Когда я вошла в айти, это ещё не было мейнстримом. Шёл конец 2010 года, я работала аналитиком в компании связи, и мне было норм. Норм было всё, кроме того, что мои технические задания на разработку новых отчётов и процедур вызывали критику со стороны отдела АСУ. Конечно, я училась на своих ошибках, но, во-первых, ошибки могли дорого стоить, во-вторых, хотелось основательности, а не интуитивной работы, в-третьих, было по-человечески стыдно (синдром отличницы встретился с синдромом самозванца, и у них родился ужасный комплекс неполноценности). Я читала статьи в интернете, купила толстенную книгу по SQL, ковыряла её в обед и после работы, засиживаясь иногда и до 22–23 часов. Не хватало системности.

Спас меня мой азарт.

Мы сидели и обедали на офисной кухне, когда один из очень технических коллег со вздохом рассказал, что отчислился с вечерних курсов по разработке программного обеспечения, потому что «не потянул». Всё, мне другого вызова и не надо. Узнала, что за курс, и с сентября пошла. Чистые безумие и отвага: как мне вообще могло прийти в голову, что человек с ВМК отчислился и «ниасилил», а я со своей академией госслужбы (правда, финансовый менеджмент) возьмусь и закончу?!! 

Итак, решаем задачку: на курс пришли 24 человека, выпустились — 7. Сколько птичек улетели с ветки человек отчислилось? Да, 17: из них 5 или 6 после первой лекции (там ещё и деньги возвращали), остальные потом, постепенно — долго и мучительно. 

Основная масса не пережила С, ещё парочка — С++, остальных добила Java, и только один ушёл досрочно, потому что молодец и его позвали на работу. Я закончила и выпустилась, но по дороге были:

  • истерика и стучание головой о клавиатуру, когда падающая бомбочка в задачке не пикала;

  • нервный срыв у доски на семинаре по Java (он вызвал во мне невероятную злость и заставил всё одолеть);

  • контрольные с кодом на листочке в клеточку;

  • огромная любовь к администрированию и дружба с UNIX-системами (запомните этот момент);

  • интим мучения с UML-диаграммами;

  • начало изучения английского языка и позорная защита итоговой программы на английском языке (это не основной второй язык);

  • написать программу мне помог мой умненький друг-программист (но при этом ещё и дополнительно всё объяснил и обучил).

Курс был хорошим (увы, его уже давно нет), преподаватели — сильные практики из компаний Нижнего Новгорода, условия обучения по тем временам — нормальные, программа насыщенная. Я вот даже приложу сертификат, смотрите, сколько крутого мы реально (не номинально!) прошли. 

И да, исключительно благодаря этому курсу я смогла работать инженером по тестированию, затем долго была маркетологом в ИТ-компании, работающей на весь мир, мега продуктивным автором Хабра (писала для компаний), и, в конце концов, смогла работать в самом Хабре и свободно общаться с сотнями айтишников, помогать им, развивать авторов и прочее. Без того бэкграунда ничего бы не состоялось.

Мысль всё бросить посещала меня не раз, но я живу по принципу «сдаваться всегда слишком рано». Но люди-то уходили, и каждый уход казался маленьким событием. 

Немного о причинах

  • Не хватает времени. Вообще хорошее обучение, которое даёт реальный результат, всегда требует время. Иначе это потуги ради бумажки. Важно делать домашние задания, читать дополнительную литературу, разбирать практические задачи (которые есть у айтишников, у психологов, у врачей, у лингвистов — у всех). На это уходят вечера и выходные, которые вы отнимаете у семьи или у самого себя. Это непростой выбор, и многие сразу не понимают, что лёгкой прогулки не получится. В таком случае важно расставить приоритеты и сделать выбор: либо вам действительно нужно обучение и вы позволяете себе забрать время у других направлений вашей жизни, либо вы честно признаётесь, что коллекционирование сертификатов — не лучшее хобби и просто покупаете крутую книгу по интересной теме.

  • Не ваше. Вот здесь лучше купить крутую книгу по теме сразу — скорее всего, после прочтения вы поймёте, надо ли оно вам. Часто романтические и фантазийные представления о специальности не имеют ничего общего с реальным обучением и реальной работой (так, программисты не получают всё, много и сразу, психологи вынуждены искать клиентов и писать тонны скучных бумажек, а тестировщики вообще начинают с очень тривиальных и скучных задач). Отлично, если у вас есть возможность поговорить с практиком или постажироваться несколько дней, это добавит аргументов или контраргументов в ваш выбор.

  • Нет базы. Распространённая причина, из-за которой бросают обучение многие из тех, кто решил войти в айти: ты пришёл/подключился, а там алгоритмы, память, куча, сортировка и прочее. «Порядочные» компании, предлагающие курсы, либо указывают уровень (с нуля, с базовыми знаниями, продвинутый курс), либо проводят первичное тестирование или собеседование, чтобы понять уровень подготовки. Откровенно говоря, без базы сложно на всех технических курсах — и уж точно нечего делать на информационной безопасности, бэкенде, управлении разработкой.

Это были причины, по которым, в основном, нас покинули одногруппники. И это по-настоящему веские, честные, взрослые причины. Но на самом деле причин больше, и далее (помните, мне понравилось администрирование?) расскажу о тех, которые могут оказаться значимыми.

Итак, далее о причинах

  • Вам не нравится преподаватель. Обучение взрослых отличается от обучения детей прежде всего тем, что ученик сразу может понять, насколько подходит ему преподаватель. Увы, бывает так, что человек так себе, а бывает, что и профессионал не очень: читает по тетрадке (слайдам), путается, торопится, не отвечает на вопросы, откровенно ошибается. Такое бывает как в онлайн-школах, так и в вузах. Если вы это видите, постарайтесь уйти сразу и  вернуть деньги на раннем этапе, особенно если преподаватель один на весь курс. Потому что — скорее всего, нет, не сложится. 

  • Не нравится программа. Изучать Windows Server 2006 в 2014 году это, знаете ли… В общем, да, программа может оказаться неактуальной, наполненной лишними предметами или даже не соответствующей вашим целям (например, содержать изучение ныне выпавших из нашей жизни систем коммутации или какого-то устаревшего ПО). Программа и расписание всегда доступны заранее, обязательно изучите их и задайте вопросы до того, как вы окажетесь на первом учебном семинаре.

  • Изменились условия. Например, вы учитесь онлайн, изначально было заявлено время с 18 до 21, а стало с 10 до 13, когда у вас рабочие созвоны, встречи и куча сотрудников, не готовых войти в положение. Мой совет: не исхитряйтесь и не думайте, что на удалённой работе можно учиться и работать одновременно. Гарантирую, что пострадает и работа, и учёба, а главное — ваши напрасно потраченные нервы и силы. По возможности обучение и работу нужно разводить, чтобы сохранить качество и собственную функциональность. 

Всё равно его не брошу, потому что я хороший

Итак, сошлись 2–3 фактора и вам точно стоит бросить обучение, но вы тянете его из последних сил, потеряв интерес и ресурсы — потому что…

…вы крутой и не сдадитесь

…вы всем рассказали и боитесь осуждения

…вам жалко денег и т. д.

Именно так я закончила аж два курса в своей жизни, один из которых длился почти 3 года. Результат даже не на троечку, более того, есть какая-то особенная ненависть к пройденному и трудно вернуться к изучению вновь, даже при очень хороших условиях. Нужно бросать, потому что ваши силы, нервы и время — самый дорогой ресурс. За этот период можно найти репетитора или ментора по нужной специальности, получить ачивки на работе, заняться собой и здоровьем, уделить внимание близким. Не вините себя в том, что вы не справились — проанализируйте факторы, пропишите за и против прямо ручкой по бумажке и вы увидите, что вашей вины нет, просто не всё в нашей жизни совершенно и должно быть завершено ?

Теперь о случаях, когда бросать не стоит 

  • Если у вас не получается или вы не лучший. Учитесь в своём ритме, рано или поздно наступит момент, когда «щёлкнет», и у вас сложится цельная картина обучения. Вы не теряете стипендию, обучение не сказывается на зарплате, мама не отшлёпает за трояк — ваша задача разобраться, понять и усвоить знания, а не сиять гениальностью.

  • Если скучно. В каждом предмете, в каждой профессии есть что-то потрясающее и что-то ну очень скучное. С этим нужно смириться, воспринять как элемент обучения и стараться найти какое-то расширение материала, чтобы усваивать знания с интересом.

  • Если что-то изменилось (например, вас резко повысили). Вы можете взять перерыв (академический отпуск в вузе, перерыв на курсе) и вернуться чуть позже, когда разберётесь с новым положением вещей. 

В конечном итоге, бросать или продолжать обучение — чисто ваше решение, и ваша взрослая ответственность. Главное, помнить три истины: время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится. 

? А если у вас есть подобный опыт, ответьте на несколько вопросов опроса Хабра. Это займёт не больше 5 минут.

Комментарии (22)


  1. MasterMentor
    22.07.2024 13:42

    Всё вспоминал называние жанра, в котором изложена статья. На ум приходило: ямб, хорей, брахиколон, анапест… а потом озарило: это ж поток сознания!

    (котики подтвердят)


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +2

      А ведь странновато искать стихотворный размер в прозаическом тексте статьи на Хабре, не?


      1. MasterMentor
        22.07.2024 13:42

        Это что-то сродни поиску сознания в потоке сознания. ИМХО во взрослом возрасте нужно менять приоритет, и лозунг "учиться, учиться, учиться" менять на "лечиться, лечиться, лечиться". Без второго оно и первое не зайдёт. :)

        (даже не смотря на помощь всего котинного царства)


    1. K7s8x
      22.07.2024 13:42

      Отличный получился текст :);


  1. vtal007
    22.07.2024 13:42
    +1

    Спасибо!
    Учиться действительно нелегко и порой "предмет" надо брать измором :)


  1. MonkAlex
    22.07.2024 13:42
    +1

    Больше года английским занимаюсь. И желание было, учитель хороший, справляюсь в целом.

    Но как только желание пошло на спад - всё стало сложнее и скучнее. А потеря мотивации - худшая часть.

    Подумываю закончить, чего себя мучать =)


    1. alex_k777
      22.07.2024 13:42

      А чего? Смотри фильмы, слушай новости. Повышай свой кругозор.


      1. MonkAlex
        22.07.2024 13:42

        Так вот не получается. Фильмы я в принципе не смотрю, скучно. Новости тем более.

        Читаю, но читать тяжело, интерес пропадает, т.к. непонятно. Ну и плюс хорошие автопереводчики нынче, нет реальной необходимости в знании языка.

        Что-то я знаю, минимальный уровень чтобы документацию айтишную понимать, но достаточно свободное чтение так и не домучал.


    1. MadeByFather
      22.07.2024 13:42

      Попробуйте найти себе англоязычную девушку, выучите за полгода :)


      1. AWRDev
        22.07.2024 13:42

        Просили облегчить задачу, а вы её усложняете)


  1. Kolonist
    22.07.2024 13:42
    +3

    Окончил магистратуру в 38 лет (ИТМО, машинное обучение). Иногда было тяжеловато совмещать с работой, времени на сон не хватало, но мыслей бросить ни разу не возникало.


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +2

      Я в 38 поступила в ПИМУ (клиническая психология), тяжеловато, но мыслей бросить точно нет. Самое осознанное и вымученное обучение — взвешивала решение с 2018 года, поступила в 2023. Сон — полузабытое явление, но радует наличие вузовских каникул (в которые тоже учишься, но уже сама).


  1. Funkub
    22.07.2024 13:42
    +2

    Спасибо, хорошая статья. В 30 поступил в Урфу на заочку, "Информатика и вычислительная техника", решил что обучение в ВУЗЕ, все же не самый худший вариант, и да, учеба требует времени, и много, очень много, делать лабы по Java между семестрами, каждую по неделе, в свободное от работы и ремонта время тот ещё квест, подготовка к сессии постоянная, у людей каникулы, а нам нужно учить Сети, но чтож, я осознавал куда иду и зачем.


  1. Ivan_Pod
    22.07.2024 13:42

    О сертификате - вы молодец, правда

    Только выглядит он, как сказка о потерянном времени


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +1

      Он свою работу сделал и окупился по полной за 12 лет. А главное, за ним стояли реальные знания, часть которых пошла шириться дальше, часть осталась на уровне понимания терминов и смысла. Для человека, который никогда не планировал развиваться в ИТ как программист, идеально.


  1. Emelian
    22.07.2024 13:42
    +3

    Обучение взрослых отличается от обучения детей

    Конечно, кто бы спорил? Поскольку, статьи подобного рода, я лично отношу к категории «а поговорить!», то, почему бы не высказать свое альтернативное мнение?

    время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится.

    Как сторонник постоянной учебы, я, по менталитету, «вечный студент». Не только «вообще», но и «конкретно». Так, в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная, но, чтобы этого не случилось, разрушили СССР (шутка). Тем не менее, закончив Университет, я самостоятельно освоил третью специальность - программиста, которая кормит меня до сих пор.

    Что я могу сказать? После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно. Да, в том же программировании, хороший ментор, который вовремя даст нужные советы оказался бы кстати, но где его взять? Как говорил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу - полнота его одностороння!». Поэтому, целесообразней, «брать с миру по нитке» и получать именно те знания, которые хочешь, поскольку лучше меня все равно никто ни знает, чего я хочу, даже если я сам этого не знаю (каламбур :) ).

    Вообще-то, есть два мощных фактора в учебе, творчестве и работе. Это внешний и внутренний.

    Внешний, это, обычно, работодатель, заказчик, клиент и, может быть, нереализованная общественная потребность. Когда это есть, это хорошо стимулирует процесс, а когда уже нет, то даже готовые наработки не хочется развивать.

    Внутренний фактор скорее концептуальный, чем практичный. Чтобы его явно осознать и сформулировать, для себя, могут понадобятся годы.

    Скажем, внешний фактор для меня был связан с компьютерным учетом на предприятии. Но, в конечном счете, наша фирма была поглощена более крупной, а там уже другие приоритеты, сокращение штатов и даже другое количество «капитализьма». Пока еще не финал, но перспективы уже нет.

    Поэтому, для собственного развития (а зачем это надо это отдельный вопрос!) главным становится внутренний фактор мотивации. И я его нашел для себя, это создание компьютерной обучающей программы (конкретно, иностранному языку) и данных (уроков) для нее. Две версии прототипов подобной программы у меня опубликованы, сейчас заканчиваю третью, надеюсь этот вариант станет рабочим.

    Что хочется сказать? Когда делаешь то, что нравится и это получается и имеет потенциальную пользу, и, в принципе, голова о заработке не болит, то тогда от учебы и творчества получаешь огромное удовлетворение. Как говорили у нас на мехмате: «Математика очень тяжело дается первые три курса, начиная с четвертого курса, ты начинаешь получать от нее удовольствие». Примерно то же самое и при занятии своим любим делом, сначала тяжело, потом неописуемое счастье...


    1. MasterMentor
      22.07.2024 13:42

      в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная... После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно.

      Интересное наблюдение. А можно об этом подробнее: "туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда"?


    1. ryanl
      22.07.2024 13:42

      Даа, полностью поддерживаю, во взрослом возрасте вполне себе можно самостоятельно обучаться.


  1. DorianKon
    22.07.2024 13:42

    Смешно читать, когда пишут, что учиться в 23 нельзя бросать...))) КОНЕЧНО!!! Это и ослу понятно! В этом возрасте ещё ничего не знаешь! Учиться нужно и после 60. Вот об этом бы лучше писали


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +1

      Где ж про 23? :-) Мне вот 39, 1 курс магистратуры.


      1. ryanl
        22.07.2024 13:42
        +1

        Если вы уже в IT и получили системное мышление, (или тем более вышку в самом начале ИТ-шную получили), то смысла в 40+ лет ходить учиться лишь бы учиться нету. Рабочая лошадка трудоспособного возраста сама должна ставить для себя задачи и цели (большие и малые) и ВЫДАВАТЬ результаты. Прямо как Джейсон Борн). Мое имхо.


        1. Exosphere Автор
          22.07.2024 13:42
          +1

          Лошадка может переживать за некоторое будущее, иметь мечту, менять цели, бороться с одиночеством, любить учиться, получать образование для семейных целей - да что угодно. Я однозначно сторонник обучения в любом возрасте. И результату это ну никак не мешает, даже очень хорошему. Может мешать карьерному росту - но опять же, не каждый сотрудник хочет расти вверх, некоторым гораздо важнее рост компетенций. Меня, например, драйвит знать всё в своей зоне ответственности, нести эти знания дальше. А кого-то драйвит стать менеджером проекта и управлять другими.


  1. cher-nov
    22.07.2024 13:42
    +1

    Изучать Windows Server 2006 в 2014 году это, знаете ли…

    Не-а. Server 2003 знать, 2008 и 2016 знать, 2006 - не знать. Не говоря уже про "работает - и славно".