image

И снова привет, Хабр! После выхода мобильного приложения для экономического симулятора VirCities мы увлеклись процессом разработки и долгое время не писали о наших новостях. Событий набралось море, но не было свободных рук для достойного описания. А теперь студия выросла, и мы можем без отрыва от производства рассказать про тонкости и баланс игровой экономики. Интересно? Добро пожаловать под кат!

С момента релиза в ноябре 2015 года, количество городов VirCities увеличилось с трех до десяти (число поддерживаемых языков увеличилось до 7). В обозримом будущем мы планируем систематически добавлять новые города, в том числе и по просьбам игроков. Для успешного запуска новых территорий команда VirCities поддерживает экономический баланс и помогает молодым городам стать полноценным участниками игрового процесса. В связи с этим хотелось бы раскрыть всю подноготную нашей экономической системы, где пользователи сами становятся ключом к балансу рынка.

Экономика — только одна из составляющих VirCities, не менее важными сферами являются политика, медиа, связи с общественностью и военные действия.

В общем виде экономическая система держится на следующих элементах:

  • Свободный рынок товаров;
  • Рынок акций;
  • Рынок валюты;
  • Невообразимое множество товаров, благодаря многофункциональной системе крафта;
  • Свободная конкуренция между игроками и городами в разных отраслях производства;
  • Прямая и обратная зависимости между экономикой и политикой.

Разберем по порядку — как мы реализовали предпринимательскую деятельность игрока, начиная с самого простого — его появления в мире VirCities:

В первые дни новички осваиваются, зарабатывая преимущественно через работу в компаниях более развитых игроков. Это проще сделать в уже популярных городах, где кипит производство и активно идёт торговля. Но и в начинающих городах есть свои плюсы, как для работников, так и для бизнеса. Также можно воевать, рыбачить и даже завести собственную газету. Главное — “выходить в плюс” и копить деньги.

Начало бизнеса
Любой игрок может открыть компанию (если собрал достаточно денег или получил сертификат в подарок). После открытия необходимо объявить о поиске сотрудников и начать производство товаров. Но какую категорию выбрать? Рассмотрим подробнее все виды компаний (в игре они разделены на 4 уровня, основываясь на сложности и доходности):

1 уровень (производство первичных ресурсов)

  • Земледельческая ферма
  • Шахта по добыче руды
  • Угольная шахта
  • Лесопилка
  • Животноводческая ферма

2 уровень (обработка первичных ресурсов: создание материалов)

  • Перерабатывающий завод

3 уровень (производство товаров)

  • Военный завод
  • Фабрика готовой еды
  • Швейная фабрика
  • Фабрика мебели и украшений

4 уровень (недвижимость, научная деятельность)

  • Строительная компания
  • НИИ

Работать на самого себя или нанять более опытных рабочих — зависит только от игрока. Для освоения азов можно одновременно быть и владельцем, и исполнителем в собственной компании. Зарплату за это не дают, зато производятся товары и их можно сразу выставить на продажу. Да, напоминает оплату труда после развала СССР, но по деньгам вполне выгодно, и стаж в профессии растёт.

Крафт

В компаниях можно производить не только товары из стандартного игрового набора, но и товары, которые придумал сам игрок. Ранее мы писали о том, что в VirCities реализована цепочка сырье — материалы — товары.

Крафт построен по принципу создания рецептов: при создании товара, его характеристики будут зависеть от количества и качества выбранных “ингредиентов” — материалов, необходимых для создания (1 характеристика = 1 материал). Этот функционал мы разберем более подробно чуть ниже.

Каждому созданному предмету необходимо разработать название и логотип. Можно покупать уже готовые логотипы, и, соответственно, создавать их для себя или на продажу. При этом авторские права коррелируют с реальной жизнью. Естественно, производить свои собственные предметы гораздо выгоднее, чем покупать самые лучшие из имеющихся в продаже.

Рынок товаров

Что касается рынка самих вещей: все произведенные и полученные товары можно продать на рынке. Что нужно игрокам VirCities? Разнообразие продуктов и одежды, брони и оружия (в игре нет проблем со Второй Поправкой к Конституции США), недвижимость, ресурсы для производства. По факту, всем необходимым игроки обеспечивают себя сами: создают именно те товары, которые удобны и пользуются спросом. Игрок активирует рецепт в своей либо в корпоративной компании, главное — иметь компанию нужного типа (военный завод, мебельная фабрика и т.д.)

Как мы уже говорили, каждый товар обладает определенными характеристиками: прочность, здоровье, поглощение урона, шанс антикрита и т.д. Их наличие зависит от используемых материалов, так что при производстве необходимы точные расчеты стоимости, качества и рентабельности конечного продукта. Топовые вещи могут обойтись в миллионы vДолларов!

image

“Прочность” является важной характеристикой, ведь от нее зависит срок использования предмета. Её можно можно улучшать, добавляя соответствующие материалы. К примеру, прочность мебели зависит от количества досок и ДСП, а прочность брони — от количества металла.

По мере развития игры улучшились и возможности производства: например, изначально, до введения крафта, максимальное количество очков престижа у предметов одежды составляло всего 20. Сейчас игрок может получить до 5000 очков престижа. Конечно, для каждого игрока жизненно важно развивать свои боевые навыки, которых в игре 4.

Их можно прокачать по мере участия в боях, однако не стоит недооценивать такие товары как броня, оружие (возможный максимум — 2 слота), спецпредметы (возможный максимум — 3 слота)…
Активные бизнесмены успешно разрабатывают “ноу-хау” — оружие и спецпредметы с мощными характеристиками, и реализуют продажу “по своим” перед Большими Боями.

Впрочем, в экспериментальном производстве не обходится и без казусов. Не всегда изобретения оказываются удачными, а если добавить слишком много ингредиентов — можно попросту не найти компанию, которая возьмется за производство такого товара. Например, если в товар должно входить 100 единиц титана, производство вылетит в копеечку.

Покупать и продавать товары игрок может в городском Торговом центре, для удобства они разделены по категориям.

image

Однако в игре присутствует довольно высокая конкуренция: товаров на рынке очень много — около 700 уникальных предметов, не считая валюты и акций. Тот, кто не следит за ситуацией на рынке — проиграл и рискует стать банкротом, так что зачастую игрокам приходится изворачиваться и прибегать к антикризисным мерам. Например, снижать издержки при производстве или пытаться монополизировать рынок, выводя конкурентов из строя и диктуя свои цены на данный тип товара.

Не стоит выставлять товар по слишком высокой цене, вряд ли он будет востребован — придется снижать стоимость или выкупать свой же товар. А слишком низкая цена товара не покроет расходов и приведет игрока к разорению.

Спрос рождает предложение, но не стоит заваливать рынок тысячами одинаковых предметов: их будет попросту некому купить. Также есть и обратная сторона: дефицит предложения. В такой ситуации можно наблюдать не только высокие цены, но и реальные спекуляции.
Кстати, хорошую рекламу вашему товару может сделать размещение в одной из городских газет, и игроки регулярно этим пользуются.

Существует одна официальная газета от администрации VirCities, а все остальные созданы игроками. В них пишут на официальном языке города, и не обязательно в рекламных целях. Чаще всего это блоги, обсуждение игровой политики и экономики.

Венчурный бизнес требует большой активности и ответственности, так что если игрок не стремится изобретать велосипед, он может освоить нишу по производству ресурсов (те промежуточные товары, из которых в конечном итоге и производятся вещи в игре).
Существует и более стабильный способ сбыта (хоть и менее прибыльный) — осуществлять поставки городской мэрии. Город нуждается в ресурсах для освоения технологий, и мы расскажем об этом чуть ниже.

Не стоит забывать, что за производством товаров стоят реальные люди, от их опыта во многом зависит эффективность производства. Заработная плата должна быть релевантна выработке ОП (очков производства). О том, как это работает, мы писали ранее (глава “непосредственно “работа” в компании).

Корпорации

Итак, вы открыли несколько компаний и ваши товары удачно распродаются. Можно развиваться дальше: владельцы компаний могут объединять их в корпорации, и тут-то начинается игра по-крупному!

Во-первых, у корпораций есть свои акции. Соответственно, в VirCities существует рынок акций, и игрок может как продать часть своих, так и приобрести акции любой корпорации. В результате, отдельной корпорацией управляет уже не один игрок, а множество, обладающее необходимым объемом акций. Компаниями в составе корпораций могут управлять менеджеры корпорации или же игроки из числа акционеров.

Коллектив игроков, которые управляют корпорацией, может:

  • Сменить управляющего;
  • Объявить эмиссию акций;
  • Выплатить дивиденды;
  • Объявить скупку акций;
  • Закрыть компанию в составе корпорации.
  • Такие решения принимаются голосованием акционеров.

image

Механика игры сделана так, что компании привязаны к городу, а корпорации нет — это их преимущество. Игрок может перемещаться между городами, сохраняя возможность управления корпорацией, а также открывать производство в разных городах. К тому же, можно сколотить состояние на акциях и дивидендах.

Чем измеряется богатство в игре? Конечно же, деньгами!

Рынок валют

В игре в ходу две свободно конвертируемые валюты: vDollars и vGold. Курс валют устанавливают сами игроки. Текущий курс 2,85 миллионов vDollars за vGold. Некоторые игроки зарабатывают именно за счет разницы курсов, отсутствия налогов и комиссий.

image

Но, как и в жизни, периодически необходимо обновление системы, чтобы рынки не обваливались. Так, в июле 2016 года был запущен “Аукцион”: в игру были введены “токены” — награда за победу в боях над свежеиспеченной бандой. Банда была не робкого десятка, и чтобы получить токены, необходимо было приобрести оружие, броню, амуницию. Также токены можно было перекупить и у других игроков — а тому, кто имел наибольшее количество на конец недели, выдавался приз. Токены при этом изымались. Благодаря этому эвенту из игры было выведено порядка 23 процентов виртуальной валюты. Но, как и в жизни, предприниматели должны быть чуткими к политической обстановке в своем городе.

Взаимосвязь с политической обстановкой

На рынок товаров косвенным образом влияет политическая ситуация в игре. В зависимости от развития и военно-политической обстановки, город может обеспечить финансирование исследования новых технологий, необходимых для прогресса.

У каждого города есть древо технологий, и каждая из них обладает полезными эффектами. Какие-то из них отменяют часть налогов, какие-то дают бонусы при производстве товаров, некоторые увеличивают эффективность работы игрока, — и это напрямую сказывается на издержках при производстве.

image

Любой город VirCities заинтересован в усилении своей экономики.

Городской совет может принять решение о стимулировании какой-то отрасли экономики или конкретных игроков (например, новичков), и потратить деньги на развитие за счет городской казны. Пример: перед Большим боем мэр vКуала-Лумпур создавал раздачу автоматов Калашникова для повышения боевой мощи своей армии, вследствие этого значительно возросло производство самих автоматов. По итогу в городе производство увеличилось на 97% (и на 37% во всей игре).

Наравне с экономикой, игрок может увлечься политической, военной или даже издательской деятельностью. Каждый vЖитель может стать менеджером сторонней компании — хорошие исполнители всегда в цене. Деньги же можно заработать в боях, за квесты или, например, тренерскую деятельность на спортивном стадионе. Креативные журналисты также получают неплохие авансы, а газеты быстро окупаются за счёт рекламы.

Для нас было важно создать многофункциональную систему, при этом сделав ее понятной для игроков. Но чем больше возможностей появляется, тем сложнее их в полной мере освоить. Нашим игрокам помогает то, что системы и идеи VirCities тесно связаны с реальным миром.

Спасибо за внимание, ждем ваших комментариев!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (7)


  1. LeXeR3
    11.11.2016 12:46

    За статью спасибо, познавательно. Но есть ощущение, что эта статья да и ваш сайт очень недружелюбны к новичкам. Понять о чем речь, не зная, что Vircities это игра и экономический симулятор очень проблематично, на мой взгляд


    1. Hotty
      11.11.2016 17:58

      Специально для новичков мы написали гайд, который находится на главной странице в WIKI нашего проекта (постоянная ссылка есть также на нашей странице в вк)
      Мы очень надеемся, что он поможет новичкам (есть также английская версия).
      В нем отображены все самые основные сложности и механики игры. Впрочем, нет ничего интереснее, чем непредсказуемое общение с комьюнити!


  1. xuexi
    11.11.2016 13:12

    А олигархи у вас в игре уже появились?


    1. Hotty
      11.11.2016 18:00

      О да! А в придачу к ним еще и слишком богатые политики:)


      1. xuexi
        11.11.2016 18:21

        Даже в идеальном капитализме всё скатывается...


  1. NorthDakota
    11.11.2016 18:25

    А что же вы умолчали о факте, что экономику поддерживаете искусственно?


  1. ImUgh
    11.11.2016 18:44

    Я думаю, что Хабр-сообществу было бы гораздо интереснее узнать то, как вы целый год учились тому, что надо проверять все входящие данные (да так и не научились), как работать с округлением (тут вроде есть прогресс), что не надо забывать накатывать промежуточные изменения в будущий релиз. Добавим к этому кучу вранья в статье: про курс голды (о ля-ля, он уже месяца два-три больше 5М), про идиотские действия мэра КЛ (похоже, что разработчики не в курсе, что на ББ с АК никто не ходит), про «невообразимое множество товаров»… дальше лень перечислять. И не могу умолчать о том, как вы кладете болт на самое ценное, что у вас есть — на игроков.