В 1964 году Роберт Пропст представил публике революционную идею организации рабочего места «Action Office». Отдельные зоны, отгороженные друг от друга мебелью, стали прототипом будущей разработки «кубиков» для персонала компании.

Новая планировка офисного пространства была направлена на создание конфиденциальности, повышение эффективности и продуктивности сотрудников. Раньше работники умственного труда сидели за открытыми столами, расположенными в ряд. Почему идея прижилась не сразу, а Роберт Пропст возненавидел свое творение, расскажем в нашей статье.


Офисное пространство до появления куба

Рост транснациональных корпораций в первой половине XX века привел к увеличению бумажной работы и, как следствие, бизнеса в целом. До этого офисы были маленькие и вмещали лишь несколько человек. Мебели в них было немного — пара тяжелых стульев и письменных столов. Теперь в офисе требовалось поместить больше сотрудников с пишущими машинками, телефонами и стопками бумажных документов.

Работников сначала рассаживали за длинные ряды столов, как в заводском цеху
Работников сначала рассаживали за длинные ряды столов, как в заводском цеху

Но такая стратегия не подходила для новой реальности, потому что обязанности офисного персонала отличались от работы на фабрике. Возросли объемы обрабатываемой информации, появилась новая техника, изменился характер взаимодействия с начальством и коллегами. Но базовая планировка уравнивала всех между собой, лишала работников уединения и инициативности. Прежние рабочие условия не позволяли в полной мере заниматься умственным трудом или погрузиться в творческое мышление. Отсутствие хоть какой-нибудь конфиденциальности и необходимость целый день сидеть в одном положении за тяжелым столом также влияли на эффективность и производительность.

Многие годы рабочие низших должностей трудились в больших помещениях на открытых пространствах с деревянными или металлическими столами. Руководство располагалось в собственных кабинетах вдали от гула, телефонных звонков и шума печатных машинок. Соответственно, более продуктивными в такой обстановке оставались именно руководители. Служащим не хватало приватности и необходимой для работы тишины.

Первые шаги к формированию офисного пространства предпринял американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он еще в 1906 году спроектировал административное здание для компании‑производителя мыла. Позже, в 1939 году, Фрэнк Ллойд Райт использовал подобные принципы в проектировании здания для компании S.C. Johnson & Son, производителя бытовой химии.

Открытый офис для S.C. Johnson & Son
Открытый офис для S.C. Johnson & Son

Офисное пространство Райта предполагало открытую планировку — служащих рассаживали за стоящие рядом столы, которые были сгруппированы посередине. В таких помещениях рабочим было шумно и тесно. Руководители же располагались отдельно от подчиненных в кабинетах по периферии с хорошим обзором. Это позволяло им наблюдать и контролировать все рабочие процессы.

В дальнейшем к середине XX века немецкая компания Quickborner доработала идею открытого офиса и создала свой проект «Bürolandschaft», или «Офисный ландшафт».

Планировка Buero Landschaft (офисный ландшафт) 1950-х годов
Планировка Buero Landschaft (офисный ландшафт) 1950-х годов

Ряды столов объединили в группы с перегородками для повышения приватности. На потолках были установлены панели, поглощавшие звук, что немного понизило общий уровня шума в помещении.

Позже американская мебельная компания Herman Miller, исследовательское подразделение которой возглавлял Роберт Пропст, на основе уже имевшихся решений разработала свою офисную систему «Action Office» с более гибкой планировкой. Это была первая попытка персонализировать рабочее пространство, но идею приняли не сразу.

Action Office I: почему первая попытка оказалась неудачной

В 1960 году Роберт Пропст возглавил исследовательский центр компании по производству мебели Herman Miller. Для своих исследований он прибегал к помощи и консультациям ученых и экспертов в различных областях. Пропст изучал поведение людей в рабочих ситуациях и понял, что офисы в том виде, в каком они есть, не дают персоналу раскрыть свой потенциал и добиться высоких достижений. Также он заметил, что сотрудники мало двигаются в течение дня и что в процессе трудовой деятельности им необходимо общаться между собой, особенно внутри рабочей группы. Полученные выводы послужили основой для дальнейших разработок. Новая линейка офисной мебели должна была решить эти выявленные проблемы.

Рисунок проекта Action Office, сделанный Робертом Пропстом 1 апреля 1964 г.
Рисунок проекта Action Office, сделанный Робертом Пропстом 1 апреля 1964 г.

Роберт Пропст во главе Herman Miller Research Corporation с помощью дизайнера Джорджа Нельсона создали концепцию под названием «Action Office», которая отличалась от всех предыдущих. Она предполагала гибкость и персонализацию пространства, в отличие от планировок со стационарными тяжелыми столами, которые были раньше.

Новая линейка офисной мебели была представлена производителем в 1964 году. Она предусматривала увеличение рабочей поверхности и возможность изменять расположение элементов относительно друг друга. Пропст утверждал, что идея создания такой мебели не принадлежит никому, она возникла из потребностей рынка и возрастающего спроса на более эффективное пространство для работы.

Комплект мебели для Action Office 1
Комплект мебели для Action Office 1

Комплект мебели состоял из нескольких рабочих зон для одного человека, каждая из которых предназначалась для выполнения различных задач в течение дня. Это включало журнальный столик со стулом на колесиках для обеспечения мобильности, закрытый с трех сторон стол с телефоном для переговоров, и письменный стол с отдельно стоящим стеллажом для работы с документами. Мебель изготавливалась из высококачественных материалов, таких как литой алюминий и палисандр — ценная древесина тропических пород, что обеспечивало её долговечность и эстетическую привлекательность​.

В новой системе действительно были проработаны проблемы персонала:

  • Появившиеся ограждения в виде стеллажа для хранения документов и стенок у столов обеспечивали хоть какую-то уединенность.

  • Работники в такой среде могли передвигаться, а не только сидеть на одном месте. Они могли сами выбрать положение, в котором им было комфортно выполнять конкретную задачу. Был предусмотрен даже стол для выполнения работы стоя.

  • Наличие дополнительных поверхностей позволяло не сразу убирать документы по папкам, а оставлять их в удобном для работы виде.—так называемом небольшом творческом беспорядке.

Нужно ли говорить, что такая система была обречена на провал, потому что затраты на производство оказались высокими, а продаж было мало. Компании не были готовы тратить большие суммы на переоборудование офисов для сотрудников низшего и среднего звена, особенно это касалось крупных корпораций. К тому же при расположении за столами в ряд на одном и том же пространстве удавалось поместить больше служащих.

Но несмотря на отсутствие коммерческого успеха, в 1965 году Нельсону присудили премию Alcoa Industrial Design Award за дизайн Action Office. Вего благодарственной речи не было ни одного упоминания Пропста, хотя Нельсон изначально был приглашен только в качестве помощника и всего лишь изобразил его идеи на бумаге.

В это же время Роберт, не желая отказываться от своей разработки, подошел к идее с другой стороны. Уже через 4 года он представил обновленный Action Office 2, который все-таки должен был решить поставленные задачи, чего не удалось добиться в первый раз.

Action Office II: вторая попытка

В 1968 году Роберт Пропст создал систему Action Office 2 в виде отдельного кабинета, состоявшего из нескольких модулей.

Дорогостоящие материалы, которые были использованы в предыдущих конструкциях, заменили на пластик и древесный ламинат. Такое нововведение позволило снизить цену на продукцию, поэтому она быстро приобрела популярность среди корпораций. Нельсон такую идею не поддержал, поэтому система Action Office 2 была разработана уже без него.

Система Action Office 2
Система Action Office 2

Комплектация больше не предусматривала журнальный столик и телефонную будку, а стоячий стол сделали ниже. Теперь он предназначался для сидячей работы. Перегородки были тканевыми, чтобы в любой момент их можно было свободно передвигать. К тому же они поглощали некоторый офисный шум. Сами стены по отношению друг к другу чаще должны были образовывать угол около 120 градусов по принципу построения сот или делить пространство напополам.

Изначальная идея основывалась на гуманном отношении к человеку. Гибкость и открытость системы позволяли людям в течение рабочего дня пересекаться, общаться, обмениваться идеями и при этом сохранять некоторую степень изолированности. Мебельные компоненты можно было персонализировать под конкретные задачи и работника.

Однако компании, купившие новые модули для своих сотрудников, ради экономии места расставляли их не так, как это задумывал Пропст. Перегородки были созданы мобильными, чтобы их можно было перемещать в зависимости от рабочей задачи. Но в компаниях их ставили под прямым углом, и они образовывали кубические кабины.

Рабочее место Томаса «Нео» Андерсона в «Матрице» — яркий пример Action Office
Рабочее место Томаса «Нео» Андерсона в «Матрице» — яркий пример Action Office

Парадокс в том, что самый эффективный способ расположения для компаний противоречил задумке автора концепции. Роберт Пропст был категорически против того, чтобы людей рассаживали в такие кабины. Он называл это «монолитным безумием» и испытывал ужас, наблюдая за тем, как его изобретение использовали не для освобождения работников, а для их ограждения.

Получается, что вместо решения старой проблемы появилась новая — шумные офисы сменились замкнутыми пространствами, которые порой были настолько маленькими, что человеку было сложно в них уместиться. Сами кабины иногда располагали в виде лабиринтов. Так Пропст стал основоположником так называемых кубиклов, которые изначально задумывались им как небольшие отдельные зоны для каждого человека, но превратились в тесные кабины в форме куба, вызывавшие клаустрофобию.

Внес свой вклад и Дуглас Энгельбарт, изобретатель, известный своими разработками в области человеческо-компьютерного взаимодействия, такими как компьютерная мышь. В 1968 году он вместе с дизайнером Джеком Келли доработал новую офисную мебель. Они адаптировали её для поддержки дополнительной техники, такой как клавиатура и компьютерная мышь.

В 1978 году линейку переименовали в Action Office, оставив просто название без цифры «2».

Дуглас Энгельбарт в кресле Eames
Дуглас Энгельбарт в кресле Eames

Устройство Acoustic Area Conditioner для создания рабочей атмосферы

В 1970-х годах перегруженные офисные помещения привели к появлению нового осложнения — высокий уровень шума снижал производительность труда персонала.

Роберт Пропст совместно с Джеком Келли в 1975 году попытались решить эту проблему. Они разработали специальное устройство Acoustic Area Conditioner для подавления шума. Его высота составляла всего около 26 сантиметров, что даже меньше длины альбомного листа. Само было устройство изготовлено из пластика.

Общий уровень шума в офисе создатель устройства оценивал в 40–50 дБ, что похоже на нахождение в людном ресторане, но не громче звуков печатной машинки.

Устройство Acoustic Area Conditioner (AAC)
Устройство Acoustic Area Conditioner (AAC)

Устройство AAC создавало белый шум — равномерный звук без колебаний громкости, похожий на рябь телевизора или звук вентилятора. Их устанавливали на стены кабинок в двух метрах от пола и не менее трех метров друг от друга. Целью AAC было создание звуковой оболочки, чтобы не было слишком тихо и отдельные звуки не отвлекали работников от выполнения задач.

Также Пропст издал руководство по акустике с рекомендациями:

  • Говорить на громкости до 60 дБ. Такая речь отчетливо слышна, но соответствует спокойному разговору.

  • Расстояние между говорящими не должно превышать 1,8 метра, чтобы не создавать лишнего шума.

  • Плотное расположение кубиклов запрещалось.

Производить устройство перестали в начале 1980-х годов. Многие компании предпочитали использовать незаметные технологии: шумопоглощающие потолочные плитки, ковры, шторы, растения, тканевые, а позже и стеклянные перегородки.

Также в 1979 году появились личные наушники от Sony Walkman, позволяющие фоном прослушивать музыку вместо надоедливых разговоров вокруг. А еще позже были разработаны и выпущены первые наушники с шумоподавлением от BOSE

Но и у этих устройств были свои минусы, мешающие продуктивной работе. Отвлекающая музыка, гнетущая полная тишина, головные боли от сдавливания наушниками, а также невозможность быстро включиться в окружающую обстановку. Поэтому грамотная планировка была просто необходима в прошлом, и остается таковой  для большинства современных офисов.

Актуальность идеи в наши дни

Революционная система Action Office навсегда изменила рабочее место и заложила основу для современного офиса во многих странах (и России в том числе). Пропст разработал ее, учитывая особенности работы и потребности человека, создав среду с интегрированными технологиями, которая позволяла работникам умственного труда эффективно выполнять свои задачи.

Сегодня современные офисы часто используют принципы Action Office, разделяя пространство на небольшие зоны для каждого сотрудника. В качестве перегородок могут использоваться стеклянные стены, мебель или расставленные таким образом столы, чтобы создать немного изолированное пространство. Это помогает поддерживать баланс между приватностью и взаимодействием сотрудников.

После массового перехода на удаленную работу в 2020 году возник вопрос о необходимости физического офиса. Это привело к появлению гибридной системы работы, где сотрудники могут работать как удаленно, так и в офисе. Гибридные модели работы предполагают наличие офисного пространства для встреч и командной работы, но также позволяют выполнять многие задачи дистанционно.

Таким образом, проблема доработки офисного пространства остается актуальной, но теперь она фокусируется на создании гибких условий, которые могут адаптироваться к изменяющимся потребностям сотрудников и компании. 

Если вы читаете данную статью в офисе — оглянитесь вокруг и напишите в комментариях, есть ли у вас элементы Action Office и какие (фото приветствуется).


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

Комментарии (6)


  1. Zara6502
    07.06.2024 11:37
    +8

    абсолютно не перевариваю "опен спейс". когда слышишь тысячи чужих разговоров и не можешь нормально разговаривать со своей группой. у начальник а в любом случае должен быть свой отгороженный участок офиса, так как беседы могут быть и приватными.


  1. alex_k777
    07.06.2024 11:37
    +9

    Ненавижу опенспейсы, я за отдельные кабинеты или кабинки


  1. f000
    07.06.2024 11:37
    +5

    Когда приходишь устраиваться на работу, видишь опенспейс, разворачиваешься и уходишь


    1. mordusnaglus
      07.06.2024 11:37
      +5

      Когда тебе звонит рекрутер и говорит "Работа в офисе", после чего молча сбрасываешь звонок


  1. checkpoint
    07.06.2024 11:37

    Action Office 2 образца 1968 года выглядит весьма не плохо.


  1. alfa41
    07.06.2024 11:37
    +1

    Приходилось сталкиваться и с большими open space, и с кабинетами на 4-8 человек. В некоторых сценариях open space выходит даже более комфортным, как странно бы это не звучало.