Российские разработчики уже давно разрушили стереотипы, что отечественный геймдев — это только War Thunder и мобильные симуляторы фермера.
Анна Маврина, автор Skillfactory, подготовила небольшой обзор семи видеоигр, которые вышли в последние несколько лет. Рассказала, как создавались эти проекты и почему они заслуживают внимания.
Анна Маврина
автор Skillfactory с образованием инженера, которая любит словесные ролевые и видеоигры.
Серия Pathfinder (2018, 2021)
Разработчик серии — российская студия Owlcat Games. Первая игра под названием Pathfinder: Kingmaker вышла в 2018 году, а в 2021 студия выпустила сиквел Pathfinder: Wrath of the Righteous. Серия основана на одноименной настольной игре, которая в свою очередь основывается на ролевой системе Dungeons & Dragons.
Pathfinder — это изометрическая фэнтезийная RPG, где герой сражается с демонами, пришедшими из магического разлома. В первую очередь она интересна масштабом (игроку доступно 25 классов персонажей, 15 рас, 1000+ заклинаний и атак) и огромным потенциалом для прокачки героя. Особенно игра пришлась по вкусу любителям классических многовариантных RPG: можно создать любого персонажа и выбрать для него один из многочисленных путей.
Игру часто сравнивают с Baldur’s Gate. Несмотря на совершенно разный геймплей, обе основаны на знаменитой ролевой системе Dungeons & Dragons.
Факты о производстве игры:
При создании обеих частей Pathfinder студия частично использовала средства материнской компании, а также запускала кампанию краудфандинга на Kickstarter.
Дополнения для Wrath of the Righteous выходят по сей день. Последнее на данный момент крупное DLC для второй игры выпустили в 2024 году, а в начале 2023 продажи игры превысили 1 млн копий.
Создатели Pathfinder в интервью признавали, что первая игра получилась даже более масштабной, чем они планировали, и вызвала много сложностей. При разработке второй игры прошлые ошибки учли и уделили больше внимания планированию.
Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store.
Deadside (2020)
Игру создала независимая студия Bad Pixel и выпустила в ранний доступ в 2020 году. В этом состоянии Deadside находится до сих пор, но не всё потеряно — к игре постепенно выпускают новый контент, механики и патчи.
Разработчики комментировали решение о раннем доступе так:
«Deadside — это достаточно амбициозный проект для нашей команды, и работа над ним до релиза заняла бы как минимум несколько лет. Мы же, как разработчики, заинтересованы в том, чтобы игроки из нашего коммьюнити как можно раньше смогли насладиться игрой, а мы получили обратную связь. Это значительно улучшит качество конечного продукта — ведь он будет создаваться совместно с игроками, а также ускорит поиск и исправление ошибок в ранних билдах».
— Bad Pixel, Steam
Эта многопользовательская игра объединяет жанры шутера и выживания: игроки могут сражаться друг с другом на PvP-серверах или с ботами в режиме PvE. Действие происходит в постапокалиптическом мире, напоминающем российскую глубинку 2000-х годов — с обилием рек, лесов и поселков, но почти без людей и современной техники.
Задача игрового персонажа — выживать и выполнять миссии, строить базы и тактически продумывать каждый шаг. Здесь нет зомби или мутантов, но есть дикие звери, агрессивные банды и недружелюбный мир.
Deadside хвалят за атмосферу: в игре используют модели реального снаряжения и оружия, а локации действительно напоминают пейзажи российских сёл и городов. Но игра до сих пор в раннем доступе — многих механик, запланированных изначально, в ней пока нет.
Факты о производстве игры:
Длительный ранний доступ — не новость для жанра. Deadside часто сравнивают с DayZ, еще одним шутером с выживанием, который провел много лет в альфе, а также с играми Scum и Rust. Обсуждения сходств и различий можно встретить даже на иностранных площадках. Правда, DayZ делает больше упора на выживании, а Deadside — на сражениях.
Краудфандинговых кампаний студия не проводила, а информацию о бюджете и финансировании не разглашает. Известно, что у Bad Pixel нет издателя — они выпускают игру своими силами.
Площадки: Steam.
Черная книга (2021)
Российская студия Morteshka создает игры, основанные на мифологии народов разных регионов. Их дебютная работа была посвящена персонажу мифов коми-пермяков — человеколосю. Но настоящим прорывом стала «Черная книга» — приключение в духе русских народных сказок.
Это мрачная и притягательная игра, которая смешивает в себе адвенчуру и карточную RPG. Главная героиня, колдунья Василиса, пытается вернуть к жизни своего погибшего любимого с помощью загадочной «Черной книги». В ходе своего приключения она путешествует по селам и деревням, изгоняет нечисть, помогает жителям и погружается в полный тайн мир северной русской мифологии.
Игра добилась успеха и на зарубежном рынке, но иностранные пользователи часто сталкивались с культурным барьером — говорили, что в игре много непонятных моментов, которые никак не объясняют. А для пользователей из России эти детали очевидны.
Факты о производстве игры:
Разработчики рассказывали, что при создании игры консультировались с экспертами по мифологии и даже связывались с этнографическими музеями — чтобы собрать информацию и сделать игру аутентичнее.
Бюджет для разработки игры собрали на Kickstarter — за время кампании студии удалось собрать чуть больше 160 тысяч долларов. Изначально разработчики рассчитывали на меньшую сумму, и такой успех кампании помог им выпустить новые механики.
Несмотря на то что игра довольно масштабная, в команде Morteshka всего пять человек. Это сказалось на сроках разработки — идея «Черной книги» появилась еще в 2017 году, а увидела мир игра только в 2021.
Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store, Nintendo Store.
Voidtrain (2021)
Игру создала и выпустила компания HypeTrain Digital — она же издавала «Черную книгу». Сейчас компания базируется на Кипре, но имеет российские корни. Хотя HypeTrain в основном занимается изданием, Voidtrain — ее собственная разработка.
Главный герой игры — инженер, который оказывается в незнакомом мире Войда и должен вести через него межпространственный экспресс. Поезд герой строит сам на базе простой дрезины, а в ходе путешествия сталкивается с разными существами, сражается с врагами и открывает новые локации.
В геймплее есть и бои на аренах, и выживание, и много крафта — поезд и снаряжение можно улучшать и кастомизировать под свои нужды. А еще в сюжете присутствуют стимпанк и космическая акула.
Факты о производстве игры:
Изначально игра вышла в 2021 году на площадке Epic Games Store, а в Steam появилась только в 2023. Информацию о бюджете разработчики не раскрывают, но краудфандинговых кампаний они не запускали.
Voidtrain всё еще в раннем доступе, но разработчики пишут на странице в Steam, что надеются выпустить полную версию в 2024 году.
Игру сравнивают с Raft, симулятором выживания на плоту в океане. Но атмосфера совсем другая — не вода и острова, а загадочный Войд.
Площадки: Epic Games Store, Steam.
Atomic Heart (2023)
Эта подборка не могла обойтись без самого нашумевшего российского проекта за последние годы. Студия Mundfish — из России, но сейчас зарегистрирована на Кипре, так что игра продается и на мировом рынке.
Atomic Heart была настоящим долгостроем: ее анонсировали еще в 2018 году, и к 2023 году многие уже не верили в ее выход. Тем не менее игра вышла — и моментально вызвала ажиотаж. Споры вокруг нее стали одним из главных игровых инфоповодов 2023 года как минимум на постсоветском пространстве.
Atomic Heart — экшн-шутер, действие которого происходит в альтернативном СССР. Сюжет начинается с того, что главный герой, агент разведки, прибывает на предприятие по производству роботов. Именно роботы стали главным символом игры: металлических балерин со звездой во лбу обсуждали далеко за пределами России.
По ходу игры сюжет открывает всё больше информации о происходящем — о том, как идея построить мир будущего оборачивается катастрофой. А финальный поворот сюжета вызывает еще больше ассоциаций с первой частью Bioshock.
Факты о производстве игры:
Предполагается, что на создание игры ушло чуть меньше 2 миллиардов рублей, хотя изначально разработчики ориентировались на гораздо более скромные суммы. Считается, что основные деньги вложил иностранный издатель, а также инвесторы — среди них есть и другие игровые студии, и инвестиционные компании.
Игра быстро стала топовой и заняла первое место в Steam по количеству скачиваний. В первые дни после выпуска она обошла даже проекты от гигантов рынка вроде Hogwarts Legacy. Общие продажи не раскрывают, но в 2023 году издатель игры заработал более 194 миллионов евро — и подчеркнул, что большой вклад внесла Atomic Heart.
Mundfish разрабатывают для Atomic Heart уже третье DLC — оно будет посвящено подводному миру. Первое дополнение рассказывало о продолжении основной истории после одной из концовок, а во втором игрок путешествовал по сюрреалистическому миру Лимбо.
Площадки: Steam, VK Play, PlayStation Store, Xbox Store.
Torn Away (2023)
Это еще один проект прошлого года, не такой известный как Atomic Heart, но отмеченный наградами в своем жанре. Создала эту игру независимая студия perelesoq, а издать игру помог китайский паблишер Hawthorn Games.
Torn Away — это интерактивное кино с элементами классического квеста, которое рассказывает о Великой Отечественной войне глазами ребенка. Главная героиня, девочка Ася, пытается вернуться домой из немецкого плена, и по пути сталкивается с разнообразными испытаниями. Простая, но приятная графика и трогательная главная героиня сочетаются с глубоким и грустным сюжетом.
Факты о производстве игры:
Игра стала победителем в Game Connection Europe Grand Award в сегменте инди и получила награду за лучший сторителлинг в WN Conference Belgrade 2023. Ее сравнивают с Limbo — мрачной инди-головоломкой про мальчика в мире, полном чудовищ, которая тоже заслужила немало наград.
На создание игры ушло четыре года. Сначала студия планировала выпустить игру в начале 2022 года, но затем ей пришлось искать нового издателя, и выпуск перенесли больше чем на год.
Игру финансировал частный инвестор. Сколько ушло на разработку, создатели не разглашают. В интернет просочилась информация о 50 миллионах рублей, но представители студии опровергли ее — сказали, что фактически на игру ушло куда меньше денег.
К грустным новостям: несмотря на награды и высокую оценку критиков, коммерческого успеха Torn Away не добилась. Скорее всего, дело в неудачном моменте выхода: осенью 2023 выпустили много игр, и Torn Away просто затерялась среди них. Тем не менее игру продолжают номинировать на награды — в июне она прошла в шорт-лист премии Games for Change. Так что внимания «русский Limbo про Великую Отечественную» точно заслуживает.
Площадки: Steam, VK Play, PlayStation Store, Xbox Store, Nintendo Store.
INDIKA (2024)
Среди новинок этого года выделяется инди-хоррор INDIKA, который вышел в мае 2024 и уже заслужил много положительных оценок. Игру создала студия Odd Meter, а издали ее 11 bit Studios, которые выпускали Frostpunk и This War of Mine.
Индика — молодая монахиня, одержимая дьяволом, которая отправляется в путешествие с целью самопознания. Действие происходит в альтернативной России XIX века, а сама игра сочетает в себе сюрреализм, ужасы, головоломки и черный юмор.
Сюжет сравнивают с произведениями русских классиков. Присутствуют и трагикомедия, и глубокомысленные вопросы, на которые не так легко ответить. Главная героиня борется с внутренними демонами, ставит под сомнение мир вокруг и движется к своей цели — понять саму себя.
Факты о производстве игры:
INDIKA создавалась пять лет, но ее идея, по словам разработчиков, появилась гораздо раньше. На один только сценарий ушло несколько лет — его многократно переписывали. А с издателем договаривались почти год.
Разработчики говорят, что игру создавали на собственные средства — использовали часть денег, которые выручили с прошлого проекта — VR-игры Sacralith: The Archer`s Tale.
Хотя итоги подводить рано, издатель уже называет игру успешной — по его расчетам, к концу года она полностью окупится. Разработчики не так уверены в успехе, но смотрят в будущее с оптимизмом — INDIKA уже привлекла всеобщее внимание.
Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store.
Мы написали далеко не о всех достойных проектах. Чего стоит один только «Мор», который уже стал своего рода легендой (несмотря на то, что проблемы с оптимизацией так и не позволили автору статьи поиграть во вторую часть). А в 2024 году ожидается выход долгожданной Broken Veil, работа над которой была приостановлена с 2022 года, и мрачно-фольклорного «Лиха Одноглазого» от создателей «Черной книги». Так что российский геймдев жив и продолжает удивлять пользователей.
Будем рады узнать, какие отечественные проекты вам запомнились больше всего.
Мы считаем, что рынку нужно больше интересных проектов в геймдеве, поэтому совместно с университетом Иннополис запустили первую в России онлайн-магистратуру по продюсированию игр. На программе будем учить студентов, которые хотят руководить производством, продвижением и поддержкой игр или еще амбициознее — основать свой геймдев-стартап.
Комментарии (26)
Etlay
26.07.2024 16:30+9Owlcat Games уже давно на Кипр переехали, каким боком это российская студия?
Mundfish - тоже. Руско-язычные студии - да, российские - нет.
"Так что российский геймдев жив и продолжает удивлять пользователей."
Российский гейм. дев мертв.
habrolog
26.07.2024 16:30+1"Vahan Kerobyan emphasized the activities of Mundfish in Armenia and noted that he was impressed by the work carried out and the recorded success, and also added that there are wide opportunities for the development of the IT sector in Armenia, including the computer games industry."
Ну, зато армянский/грузинский/кипрский/сербский геймдев на высоте.
apcrol
26.07.2024 16:30Как же вы надоели с нытьем про переехали, тогда и игры прошлых лет нельзя называть ведь там студии давно закрылись. Сейчас технически вообще все без исключений переехали кто в стиме выпускает игры или на консоли. Везде вылезают эти "а они переехали, они переехали! Слышите!"
MountainGoat
26.07.2024 16:30+5Когда парни в Саратове работают на Кипрское юрлицо принадлежащее гражданину Израиля - это российский геймдев или нет?
Fox_exe
26.07.2024 16:30+2Нет конечно. Они просто работают на иностранную компанию, проживая в другом городе. Обычная практика удалённой работы. Сам в подобном учувствовал.
Tairesh
26.07.2024 16:30+14Приходит Моня Рабинович из школы домой в слезах:
- Мама, меня назвали жидовской мордой!
- Привыкай, сынок, ты будешь жидовской мордой в школе, в институте, в аспирантуре... Зато когда ты получишь Нобелевскую премию, тебя назовут великим русским учёным!
carx
26.07.2024 16:30+3Российские, но не для России
tartarelin
26.07.2024 16:30Это какая игра?
Dmi3yD
26.07.2024 16:30Думаю, Atomic Heart.
В стиме бы купил, а вот в VK.... нет желания еще один магазин ставить.
elijah174
26.07.2024 16:30+2Случайно попал на стрим игры - Древние Русы. Не уверен, что это именно Российский геймдев. Игра отдалённо напомнила Готику. https://store.steampowered.com/app/2669860/
Spellinger
26.07.2024 16:30Если компания находится не в России ,платит налоги не в России - то в каком месте это российский геймдев?
Pathinder базируется не на ролевой системе Dungeons & Dragons ,а ,собственно на системе Pathinder https://ru.wikipedia.org/wiki/Pathfinder_Roleplaying_Game
Изначально создавалась для европейского рынка ,так что среди нпс там попадаются всякие глиномесы.
Japskiddin
26.07.2024 16:30Pathfinder: Wrath of the Rigtheous шедевр, обожаю творчество Совокотов. Странно, что не упомянули Warhammer 40000: Rogue trader от них же. Игра основана на правилах одноименной настолки, на мой взгляд одна из лучших игр по Вархаммеру :)
А так да, игры Ice-Pick Lodge, HoMM 5, Космические рейнджеры и King's bounty это уже классика, последнюю стабильно раз в пару лет перепрохожу.
Vsevo10d
26.07.2024 16:30Да нет же. Лучшие российские игры - это:
Trans-Siberian railway simulator
Русы не против ящерок (за ссылку мне тут прилетит)
Ядерный титбит (не последних лет, но на века)
Please, dont touch anything (серьезно)
Bambadir
26.07.2024 16:30Ну а ещё скоро (8 августа) выйдет кки рогалик Knock of the Koffin Lid, его ребята из Питера делают. Похожий на Slay the Spire, основной концепт оттуда взяли, но за ранний доступ разработчики сильно изменили игру и сделали что-то весьма оригинальное. Впрочем пролог(демо) есть уже сейчас.
Geek_and_Cat
По мне, самая лучшая отечественная игра это Мор (Pathologic 2) 2019 года. Уникальная атмосфера и музыка, заумный сюжет, приятная графика. Это конечно субъективно, но для меня это был прямо сакральный опыт, повлиявший на восприятие жизни. Разве что сложность не стоит ставить на оригинальную, если вы не хардкорщик а просто хотите посмотреть
Fox_exe
Для меня куда более узнаваемой игрой будет серия "Космические рейнджеры". Причём вторую (HD) версию совсем недавно переигрывал в 10й, наверное, раз...
CBET_TbMbI
КР2, ХоММ, Ворлд оф Танкс/Варшипс - шедевры на все времена. Реиграбильность зашкаливает.
aldekotan
Первая часть тоже хороша.
Furyohfury
Понимаю, что такие слова звучат как слова хардкококорщика, но мне кажется, что именно на канонической сложности раскрывается задумка. Это вообще наверное единственная на моей памяти игра, которая специально заставляет тебя чувствовать фрустрацию и отчаяние через геймплей. Которая постоянно выбивает у тебя почву из под ног, чтобы ты чувствовал это отчаяние. И этим игра уникальна и шедевральна
Geek_and_Cat
Понимаю. действительно, со снижением сложности надо быть осторожнее, но я играл на Steam Deck а там само управление добавляет проблем. Особенно управление инвентарем, когда нужно джойстиком перетаскивать по клеточкам предметы. Это долго и неудобно, при этом внутриигровое время не останавливается. Тем не менее, в целом игра на Steam Deck работает хорошо и я вполне могу ее рекомендовать