Когда пришло время дирижаблей, появились дирижабли. Когда пришло время аэропланов, появились аэропланы. Когда пришло время автомобилей, появились автомобили. Когда пришло время Шатлов, появились Шатлы. Когда придёт время гравишифтеров… А что такое графишифтеры? Ни малейшего понятия. Их время просто ещё не пришло.


Я с огромным удовольствием пообщался с Еленой Хлапиной, CEO в Immergity, на тему того — пришло уже время VR и AR или ещё нет. Как некогда так и не пришло время телевизоров с 3D-экранами, смартфонов с 3D-экранами, Apple Newton и множества замечательных устройств, которые не поняли ни потребители, ни бизнес.



У тебя очень интересный профессиональный путь в МГТУ им. Баумана. Специальность «Системы автоматизированного проектирования». Академия Искусств США в Сан-Франциско. Собственное архитектурное бюро «Инпроект». Почему VR, как ты решила заниматься именно этим направлением?


VR — это было естественным следствием желания максимальное наглядно и презентабельно показывать людям их будущую квартиру, даже если её ещё не существует, даже если дом ещё вообще не построен. И было интересно реализовывать то, что ранее не существовало.


Когда мы начали заниматься технологией, о VR в России вообще и даже в Москве мало что было известно. Мало было применений. И мы поставили амбициозную задачу сделать возможным беспроводное перемещение по будущей квартире в очках виртуальной реальности, чтобы на одной и той же локации, на одном и том же шоуруме можно было демонстрировать разные квартиры. Чтобы человек мог ходить по ним физически и понимать пространство, заглядывать под мебель, выглядывать в окна, наслаждаться, как он будет жить в этой квартире, даже если дом ещё недостроен.


Потому VR в моей жизни появился, как вызов сделать новый полезный инструмент для продажи недвижимости.


Плюс была гипотеза, что благодаря нашей технологии застройщики сэкономят очень много денег на реализации физического шоурума. Ранее считалось важным строить шоурум, куда человек приходит, гуляет по нему. Принимает решение о покупке.


Эти гипотезы мы оформили с предложения и начали сотрудничать с одним из застройщиков, который поверил в нашу идею, авансировал проект. Я обещала вернуть деньги, если проект не удастся. Но проект успешно получился. Он реализован. Проект был оплачен — и с этого началась наша плотная работа с VR.


Как выглядет рынок рынок VR России и мира, когда ты начала этим заниматься? Что изменилось за эти годы?


За эти годы появилось масса оборудования, которое позволило показывать картинку в лучшем качестве, большим расширением, это оборудование позволяет не создавать свой софт — об этом беспокоятся уже крупные IT-корпорации. В нашем первом кейсе мы, по сути, написали софт с нуля. Связали датчики движения со шлемами, написали целую обвязку, чтобы в CardBoard можно было ходить по квартире без проводов. Появилось сейчас невероятное количество оборудования, позволяющее наслаждаться VR в гораздо более комфортных условиях.


И далее что изменилось…


Больше игроков появилось на рынке. VR стал более понятным. Особенно для девелоперов, которые изначально скептически к этому относились. А сейчас многие попробовали и осознали, что в определённых ситуациях VR помогает расширять возможности пользовательского опыта и продавать с большим удобством объекты недвижимости особенно в новостройках.



Ещё изменилось наше мышление. Мы ставили себе всё новые и новые цели. Одной из них стала реализации VR-шоурума для Hoff — уникальный опыт в реальном времени настраивать интерьер, стены, полы, выбирать мебель, цвет, отправлять клиенту снимки на электронную почту.



Наверное, тогда если бы мы сфокусировались на первом успехе и действительно в лучшем виде его оцифровали, показали метрики успеха, показали возможности масштабирования и интеграции, мы бы заработали ещё больше денег, ещё больше славы, нежели переключившись на другую деятельность. Но сейчас сложно сказать, что было бы лучшим, что было бы худшим.


Благодаря тому, что нас заметил Алексей Блохин — помог с точки зрения ресурсов для увеличения штата команды, найма профессиональных специалистов — мы изменили направление движения.


И переключились с инструментов B2B на большой рынок игр. На тот момент, когда мы заходили на рынок VR, он нам казался вкусным и по всем прогнозам он должен был расти. Но когда мы начали работать и выпускать первые игры, мы поняли, что нет того фантастического спроса, который мы предполагали. И эта проблема не только в наших играх, а в принципе эта история просто о том, что не было того рынка, рынок пошёл на спад. И так поучилось, что даже игры при победах в конкурсах, при использовании известных брендов, например «Фиксики», больших денег не заработали. Но мы поняли потенциал софта и геймифицированных продуктов.


Особо денег мы на играх не заработали. Зато обогатились опытом. И мы вернулись к B2B кейсам. С понятной прогнозируемой монетизацией, когда при заключения договора с клиентом ты получаешь плату, которая позволяет выполнить разработку. Мы сделали для того же «Сбербанка» виртуальный шоурум. Игру дополненной реальности создали для «Сбербанка». Ещё ряд VR-шоурумов для B2B-клиентов.


И нащупав идею автоматизации процессов дизайн-проектирования мы пришли к формированию внутреннего ТЗ на проект VIM.


VIM — это генератор автоматических интерьеров. Над этим проектом мы сейчас и трудимся. И который объединяет весь тот опыт, накопленный мною и всей моей командой.


Мы стали резидентами Сколково. Вошли в 16% компаний, которые получаются этот статус с первого раза. Защитили грант, в результате стало немного проще развивать проект. Государственная помощь оказалась очень кстати.



Благодаря гранту Сколково родился VIM, как автодизайнер, который способен распознать план. Человек заполняет небольшую анкету — и VIM поставит на распознанный план мебель. И заодно предложить пользователю несколько вариантов расстановки мебели на пространстве — без долгого ожидания.


Какие основные тренды VR и AR? Куда всё это движется? Что перспективнее?


Этот вопрос часто задают на крупных конференциях. Мне кажется, что эти инструменты хороши для реализации своих задач. AR — как инструмент подсказки, обучения. Мixed Reality так же хорош в качестве подсказки — например, на производстве может подсказать сотруднику, как действовать в чрезвычайной ситуации. А VR он даёт полное погружение и даёт смоделировать то, что в реальной жизни не существует, задействовав многие каналы восприятия.


Бывает такое, что технологии оказываются не ко времени. Потребители просто не знают, что с ними делать. В результате тренд затихает. Похоже было с 3D-телевизорами и 3D-экранами у смартфонов. Как ты считаешь, может ли такое произойти в VR?


Технология уже пользуются стабильным спросом. Самое важное для технологии найти правильное применение. VR используется в обучении. Позволяет человеку включится в процесс. Спрос есть. Я верю, что спрос будет ещё больше.


Если бы было понятное бизнес-использование, то 3D-экраны смартфонов существовали до сих пор. А так это оказался игрушка, которая никому не нужна — ни пользователям, ни бизнесу.


Какие ты видишь препятствия VR — железо, софт или пока ещё неадаптированное управление под VR? Пока что разработчики копируют стандартные сценарии, отработанные в 2D устройствах.



Конечно же, в VR должны быть совершенно другие интерфейсы. Копируя стандартные подходы, не добьёшься революционного прогресса. Над интерфейсами в основном трудятся крупнейшие международные компании, которые занимаются играми в VR. Компании, которые занимаются тренажёрами. Военные корпорации.


Ты на международных выставках общалась с топ-менеджментом компаний Sony, HTC, Samsung. Как ты думаешь, что они планируют в ближайшие годы, какие тренды в VR намечаются?



Удешевление самих устройств. Основная преграда — довольно высокая стоимость. Чем меньше, чем удобнее будет это устройство, тем оно будет более востребованное. В идеале это очки — которые могут работать и как обычные очки, и как VR\AR устройства. Я знаю, что все перечисленные компании разрабатывают примерно подобные устройства — у каждого свое видение, но тем не менее.


Как ты думаешь, когда VR придёт в кибер-спорт? Кто-то уже занимается подобным?



Да, сейчас ведутся разработки. Тяжесть самого шлема делают неудобным многочасовое пребывание в шлеме. Это ограничивает использование VR в кибер-спорте.


Какие применения VR ты сейчас видишь в целом? Архитектура, оборонная промышленность, медицина, обучение?


Всё вышеперечисленное. Тренировки сотрудников при вероятности техногенной аварии, например, взрыва реактора — точность движений, скорость решений, отработанность тактик.


Сможет ли ИИ заменить человека дизайнера и когда это произойдёт?


Я думаю, что всегда останутся VIP-клиенты, которые захотят общаться с человеком. Эти люди покупают не только продукт и решение, но и сам процесс. Я думаю, что ИИ будет полезен в сегменте средне-эконом комфорт. Высокие специалисты в дизайне всегда будут востребованы — хотя бы для того, чтобы обучать ИИ.


Какие планы твоей компании на будущее?


Я очень хочу, чтобы проект VIM стал платформой, который бы объединял таких игроков, как банки, кредитующие покупку недвижимости, мебели, отделки, самих производителей мебели, девелоперов. Планы интересные и большие! Ну, и дальше вывод проекта на международный рынок. В наших планах пока Китай. Но уже появляются интересные предложения из США.


P.S. Мы ждали от VR "Матрицы", синей и красной таблетки… а вместо этого получили маркетинг. Если не ждать от VR развлечений, а видеть в нем маркетинговый, рекламный инструмент, он вполне еще торт. Возможно, это всего лишь переходной этап, а не "большой шаг для человечества". Time will tell!

Комментарии (52)


  1. Matisumi
    19.11.2019 16:16
    +2

    Время VR, по-моему, уже давно прошло. Вроде как еще в 90х. Единственная надежда, что недавно анонсированное новое детище по вселенной Half-Life может вдохнуть в VR жизнь, но на этот счет тоже есть сомнения.


    1. JohnRico Автор
      19.11.2019 16:20

      Елена Хлапина считает, что всё ещё впереди. Я лично отношусь скептически. :) Время VR ещё не пришло. Не потянула аппаратная база. И разработчики не были готовы дать новый чувственный опыт пользователям. Плюс дороговизна устройства.


      1. ghrb
        19.11.2019 16:28

        В понятие аппаратной базы надо ещё включить игровое окружение. Сидишь в танке и вынужден мышью крутить башню плюс помнить хоткеи для всего остального. В авиасимуляторах вроде DCS вроде есть кликабельная кабина, но судя по форумам от мыши никуда не деваться. Костыли какие-то.


        1. JohnRico Автор
          19.11.2019 16:35

          Да. Основная проблема, которую я виду, разработчики так и не нашли новые интерфейсы управления для VR для полного погружения. Управление взглядом — это вообще хана. Контроллеры те, что есть, костыли. Я пробовал. Нет эффекта «Ах!». А покупатель без «Ах!» не купит.


          1. korobkov-k
            19.11.2019 17:09
            +1

            Очень крутой кейс, подаривший незабываемый опыт — serious sam. Геймплейная механика с одной стороны проста и стара как мир, особенно в среде игровых автоматов в торговых центрах. Это просто тир, где стоишь на месте и стреляешь по набегающим волнам. НО! Ты это делаешь с двух рук, ты можешь брать в них разное оружие, ты можешь стрелять за пределы области видимости. Такое возможно только в vr.


            1. JohnRico Автор
              19.11.2019 18:03

              Офигенный пример. Спасибо. Даже попробовать захотелось. Интересный, наверное, опыт.


              1. kei
                19.11.2019 18:20
                +1

                На самом деле, там есть плюсы и минусы, поэтому в демках два сэма: в первом ты сначала говоришь вау, но потом устаешь от специфичского механизма поворота и бега. Поэтому сделали другой вариант — когда ты просто стоишь и отбиваешься от волн. Но это так, на полчасика.


                1. JohnRico Автор
                  19.11.2019 19:27

                  Спасибо за совет. :)


            1. Wijey
              20.11.2019 09:08

              Посоветую ещё более захватывающий вариант — Superhot VR. Особенно хорошо на HTC Vive с беспроводным модулем.


          1. logran
            20.11.2019 10:40

            От современных игр например (в том числе и ААА) и современных видеокарт тоже нет эффекта «Ах!». Более того, есть обратный эффект «мы видели это уже over9000 раз, но в других текстурах». Что не мешает им продаваться, и продаваться весьма успешно.

            На счет контроллеров — руль с педалями для автосимуляторов и джойстик (не геймпад!)+ РУД для авиа/космосимуляторов — то что доктор прописал. Для полного погружения не хватает только подвижного кресла с вибрацией (чтобы чувствовать движок и перегрузки на виражах).

            Ну и в целом впечатления в VR из разряда «Ах!» таки есть. Забавно предлагать людям в VR с балкона шагнуть попытаться (большинство пугается становиться на землю, которой нет). Да и масштабы в VR иначе чувствуются — в том же minecraft VR видеть, что маленький (на экране) блок на самом деле тебе по грудь (метр в высоту) и что яма в 2 блока это действительно глубоко, а грязевая коробка 3х3х3 по факту почти как комната дома — неоценимо =)

            Но таки да, хотелось бы вместо контроллеров перчатки с тактильной отдачей, а вместо телепортов и укачивающего бега на джойстик — locomotion-девайсы с реальной ходьбой.


      1. AlexTOPMAN
        21.11.2019 13:21

        Программная база тоже явно хромает. Почему падение фпс в VR до 7 раз (даже заявляли официально) в сравнении с 2д на ПК при тех же настройках и условиях? (речь про шлемы, подключаемые к ПК) При том, что переключение в почти аналогичное 3Дстерео (NVidia 3D Vision) на ПК роняет производительность всего в 2,2-2,4 раза (т.е. в 2 раза + накладные 10-20%). Единственное, что добавляет VR к 3Дстерео — это корректировка перспективы и скругление углов кадра под особенности конкретного шлема VR (но не трёхкратным же падением фпс! Это довольно несложная обработка кадра уже в 2д на финальной стадии).
        В итоге получается, что под VR современных ААА игровых проектов почему-то раз-два и обчёлся, а в стерео очках спокойно на максимальных настройках идёт почти половина из них (это уже с учётом тех игр, где энтузиасты сами поковырялись и исправили все добавленные разработчиками несовместимые с 3Дстерео оптимизации и фокусы, а также отключенную по тем же причинам стандартную поддержку SLI, из чего, кстати, понятно, что и массовому ПК/консольному контенту тоже отчасти плевать на VR и лучше выжать ещё пару средних фпс, пусть и ценой потери совместимости с VR, 3Д очками и SLI).


        1. trir
          21.11.2019 13:29

          В vivecraft видно, что картинка формируются из нескольких плоских видов, то есть для одного VR-кадра формируется несколько плоских и сшиваются в некую панорамную картинку. Это всё легаси, потихоньку переделают


          1. AlexTOPMAN
            21.11.2019 13:38

            А зачем эти фокусы из нескольких плоских видов, если достаточно всего двух полноценных ракурсов для каждого глаза? Это и делать быстрее и лаг меньше.


            1. trir
              21.11.2019 13:44

              поменялось расстояние до экрана, видимо решили, что проще пока сделать такой костыль


            1. trir
              21.11.2019 13:54

              или придётся делать новый DirectX/Vulcan с переписными функциями Viewing frustum


    1. dipsy
      19.11.2019 18:51

      А оно приходило? В 90-е что-то если и было, то это даже не смешно, я подозреваю даже без трекинга движения, просто стереокартинка вместо монитора выводилась на очки с VGA-разрешением. Даже дорогие современные девайсы не дают ощущения погружения, из-за различимых пикселей, что не позволяет использовать их в очевидных сценариях вроде просмотра кино на виртуальном IMAX-экране в виртуальном кинотеатре, например, да и шея устает, а лицо потеет, час или 2 в них пробыть это удовольствие на любителя.


    1. eridium
      20.11.2019 13:14

      К сожалению, VR 2000-х и 90-х совсем не помню, в силу возраста.
      Видела обзор на Virtal Boy, и это что-то совершенно иное (я бы сравнила с черно-красной консолью в VR-очках).
      Говорят, в 2000-х что-то было, и не очень впечатляло. Но в торговых центрах можно было поиграть.
      Сейчас по моим субъективным ощущения в моем городе «центров виртуальной реальности» становится все больше и больше.
      Возможно, вы или кто-нибудь еще помнит и может сравнить сегодняшнюю ситуацию с тем, что было лет 10-20 назад?


  1. azzas
    19.11.2019 16:17

    Джон Кармак забил на VR и теперь срочно надо напомнить о себе, чтобы выбить еще бабла хоть с каких-нибудь инвесторов, пока все еще не отвернулись от этой темы.


    1. JohnRico Автор
      19.11.2019 16:21

      Нет. Не в данном случае. Елена занимается архитектурными решениями. Там всегда есть финансы. Специфическая среда.


    1. Nikobraz
      19.11.2019 17:51

      Зато Габен вспомнил


    1. AlexTOPMAN
      21.11.2019 13:29

      Кармак забил не на VR, а на «работу на других людей». Он талантливый индивидуалист-локомотив и ему много проще своё мнение реализовать сразу в коде, чем постоянно объяснять его другим и договариваться, почему именно так, а не иначе.


  1. wizi82
    19.11.2019 18:04
    -1

    Только мной «Сколково» воспринимается как клеймо?


    1. JohnRico Автор
      19.11.2019 18:06
      +1

      Скажу честно, всё зависит от человека. Туда идут нормальные ребята, чтобы создать что-то новое. Туда идут редиски, чтобы получить нахаляву грант, или как Илья Пономарёв отмыть американские гранты. И туда идут чиновники, чтобы выстирать деньги. Всё это есть.

      Но это не должно влиять на восприятие ребят, которые често и трудолюбиво реализуются свою мечту. Согласны?


      1. wizi82
        20.11.2019 08:21

        Пономарёв отмывал американские гранты? Вот и на вас Сколково свой печальный след оставило…


    1. kei
      19.11.2019 18:17

      Не только Вами :)


    1. roscomtheend
      20.11.2019 13:47

      Не только. Туда идут нормальные ребята, да, но проблема клейма в том, что оно падает и на них и не все захотят работать с ними, к сожалению (хотя бы потому, что определить их нормальность как организации сложно).


      A114n


      Голова кружится от него, глаза слезятся, фокусировка никакая.

      Некоторые и 3D-кино не переносят, тут но оно вполне живёт, тут непереносимость индивидуальна. Других и от обычных шутеров укачивает и мутит на плоском экране, тоже могут сказать что не выстрелят.


      1. A114n
        20.11.2019 16:58

        Да, 3д кино в том же виде живёт. То есть его буквально ложками запихивают в людей, некоторые отплёвываются, некоторым норм, потому что ЭТА Ж МОДНА.

        В наше время покупателя можно найти на всё — хоть на спиннер. Это может говорить о качественном маркетинге, но ничего не говорит о качестве самого товара.


  1. arheops
    19.11.2019 18:36

    Приходит, приходит и все никак не прийдет.

    Просто оказалося, что мозг не очень рад текущему VR. А так он еще с 2000х приходит.


  1. A114n
    19.11.2019 19:38
    -1

    Не будет никакого VR.
    Голова кружится от него, глаза слезятся, фокусировка никакая.
    Свою нишу он, конечно, займёт, но стать таким же массовым как смартфоны или компьютеры точно не сможет.
    Хотя понять Елену Хлапину я могу, ей нельзя пугать инвесторов страшной правдой.


    1. stilet69
      19.11.2019 23:10

      VR будет. Он уже есть. У меня шлем Окулус Рифт S-ка. В обычные плоские игры после того же Pavlov VR или Skyrim VR — уже просто невозможно играть. В ИЛ-2 Штурмовик реально в кабине вертишь головой и вздрагиваешь от грохота попаданий пуль.
      В авиасимуляторах вообще все отлично.
      И да, меня не тошнит. Вообще. Единственное когда подбитый самолет несется к земле закрываю глаза и сжимаюсь в кресле.


      1. AlexTOPMAN
        21.11.2019 13:43

        Зря вас минусят. Да, вам повезло с вестибюлярным аппаратом, но описали вы — всё верно. Для таких, как вы — VR уже есть (достоинствам вы радуетесь, а недостатки уже научились не замечать). Это нельзя не признать.


    1. trir
      20.11.2019 08:18

      часами играю и никаких проблем, голова не болит
      лицо потеет — это да, но беда не большая


    1. logran
      20.11.2019 10:52

      А VR не надо становится прям совсем массовым, как смартфоны или компьютеры. Это специфическое устройство, рассчитанное под специфические задачи.

      Оно живет в той же нише, где консоли и аркадные автоматы. Игровое и мультимедийное устройство с отдельным эксклюзивным контентом, имеющим свои нюансы и ограничения. Microsoft со своим дешевым WMR по 200-250$ сильно продвинуло его в массы. Если под давлением Rift S они WMR улучшат и удешевят хотя бы до 150-200$ — вполне выйдет массовое распространение.

      В VR уже прекрасно себя чувствуют авто/авио/космо-симуляторы и всякого рода Меха, в которых игрок в кабине устройства и избегает укачивания. Неплохо устроились разного рода тиры, в т.ч. и в жанре Roller Coaster с элементами хоррора. Аркадные вещи вроде бокса в VR и всякие там Beat Saber оказались достаточно фановыми и хайповыми, чтобы разойтись в массы, не претендующими на графонистость (пиксели не мешают картинке), не укачивающими т.к нет ходьбы, и при этом ставшими еще и неплохим таким фитнесом/кардио, которым занимаешься не через силу «потому что надо», а в удовольствие.


  1. Mykola_Von_Raybokobylko
    20.11.2019 11:53

    Может ушло, может не пришло, но хотелось бы видеть технологию без дополнительных приспособлений. Без шлема, без прибамбасов в руке имитирующие настоящий предмет. Без всего того, что компенсирует мозг. По мимо тактильных ощущений есть еще запах и ощущение пространства. Возможно порно совершит очередную революцию.

    В комментариях упомянут Ил-2 так он и на большом экране смотрится местами вполне реалистично если включить режим камеры из стакана. Аналогичная игрушка были в начале 2000-х. Да графоний был неахти, но каплю фантазии и ощущение как в настоящем самолете или вертолете.


  1. Areek
    20.11.2019 16:07

    Представил себе VR-клубы, как раньше были компьютерные…


    1. azzas
      20.11.2019 16:17

      … и все играют в Mortal Combat, во мясо будет.


  1. ChieF_Of_ReD
    20.11.2019 18:59
    +3

    Пока не будет решена проблема передвижения в пространстве, то VR будет игрушкой на побаловаться, не более. Как-то тут мелькала статейка про ролики с обратным ходом как раз для этих целей, запатентовал, то ли гугл, то ли валв, сейчас найти уже не получилось.


    1. trir
      20.11.2019 20:15

      Пока не будет решена проблема передвижения в пространстве

      а в чём проблема?


      1. ChieF_Of_ReD
        21.11.2019 13:06

        а как вы собираетесь играть и конкурировать в обычном допустим counter strike.
        Например разберём игру как она сейчас. клавиатура это управление ногами, мышьэто поворот головы, но так как у человека две руки и полноценно он может управлять только двумя девайсами, объединили поворот головы с поворотом оружия. посему мышь это обзор + стрельба.
        Когда мы имеем в виду VR, у вас голова и обзор отделяются от рук и направления оружия, но выпадает передвижение и управление ногами.


        1. trir
          21.11.2019 13:08

          там много способов есть, мне больше всего нравится использовать trackpad habr.com/ru/post/426357
          в Fallout 4 прекрасно работает www.youtube.com/watch?v=36RwY1bJS0A


          1. ChieF_Of_ReD
            21.11.2019 14:28

            И как вы собираетесь конкурировать с другими игроками, которые используют клавиатуру и получать от этого удовольствие?


            1. trir
              21.11.2019 14:44

              не знаю, не играю в Pavlov VR www.youtube.com/watch?v=vRS84uZ-Vnc


              1. ChieF_Of_ReD
                21.11.2019 15:01

                Знаете, мне это напоминает футбол в ластах с закрытыми глазами.


            1. eridium
              21.11.2019 14:56

              Так же, как сейчас.
              Игроки Overwatch c консолей и игроки с PC играют на разных серверах. И с другом, если вы на PC, а он на PS4 пойти нельзя.
              Ходят слухи, что подключивших клавиатуру к консоли вместо геймпада пытаются ловить и банить, но так как консоли не имею, точно не знаю.


              1. ChieF_Of_ReD
                21.11.2019 15:11

                А вы не задумывались почему такое разграничение? Если можно играть и так и так, почему оберегают игроков на джойстиках, от вторженцев с клавиатурой и мышкой? И почему не может быть никаких турниров на консолях в подобные игры?
                Девайсы должны конкурировать, т.е. есть игроки на мышках, и клавиатурах, приходит такие с джойстиками и говорят, я тебя порву в контру, но в итоге оказывается наоборот, джой не конкурентен в одной среде.

                Кстати ровно так же наоборот, как неудобно на клавиатуре летать в флай симуляторы. Есть такая игра star citizen, как же фигово играть на истребителях на клавиатуре и как же афигенно, когда подключаешь специально заточенные под это дело джойстики авиасимуляторов, просто небо и земля.


                1. eridium
                  21.11.2019 19:13

                  Отлично понимаю, что геймпад проигрывает, а джойстиков так и вообще почти не ни у кого не видела. Но тем не менее, геймпады и консоли от этого не умерли, даже без чемпионатов.


                  1. ChieF_Of_ReD
                    22.11.2019 13:40

                    ну дык рынок приставок и консолей сложился задолго до пк, например тот Мортал Комбат я не представляю как можно играть на клавиатуре, не отрицаю, можно, но ощущения другие.


        1. eridium
          21.11.2019 19:28

          Еще в Минске есть несколько каких-то арен, где игрокам вешают на спину рюкзак, вручают пистолет и вешают Oculus Rift. Стоит это довольно дорого (вроде бы 20$ c человека за полчаса), но там можно двигаться с очками и взаимодействовать с другими людьми.
          Меня там не было, но команда с другого проекта ходила туда на тимбилдинг. Вроде часть игр им понравилась.


          1. ChieF_Of_ReD
            22.11.2019 15:35

            Да, неплохо, но слишком узко направлено, дома так не развернёшься.


            1. eridium
              22.11.2019 16:47

              Да, это скорее лазертаг в VR.


    1. stilet69
      20.11.2019 20:36

      Тоже непонятно. Двигаешь стик и идешь.


  1. shaman4d
    21.11.2019 19:33

    Автор опоздал на 2 года. Сейчас мода на ИИ. Нишевое VR (особенно если есть крупные клиенты ) почему нет? а для обычных людей это уже вторая попытка но народ как-то не спешит затянуться в шлемы.