«Топология – это судьба», — сказал он, и натянул панталоны. Сначала на одну ногу, потом на другую.
— Нил Стивенсон

В начале октября в Стогкольме, Швеция, были объявлены Нобелевские лауреаты по физике. Премию за вклад в развитие этой науки получили сразу трое британских ученых: Дэвид Таулесс (David Thouless), Дункан Халдейн (Duncan Haldane) и Майкл Костерлиц (Michael Kosterlitz) за «теоретические открытия топологических фазовых переходов и топологических фаз материи». Физики расстроились, так как все считали, что приз достанется различным членам коллаборации LIGO, объявившим в этом году о впервые обнаруженных гравитационных волнах, источником которых стало слияние чёрных дыр. В этом году нобелевский комитет встал на практичную сторону, и наградил учёных, разработавших метод создания контролируемых «дыр» или дефектов в квантовых механических состояниях вещества, известных как конденсаты.

Их исследование привело к прорыву в материаловедении и физике конденсированных сред, и обещает революцию в электронике. Вот уже 24-й год подряд награда присуждается группе людей, и 53-й год подряд награду получают исключительно мужчины.



Вселенную можно изучать с двух сторон: есть Эйнштейновская Общая теория относительности, управляющая гравитацией и эволюцией пространства-времени, и есть квантовая механика, управляющая тремя другими фундаментальными силами и всеми взаимодействиями, фазами и свойствами материи. Физическое сообщество радостно обсуждало первое обнаружение гравитационных волн, давно предсказанных теорией Эйнштейна, и найденных в этом году – а в это время были сделаны другие удивительные открытия, прорывы и практические работы в области создания новых состояний материи. Большинство людей знакомы с тремя состояниями материи – твёрдым, жидким и газообразным, но есть и четвёртое, появляющееся при сильном нагревании газа: плазма. И наоборот, в природе у некоторых типов вещества встречаются и другое состояние, возникающее при сильном охлаждении: конденсат. В отличие от остальных состояний, конденсаты демонстрируют уникальные свойства, нигде более в природе не встречающиеся.



Квантовая физика совершила революцию в наших взглядах на мир, и научила нас следующему:
• Природа дискретна, а не непрерывна, и состоит из отдельных фундаментальных частиц, квантов.
• У квантов есть присущие им свойства, которые невозможно поменять: спин, электрический заряд, цветовой заряд, аромат, и т.п.
• При создании композитных систем проявляются новые свойства – к примеру, орбитальный угловой момент, изоспин и ненулевые физические размеры.

Но одним из интересных моментов является тот факт, что эти свойства частиц и их взаимодействие могут проявлять себя совершенно по-другому, если ограничить их двумя измерениями – плоской поверхностью – вместо трёх.



Долгое время считалось, что сверхпроводимость и сверхтекучесть, два свойства определённых веществ, проявляющиеся при низких температурах, и выражающиеся в нулевом сопротивлении и нулевой вязкости соответственно, работают только в трёхмерных материалах. Но в 1970-х Майкл Костерлиц и Дэвид Таулесс обнаружили не только то, что эти свойства могут появляться в двумерных слоях, но и механизм фазового перехода, из-за которого сверхпроводимость исчезает при достаточно высоких температурах. С уменьшением количества степеней свободы и измерений, сил и взаимодействий, квантовые механические системы становятся более простыми для изучения. Уравнения, сложные для трёх измерений, упрощаются для двух. У уравнений, решение которых для трёх измерений не найдено, имеется решение для двух.



Многие частицы, квазичастицы и системы частиц ведут себя так, как «топологические дефекты», схожие либо с «дырами» (для 0-мерного дефекта), либо со «струнами» (для 1-мерного дефекта), проходя через двумерное или трёхмерное пространство. Применяя топологию к этим низкотемпературным системам, можно предсказать новые топологические состояния вещества.


При сверхнизких температурах топологические дефекты в двумерных конденсированных системах часто спариваются вместе, чего не наблюдается при высоких температурах

Природа перехода от низкотемпературных состояний (где формируются пары вихрей) к высокотемпературным (где пары становятся независимыми) подчиняются правилам перехода Костерлица-Таулесса. Комбинация квантовой физики с топологией приводит к тому, что множество интересных физических процессов происходят дискретно, по шагам. Проводимость тонкого материала происходит по шагам. Цепочки небольших магнитов ведут себя топологически. Правила фазовых переходов одинаково применимы ко всем материалам в двух измерениях. В 1980-х Костерлиц обнаружил связи в проводимости, а Данкан Халдейн [Duncan Haldane] нашёл топологические свойства цепочек малых магнитов. И хотя применение этих свойств распространяется и на другие области физики – статистическую механику, атомную физику, и, надеемся, вскоре распространится и на электронику и квантовые компьютеры – физика, объясняющая дискретное поведение вещества в меньших измерениях, работает по тем же топологическим правилам, что и любая математическая система.


Топология изучает свойства, меняющиеся по шагам, как количество отверстий в этих объектах

Эти новые свойства могут проявляться только при низких температурах или в очень сильных магнитных полях, но это не делает их менее фундаментальными, чем обычно наблюдаемые свойства. Квантовый эффект Холла, тот факт, что «целые» квантовые магниты топологичны, а «полуцелые» – нет, и что вы можете определить свойства квантового магнита, изучая его грани, и стал причиной получения приза нашей троицей. На основании их исследования были открыты новые, неожиданные типы вещества, включая топологические свойства, проявляющиеся и в трёхмерных материалах. Топологические диэлектрики, топологические сверхпроводники и топологические металлы активно изучаются сегодня, и в потенциале могут произвести революцию в электронике и вычислительной технике, как только ими смогут управлять.



Альфред Нобель при создании Нобелевской премии постановил, что её нужно давать за открытия, ответственные за «наибольшую пользу для человечества». И эта наука не только доказана, но уже вполне находится на пути изменения наших жизней. И хотя существует большое количество достойных команд, людей и открытий, нобелевка этого года напоминает нам две главных причины, по которым мы развиваем фундаментальную науку: знания и социальная польза для человечества. В этом году взгляд в прошлое на то, какие удивительные вещи насчёт вещества в экстремальных условиях были открыты, показывает, как далеко продвинулись наши знания. А взгляд в будущее на применение этих открытий вдохновляет нас на поиски новых поколений квантовых технологий. Неопределённое будущее зависит от нас.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (16)


  1. Pand5461
    20.10.2016 15:06
    +11

    Итан для западной аудитории, естественно, «забыл» Вадима Львовича Березинского, который обнаружил двумерные топологические переходы в одно время с Костерлицем и Таулесом, но, к сожалению, до присуждения Нобелевки за это не дожил.


  1. nkie
    20.10.2016 15:09
    -7

    Все это конечно замечательно, но в научно популярной статье где-нибудь в заключении хотелось бы видеть что-нибудь типа:
    «Например такие-то топологические материалы теоретически обладают такими-то и такими-то свойствами, что позволяет их использовать там-то и там-то, уменьшит размеры таких-то и таких-то девайсов, снизит потребеление» и т.д. Тогда все сразу скажут: «Да — это круто, наконец-то мой смартфон будет держать заряд один месяц» или что-то в этом роде. А так, к сожалению, не все понимают всю важность открытия.


    1. EvilGenius18
      20.10.2016 15:29
      +8

      Никто не знает к чему приведут подобные открытия. Это все равно, что создателя лазера попросить назвать все применения лазера в будущем.
      Откуда бы он узнал, что мы будем использовать лазер для сканирования черно-белых полосок на продуктах в магазинах?
      Откуда бы ему знать, что мы будем использовать лазеры для измерения смещения фазы фотонов на 1/1000 диаметра протона в LIGO для детекции гравитационных волн?


      1. vkegdzoy
        20.10.2016 15:53
        -4

        Вас послушать, так все изобретения делались сходу. И кто по вашему был изобретателем лазера? Майман? Так он бы не построил его без знаний устройства мазера, который 6 лет назад уже сделали независимо несколько ученых. Мазер построили на теории, каждая деталь которой заслуга разных учёных.
        Не так просто изобрести что-то.


      1. Smbdy_kiev
        21.10.2016 09:06

        Так, ну что делать с лазером, мы с котом как-то догадались. Но прочитав данную статью, мы не совсем понимаем, что это. Как-то сумбурно получилось. Где можно прочесть про подобное «простыми словами»?


    1. kAIST
      20.10.2016 15:42
      +4

      Это фундаментальная наука, не путайте с прикладной. Много раз слышал мнение что эти ученые чем то не тем занимаются, толку от них нет, лучше бы что нибудь для моего смартфончика изобрели.


  1. geisha
    20.10.2016 15:14
    +1

    «Физики расстроились, так как все считали, что приз достанется различным членам коллаборации LIGO, объявившим в этом году о впервые обнаруженных гравитационных волнах, источником которых стало слияние чёрных дыр.»

    Да, очень расстроились. Изначально премия вообще присуждалась изобретателям. Кроме того, сегодня они обнаружили гравитаионные волны, а завтра окажется, что это кот чихнул на другом конце шарика.

    Пройдет несколько (десятков) лет — и гравитационные волны тоже будут отмечены нобелевским комитетом ИМХО.


  1. tmin10
    20.10.2016 16:02
    +6

    Вот уже 24-й год подряд награда присуждается группе людей, и 53-й год подряд награду получают исключительно мужчины.

    Ждём новый скандал и обвинения в сексизме? Возможно ещё и одинокие люди смогут что-то придумать против.


    1. springimport
      20.10.2016 19:56
      +2

      И введение квот, конечно.


    1. EndUser
      20.10.2016 22:38

      Да! Слишком мало нобелевских премий присуждается «умственно борющимся»!


  1. Shkaff
    20.10.2016 16:07
    +8

    FYI Объявлено о детектировании волны было после дедлайна заявок на соискание премии этого года, так что никто не ожидал особо, если честно.


  1. Eol
    20.10.2016 19:56
    +9

    Мне одному кажется, что от этой заметки сквозит отношением свысока по отношению к огромной области человеческого знания, которой занимается огромное количество человек, и в которой имеется большое количество восхитительных, красивых и очень интересных феноменов — физике конденсированного состояния?
    Как будто весь свет сошелся на космологии, физике высоких энергий и теории струн, честное слово.


    1. qbertych
      20.10.2016 21:37
      +3

      А как иначе, автор — известный поклонник формулы "просто добавь воды". Почти ни слова по сути дела, зато квантовость, изоспины, ароматы, двумерность/трехмерность, струны и прочие громкие словеса.


  1. kauri_39
    20.10.2016 23:10
    -3

    Наверное, за открытие гравволн рисковано давать нобелевки. Ещё мало фактов, подтверждающих их существование. Сомневаюсь в методе их регистрации. В плечах интерферометра не только меняется расстояние в противофазе между отражательными и делительным зеркалами, но и свойства пространства, влияющие на частоту луча. А это вносит путаницу в картину.
    Вот одно отражательное зеркало стало удаляться от делительного. Хорошо, если в изменившемся пространстве между ними частота луча будет расти (растёт, по-моему), тогда взаимной компенсации фаз в детекторе не будет, и появится фототок сигнала. А вдруг будет падать? И длина волны вырастет в той же мере, насколько отражательное зеркало отъедет от делительного? А в другом плече в это время — наоборот. Тогда компенсация фаз сохранится и сигнал не появится.
    Если кто-то подумает, что я зря беспокоюсь по этому поводу — вспомните принцип действия атомных часов. Частота фотонов, излучаемых атомами цезия, очень зависит от гравитации. Чем сильнее гравитация, тем меньше частота, и соответственно больше замедляют свой ход часы. А гравволна — это летящая в пространстве волна локального усиления/ослабления гравитации, и поэтому она обязана влиять на частоту попавших в неё фотонов.


    1. arheops
      21.10.2016 02:58
      +1

      Ну так это ж замечательно, тоесть детектирует волну, не? а с флуктациями борятся отсеивая непереодичные сдвиги.


  1. kauri_39
    22.10.2016 00:14
    -3

    Это моя «теория» замечательная, в которой пространство/эфир, если оно более плотно между телами, расширяется и раздвигает их. Как, например, скопления галактик. А оказавшись менее плотным между телами, вызывает их сближение, как, например, в эффекте Казимира.
    Но в нашем случае раздвигаются/сближаются отражательное и делительное зеркало. И тут нет такой замечательности, поскольку это объясняется прохождением квадрупольной гравитационной волны. А в ней, согласно ОТО, пространство (его метрика) одновременно растягивается в одном направлении, а в перпендикулярном сжимается.
    Впрочем, метрика сжимается как раз в гравполе, это видно при её изображении — как воронкообразного искажения метрической сетки вокруг массивного тела. Там же, согласно моей «теории эфирной гравитации», плотность эфира меньше. То есть меньше плотность энергии вакуума (согласно КТП), меньше частота фотонов, медленнее ход атомных часов.
    Это значит, да, при росте расстояния между зеркалами в одном плече частота волн луча тоже будет расти, а при их сближении в другом плече частота будет падать. Будет рассогласование фаз и сигнал. Только какой вклад в него вносит изменение расстояния, а какой — изменение частоты? Наверное, теоретики в курсе этой проблемы. Им бы ещё проблему космологической постоянной решить…