С названием японской корпорации Yamaha у кого-то ассоциируются мотоциклы, а лично у меня — синтезаторы: на таком играл мой приятель в нашей институтской музыкальной группе. Но есть ещё одна ностальгическая ассоциация: персональные компьютеры Yamaha MSX2, с которыми я впервые познакомился в школьные годы. Увидев недавно эту персоналку на выставке ретротехники, я не смог удержаться от соблазна ещё разок рассмотреть её поближе и нырнуть в омут воспоминаний…
Когда кто-то говорит, что познакомился с УПК ещё в школе, понять его можно по-разному. Под аббревиатурой «УПК» обычно понимают Уголовно-процессуальный кодекс, но в поздне-советское и ранне-российское время это сочетание букв имело ещё одно значение — «Учебно-производственный комбинат». Так назывались организации, обеспечивавшие старшеклассникам начальную профессиональную подготовку. В нашей школе компьютерного класса не было, зато имелся тот самый УПК: девочек отправляли мешать вкусные микстуры и фасовать целебные порошки на фармацевтическом производстве или шить модные передники на предприятия «лёгонькой» промышленности, мальчиков — точить болванки на токарных станках в цехах ближайшего завода, приобщаясь к пролетарскому труду, производственной дисциплине, портвейну «три топора» и кильке в томате. Отличники имели шанс попасть на предприятие научно-технической сферы и пройти подготовку по направлению с загадочным названием «оператор ПЭВМ». Я среди отличников не числился (зато числился среди записных разгильдяев), однако отличался умением договариваться. К станку и кильке совершенно не хотелось, так я и очутился в «храме компьютерных наук».
Наш компьютерный кабинет был оснащён комплектом учебной вычислительной техники на основе ПК «Ямаха КУВТ», она же Yamaha MSX2. Вообще, вариантов КУВТ в Союзе насчитывалось множество: на основе «ДВК», «Агата», «Корвета», УКНЦ (Электроника МС 0511 (МС 0202)), БК-0011 и других вычислительных машин как отечественного, так и импортного производства. Все эти компьютерные классы были плохо совместимы друг с другом, использовали разные ОС и прикладное ПО, поэтому о едином стандарте обучения основам информатики на практике речи тогда, в общем-то, не шло. Кроме того, на поприще оборудования компьютерной техникой школ и техникумов шла нешуточная борьба между Министерством электронной промышленности и Министерством радиопромышленности, каждое из которых пыталось протолкнуть свои варианты оснащения учебных заведений. Но техники всё равно не хватало.
В 1985 году, на основе принятого годом ранее постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшения условий работы общеобразовательной школы», Академия наук СССР совместно с Министерством внешней торговли объявила конкурс на поставку в советские учебные заведения импортных ПЭВМ. Для решения этой задачи правительство выделило аж целый миллион инвалютных рублей — немалая по тем временам сумма. В качестве консультантов привлекли выдающихся специалистов по компьютерным технологиям того времени, включая академика Андрея Петровича Ершова.
Рассматривались разные варианты: Amiga, Atari ST, Apple Macintosh, BBC Acorn, Amstrad, IBM PC, Tandy, и среди прочих — бытовые компьютеры с технологией Machines with Software eXchangeability (MSX). Такие компьютеры выпускало большое число производителей: Philips, Sony, Sanyo, Mitsubishi, Toshiba, Hitachi, Panasonic, Canon, Casio, Pioneer, Fujitsu, Yamaha, Yashica-Kyocera, GoldStar, Samsung, Daewoo, Sharp и другие, менее известные.
Технологию MSX придумало в начале 80-х японское подразделение корпорации Microsoft в попытке создать единый стандарт для разработчиков софта и железа, ориентированных на бурно растущий рынок бытовых компьютеров. Официально её анонсировали на пресс-конференции 27 июня 1983 года, то есть буквально сегодня ей исполнился ровно 41 год. Глава японского Microsoft Кадзухико Ниси считал, что стандарт для «домашних» персоналок, такой же, как VHS для видеозаписи или компакт-кассеты для аудиомагнитофонов, избавит от лишней головной боли производителей ПК с одной стороны, и пользователей — с другой. Любая персоналка с маркировкой «MSX» должна была поддерживать один и тот же набор софта и периферийных устройств, что значительно упрощает, как сказали бы по ту сторону железного занавеса, круг производственных задач. Бытует мнение, что японцы очень долго топтались на пороге рынка бытовых персоналок, не решаясь туда войти, именно в силу отсутствия какого-либо внятного технологического стандарта, к которым привыкла промышленность этой страны. Вот Кадзухико Ниси и предложил простое решение проблемы.
В качестве базового процессора для платформы MSX выбрали 8-разрядный Zilog Z80 японского производства (чаще всего устанавливали Sharp LH0080A), который дополнялся видеоконтроллером TMS9918 компании Texas Instruments, оборудованным 16 КБайтами видеопамяти, и аудиоподсистемой на основе микросхемы AY-3-8910. Microsoft портировала под эту платформу свой MS Basic, а в качестве операционной системы выступала «майкрософтовская» же 8-битная MSX-DOS, вместо которой на некоторых устройствах работала CP/M.
Платформа MSX быстро набрала популярность, но в основном в странах Азии: прежде всего, в Японии и Южной Корее. На просторах США начала 80-х безраздельно царствовал Commodore 64, европейцы пользовались ZX Spectrum, поэтому на европейском и американском рынках было тесновато, и компьютеры MSX не получили широкого распространения. А вот азиатский рынок бытовых ПК оказался относительно свободен, кроме того, эти персоналки активно закупали в странах Латинской Америки, Африки и в некоторых арабских государствах. Не знаю, какими именно критериями руководствовались в 1985 году представители АН СССР, но они остановили свой выбор именно на стандарте MSX (в версии 1 и обновлённой 2, появившейся как раз в 1985 году), причём в исполнении японской корпорации Yamaha.
Справедливости ради надо сказать, что как таковой модели компьютера Yamaha MSX2 не существовало в природе: под этим общим названием выступало сразу несколько персоналок Yamaha, соответствующих стандарту MSX: YIS-503IIR, YIS-503IIIR и YIS-805/128R (для рабочего места преподавателя), причём в нашу страну завозили все три. Поставлявшиеся в СССР персональные компьютеры Yamaha оснащались русифицированной клавиатурой с привычной нам раскладкой «ЙЦУКЕН», однако латинская раскладка почему-то отличалась от стандарта IBM и была фонетической: «JCUKEN».
На корпусе машины промышленным способом нанесли надпись «КУВТ2», но производитель не забыл и себя, любимого, оставив рядом обозначение «Yamaha Personal Computer». Считается, что японцы продали в СССР от 4000 до 7000 компьютеров Yamaha (точная цифра до сих пор неизвестна), на основе которых было собрано 700 классов на всю страну. В один из них мне и посчастливилось попасть. Всего было выпущено порядка 5 млн. компьютеров этого стандарта.
Продукт советско-японской дружбы народов был выполнен в моноблочном корпусе, объединявшим в себе плату компьютера и клавиатуру. ПЭВМ использовала 8-разрядный процессор Z80, работавший на частоте 3,58 МГц, и 64 Кбайта ОЗУ, из которых нижние 32 Кбайта были заняты ПЗУ MSX BASIC, а верхние оставались доступны для пользовательских программ. Когда запускалась MSX-DOS, загруженный из ПЗУ MSX BASIC выгружался, и все 64 килобайта памяти использовались в качестве оперативки.
Никакого жёсткого диска на «Ямахах», конечно же, не было, зато имелось два 50-контактных слота под картриджи, с которых можно было загружать программы — правда, лично я ни одного за всю свою жизнь так и не увидел. Альтернативным накопителем, как и у «Спектрумов», служил бытовой магнитофон. Но самое главное, что, пожалуй, и сделало эти компьютеры подходящими для формирования на их основе классов информатики — «Ямахи» могли объединяться в локальную сеть с топологией «шина», в которую входило до 16 машин, включая учительскую. Компьютеры соединялись последовательно «гирляндой» с использованием встроенного адаптера Yamaha Serial I/O Unit с собственным ПЗУ, при этом сетевой адрес каждой машины (от 0 до 15) устанавливался вручную специальным переключателем на плате адаптера. Все машины учеников загружались по сети с учительского компьютера.
А вот чего на «Спектрумах» не было, зато имелось на «Ямахах» — так это «специальное устройство ввода Neos MS-10», называвшееся также «манипулятором типа мышь». Мышку можно было подключить к COM-порту персоналки: она использовалась при работе в графическом редакторе Cheese, но чаще всего, конечно же, в играх. По умолчанию она присутствовала только на учительском компьютере, но была совместима со всеми поставлявшимися в Союз «Ямахами».
В качестве видеоконтроллера на этих ПК был установлен чип Yamaha V9938 с собственной видеопамятью, а трёхканальным звуком управляла микросхема Yamaha YM2149. Учительский компьютер (как правило, это была Yamaha YIS-805/128R) имел более «серьёзный» десктопный корпус, оборудованный двумя 3,5-дюймовыми дисководами на 720 Кбайт и матричным принтером Star Gemini 10XR.
Компьютерные классы КУВТ-2 оснащались чёрно-зелёными монохромными 12-дюймовыми мониторами EIZO 3010 с разрешением 80×24 символа. На учительском рабочем месте использовались цветные дисплеи EIZO 8020 с разрешением 256x212 пикселов и палитрой в 256 цветов.
Если говорить о программной части комплекса «Ямаха КУВТ-2», то самым интересным её компонентом была, конечно же, 8-разрядная операционная система Microsoft MSX-DOS в качестве альтернативы CP/M. Примечательно, что «MS-DOS для Z80» разрабатывало не японское подразделение Microsoft, как можно было подумать: проект курировал лично Пол Ален, а его реализацией занимался автор MS-DOS 1.X Тим Патерсон, которому выплатили за эту работу гонорар в размере 100 000 долларов. За эти деньги Патерсон написал эмулятор Z80 под MS-DOS и разрабатывал новую версию ОС уже в нём, поскольку у него не было под рукой настоящей машины MSX. Это и стало причиной целого ряда проблем на этапе тестирования системы: Патерсону даже пришлось летать из Сиэтла в Токио, чтобы устранить ошибки в MSX-DOS уже на реальном железе.
Изначально операционка называлась «Z80 MS-DOS 1.25» и была, по большому счёту, портом MS-DOS 1.25 на процессор Zilog. Поскольку API MS-DOS 1.25 создавали по образцу CP/M, у разработчиков не возникло ни малейших проблем с бинарной совместимостью между CP/M и MSX-DOS. Большинство программ, написанных для компьютеров MSX под CP/M-80, без проблем запускались и под MSX-DOS. При этом ОС понимала весь набор директив как MS-DOS, так и CP/M, так что была привычной для пользователей обеих платформ.
Как и MS-DOS, ядро операционной системы MSX-DOS хранилось в файле command.com, который полностью считывался в память, а затем обращался к файлу autoexec.bat за инструкциями о дальнейшей последовательности загрузки. Операционка использовала файловую систему FAT, благодаря чему файлы из MSX-DOS можно было свободно переносить в MS-DOS и обратно. Да и дискета, отформатированная на «Ямахе», прекрасно читалась под MS-DOS на IBM PC: несовместимой была только загрузочная запись.
В под MSX-DOS запускался компилятор Turbo Pascal, текстовый редактор WordStar, ассемблер «M80» и компоновщик «L80», графический редактор Cheese, а также различные игры для MSX, основным разработчиком которых считалась японская компания Konami. По сравнению со «Спектрумом», игрушек для Yamaha MSX2 насчитывалось, конечно, намного меньше, но среди них попадались такие «хиты», как Metal Gear, Dragon Quest, и, конечно же, Arkanoid.
Несмотря на то, что платформа MSX была чисто японским изобретением, эти компьютеры оказали значительное влияние на IT-индустрию и в других странах. Так, выпускавшиеся бразильским подразделением Sharp персоналки MSX сделались настолько популярными в этой стране, что на протяжении долгих лет использовались в качестве офисных компьютеров, успешно конкурируя с IBM PC. Да и советский компьютер ПК8000, выпускавшийся с 1988 года Пензенским заводом вычислительных электронных машин (а позже — под именем «Веста» Ставропольским заводом «Сигнал» и одним из предприятий Оренбурга под названием «Хобби»), является, по большому счёту, упрощённой версией MSX на отечественной логике. Из классической «Ямахи» разработчики выкинули чипы, аналогов которых не удалось подобрать среди доступных в СССР микросхем. Ценой такого компромисса стала утрата полной совместимости с MSX, но как минимум ПК8000 позволял запускать из ПЗУ адаптированную версию MSX-BASIC. Чуть позже московский «НИИСчетмаш» создал игровой компьютер ПК8002 «Эльф» на базе процессора КР580ВМ80А, представлявший собой нечто среднее между MSX и MSX2, но также не имевший полной совместимости с японским стандартом.
В 1989 году «Эльф» занял 3-е место во всесоюзном конкурсе на создание перспективных моделей бытовых персональных ЭВМ, на чём попытки клонировать «Ямаху» благополучно завершились — те самые MSX2 из школьных компьютерных классов, позволявшие работать в сети, выводить данные на принтер и перемещать курсор на экране при помощи мыши, остались непревзойдёнными для своего времени. Спустя несколько лет их сменят «трёшки», «четвёрки», а затем — «пентиумы». С их приходом навсегда исчезнет чувство, которое сложно описать словами, возникавшее при взгляде на мерцающий чёрно-зелёный «лупоглазый» дисплей. Удивительно, но в отличие от других машин на базе Z80, компьютеры Yamaha MSX2 из комплектов КУВТ сегодня практически не найти в свободной продаже, хотя в конце 80-х их было закуплено очень много. Остаётся только ностальгировать, разглядывая эти замечательные персоналки в экспозициях музеев вычислительной техники.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (60)
Moving_Point
27.06.2024 13:23+3Спасибо за добрую ностальгию!
Я в таком МУПК был как раз лаборантом ("лаборант-программист") класса (MSX-КУВТ и MSX-КУВТ2;).
Ох как немало было под него программ для МУПК написано! И учебных, и обучающих;)
И на бэйсике, и на Паскале, на ассемблере..
P.S.А играть давали только на каникулах.. ;)
Holmogorov Автор
27.06.2024 13:23+2Мы писали на бэйсике, но его на тот момент я уже успел "пощупать" на ZX Spectrum, потому было не очень интересно. А машины были действительно чудесные. У нас все парни мечтали по ночам о самой красивой однокласснице, а я - о Yamaha MSX2 :)
salnicoff
27.06.2024 13:23Стратегическая ошибка: надо было мечтать обо всем сразу, и побольше, побольше!!! :-)
andy_p
27.06.2024 13:23мальчиков — точить болванки на токарных станках в цехах ближайшего завода
У меня в начале восьмидесятых УПК было программирование. Но моя школа была с математическим уклоном.
Holmogorov Автор
27.06.2024 13:23+1У нас в школе из учебных пособий был только бюст Ленина в актовом зале. Но вот на УПК мне удалось таки правдами и неправдами прорваться в компьютерный класс. Возможно, это как-то повлияло на дальнейшую карьеру...
checkpoint
27.06.2024 13:23Когда нас, старшекласников, в 92-м отправили проходить УПК на ближайшый завод (ДСК-500), то все пошли в цеха, а я пришел на вычислительный центр этого же завода и сказал, что хочу проходить УПК у них. Так я три летних месяца протустил на этом ВЦ и получал даже какую-то зарплату. Из моих обязаностей было раз в день отнести дискетку в цех с упраляющей прогаммой для каких-то импортных деревообрабатывающих станков которыми был забит весь цех (завод выпускал древесную плиту с утеплителем и собирал из них вагончики-бытовки). На заводском ВЦ уже тогда были IBM PC/XT и IBM PC/AT, поэтому все остальное время я изучал asm для IBM PC и пытался сделать простейший граф редактор для рисования спрайтов для своей игры. :)
zag2art
27.06.2024 13:23+1У меня был такой в 90-х, именно японская версия. yamaha msx 2, со светло зеленым/темно зеленым монитором.
IvanPetrof
27.06.2024 13:23+2В школе у нас был класс msx2 с цветными мониторами. Из уроков информатики в школе я помню как писал программу типа чатбота (тогда такого слова небыло), которая спрашивала человека как его зовут и потом В следующих вопросах уже обращалась к нему по имени.
А в СЮТе, куда я ходил "программировать" тоже был кабинет с msx2, но с чёрно /
белымизелёными мониторами (цветной монитор стоял только на головной машине)evgepet
27.06.2024 13:23На цветных мониторах, что шли к некоторым классам MSX2, был переключатель, который мог переключать в зелёный и "янтарный" режимы.
wolodik
27.06.2024 13:23+5У нас был "крутой" компьютерный класс - "цветных" ямах было штук 10, с одним дисководом, "учительская" с двумя, и ещё пачка чёрно-зелёных. Написал на бэйсике первую игрушку, с использованием спрайтов! Вообще машина по тем временам космос была, по сравнению с IBM PC - когда открыли новый класс с писюками, я поначалу был в шоке от убогих мониторов CGA и 5" дискет. После 256 цветной графики и 8 канальной музыки!
salnicoff
27.06.2024 13:23+1портвейну «три топора» и кильке в томате
Килька (и не только в томате) — это под водку. С портвейном — ни в коем случае. Вы как будто не в Ленинграде родились... :-)
мальчиков — точить болванки на токарных станках в цехах ближайшего завода
Не только. Самое крутое — на автобазу, там учили водить грузовики и давали права (только с «нехорошей» строчкой). У нас еще на пивзавод посылали. Формально — учили работать грузчиком, фактически... Ну вы поняли, да...
девочек отправляли мешать вкусные микстуры и фасовать целебные порошки на фармацевтическом производстве или шить модные передники на предприятия «лёгонькой» промышленности
Еще девочек посылали учиться на секретарш-машинисток. Иногда даже в школах эти курсы организовывали.
Поставлявшиеся в СССР персональные компьютеры Yamaha оснащались русифицированной клавиатурой с привычной нам раскладкой «ЙЦУКЕН», однако латинская раскладка почему-то отличалась от стандарта IBM и была фонетической: «JCUKEN».
Потому что это была стандартной советской латинской раскладкой для пишущих машинок. Японцам просто выдвинули такие условия, они их выполнили. Кстати, на них для набора цифр надо было «Shift» нажимать.
Удивительно, но в отличие от других машин на базе Z80, компьютеры Yamaha MSX2 из комплектов КУВТ сегодня практически не найти в свободной продаже, хотя в конце 80-х их было закуплено очень много.
Почти все раздали в школы, срок службы закончился, их надо было списывать. Сначала боялись, потом, когда они уже сильно поизносились физически, реально начали списывать и утилизировать. Но законодательство поменялось, уже нельзя было просто составить акт и выкинуть, надо было делать это через спецшараги. Просто продать тоже нельзя, школа — госорганизация, надо проводить конкурс/аукцион... С утилизацией через шарагу было проще.
А сам аппарат... Да, интересный был. Впервые с ним столкнулся на практическом туре областной олипиады по программированию. Вот там за несколько часов и задолбался набирать цифры с шифтом... Блин, три десятка лет прошло...
geher
27.06.2024 13:23Не только. Самое крутое — на автобазу, там учили водить грузовики и давали права (только с «нехорошей» строчкой). У нас еще на пивзавод посылали. Формально — учили работать грузчиком, фактически... Ну вы поняли, да..
Местами было много всякого разного разной же степени интересности. Часто самым интересным предложением было автодело (вождение, обслуживание, ремонт). Еще встречалось черчение. Во многих случаях вариантов не было, а был один завод рядом, куда всех и направляли учиться чему-то одному.
Мне повезло. Я учился на оператора ЭБМ (то же самое, что ЭВМ, но специализированная).
salnicoff
27.06.2024 13:23+1Во многих случаях вариантов не было, а был один завод рядом, куда всех и направляли учиться чему-то одному.
Да, это уж кому как повезет. Завод, кстати, далеко не всегда был ближайшим — было еще понятие «шефы школы».
Speccys
27.06.2024 13:23А КУВТ "КОРВЕТ 8020/8010" не из этой серии?
salnicoff
27.06.2024 13:23+1Нет, и рядом не стоял. «Корвет» основан на советских клонах процессора Intel 8080 (КР580ВМ80), а не на Z80, организация памяти, шин, видео — все другое. Ну и разрабатывали «Корвет» в СССР «от и до», а «Ямахи» — полностью импортные, и доработанные под советские требования в Японии.
salnicoff
27.06.2024 13:23P.S.: А Вы «Корвет» с «Электроника УКНЦ» не путаете случаем? Потому что «УКНЦ» выпускали в таких же корпусах, что и «Ямахи»...
dv0ich
27.06.2024 13:23Оооо, "Корвет", первый комп в моей жизни (не личный, в школе стояли). Кнопка сброса сбоку в углублении, в которое даже палец первоклассника не всегда пролезал, приходилось тыкать ручкой. Кнопка использовалась по нескольку раз за урок - как-то плоховато было у "Корветов" со стабильностью работы :)
К третьему классу в школу приехали Pentium I с Windows 95, они для нас выглядели оборудованием внеземной цивилизации. Помню, как трудно было научиться орудовать мышкой.
Pyhesty
27.06.2024 13:23+2Удивительно, но в отличие от других машин на базе Z80, компьютеры Yamaha MSX2 из комплектов КУВТ сегодня практически не найти в свободной продаже, хотя в конце 80-х их было закуплено очень много. Остаётся только ностальгировать, разглядывая эти замечательные персоналки в экспозициях музеев вычислительной техники.
машинки встречаются в продаже регулярно, есть сообщества в ТГ, где обсуждают кодинг, игры и новые девайсы, выпускаются картриджи (один из самых успешных Карнивор от группы RBSC rbsc.su). Благодаря тому что был стандарт этих ПК, они выпускались под под разными наименованиями, но все совместимы, то сами ПК MSX интересны и пользуются популярностью во всем пире. ))) так что присоединяйтесь к сообществу MSX)
ps: мне всегда хотелось закодить под свою первую школьную машину что-то эдакое) и этим спустя много лет стала bad apple)
Holmogorov Автор
27.06.2024 13:23+1Спасибо за приглашение! Присоединюсь! Два советских клона "Спектрума" я уже вернул к жизни, теперь вот и вправду надо обзавестись MSX.
Telmah
27.06.2024 13:23+2Про msx2 помню две вещи:
там была игра Metal Gear , которая после диггера на Искре выглядела вершиной графики и заука
В слоте для картриджа был контакт, который работал как удобная кнопка reset
vros
27.06.2024 13:23+2Даа, супер техника была. Сейчас уже ничего из тогдашних наработок не осталось. Змейка на бейсике в символьном режиме со всякими наворотами, причем код был утоптан на один экран. Примитивная обучающая игрушка - учить пословицы. Что-то на ассемблере писал - и когда познакомился с интеловским ассемблером, ужаснулся его некрасивости и нелогичности. А какие там игрушки были… Zanac2 я до сих пор считаю образцом аркады. Kings Valley, Payload, Putup (бейсик с ассемблерными вставками, который мы с распечатки (!) набирали). Aleste, безумно красивая, но занимавшая аж 4 дискеты…
nuclearmotherfucker
27.06.2024 13:23+3Прослезился. Мой первый компьютер в школе. С одноклассником писали обучающую программу по арифметике для первоклашек. У нас там был офигенно срисованный с открытки линиями на бэйсике мультяшный медведь, вверх вниз на клавиатуре управлялась его лапка, которой он выбирал правильный ответ. В память ничего не влазило, мы "бандл минимизировали" как могли. Опять прослезился. А любимая игрушка была Vampire Killer.
Учительская машина в то время для меня была верхом инженерной мысли.
brawaga
27.06.2024 13:23+1Ну на троечку статейка.
Во-первых, бейсик из ПЗУ не загружается в ОЗУ, и уж, тем более, не «выгружается». Зачем, когда ПЗУ — это такая же память, и её можно просто включить в нужные адреса?
Во-вторых, не было там никакого COM-порта. Вам следовало бы лучше разобраться в теме.
Эти две несуразности не позволяют оценить статью на «хорошо», но есть ещё один, который позволил бы оценить статью на отлично. Итак, в третьих: вы не отразили современное развитие платформы. У неё много фанатов, которые создают новый софт и даже новые железки для неё. Круг поклонников пусть и поменьше, чем у Спекки (совершенно незаслуженно), но всё же.
grigr
27.06.2024 13:23+1Мне повезлов детстве попасть в компьютерный класс (институт образования учителей) сам не знаю как повезло... Там были в классе БК, но у учителя был MSX с цветным монитором и игрушками )) там то я и влюбился в компьютеры... Ностальгия)
vvbob
27.06.2024 13:23+1однако латинская раскладка почему-то отличалась от стандарта IBM и была фонетической: «JCUKEN»
Для той реальности это было хорошим решением.
У тебя какая-то программа не поддерживает русский - не проблема, просто набираешь текст нажимая те-же кнопки и он автоматически превращается в транслит. Это, конечно, хуже чем русский шрифт, но все-таки оно читаемо.
salnicoff
27.06.2024 13:23Для той реальности было хорошим решением, потому что это раскладка пишущей машинки с латинским шрифтом. На такие раскладки учили профессиональных машинисток, которые должны были работать с иностранными текстами. Возможность траслита — это уже побочное явление.
andi123
27.06.2024 13:23Опять пост настольгии.
В 9 класс перешел в физ-матлицей, чтобы за компутером можно было сидеть (домашнаяя "микроша" уже не так вставляла). А там как раз MSXII. Начали сразу с паскаля. Я уже тогда был "матерый погромист" и читал хекс-коды. А тут какой-то смешной паскаль. В общем, стал я там постоянно ошиваться. Завел дружбу с лаборантом. Он мне всякое показывал и рассказывал. Про FAT12 (у нас там были везде 5" дисководы). Игрули - металгеер. Потом препод меня начал отсаживать на центральный комп, чтобы я не подсказывал и не девал списывать на информатике. На нем же я начал рисовать всякое в пиксельной графике. Мы там даже какой-то школьный журнал печатали. Опять же принтер был матричный. Отлично проводили время.
Так как лицей был при институте усовершенствования учителей. У нас там было три класса с КУВТ: ямаха, укнц, корвет. Но нас учили на ямахах. Потом уже будучи студнем, приезжал, уже были IBM.
Milling
27.06.2024 13:23Корвет... В мое время уже был устаревший. У препода стоял 286 и даже он уже устарел.
fat031c
27.06.2024 13:23я помню, когда мы обнаружили что можно создавать спрайты 16x16 на MSX это было как открыть новое измерение...
aik
27.06.2024 13:23Я для своей MSX решил не искать родной монитор и купил 9" HD Trinitron.
Картинка заметно лучше, чем на телевизорах "стандартного" разрешения.
Хотя на входе тот же сигнал.Кстати, не упомянули про то, что у КУВТов цветная картинка только через RGB выводилась, а через композит - черно-белая.
Radisto
Первый компьютер, который я потрогал в этой жизни. И первый, на котором я написал программу на Бейсике, которая рисовала танк. А потом саннадзор закрыл этот учебный класс как не соответствующий санитарным нормам. И никаких больше компьютеров до универа. Зато нормам соответствовало, по-видимому
Holmogorov Автор
У меня первым был все-таки "Спектрум", но "Ямаха" выглядела на его фоне, конечно, как космический корабль (хоть и собрана на том же процессоре).
salnicoff
У «Спектрума» и у «Ямахи» были разные целевые рынки и идеология.
red_dragon
Забвавно. Я прямо заинтригован. Может в двух словах расскажете, какие целевые рынки были у Spectrum и MSX?
salnicoff
MSX — на школьное образование (потому там сеть и была), а Spectrum — не сильно небогатых домашних потребителей.
red_dragon
Это Вы сами придумали, или есть какое-то обоснование?
salnicoff
Собственный анализ на основе статей разного времени, воспоминаний и технических характеристик. Ну сами подумайте — зачем в чисто домашнем компьютере конца 1970-ых – начала 1980-ых сеть? И кто будет покупать компьютер за 100 фунтов? Только тот, кому хочется, а денег нет или жалко.
red_dragon
Собственный анализ. Понятно. Значит, таки, сам себе аналитик.
salnicoff
Полный комплект характеристик целевой аудитории каждого продукта ни один производитель для публики не озвучивает. Даже если на сайте написано «солюшн для тех», «солюшн для этих», это не означает, что это солюшены для тех и для этих, всегда есть еще одна характеристика, которая не озвучена, но в соответствии с которой на сайт нагоняется целевой траффик. Косвенно определить целевую аудиторию можно по рекламе, но реклама размещается на основе типовых («индустриальных») характеристик, поэтому целевая аудитория рекламной кампании не эквивалентна целевой аудитории продукта. В каждом конкретном случае нужно проводить анализ.
red_dragon
Это сюр какой-то! Теория заговора пошла в ход. Они сделали что-то, но не говорят для кого и зачем. И врекламе темнят что-то. По этому, нужно обязательно потратить время и деньги, на эту хрень.
Не всё так однозначно, да? Может быть, пылесос, из рекламы в Ютубе, это вовсе не пылесос, а космический корабль? Но об этом знают только диванные аналитики, но для них функии полётов заблокированы?
axe_chita
Локальная сеть это фишка Ямаховских КУВТ которую сметливые японцы, из того что
валялось на полубыло, сделали по просьбе Минобра СССР. И этим обошли многих конкурентов на открытом тендере.axe_chita
Нет, MSX позиционировался как домашний компьютер способный справится со всем спектром задач которые тогда ставились перед домашним компьютером: Игры, обработка текста, обучение, бизнес применение, программирование, ну и вишенка на торте совместимость по формату носителей с IBM PC.
Вообще идея Кея Ниши была в том, чтобы компьютер из диковинной игрушки, превратился в часть обихода как видеомагнитофон, доступный всем членам семьи. И что бы этот компьютер и аксессуары к нему выпускало множество производителе, и они были совместимы между собой.
А сеть на Ямахах... ;) А какую именно сеть вы имеете в виду, КУВТ1 на RS232 или КУВТ2 на MIDI? 8))
aik
На образование не MSX, а КУВТ делался. Который, в общем-то, не только на базе MSX был.
А MSX - это универсальный стандарт, ничем не хуже всяких там коммодоров и прочих спектрумов.
vvbob
Не знаю уж что там думали их производители, но как типичная школота тех времен скажу - Спектрум мне хоть и с трудом, подрабатывая все лето и с помощью родителей, купить удалось, Ямаху бы я не потянул, стоила она тогда космических для простого школьника денег..
Спектрум хоть и советский клон был, но и оригинальный комп был задуман и реализован как максимально бюджетное решение, из-за чего он и стал таким популярным.
evgepet
В MSX был графический режим (вроде Mode 2), частично повторяющий режим в Спектрумах - однобитная графика, с нанесением цветовых атрибутов 8 на 8 пикселей. Но расположение пикселей в MSX было "правильным". В этот режим портировались большинство спектрумских игр .
evgepet
Сейчас погуглил и выяснил, что в режиме 2 всё же расположение пикселей идентично Спектруму. А моим любимым был 7-й, в котором можно использовать 256 цветов (а может быть и больше).
axe_chita
У некоторых спектрумистов, не знакомых с MSX, от этой инфы был культурный шок. И даже у писишников, которые не верили что у Ямахи и палитра была шире (512 против 64), и количество цветов (16 против 256) чем у AT286 с EGA :)
ma6it4
Такая же история. В школе у нас компов не было, зато при институте был кружок для школьников, и там стояли такие машины. Тоже первую программу на бейсике писал, только у меня летали космокорабли вражеские и стреляли в мой, а я в них. Эх, прям слеза скатилась по морщинистой щеке...