Критики неоднократно говорили о нерентабельности прокладки дорожного полотна с солнечными панелями. Простой расчёт показывает, что размещение панелей на крышах обходится дешевле, чем на дорогах. Тем не менее из разных стран то и дело приходят новости об очередном таком мега-проекте. На этот раз отличился Китай.
Участок с фотоэлементами длиной 1,9 км монтируют на скоростном шоссе города Цзинань (Jinan City Expressway). Строительство предусматривает укладку прозрачного бетона поверх солнечных панелей. Это уже второй такой проект в Китае.
В данный момент укладка всех элементов дорожного полотна закончена. Сейчас идёт монтаж сетевых соединений для подключения батарей в электрическую цепь. Рабочие должны закончить монтаж до конца 2017 года.
Монтаж сетевых соединений для подключения батарей в электрическую цепь выполняют квалифицированные китайские специалисты
Цзинань — небольшой город субпровинциального значения с населением 3,25 млн человек, находится примерно в 400 км к югу от Пекина.
«Солнечное шоссе» сформировано из трёх слоёв. Верхний слой — прозрачный бетон, имеющий структурные свойства примерно как у обычного асфальта. Возможно, используется самая известная в мире марка прозрачного бетона литракон (Litracon), изобретённого в 2001 году. В мелкозернистую структуру этого материала включены волоконно-оптические стеклянные нити. В результате материал представляет собой прочную субстанцию, пронизанную тонкими стеклянными волокнами.
Стена из прозрачного бетона литракон
Цена такого бетона очень высокая из-за технологической сложности изготовления. Впрочем, изготовить аналогичный бетон можно своими руками. Для этого требуются нехитрые компоненты:
- очищенная вода;
- просушенная цементная смесь с мелкими зёрнами заполнителя;
- стекловолокно длиной, соответствующей толщине плиты.
Как сказано в одной из инструкций на российском сайте, самая большая сложность — соблюсти правильные пропорции компонентов. Чтобы получилась светопроводная структура, следует взять 4% оптоволокна от всей массы раствора. Следует соблюдать направление укладки нитей, которые должны лежать строго в одну сторону.
Так что вполне вероятно, что китайцы освоили техпроцесс и изготовили литракон своими силами, а не закупали у лицензированного производителя с патентом.
Второй (центральный) слой — сами солнечные панели, которые обозначены как «несущие», то есть на них приходится основная нагрузка от движущегося по дороге транспорта. По расчётам китайских инженеров, дорожное полотно должно быть достаточно надёжным, чтобы выдерживать вес среднего грузовика. Большегрузные фуры, вероятно, на «солнечную дорогу» не пустят.
Нижний слой служит для изоляции солнечных панелей от грунта.
Разработчики проекта подчёркивают, что с распространением электромобилей в солнечную дорогу можно интегрировать элементы для беспроводной зарядки аккумуляторов движущихся автомобилей. Китай сейчас занимает первое место в мире по продажам автомобилей на электрической тяге.
В местных СМИ не сообщается, какой тип солнечных панелей используется на строительстве и какой у них кпд, кто является производителям. Некоторые специалисты утверждают, что из-за низкого качества кремния китайские солнечные панели хотя и дешевле, но имеют меньший срок жизни и меньший кпд, чем изделия западных фирм, являющихся лидерами на этом рынке. Говорят, что в Китае ещё не освоили методы высококачественной очистки кремния в промышленных масштабах.
На фотографиях можно рассмотреть панели двух размеров. Сейчас они покрыты плёнкой для защиты от рабочих, которые ходят сверху.
Первую «солнечную дорогу» в Китае построили в сентябре прошлого года в том же городе Цзинань. Работы осуществила Группа развития транспорта Quilu (Quilu Transportation Development Group). Это была демонстрационная дорога длиной всего 160 метров и площадью 660 м?. Дорога нормально выдерживает нагрузку, соглнечные панели пока не вышли из строя.
Первая «солнечная дорога» в Китае длиной 160 метров открыта 29 сентября 2016 года
Другие дороги с солнечными панелями ранее введены в строй в Нидерландах (2014 год, солнечная велодорожка), во Франции (2016 год, 2800 м?). Технологию тестируют в США.
Комментарии (41)
PlayTime
25.12.2017 21:44Можно узнать источник информации о том что литракон это прозрачный бетон? Судя о официальной информации это полупрозрачный бетон(translucent concrete).
blik13
25.12.2017 21:47Я бы скорее сказал что 1,9 км это тестовый отрезок. Отработать технологию бетона, технологию укладки, оценить реальную отдачу электроэнергии. Так что говорить об экономическом эффекте в данном случае смысла нет.
aydahar
25.12.2017 21:49Конечно круто, но покрытие панелями боковой насыпи или рамы над отбойниками было бы проще, дешевле и эффективнее.
IronHead
25.12.2017 22:40Вандализм и воровство еще нигде не победили, а вмурованные в дорогу панели утащить гораздо сложнее, чем прикрученные на раму отбойника.
Garbus
26.12.2017 08:04Ну мне кажется воровать работающие панели будет непросто, если идет постоянный мониторинг отдачи энергии с уведомлением о «пропаже» батарей? Хотя, можно ночью. :)
Или нанести на них маркировку, и ловить продавцов&пользователей украденного. Ведь её никак не стереть, если нанесена там где светопоглощающий слой.immaculate
26.12.2017 13:05В «небольшом городе численностью 3.25 млн жителей» украсть будет несложно: небольшая группа в 500,000 человек стоит на стреме, тысяч 300 выковыривают панели из бетона. За час разберут бетон по камушку. :)
Garbus
26.12.2017 17:04Ну это да. С такими масштабами утащат и панели, и бетон, и гравий из основы дороги…
zookko
25.12.2017 21:50То есть им вообще тех.обслуживания не нужно? Замуровал туда и всё — сколько-то лет работают?
CrazyRoot
25.12.2017 21:54Все классно, ток я не понял — колеса самому мыть или китайцы будут за каждой машиной мойку посылать?
super-guest
25.12.2017 22:27+2Возможно открою секрет, но это только преимущественно в СНГ грязь на дорогах. В других странах «не завезли» по какой-то причине… Не спрашивайте причину — сам не знаю.
zookko
25.12.2017 22:54По моим наблюдениям, грязи нет там, где строят так, что грунт находится ниже уровня асфальта\плитки — в общем покрытия. Такое вижу повсюду в Европе.
Там, где строят, как у нас, грунт «грядками» или клумбами, выше чем покрытие — с грязью полный порядок.
Полагаю, дело так: в первом случае, например, после дождя, вода и грязь стекают на грунт, а во втором — наоборот, вся вода и собственно грунт этих клумб течёт прямо на дороги\тротуары. Ну а потом разноситься уже повсюду.marsdenden
26.12.2017 17:45ну и плюс еще любовь русского человека поездить по полю и тащить это все на дорогу. Ну или не любовь, а «производственная необходимость» — сельского хозяйства у нас все же есть еще.
Дорога федерального значения редко такими колхозниками загрязняется, но чем ниже статус дороги — тем больше на ней грязи, натасканной с полейsumanai
26.12.2017 19:33ну и плюс еще любовь русского человека поездить по полю и тащить это все на дорогу.
Иногда этим полем является соседняя дорога ниже уровня грунта. То есть даже отдельно взятые правильно построенные дороги ситуацию, увы, не спасают. Тут всю систему менять нужно©
poznawatel
25.12.2017 22:54В Европе за проезд грязными шинами по асфальту вас быстро оштрафуют (соседи радостно стуканут). И газоны там не принято задирать над дорогой…
batja84
25.12.2017 23:57На гоночных трассах во время гонок асфальт покрывается слоем отработанной резины. С меньшей интенсивностью, но дорога обычного назначения тоже будет покрываться резиной с покрышек.
shifttstas
26.12.2017 02:53Лебедев подробно раскрывал причину https://tema.livejournal.com/1620372.html
RusikR2D2
25.12.2017 22:51Интересно, чем это выгоднее, чем навес над дорогой, можно не сплошной, а с просветами. Такое решение кажется более простым, дешевым и ремонтопригодным. Плюс защита дороги от снега, и основа для освещения.
jryj
25.12.2017 23:04Как тут уже говорили — воровство. А из бетона выковыривать сложно. Проще в дальнейшем обслуживать (если исключить поломку панелей) — коммуникации под землёй, а это значит нет проблем с дождём и ветром.
SeriousAlexej
26.12.2017 00:22Это бред полный. На EEVblog уже несколько раз это показывали.
www.youtube.com/watch?v=rpwx-8s1M38
stalinets
26.12.2017 00:44Конечно, использовать площадь дороги как солнечную батарею заманчиво, но, думаю, с ынешними технологиями нерентабельно.
1) Асфальт (прозрачный бетон) изнашивается, на нём появляются дыры. Надо ремонтировать.
2) Прозрачность бетона с оптоволокном не очень.
3) Осколки оптоволокна по мере износа будут летать в воздухе, подниматься с пылью от ветра и попадать в лёгкие, глаза, ЖКТ всех, кто будет рядом, это разве не вредно?
Лучше действительно, как предложили выше, ставить обчные солнечные панели на столбах или арках у дороги или над дорогой.
lostpassword
26.12.2017 01:57Вот когда у них беспилотные автомобили по этой дороге начнут ездить, тогда и поговорим.
myanacc
26.12.2017 08:17Это что сейчас был за сарказм такой с использованием священной коровы маскопоклонников? На Гиктаймс. Да вы, батенька, отчаянный)))
Artyom_Shegeda
26.12.2017 10:551 кВт * 4% * 18% = 7 Вт с квадратного метра дорожного полотна.
предположим, что ширина полотна 10 м, длина 2 км. итого — 144 кВт.
Что-то мне кажется, что десяток слабых ветряков даст столько же, причём на монтаж и обслуживание потребуется денег раз в 100 меньше, чем на укладку этой трассы
BrotherMario
"небольшой город субпровинциального значения с населением 3,25 млн человек".
Ничего себе небольшой, население больше, чем в Киеве, например.
zaq1xsw2cde3vfr4
Это Китай, детка. У них есть предприятия с миллионом сотрудников.
9660
В России городов крупнее 2 миллионов ровно два. Тоже впечатлило.
oldbie
Еще есть Самарско-Тольяттинская агломерация. Мне говорили что это уже почти один город дефакто. Ну как бы для людей, на бумаге все сложнее. Не был там ни разу, но мб местные пояснят?
x86d0cent
Агломерация все же несколько другое. «Небольшой» город Цзинань является центром агломерации 6.8 млн.
А так по расписанию электричек от Тольятти (станция Жигулевское море) до Самары час сорок на ускоренной и больше двух на обычной. Расстояние по дороге более 80 км. Как по мне, не похоже это на один город.
sumanai
Я местный, это два города однозначно.