Google считает, что результаты «проверки фактов» помогут людям выносить более здравые суждения и формировать аргументированное мнение в среде, где публикуются тысячи статей в минуту.
Однако в релизе тактично опушен вопрос, что же это за 115 «fact checking organisations»? Кто теперь будет решать, что нам считать правдой, а что — вымыслом? Кто проверит их самих?

Fact check от Google
Организация, предоставляющая Google и Amazon сервис проверки фактов — Duke Reporters' Lab. Это компания, созданная на базе Дюкского университета, с 2013 года её руководитель — Билл Эдейр.
Билл Эдейр был соавтором и редактором сайта локальной проверки фактов PolitiFact. В 2009 году сайт получил Пулитцеровскую премию за освещение президентских выборов 2008 года. Сайт публикует политические новости, собранные из различных источников, с оценками по шестибальной шкале, от «Правды» («True») до «Совсем заврался!» («Pants on fire!»)
В 2013 году, Фонд Найтов, предложил Биллу Эдейру сменить Сару Коэн на оплаченном фондом месте профессора в Дюкском университете. Билл Эдейр так же сменил Сару Коэн в качестве главы Duke Reporters' Lab, площадки для онлайн-обсуждения новшеств в журналистике, как называют её в университете.
В среде коллег Билла Эдейра называют «журналистом цифровой эры». Он был активным сторонником электронных инструментов журналистики и идеологом в разработке iOS-приложения для проверки фактов "Settle It! PolitiFact's Argument Ender".
Билл Эдейр намерен распространить свой опыт работы с проверкой фактов в PolitiFacts на множество других организаций. Duke Reporters' Lab ведёт базу данных сайтов проверки фактов, на данный момент включающую 115 сайтов по всему миру. В базу данных включаются сайты без выраженной политической позиции, регулярно публикующие оценочные материалы о правдивости либо ложности заявлений новостных агентств, журналистов, политиков и других публичных личностей.
Критерии для включения в базу данных:
- Сайт должен рассматривать факты со стороны всех партий и вовлечённых сторон
- Исследовать каждое отдельное утверждение и приходить к общему выводу
- Следить за исполнением обещаний предвыборных программ
- Раскрывать источники и методы исследования
- Раскрывать источники финансирования и контрагентов
- Ставить распространение правдивой информации превыше других целей
В базу данных не допускаются сайты, связанные с политическими партиями или правительственными структурами.
Чтобы понять, можем ли мы доверять этим организациям, нужно разобраться в их методе.
Что такое «проверка фактов»
Проверка фактов — дисциплина, недавно отделившаяся от журналистики. Наиболее известными её представителями являются PolitiFacts и FactCheck.org. Проверка фактов предполагает разбитие исходного материала на список единичных фактов, проверку каждого факта на достоверность, точность и общую правдивость, после чего по исходному материалу в целом даётся вердикт: достоверно либо нет. Оценки деятельности таких сайтов, в целом, положительные. Однако, в сообществе журналистов есть серьёзные противоречия по вопросу принципа проверки фактов.
Группа журналистов Wall Street Journal считает, что односложные оценочные суждения мешают читателям вникать в текст статей и тезисы политиков. Вместо самостоятельной оценки каждого отдельного заявления, читатели распространяют односложную оценку на статью целиком. Например, если статья оценена, как «Почти правда», читатели упускают конкретный недостоверный момент в статье, считая каждый предложенный факт «почти правдой».
Сотрудник Time считает, что система оценки, предложенная PolitiFact, недостаточно гибкая. Необходимо особым образом помечать факты и суждения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, честные заблуждения и случайные безответственные высказывания. В противном случае, PolitiFact поступают наперекор своей цели: создают заведомо ложное впечатление.
Кроме того, принципы проверки фактов критикуют за оценку только предложенных фактов, но не принципа и эмоциональной окраски их подачи. С такой точки зрения, некто может представлять небольшое достижение как огромное, и успешно пройти проверку — ведь достижение то есть.
Многие статьи и заявления невозможно однозначно оценить, как правдивые или ложные. Например, если речь идёт о количественных оценках. В таких случаях важно, в большую или меньшую сторону ошибся автор, и оба варианта могут нести в себе различный контекст.
Отдельное направление для критики — коммерческая основа организаций, предоставляющих услугу проверки фактов. Как и традиционные СМИ, такие организации зависимы от рекламодателей и других инвесторов. Они могут в некоторых пределах воздействовать на оценки, тем самым привлекая дополнительных пользователей либо выполняя коммерческий заказ.
Не стоит забывать, что в организациях по проверке фактов работают точно такие же журналисты, как и в обычных СМИ. Эту проблему описывают латинской фразой: «Quis custodiet ipsos custodes» — «Кто устережёт от самих сторожей?». При создании контролирующих организаций принято, чтобы «сторожа» в чём-то принципиально отличались от тех, кого они обязаны контролировать. Образованием, целями, социальным слоем, положением в иерархии государственной службы. В случае же проверки фактов, организации состоят ровно из тех же людей, с тем же самым образованием, целями и связями что и обычные журналисты. По мнению 62% американских избирателей, они и есть обычные журналисты, и не заслуживают дополнительных привилегий за слова «fact checking» в заявлениях.
Fact checking и журналистика
Медиа-пространство захлебнулось от невероятного количества вскрытых подлогов, манипуляций, дезинформаций и откровенной лжи, преподносимой СМИ в качестве новостей. Это обеспечило общественный спрос на услуги организаций по проверке фактов. Как известно, спрос рождает предложение. Даже в Google и Amazon не устояли, решили использовать fact-checking как конкурентное преимущество. Свою службу проверки фактов открыло и МИД России.
Однако, тренды медиа-пространства быстро меняются. Будут ли проверки фактов столь же востребованы через год? Через пять лет? Чтобы разобраться, нужно понять, как должна работать проверка фактов в журналистике, как она работает сейчас, и почему она так работает.
Чтобы установить, что некое событие имело место, журналист должен получить два независимых подтверждения события. Желательно, чтобы это были разнородные подтверждения. Например, устный рассказ и фрагмент видеосъёмки.
После получения двух подтверждений журналист должен проверить источники. Этот процесс — небольшое журналистское расследование. Нужно установить, что источник имел возможность получить ту информацию, которую он предоставил, и не имел прямой связи со вторым источником. Для этого журналист начинает собственное исследование вопроса, запрашивает внутренние регламенты организаций, в которых работают источники, использует картографические сервисы и публичные источники фотографий для подтверждения фактического положения вещей на местности. В общем, выполняет традиционную оперативную работу.
Только после того, как журналист убедился в независимости источников и фактической возможности получения каждым из источников переданной информации — он может опубликовать полученные данные.
С бурным развитием социальных сетей, традиционные СМИ начали конкурировать с общественными лидерами мнений, блогерами. Для рядового человека факт, высказанный блогером, столь же важен, как информация из традиционных СМИ. В то же время, блогеры не связаны журналистской этикой и профессиональными нормами, они могут позволить себе публиковать информацию быстрее и чаще, чем профессиональная редакция. Чтобы выдержать конкуренцию, СМИ начали понемногу снижать уровень проверки. В итоге, они опустились на один уровень с конкурентами.
Организации по проверке фактов должны решить эту проблему, вернув журналистику на прежний уровень с помощью своих услуг. Но сейчас ни одна из подобных организаций не выполняет традиционную журналистскую проверку по двум независимым подтверждениям и анализу источников. Они занимаются ровно тем, что записано в названии — проверяют исключительно факты на истинность и ложность.
В нынешнем виде, проверка фактов не решает поставленной задачи и является тупиковым ответвлением журналистики. Принцип проверки фактов не несёт в себе более эффективного метода, чем журналистская проверка. Со временем, издатели научатся манипулировать фактами таким образом, чтобы статьи проходили Fact Checking с нужным результатом.
Как теперь жить?
Единственное возможное решение: научиться проводить журналистскую проверку самостоятельно. Это задача, схожая с выявлением когнитивных искажений.
В первую очередь, нужно найти первичный источник информации. Если даже в статье указано, «по информации анонимного источника», об этом анонимном источнике всё равно должны быть указаны подробности, позволяющие понять, что он мог иметь доступ к излагаемым фактам. Если источник не указан совсем, неплохо работает гуглинг по ключевым тезисам материала. Если первичный источник найти невозможно — перед вами фейк либо недобросовестная журналистская работа, что одинаково плохо.
Далее, нужно воспользоваться здравым рассудком и подумать, при каких условиях из указанного источника могли поступить указанные данные. Последнее время популярный способ обмана — показать деревяшку или железку со следами взрывов или выстрелов, а потом заявить, что это стрелял и взрывал кто-то конкретный. Единственный способ получить такой вывод — провести две независимых экспертизы слепым методом. Если данных об экспертизе не предоставлено, перед вами — манипуляция сознанием на основе фейка.
Каждый факт имеет свою историю, свой способ проведения экспертизы и соответствующие требования по регламентам и документам. Другой традиционный способ манипуляции: исключить из рассмотрения некие документы, чтобы остальные позволили выставить факт в определённом свете. Например, можно случайно забыть, что у нас в стране есть закон, дающий определённые права президенту, прекратившему исполнение своих обязанностей и членам его семьи. При чтении или просмотре, нужно задаться вопросом, «а достаточно ли я знаю о внутренних правилах и регламентах, связанных с явлением, все ли документы представлены в исследовании?»
После того, как вы установите, что существование информации принципиально возможно, и представлены все необходимые документы и регламенты, нужно найти ссылки на, как минимум, два независимых источника.
Если вы будете использовать принцип журналистской проверки достаточно долго, вы сможете ещё на этапе чтения заголовка и первого абзаца определять, какие подтверждения будут достаточны, чтобы признать материал достоверным. Сможете быстро находить их в теле статьи.
А как же «Fact Check» от Google
Как я, надеюсь, показал в этой статье, подход к проверке фактов организаций, на основе данных которых будет рисоваться «плашка», нельзя считать результативным. Само наличие такой индикации — манипуляция сознанием. Можно миллион раз написать, что читатель имеет право игнорировать индикацию, но мозг устроен определённым способом и склонен экономить энергию. Поэтому, индикация будет влиять на сознание большинства читателей, снижая критический порог восприятия.
И, если в Alexa функция проверки фактов активируется по запросу, Google навязывает нам видение мира, создаваемое кругом коммерческих организаций. Нам остаётся только укреплять свой скептицизм и учить детей мыслить самостоятельно, критически воспринимать новости.
Вместо Министерства Правды у нас будет Корпорация Правды. Будьте внимательны.
P.S. Благодарю KarasikovSergey за оригинальную заметку и конструктивную дискуссию.
Fact-checking — изначально, хорошее начинание, выявило много противоречий в профессиональной среде журналистов. Необходимость в проверке фактов возникла, поскольку журналисты отказались от традиционного порядка журналистских проверок источников, чтобы конкурировать с социальными сетями.
Проверка фактов не может быть заменой проверке источников из-за ограниченной направленности и методологии. Разумная альтернатива: проверка источников со стороны потребителей контента.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (37)
saboteur_kiev
08.04.2017 15:50+2Напишу статью, сперва в ней говорю 2+2=4, ниже говорю, что 3+3=7.
Что скажет фактчекинг?
сеошники и маркетологи немного подумают и тоже будут писать в статье две-три новости, ранжируя их так, чтобы они с большой вероятностью проходили положительную оценку и все вернется на круги своя, а именно — своей головой надо думать.
yul
08.04.2017 17:20+1Скажет, что статья — ложь, а потом везде начнут доказывать, что 2+2 != 4, ссылаясь на нее.
thousandsofthem
08.04.2017 16:21+3Есть гигантская проблема с "враньем фактами". Можно прекрасно врать говоря только правду (особенно отличилась в этом статистика). И как на такое реагировать? Вроде и не врал но результат все равно не такой. (банальный пример — избирательное выдергивание фактов из контекста, вроде "Гитлер любил котиков, рисовать и вообще он няшка")
Ugrum
08.04.2017 17:28+2Можно прекрасно врать говоря только правду
Правду и только правду. Опуская неудобные детали и выпячивая выгодные подробности.
bm13kk
08.04.2017 17:46+7Как же надоели всякие домохозяйки от ИТ, которые даже не понимают разницу между крутым, эффективным инструмнтом (статистика) и мерзкими людишками (журналисты и политики).
Sly_tom_cat
08.04.2017 21:27Статистику ведь тоже можно преподнести так что она станет ложью. Ведь обывателю не интересно изучать миллион графиков и таблиц — ему нужен вывод в пару абзацев максимум.
bm13kk
08.04.2017 23:41+3Само наличие слова «преподнести» в предложении уже говорит о том, что статистика ни чем не станет. Не солжет, не обманет, не скроет, не перекрутит. Не сманипулирует.
Наличие цифр в предложении, не делает его математикой (2+2=7). Наличие опросов, не делает происходящее статистикой. Наличие головы в телике, не делает говно правдой.
Так что дорогой Sly_tom_cat, хватит оправдывать обывателя, журналиста и прочих хабровчан, которые не понимают что говорят. И используют громкие слова, чтобы придать веса глупости, что они извлекают в мир.yarric
10.04.2017 21:08Вот, например, среднее значение из статистики: математически строго определяемая величина, при этом какая нибудь "средняя зарплата" без учёта реального распределения не значит ровным счётом ничего, зато везде фигурирует.
telobezumnoe
08.04.2017 21:53эффективный инструмент нейромаркетинга. понравилось выступление дена ариели, смотреть с 5 минуты, хотя конечно лучше всё выступление.
Иллюзия выбораyoutu.be/J7tK8Vff8pk frozzzen
08.04.2017 18:48Есть гигантская проблема с читателями, которые не различают структуру новостей. Например, в чем разница между public, opinion and editorial?
ideological
08.04.2017 17:29Когда-нибудь большинство людей всё таки придут к пониманию, что если это новости/пресс-релизы: их кто-то написал, мог ошибиться/пошутить, специально провоцировать, пытался достичь информационной цели, хотел что-то продать/заработать на этом, сегодня первое апреля и т.д.
Ugrum
08.04.2017 17:33+1Когда-нибудь большинство людей всё таки придут к пониманию....
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
SBKarr
08.04.2017 17:42+1Если рассчитывать на людей самих по себе — никогда не придут. Большинство напоминает таких гордых птиц — ежей. Пока не пнёшь… ну, вы поняли. Наша задача — пнуть. А желательно ещё и навигационные огни проложить.
GavrisAS
08.04.2017 18:04Вот эта статья точно проверку не прошла бы. Еще и между делом президента бывшего приплели:)
SBKarr
08.04.2017 18:23+1Я старался сделать это нежно, не потревожив тонкую душевную организацию двух известных противоборствующих лагерей. Но где, чёрт побери, ещё брать известные примеры?
DEM_dwg
08.04.2017 18:09-1В связи с тем, что Яндекс фактически сейчас делает тоже самое, надо сделать поисковик который будет давать результаты от Яндекс и Гугла, назвать его Янгуг и уже после прочтения статей из обоих выборок, делать какие то суждения.
igurylev
08.04.2017 18:21+3DuckDuckGo?
DEM_dwg
08.04.2017 21:25Хмммм.
Похоже самое то.
DuckDuckGo не использует «пузырь фильтров», как это делают большинство поисковых систем, таких как Google, Bing, Яндекс и т. д. (Использование «пузыря фильтров» означает, что поисковая система показывает только те новости и результаты поиска, которые эта поисковая система посчитает интересными и необходимыми лично данному пользователю, даже не спрашивая его об этом. Вся остальная информация попросту не будет выведена. Поиск, произведённый одновременно, на одном и том же поисковом сервере, с двух разных, но находящихся рядом компьютеров, выдаст по одному и тому же поисковому запросу разный результат.) Отказ DuckDuckGo от использования «пузыря фильтров» даёт возможность любому пользователю вырваться из этой информационной ловушки и получать всю информацию, имеющуюся у поисковой системы[3].
Ugrum
Корпорация зла. Очень зла. Абсолютного зла.
Раз, два, три, четыре, пять, продолжаем ...!
SBKarr
Да хоть она хоть постоянное представительство ада на земле, пусть себе занимается коммерческой деятельностью, имеет право. Главное, чтобы люди понимали, как им с этим всем жить.
dfgwer
Старый пост на ГТ, о том что гугл перестал быть корпорацией добра. Вернее они отказались от «не быть злом». Жалко птичку в общем.