image
Всё понятно: пациент — робот

Одним из символов XX века были роботы. Инженеры мечтали о создании автономных машин, которым можно было бы делегировать сложные задачи, но всё разбивалось о реальность, в которой технологии позволяли строить громоздкие и малофункциональные механизмы.

Компания Westinghouse Electric занималась в основном электроприборами и никаких роботов делать особо не планировала. Но как-то так вышло, что то одна разработка, то другая, — и вот уже их больше, чем один.

Вот скриншот фильма категории Б (той категории, что сегодня — NSFW), благодаря которому мы точно знаем, как выглядел Электро.

Компания Westinghouse Electric, основанная Джорджем Вестингаузом в Питтсбурге в 1886 году, сыграла ключевую роль в развитии электроэнергетики в США. Она продвигала использование переменного тока и внесла значительный вклад в строительство электрической инфраструктуры. Часть региональных фабрик Westinghouse, например, завод в Мэнсфилде, стремилась переосмыслить быт и создать технику, которая сделает жизнь комфортнее.

В 1923 году инженер Рой Уэнсли разработал систему Televox, которая позволяла удалённо управлять электрическими устройствами на подстанциях. Она состояла из двух частей: одна находилась на центральной электростанции, другая — на подстанции. Станция передавала звуковые сигналы по телефону, а подстанция их принимала и выполняла команды, например, включала или выключала переключатели.

Работало это так: на центральной станции оператор использовал генератор для создания звукового сигнала на определённой частоте. Когда сигнал доходил до подстанции, специальное устройство принимало его и активировало реле. Реле срабатывало, замыкало или размыкало цепь, включая что-нибудь нужное или выключая что-нибудь ненужное. Это позволяло управлять приборами удалённо, не выходя из центрального офиса. Оператор получал подтверждение, что задание выполнено, через короткие или длинные звуковые сигналы. Главная фишка была в том, что Televox использовала для работы уже существовавшие телефонные линии, так что не нужно было строить новую инфраструктуру.

Уэнсли считал, что потенциально это очень крутая технология, но коллеги из рекламного отдела видели не идею, а какие-то реле и провода.

— Рой, при всём уважении, что ты нам принёс? — говорили они ему.

Он и сам понимал, что крутой идее нужна крутая упаковка.

image
На этом этапе портативный блок Televox не выглядел даже так

Его звали Телевокс. Герберт Телевокс


В общем, 21 февраля 1928 года состоялась презентация внешне нелепого и несуразного первенца из семьи роботов Westinghouse.

image
Ты просишь меня включить свет, но делаешь это без уважения

Формально он был, конечно, никаким не роботом, а всё той же системой Televox, но только в потешном фанерном корпусе.

Главная особенность Герберта Телевокса — его способность реагировать на звуковые команды, активируя различные реле. Он реагировал на звук, действуя как демультиплексер: распределял сигнал на разные механические процессы. Для этого он использовал микрофон и камертонные переключатели, а сами реле были настроены на частоты 600, 900 и 1 400 Гц. Эти частоты кодировали команды, которые могли включать или выключать электрические устройства. Например, Телевокс мог осветить комнату или запустить пылесос, услышав звуковой сигнал нужной частоты.

В отличие от современных автоответчиков Телевокс не подключался напрямую к телефону. Вместо этого он воспринимал звуки с помощью микрофона и реагировал на них через систему гудков и переключателей.

В массовое производство Герберты Телевоксы не пошли, но трое из них устроились на работу: в Вашингтоне они следили за уровнем воды в водохранилищах и, если что, могли передать данные дистанционно.

Также Westinghouse выкатила в продакшен Катрину Ван Телевокс, сопоставимую по функционалу с Гербертом. Но на дворе была Великая депрессия, на гаджет стоимостью в 22 тысячи долларов желающих особо не нашлось, так что Катрина сосредоточилась на работе в выставочной сфере.

image
Источник

Пока Рой Уэнсли вместе с Гербертом Телевоксом ездил по городам и показывал локальные достижения научно-технического прогресса, его коллеги Сэмюэль Кинтнер и Филип Томас подумали, что в механическое действие можно преобразовать не только звук, но и свет.

Мистер Телелюкс


В 1929 году у Герберта Телевокса появился брат — Мистер Телелюкс. Он работал на световых сигналах.

Его мозг состоял из двух фотоэлементов, которые играли роль сенсоров. Сенсоры реагировали на изменения света и преобразовывали их в электрические импульсы. Первый фотоэлемент — «селектор» — выбирал одну из трёх электрических цепей в зависимости от количества вспышек или частоты, а второй — «оператор» — активировал (или деактивировал) её при получении светового сигнала.

image
Я что-то нажал, и всё исчезло

Мистер Телелюкс мог включить или выключить что-нибудь, что потенциально включалось и выключалось — от лампы до пылесоса. Как и Герберт Телевокс, он, вероятно, мог бы найти себе работу по душе. Ему пророчили большое будущее, например, подсчёт пассажиров возле турникетов. Но он решил ограничиться демонстрационными и маркетинговыми мероприятиями.

Вилли Вокалайт


Тем временем в 1931 году на заводе Westinghouse в Мэнсфилде появился Вилли Вокалайт. Его сконструировал Джозеф Барнетт, который в своё время работал в Питтсбурге под началом Роя Уэнсли.

image
Если ваша вечеринка не похожа на эту, то даже не вздумайте меня приглашать!

Вилли научился у своих старших братьев хорошему: реагировать и на звуки, и на свет. В его основе лежала всё та же система Televox, но теперь она была упакована в солидный металлический корпус. Он мог вставать и садиться, двигать руками, а также говорить и петь (конечно же, просто воспроизводить записи на пластинках). Если верить источникам (которых практически не осталось), то Вилли стал на шаг ближе к голосовому управлению, реагируя на слоги, произнесённые в телефонную трубку. Ещё чуть более надёжной стала конструкция блока Televox: в ней стали использоваться тиратроны.

Джозефф Барнетт говорил о Вилли так: «Я бы охарактеризовал мистера Вокалайта как нечто гораздо большее, чем просто «суперигрушку». Он действительно является символом современных научных исследований. Мы сосредоточили различные устройства и реле управления светом и звуком: некоторые из них фактически нашли практическое применение в промышленности, а другие пока находятся на лабораторной стадии. Идея механических сверхлюдей была частью человеческих мыслей на протяжении столетий. Например, Колосс Родосский был идеей древних греков о человеке из металла».

Спустя ещё несколько лет Westinghouse Electric презентовала своего Колосса Родосского. Его разработкой занимался Джозефф Барнетт совместно с Джеком Уиксом-старшим и Гарольдом Горсачем.

Электро Вестингауский


Каждый последующий представитель семейства роботов Westinghouse двигался плавнее, звучал лучше и прокачивал скилы. Электро не стал исключением. Он был чуть выше двух метров ростом и чуть тяжелее центнера. Тело представляло собой стальной каркас, покрытый алюминием. Среди деталей можно было обнаружить шнуры питания от утюгов или кофейников, колёса от пылесосов и прочее заводское имущество.

Электро позиционировал себя как «умного парня с замечательным мозгом, в котором 48 электрических реле». Замечательный мозг, т. е. блок управления, весил 25 кг и находился за сценой. Через этот блок, соединённый с роботом с помощью кабеля, оператор подавал команды.

Электро унаследовал от старших братьев все их ключевые навыки и приобрел новые: он мог распознавать команды и реагировать на них, передвигаться, поддерживать диалог (воспроизводить заготовленные фразы). Для всего этого он использовал 11 двигателей, несколько проигрывателей, фотоэлектрические элементы и телефонные реле. Робот мог выполнять 26 команд и обладал словарным запасов из 700 слов. Его губы двигались синхронно с его речью благодаря соленоиду — электромагнитной катушке, которая активировалась электрическими импульсами, возникающими в ответ на звуковые колебания.

А ещё он умел надувать воздушные шарики.

Нет ничего невозможного, когда твои создатели — весёлые инженеры

Робот Электро управлялся с помощью голосовых команд, подававшихся в микрофон. Смысла слов он, впрочем, не понимал.

Ему были важны количество слогов, пауз и их определённая последовательность. Звуки преобразовывались в электрические сигналы, направляясь в тот самый замечательный мозг, который их интерпретировал и запускал нужные действия. Не имело значения, какие слова использовались для команды, так как результат зависел от количества импульсов. Один импульс приводил в действие одно реле, два замыкали электрическую цепь и приводили в движение двигатели, три останавливали робота, а четыре возвращали всю систему в исходное положение.

image
Неважно, что ты сказал, важно, как ты сказал

Сложная система взаимодействий между фотоэлементами, реле, электрическими импульсами и механическими компонентами создавала иллюзию самостоятельности.

Электро передвигался на четырёх резиновых роликах, установленных под его ступнями. Левая нога могла сгибаться в колене, тогда как правая оставалась неподвижной и служила опорой. Ролики приводились в движение с помощью системы цепей и валов, соединённых с мотором в его корпусе. Но вообще во избежание неловких падений чаще всего Электро передвигался по вмонтированным в сцену рельсам. Руки и пальцы были подвижны в суставах за счёт системы рычагов и двигателей. Электро мог считать на пальцах, последовательно загибая их один за другим.

В 1940 году у Электро появился пес по кличке Спарко, который умел ходить, вилять хвостом, подавать голос и садиться на задние лапы. В общем, она вела себя, как обычная собака.

Управлялся он всё тем же находившимся за сценой мозгом. Спарко был создан по образу и подобию своего собственного шотландского терьера сотрудником Westinghouse Electric Дон Ли Хэдли.

Вообще, помимо прототипа, было ещё два экземпляра робособаки.

Не исключено, это было сделано, чтобы одного сломать, а другого — потерять.

image
Источник

Электро вёл светскую жизнь: регулярно посещал выставки, где презентовал себя и бытовую технику Westinghouse Electric, снимался в телешоу, паре фильмов (например, в «Семья Миддлтон на Нью-Йоркской выставке») и рекламе, участвовал в послевоенных благотворительных мероприятиях. И вместе с тем он морально устаревал. В какой-то момент его решили разобрать и отправить пылиться на склад, как оно обычно и бывает. Коробку с головой, к слову, в качестве презента вручили одному из разработчиков Электро — Гарольду Горсачу.

На этом история могла и закончиться, но нет.

В середине нулевых разрозненные фрагменты корпуса Электро были найдены, собраны воедино и отправлены в музей Мэнсфилд. Поисковой операцией заведовал сын Джека Уикса-старшего — другого разработчика Электро. Если с головой всё было хоть как-то понятно, то тело и ноги к тому моменту уже успели переместиться из заводского склада в частные гаражи и кладовки.

В общем, теперь Электро заслуженно отдыхает в окружении своих родственников-роботов.

image
Слева направо: копия Герберта Телевокса, оригинальный Электро, копия Электро

Комментарии (0)