![](https://habrastorage.org/webt/59/db/39/59db391a2d3c8584458214.jpeg)
Участники гонки перед стартом с центральной площади в Дарвине
В это году традиционные автогонки World Solar Challenge отмечают 30-летний юбилей. За прошлые годы это соревнование автомобилей на солнечных батареях стало настоящим технопарадом современных разработок в области солнечных батарей и электродвигателей. По словам прошлых участников — таких как сооснователь Google Ларри Пейдж или сооснователь и технический директор Tesla Джеффри Штробель — участие в этом мероприятии оказало влияние на их карьеру.
В этом году на старт вышли 42 автомобиля в трёх классах: Challenger, Cruiser и Adventure (вне конкурса). Класс Challenger — самые быстрые одноместные аэродинамические болиды, созданные для максимальной выносливости и энергоэффективности. Класс Cruiser — машины более традиционного дизайна на два и более пилотов. Эти автомобили лучше подходят для массового производства и повседневного использования, а победителя здесь определяют не только по времени, но и по количеству пилотов, энергоэффективности и по практичному дизайну, который наиболее близок к серийному автомобилю.
Участникам предстоит 8-15 октября преодолеть весь континент с севера на юг (3022 км). Маршрут начался в Дарвине, а закончится в Аделаиде. В данный момент, согласно онлайновому трекеру, лидеры ралли почти добрались до середины пути. Победителя ожидают на финише утром 12 октября.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/b83/533/acb/b83533acbbcb5b64c788cb31f04dbdf8.png)
Большинство автомобилей, участвующих в гонке, собрано университетскими командами.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/b8a/cab/8f9/b8acab8f933e032721d8e79bc0302a73.jpg)
Промежуточный лидер по состоянию на 9 октября: болид Nuna9 от команды из Делфтского технического университета (Нидерланды). Это учебное заведение побеждало на World Solar Challenge уже восемь раз
С самого своего создания в 1987 году целью конкурса было продемонстрировать возможности автомобилей на солнечных батареях, которые способны без капли бензина преодолевать огромные расстояния в тяжёлых условиях ралли на высокой скорости. Например, нынешний лидер в классе Challenger — болид Nuna9 — промчался по первым этапам с общей дистанцией 1210 км за 15 ч 54 мин 57 сек, показав среднюю скорость 81,1 км/ч. Это весьма достойный результат для солнечных панелей такой маленькой площади.
По условиям соревнования участникам разрешено стартовать с некоторым количеством заряда в аккумуляторах, а участникам класса Cruiser можно даже подзаряжаться от розетки по пути. Гонщики стартуют каждый день в 8:00 утра и обязаны заглушить электродвигатели в 17:00 и разбить лагерь именно в том месте, где они остановились. Победителем станет первый, кто пересечёт финишную черту в Аделаиде.
Почти сразу со старта некоторые машины разогнались более чем до 100 км/ч, а у других возникли технические проблемы. В первый день из гонки выбыло по техническим причинам семь автомобилей
![](https://habrastorage.org/webt/59/db/45/59db45326bf1a209710690.jpeg)
На маршруте имеется семь контрольных точек, где гонщики могут узнать своё текущее положение относительно конкурентов, отставание или фору, узнать прогноз погоды, пройти быстрый техосмотр и получить базовое обслуживание — хотя бы очистить солнечные панели от пыли и подкачать шины.
Исторический рекорд по самому быстрому прохождению трассы установила в 2009 году команда Университета Токаи (Япония), которая преодолела трассу за 29 часов 49 минут со средней скоростью почти 100 км/ч.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/42d/e61/b45/42de61b45e190da0817eedc7c78654ea.jpg)
Болид Tokai Challenger от Университета Токаи (2009 год)
Побить японский рекорд будет сложно, потому что с тех пор организаторы конкурса ограничили максимальную площадь солнечных батарей 4 квадратными метрами (в 2007-2015 годах ограничение составляло 6 м?). Вообще, с тех пор как к 2005 году болиды стали стабильно превышать скорость 130 км/ч, нарушая правила дорожного движения, начали вводить ограничения на их мощность ради безопасности самих пилотов (как в «Формуле-1»). Проблема в слишком быстром технологическом прогрессе: даже небольшой площади солнечных панелей теперь достаточно для движения машины.
Участники испытывают новые технические решения, которые в будущем могут найти применение в серийных коммерческих автомобилях. Возможно, в будущем никого не будет удивлять наличие солнечных панелей на крыше любого автомобиля, будь то гибрид или чистый EV, в любом случае такие панели не помешают.
Комментарии (10)
Hardcoin
09.10.2017 23:23участникам класса Cruiser можно даже подзаряжаться от розетки по пути
Вангую, что Тесла с символической солнечной батареей от калькулятора обогнала бы всех, если по дороге суперчаржеры есть.
Как-то не спортивно с подзарядкой.
dmitryredkin
13.10.2017 11:53Там ограничения на вес батареи (в кг):
Li-S 15.00
Li-ion 20.00
Li-polymer 20.00
LiFePO4 40.00
usikart
10.10.2017 13:59+1обязаны заглушить электродвигатели в 17:00 и разбить лагерь именно в том месте, где они остановились.
Учитывая предыдущие статьи про Австралию, звучит как задача по выживанию )
stanislavskijvlad
11.10.2017 09:46+1Один чел взял кузов жигулей, туда поместил два электромотора, 10 свинцовых аккумов и несколько литий-фосфорных. Хватает на 60 км. Инфа с ютуба. Так и называется — Жигулесла. Ах да, ещё два модуля на крыше. У них там солнечный регион )
aidarchikable
Prius PHV уже позволяет заряжать аккумулятор от солнца во время стоянки.
hanscom
Возможно, в будущем никого не будет удивлять акцизный сбор и налог рассчитываемый исходя из площади солнечных панелей установленных на автомобиле)
denkle
На некоторых ВАГах можно люк с солнечными батареями установить, когда машина заглушена, кондиционер от них работает и в жару можно спокойно в машину садиться после длительной стоянки.