Интерфейс ИИ из фильма «Луна 2112»
IBM Watson
Свежая новость — когнитивную систему IBM Watson начали адаптировать к задачам из области авиации и космонавтики. При этом задач выделяется два вида: «Исследования» и «Принятие решений». В первом случае ИИ работает как научный помощник, готовый представить требуемую информацию из огромных банков данных. И успешный опыт ответов на сформулированные на естественном языке вопросы, показанный в «Своей игре», означает, что с таким научным помощником можно будет быстро и эффективно общаться.
Второй вариант еще интересней. В режиме «Принятие решений» когнитивная система становится советчиком в центре управления воздушным движением, космическом ЦУПе и даже в кабине самолета или космического корабля. ИИ будет получать поток данных о ходе полета и, вооруженный знаниями о технике, истории авиации и всем, имеющим отношение к делу, сможет давать советы пилотам и руководителям полетов. Утверждается, что в качестве проверки работоспособности идеи уже был произведен тест — ИИ на симуляторе подали случай замерзания измерительных приборов самолета. В реальном полете человек двадцать минут набирал и терял высоту, разбираясь в ситуации, а IBM Watson успешно нашел место аварии и сообщил об этом. Сейчас ведутся работы по разработке кабинного интерфейса, чтобы встроить систему в существующий кокпит. Также IBM Watson учат понимать еще и радиопереговоры.
Памятник погибшим в катастрофе рейса 301 Birgenair
Работа со сложными техническими системами в авиации и космонавтике ярко показала недостатки человеческого сознания. Люди могут отвлекаться, их легко запутать и перегрузить информацией, особенно в условиях стресса. Увы, история авиации знает случаи, когда из-за отказа приборов, измеряющих параметры полета, пилоты, перегруженные противоречивыми аварийными сообщениями, теряли контроль над самолетом, и ситуация, которую можно было бы исправить, заканчивалась катастрофой. В катастрофе рейса Aeroperu 603 заклеенный при техническом обслуживании приемник воздушного давления на стороне командира лишил его данных о воздушной скорости. Если бы летчики поняли, что ошибается один прибор, и перешли на данные с ПВД второго пилота, радиовысотомера и гироскопического авиагоризонта, то смогли бы вернуться в аэропорт. Увы, из-за лавины аварийных сообщений они перестали верить всем приборам вообще и посчитали, что самолет плохо управляется (чего тоже не было). Ночью, над морем, они потеряли пространственную ориентировку и, думая, что поднимаются, разбили самолет о воду. В катастрофе рейса 301 Birgenair забившаяся трубка Пито (одна из трех!) привела к недостоверным показаниям воздушной скорости на стороне командира. Когда в кабине одновременно звучали предупреждения о превышении скорости полета (ложные) и об опасно низкой скорости (реальные) без визуальных ориентиров (снова ночь и море), экипаж запутался в ситуации. Самолет разбился о воду, все погибли. В обоих случаях система искусственного интеллекта, которая смогла бы определить отказавшую систему и сообщить, показаниям каких приборов можно доверять, могла бы предотвратить катастрофу.
Робонавты
Еще одна развивающаяся тема — человекоподобные дистанционно управляемые роботы. Свежая новость — робот Федор будет использоваться во всех летных испытаниях корабля «Федерация», а не только в первом, и вполне может успеть слетать на МКС вместе с людьми.
Польза от такого робота достаточно очевидна. На МКС люди часто используются в качестве «универсальных работников», которые могут менять сломавшуюся технику, разгружать корабли и выполнять другие задачи, не требующие ни творческого подхода, ни особой квалификации. Дистанционно управляемый «аватар», меняя операторов на Земле, может работать сутками и экономить время космонавтов. Кроме того, его можно отправлять в опасные места и использовать для ликвидации аварии в отсеке, где не могут находиться люди. На МКС с 2011 года трудится Robonaut, созданный NASA и General Motors. В 2014 году ему привезли космические ноги.
Фото NASA
Несмотря на то, что работы на станции ведутся, сенсаций и прорывов пока не заметно. Из последних новостей — один робот пиарится на Супербоуле 2017, а другой экземпляр отправился на пять лет в Австралию работать в сфере нефте- и газодобычи — крутить вентили и определять утечку газа.
На все готовое
Впрочем, робот не обязательно должен быть человекообразным, чтобы приносить пользу. Достаточно очевидна идея отправить на Луну или Марс сначала роботов, чтобы они подготовили посадочную площадку, построили базу, произвели топливо для возвращения людей. В Европейском космическом агентстве еще несколько лет назад нарисовали концепт робота с 3D-принтером, который будет строить защитный слой лунной базы. Одна из довольно свежих новостей — на Гавайях испытали робота, который может строить посадочную площадку.
Фото: Центр PISCES
Робот Helelani смог успешно собрать более сотни плиток, для пущей прочности соединяющихся по принципу пазла. Стоит отметить, что плитки сделаны из местного материала, базальта, не сильно отличающегося по составу от того, с чем придется работать на Луне или Марсе.
Заключение
Освоение космоса сильно отличается от того, каким его представляли фантасты. Вместо героев-первопроходцев в неизвестность сначала отправляются машины, затем, иногда, животные, и уже только потом человек. Это не трусость — глупо не использовать возможности получить знания проще, дешевле и без могил, «над которыми черные ветры будут петь легенды о героях». В то же время, вряд ли человечество настолько превратится в машины, чтобы игнорировать сейчас влияние космоса на людей и не изучать его, например, на МКС. Скорее всего, в будущем в космос отправятся друзья и коллеги — люди, роботы и искусственный интеллект, дополняющие друг друга.
Комментарии (13)
zloddey
11.12.2017 07:46+1а другой экземпляр отправился на пять лет в Австралию работать в сфере нефте- и газодобычи — крутить вентили и определять утечку газа
С этими большими корпорациями всегда так. Сначала обещают в космос отправить, а потом обнаруживаешь себя в какой-то шахте и без права разрывать контракт.
BubaVV
11.12.2017 11:52— Открой дверь модульного отсека, Хэл
— Извини, Дэйв. Боюсь, что я не смогу этого сделатьlozga Автор
11.12.2017 23:24Вы еще вспомните «Дознание пилота Пиркса», где ИИ хотел власти над миром и подстроил аварию. Как минимум один ответ на это еще Азимов придумал, а человечество отличается умом и сообразительностью. Не то, чтобы опасности не было, но сдается мне, что это больше страхи, чем реальная угроза.
Zenitchik
11.12.2017 23:40Перечитайте книгу. О власти над миром там речи не шло: он не хотел, чтобы его пустили в серию, т.к. это сделало бы его рабом, и одновременно он не хотел оказаться хуже человека (не помню, по каким соображениям). Цель была — оказаться негодным для серийного производства из-за превосходства над человеком по выдерживаемой перегрузке.
lozga Автор
12.12.2017 06:33Вот прямая цитата из письма, которое получил ПирксЯ задумывался над тем, что дала бы мне власть. Очень мало, ибо невелика честь господствовать над такими существами, хотя это и больше, чем ничего. Разделить вашу историю на два куска – до меня и начиная с меня, – изменить ее совершенно, разорвать на две не связанные части, чтобы вы поняли и запомнили, что сами же наделали, когда создали меня, на что замахнулись, замыслив изобрести покорную человеку куклу, – это будет, я полагаю, неплохая месть.
Поймите меня правильно: я отнюдь не собираюсь стать каким-то тираном, глумиться, уничтожать, вести войны. Ничего подобного! Я добьюсь того, что задумал, не насилием, а полной перестройкой вашего общества, так, чтобы не я и не сила оружия, а сама ситуация, будучи однажды создана, понуждала вас к поступкам, все более согласующимся с моим замыслом. Ваша жизнь станет всемирным театром, но ваша роль, однажды навязанная вам, станет постепенно, как это всегда бывает, вашей второй натурой, а потом вы уже не будете знать ничего, кроме своих новых ролей, и только я один буду зрителем, который понимает происходящее. Всего лишь зрителем, потому что вам не выбраться из ловушки, лишь бы вы ее построили собственными руками, а уж тогда мое активное участие в вашей переделке будет закончено. Вы видите, я откровенен, хотя и не безумен, поэтому я не расскажу вам о своем замысле; его предварительное условие состоит в том, чтобы планы электронных фирм были похоронены, и вы мне в этом поможете.Zenitchik
12.12.2017 10:05Был не прав. Видимо, спутал письма двух членов экипажа. А соображения про способ оказаться негодным — самого Пиркса.
EndUser
11.12.2017 13:59В обоих случаях система искусственного интеллекта, которая смогла бы определить отказавшую систему и сообщить, показаниям каких приборов можно доверять, могла бы предотвратить катастрофу.
Строго говоря, в случае со сломанным ПВД, система естественного интеллекта совершенно так же могла бы определить отказавшую систему и предотвратить катастрофу.
Это какая-то маркетинговая уловка — презентовать нерепрезентативную статистику как доказательство ненужности саписенса.
Сколько лётных происшествий с ПВД не превратились в катастрофу в руках хомо?lozga Автор
11.12.2017 23:27Для систем естественного интеллекта есть такая штука как CRM, где как раз пытаются недостатки реального сознания победить. И там хорошо известно, что люди как раз могут путаться, излишне фиксироваться на одной проблеме, терять общую картину. Посмотрите сериал «Расследование авиакатастроф», там хватает историй, когда проблема именно в несовершенстве сознания обученного и добросовестного человека.
И о ненужности никто не говорит. Дело в том, что связка человек+ИИ будет безопасней, чем только человек.EndUser
11.12.2017 23:47У меня два возражения, или, мягче сказать, неуверенности:
1) Какова статистика роботов, повредившихся столовой вилкой, по сравнению со статистикой людей, так же поранившихся столовой вилкой? Что это говорит о перспективах вручить вилки роботам для обслуживания людей?
2) При сценарии «человек, сложа руки, смотрит за нормальной работой ИИ» — человек расслабится и разучится решать внештатные проблемы, может статься, и нормальное пилотирование призабудет. При сценарии «ИИ, сложа руки, смотрит за нормальной работой человека» — совсем непонятно, когда ИИ должен забрать штурвал (Пример: катапульта сложного в управлении Як-38 высаживала сапиенса при любых подозрениях, в результате чего погибших пилотов на Як-38 примерно один человек, но много угроханных почём зря самолётов; в отличие от Харриера, у которого убитых десятки, но мало брошенных без управления самолётов. И это боевые, где живое население = единица. В случае пассажирского лайнера весьма будет туманно количество «спасённых вусмерть» летательных аппаратов).
Посыл статьи понятен. Но ИМХО слишком оптимистичен.
differentlocal
Рейс 310 упал через 5 минут после взлета и не из-за замерзания измерительных приборов самолета. КПДВ — вещь хорошая, но она должна бы быть в тему.
lozga Автор
А с чего вы взяли, что IBM Watson в качестве примера привели катастрофу рейса 301? Наверняка это была другая история, судя по описанию, закончившаяся благополучно. Катастрофы рейсов 301 и 603 приведены здесь в качестве пояснения, к чему могут привести ошибки подобного рода.