Итак, у нас есть экскурсии по Золотому кольцу России. Для пенсионеров это желанное приключение, для молодёжи — особый подвид предельно скучного и бессмысленного занятия. «20 храмов за 3 дня», «Самые нудные экскурсоводы, сыпящие датами», «Очереди в банальных местах вроде заселения в отель» — это из отзывов. Думаю, вы и сами можете себе всё это представить.
Вот так должно выглядеть заселение в отель: без людей и анкет, чёрт побери!
Первый вопрос к любой деятельности — это зачем она делается. Обычно после грамотных ответов процентов 20 проектов в компании можно закрывать, потому что они плюс-минус бессмысленны. Второй вопрос — как всё декомпозировать и переделать каждый кусочек в соответствии с целью.
В примере подошли немного иначе: переписали всё, что бесит, и просто начали думать, как это убрать. Подход, очень знакомый мне по рознице — это способ резко поднять уровень сервиса до небывалых высот. Давайте пройдёмся по тому, что конкретно сделали в этом примере.
Пробки на выезде из Москвы
Туроператор «Анкор» делает туры с 96-го года. Сначала была Европа, в какой-то момент добавилась Россия. Наш маршрут — Золотое кольцо. Цель — альфа и бета-тесты с группой экспертов. Сюрпризы пошли сразу: мы выехали утром понедельника. Большинство тургрупп отправляется на выходных, как раз тогда, когда народ едет в этом направлении на дачу, а возвращается вместе с теми, кто едет на работу. Это даёт примерно 2 часа потерь в первый же день.
И вот всего 50 лет туризма нужно, чтобы понять, что начать отправляться можно в понедельник.
Почему так? Потому что большинство туров по кольцу — это туры выходного дня плюс пара будних. Но, внезапно, туристы могут выезжать и без привязки к выходным. Этот тур спланирован как модуль группы развлечений, чтобы туристы (в том числе иностранные) могли гулять по Москве на выходных. Программа такая: приехали в пятницу, погуляли по городу, осмотрели фрагмент Ленина и выставку достижений китайского хозяйства, а на будние взяли Золотое кольцо. По будням свободнее отели, рестораны, нет очередей на входах в кремли и нет пробок. Логистика становится предсказуемее, и можно закладывать меньшие интервалы на «если застрянем». Это значит, что будет меньше скучных историй, когда приехали раньше и нужно тянуть полчаса.
Если вы забыли дома компас и карту, то отличить границу Московской области можно по торговым автоматам
Ужимание гида
Одна из самых страшных историй — это когда гид на Золотом кольце на полном серьёзе намерен прочитать двухчасовую карательную экскурсию. В нашем эксперименте «Анкор» попросил гидов на каждой точке читать сокращённые версии экскурсий.
Например, на комплекс в Суздале было заложено 2 часа, а надо уложиться в час. Золотая кладовая — 15 минут, показать, что она есть, дать сделать фото, подсветить 3 главных объекта. Колокола — показать, что они звенят, и сказать, как сложно это всё, показать звонаря за работой. Тюрьма — показать, что там сидели немцы (важно для иностранных групп) и пару камер. Архитектура и огород — ещё 15 минут.
Результат получился странный. Никто вообще не поменял программу. Часть гидов просто игнорировала тайминги («Ну как так-то, экскурсию же надо рассказать»), а потом обижалась на то, что мы не идём в ещё какую-то часть комплекса. Другая часть поняла про тайминги, но не поняла про контент, и просто говорила в два раза быстрее. Что довольно страшно, особенно, когда тебя засыпают датами. Меня особенно поразила экскурсия в Ярославле, где гид до кучи не ответила ни на один вопрос («это будет дальше по экскурсии, не отвлекайте»).
— Рассказывать 18 минут про одно украшение? Подержи моё пиво!
Ещё одна проблема — то, что гиды во многих городах любят деньги больше, чем впечатления туристов, и не дают приезжим проводить экскурсии по своим комплексам. То есть нужно привезти им туристов, отдать гиду на месте деньги, и он сделает экскурсию. Схема «отдать деньги юрлицу и провести свою экскурсию» тоже не работает, только местный гид, только хардкор. Просто не пускают на территорию комплекса не своих, не дают вести экскурсии, не сертифицируют и вообще мешают организационно.
Как вы, возможно, знаете, это сейчас успешно решается IZI travel и другими аудиогидами, просто напрочь выбрасывающими местных гидов с рынка. К сожалению, в том же IZI при прекрасных экскурсиях по Европе и всяким окраинам есть невероятное количество той же залепухи с мешаниной дат и имён всех отпрысков царя, что и в речи официальных гидов. С интонациями моей школьной учительницы по литературе, которая надолго привила ненависть к русской классике ученикам.
В итоге «Анкор» решил переходить на масс-персонализацию с помощью мобильного приложения для группы. Но сначала надо поговорить о том, что группы планируются мультиязычные.
Мультиязычные группы
Аудиогид не привязан к языку. С коллективом из русских туристов может поехать пожилая пара немцев, американец, четверо французов и молчаливый японец. Это решает сразу огромное количество проблем от раннего бронирования (критичного для Европы — у нас не каждый оператор может обеспечить выезд в нужные даты, если предупредить за полгода) до контента. Иностранцы хотят общаться с настоящими русскими жителями, и для них это очень ценно. Это мы знаем по опыту Транссиба, когда самое большое счастье — сутки ехать в плацкарте с мужиками «в пижамах» (на самом деле, майках-алкоголичках до колен), не знающими языка, но старающимися дружить. Как умеют. Кончается, конечно, катастрофически, но всем нравится.
Нашим тоже интересно, как японец откроет бутылку казацкой шашкой (похожей на катану, точнее, пехотную саблю син-гунто), на что похож вкус борща для французов, можно ли споить американца, и что немцы думают по поводу дороги от Гаврилова Посада до Иваново.
В общем, впечатления на каждом шагу просто из взаимодействия с окружающим миром. «Русский, немец и поляк пошли как-то в баню...». Единственный момент в том, что иностранцы обычно хотят как минимум один рынок и побольше русского быта. Быт здесь будет в общении с другой частью группы, а рынок будет сокращён до чего-то необычного ярмарочного, — всё же нас развалами с рыбой удивить сложно.
В тестах мы тоже общались между собой потихоньку и узнавали новое. Владелец парка автобусов рассказал, как правильно сливать бензин при всех датчиках. Туроператор — что было, когда в Италии ночью угнали автобус (группа не заметила). Гид — как в Амстердаме купили групповые билеты на метро, а полицейский пытался разогнать экскурсию со словами «демонстрации запрещены». Я знаю, что делают геологи, когда уходят в кусты пописать на трассе, а автобус уезжает. Узнал, что страховка не покрывает попадание в дурку в Европе, ну и услышал, как бабушка сдала в Лувре в сейф кастрюлю с тушёнкой.
Но, как вы понимаете, всё равно нужно что-то, что заменит гида.
Масс-персонализация
Это технология, когда продукт построен так, что кажется вам нежной ручной сборки, но на деле автоматизировано собран под вас. Первой ласточкой был «Диснейленд» ещё в аналоговый век.
Предполагается, что это будет приложение на терминале в автобусе или на телефоне туриста, которое умеет делать следующее:
- Проигрывать аудиоблоки по несколько минут про то, что сейчас видит группа.
- Запускаться от координат или от команды гида («гид предлагает перейти к такому-то фрагменту»).
- Трекать гида, автобус и туалеты на карте и отвечать на запрос координат («гид просит отправить геопозицию, да/нет»).
- Показывать разные вспомогательные вещи вроде карты кремлей, калькулятора валют, адреса отеля, программы на день и так далее.
Интересное, конечно, с блоками гида. Во-первых, весь маршрут нужно декомпозировать на блоки по 3-5 минут. Во-вторых, каждый блок нужно не только перевести, но локализовать. Когда мы говорим про квас, всем всё понятно. А вот японцу нужно будет пояснить, что такое этот русский хлебный перебродивший сок. Опять же, нам, возможно, интересно, какая связь между Киевом и Москвой через исторического персонажа, а вот иностранцам пофиг — то есть каждый кусок подаётся с учётом специфики. Предполагается, что модуль делится на ядро (что нужно точно рассказывать) и локаль-часть (обычно около 15% дополнений).
Тематические блоки тоже варьируются. Понимание региона отличается для разных локалей, в каждом регионе подсвечивается одна из ценностей или особенностей, объясняется культура. То есть к моменту приезда в город какой-то фон уже есть. Самое сложное музеи — из большого объёма сделать главное и интересное.
Как вы понимаете, доведенная до ума такая схема в целом позволит не только избавиться от местных скучных гидов, но и тестировать каждую экскурсию по интересности по каждому блоку. А, ну и да, снять человеческий фактор — вместо гида будет робот. А сам сопровождающий сосредоточится на решении проблем туристов.
Итого этот план позволит и выравнивать загрузку, и добавлять приключений между иностранцами и россиянами, и вообще звучит круто. Но остро нуждается в тестах. Пока эта часть для туркомпании самая сложная, потому что, очевидно, они не разработчики.
Автобус с розетками и большим расстоянием между креслами
Люди живут с гаджетами, и поэтому на каждом пассажирском сидении автобусов оператора есть USB-розетки. Поскольку планируется делать мобильное приложение с языковыми версиями, так и так электросеть нужна либо под терминалы, либо под зарядки. Вайфая нет, но почти везде по пути (за исключением пары мест по 20 км между городами) есть хорошее сотовое покрытие.
Большое расстояние между креслами = спинка нормально откидывается. Вторая кнопка сбоку — сдвиг на 6 см в сторону прохода.
Заселение до экскурсий
Канонический путь — ушатать группу вусмерть пятью экскурсиями, а потом привезти в отель и заселить вечером. Чтобы спали ровно и не выделялись по городу. Селить днём почти нельзя: ведь туристов водят по музеям, а музеи в регионах закрываются рано, обычно 17:00, максимум 18:00.
Наши протагонисты выбрали другой подход: заселение обычно сразу после переезда (то есть днём), а после обзорная экскурсия по очередному городу и ужин в ресторане. То есть люди могут бросить часть вещей, переодеться под погоду в городе, принять душ, что-то поставить на зарядку и так далее. Обычно на заселение примерно минут 20-25 до обеда, и этого времени хватает. В тестах было видно, что люди, в целом, не склонны пропускать обеды, поэтому на следующую экскурсию никого ждать не приходится.
Классическое заселение выглядит как верх идиотизма — бронирование идёт с копией паспорта, а потом туристы встают на стойке в очередь на получение ключей и проходят стандартные процедуры: заполнение анкеты, ксерокопия первой страницы паспорта, получение ключа. Да, это по полторы минуты на номер, но при группе 20 человек уже проблема. Что характерно, никто не задумывается, что примерно половина действий бессмысленна.
Сканы паспортов можно взять из почты и распечатать — они отправляются при бронировании. Ключи можно разложить на стойке и подписать фамилиями туристов — пусть расхватывают сами. Анкету можно давать либо при выселении, либо положить в номер и попросить заполнить к выселению.
«Анкор» проинструктировал отели по дороге сделать именно так. Для двух даже при наличии подробного объяснения, как улучшить процесс, это оказалось шоком. И сделать правильно они не смогли. Я ни разу не удивлён, потому что вижу такое почти в каждой стране. Но всё же один раз получилось на 100% правильно.
Отдельно стоит сказать про выбор отеля. Как в путешествиях по миру ты никогда не угадаешь, как именно работает кран в душе, так и в наших отелях самый первый квест — найти розетку. На Золотом кольце ныкание розеток выделяется особой изобретательностью: я видел и всего одну в комнате для холодильника, задвинутую столом; и подключенную прямо в линию подложку для чайника без розетки; и единственную розетку около входа в номер, видимо, для обуви. К счастью, наконец-то нашлись люди, которые выбирают отели в том числе по одному из весовых коэффициентов «удобная розетка».
Правильная еда
Знаете, что иностранцы говорят в Ярославле, когда идут обедать? «Опять этот красный суп!». Потому что на Золотом кольце каждый ресторан старается удивить традиционной русской кухней. В итоге у нас на первое всегда борщ, на второе всегда картошка с мясом в разных формах, салат — селёдка под шубой, а десерт — водка. Три раза в день каждый день в разных местах.
Надо сказать, что рестораны почувствовали это по отзывам и начали менять предложение. Кто-то уходит во фьюжн-кухню, кто-то пытается играть компонентами и так далее. Получаются знакомые блюда, приготовленные так, что их хочется пробовать. Ну, знаете, разница между классической перловой кашей и вот этой с куриными сердечками, как между «Терминатором» и «Терминатором 2»:
А так — надо просто заказывать разные блюда, а не отдавать выбор на откуп заведению с их «набор еды туристу №1».
Завтрак: когда в отеле большой поток туристов, то обычно есть шведский стол, и это устраивает всех без исключения. Я сейчас не говорю про финский шведский стол, означающий «можешь выбрать из супа и трёх видов сухарей, но пополнять тарелку можно сколько угодно». У нас ещё до такого не дошли, к счастью. Когда поток поменьше, либо оператор ужимает бюджет, накрывается комплексный завтрак, состоящий из реальной каши с хлебом и мнимой части. Так вот, группам нужен континентальный завтрак, если он порционный — потому что наши любят поесть, а иностранцы должны чувствовать, что русские пытаются убить их едой. Это называется «гостеприимство».
Обед и ужин на турпрограмме важны не только едой, но и сервировкой. Люди ездят «переключать картинку» и вырываться из обычной рутины, и часть впечатления — чтобы всё было похоже на праздник. Обедать в столовой даже на Золотом кольце — не круто.
Ещё фиксы
Организатору до выезда нужно рассчитать график туалетов и проверить их. Если на точке с санузлом проблема (он создаёт бутылочное горлышко, он создаёт неизгладимое впечатление и т.п.), то в этом месте экскурсии не будет, либо она будет очень короткой, в районе 15 минут. Подводить иностранцев к дырке в полу очень интересно для погружения в атмосферу Древней Руси, но цель не в этом. Как мне кажется, причинять душевные страдания — это всё-таки принцип оказания государственных услуг (почти в любой стране), а не коммерческих.
Потом язык гида: предполагается максимально простой. Сейчас уже спам-маркерами считаются причастные обороты, больше трёх дат на блок и так далее. Сейчас уже обкатываются в тестах фрагменты для Золотого и Усадебного колец. В общем, верной дорогой идут товарищи.
В ходе тестов кто-то из экспертов отметил, что 56% впечатлений от экскурсовода складывается по тембру голоса. То есть в отзывах бывает «он заботливый, добрый, но поменяйте, голос с нотками визга пенопласта по стеклу». Точнее, обычно это сформулировать не получается, но людей бесит. Ещё нужно в аудиоблоках постоянно чередовать женский и мужской голоса, чтобы было оживлённее.
Что интересно, ещё подход с приложением и языковыми блоками открывает турпродукт интровертам. Сейчас эта аудитория очень сильно недооценена из-за того, что нормальный интроверт просто не поедет в автобусе с очень высокой вероятностью. Кстати, потому, что нужно ходить за гидом и ловить его слова, что очень напрягает на экскурсиях. В рамках теста мы ходили с радиогидами (не было записанных блоков, но гид давала тот же материал в канал), что оказалось очень крутым. Ощущение почти как от самостоятельной поездки — даже если ты через два квартала от группы рассматриваешь отличного мутольва в узоре на стене, можно услышать про то, что монголы вовсе не при делах при сожжении Суздальского кремля. Кстати, наш гид рассказывала, что в автобусах есть штатная переключалка на радиомикрофон, но её мало кто использует. Как-то благодаря этому её экскурсия транслировалась на 17 автобусов на площади.
В общем, получается довольно интересно под нишевую аудиторию. Продукт чуть дороже обычного, но заплатить 5-7% сверху за то, чтобы не вспоминать детскую травму от советского экскурсовода — такие люди есть. Собственно, я очень хорошо знаю из своих исследований, что около 18% людей считают вообще любые путешествия по России унылыми. Тут надо сказать, что «Анкор» вообще-то уже доказал, что умеет раскрывать нишу до целого рынка. В 96-м году они возили в Париж и Рим, тогда запрос был на «5 стран за неделю на автобусе». Потом появился неожиданный запрос на комфорт: стали стыковать самолёт в Европу и автобус на месте, а для иностранцев — чтобы в России была ночь в поезде. Для немцев, например, это дико прикольно, потому что поезд просто не может столько ехать, чтобы там спать. Потом запрос наших туристов эволюционировал на тематические экскурсии, и «Анкор» стал возить своих гидов (получалось дешевле, чем нанимать на месте). Уже где-то в 2005 стало важно переходить к качественному контенту внутри тура: чтобы и отдых, и изыски, и тематичность. Уровень гидов менялся: нужен был не только знаток, но и психолог, понимающий, какая тактическая обстановка в автобусе. Кроме выбора темы ещё важно делать так, чтобы хотя бы 15-20% подаваемой информации человеку были знакомы и понятны, иначе будет отторжение. На Золотом кольце, к слову, такой информации должно быть до 25-30%, иначе люди будут думать, что вообще не знают своей страны, а это портит настроение и порождает небольшой комплекс неполноценности. Человек должен чувствовать себя комфортно, потребляя информацию. Это тоже важный тренд.
Первые технологии для кольца были отработаны с немцами, которые давно возили по Европе своих туристов. Отсюда появилось бронирование места в автобусе при покупке тура (для некоторых это очень важно). Немцы проходили десятилетия назад те же проблемы, что у нас сейчас: хороших экскурсоводов мало, наушники никто брать не хочет («А что, я так расскажу!» — у нас в тестах 4 гида просто отказались работать с техникой). Нет элементарного понимания физиологии людей (или уважения к группе). У региональных гидов часто есть склонность заставлять людей страдать у памятника, пока идёт рассказ, сколько метров и сколько кирпичей потрачено. Да, дождь, да, град, да, дует ветер, но туристы же заплатили! Получение информации — это труд, вот и пускай отработают! То же самое можно рассказать в автобусе заранее. А если гид умный — то не рассказать, а сделать интерактивно, предложить прикинуть высоту заранее, угадать, сколько оно весит. Очень многое из того, что рассказывают про гидов, бьётся с тем, как вообще нужно подавать научпоп-информацию. Это безумно интересно, и я про это тоже расскажу чуть позже, когда систематизирую опыт ещё пары человек.
Получается?
Мне понравился подход. Иру (руководителя проекта) многие в туризме не понимают, а в регионах так вообще при попытке переформулировать из «здесь вы можете прикоснуться к уникальной атмосфере Древней Руси и ощутить дух времени» в «Смотрите, какой крутой храм, тут льва на стене нарисовали по словесному описанию, вот он» чуть ли не поднимают на вилы со словами: «Да как вы смеете, вы ничего не понимаете в туризме!». Правильно, потому что кое-кто учился 5 лет, а потом 10 лет стажировался, чтобы сейчас вылетать с рынка. Ещё суеверный ужас вызывают такие ходы как проезд города насквозь с остановкой на один музей (привет, Иваново, пока Иваново!), исключение всяких значимых мест типа ещё 10 храмов в программе и так далее.
Вот это незаконно, точнее, это объявление касается только персонала объекта
А вот это неожиданно
Но где-то воспринимают нормально и даже хорошо. Потому что понимают, что теперь рынку нужно другое. Возможно, потому что видели результаты наших исследований, что только 3% жителей Европы готовы поехать в Россию. Потому что невидимая рука рынка показывает тем, кто не меняется, невидимую фигу. В этом плане мне особенно нравится история с краеведческим музеем в Иваново. Там была старая история про то, что в музее живёт привидение. То кошки на него реагировали, то его кто-то видел. В общем, вопрос закрыли установкой датчиков движения и камер. Привидение перестало проявляться. Музей не растерялся и сделал регулярные ночные экскурсии — по тёмному музею с фонариками под рассказы про несчастного духа. А за группой на границе света крадётся младший научный сотрудник в костюме.
С другой стороны, в каждом городе всё ещё есть фильм, рассказами про который тебя задолбают. При посещении некоторых храмов группа всё ещё обязана зайти в конце на 10 минут в церковную лавку, иначе на территорию не пускают. Даже платный корм для уточек может оказаться в другом конце кремля задолго после самих уточек. Уровень сервиса почти везде просто потрясает своей ужасностью (а я знаю, о чём говорю, после 10 лет розницы-то), и исправляться это будет с трудом, потом и соплями. В общем, если бы не закрытие международки, то многие эксперты в жизни не поехали бы по Золотому кольцу. А так получилось не только показать первые изменения, но и «подсветить» многие города. Я хочу вернуться в Кострому за лосиной фермой, в Гаврилов Посад за музеем русских напитков и конезаводом, в Иваново ради конструктивизма, а в Суздаль просто погулять.
С нами были здравый смысл и Ира Маштакова, директор туроператора «Анкор». Надеюсь, в итоге с продуктом всё получится.
gleb_l
Прикоснулся в этом году к пакетному туризму внутри России (исключительно из-за харизматичного гида) — ощутил всю нелепость очереди на сканирование паспортов в «объекте размещения». По поводу расчета на индивидов, у которых «уходит фокус» пары экспонатов в музее — рассчитывать на это, имхо, неправильно. Должен быть образовательно-воспитательный вектор, который направлен встречно вектору удовольствия.
Milfgard Автор
Мы возвращаемся к вопросу «зачем». Люди едут путешествовать чтобы страдать или чтобы развлекаться? Если страдать — пожалуйста, делайте образовательный тур. Можно в два раза дороже продать, и там будет столько встречных векторов, сколько нужно. Но зачем пихать в развлекательный продукт то, что не соответствует основной функции? Если же речь про иностранцев, да, им мы хотим показать что-то о том, какая у нас гостеприимная страна и все дела. Там к «зачем» добавляется повторный визит в Россию и некий PR. Опять же, образовательный вектор не всегда на это работает.
lexnekr
Не согласен.
Если вы развлекательную программу видите в ключе:
то зачем мне такой экскурсовод? Я не умею пользоваться картой? У меня нет глазок и ушек, чтобы посмотреть на колокольню и послушать колокол?
Я вам больше скажу, я когда готовил своё последнее путешествие (увы несостоявшееся), я на карте отмечал точки маршрута и копипастил в них избранные главы из описаний с вики (т.к. не рассчитывал на интернет).
Milfgard Автор
Потому что вы и целевая аудитория туров — разные люди. Вы можете подготовить путешествие, большинство туристов — нет. Вы можете собрать данные, большинство туристов хотят, чтобы за них их кто-то отфильтровал. Вы готовы копаться в деталях по городу, туристам нужно, чтобы их развлекли. Они приезжают только и исключительно за эмоциями в базовом продукте. Для тех, кто приезжает за архитектурой, кухней, выставкой собак и так далее, есть специализированные продукты.
lexnekr
Я не от хорошей жизни к этому пришёл.
1. туры дороже
2. туры проводимые по вашей схеме неинформативно скучные
3. меня то торопят куда-то, то 18 минут стоим у какой-то брошки, как вы описали, то едем «на уникальный пивзавод с дегустацией», примерно как в комментах ниже.
Milfgard Автор
1. Необоснованное утверждение. Я постоянно путешествую сам, но часто вписываюсь в тургруппы, потому что у них есть либо транспорт, либо чартеры, либо тухнущие отели, либо что-то ещё, чем можно пользоваться очень дёшево в сравнении с выделенной поездкой.
2. По этой схеме туры не проводятся пока. Ну и это оценочное суждение. Сделать его численным можно только на базе оценки продаж.
3. Да, это проблема любой группы. Тут она частично решена возможностью не ходить хвостиком за экскурсоводом, но когда вы выбираете тур — вы выбираете весь этот геморрой. Мне почти всегда проще нанять фиксера, лишь бы не связываться с гидами, даже если у них есть важная информация или они на порядок дешевле.
lexnekr
Посмотрел на сайте туроператора.
22К на 2 за 3 ночи в отелях с завтраком + переезд на автобусе (музеи и обед оплачиваются отдельно).
Я конечно не знаю, может с коронавирусом это нормальные цены для отечественного туризма, но в Еропе (по крайней мере где мне доводилось) без тур оператора было бы дешевле.
Я часто встречаю утверждения о волшебных предложениях от людей, «которые часто путешествуют», но сам вот на практике не встречал. Другое дело приходилось несколько раз брать тур реально ради чартера. Или ради автобуса туда, куда иначе как-то неудобно добираться.
Milfgard Автор
>Другое дело приходилось несколько раз брать тур реально ради чартера
Ну так это они и есть.
lexnekr
Слушайте, если у нас нет нормального транспортного сообщения, удобного туристам между городами Золотого Кольца, то не надо решать это тур-пакетами. Это надо решать РЖД.
Не надо ориентироваться на «туры» в Турцию/Гоа/Египет — это совсем другая история. Туда купаться летят.
P.S. это всё не опровергает утверждения, что тур дороже при прочих равных.
Milfgard Автор
Ну опять возвращаемся к началу. Зачем? Точнее, кому это нужно решать и какие ресурсы для этого готовы использовать? Почему?
Xo4y_3uMy
Ну у нас другие расстояния, всё же.
Километраж Золотого кольца, суммарно, около 1000 км.
Обычно тур выходит всё же дешевле, если считать всё в сумме. Расходы на сопоставимые по комфорту транспорт, платные посещения, экскурсии, еду, отели. Если это не так, туроператор просто прогорит.
Помимо этого есть свой кайф «поовощить» (посмотрите на право, посмотрите на лево, кушать подано и тп.)
Личные путешествия выходят дороже, во всяком случае в России. Я не говорю о путешествии с палаткой и горелкой, конечно. Тут свои прелести.
PereslavlFoto
Пассажирское сообщение невыгодно для РЖД. Проблема состоит в том, что люди хотят ездить на поездах и электричках. РЖД ищет способ, чтобы решить эту проблему, избавиться от пассажиров и уйти от невыгодных пассажирских перевозок к выгодным грузовым.
Gutt
Да-да, РЖД невыгодно, а товарищам, заведующим пассажирскими перевозками на местах — очень выгодно. Помните, как РЖД стали в 2015 году отменять электрички, когда некоторые регионы решили платить не некие стандартные спотолочные деньги в качестве компенсации затрат, а реальные суммы, потребные на покрытие разницы между стоимостью билетов и реальной себестоимостью? Там насос по перекачиванию бюджетных денег в собственный карман работает очень надёжно и бесперебойно благодаря подключению к линии 25 кВ.
Xo4y_3uMy
Кстати 22k на двоих на три ночи — это всего лишь 50$ в сутки на человека. С ночевкой, едой, на всём готовом. Не так уж много, особенно по ценам Европы на которую вы упираете.
Ivan_durak_111
по поводу 1,
Однажды ездил в тур из Дортмунда в Люксембург, по цене дешевле чем проезд на автобусе в один конец. Вот к примеру 30 евро, а билет на фликсбасе стоит от 30 в один конец. А я ездил еще когда фликсбаса никакого еще не было.
Self_Perfection
Вам лайфхак: OsmAnd умеет скачивать в оффлайн статьи википедии, привязанные к геокоординатам. То же самое, что вы делали руками, только автоматически.
MrHydeII
Хороший экскурсовод может спасти даже самое скучное место, а плохой — убить интересное. Пройдясь по Хельсинки с живым местным гидом, я реально ощутил жизнь Финляндии, ее развитие и текущее состояние. Хотя город особо ничем не примечателен.
В Новгороде Великом был два раза — возил друзей из СПб, один раз вела экскурсию классическая музейная дама (чуть не заснул), второй — вёл «посадник», дядька в историческом наряде и с громким басом — рассказ был примерно одинаков, но эффект куда лучше.
Надо работать с гидами, учить, давать материалы…
Master_Al
И это на самом деле очень печально, что образовательный вектор считается «скучным» и «не интересным» — популяризаторы науки на том же ютубе сейчас довольно популярны — вопрос подхода.
DistortNeo
Корни этому стоит искать в советской системе образования.
Moskus
Так есть существенная разница между популяризацией науки и типичной «образовательной экскурсией» (которая где-то равна чтению учебника вслух).
SoLLeR
С Вашего позволения немного подробнее расскажу о своем видении "зачем" люди ездят в путешествия. Вдруг кому-то будет интересно или полезно.
Немного предыстории. У меня есть несколько сайтов, где я рассказываю о разных заграничных направлениях. В 2019 году через мои сайтики купили 2000-3000 разных экскурсий, групповых и индивидуальных. То есть, я очень заинтересован понять что же люди ищут на экскурсиях, чего хотят от гида и т.д. Посетил сотни экскурсий от разных фирм, анализировал, сравнивал и пришел к таким субъективным выводам:
Про "даты" и "историю".
Люди не любят даты и историю в классическом её понимании. Из группы в 40-50 человек всё это реально слушает максимум 1-3 туриста. У людей создается впечатление, будто бы они на уроке сидят. А как мы знаем, большинство школьников/студентов не особо любили посещать занятия...
Тогда почему же все экскурсоводы так любят сыпать датами? Здесь три причины.
Во-первых, это проще всего для гида. Достаточно заучить несколько десятков страниц условной Википедии и Вы уже можете часами что-то вещать. Работа идет, туристы постепенно засыпают (если в автобусе едут) или разбредаются (если экскурсия пешеходная).
Во-вторых, качество работы экскурсовода всё еще оценивается тем, насколько туристы "устали". Если по дороге с экскурсии 2/3 автобуса спит — значит гид был хороший. Абсурдно, но оно так и есть. "Нам не надо чтобы Вы работали, нам надо чтобы Вы зае....".
В-третьих, историческая информация это классика. Большинство туристов уже были на десятках экскурсий, где гид просто сыпет датами. Они так привыкли. Странно, но когда попадается действительно крутой гид, некоторые остаются не довольны, что их "датами" не утомили. А на вопрос: "А Вам вообще интересна история?" уверенно отвечают, что нет. Привычка.
Настоящая история — очень сложная наука. На самом деле никто не знает как оно было на самом деле. Мы можем строить лишь догадки разной степени достоверности. К сожалению, многие гиды рассказывают явно нелогичный бред, часто что-то путают. Но их никто не поправляет, потому что группе обычно всё-равно.
Я не говорю, что даты никому не интересны. Это не так. Например, в Грузии есть гид по имени Баграт. Он может чуть ли не о каждом доме рассказывать исторические факты: даты, даты, даты. Но это исключение. У него факты подобраны ну очень интересно, объем знаний просто гигантский и потому получается действительно интересно.
Небольшой нюанс. Чтобы сделать экскурсию по-настоящему интересной, гид должен обладать колоссальными знаниями. По факту на действительно хорошей экскурсии Вам расскажут всего 3-5% от того, что знает гид. И его задача как раз выбрать те 5%, которые будут интересны именно Вам.
Приведу пару примеров. Пусть будут с той же Грузии:
1) Сейчас шашлыки там в 90% заведений сильно так себе. А 100 лет назад славились далеко за пределами Кавказа. Почему так? Чем отличается тот старый рецепт шашлыков от нынешнего? Для того, чтобы рассказать, гид должен прочитать 230 страниц мемуаров Паустовского. Из которых он почерпнет с десяток таких историй.
2) Или на набережной стоят колоны на которых мальчики с дудочками сидят. Просто украшение или за этим что-то стоит? Чтобы ответить, нужно пройти к одному старинному дому, на котором есть такие же мальчики. А дальше раскопать совершенно потрясающую историю, которая будет интересна и инженерам, и музыкантам, и любительницам женских романов, и ещё огромному количеству людей.
Чтобы сделать экскурсию интересной, надо прочитать сотни книг, мемуаров, воспоминаний и т.д. В архивах посидеть. И тогда получится выцепить действительно интересные факты, которые нельзя с легкостью найти на Википедии или в блогах. Такой гид сможет показать Вам город с совсем другой стороны. Сквозь призму людей, которые там жили, их судеб и историй, смешных и грустных, которые с ними связаны.
Такие истории гораздо интереснее обычных "дат". Они запоминаются. Их потом друзьям рассказывают. Так что хорошая, интересная экскурсия может нести и "образовательный вектор". Только гид для этого должен быть настоящим профессионалом, что встречается очень-очень редко.
А за чем же тогда люди ездят на экскурсии?
В большинстве рекламных буклетов предлагают "проникнуться богатой культурой и историей %страны%". По факту просто перескажут Википедию. Обычно с ошибками. На самом же деле культура и история (то, что под этим понимают "типичные гиды") — это совсем не то, за чем едут обычные люди.
Фотографии и хвастовство. Большинство хочет наделать красивых фотографий и выставить их в соц. сети. От Инстаграмма до Одноклассников.
Развлечение. Лежать на пляже две недели скучно. Просто хочется переключиться на что-то новое. Плюс экскурсии в том, что они запоминаются. А о том, как лежали на этом конкретном пляже через полгода даже не вспомните.
Люди ищут новых эмоций. В той же Грузии просто гигантским спросом пользуются застолья, всевозможные мастер-классы по приготовлению хачапури, поездки на аутентичные винодельни. Вот это и есть экскурсии нового формата.
Чувство собственной значимости. Например, перед детьми. Вот какая я хорошая мать, не только отвезла детей на море, но и показала им такую красоту.
Действительно интересные факты. Хороший рассказ о прошлом это не даты, войны и имена правителей. Это любопытные истории из жизни.
Например, в 5-ти минутах от моего дома при СССР стоял самый обычный ларек с газировкой. Из-под него текла огромная лужа. Прямо в центре города. Но убрать его не мог даже главный архитектор. Интересно почему?
А в месте, где я обычно обедаю, раньше был один из первых ресторанов города. С тайной комнатой и вращающимся холодильником, чтобы никто не мог узнать посетителя. Как это работало и зачем?
О каждом, даже самом крошечном городе можно отыскать сотни действительно интересных историй, а затем продуманно сплести их в увлекательное повествование. Но это ж заморочиться надо. Заучить даты проще...
Дописал и понял насколько сумбурно всё получилось. По каждому пункту сколько нюансов… Надо было или отдельную статью писать, или вообще не строчить этот комментарий.
Milfgard Автор
>С Вашего позволения немного подробнее расскажу
Обычно когда так начинается длинный коммент, это несколько странно, потому что позволения как раз не было. Но тут случай особый: с учётом комментария на модерации, как раз пришлось одобрять. Это несколько удивительно.
За рассказ спасибо.
SoLLeR
Пожалуйста. Сумбурно получилось, жаль.
Про позволение: есть оно — одобрили. Нет, тогда и одобрять не надо. В этом и соль шутки была. Пусть и весьма специфической.
Если честно, очень не люблю когда пишут что-то вроде: "Привет, можно вопрос?" или "Здравствуйте, у нас есть к Вам деловое предложение, когда Вы готовы его выслушать?" И потом ждут пока я отпишусь "Да / Сейчас". Вроде и вежливо, а за месяц кучу времени отнимает...
Вам тоже спасибо за статьи о туризме. Уж очень хороший у Вас слог. Пытаюсь потихоньку перенимать :-)
akryukov
Это была просто вежливось. Неужели вы считаете, что правильнее начинать "Хотите вы этого или нет, но вот вам мои мысли. Теперь живите с этим"?)
Milfgard Автор
Да.
Fr0sT-Brutal
А что не так с шашлыками? Заинтриговали!
SoLLeR
Все, что я дальше пишу — мой субъективный опыт. Я очень много поездил по Грузии, был почти во всех регионах и заказывал шашлык в заведениях от уровня "забегаловка" до "ощутимо дороже среднего". Выборка — больше 20 попыток, неравномерно разбросанных по почти всей стране с притяжением к туристическим регионам.
Если ресторан для местных, то в 90% случаев мясо не вымачивают. То есть, обычную, жесткую и нежирную свинину нанизывают на шампур, посыпают травами и в лучшем случае жарят на углях. Это в заведениях "получше". В заведениях "попроще" под видом шашлыка подают просто пожаренное на сковородке мясо. Тоже не вымоченное. При чём другие блюда в этом же заведении могут быть очень даже вкусными. А шашлык — ну вот такой, да.
Хороший шашлык мне попадался в 3-х случаях:
Старинный рецепт грузинских шашлыков можете найти у Паустовского в книге "Бросок на юг". Там есть рецепты сухумских и батумских шашлыков. Я лишь процитирую: "Мне кажется, что ничего более вкусного я никогда еще не ел в своей жизни."
В остальном, грузинская кухня потрясающая. Она не ограничивается хинкали и хачапури. Там десятки удивительных блюд. Я даже все названия выучить не смог.
Кстати, интересное наблюдение о грузинском менталитете. Я очень люблю Грузию. И у себя на сайте её прямо перехваливаю. Взахлеб пишу о потрясающей грузинской кухне. Но ещё ни один грузин не написал спасибо за это.
Зато на абзац о невкусных шашлыках почти каждый месяц приходят гневные комментарии из рубрики "Вы всё врете, просто надо знать правильные места!". Ребята, я ж для туристов пишу. Они хотят зайти в ресторан, заказать шашлык и чтобы было вкусно. Искать "правильное место", добиваться расположения повара и проходить ещё какой-то квест просто чтобы получить вкусный шашлык — это уже перебор :-)
vorphalack
то есть шашлык в грузии сейчас в норме готовят «на от… ись»?
SoLLeR
Думаю, это не совсем так. Не смотря на месяцы путешествий по Грузии, я все ещё простой турист. Так что если топик читают грузины, можете меня поправить.
Тут скорее разница в ментальности. Насколько я понимаю, грузины под словом шашлык подразумевают именно жаркое из свинины в специях/травах. Они не ленятся и не пытаются нарочно сделать плохо. Просто грузинский шашлык он вот такой.
Это как с борщом. Украинский, русский и польский борщи довольно сильно отличаются. Удивительно, но даже в Бразилии и Японии есть борщ. Но там эти блюда лишь очень отдаленно напоминают привычные нам. Но это не значит, что они хуже. Просто другие. И нам "невкусно".
Akon32
Я так был удивлён блюдом под названием куырдак, начитавшись википедии про казахскую кухню. Рецепт слегка отличался от данных википедии.
vlivyur
С борщом есть ещё одна подстава: у некоторых он без свёклы.
Fr0sT-Brutal
Спасибо большое, занес в закладки) когда-нибудь доберусь до Грузии
SoLLeR
Пожалуйста. Если соберётесь, можете мне написать. Вдруг смогу что-то полезное посоветовать?
oller
Большая нелепость это пропитанность всех туристических мест баблом
просто куда не плюнь
Тот же Сергиев-пассад где в китайском ресторане меня накормили супом с кубиком за 500руб порция! Где все храмы это придорожные ларьки с золотыми крестиками.
Суздаль где меньше чем за 3500 не снимешь на двоих номер и обязательно через 10 посредников, не говоря уже что сам город напоминает торгашеский рынок, а не город
и т.д.
Aracon
В этом плане выигрывают менее раскрученные места. К счастью, в РФ есть очень много достойных для посещения мест, при этом не столь популярных, как Золотое Кольцо.
RaphZak
А подскажите пожалуйста такие места. И чтобы была возможность насладится отдыхом без личного транспорта.
Aracon
А чего бы вы хотели от места назначения?
Есть старинные купеческие городки, а есть места с восточным колоритом. Есть знаменитые поэтами-писателями, а есть классные парки техники под открытым небом и космические музеи. (Не могу не вспомнить парк военной техники возле Тольятти, где можно залезть в цельную подлодку, это не считая кучи единиц всякой другой техники — самый большой в РФ, насколько я знаю.) Есть места, где интересные музеи и городские объекты, а есть где основное это природа и природные достопримечательности. С детьми или только взрослые?
Про личный транспорт, имеете в виду про добраться или про на месте?
RaphZak
Взрослые.
Колорит — интересен любой.
Знаменитые люди — не главное.
Интересуют достопримечательности, интересные объекты как природные так и созданные людьми. Инфраструктура желательна, но не сильно критична.
Личный транспорт — это когда совсем без автомобиля. То есть либо пешая доступность, либо хорошо налаженный общественный транспорт.
Ну и так, чтобы был какой-то базовый пункт, когда возвращаешься как минимум переночевать. И из него несколько дней, не меньше 3х, различные интересности.
Был в Москве, Питере, Казани, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге.
Из планов Байкал и Алтай, КМВ.
Aracon
У нас в семье жена главный путешественник, передал запрос, вот что пишет:
Посты почти про всё из списка с личными впечатлениями можно у неё же почитать в блоге (поиском по ключевым словам, далее по соседним датам): vk.com/public167021217
Про музей гражданской авиации под Ульяновском тут на Хабре отдельно от себя отмечу, классное место, для меня наверное на втором месте после парка военной техники. Много самолётов, часть — уникальные экземпляры. Тут стоит один из нескольких оставшихся Ту-144, причём «живой», может летать. И в целом почти все самолёты туда своим ходом добрались.
Нас по музею водил директор, классный мужик, явно понимает много в своём деле (как авиационном, так и музейном), очень радеет за всю технику, они все для него как живые. Много историй рассказывал про самолёты и про музей, некоторые очень берут за душу. Я у них потом специально купил несколько магнитиков, чтобы задонатить на краску (регулярно красят технику, чтобы не ржавела).
И ещё добавлю в Ульяновске — улица Федерация с кучей кафе, среди которых легендарная шашлычная.
RaphZak
Спасибо за такой подробный ответ. Но все же Поволжье не очень вариант для меня в силу того что там проживаю. Не будет такой новизны. Самара с Тольятти неплохой вариант, можно подумать. А остальные города если только галопом по европам, пару дней в одном, переехали, пару дней в другом. Пища для размышлений есть.
tvr
"Из планов Байкал и Алтай, КМВ."
Самое простое и малозатратное — КМВ.
Добираешься до Кисловодска, снимаешь жильё у частника, минимум два-три дня бродишь по парку (в принципе можно и неделю по нему бродить километров по 10-20-...(утром вышел в парк и вечером вернулся) в день, не надоест — он (Кисловодский парк) реально классный — я его за несколько заездов по неделе, кажется, так весь и не облазил.
Потом на электричках можно метнуться в Ессентуки, Пятигорск, etc.
Идеально подходит под ваши требования. Личный транспорт не нужен, всё или в шаговой доступности или на от (электричке).
Я в те места лет шесть подряд ездил с семейством именно по такой схеме. И ещё хотелось бы съездить — там не надоедает.
dragonnur
Азов в качестве базы (музеи-то-сё), посетить Ростов-на-Дону (старый центр+Нахичевань, Лебердон + тур выходного дня в Старочеркасскую); съездить в Таганрог (старый центр; нужен пеший тур с местным краеведом-хорошим рассказчиком).
Gordon01
По России в целом путешествовать дорого. В Венгрию какую-нибудь можно было пару лет на 20-30к съездить и жить в доме в центре, ни разу не встретившись с хозяином
Akon32
Почему должен быть? Да ещё и "встречно вектору удовольствия"? На экскурсии, вроде бы, ездят не для того, чтобы страдать. И максимальные страдания причиняет как раз бесполезная информация.