image

ВВС США в 2001 году оформили MNS-заявку *(здесь и далее звёздочкой отмечены термины и сокращения, расшифровка, которых приведена в конце статьи) с изложением требований к «Оперативно адаптивной системе космического запуска» (ORS*).

image

Требованиям MNS включали в себя следующие основные базовые задачи:

— быстрое время отклика миссии (запуска);
— возможность старта( запуска КА*) с любой широты территории США и их союзников;
— доступность (себестоимость вывода 1 кг ПН* на НОО* ) как на основе каждого миссии, так и общая низкая стоимость программы (НИОКР).

В ответ на MNS, а также с учётом предполагаемых коммерческих потребностей рынка космических запусков, было предложено несколько концепций отвечающие этим требованиям.

image

image

Наиболее реалистичным оказался проект основанный на принципе «воздушного» старта. Rascal-Responsive Access Small Cargo Affordable Launch.

image

Воздушный старт (ВС) — способ запуска ракет или самолётов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Средством доставки чаще всего служит другой самолёт, но может выступать и воздушный шар или дирижабль.

Основные преимущества ВС:

— Как правило эта система(или часть её) является многоразовой с низкой себестоимостью вывода ПН* на НОО. Это обусловлено тем, что самая сложная технически первая ступень является и самой дорогой;

— Используется то, что на «халяву» дано нам мирозданием, а конкретно атмосферу. Вернее свойства атмосферы при движении или нахождении в ней физических тел: подъемная сила и/или архимедова сила, т.е. те факторы, которые для обычных РН вертикального старта является помехой;

— Система ВС не привязана к стартовому комплексу (СК) или стартовой позиции(СП), грубо говоря к дорогостоящему космодрому со всей инфраструктурой. И соответственно нет привязки к широте пуска (головная боль СССР и теперь уже России).

Фактически могут использоваться любые ВПП, как военные, так и гражданские необходимой категории;

image

— Логистика (все элементы, в т.ч. и ЛА носитель-аэротранспортабельны), топливные компоненты- обычные топливные компоненты для летательных аппаратов нашего времени;

— Оперативность;

— Дешевизна компонентов системы и налаженное их коммерческое производство;

— Экологический аспект (зоны отчуждения под падающие ступени РН);

и т.д.


Существуют и недостатки:

— Малая масса выводимой ПН и ограничения на габарит КА;

— Практически( из-за массогабаритных ограничений носителя) достижимы лишь НОО или более высокие орбиты, с существенным уменьшением массы ПН;

— Сложности как расчетов, так и исполнения носителя, способного выдерживать около — и гиперзвуковые скорости (нагрев, теплозащита, аэродинамика и т.п.)

— Постоянно возимый балласт (запас топлива для возвращения и посадки первой ступени);

— Прочее


Начатый в марте 2002 года проект RASCAL представляет собой попытку, при поддержке и под эгидой ТТО* DARPA, разработки частично многоразовой системы космических запусков воздушного базирования, способной быстро и регулярно доставлять полезную нагрузку на НОО по очень экономичной цене.

Фаза II — 18-месячный этап разработки программы началась в марте 2003 года с выбором космической ракетной корпорации SLC (г.Ирвин, штат Калифорния), в качестве генерального подрядчика и системного интегратора.

image

image

RASCAL опирается на архитектуру Spacelift воздушного базирования (ВКС*), состоящей из многоразового летательного аппарата

image

И ракету (разгонный блок) одноразового использования (ELV*), который в данном случае называется ERV*.

image

image

image

Турбореактивные двигатели многоразового транспортного средства исполнены в форсированном варианте, известном с 50-х годов -как MIPCC*.

Технология MIPCC прекрасно подходит для достижения высоких чисел Mach при полёте в атмосфере.

image

image

image

После достижения около гиперзвуковых скоростей(или гиперзвуковых с М>5) в горизонтальном полёте носитель делает аэродинамический маневр типа «динамическая горка» (Zoom Maneuver) и производит экзо-атмосферный (с высот более 50 км) пуск одноразовой ракеты(разгонной ступени).

image

image

Высокая энерговооружённость ТРДД с технологией MIPCC не только допускает упрощенную двухступенчатую конструкцию ERV, но и значительно снижает структурные требования к ERV, который при таком профиле вывода не испытывает никаких существенных аэродинамических нагрузок.

Последующий повторный запуск по затратам, согласно прогнозам, будет ниже $ 750 000 на доставку 75 кг полезной нагрузки на НОО.

image

image

image

Архитектура RASCAL также поддерживает цикл запусков между миссиями длительностью менее чем 24 часа.

В дальнейшем предполагается использовать и вариант с многоразовой второй ступенью системы.

image

В 2002 году президент компании Destiny Aerospace г-н Tony Materna, воодушевлённый деньгами и перспективами DARPA, загорелся идеёй использовать для этой системы имеющийся в наличии и списанный американский одноместный, одномоторный сверхзвуковой истребитель-перехватчик с дельтовидным крылом Convair F-106 Delta Dart.

image

image

На самом деле на модификации Convair F-106B в 60-х годах уже испытывалась и применялась технология MIPCC.Если я не ошибаюсь на нём она и была разработана.

image

image

Очень жаль, что дешёвый и быстро реализуемый проект RASCAL на базе F-106 так и не сдвинулся с мертвой точки после почти двух лет исследований.

Небольшой флот из семи оставшихся летабельных F-106 доступных на базе Davis Monthan AFB AZ сначала был сокращен до 4-х единиц (три F-106 были переданы для музейных экспозиций в Castle CA, Hill AFB, UT & Edwards AFB, CA), а Tony Matern так и не дождался заинтересованности и инвестирования.

> Read the Final Draft of that proposal below

Примечание. Аналогичный по принципу и со схожими параметрами проект разработани ведётся в России в ОАО «НПО «Молния» по тематике НИР«Молот». Подробности можно прочитать здесь и здесь.

Термины и сокращения помеченные «*»
MNS — Mission Need Statement= Официальное требование (заявка)

image

> MNS

ORS — Operationally Responsive Spacelift = система запуска КА с быстрым реагированием

image

ВС — воздушный старт, ВКС(air-launched spacelift) = воздушно-космический старт.

Rascal — Responsive Access Small Cargo Affordable Launch=Доступная система запуска КА воздушного базирования с быстрым временем реакции.


image

КА — космический аппарат
LEO(НОО) — низкая околоземная орбита (Low Earth orbit)

image

image

ПН — полезная нагрузка

ВПП — взлётно-посадочная полоса

ELV — expendable launch vehicle


image

> ERV — Expendable Rocket Vehicle

MIPCC — Mass Injection Pre-Compressor Cooling = Технология представляет собой распыление воды только в передней части лопаток компрессора двигателя J-75, как только самолет приближается к Mach 3.

Это приводит к охлаждению перегретого воздуха на входе двигателя, как бы обманывая двигатель, симулируя его работу на более низком числе Маха.

Впрыск воды также увеличивает плотность потока через двигатель, а также его объем (секундный расход). Результат-ТРД выдает тем больше тяги, чем быстрее двигается ЛА.

Повышение тяги теоретически возможно на 100%, 200% и 300%, в зависимости от количество впрыскиваемой воды.

Этот метод также позволяет ТРД J-75 работать при гораздо более высоких высотах, чем его расчетные проектные показатели.

> TTO — Tactical Technology Office

Использованы документы, фото и видео:

www.nasa.gov
www.yumpu.com
en.wikipedia.org
www.faa.gov
www.space.com
www.darpa.mil
robotpig.net
www.456fis.org
www.f-106deltadart.com
www.aerosem.caltech.edu
Перспективы воплощения в «металл» в нынешних реалиях?

Проголосовало 127 человек. Воздержался 101 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (120)


  1. landingtxt
    05.02.2017 20:40

    $ 750 000 на доставку 75 кг полезной нагрузки на НОО?
    Это дороже нынешних рыночных цен на запуски одноразовых ракет. Зачем на такое деньги выделять.


    1. AntoBro
      05.02.2017 20:55
      +1

      landingtxt -->Это дороже нынешних рыночных цен на запуски одноразовых ракет. Зачем на такое деньги выделять.
      ?
      10 000$ за 1 кг ( 750 000: 75 ) много и дорого?
      за
      image


      1.Это ТЗ на доставку груза на орбиту от 2001-2002.
      Тогда был Space Shuttle
      https://www.nasa.gov/centers/kennedy/about/information/shuttle_faq.html#10
      450 млн долл (по факту более 600млн) за 24,4 тонны на LEO. Т.е. $ 18400-$24600)
      2.«Протон»СЕЙЧВС (УР-500):65—70 млн USD за 23 тн= $2400 но это фикция. Не учтены затраты СССР на всё и вообще ЖЦИ
      http://www.interfax.ru/russia/399133


      1. Вообще так
        http://aboutspacejornal.net/2016/03/07/%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB/


    1. RedSnowman
      05.02.2017 21:00
      +4

      Хз, я вижу плюс лишь в том, что можно утром заказать, а вечером уже будет на орбите.


      1. AntoBro
        05.02.2017 21:26

        @RedSnowman
        Ни у США(ни у нас или кого -то другого) нет системы которая обеспечит интервал пуска 24 часа, слюбым наклоном орбиты, практически " не убиваемой" (рассредоточенной по многочисленным ВПП, коих в США более 13 000)
        И (к стати) я немного накосячил, поверив на слово Christopher Mouton (председателю Aeronautics Seminar)
        image


        75 кг на 500 км (гео -синхронизированная)
        50 кг на 1250 км (гео -синхронизированная)
        image
        Геосинхронная орбита (ГСО) — орбита обращающегося вокруг Земли спутника, на которой период обращения равен звёздному периоду вращения Земли — 23 час. 56 мин. 4,1 с.(период обращения в звёздные сутки (на 4 минуты меньше солнечных суток))
        image
        А это будут совсем другие цифры, чем в:1,2,3,4


        1. shedir
          05.02.2017 22:48

          Там вроде написано солнечно-синхронная — sun-synchronous. А это совсем то же что и геосинхронная.


          1. AntoBro
            05.02.2017 23:18
            +1

            @shedir> А это совсем то же что и геосинхронная.
            +
            моя ошибка (не то ткнул, отвлёкшись "не спамши, не емши")
            image



        1. 117
          05.02.2017 23:19
          +1

          Ну во-первых, говорится про солнечно-синхронные орбиты, а во-вторых, при чем вообще изображение орбиты Тундра?


          1. AntoBro
            05.02.2017 23:25

            Повтор"+
            "моя ошибка (не то ткнул, отвлёкшись "не спамши, не емши")"

            и во-первых и во 2х
            «Персона» (14Ф137) там (на sun synchronous orbit) летает
            image
            в 3-их это всё равно не LEO( НОО), о чём была речь по вопросам стоимости вывода 1 кг


            1. 117
              05.02.2017 23:40
              +1

              Все смешалось в доме Оболонских.
              При чем тут Персона? И кто не НОО?


              1. AntoBro
                05.02.2017 23:48
                -1

                Не знаю, чего у вас там "замешалось"


                1. Повтор: «Персона» (14Ф137) там (на sun synchronous orbit) летает
                  о ней же (орбите) речь? нет?
                  2.НОО это отве тlandingtxt

                Повтор:
                "Тогда был Space Shuttle
                https://www.nasa.gov/centers/kennedy/about/information/shuttle_faq.html#10
                450 млн долл (по факту более 600млн) за 24,4 тонны на LEO. Т.е. $ 18400-$24600)"
                Разжую.
                В дискуссии с оным я сравнивал параметры вывода 1 кг на НОО(LEO) и sun synchronous orbit, что не верно.
                Теперь "размешалось" в доме?


                1. 117
                  06.02.2017 00:05
                  +1

                  Нет.
                  Непонятно, откуда она вообще в ответе взялась Персона. Мое замечание было, что в попытке объяснить ГСО была взята картинка с изображением типа орбиты Тундра, которая вообще является эллиптической.
                  И чем ван ССО не угодила и почему она не на НОО?
                  По условно классификации НОО — это высота орбиты спутниов до 2000 км. А ССО это тип орбиты, параметры которой позволяют пересекать экватор в одно и то же местное время. И чаще всего это высота до 800 км.


                  1. Zenitchik
                    06.02.2017 23:15
                    +1

                    Геосинхронными называют все орбиты с периодом равным периоду вращения Земли. Это более общий класс, чем геостационарные.


    1. 117
      05.02.2017 23:36
      +2

      Дороже, по сравнению с ракетой-носителем, способной вывести несколько тонн полезной нагрузки на аналогичную высоту орбиты. Очевидно, что требуемые 75 кг — попутный запуск (в англ. жаргонизме piggybacking), со всеми вытекающими… Но тут идея же совершенно в другом: оперативно вывести 1-10 кубсатов на заданную орбиту. Надеюсь, назначения спутников понятно.


    1. Rascko
      06.02.2017 11:46
      +2

      Если 10к за килограмм на орбиту с произвольным наклонением — может быть интересно.


  1. andybe
    05.02.2017 21:49

    В конце 2015 DARPA прикрыло аналогичный проект ALASA, где в качестве носителя предполагался F15E


    https://en.wikipedia.org/wiki/Airborne_Launch_Assist_Space_Access
    https://youtu.be/BOaJWoVLhAc


    1. AntoBro
      05.02.2017 22:33

      @andybeA-> В конце 2015 DARPA прикрыло аналогичный проект ALAS
      прикрыло?
      Рази?
      в 2015 начаты были пробные полеты, предназначенные для быстрого запуска небольших и недорогих спутников(Cube-Sat).
      image
      SALVO Small Air Launch Vehicle to Orbit
      Июнь 2015 — Завершено тестирование 1 — го этапа двигателей.


      НАСА планирует наградить одного или более претендентов твердым контрактом с фиксированной ценой VCLs для вывода 132 фунтов (60 килограммов) спутников Cubesat одним или двумя запусками по 66 фунтов (30 кг) каждый.
      Поставщик запуск будет определять местоположение запуска и дату, но запуск должен произойти до 15 апреля 2018 года.


      1. andybe
        06.02.2017 00:44
        +1

        As of November 2015, DARPA had conducted four subscale static tests of the propulsion system on test stands. These tests were anomalous and pointed to the need for additional tests as part of refining the engine design and assessing the viability of the mix for use as a safe monopropellant.

        DARPA believes that understanding how to use NA7 monopropellant safely could open up groundbreaking capabilities across diverse space- and non-space-related fields. To accelerate progress towards this goal, DARPA in November 2015 ceased development of the ALASA launch vehicle technology demonstrator and is focusing on monopropellant safety testing and certification

        http://www.darpa.mil/program/airborne-launch-assist-space-access

        в настоящее время DARPA ведёт работы по проекту самолёта-носителя XS-1


        1. pnetmon
          06.02.2017 06:17
          +1

          в настоящее время DARPA ведёт работы по проекту самолёта-носителя XS-1

          Прошлым летом они искали исполнителя — кто был выбран?


          1. AntoBro
            06.02.2017 09:46
            +2

            Boeing Defense, Space and Security
            P. O. Box 516
            St. Louis, Missouri 63166
            314-232-0232
            562-797-2020 (Seal Beach, California)


            1. pnetmon
              06.02.2017 12:13

              Ну и что вы адрес Боинга приводите?


              Конкурс где должны были привести свои предложения проводило DARPA — в конкурсе планировалось несколько предложений. Результат конкурса объявлялись? Вопрос то простой.


              1. AntoBro
                06.02.2017 12:31
                +1

                pnetmon

                Ну и что вы адрес Боинга приводите?

                о мля…
                Меня СПРОСИЛИ:
                pnetmon
                Прошлым летом они искали исполнителя — кто был выбран?

                Я ответил:Boeing Defense, Space and Security
                извините, что перестарался(адрес привёл)
                pnetmon
                Результат конкурса объявлялись?

                это и есть ОТВЕТ на вопрос.Boeing Defense, Space and Security-ОГП.
                Для справки, у Boeing Corporate адрес другой
                100 North Riverside
                Chicago, Illinois 60606
                Main switchboard: 312-544-2000
                ===========================
                Чего еще от меня надо?


                1. pnetmon
                  06.02.2017 13:39

                  Вы можете привести официальные источники где указаны выбранные компании после выбора летом 2016 года?
                  http://boeing.mediaroom.com/Boeing-to-Design-XS-1-Experimental-Spaceplane — 2014 год
                  http://www.militaryaerospace.com/articles/2015/07/xs-1-spaceplane.html — 2015 год


                  1. AntoBro
                    06.02.2017 14:11
                    +1

                    результат специального уведомления:: DARPA-SN-16-29 4-7-2016

                    jответ вам дадут, если отпишитесь на:DARPA-SN-16-29@darpa.mil

                    или непосредственно к Mr. Jess Sponable, TTO Program Manager
                    ==================
                    впрочем вы можете предложить свой вариант.
                    Я уже просто не понимаю: А ЧЕГО ОТ МЕНЯ ТО НУЖНО (еще)?
                    или это бот-домогательство?


                    1. pnetmon
                      06.02.2017 19:01

                      То есть реальных публикации о результатов кого выбрали нет.
                      А только голословные заявления.


                      1. pnetmon
                        06.02.2017 20:10

                        Сам себе же и отвечу.
                        На определенных форумах посвещенных космосу результатов конкурса нет.


                        Только одна маленькая конторка ничего не имеющая в железе на тот момент заявила о получении контракта от NASA и DARPA (именно в рамках XS-1)


                        http://www.parabolicarc.com/2017/01/05/year-space-2/

                        The defense agency has given Phase 1 contracts to three groups to date: Boeing, partnered with Blue Origin; Northrop Grumman, partnered with Virgin Galactic; and Masten Space Systems, which has partnered with multiple companies.
                        A call for Phase 2 proposals issued last May was open to all U.S. aerospace companies, not just the three groups funded in Phase 1. DARPA has given no date for announcing the winning proposal, but the agency could do so early in the year.


  1. pnetmon
    05.02.2017 22:14
    +5

    Этих проектов было....


    Хотя бы действующие на сейчас проекты воздушного старта упоминули. И ведь действующий есть, и в декабре запускали.


    1. AntoBro
      05.02.2017 22:26
      +3

      @pnetmon--> Хотя бы действующие на сейчас проекты воздушного старта упоминули. И ведь действующий есть, и в декабре запускали.
      Pegasus XL?
      image
      Так про него все знают.



      1. pnetmon
        06.02.2017 06:29

        Ну а другие проекты?


        Уже первая картинка поста намекает о фантазиях не воплощенных в реальность… Гиперзвук и прочее.


    1. arheops
      05.02.2017 23:51
      +4

      Действующие выпускают нагрузку в пределах атмосферы и на до-звуковой скорости. Тут и выход за атмосферу(не нужны обтекатели и рули) и разгон до значительной скорости.


      1. AntoBro
        06.02.2017 00:01

        ну да


  1. andybe
    06.02.2017 00:50
    +1

    http://www.spacetoday.net/Summary/2780

    The Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) has canceled an effort to develop a low-cost small launch vehicle that utilized a high-speed aircraft

    новость двенадцатилетней (!) давности


    1. AntoBro
      06.02.2017 02:36

      @andybe > новость двенадцатилетней (!) давности
      Простите… а где написано, что это НОВОСТЬ?
      Проект Rascal и всё.
      Вы же такой начитанный и так знали про Rascal.
      В чём проблема?


  1. black_semargl
    06.02.2017 10:20

    Основная проблема — необходимость пилотируемого самолёта.
    Что резко задирает цену в связи с требованиями обеспечить безопасность пилотов.


    1. AntoBro
      06.02.2017 10:46
      +1

      @black_semargl>
      Ну сейчас это уже не актуально. ДРОНы кругом: и воюют и летают и на орбиту выходят/


      В США в 2015 году было внедрено в производство около 11 тысяч роботизированных технологий. Многие американцы в результате окажутся не у дел, потеряют работу. Например, ее могут лишиться самые высокооплачиваемые водители дальнемагистральных фур, переводимых на автоматическое управление. Следующие на очереди машинисты поездов, а затем пилоты


      1. Zenitchik
        06.02.2017 23:17

        Один дрон даже на баржу садится.


  1. Arxitektor
    06.02.2017 10:36

    А при таких массах может уйти на твёрдое топливо?
    Или она и так твёрдотопливная?
    Каких габаритов будет 2-x ступенчатая ракета под такую нагрузку?


    1. AntoBro
      06.02.2017 11:16
      +2

      Arxitektor

      А при таких массах может уйти на твёрдое топливо?

      1.РДТТ имеет худшие энергетические характеристики(оно и понятно), удельный импульс примерно на 30% хуже, чем у ЖРД
      2.РДТТ может обеспечить гиганскую тягу(что трудно реализуемо в ЖРД) на «отрыве», первые ступени, когда стартовая масса РН велика.
      Посему его и используют на 1 этапе: SRBSpace Shuttle, Arian(PAP-10)Delta IV(GEM-60). И практически ни когда на верхних ступенях.Там на 100% ЖРД, желательно Н2+LOX
      См. на gektimes: «Незаметные сложности ракетной техники»)
      3.РДТТ трудно поддается регулироваю тяги, её вектора, многократным включениям, выключениям, дросселированию и тд
      Хотя для военных целей-да.
      см.ASM-135 ASAT


  1. geher
    06.02.2017 10:52

    По назначению системы все понятно. Это случаи, когда надо мало и срочно, а стоимость запуска не имеет особого значения. Т.е. прежде всего военные. Остальные, как правило, могут и подождать, или им нужно что-то тяжелое, или у них не будет чозможности оперативно собрать денег на такой старт.


    Голосовалка странная.
    Первый пункт в теории возможен, но не факт. Скорее всего реальное желание такое забацать есть, причем уже давно. А распил везде можно реализовать.
    Что же до Роскосмоса и Маска, то у них своя ниша, а потенциальные клиенты воздушного старта для них скорее побочный заработок, особого значения не имеющий.
    Разве что Маск почует возможность перераспределения «своей» части госбюджета в пользу нового проекта.


    1. AntoBro
      06.02.2017 11:21
      +2

      geher

      По назначению системы все понятно.

      заказчик то US AirForce(ВВС США) :)
      ну или у нас МО СССР
      Жаль «Ишим » не полетел.

      АРКК «Ишим» включает два авиационных носителя, получивших обозначение «МиГ-31И», трехступенчатую ракету-носитель, подвешиваемую между гондолами двигателей, а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД. Взлетная масса МиГ-31И с ракетой-носителем составляет 50 тонн, дальность полета до точки пуска – 600 км, высота точки пуска – от 15 до 18 км, скорость в точке пуска – 2120–2230 км/ч. Комплекс позволяет выводить на круговую орбиту с наклонением 46° до 160 кг полезной нагрузки на высоту 300 км или до 120 кг на высоту 600 км. Проект «Ишим» был представлен «Казкосмосом» на выставке Asian Aerospace-2006 в Сингапуре.
      image
      Столько денег впустую:
      Комплекс 30П6 Контакт / МиГ-31Д / 79М6
      image
      image
      Первое отечественное успешное испытание с самолёта-носителя: опытный изд.«07-2» с подвеской штатной ракеты «79М6», с аэр.Сарышаган над группой полигонов Бет-Пак Дала. 26 июля 1991г
      image

      geher
      Остальные, как правило, могут и подождать

      есть категория спутников, которые не могут покидать территорию страны производителя спутнкиов, или заказчика.
      geher
      Голосовалка странная.

      Да это я прикололся, тк в первый раз.
      От балды написал.


    1. black_semargl
      06.02.2017 12:18

      По назначению системы все понятно. Это случаи, когда надо мало и срочно, а стоимость запуска не имеет особого значения.
      Как раз непонятно — чем не устраивает запуск с грунта.
      Спутник — он же всё равно вокруг всей планеты вращаться будет.


      1. AntoBro
        06.02.2017 12:42

        black_semargl

        Как раз непонятно — чем не устраивает запуск с грунта.

        основное широта запуска, и наклон орбиты.

        Благодаря расположению космодрома у экватора «Союз-СТК» сможет выводить на ор-
        биты полезную нагрузку 4т. вместо 1,5т. при запусках из Байконура или Плесецка.
        Для этого в частности S7 приобрела


        1. black_semargl
          06.02.2017 13:35

          Так «Морской старт» — он тоже с поверхности.
          Ну и лёгкие спутники с наклонением менее 45 градусов — вообще непонятно зачем нужны. На геостационар идут тяжелые.


          1. AntoBro
            06.02.2017 13:51

            black_semargl

            Так «Морской старт» — он тоже с поверхности.

            -а сколько стоит морской старт? И ALSL?
            Я имею всю инфраструктуру.
            А запусков нет- убытки (вы почитаете их отчеты)
            -а у кого он есть?
            black_semargl
            Ну и лёгкие спутники с наклонением менее 45 градусов

            сейчас спутники всё меньше и меньше.
            Да и есть проблема(у американцев -чисто из географии) с «большим наклоном» орбиты
            image
            Либо везде иметь СК -либо ВКС.
            Да и цели задачи меняются


      1. geher
        06.02.2017 22:09

        Запуск с грунта привязан к точке космодрома, что ограничивает уже упомянутое наклонение орбиты, а кроме того еще и время запуска, чтобы спутник вышел на орбиту с заданными параметрами не только по геометрии, но и по времени.
        Морской старт решает вопрос с наклонением орбиты, но это плюс время доставки и монтажа крупногабаритной ракеты со спутником на старте.
        Воздушный старт в теории позволяет навесить груз на носитель на "месте производства", а затем быстро доставить ракету со спутником в нужную точку запуска с учетом как наклонения орбиты, так и ее временных характеристик без необходимости длительного ожидания необходимых условий.для запуска.


        1. black_semargl
          07.02.2017 11:27

          Ничто не мешает доставлять готовую ракету самолётом куда угодно и там запускать с грунта.
          Привезли — выкатили на окраину аэродрома — запустили.


          1. Rascko
            07.02.2017 16:09
            +2

            Как минимум, это предполагает наличие аэродрома, способного принять этот самый самолет с ракетой. И опять же — есть зависимость от погоды, да и стартующая с земли ракета все же должна быть посолиднее, чем штуковина, запускающаяся с гиперзвукового носителя в горке.


            1. AntoBro
              07.02.2017 17:24

              Rascko

              Как минимум, это предполагает наличие аэродрома, способного принять этот самый самолет с ракетой.

              полная взлетная масса системы ВКС не более 60 тонн (а так до 40)

              Boeing 737-800 полная взлётная масса 79 тонн.
              ВПП, способных принять 737-800, только гражданских за 13000 (у нас около 300), с военными ВПП — под (или уже за) 15 000ВПП
              По всему миру, не ошибусь думаю за 100 000.
              ничего строить не надо
              Rascko
              И опять же — есть зависимость от погоды, да и стартующая с земли ракета все же должна быть посолиднее, чем штуковина, запускающаяся с гиперзвукового носителя в горке.

              1.Система воздушно космического старта в разы менее критична к погодным условиям чем РН вертикального старта( не может маневрировать по дальности, чувствительна к ветру- сорость 500 тн махины вертикальная от 0 км/с до 5 км/с на высотах в 120км, давление атмосферы (срез сопла) влияет на тягу/уИ и тд)
              2.так она «солидная» и стоит от 60 000 000$ (Фалькон 9) до 450 000 000 $ (Дельта 4) за пуск


              1. Rascko
                07.02.2017 18:19

                Я говорю не о проблемах ВКС, как таковой, а о проблеме схемы «привезли ракету самолетом, выгрузили, запустили с земли».


                1. AntoBro
                  07.02.2017 18:31
                  +1

                  Rascko

                  а о проблеме схемы «привезли ракету самолетом, выгрузили, запустили с земли».

                  1.А Вы не задумывались, что системе ВКС по сути не надо «привозить ракету, делать ПРР и „тд, да и МИК по сути не нужен
                  image
                  ЛА летит на завод изготовитель, там ПРОФЕССИОНАЛЬНО устанавливают изделие, тестируют, проверяют, ЛА летит на точку старта (ВПП) и там набирает высоту, на эшелоне 12-15 осуществляет заправку, разгон, горку и вывод ПН на орбиту.
                  Ну так было у ASM-135 ASAT во всяком случае. И любой спутнки(любого наклона орбиты) был ему по зубам.
                  2.Не счёт “погрузить, привезьти» есть здесь хорошая статья:

                  Посетите
                  Незаметные сложности ракетной техники. Часть 3: виды жидкого топлива, геометрические размеры, транспортировка

                  ФилиппуТерехову- респект


                  1. Zenitchik
                    07.02.2017 18:49

                    ЛА летит на завод изготовитель

                    А часто завод-изготовитель бывает за чертой города?


                    1. Rascko
                      07.02.2017 20:57
                      +1

                      Декатур и Харлинген, где у ЮЛА сборочные мощности, кстати, очень даже за чертой города, по крайней мере — на окраинах. В Харлингене ещё и ВПП прямо рядом.


                  1. Rascko
                    07.02.2017 20:47

                    1.А Вы не задумывались, что системе ВКС по сути не надо «привозить ракету, делать ПРР и „тд, да и МИК по сути не нужен
                    Я изначально отвечал на коммент, в котором предлагалась, как раз посадочная схема, как альтернатива ВКС. И у меня посадочная схема вызвала вопросы — относительно того, что и самолет, «привозящий», ракету может быть везде принят, и первая ступень там нужна тяжелая, и условия на старте могут быть те ещё.

                    Кстати, интересный аспект, уже в связи не с посадочной схемой, а с ВКС — планируется ли на носителе штанга дозаправки?


                    1. AntoBro
                      07.02.2017 21:16
                      +1

                      Rascko

                      Кстати, интересный аспект, уже в связи не с посадочной схемой, а с ВКС — планируется ли на носителе штанга дозаправки?

                      В проекте об этом не говорится, но думаю -сие разумно и необходимо
                      1.Так было реализовано в ASM-135 ASAT


                  1. black_semargl
                    08.02.2017 00:51

                    А Вы не задумывались, что системе ВКС по сути не надо «привозить ракету, делать ПРР и „тд, да и МИК по сути не нужен
                    Наземный старт тоже прекрасно может обойтись без МИК и прочего в точке запуска.


                    1. Rascko
                      08.02.2017 01:12

                      Наземному старту в любом случае нужно будет притащить установщик, стартовый стол/направляющие, а в случае жидкостных ступеней — ещё и заправщик. И все это добро должно влазить в условный «Гэлакси» или «Глоубмастер».


                      1. black_semargl
                        08.02.2017 09:23

                        Тот же «Тополь» вообще в чисто поле стартовать может, с тумбочки.
                        Топливо можно доставлять другим самолётом.


                        1. Rascko
                          08.02.2017 09:41
                          +1

                          Тот же «Тополь» вообще в чисто поле стартовать может, с тумбочки.

                          Тумбочка тоже что-то весит и на эту тумбочку его нужно чем-то поставить.
                          Топливо можно доставлять другим самолётом.
                          И заправщик тоже. В итоге получается достаточно замороченная система из нескольких достаточно тяжелых самолетов, которые нужно массово гонять туда-сюда для обеспечения желаемых параметров (10 пусков за 10 дней), зависящая от аэродромов, имеющая достаточно долгий срок подготовки к пуску и имеющая минимальные возможности двойного применения (которое достаточно неплохо может быть реализовано из концепции воздушного старта). Как-то специфично получается.


                        1. AntoBro
                          08.02.2017 13:24
                          +2

                          black_semargl

                          Тот же «Тополь» вообще в чисто поле стартовать может, с тумбочки.Топливо можно доставлять другим самолётом.

                          РТ-2ПМ «Тополь» (ракета —15Ж58, по договору СНВ — РС-12М, SS-25 Sickle)?
                          1.У меня даже младший с 10 лет знает, что:
                          -пусковые позиции ГРСН строго фиксированные( есть защищенные, есть нет), но в любом случае это подготовленная юстированная площадка.
                          Сооружение 15У135 «Крона»
                          В поле он увязнет
                          2. По дорогоам общего пользования(ДОП) он ездить не может, только спецтрассы:
                          -габариты + Полная масса АПУ =105,1 т
                          3.у тополя топливо- твёрдое(смесевое, в ТПК МБР не обслуживается все время хранения.

                          Топливо самолётами не возят, это бред
                          Прим.
                          РН «Союз-У»
                          Стартовая масса 307,650 т
                          Вид топлива Т1 + LOX
                          Масса топлива 273,900 т

                          «с тумбочки» -ага

                          Пусковая установка комплекса «Старт». на базе изделия 15Ж58

                          image
                          МИК «Тополя» (вернее уже «Старт»)
                          image

                          image


                          1. black_semargl
                            08.02.2017 14:34

                            пусковые позиции ГРСН строго фиксированные( есть защищенные, есть нет), но в любом случае это подготовленная юстированная площадка.
                            Площадка с заранее известными координатами. Впрочем, сейчас их можно определить хоть через ГЛОНАСС.
                            В поле он увязнет
                            Проходимость у него весьма неплохая -15 тонн на ось при таких колёсах по любому нераскисшему грунту проезжает. По дорогам общего пользования тоже, от разового проезда не развалятся, хотя систематической езды не выдержат.
                            «с тумбочки» -ага
                            Стартовая позиция Р-16 — 140 тонн вес ракеты.
                            При адаптации под запуск спутников могла бы выводить на НОО порядка 5 тонн.
                            image


                            1. AntoBro
                              08.02.2017 15:50
                              +2

                              Проходимость у него весьма неплохая -15 тонн на ось при таких колёсах по любому нераскисшему грунту проезжает.

                              увязнет.
                              Полная масса АПУ =105,1 т
                              ДОМ 8 тс и не более 44 тн, остальное спецпроект
                              Не выдержит 70% мостов и не проедет под 80% эстакад, мостов путепроводов

                              По дорогам общего пользования тоже,

                              не ездит, То что вы видите на КП при парадах, это с габаритным макетом
                              image
                              25 км/ч (дороги 3-4 категории).

                              image
                              Стартовая позиция Р-16 — 140 тонн вес ракеты.

                              а при чём тут 8К64 (SS-7 Saddler) которая снята с вооружения( и в утиле) с 1977?
                              black_semargl
                              Тот же «Тополь» вообще в чисто поле стартовать
                              о 15Ж58 писал

                              Кто будет возиться с АТ +НДМГ, во гимор то

                              У меня шахта, где сгорело под 80 человек, до сих пор перед глазами (сам видел, цветы носил).

                              Протон закрывают на штатной СК, а Вы предлагаете с боевой позиции

                              могла бы выводить на НОО порядка 5 тонн.


                              не могла бы
                              у неё боевая нагрузка 1475 кг неа 13000км
                              и 2200 кг на 10000 км
                              по баллистической.
                              Если поставить Бриз-КМ у него СУХАЯ масса 1600 кг.
                              ЗЫ в лучшем случае 200-300кг на НОО (см. «Старт» на базе топлоль)


                              1. black_semargl
                                08.02.2017 16:45

                                Не выдержит 70% мостов и не проедет под 80% эстакад, мостов путепроводов
                                Мосты (при закрытии на время движения встречного потока) выдержат.
                                Габариты — вопрос решаемый.
                                а при чём тут 8К64 (SS-7 Saddler) которая снята с вооружения
                                Просто как пример достаточно тяжёлой ракеты. Кислород-керосин по характеристикам не отличается принципиально от вонючки
                                не могла бы
                                Могла. Просто не ставили целью.
                                Достаточно оптимизировать количество заправляемого в ступени топлива.
                                И уж 3 тонны, как «Союз-2.1в» — могла бы точно, полный аналог.


                                1. AntoBro
                                  08.02.2017 18:11
                                  -1

                                  характеристикам не отличается принципиально от вонючки

                                  конешна.
                                  Только лягухи у меня в этих Тк растворялись за 7 секунд.
                                  И бляхи ремней оч. хорошо чистить (кратковременным погружением)

                                  Байконур. Площадка №41. Из пламени вырываются горящие факелы людей. Бегут… Падают… Ползут на четвереньках… Замирают дымящимися бугорками.
                                  image

                                  Байконур. Площадка №41.
                                  Работает аварийно-спасательная группа. Не на всех спасателей хватило средств защиты. В смертельно ядовитой среде пожара некоторые работали даже без противогазов, в обычных серых шинелях.
                                  image
                                  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАРНЯМ. БЫЛИ ЖЕ ЛЮДИ, сейчас одна плесень

                                  И уж 3 тонны, как «Союз-2.1в» — могла бы точно, полный аналог.

                                  ?
                                  Який «такой аналог » то?
                                  Р-16:
                                  Стартовая масса 140,6-141,2 т
                                  image

                                  Байконур. Площадка №41. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (8к64) устанавливается на пусковую установку.
                                  image
                                  До катастрофы совсем чуть чуть
                                  =====================
                                  «Союз-2.1в» СК «Союз-2» космодрома ПЛЕСЕЦК (площадка № 44).
                                  image

                                  image

                                  Разница в 20 тонн в стартовой массе на дороге не валются (и зависимость здесь по ПН не линейная)

                                  про 17 сек по удельному индексу, я вообще умолчу
                                  image


                                  1. black_semargl
                                    09.02.2017 01:38

                                    Космической ракете не надо взлетать так шустро как МБР — поэтому стартовую массу можно догнать до 190 тонн, тяга движков позволяет.
                                    И тут мы уже имеем +30 тонн.
                                    А пожар… он чего угодно весьма неприятен.


                                    1. AntoBro
                                      09.02.2017 02:22

                                      Космической ракете не надо взлетать так шустро как МБР — поэтому стартовую массу можно догнать до 190 тонн, тяга движков позволяет.

                                      Вы это РТ-2ПМ «Тополь» (ракета —15Ж58) расскажите
                                      Забрасываемый вес 1 т
                                      а вывод на НОО 250кг300 кг в варианте РН «Старт-1(2,3)»
                                      Повтор:
                                      image
                                      Хотя это не совсем корректно, тк индекс ГРАУ «Ж» это РДТТ, а твёрдотопливные плохо поддаются дрессировке по тяге и режиму тяги,
                                      тогда посоветую обратиться не к «старью на вате», а к САМОЙ СОВЕРШЕННОЙ( по энергетике) МБР в мире:
                                      Р-36М2 «Воевода»(ракета 15А18М ) SS-18 mod.5-6 SATAN (сатана)


                                      1. Zenitchik
                                        09.02.2017 11:57

                                        Вывод конверсионной МБР — это то ещё приключение. Не всякий спутник выдерживает. Чистокровные РН — нежнее.


                                      1. black_semargl
                                        10.02.2017 09:32
                                        -1

                                        Ракета «Дніпро» имеет стартовую массу 208 т, длину 34 м, диаметр 3 м и способна вывести на орбиту высотой 300—900 км космический аппарат или группу спутников различного назначения стартовой массой до 3,3 т.
                                        А ракета F9 FT имеет стартовую массу 549 тонн и забрасывает на НОО 22.8 тонны.
                                        Как увеличение мощности движков на 65% увеличивает ПН в 7 раз? Или всё-таки кто-то не умеет конструировать?

                                        догнать массу РН «просто так» -НЕЛЬЗЯ
                                        Можно увеличить длину баков.
                                        Заодно и перегрузки станут приемлемыми.


                                        1. Rascko
                                          10.02.2017 09:51
                                          +1

                                          Как увеличение мощности движков на 65% увеличивает ПН в 7 раз?
                                          За счет того, что на чисто космической ракете нету множества из тех решений, которые есть на конверсионной:
                                          — ей не нужно годами стоять заправленной высококипящими компонентами топлива
                                          — ей не нужно стартовать в условиях «ответного удара» (т.е. когда по позиции уже нанесен ядерный удар)
                                          — ей не нужно выдерживать минометный старт
                                          — её не нужно делать сотенными сериями, что вынуждает применять более дешевые, хоть и менее эффективные конструктивные решения.

                                          Можно увеличить длину баков.
                                          И мы опять упираемся в габариты.


                                          1. black_semargl
                                            12.02.2017 20:15

                                            Я и предлагал на базе той сделать нормальную космическую. Т.е. пересчитать силовую конструкцию баков для устранения всего перечисленного — но оставив неизменными все дорогие элементы типа движков.


                                        1. AntoBro
                                          10.02.2017 11:26

                                          Как увеличение мощности движков на 65% увеличивает ПН в 7 раз? Или всё-таки кто-то не умеет конструировать?

                                          1.Для справки
                                          9 ? Merlin 1D+ Тяга уровень моря: 7607 кН (850 тонно сил)
                                          четырехкамерный ЖРД 15Д300 (РД-869) 468.6 тонно сил
                                          2.Может Вы не в курсе, но ШИРОТА ЗАПУСКА -всё ваше это «умение » конструировать

                                          Где Канаверал(28°29?20? с. ш. )? и где Байконур(Широта: 45°37?00? с.ш. )/Ясный(Широта: 51°01?59? с.ш. )? по широте кончно. На долготу плевать

                                          Справочка: Ялта находиться на Широта: 44°30?07? с.ш. это ЮГ у нас
                                          а Торонто Широта: 43°42?00? с.ш. (это север у них)

                                          При старте с экватора ракета носитель (РН) сразу получает дополнительную скорость 465 м/с(в направлении на восток, обусловленную
                                          вращением Земли)
                                          Для Плесецка величина этой дополнительной скорости равна 211м/с,
                                          для Байконура — 315м/с.
                                          Для Канаверела= 405 м/с
                                          и 465 м/с на космодроме Куру?…
                                          Вот Вам эти
                                          увеличивает ПН в 7 раз?

                                          3.Ни один Falcon не сможет пройти через ядерный разрыв, и термичесоке воздействие на старте и на участке вывода, не выдержит жесткой радиации
                                          а Днепр (Р -36М) таким спроектирован.
                                          Он конверсионный.
                                          Тара "" имеет большую массу
                                          Можно увеличить длину баков.
                                          Заодно и перегрузки станут приемлемыми.

                                          Вы хоть думайте чего предлагаете!
                                          1.Это новая РН будет, т.е. еще 95% от стоимости разработки старой. Кому это надо?
                                          2.Наоборот, из -за «увеличения» вибрации и моменты порвут РН вклочья на старте


                            1. Rascko
                              08.02.2017 16:35

                              Стартовая позиция Р-16 — 140 тонн вес ракеты.
                              При адаптации под запуск спутников могла бы выводить на НОО порядка 5 тонн.

                              У неё забрасываемый вес, как у МБР — 2 тонны, откуда 5 тонн на НОО возьмется? И заметьте, сколько романтичной ерунды привезли — вот эта жужа на мазе-537, хотя бы. Плюс кран зачем-то стоит. Плюс поднимают её незаправленной, а значит где-то притаились 130 тонн топлива.

                              Площадка с заранее известными координатами.
                              Ага, а ещё высотой и отнивелированной поверхностью.


                              1. Zenitchik
                                08.02.2017 16:39
                                +2

                                отнивелированной поверхностью

                                Зачем? Проще отнивелировать ПУ на поверхности, чем саму поверхность.


                                1. Rascko
                                  08.02.2017 16:52

                                  Хм, а вот может и да. Хотя в любом случае, надо замерить наклоны и перепады высот, чтобы знать, к чему готовиться.


                              1. black_semargl
                                08.02.2017 16:53

                                Более слабый «Союз-2.1в» — 3 тонны на НОО выводит.
                                Стартовую массу спокойно можно было догнать до 190 тонн — это четверть от Протона.
                                Зачем кран и тягач на макете — сам не знаю, в реале без него обходились
                                image


                                1. Rascko
                                  08.02.2017 17:01
                                  +2

                                  Более слабый «Союз-2.1в»
                                  Стартовая масса 160 тонн, длина 44 метра. Неаэротранспортабельно ни одним из существующих самолетов (даже в Мрию не влезет). Требует заправки криогенным топливом, т.е. на месте нужно иметь жидкий кислород. В заправленном виде нетранспортабельна.

                                  Зачем кран и тягач на макете — сам не знаю, в реале без него обходились
                                  Тягач для того, чтобы тягать прицеп-установщик, он несамоходный.


                                  1. black_semargl
                                    09.02.2017 01:43

                                    ЖК вырабатывать на месте, вон в Скайлоне вообще прямо на лету предлагают.
                                    Установщик тягать надо, но почему именно МАЗ 537? Есть и попроще варианты.


                              1. Zenitchik
                                08.02.2017 18:47

                                del


                    1. AntoBro
                      08.02.2017 02:02
                      +1

                      black_semargl

                      Наземный старт тоже прекрасно может обойтись без МИК и прочего в точке запуска.

                      ну уж нет.
                      Не может и не обходился ни когда
                      Посетите
                      Незаметные сложности ракетной техники: Часть 5. Стартовые сооружения

                      Технический комплекс — это часть специально оборудованной территории космодрома с размещенными на ней зданиями и сооружениями, оснащенными специальным технологическим оборудованием и общетехническими системами. Оборудование технического комплекса позволяет обеспечить прием, сборку, испытание и хранение ракетно-космической техники, а также заправку компонентами топлива и сжатыми газами космических аппаратов и разгонных блоков, их стыковку с ракетами-носителями и транспортировку собранного комплекса на старт.

                      В специальных вагонах (или трейлерах, или контейнерах при транспортировке водой/по воздуху) элементы ракетно-космической техники с заводов-изготовителей доставляются в монтажно-испытательный корпус технического комплекса, где производится их разгрузка с помощью подвижных и стационарных разгрузочно-погрузочных средств.

                      Монтажно-испытательный корпус (МИК) — основной элемент технического комплекса, оснащенный двумя видами оборудования: механо-сборочным и контрольно-испытательным. МИК представляет собой многопролетное высотное каркасное промышленное сооружение, имеющее крановое оборудование большой грузоподъемности. В пролетах МИКа размещается механо-сборочное оборудование, а также производятся расконсервация, сборка и проверка ракетно-космических систем. По периметру корпуса располагаются различные лаборатории с контрольно-проверочной аппаратурой автономной и комплексной проверки космической техники.
                      image
                      image
                      image


                      1. black_semargl
                        08.02.2017 09:24

                        На заводе собрали, запихнули в ТПК и больше никто ничего не трогает.


                        1. Zenitchik
                          08.02.2017 11:45
                          +1

                          Для этого содержимое ТПК должно быть адски отработанное. Вот, скажем, старушка 9М33М3 — хоть и не космическая, а достаётся периодически из ТПК для проверки.
                          А на космическом носителе — штучный целевой груз, может ли он вообще без обслуживания — вилами по воде писано. У специалистов заказчика должен быть к нему доступ до самого старта.


                          1. black_semargl
                            08.02.2017 14:36

                            Считать стартом взлёт транспортника с заводского аэродрома.


                            1. Zenitchik
                              08.02.2017 14:42
                              +1

                              Т.е. появляются ограничения на спутник, он должен быть выдерживать авиаперевозку в ТПК установленного образца, установку, пуск из него.
                              Чтобы заказчик на это согласился, надо, чтобы всё было очень дёшево. Либо для военных.


                              1. black_semargl
                                10.02.2017 09:35
                                +1

                                Ну да, а при воздушном старте авиаперевозку выдерживать не надо что ли?


                        1. AntoBro
                          08.02.2017 13:28
                          +1

                          black_semargl

                          На заводе собрали, запихнули в ТПК и больше никто ничего не трогает.

                          1.ТПК -это для ракет, для ПН не корректоно
                          2.Не позволит авто, авиа или жд габарит везти ПН и ракету
                          В заправленном состоянии тем более.
                          3.Вибрации: нарушат функциональность комплекса в целом, телеметрия не пройдёт.
                          4.Вся ПН (космические аппараты) имеет ограничения по длительности хранения:
                          -бортовой источник питания
                          -пиропатроны
                          -герметичность(атмосфера, влага) контактных пар
                          и тд

                          тапк не делают


                          1. black_semargl
                            08.02.2017 14:43
                            -1

                            1. ТПК — он для ракет в сборе с ПН. Правда та ПН обычно боеголовки.
                            2. С ж/д сложно, остальные позволяют. У вышеупомянутой Р-16 диаметр 3м, длина 35.
                            3. При пуске она такие вибрации держит, что никакая перевозка не сравнится.
                            4. Да. Но мы не храним, мы везём. Максимум сутки.


                            1. Zenitchik
                              08.02.2017 14:45
                              +2

                              При пуске она такие вибрации держит, что никакая перевозка не сравнится.

                              Отнюдь не такие. В течение меньшего времени и в других направлениях.


                            1. Rascko
                              08.02.2017 16:49
                              +1

                              У вышеупомянутой Р-16 диаметр 3м, длина 35.
                              Назовите самолет, который отвечает двум параметрам:
                              — имеет грузоотсек, куда это все влезет.
                              — имеется на вооружении ВВС США.

                              Я вам подскажу. Такого самолета, скорее всего нету. В гэлакси впихнуть можно, но с минимальными допусками по длине и высоте (без учета того, что надо ещё как-то её внутрь закатить и выкатить). В глоубмастер не влезет по длине. Дримлифтер не военный, и что особенно неприятно — не рамповый.


                              1. black_semargl
                                08.02.2017 17:03

                                Нету, да. Но сделать самолёт с нужным размером багажника в единичном количестве проблем не представляет.
                                Собственно, ТПК даже снаружи везти можно, не увеличивая фюзеляж.


                                1. Rascko
                                  08.02.2017 18:02

                                  Собственно, ТПК даже снаружи везти можно, не увеличивая фюзеляж.
                                  Да, остается только во всех тысячах возможных точек пусков построить комплекс, аналогичный байконуровскому крану для снятия «Бурана» с ВМ-Т.

                                  Суммарно же вы предлагаете:
                                  — провести НИОКР по новому перевозчику весьма специфичного груза, который будет иметь очень узкую специализацию.
                                  — не выполнить требования по быстрой готовности.
                                  — не выполнить требования по удешевлению пуска (напомню, там был вопрос о том, что для задач выведения нагрузки в 10 раз больше можно использовать Минотавр и запускать пакетом, но дорого). Кстати, Минотавр вполне себе аэротранспортабелен, в т.ч. и глоубмастером.
                                  — отказаться от заманчивой идеи для DARPA «разработать агрегат двойного назначения», который вместо 50-70 кг на орбиту будет забрасывать 500-600 кг в любую точку земли с произвольного ракурса, выполняя прорыв на гиперзвуке.

                                  Выглядит не очень впечатляюще.


                                  1. black_semargl
                                    09.02.2017 01:49

                                    пустая ракета лёгкая, её и краном снять можно.

                                    провести НИОКР по новому перевозчику весьма специфичного груза
                                    нет, просто взять и сделать этот перевозчик на базе серийного самолёта.
                                    Не, если бюджет пилить — то конечно можно исследований на пару порядков дороже результата пристегнуть. А вот если хотим дело сделать — то тут иначе подходить надо.


                                    1. Rascko
                                      09.02.2017 04:54

                                      пустая ракета лёгкая, её и краном снять можно.
                                      Который опять же нужно везти с собой, потому, как 30-тонный кран просто так в конечной точке может и не найтись. Итого, с собой мы везем:
                                      — тридцатитонный кран
                                      — установщик (который можно соединить с ПУ, положим). Потому что пустая ракета легкая, но хрупкая, её просто так, краном, на попа ставить не получится.
                                      — заправочный комплекс (потому что раз ракета пустая — то она жидкостная). Ну или кран берем не тридцатитонный, а тонн на 80-100.
                                      — собственно, ракету.

                                      Перевозчиков, кстати, нужно тоже нужно несколько, т.к. иначе требования «10 пусков за 10 дней» не осилим.

                                      Итого, мы имеем четыре самолета размерности C-5 Galaxy, которые синхронно мигрируют в неведомые дали для выполнения одного пуска. Который, напомню, не соответствует требованиям к изначальному проекту по частоте запусков и сильно не факт, что получится дешевле в эксплуатации, чем имеющееся сейчас решение с Минотавром, если задача стоит именно в выведении спутников на разные орбиты (например, чтобы набросать «бриллиантовой гальки» — напомню, что проектом заведует DARPA, цели которой скорее военные, чем нет).

                                      И теряем возможность сделать параллельно НИОКР по гиперзвуковым ЛА, из которых может получиться много интересного, в т.ч. перспективные ударные системы.

                                      Все ещё не очень впечатляюще. С другой стороны — нынешние требования к XS-1 больше похожи на то, что может сделать New Shepard после некоторой доработки и замены пассажирской капсулы на вторую ступень.


                                      1. black_semargl
                                        10.02.2017 09:40

                                        Итого, с собой мы везем:
                                        — тридцатитонный кран
                                        — установщик (который можно соединить с ПУ, положим).
                                        Это может быть одним и тем же подьёмником.

                                        Итого, мы имеем четыре самолета размерности C-5 Galaxy
                                        Если мы хотим запускать ракету в 200 тонн — то да. Если же аналог Минотавра — то весь комплект уместится тонн в 20, не считая топлива.


              1. pnetmon
                07.02.2017 19:27

                ВПП, способных принять 737-800, только гражданских за 13000 (у нас около 300), с военными ВПП — под (или уже за) 15 000ВПП

                Из них большая часть отметается из-за расположения не на той широте, да и потом большая часть по безопасности запуска и полями падения.


                2.так она «солидная» и стоит от 60 000 000$ (Фалькон 9) до 450 000 000 $ (Дельта 4) за пуск

                Ну и сколько сейчас килограмм ПН выводит действующий Воздушный старт, а сколько Фалькон 9 чтобы приводить цену?
                Последний запуск Пегаса — Он весил 23 тонны и вывел 8 спутников по 29 кг.


                Во время первой попытки помимо технических проблем моментами был запрет по погоде.


                p.s.Собирали РН в Ванденберге, а для запуска взлетали с Канаверала, через всю страну везли.


                1. black_semargl
                  08.02.2017 00:55

                  Из них большая часть отметается из-за расположения не на той широте, да и потом большая часть по безопасности запуска и полями падения.
                  1) Какой-нибудь да окажется на нужной широте.
                  2) У воздушного старта тоже может движок не запуститься, его над населёнкой пускать нельзя
                  3) Как показал Маск, поля падения достаточно просто сводятся к площадке 100*100 метров


                  1. pnetmon
                    08.02.2017 06:35

                    1) Вот какой-нибудь, а не все 15000 ВПП
                    3) Как показывают китайцы части РН могут падать в населенной местности на жилые дома — внедряем?


                1. AntoBro
                  08.02.2017 13:11

                  pnetmon

                  Из них большая часть отметается из-за расположения не на той широте, да и потом большая часть по безопасности запуска и полями падения.

                  1. ВПП и аэродромы мира
                  image
                  широта «что-надо», выбирай любую
                  2.Про «безопасность.
                  -Это система воздушного старта.
                  image
                  Взлетел с ЛЮБОГО аэродрома,на крейсерской высоте достиг безлюдных мест по широте пуска (ВЕСЬ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН: от Гренландии до Антарктиды).
                  Набрал эшелон пуска, дозаправился, розгон, горка, пук.

                  ТАК работала система противоспутниково оружия США Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) ASM-135A ASAT


                  1. pnetmon
                    08.02.2017 13:31

                    Взлетел с ЛЮБОГО аэродрома, на крейсерской высоте достиг безлюдных мест по широте пуска (ВЕСЬ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН: от Гренландии до Антарктиды).
                    Набрал эшелон пуска, дозаправился, розгон, горка, пук.

                    Ну и зачем Вам взлетать с любого аэродрома чтобы запустить (Россия) над Атлантическим океаном, будем как Израильтяне запускать против вращения Земли, или будем (Россия) запускать над Тихим Океаном?
                    Может будем взлетать поближе к месту запуска?


                    падение ступеней будет(если будет) в океан

                    Все таки запускать будем над океаном, а не над местностью где проживают, на случай если упадет или не туда улетит, то есть есть ограничения по районам пусков


                    действующего ВС сейчас нет, ждём XS-1

                    Действующий ВС это Пегас и цена пуска не очень хорошая по сравнению с Фалконом. Плюс еще два ВС от американцев в ближайшие годы, из них один под вопросом.


                    Там носитель не всепогодный истребитель-перехватчик, а B-52 принадлежащий NASA, и нынешний Л-1011 Трайстар

                    И что обсуждение чисто военных запусков? Российский проект ВС Аэрокосмическая система «Вьюга» тоже не истребитель использует.


                    1. Zenitchik
                      08.02.2017 13:44

                      есть ограничения по районам пусков

                      над океаном

                      Иными словам — практически нет.


                    1. AntoBro
                      08.02.2017 15:29
                      +2

                      pnetmon

                      Ну и зачем Вам взлетать с любого аэродрома чтобы запустить (Россия) над Атлантическим океаном

                      Дружище… вы ничего не попутали?
                      Статья: Проект Rascal от DARPA — воздушный старт по заявке US Air Force
                      Посетите:
                      Военно-воздушные силы США
                      U.S. Air Force — Home
                      Причём тут Россия, Израиль и тихий океан.
                      Израильтянам, к стати эта система в кайф,«против шерсти » запускать не выгодно, по «шерсти» соседи не дадут.
                      а опыт трансконтинентальных полётов у них есть, да и спутники у них махонькие

                      pnetmon
                      или будем (Россия) запускать над Тихим Океаном

                      Россия вынуждено (через S7) выкупила Sea Launch. Из-за широты пуска
                      image
                      точка старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00? с. ш. 154°00? з. д., вблизи Острова Рождества.
                      Дорога до точки старта и обратно — самый быстрый путь в океане иногда бывает не самый прямой, и совсем не дешевый


                      1. pnetmon
                        08.02.2017 20:11

                        Россия вынуждено (через S7) выкупила Sea Launch. Из-за широты пуска

                        Он и был Российским последние годы — 95% акций принадлежало и принадлежит до завершения сделки РКК Энергия — или Государству Российскому, о чем докладывал(-ет) Комаров Путину.


                        sea Launch чуть не обанкротился- заказов нет (по массе ПН)

                        Как будто легко продают двигатели для Зенитов? Их продавать не очень хотели последние годы.


                        Использует? Это сильно сказано

                        Вы слово проект специально упустили? Или напомнить о других проектах ВС СССР где тоже не истребители?


                        1. Zenitchik
                          08.02.2017 20:26

                          для Зенитов

                          Для чего?


                          1. pnetmon
                            08.02.2017 21:07

                            == sea Launch чуть не обанкротился- заказов нет (по массе ПН)


                            =Как будто легко продают двигатели для Зенитов? Их продавать не очень хотели последние годы.


                            Какой РН использовали на Морском старте? Кто производил РН? Кто производил двигатели?
                            Зенит. Украина. Предприятие Роскосмоса.


                            1. Zenitchik
                              08.02.2017 21:31
                              +2

                              Ну да. КБ «Южное». В одной военной стране. То ли живо, то ли мертво, и непонятно, чем это кончится. Короче, в то, что «Зенит» вообще будет — верится с трудом.


                      1. pnetmon
                        10.02.2017 12:17

                        Применение для России было приведено частным случаем т.к. незачем рассматривать отсюда все точки в мире image, если хочется рассмотреть к применению одной страной, например Россией.


          1. geher
            08.02.2017 11:23

            Допустим, ракета получилась достаточно легкая, что ее вместе с пусковой установкой можно доставлять самолетом, а время приведения комплекса в готовность после выгрузки измеряется часами.
            Но есть ограничения, которые при наземном пуске не снимаются.


            1. Максимальная масса полезной нагрузки снижается, ибо самолету придется тащить более тяжелую ракету и пусковую установку.
            2. Требуется наличие суши в рассчитанной точке старта.
              3.Требуется наличие ВПП рядом с точкой старта.
            3. Всегда требуется время на согласование пуска с местными властями. Воздушному старту же оно нужно только над территорией государств и, возможно, в районах интенсивного воздушного сообщения.
            4. Требуется обеспечение безопасности точки старта: оцепление, охрана,


            1. black_semargl
              08.02.2017 14:48

              1. Снижается, но ненамного — добавка высоты и скорости ври воздушном старте единицы процентов.
              2. Можно построить экраноплан и пускать с моря. КМ мог везти 300 тонн груза и топлива для себя.
              3. Если дружественная страна — всё согласовано заранее.
              4. Зачем?


              1. Zenitchik
                08.02.2017 14:54

                Можно построить экраноплан и пускать с моря.

                Можно с подводной лодки, корабля-ракетоносца, др.


                1. black_semargl
                  08.02.2017 15:09

                  Но мы же хотим оперативно. Значит для перевозки только авиация подходит.


              1. Rascko
                08.02.2017 16:54

                Снижается, но ненамного — добавка высоты и скорости ври воздушном старте единицы процентов.
                Эмм. Это при таком воздушном старте, как сейчас у «пегаса», например. А проект предлагает гиперзвуковую горку. И пуск на гиперзвуке с высот в десятки километров.


                1. black_semargl
                  08.02.2017 17:04

                  Гиперзвуковую горку сумеет только маленький самолёт


              1. geher
                09.02.2017 09:39

                1. Если рассматриваем наиболее быстрый вариант, то еще тянем с ракетой немаленький вес ПУ.
                2. А экраноплан потянет пуск ракеты с КА? Как-то сомнительно. А в отличие от самолета просто сбросить ракету перед запуском ее двигателей не получится.
                3. Заранее получится согласовать только основные моменты. А резервирование воздушного пространства, выделение площадки, людей для сопровождения — только непосредственно перед пуском.
                4. Чтобы любопытствующие под ногами не путались и под работающие двигатели не полезли, чтобы никто пуску не препятствовал (например, гринпис какой-нибудь), чтобы не сперли ничего.


                1. Zenitchik
                  09.02.2017 11:59

                  Короче, вывод прост: нормальный носитель, стартующий оттуда, откуда может. А на нужную орбиту — разгонный блок поставит.


                1. black_semargl
                  10.02.2017 09:47

                  1. С чего он немаленький?
                  2. Сел на воду, вертикализировал и запустил.
                  4. Полезут — их проблема, не собес.


                  1. Zenitchik
                    10.02.2017 11:20

                    Экраноплан — вертикализировал? А он старт переживёт? У него же прочность скорее самолётная, чем корабельная.


                  1. geher
                    10.02.2017 23:50

                    1. Сотни килограмм как минимум. А скорее тонны. А это все за счет грузоподъемности самолета, т.е. это надо вычесть из веса ракеты в сборе, т.е. либо непосредственно за счет нагрузки, либо за счет теоретической возможности эту нагрузку вывести.
                    2. Я имел ввиду, что прочностные характеристики экраноплана не потянут старт достаточно тяжелой ракеты, которая потребна для вывода КА. А если экраноплан сделать достаточно прочным, то он просто не сможет лететь.
                    3. Пресса и конкуренты сожрут без соли. А если и не сожрут, то будет очень "приятно", когда "гуляющие" что-то случайно оторвут ("оно само"), будут лезть под руку при проведении сложных операций, что может привести к ошибкам при подготовке запуска. А если ракету повалят бульдозером с воплем: "Нечего дырявить небесную твердь!", тогда что?


                    1. black_semargl
                      12.02.2017 20:26

                      2. Ну те же «Тополя» запускают с автомашины без каких-либо её повреждений. Так что и с экраноплана вполне можно организовать.
                      3. Пресса и конкуренты сжирают только если слабый. А гуляющих отстреливать на подходе, если слов не понимают.


                      1. geher
                        12.02.2017 21:17
                        +2

                        1. "Тополя" запускают совсем не на орбиту. При этом запуск осуществляется с жестко зафиксированной на грунте платформы, а не с болтающейся на волнах конструкции. ПУ максимально проста и не подставляет непосредственно под выхлоп уязвимые узлы и агрегаты, в то время как экраноплан по своей конструкции из этих уязвимых узлов в основном и состоит.
                        2. Чтобы отстреливать на подходе, как раз и нужно организовать охрану и оцепление.


  1. lokiby
    06.02.2017 20:00

    конкурент монополии Росскосмоса и китайцам

    Я конечно извиняюсь, но где монополия Роскосмоса или Китая? Статистика как раз говорит о том, что США, ЕС и даже Япония уже отбили себе львиную долю рынка коммерческих запусков. У России в 2016 году только 3 коммерческих пуска было


  1. AntoBro
    06.02.2017 20:03
    +1

    lokiby

    У России в 2016 году только 3 коммерческих пуска было

    Статья о проекте 2002. Он закрыт.
    XS-1 сейчас.
    Наш проект «Молот» не жив ни мёртв, последее шевеление в 2005 по моему.
    НПО «Молния» чуть не стало банкротом


    1. lokiby
      06.02.2017 20:27

      Тема опроса:

      Перспективы воплощения в «металл» в нынешних реалиях?

      А в нынешних реалиях я разве неправду написал?
      Варианты ответов в принципе не очень… Я бы сказал, что в теории подобный проект может выгореть и должен финансироваться, ибо на начальных этапах это недорого, а пользы принести может много. Например улучшение ВРД и аэродинамических показателей самолетов


      1. AntoBro
        06.02.2017 21:26

        Ну конечно да.
        Многорежимный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат «Молот» может и реализуют

        НИР«Молот»

        Ростех не допустил банкротства НПО «молния», разработавшего космический челнок «Буран»

        Опрос-я просто так в первый раз поппробовал.