Читатели блога о средневековых книгах, вероятно, знают, что переплёты книги эпохи раннего нового времени часто прятали в себе сокровище – фрагменты, отрезанные от средневековых манускриптов, от небольших кусочков до целых страниц. Фрагменты располагали внутри переплёта для усиления книги и для поддержки крышки переплёта. Этот процесс повторного использования – порезать и перемешать – использовался повсеместно, и вышел из моды так же, как рукописные книги после изобретения книгопечатания. Фрагменты средневековых страниц можно найти в одном из пяти переплётов напечатанных книг 16-го и 17-го столетий. И хотя эти безбилетники спрятаны от нас, иногда нам удаётся встретиться с ними, если переплёт оказывается повреждён.



Но что делать с тысячей фрагментов, скрытых в переплётах, сохранившихся в хорошем качестве? Этот вопрос послужил толчком к разработке метода изучения фрагментов без повреждения и удаления переплётов. Этот метод объединяет средневековую историю книг и макрорентгеновскую флуоресцентную спектрометрию (Macro X-ray Fluorescence Spectrometry, MA-XRF), (разработанную Джорисом Диком [Joris Dik] из Делфтского технического университета). В этом посте специально для вас я расскажу, как мы смогли при помощи цифровых технологий перелистывать невидимые страницы и получить доступ к скрытой библиотеке.

План





Весной 2014-го меня попросили написать небольшую статью об идеях и методах, которые могут изменить научную дисциплину, даже если они ещё не стали реальными. Я написал, как мы могли бы получить доступ к скрытой средневековой «библиотеке», если бы мы нашли путь к тысяче фрагментов манускриптов, спрятанных в переплётах. Я пошутил, что нужно взять книги, содержащие эти фрагменты, чьи переплёты усилены за их счёт, и прокатить их на ленте сканера багажа в аэропорту. Дадим-ка им порцию рентгена.

Затем я вспомнил, что мой соратник по инвестиционной программе "The Young Academy", Джорис Дик, разработал рентгеновскую технологию, позволяющую исследователям смотреть сквозь картины и искать предыдущие версии композиций. Мы с Джорисом получили финансирование от проекта «The Young Academy» на перевозку сканера в библиотеку Лейденского университета, который занимается поддержкой необычных исследований, как раз таких, какое мы собирались провести. Мы назвали наш проект «Скрытой библиотекой», и 4 октября 2015 года мы начали пускать рентгеновские лучи в переплёты книг эпохи раннего нового времени.

Теория


?w=525&h=310
Картина Рембрандта «Старик с бородой» и автопортрет, скрытый под ней

Технология MA-XRF была разработана Джорисом Диком и его командой в Делфтском техническом университете, совместно с индустриальными, академическими и музейными партнёрами. Аппарат был устроен так, чтобы его можно было перевезти в музей в нескольких ящиках. Там его можно будет использовать для показа скрытых слоёв краски на картинах Рембрандта и других мастеров древности. К примеру, в сотрудничестве с партнёрами из Антверпена, Джорис Дик успешно показал незаконченный автопортрет Рембрандта, спрятанный под портретом старика – а вот ещё более свежее открытие, связанное с Рембрандтом. Тонкий пучок рентгеновских лучей используется для сканирования объекта и построения картины присутствия различных элементов под поверхностью. теоретически эта технология должна показывать и средневековые чернила, даже если они покрыты слоем пергамента, бумаги или кожи – самых распространённых материалов, скрывающих фрагменты средневековых книг от нас. Но покажет ли?

Практика



MA-XRF-сканер

Ответ на вопрос был получен почти сразу после включения аппарата: да, покажет. Однако, исследование на стыке разных наук часто происходит с осложнениями. Мы видим текст, но читать не можем. Команда провела несколько экспериментов. Мы обнаружили, что ключевую роль играло расстояние между головкой, испускающей лучи, и фрагментом в переплёте. Было построено устройство, позволяющее регулировать расстояние между головкой и фрагментом с точностью в полмиллиметра.



Ещё одним параметром, который пришлось контролировать, стало время, необходимое для сканирования фрагмента. Головка двигалась вперёд/назад перед сканером, но с какой скоростью это лучше было делать? Как долго сканер должен работать перед тем, как переходить к следующему кусочку? В какой момент текст становится достаточно чётким для чтения? Все эти вопросы были разрешены, и мы смогли видеть фрагменты сквозь переплёт. Мы даже могли делать это таким образом, что текст получался чётким, разборчивым и поддающимся датировке. Следующие примеры показывают такой текст.





Мы просканировали около двадцати старинных книг. Это кажется небольшим количеством, но главной целью проекта было установить, можем ли мы подвергнуть переплёт рентгеновскому сканированию и увидеть фрагменты средневековых книг внутри. В этом смысле проект оказался удачным.

Задачи на будущее


До того, как начинать мечтать о сканировании тысяч новых фрагментов, необходимо вернуться с небес на землю. Во-первых, второй параметр – как долго необходимо сканировать переплёт, чтобы обнаружить скрытые сокровища – остаётся практическим препятствием между наукой и раскрытием средневекового источника, который систематически никогда не изучали. Показанные примеры текстов были получены путём сканирования продолжительностью более 24 часов. Краткое сканирование делает текст видимым, но не читаемым, как показано на следующем изображении – это изображение того же примера, что представлен на первой из трёх фотографий, только с гораздо более краткой экспозицией.



Ещё одна проблема – различить текст на передней и задней сторонах фрагмента. Разделение двух сторон листа возможно в зависимости от состава чернил. К примеру, в случае с железом его будет видно с обеих сторон листа, что приведёт к странным изображениям, как на следующем фото.



Необходимо искать те элементы, которые встречаются на ближайшей к лучу стороне листа, и в нашем случае это оказался кальций. В результате, этот фрагмент лучше всего виден при показе одного лишь кальция.

Поэтому, конечно, новая технология удивительная, она показывает нам фрагменты средневековых текстов, которые мы бы никогда не увидели, потому что они спрятаны под слоем пергамента или бумаги. Но метод пока не доведён до совершенства, у него есть проблемы, требующие решения, главной из которых является длительная экспозиция. Оставаясь в рамках аналогии, хотя дверь в виртуальную средневековую библиотеку открыта при помощи сканера, нам необходимо найти способ войти и оглядеться настолько быстро и эффективно, как это можно сделать в обычной библиотеке.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (18)


  1. Toster_Vas9
    26.07.2016 13:44
    -4

    думаю мы ничего так не прочитаем в том смысле что, одну страницу можно собирать из 100 книг, и что, откуда, о чем. безперспективняк. но технология стоит небольшого развития, только в прошлом искать загадки.


    1. mrMidas
      26.07.2016 16:46

      Сама по себе, в чистом виде, идея малоперспективная. А вот с точки зрения технологии… Было весьма неплохо получить автоматический сканер позволяющий оцифровывать книги без листания.


      1. saboteur_kiev
        26.07.2016 18:00

        Не только книги, но и документы и много чего можно было бы сканировать, не перелистывая.


      1. General_Failure
        26.07.2016 18:10

        Лишь бы книжные копирасты не сунули туда свои ручонки, а то запретят технологию как потенциально пиратскую


    1. hoegni
      26.07.2016 21:33
      +1

      Достаточно много текстов мы и знаем только по фрагментам или с лакунами или с накапливающимися искажениями при переписывании. Поэтому обнаружение даже обрывков строк может оказаться очень ценным приобретением, так как может оказаться возможным идентифицировать текст и, иногда, заполнить лакуны.
      А еще по стилю оформления и почерку часто можно узнать, в каком монастыре и в какое время была написана рукопись, а маршруты перемещения рукописей могут довольно много сказать о культурных связях. Вы просто не представляете, из каких мелочей археологи вытягивают информацию.


      1. mrMidas
        27.07.2016 15:35

        В принципе верно… если б не такое количество «если», что вероятность пользы реально возникает лишь в словосочетании «большие данные». Для тех же датировок без анализа хотя бы красителя никак, а это уже разрушающий анализ. По почерку датировку чисто теоретически можно делать в любых условиях, а на деле на очень крупном и детальном корпусе. Но тогда смысла в этом кусочке уже нет. Ну узнаем мы дату ремонта и что? Ведь по тому же корпусу будет известна дата создания, что намного ценнее. А для косвенного маркера сторонних событий метод будет работать ещё хуже из-за ещё большего количества «если». Единственное место где метод будет работать как есть, так это в изолированной монастырской библиотеке. Ну или в любой другой крупной с устоявшимся архивом, где ремонт книг был регулярен и централизован…


        1. hoegni
          27.07.2016 15:49

          По почерку можно датировать и установить место не ремонта, а создания того фрагмента, который был использован для ремонта. При этом, очевидно, для ремонта использовали тот текст, который сами монахи не считали особенно ценным. А это значит, что скорее всего он ценен для археологов, оскольку книг, которые монахи считали ценными, сохранилось достаточно много.
          Представьте, что там найдется, к примеру, кусочек какого-нибудь катарского трактата. Даже если он будет абсолютно бессвязным, можно узнать хотя бы какую лексику они использовали — ведь почти ничего нет, кроме документов инквизиции, а они… ээ..., немного тенденциозны. И кстати, в крупном монастыре, где книги ремонтировали постоянно, могли куски одного и того же манускрипта употребить на ремонт многих книг, что повышает шансы на более полную реконструкцию страниц.
          В конце концов, посмотрите, как пригодились обрывки берестяных грамот.


          1. mrMidas
            29.07.2016 13:28

            По почерку можно датировать и установить место не ремонта, а создания того фрагмента, который был использован для ремонта

            Я конечно не происторик, и даже не любитель. Я всего лишь исхожу из логики работы с информацией и то какие данные можно извлечь, плюс известные факты. Из этого в целом получается что для фрагментов датировка по почерку возможна для двух сценариев: имеется хорошо размеченный корпус автора (что ну очень маловероятная вещь) или хорошо размеченный стилистический корпус. Для первого шаг будет порядка 5-10 лет, а для второго скорее всего порядка 25 — 40 лет. Но в любом случае для разметки корпуса надо иметь не только много текстов, но и достоверно размещённых во времени в непрерывной последовательности (без этого мы получим проблему дендро-шкалы). Отсюда вытекает вопрос «Что же нам даст дата создания фрагмента если мы и так имеем четкую привязку почерка ко времени?» В рамках монастыря и его весьма регламентированной жизни — ничего. Смысл имеет только дата ремонта книги т.к. только она имеет какую-то неопределенность. С ремонтом книги может быть связано некое внешние событие, которое при ряде допущений, может быть приблизительно размещено во времени. К таковым допущениям относится и то, что в монастырской библиотеке ремонтируется в основном регулярные тексты используемые в службах и за счёт текстов содержащихся в этом же классе, но выбывающих из-за более худшего состояния. При известном составе монастыря и четком регламенте, время жизни отдельного экземпляра вполне имеет постоянный характер и его можно использовать в качестве локальной дельты от даты создания.
            Вот так и получилось моё утверждение о дате ремонта.

            кусочек какого-нибудь катарского трактата

            Хранители монастырских библиотек были наиболее грамотными в общей массе монахов, а на что способны монахи в общем можно судить по делам хотя бы Кирилла и Мефодия, даже с поправкой на значительное искажение мифологизацией. Поэтому ожидать что какой-либо древний манускрипт не используемый в обрядах будет уничтожен через ремонт ходовой части… вероятность практически нулевая.

            В конце концов, посмотрите, как пригодились обрывки берестяных грамот

            Это вы о чём? Я чуть-чуть в теме, но не слышал что бы что-то значительное было связано с фрагментами грамот, особенно в плане хронологии. Если что-то пропустил, вы уж киньте ссылку, плиииз


  1. Barafu
    26.07.2016 14:31

    Как интересно — европейский шрифт тех времён ну очень похож на арабскую вязь.


    1. loly_girl
      26.07.2016 16:10
      +1

      Раннее куфическое письмо
      image


    1. RomanArzumanyan
      26.07.2016 16:29

      Наверное, дело в схожих техниках написания.


    1. Fearen
      27.07.2016 14:20

      Шрифт в средневековой Европе в основном состоял из нескольких повторяющихся элементов. Это было нужно для того что бы книги можно было «копировать». Копировали их в основном монахи, большинство из которых просто не умело читать. Они просто перерисовывали слова не понимая их значения, а шрифт из палочек был самым простым для копирования.


  1. Iamkaant
    26.07.2016 15:49

    Если виден текст на обеих сторонах листа, его ИМХО можно будет распознать чем-нибудь и прочесть, так что это даже плюс.


    1. Alexufo
      27.07.2016 09:54

      Рентгеновская томография с фазовым контрастом.Рукописи из Геркуланума так пытаются читать.


  1. perfect_genius
    26.07.2016 20:52

    Чтобы разделить слои надо будет просвечивать с разных углов. Можно ли поместить два излучателя рядом, чтобы излучали одновременно?


    1. OldGrumbler
      26.07.2016 21:31

      Давно уже существует КТ (компьютерная томография), дающая качественные ДДД-снимки. Аппарат делает почти полный оборот вокруг объекта, напротив источника рентгена — принимающая матрица. Полученный снимок можно крутить, резать, строить разные криволинейные сечения и т.п. В стоматологии сейчас редко кто берется за имплантацию без такого снимка.
      А для сканирования таких инкунабул вопрос только в создании установки с достаточно высоким разрешением, которое позволило бы разделить сечениями разные страницы и их стороны.


  1. anandr
    26.07.2016 21:32
    +2

    По-моему, этих ребят надо познакомить с теми, кто распознает архивы Штази (порванные и после шредера). Задачи, в принципе, достаточно похожи.