Технической части хотя бы на минимальном уровне не хватает.


                1. OldfagGamer Автор
                  26.05.2024 09:09
                  +1

                  Постараюсь придумать что-нибудь


  1. Mimizavr
    26.05.2024 09:09
    +2

    Но разработчики явно вдохновлялись не только классическим советским
    романом или сериалом, но и большим количеством народного фольклора, а
    именно, анекдотами про Штирлица.

    Подозреваю, что вдохновлялись они еще и винрарнейшей "Штирлиц, или Как размножаются ёжики". Кстати, пока гуглил ссылку, нашел, что как раз по этой книге чуть раньше Акелла готовилась выпустить игру оО


    1. OldfagGamer Автор
      26.05.2024 09:09

      Кстати вполне может быть. Сам я, конечно, не читал, но выглядит правдоподобно.


    1. exTvr
      26.05.2024 09:09

      Спасибо огромное - ушёл читать про "размножение ёжиков и Штирлица" :))


      1. tuxi
        26.05.2024 09:09
        +1

        Да ладно, никогда не поверю что не читали ранее)))


        1. exTvr
          26.05.2024 09:09

          Не, пропустил, каюсь :))


    1. hollycon
      26.05.2024 09:09
      +4

      "А за окном шёл снег и рота красноармейцев..."


  1. Lazy_Couch
    26.05.2024 09:09

    Игра один сплошной анекдот) но радовал же в своё время)


  1. Maxik12
    26.05.2024 09:09

    Поправочка.

    искромётным юмором


  1. PTM
    26.05.2024 09:09

    Почти как гоблины....

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Gobliiins


  1. AlexNixon
    26.05.2024 09:09

    И еще работала без инсталляции, полностью с CD. Вставил, тыкнул, погнал.


    1. OldfagGamer Автор
      26.05.2024 09:09

      Я так вспоминал и пришёл к выводу, что тогда это было относительно нормой. То есть это не было ноу-хау, а вполне обыденная практика.