Звук может многое: рассказывать, предупреждать, радовать, пугать, звать, отталкивать… Но главное — он погружает пользователя в игровой мир. Чтобы звук жил, играл всеми своими оттенками, нужны не только мастерство саунд-дизайнера и хорошее оборудование. Важно и само помещение, где ведется работа над звуком.

Об опыте создания такого помещения в краснодарском офисе Plarium мы сегодня и поговорим.



1. Теория


Качество и характер звука во многом зависят от акустических свойств помещения. Правильно организованная студия должна обеспечивать оптимальное сочетание эффектов поглощения и диффузии. Чтобы профессионально подойти к ее обустройству, нужно понимать природу звука и его поведение в разных видах помещений.

Например, важно знать, что в закрытых пространствах акустическое поле формируется не только прямой волной, идущей от источника звука, но и ее отражением от стен, потолка и любых других препятствий. Эти прямые и отраженные волны образуют рассеянное звуковое поле, благодаря которому звук не пропадает мгновенно, а постепенно затухает. Такой эффект называется реверберацией, а скорость затухания звука — временем реверберации.

Время реверберации зависит от множества факторов, начиная с размеров и покрытия поверхностей комнаты и заканчивая ее формой. Так, к примеру, в обычной прямоугольной комнате с параллельными поверхностями стен часто появляется флаттер-эффект, или «порхающее эхо», когда в результате многократного отражения в точке приема звук время от времени усиливается, а на коротких импульсных звуках превращается в дребезжание, треск или многократное постепенно затихающее эхо.

Свободное оперирование знаниями в области акустики подскажет, как избежать подобных неприятностей, и даст теоретическую основу для расчетов максимально подходящего для ваших целей помещения студии, поэтому, прежде чем приступать к проектированию, изучайте матчасть.



2. Проектирование


Расчеты и разметка


В зависимости от назначения, студии могут отличаться по размерам, оборудованию и предъявляемым к ним требованиям. Нашей компании требовалась малая камерная студия звукозаписи, для которой мы использовали пространство в 24 м2.

Перед нами стояла задача организовать два помещения:
  1. тон-комнату, которая служит для записи голоса, шумовых эффектов и музыкальных инструментов. Она должна быть изолирована от всех внешних звуков, иметь приемлемую реверберацию и обеспечивать комфортное размещение музыкантов/актеров во время записи;
  2. контрольную комнату, где саунд-дизайнер будет создавать, прослушивать и обрабатывать звуковой материал. Такое помещение хорошо шумоизолировано и позволяет слышать чистый звук мониторов, не окрашивая его и не искажая реверберацию звукового материала.

Чтобы рассчитать размеры контрольной комнаты, можно использовать формулу, рекомендованную Европейским радиовещательным союзом и Международным телекоммуникационным союзом:

1.1w/h ? l/h ? 4.5w/h ? 4,
l/h < 3, w/h < 3


где l — длина, w — ширина, h — высота помещения.

При этом должны быть исключены целочисленные соотношения длины и ширины помещения к его высоте в пределах ± 5%.

Для упрощения расчетов мы использовали специальные калькуляторы, которые несложно найти в интернете.

Из формулы видно, что для «дыхания» акустики студии критически важна высота потолков. Старайтесь сделать потолки как можно выше, от этого будут зависеть требования к длине и ширине помещения.

Поскольку обработка и синтезирование звука — приоритетная задача в геймдеве, более важным помещением для нас была контрольная комната. Расчеты площади мы начали именно с нее, а тон-комнате отвели оставшееся пространство.

Ниже приведен график, на котором результаты расчетов для контрольной комнаты попадают в нижнюю часть благоприятной зоны — значит, по этим расчетам можно начинать работать.



Вот так было разделено на тон-комнату и контрольную комнату пространство нашей студии.


Выбор концепции


Когда с расчетами было покончено и помещение разделено на тон-комнату и контрольную комнату, мы решили определиться с концепциями студийных пространств.

Для небольшой студии, как у нас, лучше всего подходит концепция NE (Non-Environment — «бессредные» контрольные комнаты). В помещении устраняют все прямые углы и противонаправленные поверхности, соблюдая симметричность левых и правых половин. Потолок, заднюю и боковые стены делают звукопоглощающими, а поверхности перед звукорежиссером — переднюю стену и пол — звукоотражающими.

Для нашей тон-комнаты была выбрана нейтральная концепция с асимметричной геометрией помещения без параллельных стен. Такие тон-комнаты имеют наиболее универсальное звучание и подходят как для записи инструментов, так и для работы актеров озвучки. Если в вашей студии планируется только одна тон-комната, лучший вариант — сделать ее нейтральной.

Так как одна из основных функций нашего помещения — шумоизоляция и акустическая коррекция, мы решили реализовать концепцию «комната в комнате», когда внешние звукоизолирующие стены жестко крепятся к полу и потолку, а внутренние полностью отвязаны и выполнены независимо.



Составление чертежей и схем


Выбрав концепцию и закончив основные расчеты, мы занялись дополнительными нюансами планирования помещения.

Для любого оборудования нужно электропитание, поэтому мы позаботились о достаточном количестве и удобном расположении розеток, рассчитали сечение силовых кабелей, сделали надежное заземление, чтобы избежать наводящих и других электрошумов. Все это было сделано на этапе планирования, чтобы потом не спотыкаться об удлинители. Кроме того, тогда же мы продумали бесшумную систему вентиляции и кондиционирования: звукорежиссеры и дизайнеры звука проводят в студии много времени, а значит, там должна быть комфортная температура и свежий воздух.

3. Строительство


Материалы


Рынок звукоизоляционных материалов активно развивается, но если ваша студия строится не в столице, то придется потратить время на поиски подходящего поставщика.

Главное при выборе материала — понимать, что он не творит чудеса. Можно потратить деньги на дорогие бренды, которые в руках непрофессионалов не оправдают ожиданий. То, как в итоге будет звучать и выглядеть студия, едва ли не полностью зависит от проекта и его исполнения. Это не значит, что, воплотив хороший проект с помощью кустарных материалов типа упаковок для яиц, вы получите профессиональный результат. Мы решили выбрать что-то недорогое, но качественное.

Подготовительные работы


Прежде чем приступать к строительству, помещение нужно подготовить: поздно сверлить новые отверстия и прокладывать провода, когда стены внешней конструкции уже возведены. Специалистов по вентиляции и пожарной сигнализации мы пригласили в самом начале работ, чтобы сразу обсудить с ними способы шумоизоляции воздуховодов и пути прокладки проводов к датчикам пожарной безопасности.

После этого, так как студия должна была разместиться в полуподвальном помещении, нам пришлось позаботиться о гидроизоляции и защите от грызунов.

Затем мы обратились в фирму, с которой ранее заключили договор на поставку звукоизоляционных материалов. Вместе с представителями этой компании мы скорректировали расчеты и определились с бригадой рабочих.

Строительные работы


Строительство нашей звукозаписывающей студии предполагало монтаж конструкций, обеспечивающих звукоизоляцию помещения.

1. В качестве основы для внешних и внутренних стен были взяты два независимых каркаса из железных профилей, заполненные двойным слоем акустической минеральной ваты. Для дополнительной звукоизоляции между каркасами решили оставить пустое пространство. Стыки и пересечения профилей изолировали резиновыми прокладками, а саму перегородку с двух сторон обшили двойным слоем гипсоволокнистых и гипсокартонных листов.



2. В контрольной комнате была выполнена конструкция плавающего звукоизоляционного пола. Поверхность после плит OSB — толстый ковролин.

3. В контрольной комнате смонтировали звукоизоляционный подвесной потолок.



4. Под звукоизоляционным подвесным потолком установили звукопоглощающий подвесной потолок типа «Армстронг» с акустическими плитами из минерального волокна и уложенным поверх них слоем минеральной ваты.

5. Систему вентиляции проложили ниже звукоизоляционного подвесного потолка. На каждой точке входа вентиляционных каналов в контрольную комнату установили глушители шума, а поверхность всех воздуховодов изолировали слоем фольгированной базальтовой ваты.



6. В комнатах были установлены металлопластиковые двери с трехкамерным стеклопакетом и системой жесткой фиксации закрытой двери.

В общей сложности строительство заняло 3 недели, и каждый день мы контролировали ход работ и точность реализации проекта. Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что это было правильным решением.

Постскриптум


Конечно, работы по обустройству студии на этом не закончились. Нам предстояло закупить и установить рабочую станцию на базе мощного компьютера, профессиональные звуковые интерфейсы с высококачественными аналого-цифровыми преобразователями, усилительное оборудование, микрофонный парк, соединительные провода и коммутацию, приборы обработки и вывода звукового сигнала, акустические системы и многое другое. Но это тема для отдельной статьи. Главное — мы построили дом, где сможет поселиться качественный звук.

Комментарии (9)


  1. sergix
    28.09.2018 15:08

    Работа «шумовиков» всегда впечатляла и стояла на одном ряду с искусством(фильмы, анимация). Начинал читать статью, думая, что ради игры сделали спец комнату, чтобы там записать звук шагов, как он должен быть в комнате в игре, поэтому чуток разочаровался. Но было познавательно :)


  1. basilbasilbasil
    28.09.2018 15:35

    Вижу приток и отток вентиляции в одном конце комнаты, скорее всего в другом конце будет душняк.


    1. Plarium Автор
      28.09.2018 18:01
      +1

      Действительно, приток и отток вентиляции в контрольной комнате находятся в рамках одного помещения (в отличие от тон-комнаты). Но душняка нет. Лично проверили)


  1. mwambanatanga
    28.09.2018 16:22

    Для нашей тон-комнаты была выбрана нейтральная концепция с асимметричной геометрией помещения без параллельных стен
    Согласно чертежу, у вас в каждой комнате есть параллельные стены (в тон-комнате одна пара, в контрольной — две). Конечно, они могут быть наклонным, но судя по фотографиям, все стены вертикальные, а значит, их плоскости действительно параллельны.


  1. Dragobrath
    28.09.2018 16:41

    Кстати, интересная идея с расстановкой студийных мониторов. У меня самого пара пятёрок и пара восьмёрок, я себе всю голову сломал, как их лучше расположить вместе с двумя дисплеями и столом с регулируемой высотой. Сейчас у меня мониторы стоят друг на друге на штативах позади стола. О том, что пятёрки можно поставить на наклонные подставки прямо на стол я даже не подумал. Спасибо за идею!


    1. Plarium Автор
      28.09.2018 17:54

      Рады, что натолкнули на идею).


    1. basilbasilbasil
      28.09.2018 19:54
      -1

      По прошествии 19 лет подобной работы пришел к выводу, что от столов пора отказываться.
      Во времена кучи рекового железа это ещё имело смысл, несмотря на образующиеся комбы от стола. Сейчас можно от этого отказаться, но почему-то все везут этот старый костыль дальше.


  1. safari2012
    28.09.2018 19:07

    Делаете ли вы озвучку в относительно новых форматах Dolby Atmos/DTS:X/Auro 3D?
    Игры с Atmos-ом можно пока пересчитать по пальцам, фильмы исчисляются уже сотнями.

    Если да, то не могли бы вы описать процесс подробно (возможно в отдельной статье)?


    1. Plarium Автор
      01.10.2018 12:29

      Нет, пока не делаем. Но если сделаем, обязательно поделимся опытом.