Кирилл Трибунский выполняет в компании несколько ролей — главы гильдии фронтенд‑разработки и ведущего фронтенд‑разработчика команды Дизайн‑архитектура МоегоСклада.

В этом интервью мы поговорили вот о чем:

  • как он переключился с бэкенда на фронтенд и попал в МойСклад;

  • что проще: фронтенд или бэкенд;

  • как устроена гильдия фронтенд‑разработки в МоемСкладе;

  • с чего начать изучать фронтенд‑разработку;

  • куда можно расти фронтенд‑разработчику;

  • чем занимается фронтенд‑разработчик в МоемСкладе;

  • стек технологий;

  • как проходит адаптация новичков в гильдии;

  • и о других моментах.

— Кирилл, как ты пришел в IT? Расскажи о своем бэкграунде.

— У меня высшее профильное образование, я — математик, системный программист. Еще на втором курсе начал подрабатывать системным администратором и постепенно погружался в IT. Потом какое-то время работал ручным тестировщиком. После университета устроился в небольшую аутсорс‑компанию на роль бэкенд‑разработчика. Пару лет я писал на Java, а дальше переключился на фронтенд.

— А почему переключился на frontend?

— Так получилось, что на проекте, где я работал в то время, уволился единственный человек, который занимался фронтендом. И на меня, как самого молодого, просто скинули эту задачу. Я попробовал, и мне очень понравилось. Понял, что хочу дальше развиваться в эту сторону.

— Что именно тебе понравилось?

— Больше всего меня привлекло то, что практически сразу можно увидеть результаты своих изменений и внести правки в течение пары минут. В бэкенд все работает иначе: ты что-то накодил, и у тебя нет возможности сразу проверить, как все работает. Приходится ждать какое-то время и надеяться, что ты правильно написал в виде кода ту абстрактную картину, которую собрал в голове. Поэтому работа в режиме реального времени мне нравится больше.

— Есть мнение, что фронтенд‑разработка проще, чем бэкенд. Что ты думаешь по этому поводу?

— Раньше это действительно было так. Когда я попал во фронтенд, все использовали библиотеку jQuery в качестве единого стандарта. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Фронтенд‑разработка активно эволюционирует: появляются новые фреймворки, инструменты и технологии. Порог входа во фронтенд растет с каждым годом, поэтому специалистам необходимо всегда быть в курсе актуальных возможностей и уметь применять их на практике.

— Расскажи, как ты попал в МойСклад.

— Про МойСклад я слышал еще до того, как сюда попал. На тот момент в компании работал популярный в IT‑твиттере блогер, который хорошо отзывался о ней. Поэтому, когда мне позвонили HR МоегоСклада, очень заинтересовался.

В МойСклад я пришел в 2021 году сразу на руководящую позицию. Тогда еще не было гильдий, но была идея начать внедрять фронтенд‑культуру и React. И я начал поэтапно выстраивать работу: набирать ребят, разрабатывать архитектуру, описывать процессы.

— Гильдия и команда — в чем разница?

— Гильдия — это горизонтальное объединение фронтендеров из разных команд. Гильдия не влияет непосредственно на команду, не участвует в формировании роадмапа, целей. Основная роль гильдии — распространение культуры фронтенда, обмен знаниями и практиками, развитие разработчиков.

Команда отвечает за конкретную область работы. Например, я вхожу в команду дизайн‑архитектуры, которая занимается редизайном интерфейсов веб‑сервиса, глобальной навигацией и общим лэйаутом интерфейсов продукта.

— Расскажи подробнее, как устроена гильдия фронтенд‑разработки? Какие активности у вас есть?

 Сейчас в гильдии 19 человек. Я руковожу процессами, обучаю людей, занимаюсь наймом senior‑специалистов и лидов. Сначала собеседовал все грейды, потом научил это делать ребят, которые хотели попробовать. Теперь на интервью с мидлами прихожу только в случае, если надо оценить софты. В гильдии 9 человек-интервьюеров: кто-то занимается наймом, а кто-то — обучением. При необходимости мы подменяем друг друга.

Также в гильдию входят группы разработчиков, которые принимают активное участие в архитектурных вопросах и код‑ревью. Мы их называем core.

Каждый член гильдии может привнести свой вклад в развитие общих продуктов. Сейчас, например, в ведении гильдии находится ряд внутренних инструментов и библиотек, которые используются на проектах, в том числе компонентная база. Она принадлежит всем фронтендерам компании, и каждый может в нее законтрибьютить. Глобальная цель гильдии — внедрение React в проект.

У гильдии есть разные мероприятия. Каждые две недели у нас проходит технический синк — встреча, на которой мы обсуждаем накопившиеся вопросы. На ней присутствуют все фронтендеры компании из разных команд. Каждый может поделиться болью, задать вопросы, принести новую идею. Мы актуализируем ситуацию по фронтенду в компании и стараемся оперативно придумать решение, которое реализовывать будем позже. Раз в месяц мы проводим митапы, где желающие могут выступить с любой темой, связанной с фронтендом.

В рамках гильдии мы проводим в том числе ежегодные ревью: оцениваем достижения сотрудников, пересматриваем грейд и зарплату.

А еще мы практикуем кросс‑командное ревью кода. Каждый может привлечь других фронтендеров заглянуть в свой код и проверить его.

— Чем занимается фронтенд‑разработчик в МоемСкладе?

— Глобально фронтендер разрабатывает UI в соответствии с макетами, которые готовят дизайнеры. Дальше в зависимости от того, с каким продуктом они работают, начинается специфика. Например, фронтендеры, которые работают с МоимСкладом, нашим монолитом, сталкиваются с Google Web Toolkit. Постепенно мы заменяем эту технологию на React. Есть фронтендеры, которые не участвуют в работе с монолитом. Например, ребята из направления Розницы разрабатывают электронные кассы с использованием Electron.

— Какой стек технологии вы используете?

— Наш технологический стек включает React, TypeScript, Webpack. В проектах также используются Redux Toolkit и Effector, а для стилей — Linaria или cssModules.

— Какие hard скиллы нужны фронтендеру МоегоСклада?

— Главное — это уверенно писать с использованием React. Обязательная часть наших собеседований — самостоятельный лайвкодинг. Мы даем кандидату продукт, который чуть-чуть не доработан, и просим довести его до ума. При этом человек должен не просто применять практики, которые он где-то увидел, а четко понимать, что он пишет в данный момент и для чего.

— А soft скиллы важны?

— Я считаю, что софты важнее, чем технические навыки, потому что их сложнее прокачивать. В МоемСкладе фронтендер взаимодействует с разными специалистами: аналитиками, дизайнерами, тестировщиками и бэкэндерами. Без умения работать в команде не обойтись.

Обычно уже на техническом собеседовании мы видим, кто точно вольется в команду и гильдию. У нас собралась компания заряженных ребят, которые горят самим процессом программирования, поэтому мы ищем схожих по духу людей.

— Как проходит адаптация новичков в гильдии?

— У нас отлаженный процесс онбординга новых сотрудников. На период испытательного срока мы назначаем ментора из фронтенд‑разработчиков. К нему можно обратиться по любым вопросам: начиная с рабочих задач и заканчивая организационными моментами из разряда «как заказать технику» или «кому писать насчет больничного». Задача ментора — сформировать фидбэк о сотруднике и донести его до главы гильдии.

Периодически в процессе испытательного срока мы собираемся и обсуждаем, как проходит адаптация, есть ли какие-то проблемы, нужна ли помощь.

Мы стараемся как можно быстрее интегрировать человека и в коллектив, и в сам рабочий процесс, чтобы уже через месяц он мог работать со 100% отдачей и чувствовал себя максимально комфортно.

— С чего начать изучать фронтенд‑разработку?

— Я бы посоветовал изучить в первую очередь базу. Сейчас большинство разработчиков пишут с использованием TypeScript и совсем не изучают JavaScript, считая, что он им не нужен. Но тем не менее JavaScript — язык, который запускается в браузерах и много где используется. Если человек научится использовать React или другие трендовые библиотеки и при этом не построит себе базу, у него не будет гибкости в плане применения технологий. Зная базу, можно взглянуть на проблему со стороны и достаточно легко придумать новое решение нестандартной задачи, которое не нагуглить. За время работы я часто сталкивался с ситуациями, когда люди считают, что задача нереализуема. Но на самом деле больше 99% того, что придумывается для проектов, абсолютно достижимо. Просто для этого нужны фундаментальные знания.

— Куда можно расти фронтенд‑разработчику?

— Есть несколько веток развития. Если фронтендера интересует только код, то он может вырасти до архитектора или техлида. Это роль, которая предполагает большой опыт в решении проблем, насмотренность, знание разных паттернов и особенностей JavaScript. Если хочется развиваться в сторону менеджмента, то можно уйти в тимлидство, а потом вырасти до главы гильдии. В МоемСкладе возможны все перечисленные варианты роста.

— Расскажи про твой самый интересный проект в МоемСкладе?

— У нас в UI построена микрофронтендовая архитектура, которую я строил с нуля. Мне нужно было интегрировать ее в существующий UI, написанный на Google Web Toolkit, настроить все процессы, связанные с релизом, в том числе со сборкой. Общепринятого решения этой задачи не существовало, нельзя было залезть в Google и посмотреть решение. Приходилось придумывать самому. Это был кропотливый, но очень интересный проект.

— Что может отвлечь тебя от работы и как ты с этим справляешься?

— Отвлекает переключение контекста. Такой режим сильно изматывает: можно устать за день, но ничего толком не сделать, потому что занимаешься по чуть-чуть разными задачами. Если я взялся за какую-то фичу или нахожусь на встрече, стараюсь не отвлекаться на сообщения, в том числе на рабочие чаты. Это помогает быть максимально вовлеченным в решение конкретного вопроса.

— Какую профессию ты бы выбрал, если бы не стал фронтендером?

— Как-то раз я мыл машину на автомойке и получил огромное удовольствие от этого. А если серьезно, занимался бы музыкой. Я детства играю на разных инструментах: гитаре, бас‑гитаре, барабанах, клавишных. Сейчас у меня дома мини‑студия, где я пишу музыку в свободное время.

— Назови свои любимые музыкальные группы, фильмы или YouTube‑каналы.

— Музыку слушаю самую разную, начиная от старичков Green Day и заканчивая современными исполнителями, такими как Скриптонит.

Любимые фильмы — «Зелёная миля», «Форрест Гамп» и «Назад в будущее».

На YouTube смотрю в основном научпоп. Сейчас нравятся каналы Veritasium, Vsauce, переводы Vert Dider.

— Есть ли какие-то люди или персонажи, которыми ты восхищаешься?

— Мне импонирует персонаж книги «Атлант расправил плечи» Хэнк Риарден. Это человек, который очень любит свое дело и работает ради удовольствия от самого процесса, а не ради выгоды.

— Что посоветуешь человеку, который хочет попробовать себя в IT, но сомневается?

— Лучший способ понять, сможете ли вы работать в IT — взять и попробовать. Начните разбираться самостоятельно, поищите информацию, напишите самую простую программу. Если получилось, и вы поняли, что увлекает сам процесс кодинга, значит, это ваше.


Не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях, на них вам ответит Кирилл. Подписывайтесь на наш тг-канал: там мы размещаем вакансии, пишем о компании, процессах, сотрудниках и иногда постим котиков.

Комментарии (0)