Когда я вошла в айти, это ещё не было мейнстримом. Шёл конец 2010 года, я работала аналитиком в компании связи, и мне было норм. Норм было всё, кроме того, что мои технические задания на разработку новых отчётов и процедур вызывали критику со стороны отдела АСУ. Конечно, я училась на своих ошибках, но, во-первых, ошибки могли дорого стоить, во-вторых, хотелось основательности, а не интуитивной работы, в-третьих, было по-человечески стыдно (синдром отличницы встретился с синдромом самозванца, и у них родился ужасный комплекс неполноценности). Я читала статьи в интернете, купила толстенную книгу по SQL, ковыряла её в обед и после работы, засиживаясь иногда и до 22–23 часов. Не хватало системности.

Спас меня мой азарт.

Мы сидели и обедали на офисной кухне, когда один из очень технических коллег со вздохом рассказал, что отчислился с вечерних курсов по разработке программного обеспечения, потому что «не потянул». Всё, мне другого вызова и не надо. Узнала, что за курс, и с сентября пошла. Чистые безумие и отвага: как мне вообще могло прийти в голову, что человек с ВМК отчислился и «ниасилил», а я со своей академией госслужбы (правда, финансовый менеджмент) возьмусь и закончу?!! 

Итак, решаем задачку: на курс пришли 24 человека, выпустились — 7. Сколько птичек улетели с ветки человек отчислилось? Да, 17: из них 5 или 6 после первой лекции (там ещё и деньги возвращали), остальные потом, постепенно — долго и мучительно. 

Основная масса не пережила С, ещё парочка — С++, остальных добила Java, и только один ушёл досрочно, потому что молодец и его позвали на работу. Я закончила и выпустилась, но по дороге были:

  • истерика и стучание головой о клавиатуру, когда падающая бомбочка в задачке не пикала;

  • нервный срыв у доски на семинаре по Java (он вызвал во мне невероятную злость и заставил всё одолеть);

  • контрольные с кодом на листочке в клеточку;

  • огромная любовь к администрированию и дружба с UNIX-системами (запомните этот момент);

  • интим мучения с UML-диаграммами;

  • начало изучения английского языка и позорная защита итоговой программы на английском языке (это не основной второй язык);

  • написать программу мне помог мой умненький друг-программист (но при этом ещё и дополнительно всё объяснил и обучил).

Курс был хорошим (увы, его уже давно нет), преподаватели — сильные практики из компаний Нижнего Новгорода, условия обучения по тем временам — нормальные, программа насыщенная. Я вот даже приложу сертификат, смотрите, сколько крутого мы реально (не номинально!) прошли. 

И да, исключительно благодаря этому курсу я смогла работать инженером по тестированию, затем долго была маркетологом в ИТ-компании, работающей на весь мир, мега продуктивным автором Хабра (писала для компаний), и, в конце концов, смогла работать в самом Хабре и свободно общаться с сотнями айтишников, помогать им, развивать авторов и прочее. Без того бэкграунда ничего бы не состоялось.

Мысль всё бросить посещала меня не раз, но я живу по принципу «сдаваться всегда слишком рано». Но люди-то уходили, и каждый уход казался маленьким событием. 

Немного о причинах

  • Не хватает времени. Вообще хорошее обучение, которое даёт реальный результат, всегда требует время. Иначе это потуги ради бумажки. Важно делать домашние задания, читать дополнительную литературу, разбирать практические задачи (которые есть у айтишников, у психологов, у врачей, у лингвистов — у всех). На это уходят вечера и выходные, которые вы отнимаете у семьи или у самого себя. Это непростой выбор, и многие сразу не понимают, что лёгкой прогулки не получится. В таком случае важно расставить приоритеты и сделать выбор: либо вам действительно нужно обучение и вы позволяете себе забрать время у других направлений вашей жизни, либо вы честно признаётесь, что коллекционирование сертификатов — не лучшее хобби и просто покупаете крутую книгу по интересной теме.

  • Не ваше. Вот здесь лучше купить крутую книгу по теме сразу — скорее всего, после прочтения вы поймёте, надо ли оно вам. Часто романтические и фантазийные представления о специальности не имеют ничего общего с реальным обучением и реальной работой (так, программисты не получают всё, много и сразу, психологи вынуждены искать клиентов и писать тонны скучных бумажек, а тестировщики вообще начинают с очень тривиальных и скучных задач). Отлично, если у вас есть возможность поговорить с практиком или постажироваться несколько дней, это добавит аргументов или контраргументов в ваш выбор.

  • Нет базы. Распространённая причина, из-за которой бросают обучение многие из тех, кто решил войти в айти: ты пришёл/подключился, а там алгоритмы, память, куча, сортировка и прочее. «Порядочные» компании, предлагающие курсы, либо указывают уровень (с нуля, с базовыми знаниями, продвинутый курс), либо проводят первичное тестирование или собеседование, чтобы понять уровень подготовки. Откровенно говоря, без базы сложно на всех технических курсах — и уж точно нечего делать на информационной безопасности, бэкенде, управлении разработкой.

Это были причины, по которым, в основном, нас покинули одногруппники. И это по-настоящему веские, честные, взрослые причины. Но на самом деле причин больше, и далее (помните, мне понравилось администрирование?) расскажу о тех, которые могут оказаться значимыми.

Итак, далее о причинах

  • Вам не нравится преподаватель. Обучение взрослых отличается от обучения детей прежде всего тем, что ученик сразу может понять, насколько подходит ему преподаватель. Увы, бывает так, что человек так себе, а бывает, что и профессионал не очень: читает по тетрадке (слайдам), путается, торопится, не отвечает на вопросы, откровенно ошибается. Такое бывает как в онлайн-школах, так и в вузах. Если вы это видите, постарайтесь уйти сразу и  вернуть деньги на раннем этапе, особенно если преподаватель один на весь курс. Потому что — скорее всего, нет, не сложится. 

  • Не нравится программа. Изучать Windows Server 2006 в 2014 году это, знаете ли… В общем, да, программа может оказаться неактуальной, наполненной лишними предметами или даже не соответствующей вашим целям (например, содержать изучение ныне выпавших из нашей жизни систем коммутации или какого-то устаревшего ПО). Программа и расписание всегда доступны заранее, обязательно изучите их и задайте вопросы до того, как вы окажетесь на первом учебном семинаре.

  • Изменились условия. Например, вы учитесь онлайн, изначально было заявлено время с 18 до 21, а стало с 10 до 13, когда у вас рабочие созвоны, встречи и куча сотрудников, не готовых войти в положение. Мой совет: не исхитряйтесь и не думайте, что на удалённой работе можно учиться и работать одновременно. Гарантирую, что пострадает и работа, и учёба, а главное — ваши напрасно потраченные нервы и силы. По возможности обучение и работу нужно разводить, чтобы сохранить качество и собственную функциональность. 

Всё равно его не брошу, потому что я хороший

Итак, сошлись 2–3 фактора и вам точно стоит бросить обучение, но вы тянете его из последних сил, потеряв интерес и ресурсы — потому что…

…вы крутой и не сдадитесь

…вы всем рассказали и боитесь осуждения

…вам жалко денег и т. д.

Именно так я закончила аж два курса в своей жизни, один из которых длился почти 3 года. Результат даже не на троечку, более того, есть какая-то особенная ненависть к пройденному и трудно вернуться к изучению вновь, даже при очень хороших условиях. Нужно бросать, потому что ваши силы, нервы и время — самый дорогой ресурс. За этот период можно найти репетитора или ментора по нужной специальности, получить ачивки на работе, заняться собой и здоровьем, уделить внимание близким. Не вините себя в том, что вы не справились — проанализируйте факторы, пропишите за и против прямо ручкой по бумажке и вы увидите, что вашей вины нет, просто не всё в нашей жизни совершенно и должно быть завершено ?

Теперь о случаях, когда бросать не стоит 

  • Если у вас не получается или вы не лучший. Учитесь в своём ритме, рано или поздно наступит момент, когда «щёлкнет», и у вас сложится цельная картина обучения. Вы не теряете стипендию, обучение не сказывается на зарплате, мама не отшлёпает за трояк — ваша задача разобраться, понять и усвоить знания, а не сиять гениальностью.

  • Если скучно. В каждом предмете, в каждой профессии есть что-то потрясающее и что-то ну очень скучное. С этим нужно смириться, воспринять как элемент обучения и стараться найти какое-то расширение материала, чтобы усваивать знания с интересом.

  • Если что-то изменилось (например, вас резко повысили). Вы можете взять перерыв (академический отпуск в вузе, перерыв на курсе) и вернуться чуть позже, когда разберётесь с новым положением вещей. 

В конечном итоге, бросать или продолжать обучение — чисто ваше решение, и ваша взрослая ответственность. Главное, помнить три истины: время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится. 

? А если у вас есть подобный опыт, ответьте на несколько вопросов опроса Хабра. Это займёт не больше 5 минут.

Комментарии (70)


  1. MasterMentor
    22.07.2024 13:42
    +12

    Всё вспоминал называние жанра, в котором изложена статья. На ум приходило: ямб, хорей, брахиколон, анапест… а потом озарило: это ж поток сознания!

    (котики подтвердят)


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +6

      А ведь странновато искать стихотворный размер в прозаическом тексте статьи на Хабре, не?


      1. MasterMentor
        22.07.2024 13:42

        Это что-то сродни поиску сознания в потоке сознания. ИМХО во взрослом возрасте нужно менять приоритет, и лозунг "учиться, учиться, учиться" менять на "лечиться, лечиться, лечиться". Без второго оно и первое не зайдёт. :)

        (даже не смотря на помощь всего котинного царства)


    1. K7s8x
      22.07.2024 13:42

      Отличный получился текст :);


  1. vtal007
    22.07.2024 13:42
    +2

    Спасибо!
    Учиться действительно нелегко и порой "предмет" надо брать измором :)


  1. MonkAlex
    22.07.2024 13:42

    Больше года английским занимаюсь. И желание было, учитель хороший, справляюсь в целом.

    Но как только желание пошло на спад - всё стало сложнее и скучнее. А потеря мотивации - худшая часть.

    Подумываю закончить, чего себя мучать =)


    1. alex_k777
      22.07.2024 13:42
      +1

      А чего? Смотри фильмы, слушай новости. Повышай свой кругозор.


      1. MonkAlex
        22.07.2024 13:42

        Так вот не получается. Фильмы я в принципе не смотрю, скучно. Новости тем более.

        Читаю, но читать тяжело, интерес пропадает, т.к. непонятно. Ну и плюс хорошие автопереводчики нынче, нет реальной необходимости в знании языка.

        Что-то я знаю, минимальный уровень чтобы документацию айтишную понимать, но достаточно свободное чтение так и не домучал.


        1. fo_otman
          22.07.2024 13:42

          Сейчас можно поговорить с нейросетью на английском. Они пока не так продвинуты, но зато на любой вопрос дают развернутый ответ.


        1. sa2304
          22.07.2024 13:42

          А нужен ли тебе английский, раз не интересно и нет надобности в знании языка? Язык - всего лишь инструмент. Кто-то владеет им лучше, ну и что с того :)

          Если хочется поупражняться, почитай то, что прочел на русском и понравилось, что знакомо.

          Хоббит или Путешествие Туда и Обратно
          Хоббит или Путешествие Туда и Обратно

          Но когда покупаешь, не ведись на обложку, обязательно полистай :) А то я однажды схватил, думал Лавкрафта в оригинале почитаю... открыл, а там "Адаптация текста...", краткое изложение, и 2/3 книги - словарь и справочник грамматики.

          (НЕ) Зов Ктулху
          (НЕ) Зов Ктулху


          1. spaceatmoon
            22.07.2024 13:42
            +2

            А нужен ли тебе английский, раз не интересно и нет надобности в знании языка?

            Страдал как автор коммента пока не осознал простую вещь. Они никому не нужен. Все изучают любой язык до комфортного уровня потребления. У кого-то он больше, у кого-то он меньше.


          1. MonkAlex
            22.07.2024 13:42

            Это как раз основная причина потери желания учить, да. С другой стороны - голову грузить чем-то из нагрузки тоже хорошо, а то в работе почти не требуется нынче.


            1. VeraKosh
              22.07.2024 13:42

              а какая причина учить язык была у вас, когда начали?


              1. MonkAlex
                22.07.2024 13:42

                Несколько. И в целом интерес был попробовать, потому что в школе учился плохо и знаний не осталось. И думал что читать начну на английском (не начал, переводчики хорошие нынче). И ролики думал буду смотреть на английском (в целом посматриваю теперь, но не то чтобы критическая разница в восприятии). И подумывал работу искать за границей (лень стало).

                Короче, поводов было много. Некоторые ещё актуальны, некоторые нет. А в целом победила лень, т.к. учить язык в ~30 - это тяжело, может даже тяжелее чем в школе. Мозги скрипят, раздражение, непонимание, необходимость запоминать что-то.


                1. VeraKosh
                  22.07.2024 13:42

                  Короче, поводов было много. Некоторые ещё актуальны, некоторые нет. А в целом победила лень, т.к. учить язык в ~30 - это тяжело, может даже тяжелее чем в школе. Мозги скрипят, раздражение, непонимание, необходимость запоминать что-то.

                  У меня похожая просто история, но как-то стала складываться картинка языка в голове и вернулся интерес.
                  Можно попробовать еще разговорные клубы - там бывает весело, даже если кто-то говорит с трудом.


                1. Dr_Faksov
                  22.07.2024 13:42

                  учить язык в ~30 - это тяжело

                  Очень сильно зависит от методологии и преподавателя. Когда тебе за 20 минут на первом занятии рассказывают и показывают почти всю грамматику английского - словно прозреваешь. Да, так можно.


                1. ABRogov
                  22.07.2024 13:42

                  учить язык в ~30 - это тяжело, может даже тяжелее чем в школе

                  Тяжело и должно быть. Тут как в тренажерном зале, вы же гирю поднимаете не для того, что бы она оказалась выше, а именно для того, что бы создать нагрузку.


                1. pes_loxmaty
                  22.07.2024 13:42

                  Еще не только в возрасте дело. Важен и сам навык говорения.

                  Есть у меня друган, знание английского у нас с ним примерно на одном уровне (ну там грамматика, словарный запас и вот это вот всё), но сам по жизни болтливый, этакий массовик-затейник. Так вот он с иностранцами балакает уверенно и без тупняка, если какое-то слово забыл, обяъснит то же самое десятком тех что вспомнил, или мимикой или жестами или как-то еще. И происходит это всё органично, без напряга для обоих сторон. При этом я полностью понимаю его фразы, знаю все эти слова, даже замечаю грамматические ошибки в его речи, по сути, объективно, у меня достаточно знаний, чтобы говорить так же, но по факту получается сильно хуже.

                  Я и на родном то не самый говорливый.


      1. spaceatmoon
        22.07.2024 13:42

        Фильмы отстойный источник для повышения кругозора:

        1. Зачастую у всех актёров свой акцент

        2. Никто на западе не дублирует голос за кадром, что сняли в павильоне, то и получилось на выходе. В итоге зачастую голос невзрачный, умирающего лебедя на фоне громкой музыки

        3. Фильмы по типу Дюна нет смысла в оригинале смотреть вообще, там текста А4 за весь фильм. Стоит ли для двух слов в течение минуты так страдать?

        Английским лучше заниматься как английским. Я пытался смотреть фильмы в оригинале, это больше похоже на работу чем на развлечение. Из-за малого хронометража новые слова не успевали устоятся, т.к. контекст быстро заканчивался. В итоге половина фильма улетало в мусорку, а пересматривать фильмы, разбирать моменты никакого желания нет. Лучше приходить в мир кино когда готов просто потреблять без проблем.

        Лично я только блогеров смотрю на английском. Там выразительный английский, контекст простой, словарный запас у блогеров маленький. Самое то, для ширпотреба.


        1. PanDubls
          22.07.2024 13:42
          +1

          1. Зачастую у всех актёров свой акцент

          Как и у всех носителей, собственно. С ними же предполагается как-то общаться, пусть и только в одностороннем порядке в виде потребления их речи.

          Лично я только блогеров смотрю на английском.

          Но это надо ещё заставить себя слушать блогеров. Хотя дело вкуса.

          словарный запас у блогеров маленький

          И набитый специфическим жаргоном, не лучше акцентов у актёров.


          1. Boilerplate
            22.07.2024 13:42
            +2

            "Заставить смотреть фильмы, заставить читать книги, заставить слушать блоггеров". Странно, всё же речь идёт о том, чтобы заниматься тем, что тебе нравится, но только с английским языком. Я как-то играл в браузерки с англоговорящими, так там даже не было и речи про то, чтобы "заставить себя". Ты или быстро доносишь свою мысль, или вашу деревню ограбят, а армию убьют. И с фильмами / книгами / блоггерами надо выбирать то, что интерсено смотреть и слушать без всяких оглядок на то, что это "нужно", "речь хорошая" и т.д. Тогда и норм будет.


    1. MadeByFather
      22.07.2024 13:42
      +2

      Попробуйте найти себе англоязычную девушку, выучите за полгода :)


      1. AWRDev
        22.07.2024 13:42
        +13

        Просили облегчить задачу, а вы её усложняете)


      1. arielf
        22.07.2024 13:42

        Лучше филиппинку, они английский знают, и сами готовы приехать к вам из своей жопы мира. Ещё ей можно купить кошачьи уши и кимоно, и представить, что это японка.


    1. p07a1330
      22.07.2024 13:42
      +1

      Лучший способ выучить английский - сесть в англоязычную тюрьму))


      1. PanDubls
        22.07.2024 13:42
        +6

        И выйти со свободным владением урду или мексиканским диалектом испанского


      1. ru1z
        22.07.2024 13:42

        Хм, если даже в русскоязычную сесть, то выученный язык будет только отдаленно напоминать русский.


        1. Dr_Faksov
          22.07.2024 13:42

          "По фене ботаешь?"

          Офигеть! Корректор знает эти слова! Кто составлял словарь?


    1. ru1z
      22.07.2024 13:42

      Имхо, переключаться нужно. Даже от самой наилюбимейшей работы берут (летний) отпуск, а если напряженная учеба с постоянно усложнящимся материалом - тем более. Учиться более года без четкой цели - сила воли рано или поздно подведет и тогда даже простые развлекательные материалы будут казаться наказанием.

      После 30, если именно учится, то примерно так же, на мой взгляд. Сложнее подбирать материал под более узкие интересы. Но если именно учить, то сейчас и материалов больше, много адаптированных подкастов, например.


    1. arielf
      22.07.2024 13:42
      +1

      Но как только желание пошло на спад - всё стало сложнее и скучнее.

      Вспомнил рекламу:

      Учи английский, иначе всю жизнь проживёшь в России.

      Вы знаете, очень мотивирующе!


  1. Kolonist
    22.07.2024 13:42
    +7

    Окончил магистратуру в 38 лет (ИТМО, машинное обучение). Иногда было тяжеловато совмещать с работой, времени на сон не хватало, но мыслей бросить ни разу не возникало.


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +2

      Я в 38 поступила в ПИМУ (клиническая психология), тяжеловато, но мыслей бросить точно нет. Самое осознанное и вымученное обучение — взвешивала решение с 2018 года, поступила в 2023. Сон — полузабытое явление, но радует наличие вузовских каникул (в которые тоже учишься, но уже сама).


  1. Funkub
    22.07.2024 13:42
    +2

    Спасибо, хорошая статья. В 30 поступил в Урфу на заочку, "Информатика и вычислительная техника", решил что обучение в ВУЗЕ, все же не самый худший вариант, и да, учеба требует времени, и много, очень много, делать лабы по Java между семестрами, каждую по неделе, в свободное от работы и ремонта время тот ещё квест, подготовка к сессии постоянная, у людей каникулы, а нам нужно учить Сети, но чтож, я осознавал куда иду и зачем.


  1. Ivan_Pod
    22.07.2024 13:42
    +1

    О сертификате - вы молодец, правда

    Только выглядит он, как сказка о потерянном времени


    1. Exosphere Автор
      22.07.2024 13:42
      +1

      Он свою работу сделал и окупился по полной за 12 лет. А главное, за ним стояли реальные знания, часть которых пошла шириться дальше, часть осталась на уровне понимания терминов и смысла. Для человека, который никогда не планировал развиваться в ИТ как программист, идеально.


      1. volokitinkursk
        22.07.2024 13:42
        +1

        в Эти же года мне очень сильно нравились олимпиады от этой же организации. По программированию одни из лучших студенческих олимпиад.


  1. Emelian
    22.07.2024 13:42
    +12

    Обучение взрослых отличается от обучения детей

    Конечно, кто бы спорил? Поскольку, статьи подобного рода, я лично отношу к категории «а поговорить!», то, почему бы не высказать свое альтернативное мнение?

    время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится.

    Как сторонник постоянной учебы, я, по менталитету, «вечный студент». Не только «вообще», но и «конкретно». Так, в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная, но, чтобы этого не случилось, разрушили СССР (шутка). Тем не менее, закончив Университет, я самостоятельно освоил третью специальность - программиста, которая кормит меня до сих пор.

    Что я могу сказать? После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно. Да, в том же программировании, хороший ментор, который вовремя даст нужные советы оказался бы кстати, но где его взять? Как говорил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу - полнота его одностороння!». Поэтому, целесообразней, «брать с миру по нитке» и получать именно те знания, которые хочешь, поскольку лучше меня все равно никто ни знает, чего я хочу, даже если я сам этого не знаю (каламбур :) ).

    Вообще-то, есть два мощных фактора в учебе, творчестве и работе. Это внешний и внутренний.

    Внешний, это, обычно, работодатель, заказчик, клиент и, может быть, нереализованная общественная потребность. Когда это есть, это хорошо стимулирует процесс, а когда уже нет, то даже готовые наработки не хочется развивать.

    Внутренний фактор скорее концептуальный, чем практичный. Чтобы его явно осознать и сформулировать, для себя, могут понадобятся годы.

    Скажем, внешний фактор для меня был связан с компьютерным учетом на предприятии. Но, в конечном счете, наша фирма была поглощена более крупной, а там уже другие приоритеты, сокращение штатов и даже другое количество «капитализьма». Пока еще не финал, но перспективы уже нет.

    Поэтому, для собственного развития (а зачем это надо это отдельный вопрос!) главным становится внутренний фактор мотивации. И я его нашел для себя, это создание компьютерной обучающей программы (конкретно, иностранному языку) и данных (уроков) для нее. Две версии прототипов подобной программы у меня опубликованы, сейчас заканчиваю третью, надеюсь этот вариант станет рабочим.

    Что хочется сказать? Когда делаешь то, что нравится и это получается и имеет потенциальную пользу, и, в принципе, голова о заработке не болит, то тогда от учебы и творчества получаешь огромное удовлетворение. Как говорили у нас на мехмате: «Математика очень тяжело дается первые три курса, начиная с четвертого курса, ты начинаешь получать от нее удовольствие». Примерно то же самое и при занятии своим любим делом, сначала тяжело, потом неописуемое счастье...


    1. MasterMentor
      22.07.2024 13:42

      в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная... После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно.

      Интересное наблюдение. А можно об этом подробнее: "туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда"?


      1. Emelian
        22.07.2024 13:42
        +14

        Интересное наблюдение. А можно об этом подробнее: "туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда"?

        Математика, в МГУ, во времена СССР это была специальность номер 1 (в реестре ВУЗов). Не только формально, но и фактически. Поступить туда было легко, не спрашивали ничего, за пределами школьной программы (у меня на устной математике попросили доказать теорему синусов, я говорю, без проблем, докажу, только в программе поступления написано «без доказательства», хорошо, говорят, мы проверим, пошли проверять и пропали). Вот только удержаться там, чтобы не вылететь за неуспеваемость было очень и очень проблематично. Вылетали, со свистом, даже участники международной математической олимпиады, ФМШ-исты (физмат школа при МГУ) и победители Всесоюзных математически олимпиад. Думаю, их губила гордыня – мы, типа, все знаем и так. Знали, но разница в знаниях улетучивалась за считанные недели. Они легко теряли грань знаю / не знаю. Потом не наверстаешь, проблемы накапливаются как снежный ком. Правда, все крутые, уволенные за неуспеваемость, через год восстанавливались, то бишь «спускались с небес на землю», однако время теряли. Те, кто чувствовал себя менее уверенно, типа меня, не вылезали из библиотек и не бегали на дискотеки (если в первом, Политехническом ВУЗе, я мог начинать серьезно учится за месяц до экзаменов, чтобы сдать все на стипендию, то в МГУ я мог позволить себе относительно расслабиться только первые две недели, в начале семестра. Иначе, никто с тобой церемониться не будет, ибо система обучения была абсолютно честной и жесткой. Видел много трагедий на эту тему и не хотел повторять их для себя.

        Поэтому, по факту получалось так. Кто не был уверен в своих математических способностях, те просто не подавали документы на математику. Соответственно, конкурс был очень низкий – 1.4 человека на место. Чтобы поступить, достаточно было набрать 15 баллов (по четырем экзаменам), для тех, кто шел с производства, типа меня, хватало 14 баллов. У меня было 16 (две пятерки по устным экзаменам и две тройки по письменным).

        На первом курсе не было никого старше 17 лет (кроме меня, конечно). К моему удивлению, приняли меня там хорошо, есть что вспомнить. Ребята, которые из-за неуспеваемости, вынуждены были идти в армию, назад в математику уже не возвращались, просто теряли форму. Покидали мехмат многие. Например, если на математике, на первом курсе нас было 300 человек, то на пятом уже только 150. А там, надо сказать училась математическая элита, столько вундеркиндов на один квадратный метр, я не видел больше нигде. За это нас очень любила другая элита – студенты МГИМО. На нас они отрабатывали свои брифинги и будущие пресс-конференции и очень любили каверзные вопросы, на которые постоянно нас провоцировали. И это в те времена, когда за коротковолновый приемник в Университете, можно было спокойно вылететь по «политической» статье (мол, слушаешь типа, вражеские голоса, «Голос Америки» или там Сёву Новгородцева из БиБиСи). Тем не менее, политикой, на мехмате никто особо не интересовался (только уже в конце учебы, когда пошла «Пересройка»), и атмосфера у нас была, в этом плане, комфортная. Настолько, что студенты из гуманитарных факультетов просто удивлялись тому, насколько у нас можно было спокойно говорить все, что думаешь, Ибо у них политическая цензура была на порядок круче.

        Так вот, МГИМО-шники говорили, мы понимаем всех, крове вас, математиков, поэтому и тусуемся здесь. А там уже учились дети реальной властной элиты. Именно по их отношению к «тряпочкам», как тогда говорили, я как-то уже не был удивлен развалу СССР, ибо они просто соблазнились западным образом жизни, с его материальным (тогда) изобилием.

        Но вернемся к математике. Другая специальность на мехмате это «механика». Там уже было попроще. У них можно было увидеть и студентов постарше, чем их сокурсники. И после армии туда уже возвращались. Хотя выдел одного вундеркинда там (из Казахстана), которому на первом курсе было 14 лет, только выглядел он старше. Среди математиков таких не было.

        Короче говоря, механики среди математиков не слишком котировались. Настолько, что моя девушка, из механиков, просто ушла их этой специальности (после моих «фе» о них), чтобы через год поступить уже на математику (перевестись с одной специальности на другую было нельзя, даже с потерей курса). Сейчас она живет в Москве, привет ей, если что.

        Когда я поступал на первый курс, мне предлагали пойти сразу на второй, с досдачей недостающих экзаменов) поскольку у меня уже было высшее образование. До сих пор благодарен Богу, что не согласился. Иначе, не удержался бы – вылетел бы как пробка за неуспеваемость, поскольку уровень преподавания там был шоковый. Например, я полгода был в состоянии прострации (как товарищ Сталин две недели в начале Войны), пока не адаптировался к матанализу первого семестра. Это был ротапринтный курс Л.И. Камынина (на четыре семестра), состоящий из одних формул и символов, практически без текста. Для неподготовленного ума – реально шок и это притом, что к мехмату я готовился четыре года, во время работы по распределению, после первого ВУЗа. Да, этот курс можно найти в Интернете, но там уже будут полноценные книги, а не сверхсжатый конспект.

        В общем, классные были времена. Спасибо за вопрос, вспомнил молодость, приятно. Был бы литературный талант, написал бы книгу…