Когда я вошла в айти, это ещё не было мейнстримом. Шёл конец 2010 года, я работала аналитиком в компании связи, и мне было норм. Норм было всё, кроме того, что мои технические задания на разработку новых отчётов и процедур вызывали критику со стороны отдела АСУ. Конечно, я училась на своих ошибках, но, во-первых, ошибки могли дорого стоить, во-вторых, хотелось основательности, а не интуитивной работы, в-третьих, было по-человечески стыдно (синдром отличницы встретился с синдромом самозванца, и у них родился ужасный комплекс неполноценности). Я читала статьи в интернете, купила толстенную книгу по SQL, ковыряла её в обед и после работы, засиживаясь иногда и до 22–23 часов. Не хватало системности.
Спас меня мой азарт.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f87/7e3/7a0/f877e37a0f4712ec37788fd7f4e818a4.png)
Мы сидели и обедали на офисной кухне, когда один из очень технических коллег со вздохом рассказал, что отчислился с вечерних курсов по разработке программного обеспечения, потому что «не потянул». Всё, мне другого вызова и не надо. Узнала, что за курс, и с сентября пошла. Чистые безумие и отвага: как мне вообще могло прийти в голову, что человек с ВМК отчислился и «ниасилил», а я со своей академией госслужбы (правда, финансовый менеджмент) возьмусь и закончу?!!
Итак, решаем задачку: на курс пришли 24 человека, выпустились — 7. Сколько птичек улетели с ветки человек отчислилось? Да, 17: из них 5 или 6 после первой лекции (там ещё и деньги возвращали), остальные потом, постепенно — долго и мучительно.
Основная масса не пережила С, ещё парочка — С++, остальных добила Java, и только один ушёл досрочно, потому что молодец и его позвали на работу. Я закончила и выпустилась, но по дороге были:
истерика и стучание головой о клавиатуру, когда падающая бомбочка в задачке не пикала;
нервный срыв у доски на семинаре по Java (он вызвал во мне невероятную злость и заставил всё одолеть);
контрольные с кодом на листочке в клеточку;
огромная любовь к администрированию и дружба с UNIX-системами (запомните этот момент);
интиммучения с UML-диаграммами;начало изучения английского языка и позорная защита итоговой программы на английском языке (это не основной второй язык);
написать программу мне помог мой умненький друг-программист (но при этом ещё и дополнительно всё объяснил и обучил).
Курс был хорошим (увы, его уже давно нет), преподаватели — сильные практики из компаний Нижнего Новгорода, условия обучения по тем временам — нормальные, программа насыщенная. Я вот даже приложу сертификат, смотрите, сколько крутого мы реально (не номинально!) прошли.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e68/a74/d17/e68a74d17e29f58cc2bcd55d3826cc5f.png)
И да, исключительно благодаря этому курсу я смогла работать инженером по тестированию, затем долго была маркетологом в ИТ-компании, работающей на весь мир, мега продуктивным автором Хабра (писала для компаний), и, в конце концов, смогла работать в самом Хабре и свободно общаться с сотнями айтишников, помогать им, развивать авторов и прочее. Без того бэкграунда ничего бы не состоялось.
Мысль всё бросить посещала меня не раз, но я живу по принципу «сдаваться всегда слишком рано». Но люди-то уходили, и каждый уход казался маленьким событием.
Немного о причинах
Не хватает времени. Вообще хорошее обучение, которое даёт реальный результат, всегда требует время. Иначе это потуги ради бумажки. Важно делать домашние задания, читать дополнительную литературу, разбирать практические задачи (которые есть у айтишников, у психологов, у врачей, у лингвистов — у всех). На это уходят вечера и выходные, которые вы отнимаете у семьи или у самого себя. Это непростой выбор, и многие сразу не понимают, что лёгкой прогулки не получится. В таком случае важно расставить приоритеты и сделать выбор: либо вам действительно нужно обучение и вы позволяете себе забрать время у других направлений вашей жизни, либо вы честно признаётесь, что коллекционирование сертификатов — не лучшее хобби и просто покупаете крутую книгу по интересной теме.
Не ваше. Вот здесь лучше купить крутую книгу по теме сразу — скорее всего, после прочтения вы поймёте, надо ли оно вам. Часто романтические и фантазийные представления о специальности не имеют ничего общего с реальным обучением и реальной работой (так, программисты не получают всё, много и сразу, психологи вынуждены искать клиентов и писать тонны скучных бумажек, а тестировщики вообще начинают с очень тривиальных и скучных задач). Отлично, если у вас есть возможность поговорить с практиком или постажироваться несколько дней, это добавит аргументов или контраргументов в ваш выбор.
Нет базы. Распространённая причина, из-за которой бросают обучение многие из тех, кто решил войти в айти: ты пришёл/подключился, а там алгоритмы, память, куча, сортировка и прочее. «Порядочные» компании, предлагающие курсы, либо указывают уровень (с нуля, с базовыми знаниями, продвинутый курс), либо проводят первичное тестирование или собеседование, чтобы понять уровень подготовки. Откровенно говоря, без базы сложно на всех технических курсах — и уж точно нечего делать на информационной безопасности, бэкенде, управлении разработкой.
Это были причины, по которым, в основном, нас покинули одногруппники. И это по-настоящему веские, честные, взрослые причины. Но на самом деле причин больше, и далее (помните, мне понравилось администрирование?) расскажу о тех, которые могут оказаться значимыми.
Итак, далее о причинах
Вам не нравится преподаватель. Обучение взрослых отличается от обучения детей прежде всего тем, что ученик сразу может понять, насколько подходит ему преподаватель. Увы, бывает так, что человек так себе, а бывает, что и профессионал не очень: читает по тетрадке (слайдам), путается, торопится, не отвечает на вопросы, откровенно ошибается. Такое бывает как в онлайн-школах, так и в вузах. Если вы это видите, постарайтесь уйти сразу и вернуть деньги на раннем этапе, особенно если преподаватель один на весь курс. Потому что — скорее всего, нет, не сложится.
Не нравится программа. Изучать Windows Server 2006 в 2014 году это, знаете ли… В общем, да, программа может оказаться неактуальной, наполненной лишними предметами или даже не соответствующей вашим целям (например, содержать изучение ныне выпавших из нашей жизни систем коммутации или какого-то устаревшего ПО). Программа и расписание всегда доступны заранее, обязательно изучите их и задайте вопросы до того, как вы окажетесь на первом учебном семинаре.
Изменились условия. Например, вы учитесь онлайн, изначально было заявлено время с 18 до 21, а стало с 10 до 13, когда у вас рабочие созвоны, встречи и куча сотрудников, не готовых войти в положение. Мой совет: не исхитряйтесь и не думайте, что на удалённой работе можно учиться и работать одновременно. Гарантирую, что пострадает и работа, и учёба, а главное — ваши напрасно потраченные нервы и силы. По возможности обучение и работу нужно разводить, чтобы сохранить качество и собственную функциональность.
Всё равно его не брошу, потому что я хороший
Итак, сошлись 2–3 фактора и вам точно стоит бросить обучение, но вы тянете его из последних сил, потеряв интерес и ресурсы — потому что…
…вы крутой и не сдадитесь
…вы всем рассказали и боитесь осуждения
…вам жалко денег и т. д.
Именно так я закончила аж два курса в своей жизни, один из которых длился почти 3 года. Результат даже не на троечку, более того, есть какая-то особенная ненависть к пройденному и трудно вернуться к изучению вновь, даже при очень хороших условиях. Нужно бросать, потому что ваши силы, нервы и время — самый дорогой ресурс. За этот период можно найти репетитора или ментора по нужной специальности, получить ачивки на работе, заняться собой и здоровьем, уделить внимание близким. Не вините себя в том, что вы не справились — проанализируйте факторы, пропишите за и против прямо ручкой по бумажке и вы увидите, что вашей вины нет, просто не всё в нашей жизни совершенно и должно быть завершено ?
Теперь о случаях, когда бросать не стоит
Если у вас не получается или вы не лучший. Учитесь в своём ритме, рано или поздно наступит момент, когда «щёлкнет», и у вас сложится цельная картина обучения. Вы не теряете стипендию, обучение не сказывается на зарплате, мама не отшлёпает за трояк — ваша задача разобраться, понять и усвоить знания, а не сиять гениальностью.
Если скучно. В каждом предмете, в каждой профессии есть что-то потрясающее и что-то ну очень скучное. С этим нужно смириться, воспринять как элемент обучения и стараться найти какое-то расширение материала, чтобы усваивать знания с интересом.
Если что-то изменилось (например, вас резко повысили). Вы можете взять перерыв (академический отпуск в вузе, перерыв на курсе) и вернуться чуть позже, когда разберётесь с новым положением вещей.
В конечном итоге, бросать или продолжать обучение — чисто ваше решение, и ваша взрослая ответственность. Главное, помнить три истины: время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится.
? А если у вас есть подобный опыт, ответьте на несколько вопросов опроса Хабра. Это займёт не больше 5 минут.
Комментарии (22)
vtal007
22.07.2024 13:42+1Спасибо!
Учиться действительно нелегко и порой "предмет" надо брать измором :)
MonkAlex
22.07.2024 13:42+1Больше года английским занимаюсь. И желание было, учитель хороший, справляюсь в целом.
Но как только желание пошло на спад - всё стало сложнее и скучнее. А потеря мотивации - худшая часть.
Подумываю закончить, чего себя мучать =)
alex_k777
22.07.2024 13:42А чего? Смотри фильмы, слушай новости. Повышай свой кругозор.
MonkAlex
22.07.2024 13:42Так вот не получается. Фильмы я в принципе не смотрю, скучно. Новости тем более.
Читаю, но читать тяжело, интерес пропадает, т.к. непонятно. Ну и плюс хорошие автопереводчики нынче, нет реальной необходимости в знании языка.
Что-то я знаю, минимальный уровень чтобы документацию айтишную понимать, но достаточно свободное чтение так и не домучал.
Kolonist
22.07.2024 13:42+3Окончил магистратуру в 38 лет (ИТМО, машинное обучение). Иногда было тяжеловато совмещать с работой, времени на сон не хватало, но мыслей бросить ни разу не возникало.
Exosphere Автор
22.07.2024 13:42+2Я в 38 поступила в ПИМУ (клиническая психология), тяжеловато, но мыслей бросить точно нет. Самое осознанное и вымученное обучение — взвешивала решение с 2018 года, поступила в 2023. Сон — полузабытое явление, но радует наличие вузовских каникул (в которые тоже учишься, но уже сама).
Funkub
22.07.2024 13:42+2Спасибо, хорошая статья. В 30 поступил в Урфу на заочку, "Информатика и вычислительная техника", решил что обучение в ВУЗЕ, все же не самый худший вариант, и да, учеба требует времени, и много, очень много, делать лабы по Java между семестрами, каждую по неделе, в свободное от работы и ремонта время тот ещё квест, подготовка к сессии постоянная, у людей каникулы, а нам нужно учить Сети, но чтож, я осознавал куда иду и зачем.
Ivan_Pod
22.07.2024 13:42О сертификате - вы молодец, правда
Только выглядит он, как сказка о потерянном времени
Exosphere Автор
22.07.2024 13:42+1Он свою работу сделал и окупился по полной за 12 лет. А главное, за ним стояли реальные знания, часть которых пошла шириться дальше, часть осталась на уровне понимания терминов и смысла. Для человека, который никогда не планировал развиваться в ИТ как программист, идеально.
Emelian
22.07.2024 13:42+3Обучение взрослых отличается от обучения детей
Конечно, кто бы спорил? Поскольку, статьи подобного рода, я лично отношу к категории «а поговорить!», то, почему бы не высказать свое альтернативное мнение?
время дороже всего, учиться никогда не поздно и учиться — всегда пригодится.
Как сторонник постоянной учебы, я, по менталитету, «вечный студент». Не только «вообще», но и «конкретно». Так, в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная, но, чтобы этого не случилось, разрушили СССР (шутка). Тем не менее, закончив Университет, я самостоятельно освоил третью специальность - программиста, которая кормит меня до сих пор.
Что я могу сказать? После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно. Да, в том же программировании, хороший ментор, который вовремя даст нужные советы оказался бы кстати, но где его взять? Как говорил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу - полнота его одностороння!». Поэтому, целесообразней, «брать с миру по нитке» и получать именно те знания, которые хочешь, поскольку лучше меня все равно никто ни знает, чего я хочу, даже если я сам этого не знаю (каламбур :) ).
Вообще-то, есть два мощных фактора в учебе, творчестве и работе. Это внешний и внутренний.
Внешний, это, обычно, работодатель, заказчик, клиент и, может быть, нереализованная общественная потребность. Когда это есть, это хорошо стимулирует процесс, а когда уже нет, то даже готовые наработки не хочется развивать.
Внутренний фактор скорее концептуальный, чем практичный. Чтобы его явно осознать и сформулировать, для себя, могут понадобятся годы.
Скажем, внешний фактор для меня был связан с компьютерным учетом на предприятии. Но, в конечном счете, наша фирма была поглощена более крупной, а там уже другие приоритеты, сокращение штатов и даже другое количество «капитализьма». Пока еще не финал, но перспективы уже нет.
Поэтому, для собственного развития (а зачем это надо это отдельный вопрос!) главным становится внутренний фактор мотивации. И я его нашел для себя, это создание компьютерной обучающей программы (конкретно, иностранному языку) и данных (уроков) для нее. Две версии прототипов подобной программы у меня опубликованы, сейчас заканчиваю третью, надеюсь этот вариант станет рабочим.
Что хочется сказать? Когда делаешь то, что нравится и это получается и имеет потенциальную пользу, и, в принципе, голова о заработке не болит, то тогда от учебы и творчества получаешь огромное удовлетворение. Как говорили у нас на мехмате: «Математика очень тяжело дается первые три курса, начиная с четвертого курса, ты начинаешь получать от нее удовольствие». Примерно то же самое и при занятии своим любим делом, сначала тяжело, потом неописуемое счастье...
MasterMentor
22.07.2024 13:42в 26 лет, завершив работу по распределению во Всесоюзном НИИ (после первого очного ВУЗа) я поступил очно на первый курс мехмата МГУ, на математика (туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда). Это было просто СУПЕР! Карьера мне светила сногсшибательная... После МГУ, ни преподаватели, ни репетиторы, ни любого рода курсы и занятия мне уже не интересны. Все, что нужно, могу выучить самостоятельно.
Интересное наблюдение. А можно об этом подробнее: "туда, куда, как я выяснил, поступают либо в 17 лет, либо не поступают никогда"?
ryanl
22.07.2024 13:42Даа, полностью поддерживаю, во взрослом возрасте вполне себе можно самостоятельно обучаться.
DorianKon
22.07.2024 13:42Смешно читать, когда пишут, что учиться в 23 нельзя бросать...))) КОНЕЧНО!!! Это и ослу понятно! В этом возрасте ещё ничего не знаешь! Учиться нужно и после 60. Вот об этом бы лучше писали
Exosphere Автор
22.07.2024 13:42+1Где ж про 23? :-) Мне вот 39, 1 курс магистратуры.
ryanl
22.07.2024 13:42+1Если вы уже в IT и получили системное мышление, (или тем более вышку в самом начале ИТ-шную получили), то смысла в 40+ лет ходить учиться лишь бы учиться нету. Рабочая лошадка трудоспособного возраста сама должна ставить для себя задачи и цели (большие и малые) и ВЫДАВАТЬ результаты. Прямо как Джейсон Борн). Мое имхо.
Exosphere Автор
22.07.2024 13:42+1Лошадка может переживать за некоторое будущее, иметь мечту, менять цели, бороться с одиночеством, любить учиться, получать образование для семейных целей - да что угодно. Я однозначно сторонник обучения в любом возрасте. И результату это ну никак не мешает, даже очень хорошему. Может мешать карьерному росту - но опять же, не каждый сотрудник хочет расти вверх, некоторым гораздо важнее рост компетенций. Меня, например, драйвит знать всё в своей зоне ответственности, нести эти знания дальше. А кого-то драйвит стать менеджером проекта и управлять другими.
cher-nov
22.07.2024 13:42+1Изучать Windows Server 2006 в 2014 году это, знаете ли…
Не-а. Server 2003 знать, 2008 и 2016 знать, 2006 - не знать. Не говоря уже про "работает - и славно".
MasterMentor
Всё вспоминал называние жанра, в котором изложена статья. На ум приходило: ямб, хорей, брахиколон, анапест… а потом озарило: это ж поток сознания!
(котики подтвердят)
Exosphere Автор
А ведь странновато искать стихотворный размер в прозаическом тексте статьи на Хабре, не?
MasterMentor
Это что-то сродни поиску сознания в потоке сознания. ИМХО во взрослом возрасте нужно менять приоритет, и лозунг "учиться, учиться, учиться" менять на "лечиться, лечиться, лечиться". Без второго оно и первое не зайдёт. :)
(даже не смотря на помощь всего котинного царства)
K7s8x
Отличный получился текст :);