Об опыте создания такого помещения в краснодарском офисе Plarium мы сегодня и поговорим.
1. Теория
Качество и характер звука во многом зависят от акустических свойств помещения. Правильно организованная студия должна обеспечивать оптимальное сочетание эффектов поглощения и диффузии. Чтобы профессионально подойти к ее обустройству, нужно понимать природу звука и его поведение в разных видах помещений.
Например, важно знать, что в закрытых пространствах акустическое поле формируется не только прямой волной, идущей от источника звука, но и ее отражением от стен, потолка и любых других препятствий. Эти прямые и отраженные волны образуют рассеянное звуковое поле, благодаря которому звук не пропадает мгновенно, а постепенно затухает. Такой эффект называется реверберацией, а скорость затухания звука — временем реверберации.
Время реверберации зависит от множества факторов, начиная с размеров и покрытия поверхностей комнаты и заканчивая ее формой. Так, к примеру, в обычной прямоугольной комнате с параллельными поверхностями стен часто появляется флаттер-эффект, или «порхающее эхо», когда в результате многократного отражения в точке приема звук время от времени усиливается, а на коротких импульсных звуках превращается в дребезжание, треск или многократное постепенно затихающее эхо.
Свободное оперирование знаниями в области акустики подскажет, как избежать подобных неприятностей, и даст теоретическую основу для расчетов максимально подходящего для ваших целей помещения студии, поэтому, прежде чем приступать к проектированию, изучайте матчасть.
2. Проектирование
Расчеты и разметка
В зависимости от назначения, студии могут отличаться по размерам, оборудованию и предъявляемым к ним требованиям. Нашей компании требовалась малая камерная студия звукозаписи, для которой мы использовали пространство в 24 м2.
Перед нами стояла задача организовать два помещения:
- тон-комнату, которая служит для записи голоса, шумовых эффектов и музыкальных инструментов. Она должна быть изолирована от всех внешних звуков, иметь приемлемую реверберацию и обеспечивать комфортное размещение музыкантов/актеров во время записи;
- контрольную комнату, где саунд-дизайнер будет создавать, прослушивать и обрабатывать звуковой материал. Такое помещение хорошо шумоизолировано и позволяет слышать чистый звук мониторов, не окрашивая его и не искажая реверберацию звукового материала.
Чтобы рассчитать размеры контрольной комнаты, можно использовать формулу, рекомендованную Европейским радиовещательным союзом и Международным телекоммуникационным союзом:
1.1w/h ? l/h ? 4.5w/h ? 4,
l/h < 3, w/h < 3
где l — длина, w — ширина, h — высота помещения.
При этом должны быть исключены целочисленные соотношения длины и ширины помещения к его высоте в пределах ± 5%.
Для упрощения расчетов мы использовали специальные калькуляторы, которые несложно найти в интернете.
Из формулы видно, что для «дыхания» акустики студии критически важна высота потолков. Старайтесь сделать потолки как можно выше, от этого будут зависеть требования к длине и ширине помещения.
Поскольку обработка и синтезирование звука — приоритетная задача в геймдеве, более важным помещением для нас была контрольная комната. Расчеты площади мы начали именно с нее, а тон-комнате отвели оставшееся пространство.
Ниже приведен график, на котором результаты расчетов для контрольной комнаты попадают в нижнюю часть благоприятной зоны — значит, по этим расчетам можно начинать работать.
Вот так было разделено на тон-комнату и контрольную комнату пространство нашей студии.
Выбор концепции
Когда с расчетами было покончено и помещение разделено на тон-комнату и контрольную комнату, мы решили определиться с концепциями студийных пространств.
Для небольшой студии, как у нас, лучше всего подходит концепция NE (Non-Environment — «бессредные» контрольные комнаты). В помещении устраняют все прямые углы и противонаправленные поверхности, соблюдая симметричность левых и правых половин. Потолок, заднюю и боковые стены делают звукопоглощающими, а поверхности перед звукорежиссером — переднюю стену и пол — звукоотражающими.
Для нашей тон-комнаты была выбрана нейтральная концепция с асимметричной геометрией помещения без параллельных стен. Такие тон-комнаты имеют наиболее универсальное звучание и подходят как для записи инструментов, так и для работы актеров озвучки. Если в вашей студии планируется только одна тон-комната, лучший вариант — сделать ее нейтральной.
Так как одна из основных функций нашего помещения — шумоизоляция и акустическая коррекция, мы решили реализовать концепцию «комната в комнате», когда внешние звукоизолирующие стены жестко крепятся к полу и потолку, а внутренние полностью отвязаны и выполнены независимо.
Составление чертежей и схем
Выбрав концепцию и закончив основные расчеты, мы занялись дополнительными нюансами планирования помещения.
Для любого оборудования нужно электропитание, поэтому мы позаботились о достаточном количестве и удобном расположении розеток, рассчитали сечение силовых кабелей, сделали надежное заземление, чтобы избежать наводящих и других электрошумов. Все это было сделано на этапе планирования, чтобы потом не спотыкаться об удлинители. Кроме того, тогда же мы продумали бесшумную систему вентиляции и кондиционирования: звукорежиссеры и дизайнеры звука проводят в студии много времени, а значит, там должна быть комфортная температура и свежий воздух.
3. Строительство
Материалы
Рынок звукоизоляционных материалов активно развивается, но если ваша студия строится не в столице, то придется потратить время на поиски подходящего поставщика.
Главное при выборе материала — понимать, что он не творит чудеса. Можно потратить деньги на дорогие бренды, которые в руках непрофессионалов не оправдают ожиданий. То, как в итоге будет звучать и выглядеть студия, едва ли не полностью зависит от проекта и его исполнения. Это не значит, что, воплотив хороший проект с помощью кустарных материалов типа упаковок для яиц, вы получите профессиональный результат. Мы решили выбрать что-то недорогое, но качественное.
Подготовительные работы
Прежде чем приступать к строительству, помещение нужно подготовить: поздно сверлить новые отверстия и прокладывать провода, когда стены внешней конструкции уже возведены. Специалистов по вентиляции и пожарной сигнализации мы пригласили в самом начале работ, чтобы сразу обсудить с ними способы шумоизоляции воздуховодов и пути прокладки проводов к датчикам пожарной безопасности.
После этого, так как студия должна была разместиться в полуподвальном помещении, нам пришлось позаботиться о гидроизоляции и защите от грызунов.
Затем мы обратились в фирму, с которой ранее заключили договор на поставку звукоизоляционных материалов. Вместе с представителями этой компании мы скорректировали расчеты и определились с бригадой рабочих.
Строительные работы
Строительство нашей звукозаписывающей студии предполагало монтаж конструкций, обеспечивающих звукоизоляцию помещения.
1. В качестве основы для внешних и внутренних стен были взяты два независимых каркаса из железных профилей, заполненные двойным слоем акустической минеральной ваты. Для дополнительной звукоизоляции между каркасами решили оставить пустое пространство. Стыки и пересечения профилей изолировали резиновыми прокладками, а саму перегородку с двух сторон обшили двойным слоем гипсоволокнистых и гипсокартонных листов.
2. В контрольной комнате была выполнена конструкция плавающего звукоизоляционного пола. Поверхность после плит OSB — толстый ковролин.
3. В контрольной комнате смонтировали звукоизоляционный подвесной потолок.
4. Под звукоизоляционным подвесным потолком установили звукопоглощающий подвесной потолок типа «Армстронг» с акустическими плитами из минерального волокна и уложенным поверх них слоем минеральной ваты.
5. Систему вентиляции проложили ниже звукоизоляционного подвесного потолка. На каждой точке входа вентиляционных каналов в контрольную комнату установили глушители шума, а поверхность всех воздуховодов изолировали слоем фольгированной базальтовой ваты.
6. В комнатах были установлены металлопластиковые двери с трехкамерным стеклопакетом и системой жесткой фиксации закрытой двери.
В общей сложности строительство заняло 3 недели, и каждый день мы контролировали ход работ и точность реализации проекта. Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что это было правильным решением.
Постскриптум
Конечно, работы по обустройству студии на этом не закончились. Нам предстояло закупить и установить рабочую станцию на базе мощного компьютера, профессиональные звуковые интерфейсы с высококачественными аналого-цифровыми преобразователями, усилительное оборудование, микрофонный парк, соединительные провода и коммутацию, приборы обработки и вывода звукового сигнала, акустические системы и многое другое. Но это тема для отдельной статьи. Главное — мы построили дом, где сможет поселиться качественный звук.
Комментарии (9)
basilbasilbasil
28.09.2018 15:35Вижу приток и отток вентиляции в одном конце комнаты, скорее всего в другом конце будет душняк.
Plarium Автор
28.09.2018 18:01+1Действительно, приток и отток вентиляции в контрольной комнате находятся в рамках одного помещения (в отличие от тон-комнаты). Но душняка нет. Лично проверили)
mwambanatanga
28.09.2018 16:22Для нашей тон-комнаты была выбрана нейтральная концепция с асимметричной геометрией помещения без параллельных стен
Согласно чертежу, у вас в каждой комнате есть параллельные стены (в тон-комнате одна пара, в контрольной — две). Конечно, они могут быть наклонным, но судя по фотографиям, все стены вертикальные, а значит, их плоскости действительно параллельны.
Dragobrath
28.09.2018 16:41Кстати, интересная идея с расстановкой студийных мониторов. У меня самого пара пятёрок и пара восьмёрок, я себе всю голову сломал, как их лучше расположить вместе с двумя дисплеями и столом с регулируемой высотой. Сейчас у меня мониторы стоят друг на друге на штативах позади стола. О том, что пятёрки можно поставить на наклонные подставки прямо на стол я даже не подумал. Спасибо за идею!
basilbasilbasil
28.09.2018 19:54-1По прошествии 19 лет подобной работы пришел к выводу, что от столов пора отказываться.
Во времена кучи рекового железа это ещё имело смысл, несмотря на образующиеся комбы от стола. Сейчас можно от этого отказаться, но почему-то все везут этот старый костыль дальше.
safari2012
28.09.2018 19:07Делаете ли вы озвучку в относительно новых форматах Dolby Atmos/DTS:X/Auro 3D?
Игры с Atmos-ом можно пока пересчитать по пальцам, фильмы исчисляются уже сотнями.
Если да, то не могли бы вы описать процесс подробно (возможно в отдельной статье)?
sergix
Работа «шумовиков» всегда впечатляла и стояла на одном ряду с искусством(фильмы, анимация). Начинал читать статью, думая, что ради игры сделали спец комнату, чтобы там записать звук шагов, как он должен быть в комнате в игре, поэтому чуток разочаровался. Но было познавательно :)