Не только в играх вроде "Го" или "Жизнь" - но и в создании фильтров для изображений - часто нужно для клетки или точки (x, y)
перечислить её "соседей". Либо только четырех (по горизонтали и вертикали), либо все восемь (с диагоналями).
Можно не задумываясь написать массивчик с 4-мя или 8-ю парами смещений, вроде[(-1, 0), (0, 1), (1, 0), (0, -1)]
- а можно ли вместо него жахнуть какую-нибудь формулу? Давайте попробуем для утренней разминки ума в понедельник :)
В этой статье будет несколько 2-3 строчных примеров кода - уж извините пожалуйста :) зато она довольно короткая.
Типичная ситуация
Итак, допустим мы задали массив со "смещениями" соседей относительно текущей клетки, хотя бы вот в том виде что выше:
neighbors = [(-1, 0), (0, 1), (1, 0), (0, -1)]
Обычно встречается одна из двух необходимостей (или обе) - либо нам нужно перебрать этих самых "соседей" в цикле:
# let x, y be current cell coordinates
for dx, dy in neighbors:
paint_it_black(x+dx, y+dy)
во всех примерах с циклом вы можете заменить paint_it_black
на print
и проставить x=0; y=0
вначале чтобы увидеть "чистые смещения".
Либо нужно получить координаты i-го
соседа:
def get_neighbor(x, y, i):
return x + neighbors[i][0], y + neighbors[i][1]
и вот нам интересно, можно ли обойтись без массива neighbors
- ибо кажется, что особенно в варианте с 8 соседями он и выглядит громоздко и попутать можно чего-то невзначай - а проверять потом визуально.
Что если соседей... девять, включая себя?
Рассмотрим этот случай чисто для подготовки к следующим - он гораздо проще, ведь нам нужно перебрать квадрат 3x3
- например так:
for i in range(9):
paint_it_black(x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1)
def get_neighbor(x, y, i):
return x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1
В общем, пользуемся тем что частное и остаток от деления на 3
для чисел 0..8
возвращают естественно "строку" и "столбец": dx=i%3-1
, dy=i//3-1
.
Но как быть с 8-ю?
В случае перебора в цикле, конечно, можно использовать вариант для 9-ти
и проверять отдельным условием что это не центральная точка. Ну выглядит омерзительно :)
И конечно для "занумерования" соседей в функции get_neighbor
просто не годится такое "выкалывание" точки. Номера должны идти по порядку!
Однако - мы ведь перебираем в цикле 9 значений из которых одно нам не нужно. Что будет если перебирать начиная с числа следующего за "ненужным"? Это можно написать по-разному но общий принцип такой - добавим к номеру соседа пятёрку (т.к. нам нужно пропустить четвертого - себя) - и возьмём остаток от деления на 9 - ну и конечно помним что теперь перебирать на одного меньше (ведь 9м окажемся мы сами).
for i in range(8):
i = (i+5) % 9
paint_it_black(x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1)
def get_neighbor(x, y, i):
i = (i+5) % 9
return x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1
Когда принцип понятен, можно записать и короче
for i in range(8):
... paint_it_black(x + (i+5)%3-1, y + (i+5)//3%3-1)
Это не единственный способ, но "кардинально" другой мы предложим в качестве домашнего задания после рассмотрения варианта 4-х соседей.
Что делать с 4-мя?
Посмотрите на тот случай с 9-ю, ведь в нём нужные нам "ортогональные" соседи идут через одного. Это даёт нам очень простую мысль - запишем тот же код, но используя индекс с удвоенным шагом:
for i in range(1, 9, 2):
paint_it_black(x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1)
Элементарно, Ватсон! Для того чтобы их занумеровать в функции, нужно поступить чуть иначе - "смасштабировать" индекс:
def get_neighbor(x, y, i):
i = i * 2 + 1
return x + i % 3 - 1, y + i // 3 - 1
Но это не единственный вариант :) Что если нам нужно перебирать соседей по часовой стрелке - если кажется что это фантазия, вспомним например про пятую координату в "квадратах" на оперативных картах (загуглите "координата по улитке", не будем останавливаться подробно - или обратите внимание на зеленые цифры на картинке).
Что же, на помощь приходит школьная формула - ведь использование синусов-косинусов позволяет нарисовать круг или получить из полярных координат декартовы - это примерно то что нужно!
for i in range(4):
a = i*math.pi/2
paint_it_black(x + round(math.sin(a)), y + round(-math.cos(a)))
Ну и для get_neighbor(...)
аналогично.
Дополнение: в комментарии предложена хорошая идея - аналогичная в смысле математики но более красивая в исполнении - если язык программирования поддерживает комплексные числа (например в Go они зачем-то прямо-таки стандартный тип) - то можно получать 4-х соседей просто возводя мнимую единицу в степень равную номеру соседа:
def get_neighbor(x, y, i):
return x + round((1j**i).real), y + round((1j**i).imag)
Можно вообще представлять пару координат (точку, клетку) одним комплексным числом.
Заключение
Я вовсе не призываю использовать эти "хитроумные" формулы вместо упомянутого массива с парами "смещений". Это уж по вкусу - и по настроениям в команде. Кому что проще кажется. К слову, иногда с формулами можно попасть впросак - в частности в PHP
функция round
из последнего примера может округлять не только в положительный ноль но и в отрицательный. Сравнению это не помешает, но склеив из двух координат строковый ключ для ассоциативного массива я, конечно, поймал занятный баг (который отчасти и подтолкнул к рассмотрению других способов - и в общем написанию данной статьи).
В качестве упражнения попробуйте:
переделать функцию с синусами-косинусами так чтобы она работала с 8 соседями
переделать её же так чтобы работала с 9-ю (себя, то есть центр, нужно выводить последним - если вы ещё не загуглили про "улитку", то загуглите)
Комментарии (7)
aragaer
11.11.2024 09:05С учетом надвигающегося Advent of Code это и правда может быть полезно. Но иногда там бывают задачки, где интересны соседи не на плоскости, а в трех (а однажды было и четырех) измерениях. В этом случае если нужны совсем все соседи, то можно оставить решение с "начать от центра", но когда нужны только ортогональные соседи (т.е. манхеттенская дистанция 1), то формулами уже не очень получается.
RodionGork Автор
11.11.2024 09:05За напоминание спасибо :)
Насчет "не очень получается" - скорее правильно сказать "не приходит сразу в голову". Интересно отметить что "диагональных" а не "ортогональных" соседей в пространстве любой размерности перечислить легко. Подумаем на досуге :)
DimPal
11.11.2024 09:05Можно без делений и взятия остатков, на битовой арифметике, например так:
for i in range(8):
... paint_it_black(x + ((148>>i)&1) - ((41>>i)&1) , y + ((224>>i)&1) - ((7>>i)&1)))
RodionGork Автор
11.11.2024 09:05Можно и в одно число закодировать вместо двух :)
Правда как и с массивами, и с косинусами у этого подхода некоторый недостаток - со стороны довольно трудно понять что это за ересь автор написал.
Есть однако и одно важное преимущество - можно задать вообще любой порядок обхода любого количества соседей в пространстве любой размерности (главное чтобы бит хватило).
Но правда это именно не формула а "кодирование" порядка.
commanderxo
11.11.2024 09:05Использование синусов-косинусов и полярных координат кажется дичью и экзотикой, но есть на Хабре отличная статья "Рисуем картинки с помощью кривой Гильберта". Всё хорошо, но медленно работает. Глянул в код, а там повороты на 90 градусов вычисляются через тригонометрические функции.
Alexandroppolus
При наличии в ЯП из коробки комплексных чисел, перебирать соседние 4 клетки можно было бы с помощью умножения на i (мнимую единицу). Или на -i, чтобы в другую сторону.
RodionGork Автор
Кстати хорошая мысль (добавил в статью, спасибо) - и вообще использовать комплексные числа для обозначения точек в таких языках. Например в Go. А я-то думал зачем там поддержка комплексных чисел встроена изначально, прям как в Фортране :)